УДК 340 : 37 ББК 67.05
Власова Виктория Николаевна Vlasova Viktoria Nikolaevna
профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского юридического института МВД России доктор философских наук, кандидат педагогических наук, доцент.
Professor, Department of Humanitarian and Social and Economic Disciplines, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Doctor of Philosophy, PhD in Pedagogical, Associate Professor. Тел.: 8 (918) 529-829-81-11.
ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Philosophical and legal aspects in the modern system of legal education
Статья посвящена философско-правовым аспектам в системе современного юридического образования. Основное внимание уделено связи педагогических и юридических наук. Рассмотрены главные функции юридической педагогики, а также проблемы современного юридического образования.
Ключевые слова: философия права, философ-ско-правовой аспект, система образования, право, юридическая педагогика, юридическое образование.
Современным социумом предъявляются все более высокие требования к профессиональному и личностному уровню человека, а также к качеству образования. «Социальные, культурные и экономические изменения, которые мы наблюдаем в образовании в начале XXI века, повлекли за собой изменения характера обучения» [6, с. 136], что предопределило необходимость философского, методологического его переосмысления. Российская образовательная система сегодня находится в условиях методологической неопределенности, в тисках противоречивых тенденций, инноваций, не всегда обоснованных и часто отрицательно сказывающихся на целостности учебно-воспитательного процесса.
Потребность в модернизации образования и провозглашаемые в течение многих лет требования повысить уровень качества и эффективность учебного процесса наглядно свидетельствуют о необходимости разработать четкие педагогические и правовые критерии, на которых может быть построено целостное и систематизированное многообразие образовательных моделей, а не фрагментарная вариативность. Принятие курса на реорганизацию образовательного процесса, политической и
The article focuses on the philosophical and juridical aspects in the modern system of juridical education. The focus is on context, pedagogical and juridical Sciences. The main functions of legal pedagogy, and the problems of modern legal education are maintained.
Keywords: philosophy of law, philosophical and juridical aspects, education system, law, juridicalped-agogy, juridical education.
общественной жизни повлечет за собой перемены во всех социальных институтах, важнейшим из которых и является образование, так как оно обеспечит культурную преемственность поколений и подготовит индивида к выполнению социальных и профессиональных ролей. Процесс построения правового демократического общества, по сути, являясь позитивным, касается всех членов социума и способен изменять систему нравственных ориентиров и поведенческих норм. Вытесняя устоявшиеся стереотипы социальных связей и отношений, семейных и религиозных ценностей, данный процесс способен перестроить государственную систему защиты интересов индивида в труде и собственности. Параллельно изменяется и законодательство, причем весьма стремительно. К тому же обновление юридических норм приводит не только к положительным результатам, но также может повлечь за собой определенные издержки вследствие возможного несовершенства вводимого закона, отсутствия опыта его применения, произвола отдельных лиц и органов исполнительной власти. В связи с этим могут возникать проблемы социально-педагогического характера, решение которых, однако,
находится в правовой плоскости. Понятие «проблема» в широком смысле трактуется как сложный теоретический вопрос, нуждающийся в урегулировании, а в узком смысле - как ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели. Таким образом, любую проблему в области теории или практики можно обозначить как задачу, требующую разрешения. Следовательно, педагогические проблемы - это нерешенные задачи педагогической теории и практики. Проблема построения целостного образовательного процесса в педагогике всегда выделялась как основная, так как только в этом случае могли быть созданы условия, обеспечивающие целенаправленность образовательного процесса, - качества, характеризующие его как педагогический [2, с. 107]. Инновационные процессы в отечественном образовании осуществляются достаточно высокоинтенсивно. При этом накопленный фактический материал и результаты исторических исследований позволяют обнаружить заметную тенденцию в активизации поиска путей совершенствования образования. Очень часто приходится обращаться к проблемам педагогической культуры будущих специалистов, которая, с одной стороны, рассматривается в качестве результирующего элемента профессиональной подготовки, а с другой - отражает эффективность постановки педагогического процесса в вузе.
Происходящие инновационные процессы в образовании и методике преподавания ставят новые задачи перед специалистами, отвечающими за подготовку будущих профессионалов [4, с. 188]. Наиболее актуальным нам представляется разработка обновленной системы профессиональной подготовки преподавателей. Эта цель может быть реализована за счет ориентирования педагогов на эффективное взаимодействие с обучающимися вместо манипулирования ими. При этом необходимо уметь налаживать активное участие обучающихся в образовательном процессе, мотивировать их стремление к саморазвитию. Таким образом, акцент в научно-прикладных исследованиях по подготовке специалистов в области профессионального образования «должен переместиться с объяснения педагогических феноменов, наблюдаемых в их деятельности, на разработку практических решений, направленных на
совершенствование этой деятельности в самых разнообразных организационно-управленческих структурах и социально-педагогических ситуациях» [5, с. 67].
Ситуация в сфере юридического образования, которая сложилась в начале XXI века, требует внесения существенных корректив в систему подготовки юридических кадров. На наш взгляд, квалифицированный юрист должен являться всесторонне развитым и глубоко образованным человеком, который способен аккумулировать и использовать в своей деятельности достижения отечественных и зарубежных ученых, а также чувствовать себя уверенно и свободно в новых общественно-политических и правовых реалиях. Система юридического образования в течение последних двадцати лет подверглась огромным изменениям, многие из которых обладают неоднозначным характером. Так, юридическое образование становится «массовым»: ранее никогда вузами не выпускалось такое количество специалистов в сфере юриспруденции. Это, во-первых, способствует повышению уровня правосознания граждан и делает сферу права более значимым социальным регулятором. Однако у многих возникает ощущение, что юристом может стать любой. Во-вторых, юридическое образование проделало огромный путь в рамках процесса развития автономии вузов. Проведенный нами сравнительный анализ государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению «Юриспруденция» показал, что вектор изменений явно направлен в сторону большей самостоятельности вузов в определении места учебных дисциплин в учебном плане, их содержательного наполнения, выбора количества часов и так далее. В-третьих, произошел переход к двухуровневой системе юридического образования. Таким образом, сегодня, по мнению исследователей, отечественная научная юриспруденция находится на распутье, а последнее десятилетие можно назвать временем поиска новой парадигмы. Наступил «момент истины»: сможет ли российское юридическое образование стать полностью адекватным не только ситуативным социальным запросам, но и идеалам современной науки, способным объяснить текущее настоящее и эффективно прогнозировать и проектировать принципиальное будущее права.
Следует отметить, что экономическая среда испытывает острую нехватку компетентных специалистов, обладающих навыками правовой деятельности в различных юридических областях с фундаментальной университетской правовой подготовкой, позволяющей осуществлять глубокий анализ проблем развития отечественной и зарубежной государственности, национального и международного права. Отсутствие такого рода специалистов является неблагоприятным фактором правового сопровождения инновационных процессов, происходящих в современной России.
Также к одной из острейших проблем современной российской юридической науки специалисты относят сохранение научных школ и преемственности научных традиций. Мировой опыт организации юридической науки свидетельствует о том, что потерю научных традиций, которые способны заложить лишь ученые высшей квалификации, даже при благоприятных экономических условиях допускать не следует, так как их невозможно восполнить за короткий промежуток времени. Для создания полноценных научных школ при самых благоприятны условиях требуется сформировать два или даже три поколения ученых. Отсутствие всесторонней поддержки обучения научных и научно-педагогических кадров, вне всякого сомнения, приведет к снижению инновационной направленности экономического роста нашей страны, к «проседанию» научного потенциала в качестве основного ресурса устойчивого экономического роста.
В образовательной системе госслужащие выполняют одну из важнейших функций -функцию администрирования, то есть управление через приказы, различные предписания, основанные на законах и правовых нормах, отражающих различные аспекты правовой культуры определенного социума. Таким образом, правовая культура общества тесно связана с культурой педагогической. Именно поэтому следует уделять приоритетное внимание интеграции педагогики в юридическую науку, однако сегодня данная проблема исследована недостаточно, так как таковой практики не существует. На наш взгляд, необходимо разработать новый подход к ее разрешению посредством формирования и развития юридической педагогики как особой научной отрас-
ли с учетом ее историко-педагогических особенностей.
Педагогика и юриспруденция имеют общую гуманитарную направленность и единое ориентационное пространство. Это подтверждается наличием общего терминологического аппарата (перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей, исправительно-трудовая педагогика, беспризорность, правовое воспитание, детская безнадзорность, семейная политика и право, семейная педагогика и другие). Кроме того, в пра-воведческой деятельности наблюдаются значительные ресурсы педагогического характера. Следует отметить, что преподаватели и юристы никогда не имели между собой демаркационной линии. Например, такие исследователи, как Ю. К. Бабанский, С. В. Дар-модехин, Т. Н. Петрова, Э. И. Сокольникова, Ф. Ф. Харисов, рассматривают юридические проблемы в интегративном ракурсе.
Как мы видим, специфика и направленность указанных проблем характеризуются объективными процессами взаимодействия и интеграции правовой и педагогической сфер жизни общества, что предполагает необходимость целостного изучения философско-пра-вовых аспектов в системе современного юридического образования.
«Задача построения образовательного процесса как целостности одинаково актуальна и решаема как на уровне педагогических исследований, так и на уровне практической педагогической деятельности. Педагогической теорией строится образ, проект образовательного процесса, фиксирующий те его характеристики, которые при их воспроизводстве должны обеспечить целостность педагогического процесса. Педагогическая практика должна обеспечить такую реализацию построенного проекта педагогического процесса, которая бы воссоздала спроектированную целостность» [2, с. 108].
Рассмотрим основные функции юридической педагогики:
1. Научно-теоретическая - состоит в изучении сущности педагогических процессов юридической науки, а также структуры, механизмов и специфики формирования личности в направленном влиянии и взаимодействии, предпосылок установления благоприятных условий для всестороннего раскрытия потенциа-
ла каждого человека, включенного в данное взаимодействие.
2. Конструктивно-техническая - направлена на разработку различных технологий и методик исследуемых процессов и явлений юридической науки. Если бы педагогическая наука изучала лишь воспитательный процесс и законы его функционирования, она не имела бы практической направленности и не могла использоваться в прикладных аспектах. Однако педагогика - это практико-ориентирован-ная прикладная наука, созданная для того, чтобы объяснить процесс воспитания и определить цели, задачи, методы и средства обучения индивида, опираясь на разрабатываемый философией гуманистический идеал.
3. Прогностическая функция определяется научной теорией, которая глубоко и всесторонне исследует предмет, перспективы развития всей науки и отдельных ее направлений, появление новых. Прогностическая функция направлена на исследование и прогнозирование путей развития системы образования, а также отдельных ее ступеней [3, с. 48-49].
В Российской Федерации значимость юридической педагогики может определяться задачами перехода к правовому государству, демократическому обществу и, как следствие, рыночной экономике. Обновленные социальные и экономические условия в большой степени интенсифицируют традиционную проблему образования: поиск тех идеалов, которые могут стать основой главного компонента любой образовательной системы - целепо-лагания. Этот элемент системы образования определяет ряд конкретных средств достижения вышеуказанных целей и те критерии оценивания полученных результатов, которые корректируют ход воспитательно-образовательного процесса. В условиях модернизации права и юридического образования вопрос о формировании правовой культуры будущих госслужащих, их правосознания, ценностных ориен-таций приобретает особое значение.
Система юридического образования сегодня имеет ряд проблем, ключевой из которых является выработка основных направлений правовой политики. На наш взгляд, в основе юридического образования должна стоять модель специалиста, ориентированная на удовлетворение потребностей го-
сударства. В связи с тем, что данные модели все еще не разработаны, существует необходимость анализа взаимоотношений правовой идеологии и юридического образования, а также правовой культуры юриста и юридической доктрины в современной России.
Таким образом, возникает проблема исследования профессиональной правовой культуры юристов в связи с педагогическим воздействием юридического образования. Это обусловлено той ролью, которую юрист играет в обеспечении эффективного функционирования механизма правового регулирования на всех его стадиях. Уровень компетентности юристов, прежде всего, определяет как качество правового регулирования, так и отношение рядовых граждан к праву и правовым институтам. Другими словами, авторитет права и государства, уровень правового сознания, правовой культуры населения во многом зависят от профессионализма юридических кадров. Однако именно качество подготовки юристов является наиболее острой проблемой современного юридического образования. Следовательно, исключительную актуальность приобретают воспитательно-правовые аспекты качественного обновления системы юридического образования. Подготовка обучающихся, а также наличие у них не только определенного уровня компетентности в области правоведческих дисциплин позволяют развить необходимый стиль юридического мышления, навыки познания права, правоотношений, правовой культуры [1, с. 17].
Формирование правовой культуры личности студента в процессе обучения в юридическом вузе увеличивает значимость юридической педагогики. В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования не заложена полноценная концепция юридического воспитания. Для создания основы профессионально-юридического воспитания необходимо проведение дополнительных исследований с участием специалистов в области педагогики, психологии и юриспруденции. Важнейшим фактором благоприятного решения проблем юридического образования является использование в высшем учебном заведении не только внеаудиторной, но и воспитательной работы во время традиционных занятий. Для этого представляется необходи-
мым выработать рекомендации по оптимальному сочетанию обучения и воспитания в рамках юридического образования. При этом следует учитывать, что данные процессы взаимосвязаны: правовое воспитание реализуется посредством правового образования и наоборот. Формирование правовой культуры обучающегося обеспечивается совокупностью определенных педагогических условий. Например, достигается необходимый уровень качества окружающей правовой среды, выступающей мощным детерминирующим фактором правовой грамотности студента. Кроме того, необходимо кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе, прове-
дение специальной научной и методической подготовки преподавателей юриспруденции, а также постоянное совершенствование содержания, форм и методов правового образования и воспитания. Только при этих условиях возможно формирование положительной мотивации профессиональной деятельности будущего юриста, а также таких качеств, как глубокое уважение к закону, ценностям правового государства и так далее. Следовательно, правовое воспитание есть формирование уважительного отношения к закону, понимание закона как важной социальной ценности каждого индивида.
Литература
1. Алешина Е. А. Формирование правовой культуры в процессе юридического образования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2008.
2. Власова В. Н. Философия образования: учебное пособие. Ростов н/Д, 2016.
3. Коровяковский Д. Г. Философско-право-вые аспекты развития юридической педагогики как вида отраслевой педагогики // Образование и право. 2014. № 11-12.
4. Нефедов И. В. М-1еагш^ и Е-1еагш^ как основа разработки современных учебных программ по методике преподавания РКИ // X Международные севастопольские кирилло-мефодиевские чтения: сборник научных работ. Севастополь, 2016.
5. Рудченко А. В. К проблеме формирования и развития юридической педагогики как научной области // Право и образование. 2008. № 1.
6. Чернышенко О. В. Игровые технологии как лингводидактическое средство при обучении русскому языку как иностранному // Казанский педагогический журнал. 2016. № 6.
Bibliography
1. Alyoshina E. A. Formation of legal culture in the course of legal education: abstract dis. ... PhD in law. Rostov-on-Don, 2008.
2. Vlasova V. N. Education philosophy: manual. Rostov-on-Don, 2016.
3. Korovyakovsky D. G. Philosophical and legal aspects of development of legal pedagogics as type of branch pedagogics // Education and right. 2014. № 11-12.
4. Nefedov I. V. M-learning and E-learning as a basis of development of modern training programs by a technique of teaching RKI // X International Sevastopol kirillo-mefodiyevsky readings: collection of scientific works. Sevastopol, 2016.
5. Rudchenko A. V. To a problem of formation and development of legal pedagogics as scientific area // Right and education. 2008. № 1.
6. Chernyshenko O. V. Game technologies as linguo-didactic means when training in Russian as foreign // Kazan pedagogical magazine. 2016. № 6.