6. Высокий уровень качества и эффективности деятельности целого ряда воспитательно-образовательных учреждений, работающих по инновационным Монтессори-программам, подтвержден педагогическим мониторингом.
Метод Марии Монтессори соответствует всем требованиям гуманной педагогики, согласно идеям которой в центре процесса обучения и воспитания находится личность ребенка неповторимого, непосредственного, непохожего на других детей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб., 2012.
2. Выготский, Л. С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2011. - 479 с.
3. Дмитриева, В.Г. Методика раннего развития М. Монтессори / В.Г. Дмитриева. - М., 2009.
4. Значение подготовленной среды для развития ребенка: сбор. материалов II Всероссийской конференции
«Интеграция педагогики М. Монтессори с отечественным образовательным пространством» / под ред. К.Е. Сумнительного. - М.: АПК и ПППРО, 2011.
5. Монтессори, М. Антропология / М. Монтесори. - М., 2007.
6. Монтесссори, М. Мой метод / М. Монтесори - И. АСТ, 2006.
7. Монтессори, М. Подготовка учителя [Текст] методическое пособие / М. Монтессори. Пер. с англ. И. Дич-
ковской. - Альманах «МАМА»: Научно - методическое издание Межрегиональной альтернативной Монтессори - ассоциации. - Вып. 1. - М., 1994. - 354
8. Монтессори, М. Разум ребенка / М. Монтессори. - М., 1999. - 93 с.
9. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1995.
10. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации: методическое пособие / С.Л. Новоселова. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. - 64 с.
11. Скуднова, Т.Д. Гуманистические традиции мировой социальной педагогики / Т.Д. Скуднова, К.М. Хору-женко. - Таганрог, 2000.
12. Эльконин, Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей / Эльконин Д.Б. // Избранные психические труды. - М.: Просвещение, 1990. - 422 с.
13. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М.: Владос, 2011. - 365 с.
14. Русская Монтессори Школа - Анны Дурмановой г. Москва. - URL: http://www.rusmontessori.ru (дата обращения 21.11. 2015.)
15. Программ для муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя Общеобразовательная Школа "Эврика-Развитие" г. Томска. - ГКД: http://www.eurekatomsk.ru/education/1-4/montessori (датат обращения 21.11. 2015)
16. Исаева И. Монтессори подходит всем детям, но не всем родителям. / И. Исаева. - URL: http://letidor.ru/article/irina isaeva montessori podkho 116629 (дата обращения 21.11.2015)
УДК 159.923.2 ББК 88.8
В.А. Плохотниченко
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Исследование вопросов повышения качества юридического образования студентов является актуальным. Не всеми педагогами осознается необходимость создания системы непрерывного правового образования педагогов. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в научной или в практическойдеятельности.
Ключевые слова: студенты, педагоги, юридическая специальность, правовая культура, коррупция.
V.A. Plohotnichenko
IMPROVEMENT OF EDUCATION EFFICIENCY AND QUALITY OF LEGAL PROFESSIONS
Abstract: Improvement of education efficiency and quality of legal education of students research is important. Not all teachers understand the need to create a system of continuous legal education for teachers. The findings presented in this article can be used in scientific or practical activities. Key words: students, teachers, juridical profession, legal culture, corruption.
В наше время происходят глобальные перемены во взаимоотношениях между государством и личностью. Современное общество Российской Федерации благодаря своим правам получило
большую возможность испытать себя в различных сферах жизнедеятельности. От системы ценностей каждого человека, которая формирует и развивает посредством юридического образования и правового развития, зависит стремление и опытность использования своих законодательств в собственной профессиональной деятельности, выполнение долга, а также степень осознания обязательств за последствия совершаемых поступков.
В государстве появляется новый вопрос - вырабатывание способности россиян умело и компетентно ориентироваться в системе социальных, экономических и политических положений, их правовом регулировании, а также навыков стремления отстаивать свое «я», работать в пригодности со своим собственным государственным участием, не искажая правовых норм. Из-за этого в современных условиях в рамках всей системы правового воспитания населения первое место отдается правовому образованию личности, являющееся одним из главных направлений системы высшего образования специалистов.
В большей степени это касается подготовки студентов юридических вузов, так как для современной жизни характерно увеличение спроса на их деятельность. Обществу нужны высококвалифицированные юристы, способные положительно влиять на правовое развитие и формирование правовой культуры личности в обществе [7].
В Национальном плане противодействия коррупции, утвержденном Президентом РФ 31 июля 2008 г., отмечается, что, несмотря на предпринятые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальную работу и связь между всеми общественными механизмами, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную обеспокоенность и недоверие государственным институтам. Вследствие вышеперечисленного из-за такой острой проблемы создается негативный имидж России на международной арене, более того, коррупция правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации. В связи с этим создание плана по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения ее коренных причин, и реализация его в контексте обеспечения развития страны по факту становится реальной и незамедлительной необходимостью. Главные мероприятия по профилактике коррупции обозначены в ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции». Сам же список мер для профилактики коррупции содержится в ст. 6 антикоррупционного Закона. Указанные меры сформулированы в качестве основных направлений деятельности и напрямую реализовываться не могут. Соответственно для их применения необходимо принятие ряда новых законодательных и подзаконных актов, а также внесение изменений в уже существующие. Первым пунктом антикоррупционной профилактики названо формирование в обществе нетерпимости и недопустимости к коррупционному поведению. Реализация данного пункта связана с повышением уровня правовой культуры, что достигается путем осуществления правового воспитания. Данное понятие закладывает в себя также приобретение и распространение информации о праве и других правовых явлениях, усвоение правовых ценностей и идеалов. Основными способами создания правового антикоррупционного воспитания может являться антикоррупционное образование, т.е. формирование презрения к коррупционному поведению в рамках обучающих дисциплин высших образовательных учреждениях. В Национальном плане по борьбе с коррупцией в качестве одного из главных направлений противодействия названо усиление антикоррупционной составляющей при преподавании учебных программ, содержащих изучение правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего образования. Осуществление его требует внесения соответствующих точечных изменений в учебные программы ВУЗов [1].
Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и личностного воспитания членов общества и государства, основанным на дополнительных общеобразовательных и профессиональных обучающих программах, созданных при национальном региональном комитете государственных образовательных стандартов и реализуемых в учреждениях высшего профессионального образования для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры [3].
Таким образом, формирование у студента правовой культуры является необходимым условием его личностного развития и компетентности, на уровень которой существенное влияние оказывает качество полученного в педвузе правового образования. В связи с чем в наши дни вместе с проблемой повышения эффективности овладения студентами правовыми знаниями и умениями возникает необходимость постановки и решения проблемы повышения качества правового образования будущих юристов, предоставляемого им в юридическом вузе как основным потребителям образовательных услуг [6].
Кроме того, важность и актуальность изучения данной проблемы обусловливается целым рядом причин, выделим из них наиболее значимые. Во-первых, появление социального спроса на высокопрофессиональных специалистов с высоким качеством профессиональной и общей готов-
ности повлияло и на формирование качественно нового содержания правового образования, опирающегося на принципы демократизации, гуманизации и индивидуализации обучения, его куль-туросообразность и аксиологичность, а также на поиск путей и средств модернизирования общеправовой подготовки студентов.
Во-вторых, большое количество выпускников средних учебных заведений к моменту поступления в юридический вуз получили сомнительную общеправовую подготовку, большое количество абитуриентов обладают низким и средним уровнем владения правовыми дисциплинами, правовой культурой, не стремятся его повышать и не имеют желания совершенствовать свои правовые знания и навыки [4].
В-третьих, система общеправовой подготовки будущего юриста как составная часть системы общекультурной подготовки представляет собой единство правового обучения и правового воспитания, осуществляемых главным образом в рамках преподавания дисциплин. К сожалению, в последнее время стабильна тенденция к спаду объема общеправовой подготовки будущих специалистов. Теоретический курс сводит данную подготовку к правовому информированию студентов, что непосредственно сказывается на качестве их правового образования и в итоге на уровне правовой культуры [8].
Основы теории формирования правосознания, правовой культуры и правового воспитания личности были заложены во второй половине XX столетия в трудах С.С. Алексеева, В.Н. Кудрявцева, Д.А. Керимова, В.П. Сальникова, Р.С. Байниязова, С.Н. Кожевникова, Г.А. Голубевой, В.И. Каминской и др. Стали рассматриваться вопросы правового обучения и общеправовой подготовки студентов неюридических вузов и факультетов, обеспечения ее эффективности, методики преподавания правовых дисциплин и правового воспитания в публикациях А.П. Глебова, Н.М. Яковлевой, Т.Н. Ивановой, В. Назарова, А.М. Столяренко, В.С. Минеева и др.
Современные методисты, педагоги и правоведы в своих исследовательских работах доказывают, что полезность правовоспитательной деятельности педагогов в образовательных учреждениях во многом зависима от уровня правовой культуры, правовой грамотности и компетентности педагога, от его готовности к гражданско-правовому воспитанию и умения организовать правовое обучение в вузе. Проблемам правового образования, определения принципов и критериев его содержания, а также формирования правовой культуры учителя посвящены работы Г.П. Давыдова, А.И. Долговой, Н.Я. Соколова, В.М. Обухова, В.Г. Подзолкова, Н.И. Элиасберг, З.К.Шнекендорф, П.А. Мусинова и др. [14].
Организация учебно-воспитательного процесса в высшей школе раскрыта такими учеными, как В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, Ю.К. Бабанский, и др., проблема учета возрастных особенностей студентов в процессе данной организации - в работах Б.Г. Ананьева, А.В. Мудрик и др. Для нашего исследования актуальны научные и учебно-методические работы ученых, в которых утверждается необходимость реализации в образовательном процессе вуза принципа личностно-ориентированногообразования, аксиологических идей гуманистической педагогики, установок, мотивов поведения личности (Е.В. Бондаревская, Н.В. Щербакова, Д.Н. Узнадзе, В.Д. Шадриков и др.), применения психолого-педагогических подходов к процессу обучения (личностно-деятельностного, инновационно-рефлексивного и др.), развития творческого мышления студентов, использования инновационных педагогических технологий и методик (В.В Башев, А.В. Хуторской, Е.С. Полат, М.В.Кларин, В.В. Гузеев, Ю.В.Киримова, В.В. Ефросиний, П.А. Радченко и др.) [12].
На сегодняшний день наблюдается значительное увеличение количества исследований по проблемам качества образования и создания системы повышения качества подготовки специалистов в ВУЗах. К ним относятся труды С.Е. Шишова, А.И. Субетто, А.В. Салихова, А.В. Сланковой и др.; научные разработки ученых Пермского института повышения квалификации работников образования (М.П. Афанасьев, И.О. Клейман и др.), исследователей Томского государственного педагогического университета (В.И. Шишковский и А.А. Чернышев) и др. Такие ученые, как В.А. Дмитриенко, И.Ю. Соколова, С.М. Берглезова и др., в своих работах доказывают необходимость проведения реформ качества обучения студентов и разрабатывают основы их профессионального самоопределения, самоактивности и самовоспитания.
На основании проведенного анализа литературы по проблемам качества подготовки и образования специалистов высшей школы, опыта работы в качестве преподавателя юридических дисциплин можно прийти к заключению о том, что в настоящее время достаточно развернуто освещены в основном темы профильной подготовки специалистов, создания условий повышения ее эффективности в юридическом вузе, в то время как в современных условиях появилась потребность в теоретическом и методологическом обеспечении процесса формирования общей, в том числе и правовой, культуры личности педагога, повышения качественного уровня его правового образования и эффективности общеправовой подготовки студентов, в выявлении психолого-педагогических подходов и разработке организационно-методических средств повышения качест-
ва правового образования будущих юристов [13].
Собственный опыт работы преподавателем позволил сделать вывод о том, что, к сожалению, до сих пор не всеми педагогами осознается необходимость создания системы непрерывного правового образования педагогов, разработки и внедрения в процесс общеправовой подготовки методик и технологий обучения, направленных на личность обучаемых и развитие их творческих способностей, повышающих интерес к дисциплинам, на формирование готовности к правовому самообразованию и повышение качества правового образования будущих педагогов в целом.
Данное обстоятельство, а также имеющееся противоречие между необходимостью в современных условиях предоставления студентам юридического образования высокого качества и неразработанностью механизмов, способствующих его повышению, являются одним из доказательств актуальности исследования и решения данной проблемы [5].
Кроме того, повышение уровня правового образования будущих юристов - это сложный процесс, производимый для усовершенствования общеправовой (как части профессиональной) подготовки, основанный на развитии и повышении уровня правового сознания и правовой культуры личности студента юридического вуза, который в конечном виде позволит разрешить ряд вопросов между
- возникшей потребностью общества в юристах, получивших правовое образование высокого качества, и недостаточной разработанностью теоретическо-методологических оснований процесса его повышения у студентов вуза;
- интересами студентов в получении качественного правового образования и неспособностью традиционной системы общеправовой подготовки будущих юристов выполнить их запросы.
Разработка комплексной модели общеправовой подготовки студентов юридического вуза и методическое обеспечение ее внедрения в учебный план позволят повысить качество правового образования будущих юристов и эффективность их общеправовой подготовки.
Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
1) разработать и внедрить в учебный план комплексную модель общеправовой подготовки студентов юридического вуза, пересмотреть критерии оценки качества правового образования;
2) определить существенные особенности содержания педагогических технологий как основного организационно-методического средства повышения качества правового образования;
3) разработать эффективные методы организации учебно-воспитательного процесса в рамках юридических дисциплин на основе использования личностно-ориентированных образовательных технологий, создать и внедрить инновационное программно-методическое обеспечение [9].
Современная система подготовки требует обновления содержания и повышения качества образования с учетом требований времени на базе новых педагогических и информационных технологий. Будущий юрист должен обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, правовой и политической культурой, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты [11].
Для реализации данных требований в настоящее время на юридические вузы возлагаются определенные обязательства в плане совершенствования организационного и методического обеспечения процесса общеправовой подготовки студентов, внедрения инновационных технологий в непрерывном правовом самообразовании и развитии творческого мышления, а именно технологии организации научно-исследовательской деятельности студентов. Наиболее подходящей формой реализации данной технологии, применяемой в нашей практике, выступают конференции, олимпиады, форумы, семинары, практические занятия, на которых освещаются актуальные для студентов социально-правовые вопросы [10].
В заключение необходимо отметить, что существенное повышение эффективности процесса общеправовой подготовки студентов юридического вуза посредством внедрения в учебный процесс инновационных образовательных технологий, направленных прежде всего на реализацию идей личностно-ориентированного образования, приводит в конечном итоге к достижению поставленной общей цели - повышению качества правового образования будущих юристов и формированию антикоррупционного мировоззрения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Берглезова, С.М. Качество подготовки специалиста как результат организации учебного процесса /С. М.
Берглезова // Активные методы обучения и качество подготовки специалистов в вузе. Межвуз. сб. науч.
тр. - Ленинград: ЛТА, 1989. С. 56 - 59.
2. Буллер, Т.А. Как оценить качество образования? (Из опыта работы Донской реальной гимназии) / Т.А.
Буллер, Л.П. Мякинченко //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2001. - № 2. - С. 59 - 62.
3. Гайков, В. Отношение к преподаванию правовых дисциплин надо изменить/В. Гайков, В. Назаров // Рос-
сийская юстиция. - 1994. - № 1. - С. 55.
4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. - М., 2000.
5. Демин, В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды / В.А. Демин // Стандарты и
мониторинг в образовании. - 2000. - № 4. - С. 34 - 42.
6. Качура, Н.Е. Модульное обучение как педагогическая технология: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.Е.
Качура. - М., 2002 - 24 с.
7. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Ана-
лиз зарубежного опыта) / М.В. Кларин // Построение учебных курсов по обществознанию на основе проблемно-рефлексивного подхода. Материалы семинара. - Красноярск: ИГШР СО РАО, 2003.
8. Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом РФ 31 июля 2008 г. № Пр-
1568.
9. Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход // Тру-
ды исследовательского центра / Под науч. ред. Н.А. Селезневой и А.И. Субетто. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995 - 199 с.
10. Новиков, А.Н. Модульная технология как средство повышения качества обучения в вузе / А.Н. Новиков, Г.В. Букалова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2001. - № 2. - С. 39 - 42.
11. Радченко, П.А. Применение инновационных технологий в обучении студентов юридических вузов: Дис. ... канд. пед. наук / П.А. Радченко. - Тольятти, 2000 - 218 с.
12. Савельев, А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования / А.Я. Савельев // Высшее образование в России. - 1994. - № 2. - С. 29 - 37.
13. Управление качеством образования. Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 448 с.
14. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ.