Научная статья на тему 'О регулировании труда педагогического работника в Российской Федерации'

О регулировании труда педагогического работника в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
978
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНСТИТУЦИЯ РФ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ / ТРУДОВОЙ КОДЕКС РФ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 21 ДЕКАБРЯ 2012 Г. "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" / ТРУД / ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАБОТНИК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галузо Василий Николаевич, Карамов Эдуард Григорьевич, Джафаров Наваи Камилович

На основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации о труде и об образовании высказано несколько суждений: право на труд в Российской Федерации является конституционным правом граждан Российской Федерации, закреплен в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. (ст.ст. 17, 18, 37, 43, 55); положения ст. 37 Конституции РФ детализированы в федеральных законах РФ в ТК РФ (ст.ст. 2, 3, 4) и в Федеральном законе от 21 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (ст.ст. 3, 5); правовое регулирование деятельности педагогических работников образовательных организаций фактически представляет совокупность нормативных правовых актов с разной юридической силой, а также решений государственных судебных органов; деятельность педагогических работников образовательных организаций предопределена трудовым договором; трудовой договор необходимо рассматривать в качестве межотраслевого правового института, включающего несколько субинститутов заключение трудового договора с педагогическими работниками образовательных организаций; изменение трудового договора с педагогическими работниками образовательных организаций, прекращение трудового договора с педагогическими работниками образовательных организаций; общие положения правового института «трудовой договор с педагогическими работниками образовательных организаций» должны содержаться в Трудовом кодексе РФ; частные положения правового института «трудовой договор с педагогическими работниками образовательных организаций» должны содержаться в Федеральном законе от 21 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»; положения гл. 52 ТК РФ целесообразно инкорпорировать в Федеральный закон от 21 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About regulation of work of the pedagogical worker in Russian Federation

In article on the basis of the analysis of legal literature and legislation of the Russian Federation about work and about education made several judgments: the right to work in the Russian Federation is a constitutional right of citizens of the Russian Federation, because enshrined in the Russian Constitution of 12 December 1993 (arts. 17, 18, 37, 43, 55); the provisions of articles 37, of the Constitution of the Russian Federation are detailed in the Federal law: the labour code (article 2, 3, 4) and in the Federal law of the Russian Federation «On education in Russian Federation» dated 21 December 2012 (articles 3, 5); legal regulation of activity of pedagogical workers of educational institutions is actually a complex of normative legal acts of different legal force and decisions of the state courts; the activity of pedagogical workers of educational institutions of predefined employment contract; the employment contract must be considered as intersectoral legal Institute, which includes several subinstitute: the conclusion of labor contracts with educational workers of educational institutions; change in the employment contract with the teaching staff of educational institutions; termination of a labour agreement with the pedagogical workers of educational institutions; General provisions legal institution of the «labor contract with the pedagogical workers of educational institutions» must be contained in the Labour code of the Russian Federation (TC RF); special provisions of the legal institution of the «labor contract with the pedagogical workers of educational institutions» must be contained in the Federal law of the Russian Federation «On education in Russian Federation» dated December 21, 2012; the provisions of Chapter 52 of the labour code appropriate to incorporate into Federal law of the RF «On education in Russian Federation» dated December 21, 2012.

Текст научной работы на тему «О регулировании труда педагогического работника в Российской Федерации»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34

ББК 67 © В.Н. Галузо, Э.Г. Карамов, Н.К. Джафаров, 2018

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

О РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Василий Николаевич Галузо, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИИ образования и науки (105043, Москва, ул. Первомайская, 58Б, с. 1) E-mail: vgrmn@yandex.ru Эдуард Григорьевич Карамов,

123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана» E-mail: co1825eg@mail.ru

Наваи Камилович Джафаров, старший преподаватель

Московский авиационный институт (125993, Москва, ГСП-3, Волоколамское ш., д. 4, A-80) E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. На основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации о труде и об образовании высказано несколько суждений: право на труд в Российской Федерации является конституционным правом граждан Российской Федерации, закреплен в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. (ст.ст. 17, 18, 37, 43, 55); положения ст. 37 Конституции РФ детализированы в федеральных законах РФ — в ТК РФ (ст.ст. 2, 3, 4) и в Федеральном законе от 21 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (ст.ст. 3, 5); правовое регулирование деятельности педагогических работников образовательных организаций фактически представляет совокупность нормативных правовых актов с разной юридической силой, а также решений государственных судебных органов; деятельность педагогических работников образовательных организаций предопределена трудовым договором; трудовой договор необходимо рассматривать в качестве межотраслевого правового института, включающего несколько субинститутов — заключение трудового договора с педагогическими работниками образовательных организаций; изменение трудового договора с педагогическими работниками образовательных организаций, прекращение трудового договора с педагогическими работниками образовательных организаций; общие положения правового института «трудовой договор с педагогическими работниками образовательных организаций» должны содержаться в Трудовом кодексе РФ; частные положения правового института «трудовой договор с педагогическими работниками образовательных организаций» должны содержаться в Федеральном законе от 21 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»; положения гл. 52 ТК РФ целесообразно инкорпорировать в Федеральный закон от 21 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».

Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, Конституция РФ, федеральный закон РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 21 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», труд, трудовой договор, педагогическая деятельность, педагогический работник.

ABOUT REGULATION OF WORK OF THE PEDAGOGICAL WORKER

IN RUSSIAN FEDERATION

Vasiliy N. Galuzo, candidate of legal sciences, senior researcher

Research Institute of Education and Science (105043, Moscow, ul. Pervomaiskaya, 58B, s. 1) E-mail: vgrmn@yandex.ru Eduard G. Karamov,

123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana publishing house E-mail: co1825eg@mail.ru Navai K. Dzhafarov, senior lecturer

Moscow Aviation Institute (125993, Moscow, GSP-3, Volokolamskoye sh., d. 4, A-80) E-mail: office@unity-dana.ru

Annotation. In article on the basis of the analysis of legal literature and legislation of the Russian Federation about work and about education made several judgments: the right to work in the Russian Federation is a constitutional right of citizens of the Russian Federation, because enshrined in the Russian Constitution of 12 December 1993 (arts. 17, 18, 37, 43, 55); the provisions of articles 37, of the Constitution of the Russian Federation are detailed in the Federal law: the labour code (article 2, 3, 4) and in the Federal law of the Russian Federation «On education in Russian Federation» dated 21 December 2012 (articles 3, 5); legal regulation of activity of pedagogical workers of educational institutions is actually a complex of normative legal acts of different legal force and decisions of the state courts; the activity of pedagogical workers of educational institutions of predefined employment contract; the employment contract must be considered as intersectoral legal Institute, which includes several subinstitute: the conclusion of labor contracts with educational workers of educational institutions; change in the employment contract with the teaching staff of educational institutions; termination of a labour agreement with the pedagogical workers of educational institutions; General provisions legal institution of the «labor contract with the pedagogical workers of educational institutions» must be contained in the Labour code of the Russian Federation (TC RF); special provisions of the legal institution of the «labor contract with the pedagogical workers of educational institutions» must be contained in the Federal law of the Russian Federation «On education in Russian Federation» dated December 21, 2012; the provisions of Chapter 52 of the labour code appropriate to incorporate into Federal law of the RF «On education in Russian Federation» dated December 21, 2012.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Keywords: the Russian Federation, the laws, the Constitution of the Russian Federation, the Federal law of the Russian Federation, the Labour code of the Russian Federation, Federal law of the RF «On education in Russian Federation» dated December 21, 2012, labor, labor contract, pedagogical activity, pedagogical workman.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Галузо В.Н., Карамов Э.Г., Джафаров Н.К. О регулировании труда педагогического работника в Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(3):9-15.

Предметом данной статьи является регулирование труда педагогического работника на основе сопоставления законодательства о труде и об образовании в Российской Федерации1.

Как известно, права и обязанности граждан Российской Федерации2 закреплены в нормативном правовом акте с наивысшей юридической силой — в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.3.

Перечень прав и обязанностей граждан Российской Федерации закреплен в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ (ст.ст. 17—64).

Положения некоторых статей Конституции РФ приводим в полном объеме, поскольку они относятся к предмету данной статьи.

Так, положения ст. 17 Конституции РФ фактически являются базовыми: «1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

По мнению В.К. Бабаева, в ч. 1 ст. 17 Конституции РФ «закреплено положение о необходимости его соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права в области прав и свобод человека и гражданина»4.

В.И. Андрианов полагает, что ч. 1 ст. 17 Конституции РФ «отражает фактическую ситуацию, состоящую в том, что права и свободы человека и гражданина защищаются, охраняются и гарантируются как международным, так и внутригосударственным правом Российской Федерации»5.

Е.В. Шленева утверждает следующее: «Признание прав и свобод человека и гражданина означает, что они не даруются и не отбираются у человека государством произвольно, а существуют помимо государственной воли, которая самим фактом признания прав и свобод человека и гражданина подчинила себя их требованиям»6.

Во всех иных статьях гл. 2 Конституции РФ фактически детализированы положения ст. 17 этого же нормативного правового акта: ст.ст. 18, 43, 45, 55, 64.

В ст. 43 Конституции РФ непосредственно определено содержание права на труд («1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования»).

Целый ряд положений, приведенных статей Конституции РФ, являются бланкетными нормами. Это означает, что права и обязанности граждан Российской Федерации, в том числе и право на труд, урегулированы в нормативных правовых актах с меньшей юридической силой7.

1 Мы полагаем, что с 25 декабря 1991 г. для названия государства необходимо использовать исключительно этот термин. См.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119—123.

2 Федеральный закон от 19 апреля 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031; 2017. № 31 (ч. I). Ст. 4792.

3 СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

4 Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.В. Лазарева. 4-е изд., доп. и пе-рераб. М.: Юрайт, 2009. С. 172.

5 Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.В. Лазарева. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Новая правовая культура; Проспект, 2009. С. 107.

6 Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / Науч. ред. Ю.И. Скуратов. 2-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2013. С. 63.

7 О системе нормативных правовых актов в РФ подробнее см., например: Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28—30; Он же: О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27—30.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования трудовых правоотношений, является Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 21 декабря 2001 г.8, по юридической силе приравниваемый к федеральному закону РФ9.

Праву на труд непосредственно посвящены:

Статья 2 «Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений». «Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; защита от безработицы и содействие в трудоустройстве; обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование; обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них; обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах; сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; социальное партнерство, вклю-

чающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами; обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права; обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права; обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности; обеспечение права на обязательное социальное страхование работников»;

Статья 3 «Запрещение дискриминации в сфере труда» ТК РФ. «Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми ка-

8 СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 3; 2018. № 1 (ч. I). Ст. 86.

9 Подобное уточнение необходимо для эффективного применения правил комплексного правоприменения. См.: Якупов Р.Х. Правоприменение в уголовном процессе России (юридические проблемы): Моногр. М.: МВШМ МВД РФ, 1993; Он же: Правоприменение в уголовном процессе России (юридические проблемы): Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 1993.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

чествами работника. Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда».

Одной из разновидностей труда является педагогическая деятельность, которая урегулирована в специальном нормативном правовом акте, по юридической силе приравненном к федеральному закону РФ. Речь идет о Федеральном законе от 21 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»10.

Относительно ФЗ от 21 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», названного в одной научной публикации как «закон, отстаивающий интересы государства», обнаруживаем несколько критических суждений: «Новая действительность прагматична, порой даже цинична, не нуждается в инновационных образовательных учреждениях»; «По ФЗ «Об образовании в РФ» естественно-научное образование во многом теряет свою обязательность и оставляет обширные белые пятна необразованности выпускников школ»; «В ФЗ «Об образовании в РФ» декларируется приоритетность прав личности»; «Закон, отстаивающий интересы государства сильнее, чем интересы личности и общества, не может быть последовательным и непротиворечивым для самого государства»11.

Т.Н. Матюшева конкретизировала конституционные принципы правового регулирования статуса педагога в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и указала: определение методов побуждения и понуждения обосновывает необходимость запрета использования авторитарных методов понуждения к реализации конституционного права на образование («Повышение статуса педагогов, таким образом, определяется как комплексная задача, которая будет ре-

шаться длительным периодом времени, причем не только на законодательном уровне. Должна создаваться система социальной защиты педагогов. Следует повышать уровень профессионального мастерства педагогов: учитель новой школы должен быть профессионально компетентным, соответствовать требованиям современного информационного общества. Требования к повышению квалификации влекут за собой иной порядок аттестации. Информация о сфере образования должна стать публичной. Нужно предусмотреть возможность передачи положительного опыта работы педагогов, например, возвратиться к идее создания педагогических классов. Процесс изменений в статусе педагогического работника происходит постепенно: идеи, не соответствующие требованиям современного гражданского общества и государства, заменяются актуальными. Однако при анализе изменений в статусе учителя, воспитателя мы обнаружили и возвращение к одним и тем же идеям в разные периоды времени. Важно, что стабильность и преемственность развития законодательства об образовании основаны на конкретизации конституционных принципов равенства, справедливости, гарантирования прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права»)12.

Право на педагогическую деятельность фактически представлено в виде «основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», что закреплено в ст. 3 ФЗ от 21 декабря 2012 г.: «1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: 1) признание приоритетности образования; 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, береж-

10 СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. I). Ст. 7598; 2018. № 1 (ч. I). Ст. 57.

11 Лурье Л.И. Научно-педагогическая деятельность как феномен культуры: Моногр. 2-е изд., перераб. и доп. Пермь: Книжный формат, 2014. С. 349—359.

12 Матюшева Т.Н. Конституционные основы конкретизации статуса педагогического работника в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» // Современное право. 2015. № 4. С. 47—52.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; 4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства; 5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования РФ с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе; 6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; 8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека; 9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций; 10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями; 11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования; 12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования. 2. Правительство РФ ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет...».

В ст. 2 ФЗ от 21 декабря 2012 г. приведен перечень «основных понятий»: «Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: 1) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; 2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; 3) обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; ...; 15) обучающийся — физическое лицо, осваивающее образовательную программу; 16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; 17) образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ; 18) образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана; 19) организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии, наряду с основной деятельностью, образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности; 20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего ФЗ к ор-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ганизациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим ФЗ; 21) педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности; ...; 30) отношения в сфере образования — совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование; 31) участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность; 32) участники отношений в сфере образования — участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения; ...».

По нашему мнению, взаимозависимость между выше названными федеральными законами относительно деятельности педагогического работника (ТК РФ и Федеральный закон РФ от 21 декабря 2012 г.) обнаруживается при определении содержания понятия «трудовой договор».

Понятие «трудовой договор» многозначно и поэтому по-разному интерпретируется представителями юридической науки.

Еще в советской России авторы-единомышленники (Р.З. Лившиц и Б.М. Чубайс) определяли трудовой договор как «важнейший, центральный институт советского трудового права»13.

По мнению И.И. Андриановской, трудовой договор «выступает в гражданском праве как многостороннее правовое явление» и должен рассматриваться в «четырех аспектах»: «1. Трудовой договор выступает основной организационно-правовой формой привлечения к труду и перераспределения рабочей силы»; «2. Трудовой договор в теории трудового права рассматривается как центральный институт трудо-

вого права»; «3. Трудовой договор в науке трудового права и законодательстве представлен как юридический факт»; «4. Трудовой договор в современных условиях может быть источником регулирования индивидуальных трудовых отношений»14.

К.Н. Гусовым относительно трудового договора высказано несколько суждений: «Понятие «трудовой договор» более широкое, нежели его дефиниция. Для раскрытия этого понятия надо учитывать не только определение трудового договора как соглашения, но и его функции, значение, т.е. экономическую и правовую роль»; «Трудовой договор является важнейшей формой реализации принципа свободы труда и выступает юридическим фактом реализации работниками других трудовых прав и обязанности добросовестно трудиться в избранной сфере деятельности»15.

В литературе обосновывается отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров.

М.Н. Микушина разработала таблицу «основных отличий» трудового договора от «договоров гр ажданско -пр авового хар актер а»16.

По мнению И.А. Городилиной, положения ст. 56 ТК РФ позволяют «отграничить трудовой договор от смежных договоров гражданского права, связанных с трудовым (подряда, поручения, авторского и т.п.), в частности по следующим основным специфическим признакам»: «1) по трудовому договору работник выполняет трудовую функцию, т.е. работает по конкретной специальности, квалификации, должности, а по гражданско-правовому договору, связанному с трудом, трудящийся ... выполняет индивидуальное задание, при котором оговаривается конечный результат труда.»; «2) в трудовом договоре необходимо личное выполнение работником трудовой функции, в договорах гражданско-правового характера данное требование необязательно»; «3) в процессе выполнения трудовой функции работник обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка. В случае нарушения правил работодатель может применить к нему дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения. В гражданско-правовых договорах в случае невы-

13 Лившиц Р.З., Чубайс Б.М. Трудовой договор. М.: Наука, 1986. С. 2, 4.

14 Андриановская И.И. Трудовой договор (заключение, изменение, прекращение): Учеб. пособие. М.: Юрлитинформ, 2017. С. 7, 8.

15 Трудовое право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. К.Н. Гу-сов. М.: Проспект, 2016. С. 222.

16 Микушина М.Н. Трудовой договор: Учеб.-метод. пособие. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2017. С. 5—9.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

полнения условий наступает гражданско-правовая ответственность»; «4) трудовой договор может заключаться как на неопределенный срок, так и на определенный срок ..., в гражданско-правовом договоре устанавливаются сроки его действия.»; «5) в трудовом договоре обязанность обеспечивать необходимые условия труда лежит на работодателе. В гражданско-правовых договорах подрядчик либо исполнитель организует работу сам, выполняет ее на свой риск.»; «6) трудовой договор устанавливает трудовые отношения, которые регулируются трудовым законодательством, договоры гражданско-правового характера устанавливают гражданско-правовые отношения и регулируются гражданским законодательством»17.

Ранее один из авторов данной статьи (В.Н. Галузо) критически оценивал одну «инновацию» — так называемый «эффективный контракт» («изложенное позволяет нам высказать несколько суждений. Во-первых, термин «эффективный контракт» является несовершенным. Во-вторых, для «эффективного контракта» в Российской Федерации отсутствует правовое обоснование. В-третьих, целесообразно отменить подзаконные нормативные правовые акты (в первую очередь, приказ Министра труда и социальной защиты РФ «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта» от 26 апреля 2013 г. № 167н; Письмо Министра образования и науки РФ «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями о внедрении апробированных моделей эффективного контракта в системе профессионального обучения и среднего профессионального образования», «Методическими рекомендациями о стимулировании руководителей образовательных организаций системы профессионального образования, направленного на установление взаимосвязи между показателями качества предоставляемых организацией государственных (муниципальных) услуг и эффективностью деятельности руководителя среднего профессионального образования (в том числе по результатам независимой оценки)» от 28 ноября 2013 г. № 06-948), как противоречащие ГК РФ (ч.ч. 1, 2, 3, 4) и ТК РФ. В-четвертых, навязывание гражданам РФ, уже вовлеченным в образовательную деятельность, различных форм интенсификации умственной деятельности («эффективный контракт» и т.п.) не соответствует целому ряду положений Конституции РФ (ст.ст. 2, 17, 18, 19, 34 и др.)»18.

Таким образом, право граждан РФ на педагогическую деятельность является конституционным правом и закреплено, в первую очередь, в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. Конституционно право граждан РФ на педагогическую деятельность детализировано в федеральных законах РФ: ТК РФ и ФЗ от 21 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

1. Право на труд в РФ является конституционным правом граждан РФ, ибо закреплено в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. (ст.ст. 17, 18, 37, 43, 55).

2. Положения ст. 37, Конституции РФ детализированы в федеральных законах РФ: в ТК РФ (ст.ст. 2— 4) и в ФЗ от 21 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (ст.ст. 3, 5).

3. Правовое регулирование деятельности педагогических работников образовательных организаций фактически представляет совокупность нормативных правовых актов с разной юридической силой, а также решений государственных судебных органов.

4. Деятельность педагогических работников образовательных организаций предопределена трудовым договором.

5. Трудовой договор необходимо рассматривать в качестве межотраслевого правового института, включающего несколько субинститутов: заключение трудового договора с педагогическими работниками образовательных организаций; изменение трудового договора с педагогическими работниками образовательных организаций; прекращение трудового договора с педагогическими работниками образовательных организаций.

6. Общие положения правового института «трудовой договор с педагогическими работниками образовательных организаций» должны содержаться в ТК РФ.

7. Частные положения правового института «трудовой договор с педагогическими работниками образовательных организаций» должны содержаться в ФЗ от 21 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».

8. Положения гл. 52 ТК РФ целесообразно инкорпорировать в ФЗ от 21 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».

17 Городилина И.А. Трудовое право России: Учеб. пособие. М.: РИОР; ИНФРА-М, 2013. С. 65, 66.

18 Клюкин П.Н., Галузо В.Н., Канафин Н.А. «Эффективный контракт» в Российской Федерации (экономико-юридический аспект) // Право и государство. 2016. № 10. С. 40—46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.