Научная статья на тему 'О нынешней роли Российской полиции в борьбе с бытовой коррупцией'

О нынешней роли Российской полиции в борьбе с бытовой коррупцией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
756
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫТОВАЯ КОРРУПЦИЯ / УРОВЕНЬ КОРРУПЦИИ / ПОЛИЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Харламов В. С.

В связи с реформированием законодательства деятельность российской полиции по противодействию бытовой коррупции находится в стадии становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О нынешней роли Российской полиции в борьбе с бытовой коррупцией»

УДК 343.9 ББК 67.51

В.С. Харламов*

о нынешней роли российской полиции В БОРЬБЕ С БЫТОВОЙ КОРРУПцИЕЙ

Аннотация: В связи с реформированием законодательства деятельность российской полиции по противодействию бытовой коррупции находится в стадии становления.

Ключевые слова: бытовая коррупция; уровень коррупции; полиция; противодействие коррупции.

V.S. Harlamov

THE PRESENT ROLE OF THE RuSSIAN POLICE IN COMBATING DOMESTIC CORRuPTION

Summary: Due to reforming of the legislation the Russian police activity in fighting against domestic corruption is in its infancy at present.

Key words: domestic corruption; level of corruption; police; fight against corruption.

Коррупция — одна из острейших проблем XXI века. Данное негативное явление существует во всех странах мира, но в разных масштабах. По экспертным данным международной организации Transparency International, Россия в 2010 г. по уровню распространения коррупции оказалась на 154 месте из 178 возможных (в 2005 г. — 126 место)1. В истекшем году первые три места с минимальной коррупцией заняли Дания, Новая Зеландия и Сингапур. Последнее 178 место заняло африканское государство Сомали. Рейтинг России, согласно докладу международных экспертов, соответствует очень высокому уровню коррупции. На 154 месте вместе с Россией оказались Конго, Кения, Лаос, Папуа-Но-вая Гвинея.

Осознавая злободневность проблемы, руководство Российской Федерации

* Валентин Станиславович харламов — кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник филиала ФГУ «ВНИИ МВД России» по Северо-Западному федеральному округу, член Санкт-Петербургского международного криминологического клуба (Санкт-Петербург, Россия). Email: [email protected]

© В.С. Харламов, 2011.

1 Рейтинг восприятия коррупции в стра-

нах мира. URL: http://www.rian.ru/mfografi-

ka/2010l027/289524140.html (дата обращения:

10.07.2011).

активизировало антикоррупционную деятельность и поставило задачу за короткий период создать в стране действенную систему противодействия коррупции, добиться сокращения её масштабов. Принятие значимых нормативно-правовых актов антикоррупционного характера способствовало кардинальным изменениям в организации борьбы с данным негативным явлением.

Так, в Федеральном законе от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»2 впервые законодательно закреплено определение коррупции как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное представление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; также коррупция — это соверше-

2 Федеральный закон от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СЗ РФ, 2008, № 52, ст. 6228.

62 3. ЧАСТНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ние перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции определено как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Утверждённый Указом Президента РФ Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 годы, будучи инструментом претворения в жизнь Национальной стратегии противодействия коррупции, закрепил систематизированный перечень мероприятий антикоррупционного характера, определил их исполнителей, формы, средства и сроки их реализации, параметры ожидаемых результатов.3

Стремительно развивается региональное и ведомственное антикоррупционное законодательство. В настоящее время приняты законы о противодействии коррупции в 35 субъектах РФ.

Руководство МВД России, определяя стратегию действий на 2011 г., признало борьбу с коррупцией одним из приоритетных направлений в деятельности органов внутренних дел.4 1 марта текущего года вступил в силу Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 № З-ФЗ «О полиции»,5 закрепивший антикоррупционные полномочия российских полицейских.

3 См.: Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы».

4 Директива № 2 от 01.12.2011 «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России в 2011 году».

5 Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.

Криминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

Особую актуальность приобретает борьба с коррупционерами в самой системе правопорядка. В целях повышения престижа службы в органах внутренних дел и противодействия коррупции руководством МВД России приняты ведомственные нормативно-правовые акты, в том числе приказ МВД России от 24 декабря 2008 № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел»,6 приказ МВД России от 1 февраля 2007 № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел».7

Коррупция многолика и пронизывает разные стороны жизнедеятельности человека. Впервые законодатель обратил внимание на бытовую коррупцию. Меры по противодействию бытовой коррупции предусмотрены Национальным планом противодействия коррупции на 20102011 годы (п.14). В данном документе закреплено, что бытовая коррупция включает коррупционные правонарушения, с которыми граждане встречаются наиболее часто. Другие разъяснения в действующем законодательстве отсутствуют. По всей видимости, имеются в виду коррупционные правонарушения, связанные, прежде всего, с жилищным, пенсионным, медицинским, социальным обеспечением граждан. Однако в настоящее время в российском законодательстве, науке и практике не выработано единого понятия бытового правонарушения, отсутствуют критерии отнесения тех или иных противоправных посягательств к категории правонарушений, совершаемых на бытовой почве.

Большинство криминологов склоняется к тому, что сфера быта охватывает отношения семейные, досуговые, производственные, коммунальные или соседские по дому, квартире, общежитию.8 В соответс-

6 URL: http://wwwxonsultant.ru/online/base/? req=doc;base=LAW;n=85884 (дата обращения: 10.

07.2011).

7 URL: http://www.consultant.ru/online/base/? req=doc;base=EXP;n=396109 (дата обращения: 10.

07.2011).

8 См.: Ким Е.П. Преступность в сфере бытовых отношений и ее предупреждение: проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2002. — С. 12-14. В литературе имеются и другие классификации сферы быта. См. напр.: Мустафаев

твии с логикой законодателя под бытовой коррупцией следует понимать коррупционные правонарушения, совершённые в семейной, досуговой, производственнобытовой, коммунальной сферах и связанные с жилищным, пенсионным, медицинским, социальным обеспечением граждан.

Министерством внутренних дел РФ уделялось и уделяется большое внимание системному подходу к организации профилактической работы в бытовой сфере. В настоящее время правоприменение затруднено в связи с реформированием законодательной базы. Утратили силу прежние нормативно-правовые акты, регламентирующие рассматриваемую сферу деятельности. Ликвидировано деление органов внутренних дел на криминальную милицию и милицию общественной безопасности, изменены критерии оценки их деятельности, проведены другие существенные изменения. В Федеральном законе РФ от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции» к основным направлениям деятельности органов внутренних дел применительно к противодействию бытовой коррупции отнесено следующее: защита личности, общества и государства от противоправных посягательств (подп. 1 п. 1 ст. 2), предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений (подп. 2 п. 1 ст. 2), выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам (подп. 3 п. 1 ст. 2), государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (подп. 11 п. 1 ст. 2) и др. Значительные полномочия предоставлены российским полицейским по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению коррупционных правонарушений в сфере быта (глава 3).

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что полицейское законодательство в сфере борьбы с коррупцией, в том числе бытовой,

М.М. Проблемы профилактики правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений: Методические материалы. — М., 1982. — С. 15; Мясникова К.А. Криминологическая характеристика семейной бытовой преступности и меры ее предупреждения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Ростов-на-Дону, 2004. — С. 6.

находится в зачаточном состоянии. Кроме того, антикоррупционная деятельность полицейских затруднена из-за несовершенства действующей законодательной базы. Так, в недавно принятом ведомственном нормативно-правовом акте отсутствует ключевой критерий учёта и оценки результатов совместной работы подразделений уголовного розыска и подразделений по борьбе с экономическими преступле-ниями.9 Сотрудничество различных служб полиции по противодействию коррупции, в том числе бытовой, становится недостаточно эффективно. До настоящего времени не сформирован перечень преступлений коррупционной направленности, являющийся неотъемлемым структурным элементом в механизме формирования уголовно-правовой статистики. Отсутствует надлежащая статистическая отчётность из-за невозможности выделения массива коррупционных деяний. Не решены вопросы соответствующего дополнения реквизитного состава статистических карточек, являющихся в настоящее время единственным источником формирования количественных сведений о состоянии коррупционной преступности.10

Резюмируя изложенное, следует констатировать, что в связи с реформированием законодательства деятельность российской полиции по противодействию бытовой коррупции находится в стадии становления. Принимаемые меры по её искоренению до настоящего времени недостаточно эффективны.

9 См.: Приказ МВД России от 19 января 2010 № 25 «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности и органов предварительного расследования».

10 Тришкин С.В. О некоторых недостатках проекта Указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации «О внесении изменений в перечни статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемые при формировании статистической отчетности» // О роли правоохранительных органов в реализации Национального плана противодействия коррупции, утв. 31 июля 2008 г. Президентом Российской Федерации: Материалы круглого стола (Москва, 29 апреля 2010 г.). М.: ФГУ «ВНИИ МВД России», 2010. С.150—152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.