Научная статья на тему 'Формы и методы противодействия коррупции в российской полиции'

Формы и методы противодействия коррупции в российской полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1117
69
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ЗАКОН "О ПОЛИЦИИ" / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ СЛУЖЕБНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронин Сергей Анатольевич

Предметом исследования стал комплекс факторов, обуславливающих проявления коррупции в российской полиции, на основе анализа которых сделаны выводы о мерах и формах противодействия. Автор подробно рассматривает такие аспекты как причины коррумпированности правоохранительных органов, составы коррупционных преступлений. Дан критический анализ попыткам формулировки определения «коррупционной преступности в полиции». Особое внимание уделено декларативности российского антикоррупционного законодательства. Сделан вывод о том, что причины коррупционных проявлений в российской полиции известны как обществу, современной науке, так и руководству МВД РФ. Практические формы и методы противодействия коррупции в российской полиции закреплены в реформированном законодательстве о полиции, а также ведомственных приказах. Объективные и субъективные факторы полицейской коррупции тщательно изучены и обобщены многочисленными исследователями. Вопросы превенции этого негативного явления лежат исключительно в сфере правоприменения и комплексного использования широкого арсенала уже имеющихся средств.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воронин Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FORMS AND METHODS OF COUNTERACTION OF CORRUPTION IN THE RUSSIAN POLICE

The study focused on the complex factors that contribute to corruption in the Russian police, on the basis of the analysis conclusions are made about the measures and forms of resistance. The author considers in detail aspects such as the causes of the corruption of law enforcement agencies, the compositions of corruption crimes. The critical analysis of the attempts of definition of "crimes of corruption in the police". Special attention is paid to the declarative character of the Russian anti-corruption legislation. It is concluded that the causes of corruption in the Russian police force known as society, modern science and the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation. Practical forms and methods of counteraction of corruption in the Russian police is enshrined in a reformed police regulations, and departmental orders. Objective and subjective factors of police corruption extensively studied and summarized by numerous researchers. The prevention of this negative phenomenon lies in the field of law enforcement and integrated use of a wide Arsenal of available funds.

Текст научной работы на тему «Формы и методы противодействия коррупции в российской полиции»

Воронин С. А.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ

13.2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В

РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ

Воронин Сергей Анатольевич, магистр по направлению Юриспруденция, профиль Гражданское право. Должность: генеральный директор

Место работы: Автономная некоммерческая организация Консалтинговый центр «Независимая экспертиза»

vs@anone.ru

Аннотация: Предметом исследования стал комплекс факторов, обуславливающих проявления коррупции в российской полиции, на основе анализа которых сделаны выводы о мерах и формах противодействия. Автор подробно рассматривает такие аспекты как причины коррумпированности правоохранительных органов, составы коррупционных преступлений. Дан критический анализ попыткам формулировки определения «коррупционной преступности в полиции». Особое внимание уделено декларативности российского антикоррупционного законодательства. Сделан вывод о том, что причины коррупционных проявлений в российской полиции известны как обществу, современной науке, так и руководству МВД РФ. Практические формы и методы противодействия коррупции в российской полиции закреплены в реформированном законодательстве о полиции, а также ведомственных приказах. Объективные и субъективные факторы полицейской коррупции тщательно изучены и обобщены многочисленными исследователями. Вопросы превенции этого негативного явления лежат исключительно в сфере правоприменения и комплексного использования широкого арсенала уже имеющихся средств.

Ключевые слова: полиция, коррупция, противодействие коррупции, закон «О полиции», правоохранительные органы, злоупотребление служебным положением.

FORMS AND METHODS OF COUNTERACTION OF CORRUPTION IN THE

RUSSIAN POLICE

Voronin Sergey A., master's degree in Law profile Civil law. Position: General Director

Place of employment: Autonomous non-commercial organization Consulting center "Nezavisimaya Ekspertiza"

vs@anone.ru

Abstract: The study focused on the complex factors that contribute to corruption in the Russian police, on the basis of the analysis conclusions are made about the measures and forms of resistance. The author considers in detail aspects such as the causes of the corruption of law enforcement agencies, the compositions of corruption crimes. The critical analysis of the attempts of definition of "crimes of corruption in the police". Special attention is paid to the declarative character of the Russian anti-corruption legislation. It is concluded that the causes of corruption in the Russian police force known as society, modern science and the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation. Practical forms and methods of counteraction of corruption in the Russian police is enshrined in a reformed police regulations, and departmental orders. Objective and subjective factors of police corruption extensively studied and summarized by numerous researchers. The prevention of this negative phenomenon lies in the field of law enforcement and integrated use of a wide Arsenal of available funds.

Keywords: police, corruption, prevention of corruption, the law On police, law enforcement, abuse of official position.

Современные исследования показывают, что из всех правоохранительных органов сильнее всего подвержена коррупции полиция[4, с.80], что представляет собой повышенную общественную опасность, так как именно полицейские призваны вести борьбу с данным явлением. Ситуация с нарушением законов в полиции неизбежно ведет к деградации полиции и, в конечном счете, государства, которое она представляет, снижает эффективность обеспечения правопорядка.

К коррупционным следует отнести преступления, предусмотренные УК РФ: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст. 286), получение взятки (ст. 290), дача взятки (ст. 291), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1), служебный подлог (ст. 292), фальсификация доказательств (ст. 303). Особое выделение коррупционных преступлений не требуется.

В литературе предпринимались попытки формулировки определения коррупционной преступности в полиции, под которой понимается совокупность общественно-опасных виновных противоправных деяний сотрудников полиции, выражающихся в незаконном получении любых благ материального или нематериального характера, в нарушение интересов службы. В

плане совершенствования законодательства отраслевая спецификация коррупционных проявлений представляется излишней, способной лишь вносить путаницу в существующие легальные понятия, закрепленные в федеральном законе о противодействии коррупции и соответствующих статьях УК РФ.

Важнейшей задачей противодействия коррупции является предупреждение и устранение причин[12]. Российское антикоррупционное законодательство в этом плане содержит ряд явно декларативных положений, указывая, например, на то, что одним из основных направлений деятельности государства по противодействию коррупции является повышение ответственности должностных лиц разного уровня за «непринятие мер по устранению причин коррупции» (п. 20 ст. 7 Закона о противодействии коррупции). Из приведенного положения непонятно ни что значит «повышение ответственности», ни что отнесено к причинам.

В Национальной стратегии противодействия корруп-ции[8] также ставится задача искоренения причин и условий, порождающих коррупцию, но сами причины не названы. В литературе они определяются на основе экспертных оценок и социологических исследований. В частности, Всероссийский центр исследования обще-

Социально-политические науки

2'2016

ственного мнения (ВЦИОМ) называет основными причинами коррупции «жадность и аморальность» государственных/муниципальных служащих и предпринимателей (39% респондентов), а также несовершенство законодательства (35%)[3]. Следует согласиться с тем, что коррупция — «лишь в последствиях правовая и экономическая проблема, а изначально — чисто психологическая и общечеловеческая»[10, с. 107]. В криминологической литературе основными причинами коррупции считается её фактическая институализация[11], превращение в «норму жизни», при которой участники делового оборота убеждены, что законные пути не дают возможность вести предпринимательскую деятельность и, в этой связи коррупция - неизбежное зло «во благо» бизнеса. В литературе причины дифференцированы на экономические, связанные с нестабильностью, теневой экономикой; политические - непрозрачность и высокая степень усмотрения в действиях бюрократии, неуязвимой для правосудия; коррупция в правоохранительной системе[1, с.39].

Полиция, как относительно замкнутая корпорация, формирует некоторые условия живучести коррупции в её рядах. Показателен рост интенсивности коррупционной деятельности по мере роста служебного стажа с преобладанием в корыстной мотивации мотива личного обо-гащения[2, с.8]. В частности, нет ещё принципиального неприятия коррупции во всех проявлениях, бытует ложное представление о некоей служебной солидарности в части сокрытия фактов коррупции, сотрудники не проходят достаточного отбора, и на службу принимаются лица, которые не в состоянии противостоять соблазну подкупа, а нередко и намеренно идущие в правоохранительные органы с целью обогащения.

К традиционным формам противодействия коррупции в полиции в мировой и российской практике относятся: предоставление социальных благ и гарантий во время службы и по выходу на пенсию, политика повышения престижа полицейской службы в СМИ, строгий отбор претендентов на поступление на службу, контроль институтов гражданского общества за дельностью полиции, четкая регламентация службы, неотвратимость наказания за коррупционные проявления, искоренение служебных кланов, ротация кадров[5, с. 53-55].

В России предлагается полностью запретить «дарение подарков государственным служащим», вернуть в УК РФ статью об укрывательстве преступлений (недонесении), ввести в УПК РФ уголовно-правовой компромисс для изобличения коррупционеров, а также внести в Закон о полиции и Положение о службе в ОВД положения об обязательном донесении полицейскими своему руководству ставших им известных фактов о коррупционной деятельности коллег и начальни-ков[2, с.8]. Это помимо общих сентенций о «повышении ответственности» сотрудников полиции. Перечисленные меры не оригинальны и, так или иначе, уже применялись для различных целей, как в отечественном, так и в зарубежном законодательстве и не имели решающего эффекта, на который были направлены. Полагаем, что в случае с коррупцией, причины которой многогранны, её полное искоренение (также, например, как и теневой экономики) невозможно. В связи с этим правильнее вести речь о предельно возможной минимизации, как предлагает М.В. Костенников, «комплексном применении всех мер, ослабляющих разъедающее действие коррупции»[6, с. 49-50].

Традиционной для современного общества антикоррупционной политикой является широкое привлечение

институтов гражданского общества к контролю деятельности полиции. Большая «включенность» граждан в деятельность полиции наблюдается в ряде стран. Традиционным методом противодействия коррупции в полиции в странах Запада всегда были жесткий отбор кандидатов на службу и высокая степень социальной защиты. Аналогичные нормы, особенно по сравнению с ранее действовавшим Законом РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-! «О милиции», предусмотрены и российским Законом о полиции. В то же время в плане антикоррупционной практики данные нововведения не всегда эффективны. Например, не дало должного эффекта нововведение закона «О полиции» - представление при поступлении на службу личного поручительства сотрудника ОВД со стажем службы от трех лет, в том числе и в связи с отсутствием (и невозможностью установления) ответственности поручителя. В литературе как на коррупционный фактор принято ссылаться на относительно низкое (по отношению к развитым странам) денежное содержание полицейских. Существенное его повышение в 2012-2015 годах пока не привело к исчезновению коррупции. Отмечая на Коллегии МВД РФ в марте 2015 г. результативность в целом принимаемых мер и тенденцию к снижению уровня коррупции, Президент России подчеркнул, что «факты говорят и о том, что проблема ещё далеко не решена, в том числе и в самой системе МВД». По данным Президента, в 2014 г. около тысячи сотрудников ОВД нарушили нормы антикоррупционного законодательства[9].

Реформа органов внутренних дел после принятия Закона «О полиции» заложила правовую базу превенции коррупции в ОВД, были сформированы механизмы повышения доверия населения, обеспечения большей прозрачности, ужесточения критериев отбора кадров, усиления государственного и общественного контроля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из традиционных инструментов противодействия коррупции в полиции считается ротация, применяемая во многих странах. Принцип ротации состоит в перемещении служащих (чиновников, полицейских) до того, как они успеют наладить друг с другом, а также с местным бизнесом, группами влияния и т.п. тесные доверительные отношения, переходящие в проявления коррупции. Систематическая ротация кадров полиции также способствует отбору и привлечению новых кадров.

В западной практике эффективной мерой противодействия коррупции считается выборность шерифов. В России неоднократно высказывались предложения и проводились эксперименты по избранию участковых инспекторов населением обслуживаемой ими территории. Предполагалось, что это будет способствовать более тесным контактам с населением, росту доверия к полиции, так как участковый будет отчитываться перед избирателями, как шериф в США.

К экзотическим и более чем странным следует отнести попытки введения специального термина, обозначающего коррумпированного полицейского. В частности, М. А. Багмет отмечает укоренение в обществе «определения полицейского, перешедшего еще с названия милиционера - мент». Автор не учел, что понятие «мент» существовало ещё в российском блатном жаргоне XIX в. и обозначало сыщика или борзую, идущую по следу[7]. Также автор почему-то полагает, что это «соответствует определению полицейских в США - коп» (хотя этимология этого жаргонизма совершенно иная). М.А. Багмет синтезирует «негативное восприятие населением полицейских», проявляемое в жаргонизме «мент» с «официальным» наимено-

Воронин С. А.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ

ванием лица, «совершившего коррупционное правонарушение и преступление» - коррупционером. В итоге автор предлагает: «введение в оборот названия полицейского, совершающего правонарушения и преступления коррупционной направленности, - кор-рупмент»[2, с.5]. Таким образом, впервые в научный юридический оборот вводится понятие, образованное путем синтеза воровского жаргона (фени) и легального понятия, определенного в федеральном законе.

В целом, причины коррупционных проявлений в российской полиции известны как обществу, современной науке, так и руководству МВД РФ. Практические формы и методы противодействия коррупции в российской полиции закреплены в реформированном законодательстве о полиции, а также ведомственных приказах. Объективные и субъективные факторы полицейской коррупции тщательно изучены и обобщены многочисленными исследователями. Вопросы превенции этого негативного явления лежат исключительно в сфере правоприменения и комплексного использования широкого арсенала уже имеющихся средств.

Список литературы:

1. Антонян Ю.М. Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века. М., 2000. 96 с.

2. Багмет М. А. Противодействие коррупции в полиции (криминологическое исследование): автореф. дисс ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2014. 22 с.

3. Всероссийский центр изучения общественного мнения. Официальный сайт http://wciom.ru/

4. Гравина А.А. Противодействие коррупции в деятельности полиции и суда: опыт российского и зарубежного регулирования// Журнал российского права. 2013. № 5. С. 79 - 89.

5. Колонтаевский Д.В. Противодействие коррупции в полиции за рубежом// Альманах современной науки и образования. 2010. № 1-2. С. 53-56.

6. Костенников М.В. К вопросу о противодействии коррупции в полиции// Административное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 49-50.

7. Лебедев В.И. Справочный указатель для чинов полиции. Фотографии профессиональных преступников по категориям с очерком антропометрии и приложением краткого словаря воровского языка. М.: Типография Н.И. Пастухова, Воздвиженка, Ваганьковский пер., соб. дом. 1903. 286 с.

8. Национальная стратегия противодействия коррупции. Утверждена Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 4602.

9. Путин В.В. выступление на расширенном заседании коллегии МВД 4 марта 2015 года// Президент России. Официальный сайт http://www.kremlin.ru/events/president/news/47776

10. Решетников М. Психология коррупции: утопия и антиутопия. СПб., 2008. 128 с.

11. Симонова Л. М., Гиблер И. П., Киселева А. С. Коррупция в институционально-правовой и инновационной системах общества специфика России// Вестник ТюмГУ. 2013. №3. С. 34-40.

12. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О противодействии коррупции»// Собрание законодательства РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.