ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы теории государства и права
О НРАВСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ «ДОЛЖНОСТИ ПРОКУРОРА»
В.Н. ГАЛУЗО,
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Института международного права и экономики им. А.С. Гоибоедова
vgrmn @yandex.ru 12.00.01 - теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
Аннотация. Дан краткий анализ развития законодательства России относительно нормативного закрепления нравственных требований к представителям «должности прокурора».
Ключевые слова: «должность прокурора», узаконение, «форма присяги балотирующим», присяга, прокурор, следователь прокуратуры, следователь Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, следователь Следственного комитета Российской Федерации.
ABOUT MORAL REQUIREMENTS TO REPRESENTATIVES «POSTS OF THE PUBLIC PROSECUTOR»
V.N. GALUZO,
the candidate of jurisprudence, the senior lecturer of chair of criminally-legal disciplines of International law institution and economy of A.S.Griboedov
Annotation. In article the short analysis of development of the legislation of Russia concerning standard fastening of moral requirements to representatives is given «a post of the public prosecutor».
Key words: «a post of the public prosecutor», legalization, «the oath Form балотирующим», the oath, the public prosecutor, the inspector of Office of Public Prosecutor, the inspector of Investigatory committee at Office of Public Prosecutor of the Russian Federation, the inspector of Investigatory committee of the Russian Federation.
Вовлечение в уголовно-процессуальные правоотношения некоторых представителей «должности прокурора» одного из субъектов Российской Федерации1, а также результаты историко-правового исследования2 побудили автора данной статьи вычленить вопрос о нравственных требованиях к представителям «должности прокурора».
Уже в одном из первых узаконений Российской империи о «должности прокурора» закреп -лялись положения о нравственных требованиях к представителям указанной «должности». В частности, речь идет об Именном указе «О обязанностях Сенатских Членов, о заседании Президентов Воинских Коллегий Иностранной и Берг-Коллегий в Сенате, о бытии при Сенате Генерал и
Обер-Прокурорам, Рекетмейстеру, Экзекутору и Герольдмейстеру, а в каждой Коллегии по Прокурору; о выбирании Кандидатов к оным местам, и о чинении при сем выборе и балотировании присяги по приложенной форме», «данным Сенату» 12 января 1722 г.3 Представляет несомненный интерес «Форма присяги балотирующим», в том числе и на должность прокурора, что побудило нас этот структурный элемент Именного указа от 12 января 1722 г. привести в полном объеме: «Я, нижеименованный обещаюся и клянуся всемогущим Богом, что, по Его Императорскаго Величества указу, определенное ныне балотирование и избирание в чины представленных Господ штаба, и Царедворцов, чинить мне ни для какой страсти, свойства, дружбы или вражды, но
по самой истине, как я пред Богом и страшным Его судом в том ответ дать могу, и как суще мне Господь Бог да поможет, Аминь». Это фактически первая присяга для представителей «должности прокурора». Удивляет лаконичность и достаточно высокий уровень нравственных требований к претендентам на «должность прокурора».
Нравственные требования закреплены и в Именном указе «О должности Генерал-Прокурора» от 27 апреля 1722 г.4 Так, в п. 4 данного узаконения закреплено следующее положение: «Должен смотреть над всеми Прокуроры, дабы в своем звании истинно и ревностно поступали, а ежели кто в чем преступит, то оных судить в Сенате, и должен все Прокурор-ския доношения предлагать Се-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
нату и инстиговать, чтоб по них исполнено было; також ежели на Прокуроров будут доношения, что они звании своих истинно и ревностно не исполняют: то их в суд представлять Сенату же».
А как аналогичные положения регулируются в законодательстве Российской Федерации? Приходится констатировать, что в первом российском нормативном правовом акте о «должности прокурора» — Законе РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г.5 — принятие присяги прокурором вообще не предусматривалось. Лишь спустя шесть лет этот пробел был устранен в Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»» от 23 декабря 1998 г.6 И ныне сотрудники прокуратуры Российской Федерации принимают присягу следующего содержания: «Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь:
$ свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления;
$ непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия;
$ активно защищать интересы личности, общества и государства;
$ чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей;
$ строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;
$ постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры.
Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры».
Еще спустя год положения поименованного Закона были конкретизированы в приказе Генерального прокурора РФ «О Присяге прокурора (следователя)» № 82 от 3 ноября 1999 г.7. В этом подзаконном нормативном правовом акте представитель «должности прокурора» с наибольшим объемом полномочий «приказывает» нижестоящим прокурорам «в своей служебной деятельности и личном поведении неукоснительно соблюдать положения Присяги прокурора (следователя)» (п. 1). В случае же нарушения представителями «должности прокурора» присяги Генеральный прокурор РФ предписывает «бескомпромиссно решать вопрос об их привлечении к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения из органов прокуратуры» (п. 4).
Приказ Генерального прокурора РФ № 82 от 3 ноября 1999 г. нуждается в корректировке, ибо «следователь прокуратуры» поэтапно «трансформировался» в «следователя Следственного комитета Российской Федерации»8.
Изложенное позволяет нам сформулировать следующее предложение: нравственные требования к представителям «должности прокурора», причем сопоставимые с таковыми при существовании должности прокурора в Российской империи необходимо нормативно закрепить в Федеральном законе «О должности прокурора в Российской Федерации». Обеспечить единообразное исполнение законодательства на территории Российской Федерации и тем самым осуществлять надзорную деятельность могут лишь представители «должности прокурора» в нравственном отношении безупречные.
1 См. об этом: Богданов В., Егоров И. Доигрались. Уволены руководители подмосковной прокуратуры // РГ — 2011, 15 апреля.; Козлова Н. Ставки сделаны. Мосгорсуд продляет аресты фигурантам уголовного дела о незаконном казино в 15 городах Московской области // РГ. 2011. 29 апреля; Она же. Прокурорская посадка. Задержаны еще два фигуранта
по делу о подпольных казино // РГ. 2011, 19 мая; (Она же. Против арестов. Прокуратура защищала бывших прокуроров Подмосковья // РГ. 2011. 20 мая; Она же. К элитной земле не подступишься. Следствие обжалует очередное прекращение прокурорского дела // РГ. 2011. 24 мая.
2 См.: Галузо В.Н. Власть прокурора в России (историко-правовое исследование) : Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008.
3 См.: ПСЗ РИ-1. Т VI. № 3877. С. 479-480.
4 См.: ПСЗ РИ-1. Т VI. № 3979. С. 662-664. Именно это узаконение предложено считать первым узаконением о должности прокурора (см.: Галу-зо В.Н. Институт власти прокурора в России // Государство и право. 2011. № 2. С. 81-85).
5 См.: РГ. 1992. 18 февраля; Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.
6 См. об этом: Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. Г.П. Хи-мичевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2001. С. 13-16; Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. О.А. Галустьяна. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. С. 15-17; Прокурорский надзор: Учебник для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2006. С. 15-17; Прокурорский надзор: Учебник для студентов вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. С. 14-17; Прокурорский надзор: Учебник для студентов вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008. С. 16-18; Прокурорский надзор: Учебник для студентов вузов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010. С. 14-16; Прокурорский надзор: Учебник для студентов вузов. 7-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2011. С. 14-17.
7 См.: Сборник основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Т. 2. Тула: Автограф, 2004. С. 58-60.
8 См. об этом: Вопросы Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации: Указ Президента РФ № 1004 от 1 июля 2007 г. // СЗ РФ. 2007. № 32. Ст. 4122; Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации: Указ Президента РФ № 38 от 14 января 2011 г. // СЗ РФ. 2011. № 4. Ст. 572.