2. Предлагаемая модель отбора и тренировки гиревиков позволяет вести спортивную работу с новичками уже после 4 - 6 пробных тренировок по весовым категориям с соревновательными гирями на определённый результатом, что позволяет индивидуализировать уровень нагрузки для каждого занимающегося и успешно участвовать в соревнованиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бельский, И.В. Системы эффективной тренировки: Армрестлинг. Бодибилдинг. Бенчпресс. Пауэрлифтинг. /И.В. Бельский. - Мн.: ООО «Вида - Н», 2003. - С. 3-5.
2. Воротынцев, А.И. Гири. Спорт сильных и здоровых /А.И. Воротынцев. - М.: Советский спорт, 2002. - С. 3-14.
О НОВЫХ ПОДХОДАХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ - СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ
Дмитрий Федорович Палецкий, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научной работе,
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ),
Евгений Владимирович Анищенко, доцент кафедры физической подготовки, Смоленский филиал Московского университета МВД России (СФ Мос. У МВД РФ),
г. Смоленск
Аннотация
В статье акцентируется внимание на том, что преступность по-прежнему представляет реальную угрозу процессу осуществления социально-экономических реформ в стране. Уровень профессиональной физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников ОВД отстает от требований и запросов сегодняшнего дня, так как их обучение осуществляется по старым принципам, критериям и концептуальным схемам.
Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, курсанты-слушатели, комплексные занятия, нервно-эмоциональное напряжение.
THE SYSTEM APPROACH AS THE METHODOLOGICAL BASIS OF
PROFESSIONAL-APPLIED TRAINING OF CADETS-STUDENTS AND EMPLOYEES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Dmitry Fedorovich Paletsky, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, the
vice-rector on scientific work,
Smolensk state academy of physical training, sports and tourism,
Evgenie Vladimirovich Anishchenko, the senior lecturer of faculty of physical preparation, Smolensk branch of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
Smolensk
Abstract
The study was aimed at the necessity of the system approach use in the professional-applied physical training of cadets-students and employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia and at the last achievements in the sphere of physical culture, sport and professional training, and the use of the latest achievements of legal and pedagogical science in interrelation.
Keywords: system approach, professional-applied physical training, methodology.
Общественно-политические и экономические процессы, происходящие в России, продолжают характеризоваться непростой социальной и криминогенной обстановкой в обществе. Преступность по-прежнему является дестабилизирующим фактором общественного развития, ее масштабы представляют реальную угрозу процессу осуществления социально-экономических реформ в стране. В обществе возрастают требования к методам предупреждения и борьбы с преступностью, так как принимаемые правоохранительными органами меры по профилактике и раскрытию преступлений не отвечают ни остроте создавшегося положения, ни масштабам роста преступно-
сти, ни запросам большинства населения страны. Рост преступности имеет многообразные причины, среди которых, наряду с социально-экономическими, юридическими, правовыми и управленческими недоработками, значительную роль играет и недостаточный, неадекватный современным требованиям уровень профессиональной подготовленности сотрудников МВД России, включая физическую, огневую и тактикоспециальную подготовленность.
Ежегодно при выполнении служебного долга гибнет более трехсот стражей правопорядка, около полутора тысяч получают ранения [2], и эта статистика не претерпела изменений в наши дни. Современная криминогенная обстановка, вызванная экономическими, социальными и политическими трудностями в стране, требует не только более пристального внимания к качеству подготовки сотрудников органов внутренних дел, но и более жесткого подхода к их отбору для службы в органах внутренних дел. Следует отметить, что современный преступный мир отличается не только организованностью и хорошим техническим оснащением, но и зачастую отменной физической подготовленностью. Преступные группировки серьезнейшее внимание уделяют боевой и физической подготовке, привлекая для этого значительные финансовые средства. В МВД России имеются сведения о том, что с использованием профессионально подготовленных специалистов в преступной среде осуществляется тщательно планируемый учебно-тренировочный процесс по боевым единоборствам и владению различными видами оружия. Это приводит к серьезным затруднениям при выполнении служебных обязанностей сотрудников ОВД и осложняет оперативную обстановку. Нередки случаи, когда сотрудники милиции проявляют растерянность и беспомощность, уступают правонарушителям в силе и ловкости, не умеют правильно применять приемы боевого раздела и рукопашного боя. Такое положение свидетельствует о приниженной роли физической подготовки в системе профессиональной подготовки работников ОВД. Слабая профессиональная подготовка милиционеров, их неумелые действия порой влекут за собой тяжкие последствия, приводят к гибели даже сотрудников элитных спецподразделений (Московский и Пермский ОМОН, уроки Беслана), ранениям и другим чрезвычайным происшествиям.
В этой связи проблема повышения уровня боевой и физической подготовленности курсантов-слушателей и сотрудников различных служб и подразделений МВД России стала особенно актуальной. Проблема состоит в том, что деятельность сотрудника проходит в новых условиях, а его обучение и воспитание в целом осуществляется по старым принципам, критериям и концептуальным схемам [1].
Исходя из требований профессиональной деятельности работников ОВД, занятия по вышеуказанным дисциплинам должны носить комплексный характер, быть направлены на развитие профессионально важных умений и навыков, физических и психических качеств, а также способствовать укреплению здоровья, профессиональному долголетию, повышению умственной и физической работоспособности. В современных условиях милиции необходимо решать вопросы выбора мер и средств реагирования на каждую конкретную ситуацию. Применение силовых методов требует от сотрудников милиции высокой профессиональной подготовки и знаний не только законодательных аспектов мер принуждения, но и разнообразных технических и тактических приемов, являющихся гарантией безопасности как для самих сотрудников, так и для окружающих их граждан. В связи с этим требуются постоянная разработка и совершенствование методик профессионально-прикладной подготовки сотрудников милиции, курсантов-слушателей вузов МВД России в связи с реалиями современной правоохранительной деятельности и запросами граждан и государства. Способы дальнейшего повышения эффективности обучения следует искать не только в прямом увеличении объема и интенсивности нагрузок, но также в оптимизации учебнотренировочного процесса за счет качественно новой организации занятий, разработке средств и методов их проведения.
Нами разработаны и прошли предварительную экспериментальную проверку
варианты комплексных занятий по профессионально-прикладной подготовке курсан-тов-слушателей Смоленского филиала Юридического института МВД России, ныне Московского университета МВД России. В типовых программах, на наш взгляд, не в полной мере учитывается комплексность занятий по профессионально-прикладной подготовке, которые включали бы в себя различные разделы физической, огневой и тактико-специальной подготовки и моделировали бы ситуации, возникающие в профессиональной деятельности сотрудников милиции различных служб и подразделений МВД России. При всем различии профессиональных задач, решаемых сотрудниками милиции, они на практике часто оказываются в идентичных ситуациях (получение внезапной команды по обезвреживанию опасного преступника; возникновение такой ситуации, когда в кратчайшее время необходимо принять правильной решение; преследование преступника или группы в самых непредсказуемых условиях и его задержание с применением силы, боевых приемов борьбы или огнестрельного штатного оружия и т.п.). Все это происходит на фоне ярко выраженной стрессовой ситуации, когда жизни сотрудника и граждан угрожает реальная опасность. При обучении кур-сантов-слушателей также необходимо учитывать, что в современных условиях по-прежнему сложной криминогенной обстановки в стране формирование специальных подразделений ОВД, в том числе и командного состава, происходит и из выпускников различных вузов МВД.
Объектом исследования не случайно выбраны курсанты и слушатели старших курсов филиала. Во-первых, использование комплексных занятий по физической подготовке возможно только после усвоения отдельных разделов, включенных в программу обучения на 1 - 2 курсах (боевые приемы борьбы, преодоление препятствий, прикладная гимнастика, легкая атлетика и ускоренное передвижение и т.д.). Во-вторых, в связи с сокращением учебного времени, отводимого программой на учебные занятия на третьем и четвертом курсах (на 43,2% и 71,6%, соответственно) основной задачей исследования является попытка найти оптимальное решение в поддержании достигнутого уровня физической подготовленности курсантов-слушателей и продолжении совершенствования профессионально-прикладных навыков.
Полезен опыт Орловского юридического института МВД РФ по проведению исследований в данном направлении. Здесь на основании типовой программы для высших и средних специальных образовательных учреждений МВД России создана экспериментальная программа, в которую включены различные варианты комплексных практических занятий по семестрам обучения. На первом курсе используются следующие разделы физической подготовки (гимнастика и легкая атлетика, гимнастика и боевые приемы борьбы), причем, в раздел «боевые приемы борьбы» включены простые, не сложные для выполнения приемы и действия. На втором курсе в комплексные занятия включены: гимнастика, преодоление препятствий и боевые приемы борьбы в различных их сочетаниях. На 3-5 курсах, по мере освоения сложных боевых приемов борьбы, они сочетаются в различных вариантах с легкой атлетикой, преодолением препятствий, гимнастикой и огневой подготовкой.
На наш взгляд, данное сочетание является наиболее приближенной моделью к реальным профессионально-прикладным навыкам и действиям. Желательно, для каждого варианта комплексного занятия иметь научно-обоснованный временной норматив, соотношение физической, огневой и тактико-специальной подготовки, исходя из условий проведения занятия и дистанций, имеющий профессиональную направленность. Весьма проблематично создать и разработать идеальные варианты комплексных занятий, моделирующих различные ситуации, которые могут возникнуть в реальной практической деятельности сотрудников милиции. Но активно проводить научноисследовательскую работу в этом направлении необходимо. При этом большое значение имеют приемы, упражнения, действия, необычные условия и ситуации, которые зачастую носят экстремальный характер на фоне развития и совершенствования всех сторон подготовленности будущего сотрудника милиции. Подобные условия по вре-
менным параметрам могут быть быстротечными и долговременными. Наиболее характерным признаком экстремальных, необычных условий является дефицит времени, в течение которого принимаются решения и выполняются приемы и действия. Необычные условия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение и тем самым оказывают сильное воздействие на организм сотрудников. Это могут быть внезапные нападения на обучаемого в процессе преодоления препятствий, взрывы специальных средств, спец. сигнал сирены, выстрелы или их имитация, преодоление огненных, водных, снежных преград, качающихся опор и т. д. Очень важно включать в подобные занятия выполнение боевых приемов борьбы на фоне нагрузки и стрельбы из штатного оружия (пистолета Макарова - ПМ) также после значительной нагрузки (преодоления препятствий и боевых приемов борьбы) из различных положений (с колена, лежа, стоя, из-за укрытия), по неподвижной и движущейся мишени (силуэт человека, колеса, автомобиля). Возможно включение в учебно-тренировочные задания решения логических задач после значительной физической нагрузки, характеризующих быстроту мыслительных процессов, память на числа, цифры и умение принимать эффективные решения в наикратчайшее время и т.п.
Таким образом, проведение экспериментальных исследований в этом направлении, на наш взгляд, имеет значительное практическое и научное значение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Палецкий, Д.Ф. Технология управления профессионально-прикладной физической подготовкой курсантов-слушателей образовательных учреждений МВД России [Текст] : монография / Д.Ф. Палецкий. - Смоленск : [б.и.], 1999. - 288 с.
2. Федоров, В.И. Милиция XXI века : концепция кадровой политики [Текст] / В.И. Федоров // Щит и меч. - 1999. - № 2 (670). - С. 4-9.
МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПИЛАТЕСА КАК СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ПОЗВОНОЧНИКА У
СТУДЕНТОК
Светлана Карповна Рукавишникова, соискатель,
Северо-Западная академия государственной службы, Санкт-Петербург
Аннотация
В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке методики применения пилатеса в качестве средства профилактики структурно-функциональных нарушений позвоночника у студенток Северо-Западной академии государственной службы. Выявлены факторы, определяющие высокую эффективность процесса физического воспитания студенток с использованием пилатеса. Дана педагогическая оценка наиболее эффективных упражнений пилатеса, применяемых для коррекции структурно-функциональных нарушений позвоночника.
Ключевые слова: пилатес; физическое воспитание; структурно-функциональные нарушения позвоночника.
THE TECHNIQUE OF PILATES APPLICATION AS MEANS OF PREVENTIVE MAINTENANCE OF STRUCTURALLY-FUNCTIONAL INFRINGEMENTS OF
STUDENTS’ BACKBONE
Svetlana Karpovna Rukavishnikovа, the competitor,
Northwest academy of public service,
St.-Petersburg
Abstract
In work are presented results of the conducted research on working out of a technique of pilates application as means of preventive maintenance of structurally functional infringements of students’ backbone of Northwest academy of public service are presented. The factors advancing high efficiency