Научная статья на тему 'Размышления о профессиональных качествах будущего работника уголовного розыска'

Размышления о профессиональных качествах будущего работника уголовного розыска Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Размышления о профессиональных качествах будущего работника уголовного розыска»

Пспхопогпческпе

аспекты

п роФесс по н а /ж о й

подготовки

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВАХ БУДУЩЕГО РАБОТНИКА УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА

Ст. преподаватель кафедры БиФП

В .Г.Лупыръ

Омский юридический институт МВД Росши

канд. пед. наук, доцент

В. Н .Коновалов

СибГАФК

Продолжая разговор о проблемах профессионально-прикладной физической подготовки в вузах МВД России (№1, 1998 г.), мы затрагиваем вопросы, коренным образом изменяющие представление о роли и месте предмета физической подготовки в общей системе подготовки кадров МВД, а также традиционно сложившуюся практику как проведения занятий по физической подготовке, так и представления о специальной подготовленности работников данной категории. Под термином "специальная подготовленность" мы подразумеваем наличие профессиональных качеств у человека, т.е. работу в уголовном розыске или в системе МВД он избрал своей профессией. Профессия (лат. рю/е.то) — род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.

Само слово комплекс говорит о многом. Это совокупность, сочетание предметов, действий, явлений или свойств, составляющих одно целое. Значит, говоря о профессионализме будущего работника уголовного розыска, мы должны говорить о комплексном обучении

профессиональным знаниям, физическим качествам, необходимым умениям и навыкам. Опыт проведения занятий в Омском юридическом институте МВД России по задержанию вооруженных преступников со слушателями ФПК, стационара показывает, что наибольший интерес вызывает проведение комплексных практических занятий.

А.А.Харлампиев еще в 50-70 гг. указывал, что применение приемов самозащиты зависит от конкретных обстоятельств, складывающихся в момент их применения, и от степени подготовленности работника милиции. Что же следует понимать под "конкретными обстоятельствами" и "степенью подготовленности"?

Под "обстоятельствами" мы понимаем место, время, причину, цель действия, а также качества и способы его совершения.

Под "конкретными" — реально существующие и вполне точные.

И под "степенью подготовленности" — определенную степень развития физических качеств, запас знаний, умений и навыков. Очевидно, что специальная физическая подготовленность должна обеспечивать реализацию профессионально необходимых специальных качеств в конкретных ситуациях.

Следовательно, "конкретные обстоятельства" — это категория, относящаяся к предмету тактико-специальной подготовки. А степень подготовленности — это совокупность физической (ОФП), специальной (СФП) и огневой подготовки (ОП).

Как показывает анализ учебных планов, в юридическом институте нет четкой межпредметной связи физической подготовки с такими важными предметами, как ТС П и О П. Мы считаем, что на занятиях по физической подготовке закладывается определенный фундамент физических качеств, и по мере повышения этих качеств, а также умений и навыков, у слушателей следует дополнить, а при необходимости разработать систему знаний, умений, включающих взаимосвязанные эле-

менты подготовки специалистов уголовного розыска. На этой базе продолжить дальнейшее совершенствование их в нестандартных ситуациях. Увеличение сложности ситуаций должно осуществляться как на предмете "физическая подготовка", так и ТСП, ОП, в более усложненных условиях с учетом "обстоятельств". Изучение учебного материала предполагает его закрепление и проигрывание на других предметах с учетом новой базы знаний, умений, приобретенных курсантами в процессе обучения. На это обращают внимание ряд специалистов кафедры ТСП (12; 14). Мы предполагаем, что системообразующим фактором в системе подготовки специалистов МВД России является тактико-специальная подготовка. Физическая и огневая подготовка должны обеспечивать эффективность выполнения тактических действий, так как безграмотные тактические действия сведут на нет долгую и кропотливую работу, направленную на развитие профессиональных физических и специальных качеств. И наоборот, как бы тактически грамотно ни строил свои действия работник милиции, не имея при этом должного уровня физических и специальных качеств, а также не владея в совершенстве табельным оружием, он вряд ли выполнит поставленную перед ним служебную задачу.

Вопросы организации и тактики задержания вооруженных преступников всегда были и остаются в числе наиболее важных в деятельности органов внутренних дел. Однако уровень организации и тактики задержания вооруженных преступников применительно к современным условиям нельзя признать удовлетворительным. На наш взгляд, не уделяется должного внимания проблемам управления оперативными группами при проведении специальных операций, тактическим способам действий работников ОВД при задержании вооруженных лиц в зависимости от изменяющейся обстановки (14). В связи с этим в стенах юридического института возникает необходимость в формировании специальных и физических качеств с учетом запросов практики, а также внедрения у слушателей МВД России на занятиях, различных модельных ситуаций в учебный процесс. Подтверждением служат материалы научно-практической конференции, посвященной 75-летию со дня образования ОВШМ. Так, преподаватели кафедры тактико-специальной подготовки отмечают, что одним из способов улучшения профессионально-прикладной физической подготовки является разработка современных методик преподавания курсов ТСП, БиФП.

26 . Психстедагогл

Интересен в этом плане зарубежный опыт специальной физической подготовки (СФП) полиции, приведенный в издании П.П. Михе-ева, ще говорится, что проблема СФП полицейских также актуальна и для США. Ежегодно в отчете ФБР о состоянии преступности в стране дается подробный статистический отчет о видах, условиях нападения на полицейских. Так, в 1996 г. в США, поданным подразделений полиции, обслуживающих 78% населения всей страны, было зарегистрировано 57 тыс. нападений на полицейских. Из всех нападений 83% было совершено без огнестрельного оружия и 6% — с применением огнестрельного оружия, а также 7% с использованием других опасных подручных предметов. Американские специалисты выделяют четыре группы условий нападения: без оружия, с холодным оружием и предметами, огнестрельным оружием, нестандартные виды нападения (наезд автотранспортом).

Эта проблема находится в центре внимания и французских специалистов. Ими установлено, что при исполнении служебных обязанностей в среднем в год погибают 5 сотрудников полиции, несущих службу в форме. Французские специалисты основной причиной увеличения травматизма объясняют прежде всего недостаточной профессиональной подготовкой полицейских. В 1994 г. ими разработано методическое пособие по специальной тактике задержания, которое распространено во всех полицейских комиссариатах. Это пособие предусматривает порядок действия в четырех основных модельных ситуациях задержания: задержание подозрительного лица, действия при обыске и надевании наручников, при остановке подозрительного автомобиля, при срабатывании сигнализации охраняемых объектов.

Таким образом, зарубежные специалисты развитых государств уделяют большое внимание анализу различных ситуаций нападения преступников на сотрудников полиции, а также эффективности их задержания. Ими при-нимаются комплексные меры по совершенствованию обучения работников полиции на основе моделирования изученных ситуаций нападения, встречавшихся в оперативной деятельности, а также выделяются четыре основные группы модельных ситуаций: нападение невооруженного преступника, вооруженного предметом или холодным оружием, огнестрельным оружием, нападение нетрадиционными способами, а также индивидуальные и групповые действия (13).

Как показывает анализ проведения заняла в правоохранительных органах, 1998, №2 (8)

тий в юридическом институте, содержание учебной дисциплины "физическая подготовка" определяется задачами и требованиями подготовки специалистов конкретного профиля и уровня, предметом и развитием науки в данной области.

Известно, что в основе физической подготовки к предстоящей служебной деятельности лежит всестороннее физическое развитие, которое создает прочную базу для совершенствования всех жизненно важных функций организма, необходимых двигательных качеств, умений и навыков.

Современная профессия оперативного работника разнообразна как по структуре, гак и по энергетическим тратам и предъявляет более высокие требования к общей работоспособности, а также развитию специальных качеств.

Общая физическая подготовка не может в полной мере разрешить всех вопросов этой проблемы. Поэтому для будущих работников уголовного розыска необходимо профилирование физического воспитания с учетом предстоящей служебной деятельности, получившее название профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

Следует отметить, что отбор средств ППФП — сложный и трудоемкий процесс. Правильность его обусловлена целым рядом факторов и предварительных условий. Содержанию его должно предшествовать серьезное профессиографическое исследование прикладной направленности с составлением профес-сиограммы. Предварительным условием явля-

ется достаточная информативность материалов. Основой прикладной ценности является направленность влияния профессионального и спортивного воздействия на организм, которая оценивается по следующим направлениям: общность формируемых навыков; идентичность требуемых физических качеств; одинаковая направленность воздействия на психофизические функции. При этом включение в учебный процесс и самосовершенствование в последующей служебной деятельности как одного из принципов системного подхода к профессиональной подготовке делают необходимыми обоснование и подбор соответствующих средств и методов физической подготовки (2).

Специалисты физического воспитания в вузах МВД России постоянно указывают на необходимость повышения как общефизической, так и специальной подготовленности слушателей.

Но вместе с тем отмечается некоторый разнобой в подходах к данной проблеме. Подтверждением этому является и частая смена учебных программ физической подготовки у слушателей (1990, 1993, 1994, 1996 гг.), существенно отличающихся по содержанию друг от друга. Любой специалист в области физической культуры и спорта, проанализировав данную ситуацию, вполне справедливо задаст вопрос: "Зачем такая частая смена и учебных программ и контрольных нормативов по физической подготовке?" В качестве примера приведем две учебные программы:

1993 год 1996 год

Физические качества Оценки Физические качества Оценки

Средства достижения удовл. хор. отл. Средства достижения удовл. хор. отл.

I. Общая выносливость 1. Выносливость

Кросс 3000 м 13.20 12.40 12.00 Кросс 5000 м 25.00 24.00 23.00

Лыжная гонка 5 км 26.30 25.30 24.30 Лыжная гонка 5 км 26.30 25.30 24.30

Плавание 100 м 2.30 2.00 1.45 Плавание 100 м 2.30 2.00 1.45

Бег 1000 м 3.50 3.35 3.20

2. Общая сила 2. Сила

Подъем переворотом в упор на перекладине (кол-во раз) 7 8 10 Подтягивание на перекладине(кол-во раз) 12 14 16

Комплексно-силовое упражнение (КСУ, кол-во серий) 3 4 5

3. Максимальная сила

Толчковая тяга штанги (кг) 150 160 170

4. Быстрота и взрывная сила 3. Быстрота и ловкость

Челночный бег 4 х 20 м (сек) 16,7 16,6 16,5 Челночный бег 10 х 10 м (сек) 27 26 25

Безусловно, "венцом" данных программ должно стать приобретение профессиональных знаний, умений, навыков и практическое владение ими. В этом разделе учебных программ все понятно. Например, бросок "задняя подножка" по технике исполнения и по методике обучения не изменить. А ют что касается контрольных нормативов по физической подготовке, то тут возникает много вопросов, которые мы пытаемся разрешить, проводя исследовательскую работу в данном направлен™.

Общим же итогом нашего исследования должна быть разработка структуры и содержания ППФП в вузах МВД России с учетом межпредметных связей с кафедрами ОП и ТСП. В задачу нашего исследования входит разработка профессиональной модели будущего оперативного работника, какими знаниями, навыками, специальными и физическим качествами он должен обладать. Дать характеристику и определ ить процентное соотношение тех или иных физических качеств в общей системе подготовки.

В качестве примера приведем распределение учебных часов на освоение основных разделов учебной программы по физическому воспитанию Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ) и ОмЮИ МВД России.

Как видим, в ОмГПУ больше учебного времени отводится на развитие выносливости (легкая атлетика, лыжная подготовка), затем предпочтение отдается видам по выбору.

В ОмЮИ ситуация несколько другая. Львиная доля часов отводится боевой подготовке. Но если преподаватель не имеет специальных знаний и практических навыков по данному разделу программы, то с полной уверенностью можно сказать, что мы обманываем наших курсантов, заранее обрекая их на "поражение", занимаясь 90 часов неизвестно чем.

На развитие же таких необходимых физических качеств, как выносливость, сила, быстрота, гибкость, ловкость учебных часов предусмотрено очень мало.

Например, в результате своей научно-ис-следовательской работы "Профессиональная направленность физической подготовки курсантов пожарно-технических училищ МВД России" В.И.Андреев получил научно обоснованную структуру профессионально-прикладной физической подготовленности курсантов, состоящую из пяти профессионально важных физических качеств, наибольший вклад из которых (56,2%) вносят скоростно-сило-вые качества. Данная структура была формализована в статистическую модель, характеризующую должные требования к уровню проявления как отдельных профессионально важных физических качеств (скоростно-сило-вые, общая работоспособность, гибкость, быстрота, абсолютная сила), так и к их единовременному проявлению в комплексе (преодоление полосы препятствий, специальной физической подготовки).

Но мы знаем, что современная профессия оперативного работника разнообразна как по структуре, так и по энергетическим тратам. Следовательно, исходя из особенностей служебной деятельности будущий оперативник должен обладать и высоким уровнем развития быстроты движений, значительной мышечной силой и умением концентрировать ее в быстро меняющейся обстановке, а также по-

вышенной гибкостью и высоким уровнем координации движений. Все эти требования определяют выбор основных средств и методов практических занятий со слушателями в процессе всего периода обучения. Причем преподавателю важно не только знать эффективные средства и методы общей и специальной физической подготовки, но и найти наиболее оптимальное соотношение их в занятиях.

Средствами общей физической подготовки (ОФП) являются упражнения, которые заимствованы из других видов спорта. К ним можно отнести; кроссовый бег, плавание, спортивные игры, акробатические упражнения, упражнения с различными отягощениями, отдельные прыжковые упражнения и ряд других средств.

ОПУ ОмЮИ

Всего часов: 120 Всего часов: 132

Легкая атлетика — 36 ч. (30%) Легкая атлетика — 10 ч. (8%)

Лыжная подготовка — 32 ч. (26,70%) Лыжная подготовка — 10 ч. (8%)

Подвижные игры — 12 ч. (10%) Спортивные игры — 12 ч. (9%)

Гимнастика — 14 ч. (11,60%) Гимнастика — 10 ч. (8%)

Виды по выбору — 26 ч. (21,70%) Боевая подготовка — 90 ч. (67%)

Специальная физическая подготовка (СФП) осуществляется выполнением основного прикладного упражнения или его элементов, а также упражнений, сходных с основным по координационной структуре и характеру движений (амплитуде, темпу и т.д.).

Следует отметить, что соотношение ОФП и СФП в учебно-тренировочном процессе должно определяться уровнем подготовленности занимающихся. Чем ближе к выпуску курсант, тем более специализированный характер должна носить его профессионально-прикладная подготовка. На подступах к предстоящей служебной деятельности чрезмерное увлечение упражнениями, не имеющими ничего общего со структурными и динамическими проявлениями двигательных качеств в основном виде служебной деятельности, не приносит ожидаемого эффекта, а в некоторых случаях влияет даже отрицательно (16).

Подведем итог сказанному выше.

Изучая и анализируя литературу по проблемам ППФП, в частности в системе МВД, можно сказать, хгго этому уделяется недостаточно внимания. Такой вывод подтверждается и в работе А.Я.Слепнева (15): "... успешность решения данной проблемы требует усиления научных поисков в области ППФП учебных заведений МВД. Дальнейшее повышение эффективности обучения прикладной физической подготовке следует искать не в прямом увеличении объемов и интенсивности нагрузки, а в оптимизации учебно-тренировочного процесса за счет качественно новой организации занятий, разработки средств и методов".

Обращает на себя внимание то, что нормативы профессионально-прикладной физической подготовленности гражданских и военных специалистов обоснованы в специальных научных исследованиях, выполненных на уровне диссертаций. Относительно нормативов ППФП работников системы МВД этого сказать нельзя, поскольку они не все опираются на результаты серьезных научных исследований (2).

Литература

1.Антонов В.И. Печальная статистика: при исполнении служебных обязанностей // Информационный бюллетень. — М., 1992. — Вып. 1. — С. 64-66.

2.Андреев В.И. Профессиональная направленность физической подготовки курсантов пожар-но-технических училищ МВД России: Автореф. дис... канд. пед. наук — М., 1995. — С. 69.

3.Бородич A.A. Физическая подготовка работников милиции к действиям по задержанию вооруженного преступника. // Материалы научной конференции — Омск: ВШМ МВД СССР, 1982. — С. 99-103.

4.Бородич A.A. Актуальные проблемы организации и тактики задержания вооруженного преступника: Автореф. дис... канд. юрид. наук. — М., 1982.-С. 18.

5. Воронов А. И. Содержание двигательных установок при совершенствовании боевых приемов борьбы // Психопедагогика в правоохранительных органах. — Омск: ОмЮИ МВД России, 1995.

- Вып. 2. - С. 57.

6.Гончаров В.Д., Романов Б.Ф., Юшкин В.Ф. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов: реальность и перспективы // Теория и практика физической культуры.

- 1993.-Вып. 7.-С. 12-13

7.Загорский Б.И. Основы профессионально-прикладной физической подготовки: Автореф. дис... канд. пед. наук. — М., 1986. — С. 5-15/

8.Загорский Б.И. О содержании основных понятий теории и методики профессионально-прикладной физической подготовки // Теория и практика физической культуры. — 1984. — Вып. 9.

- С. 44-46.

9.Ильинич В.PI. О некоторых проблемных вопросах профессионально-прикладной физической подготовки (вопросы теории) // Теория и практика физической культуры. — 1990. — Вып. 3 — С.13-15.

Ю.Ильинич В.И. О взаимосвязи общей и профессионально-прикладной физической подготовки в процессе физического воспитания студентов // Теория и практика физической культуры.

- 1979. - Вып. 10. - С. 37-38.

П.Караваев А.Ф. Некоторые проблемы профессионального становления и воспитания специалистов для ОВД// Материалы научно-практической конференции, посвященной 75- летию со дня образования Омской высшей школы милиции. — Омск: ВШМ МВД России, 1995. — С. 29.

12.Коломников B.C. Проблемы проведения практических занятий по темам, связанным с тактикой действий ОВД по задержанию преступных лиц в различных условиях // Материалы учебно-методической конференции. — Омск: ВШМ МВД СССР, 1993. - С. 33-35.

В.Михеев П.П. Физическая подготовка сотрудников милиции с применением специальных и подручных средств. — Брянск, 1997. — С. 9-16.

Н.Рыжук В.Д. Комплексный подход к проведению отдельных практических занятий по тактико-специальной подготовке// Материалы научно-практической конференции, посвященной 75- летию со дня образования Омской высшей школы милиции. — Омск: ВШМ МВД России, 1995. -С. 41-44.

15.Слепнев А.Я. Педагогические основы профессионалы ю-прикладной подготовки курсантов специальных средних школ милиции МВД СССР: Автореф. дис... канд. пед наук — Минск, 1989. — С. 23.

16.Таранов В.Ф., Черкашин В.П., Фискалов В.Д., Чемов В.В. Становление и совершенствование спортивного мастерства в барьерном беге: Учебное пособие. — Волгоград, 1986. — С. 83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.