Научная статья на тему 'Проблемы междисциплинарных связей кафедр, формирующих профессионально важные качества у курсантов'

Проблемы междисциплинарных связей кафедр, формирующих профессионально важные качества у курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лупырь В. Г., Осипов О. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы междисциплинарных связей кафедр, формирующих профессионально важные качества у курсантов»

- умение влиять на подчиненных, пользуясь своими правами, личным обаянием, коммуникативными способностями;

- способность видеть себя со стороны глазами подчиненного;

- умение планировать деятельность.

Важная роль отводится правовому воспитанию, а именно: выработать у обучающихся внутреннюю потребность соблюдения установленных юридических правил, законности и правопорядка в настоящей и будущей деятельности.

Третий этап

(становление специалиста)

5 курс обучения и первый год служебной деятельности. Характеризуется совершенствованием полученных знаний, умений и навыков, утверждением в выбранной профессии. Специалист способен самостоятельно действовать, при этом:

- анализировать события и ситуации;

- совершенствоваться в изменяющихся условиях через формирование установки личности на поиск и организацию деятельности;

- соответствовать закономерностям системы воспитания в своей деятельности.

Молодой офицер обладает сам и управляет закономерностями системы воспитания:

- соответствие целей и задач требованиям общества, воинской службы, идеалам духовно-нравственного человека;

- соответствие воспитательных воздействий личному примеру, уровню его культурно-нравственного развития;

- соответствие средств и методов воспитания его целям и задачам;

- соответствие воспитательной деятельности индивидуальным и коллективным особенностям военнослужащих, уровню их развития;

- соответствие результатов системы воспитания поставленным целям и задачам.

Приведенные этапы воспитания обеспечивают управляемость системы подготовки курсантов, что позволяет устранить противоречия, возникающие между учебновоспитательным процессом и служебно-боевой деятельностью. Каждый этап в общей структуре воспитания выполняет свои, как промежуточные, так и конечные целевые установки и задачи, направленные на военно-профессиональную подготовку практических умений и навыков.

ЛИТЕРАТУРА

1. А педагогом быть обязан. - М., 1990.

2. ВолкогоновД.А. Военная этика. - М., 1979.

3. Вопросы воинского воспитания. - М.: Воениздат, 1985.

4. Высшая школа России: традиции и современность // Alma Mater. - 2002. - № 12.

5. Концепция воспитания личного состава ВС РФ. -М., 1998.

6. ЛедневВ.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М., 1991.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М., 1975.

8. Муцынов С.С. Коллектив и дисциплина. - М., 1989.

9. Общая психология: Курс лекций. - М., 1995.

10. Офицерский корпус русской армии // Российский военный сборник. - 2000. - № 17.

11. ПереваловВ.Ф. Воинский коллектив. Динамика отношений. - М., 1991.

12. Приказ МО РФ №80 от 12.03.2003 г. // Российская газета. - 2003. - 12 апр.

13. СкрыльникА.И. Нравственность и дисциплина воина. -М., 1985.

14. Федеральный закон от 31.05.1996 г. “Об обороне” // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. -№ 25. - Ст. 2750.

15. Харламов И. Ф. Педагогика. - Минск, 2002.

16. Шрамченко А.В. Вопросы психологии в управлении войсками. - М., 1973.

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ КАФЕДР, ФОРМИРУЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА У КУРСАНТОВ

Канд. пед. наук В.Г. Лупырь,

начальник кафедры, О.О. Осипов, преподаватель

Омская академия МВД России

Подготовка молодого человека к высококвалифицированному современному труду определяется не только общими социальными задачами профессиональной подготовки, но и требованиями самой специальности, базовой для высшего учебного заведения. В исследованиях ведущих специалистов МВД России (Ю.Ф. Подлип-няка, 1985; В.В. Яншина, 1991; В.Г. Колюхова, 1995; В.А. Шлыкова, 1995; А.И. Щипина, 1999) убедительно показано, что вся система профессионально-прикладной подготовки в образовательных учреждениях МВД России должна строиться на строго научной основе, с учетом специфики будущей профессиональной деятельности сотрудников.

В связи с этим в теории и практике профессиональной подготовки курсантов назрела объективная потребность в разрешении вопросов, касающихся как организации построения, так и разработки качественно новой методики формирования знаний, умений и навыков за счет междисциплинарных связей с кафедрами, формирующими профессионально важные качества.

Деятельность сотрудников органов внутренних дел относится к разряду наиболее сложных: изучение оперативной обстановки, разработка плана специальных мероприятий, участие в операциях по задержанию вооруженного преступника, работа с представителями общественности - во всем этом проявляются различные стороны профессиональной подготовленности человека. В последовательном развитии таких профессиональных качеств, как гибкость ума и характера, быстрота мышления, острая наблюдательность и цепкая память, самообладание и выдержка, мобилизация волевых и физических качеств, большое значение имеют комплексные практические занятия и рекомендации психологической науки (А.В. Барабанщиков, Н.Ф. Феденко, 1981; А.В. Радионов, 1983; С.В. Непомнящий, 1989; И. Д. Ма-риновская, 1997; и др.).

Говоря о комплексном формировании профессиональных качеств курсантов, можно определить круг

вопросов, коренным образом определяющих роль и место таких учебных дисциплин, как огневая, тактикоспециальная, физическая подготовки в общей системе подготовки кадров МВД.

При этом имеется в виду, что комплекс - это совокупность, сочетание предметов, действий, явлений или свойств, составляющих одно целое. Говоря о профессионализме будущего работника правоохранительных органов, необходимо прежде всего иметь в виду комплексное обучение профессиональным знаниям, физическим качествам, необходимым умениям и навыкам.

Создание специальных средств обучения, позволяющих моделировать обстановку и условия практической деятельности с целью привития обучаемым прочных профессиональных навыков, является одним из перспективных и эффективных направлений совершенствования процесса обучения в образовательных учреждениях МВ Д России.

На пути исследования методов моделирования в профессионально-прикладной подготовке вузов МВД имеются определенные трудности. Это связано с тем, что учебно-педагогические явления чрезвычайно сложны и определяются громадным числом факторов, находящихся как правило, в динамическом состоянии. Выбор и регистрация системы факторов, оказывающих существенное влияние на конечный результат в профессиональной подготовке будущих работников ОВД - одна из важнейших и трудоемких проблем моделирования в учебно-педагогическом процессе. В силу известной новизны данной проблематики, в профессионально-прикладной науке и практике не сложилась окончательно общепринятая методика определения количественных значений модельных характеристик боевой и специальной подготовленности выпускников образовательных учреждений МВД России. Методологическую основу комплексного формирования профессионального мастерства должен составить системно-структурный анализ процесса формирования знаний, умений и навыков, который рассматривается во взаимосвязи с развитием необходимых профессиональных качеств.

В центре внимания этой дисциплины должны находиться проблемы согласованного формирования профессиональных качеств, прочности полученных знаний, умений применения их в экстремальных ситуациях как элементов одной системы. Исследований в данной области в настоящее время проведено недостаточно (В.Л. Васильев, 1997), и это сказывается на решении практических вопросов в области повышения уровня профессионального мастерства. Поэтому в настоящее время возникла реальная потребность в создании и внедрении новых технологий обучения, суть которых состоит в интенсификации подготовки специалистов, максимальном приближении обучения к практическим нуждам, в использовании инициативы, интеллектуальных возможностей и способностей самих обучаемых.

Проведенные в последние годы исследования (Р.Н. Макаров, Е.А. Анисимов, А.П. Калашников, 1996; Ю.В. Ашкеров, 1996; Л.Д. Битехтина, 1997) показали, что для организации комплексного процесса профессиональной подготовки специалистов необходимо объединить в интегративное целое и сфокусировать функционирование следующих видов подготовки:

- теоретической, формирующей научный и эвристический уровень знаний, умений и навыков;

- физической, формирующей динамическое здоровье, устойчивость к гиподинамическому режиму, работоспособность;

- тренажерной, моделирующей профессиональную деятельность и отдельные ее виды в обычных и экстремальных условиях деятельности;

- реальной, профессиональной деятельности в различных условиях;

- психологической, формирующей психологическую готовность к профессиональной деятельности;

- психофизической, формирующей устойчивость психического и физиологического уровней человеческого фактора к экстремальным условиям.

По мнению специалистов, два последних вида подготовки на практике обозначены фрагментарно или вовсе отсутствуют, а четыре первых обособлены - междисциплинарные связи не базируются на строгих законах и закономерностях.

Особо следует подчеркнуть значение определенных теоретических знаний для активного и сознательного освоения курсантами профессионально-прикладных умений и навыков. По этому поводу можно сказать, что знания, умения и навыки - это различные этапы совершенствования служебных действий.

Учитывая сказанное, можно резюмировать: нельзя решать проблемы междисциплинарных связей, не определив этапы формирования профессиональных качеств. Сегодня мы не задумываемся над тем, в какой последовательности, очередности формировать качества, которые используются в профессиональной деятельности, какие задачи должны стоять и перед преподавателем, и перед курсантом на каждом курсе, этапе обучения.

Практика обучения показывает, что формирование профессионально важных качеств замедляется, если обучающиеся (курсанты) не имеют представления о предстоящей служебной деятельности и, главное, они не знают, какие требования к ним будут предъявлены.

Следовательно, знание особенностей отдельных этапов обучения имеет существенное значение для определения целесообразного уровня развития прикладных умений, навыков и должного объема часов, отводимых на комплексные занятия. Перед тем как определять этапы формирования профессиональных качеств и, соответственно, определять задачи для каждого этапа, необходимо провести тщательный анализ сформированнос-ти у курсантов профессионально-прикладных качеств по следующим позициям:

- знания о наличии и значимости профессиональных умений и навыков предстоящей служебной деятельности;

- уровней проявления профессионально значимых знаний, умений и навыков в служебной деятельности.

Данный анализ необходим для того, чтобы определить, насколько правильно и эффективно мы осуществляем формирование профессионально-прикладных качеств у курсантов, и в соответствии с этим корректировать структуру учебного процесса. Определение этап-ности в процессе обучения и будет решением одной из проблем взаимодействия кафедр при проведении практических занятий по тактико-специальной подготовке.

Существует, на наш взгляд, и вторая проблема. Если правильность определения этапности в формировании профессионально важных качеств на основе анализа не вызовет ни у кого сомнения, то программно-нормативное обеспечение комплексных занятий ждет долгий и

нелегкий путь до внедрения в учебный процесс, определения правильности, актуальности и востребованности практической деятельностью. Данную проблему предлагается решать в основном по интуиции, не подкрепляя этот вопрос научными исследованиями.

В последние годы серьезное внимание уделяется разработке научно-методических основ профессионально-прикладной подготовки для гражданских специальностей. В системе МВД России пока нет ни специального научно-исследовательского учреждения, ни проблемной лаборатории, где бы исследовались проблемы профессиональной подготовленности курсантов, в дальнейшем - работников системы МВД. На основе профессиональной подготовленности обучающихся необходим анализ применения физической силы, приемов самозащиты, оружия, грамотных или безграмотных тактических действий. Пока же ведется только статистика погибших при исполнении служебных обязанностей наших коллег, ни один случай в официальных источниках МВД не подвергнут анализу и не даны практические рекомендации о правильных действиях в данном случае. Резонен вопрос: отсутствие каких знаний, умений или навыков вызвало неправильные тактические действия при выполнении оперативно-служебных задач?

В качестве примера приведем заключение служебных проверок по фактам гибели сотрудников УВД Омской области: . одной из причин ЧП являются тактичес-

кие просчеты со стороны руководителя проводимой операции, недостаточное профессиональное обучение личного состава”.

Интересен в этом плане зарубежный опыт организации специальной подготовки полицейских, приведенный П.П. Михеевым (Брянск, 1997). Ежегодно в отчете ФБР о состоянии преступности в стране дается подробный статистический отчет о видах, условиях нападения на полицейских. Так, в 1996 г. в США было зарегистрировано 57 тысяч нападений на полицейских (по данным подразделений полиций, обслуживающих 78% населения всей страны); 83% нападений было совершено без огнестрельного оружия и 6% - с применением огнестрельного оружия, 7% - с использованием других опасных подручных предметов. Американские специалисты выделяют четыре группы нападения: без оружия, с холодным оружием и иными предметами, с огнестрельным оружием, нестандартные виды нападений (например, наезд автотранспортом).

Эта проблема находится в центре внимания и французских специалистов. Основной причиной увеличения травматизма они объясняют прежде всего недостаточной профессиональной подготовкой полицейских. Ими разработано методическое пособие по специальной тактике задержания, которое предусматривает порядок действия в четырех основных модельных ситуациях: задержание подозрительного лица, действия при обыске и надевании наручников, при остановке подозрительного автомобиля, при срабатывании сигнализации охраняемых объектов.

Таким образом, зарубежные специалисты уделяют большое внимание анализу различных ситуаций нападения преступников на сотрудников полиции, а также эффективности их задержания.

Учитывая сказанное, можно предположить, что решение второй проблемы - программно-нормативного

обеспечения комплексных занятий, является основополагающим моментом при осуществлении междисциплинарных связей прикладных кафедр. Прежде чем организовывать и планировать комплексные занятия, необходимо провести анализ различных ситуаций, с которыми сталкиваются практические работники нашего региона при исполнении служебных обязанностей. Следует выделить из них наиболее часто встречающиеся, определить единый комплекс в формировании профессионально-прикладных знаний, умений и навыков при подготовке будущих сотрудников милиции.

Приведем данные по применению и использованию табельного оружия личным составом УВД Омской области в 2001 г.:

- случаев применения огнестрельного боевого оружия - 4;

- отражение нападения на сотрудника ОВД - 2;

- пресечение попытки завладения оружием - 2;

- защита граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья - 0;

- задержание лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления и пытающегося скрыться, - 0;

- задержание лица, оказывающего вооруженное сопротивление, - 0;

- отражение группового или вооруженного нападения - 0;

- пресечение побега из-под стражи - 0;

- освобождение заложников - 0.

Использование оружия - 31, из них:

- для остановки транспортного средства - 8;

- обезвреживание животного, непосредственно угрожающего здоровью - 11;

- предупреждение о намерении применить оружие -

11;

- подача сигнала тревоги, вызов помощи - 1.

Анализ данных сведений показал возможность определить круг учебных вопросов, касающихся учебной дисциплины “Огневая подготовка”, которые необходимо отразить при планировании комплексных занятий. Для полной, реальной картины практической деятельности необходимо иметь аналогичные сведения, касающиеся кафедр боевой и физической, а также тактикоспециальной подготовки.

Выводы.

1. Соотношение общефизической, специальной и огневой (боевой) подготовки в учебно-тренировочном процессе должно определяться уровнем подготовленности занимающихся.

2. Построение модели комплексных занятий должно отражать основные положения, преимущественно определяющие этапы формирования профессиональных качеств.

3. Необходимо знать, насколько предложенные модельные ситуативные комплексы соответствуют действительности.

4. Очевидна необходимость создания научно-комплексной группы совместно с отделением профессиональной подготовки, преподавателями Учебного центра, практическими работниками, сотрудниками штаба УВД для более полного анализа применения оружия, физической силы, тактических действий сотрудниками милиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.