менным параметрам могут быть быстротечными и долговременными. Наиболее характерным признаком экстремальных, необычных условий является дефицит времени, в течение которого принимаются решения и выполняются приемы и действия. Необычные условия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение и тем самым оказывают сильное воздействие на организм сотрудников. Это могут быть внезапные нападения на обучаемого в процессе преодоления препятствий, взрывы специальных средств, спец. сигнал сирены, выстрелы или их имитация, преодоление огненных, водных, снежных преград, качающихся опор и т. д. Очень важно включать в подобные занятия выполнение боевых приемов борьбы на фоне нагрузки и стрельбы из штатного оружия (пистолета Макарова - ПМ) также после значительной нагрузки (преодоления препятствий и боевых приемов борьбы) из различных положений (с колена, лежа, стоя, из-за укрытия), по неподвижной и движущейся мишени (силуэт человека, колеса, автомобиля). Возможно включение в учебно-тренировочные задания решения логических задач после значительной физической нагрузки, характеризующих быстроту мыслительных процессов, память на числа, цифры и умение принимать эффективные решения в наикратчайшее время и т. п.
Таким образом, проведение экспериментальных исследований в этом направлении, на наш взгляд, имеет значительное практическое и научное значение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Палецкий, Д.Ф. Технология управления профессионально-прикладной физической подготовкой курсантов-слушателей образовательных учреждений МВД России [Текст] : монография I Д.Ф. Палецкий. - Смоленск : [б.и.], 1999. - 288 с.
2. Федоров, В.И. Милиция XXI века : концепция кадровой политики [Текст] I В.И. Федоров II Щит и меч. - 1999. - № 2 (670). - С. 4-9.
МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПИЛАТЕСА КАК СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ПОЗВОНОЧНИКА У
СТУДЕНТОК
Светлана Карповна Рукавишникова, соискатель,
Северо-Западная академия государственной службы, Санкт-Петербург
Аннотация
В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке методики применения пилатеса в качестве средства профилактики структурно-функциональных нарушений позвоночника у студенток Северо-Западной академии государственной службы. Выявлены факторы, определяющие высокую эффективность процесса физического воспитания студенток с использованием пилатеса. Дана педагогическая оценка наиболее эффективных упражнений пилатеса, применяемых для коррекции структурно-функциональных нарушений позвоночника.
Ключевые слова: пилатес; физическое воспитание; структурно-функциональные нарушения позвоночника.
THE TECHNIQUE OF PILATES APPLICATION AS MEANS OF PREVENTIVE MAINTENANCE OF STRUCTURALLY-FUNCTIONAL INFRINGEMENTS OF
STUDENTS’ BACKBONE
Svetlana Karpovna Rukavishnikovа, the competitor,
Northwest academy of public service,
St.-Petersburg
Abstract
In work are presented results of the conducted research on working out of a technique of pilates application as means of preventive maintenance of structurally functional infringements of students’ backbone of Northwest academy of public service are presented. The factors advancing high efficiency
of process of physical training of students with use pilates are revealed. The pedagogical estimation of the most effective exercises pilates, structurally functional infringements of a backbone applied to correction is given.
Keywords: pilates; physical training; structurally-functional infringements of a backbone.
По данным Минздрава России, в последние годы отмечается ухудшение демографических показателей россиян, связанное с различными отклонениями в состоянии здоровья. Значительно увеличилось количество людей, имеющих структурнофункциональные нарушения позвоночника. По данным Ю.Ф. Каменева (2004), этими заболеваниями страдает до 60% взрослого населения России. Объединенные под общим названием «остеохондроз», структурно-функциональные нарушения позвоночника характеризуются дегенеративно-дистрофическим заболеванием межпозвоночных дисков и сопровождающимися деструктивными изменениями ткани позвонков.
Как правило, структурно-функциональные нарушения позвоночника проявляют себя в возрасте 18-55 лет и являются причиной длительной потери трудоспособности (А.И. Суханов, 2002; Т.Н. Суханова, 2005 и др.).
Более того, остеохондроз перестал быть «привилегией старости», он значительно «помолодел», и теперь это заболевание все чаще встречается в юношеском возрасте.
Как свидетельствуют проведенные исследования, у студенток Северо-Западной академии государственной службы свыше 60% трудопотерь связано с заболеваниями позвоночника. По мнению В.П. Петленко, Д.Н. Давиденко (1998), данное заболевание во многом обусловлено низкой двигательной активностью, нарушениями режима питания, труда и отдыха, нервно-психическими напряжениями, чрезмерной физической нагрузкой.
Среди средств профилактики и коррекции структурно-функциональных нарушений позвоночника важную роль играет методика применения пилатеса в комплексе с другими средствами, применяемыми с учетом различных синдромов остеохондроза (О.В. Буркова, 2005; Н.Ю. Соболева, Н.В. Казакевич, 2008 и др.).
Целенаправленные оздоровительные коррекции структурно-функциональных нарушений позвоночника с использованием пилатес позволяют организму вырабатывать систему рефлекторных реакций и таким образом заранее обеспечивать требуемое количество энерговещественных субстратов в компоненты активируемой функциональной системы, опережающим образом производить ее адекватную внутреннюю реорганизацию, а также восстанавливать и создавать необходимые локальные централизованные резервы.
Однако в настоящее время не разработано эффективных методик применения пилатеса, до сих пор не выявлены факторы, определяющие высокую эффективность процесса физического воспитания студенток вузов с использованием пилатеса.
С целью выявления факторов, определяющих высокую эффективность процесса физического воспитания студенток Северо-Западной академии государственной службы с использованием пилатеса, проводился опрос тренеров, студенток, специалистов по пилатесу. Всего в опросе приняли участие 187 человек. Результаты опроса представлены в таблице 1.
В процессе исследования были выявлены наиболее эффективные средства пилатеса для профилактики и коррекции структурно-функциональных нарушений позвоночника.
Проведенное исследование позволило провести классификацию наиболее эффективных упражнений для коррекции нарушений со стороны позвоночника, а также выявить наиболее востребуемые группы упражнений системы пилатес (табл. 2).
Проведя классификацию и выделив группы наиболее эффективных средств пилатеса, мы приступили к разработке методики применения пилатеса для коррекции структурно-функциональных нарушений позвоночника.
При обосновании методики мы исходили, прежде всего, из характеристики типов структурно-функциональных нарушений функции позвоночника студенток.
Таблица 1
Ранговая структура факторов, определяющих высокую эффективность процесса физического воспитания студенток Северо-Западной академии государственной
службы с использованием пилатеса (п=187)
Значимость (ранговое место) Факторы, определяющие высокую эффективность процесса физического воспитания Ранговый показатель, %
1 Наличие эффективной методики применения пилатеса в физическом воспитании студенток 16,1
2 Высокая мотивация студенток к занятиям пилатесом 15,3
3 Оздоровительная направленность пилатеса 15,1
4 Доступность пилатеса для лиц с любым уровнем физической подготовленности 14,7
5 Оптимизация образовательного процесса на кафедре физического воспитания в интересах внедрения пилатеса 13,2
6 Создание условий для саморазвития и самосовершенствования студенток с использованием пилатеса 12,2
7 Формирование самоопределенческих позиций и установок по укреплению здоровья у студенток 9,3
8 Создание эффективной системы самоконтроля физического состояния студенток, занимающихся пилатесом 4,8
Таблица 2
Результаты опроса специалистов по педагогической оценке наиболее эффективных упражнений системы пилатес для коррекции структурно-функциональных _____________________нарушений позвоночника (п=26)_____________________
Значимость комплекса упражнений (ранговое место) Наименование упражнений Эффективность, %
1 Корригирующие упражнения 78
2 Изотонические упражнения 63
3 Упражнения на расслабление 52
4 Упражнения на растягивание 49
5 Дыхательные упражнения 32
В первую группу вошли студентки, имеющие диск-вертебральный синдром, ожирение и сколиоз I степени, во вторую - диск-паравертебральный и диск-медулярный синдромы и в третью - суставной и синдром межостистых связок, а также сколиоз II степени.
Для каждой из указанных групп был разработан свой комплекс упражнений системы пилатес. При этом для каждой группы были рекомендованы дополнительные средства оздоровления (массаж, гидро- и термопроцедуры, фармакологические средства) (рис. 1).
Разработанная в процессе исследования методика применения пилатеса проверялась в ходе педагогического эксперимента, который проводился на базе СевероЗападной академии государственной службы в течение 2007-2008 годов.
Всего в эксперименте приняли участие 85 студенток, имеющих различные типы структурно-функциональных нарушений позвоночника.
Степень сколиоза и других функциональных нарушений позвоночника определялась в начале и в конце педагогического эксперимента.
Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной нами методики применения пилатеса с учетом типа структурнофункциональных нарушений позвоночника у студенток (рис. 2).
Ком-
плекс
Вид структурнофункциональных нарушений позвоночника
*
Содержание
комплекса
*
Соотношение
времени
применяемых
средств
*
Дополнительные
средства
*
№ 1 Сколиоз I степени; диск-вертебральный синдром; ожирение Специальный комплекс корригирующих упражнений; изотонические упражнения. 30% - изотонические упражнения; 70% - корригирующие упражнения. Термопроцедуры; массаж
№ 2
Диск-паравертебр аль-ный синдром; диск-медулярный синдром
Специальный комплекс корригирующих и дыхательных упражнений.
Упражнения на растягивание
50% - корригирующие упражнения;
30% - дыхательные упражнения;
20% - упражнения на растягивание.
Фармакологическ ие средства; корригирующие мероприятия; гидро- и термопроцедуры
№ 3
Сколиоз II степени; суставной синдром и синдром межостистых связок
Специальный комплекс дыхательных упражнений и упражнений на растягивание и расслабление.
25% - дыхательные упражнения;
25% - упражнения на расслабление;
50% - упражнения на растягивание.
Массаж, гидро-и
термопроцедуры
Рис. 1. Методика применения комплексов пилатеса при различных структурнофункциональных нарушениях позвоночника у студенток
100
90
80
70
60
% 50
40 30 20 10 0
комплекс
□ без изменений □ частичное восстановление □ полное восстановление
Рис. 2. Степень влияния оздоровительных коррекций структурно-функциональных нарушений позвоночника у студенток при выполнении различных комплексов пилатеса
ВЫВОД
Путем целенаправленного применения комплексов пилатеса с учетом их индивидуальной направленности на конкретный диагноз удалось улучшить функциональное состояние позвоночника у испытуемых до состояния нормы в среднем на 62-64%, частичного восстановления - на 22-28%.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буркова, О.В. Пилатес - фитнес высшего класса / О.В.Буркова. - М. : Радуга, 2005. - 125 с.
2. Каменев, Ю.Ф. Боль в пояснице при остеохондрозе позвоночника / Ю.Ф. Каменев. - Петрозаводск : ИнтелТек, 2004. - 99 с.
3. Петленко, В.П. Этюды валеологии : здоровье как человеческая ценность / В.П. Петленко, Д.Н. Давиденко. - СПб. : Изд-во Балтийской педагогической академии, 1998. - 120 с.
4. Соболева, Н.Ю. Влияние занятий пилатесом на уровень физической подготовленности женщин 21-35 лет / Н.Ю. Соболева, Н.В. Казакевич // Современная гимнастика : проблемы, тенденции, перспективы : сб. мат-лов IV Междунар. науч.-практ. конф. / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб., 2008. - С. 104-109.
5. Суханов, А.И. Теория и практика управления физическим состоянием человека на основе комплексных физкультурно-оздоровительных коррекций : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Суханов А.И. - СПб., 2002. - 351 с.
6. Суханова, Т.Н. Комплексные физкультурно-оздоровительные коррекции физического состояния военнослужащих при структурно-функциональных нарушениях позвоночника : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Суханова Т.Н. - СПб., 2005. - 18 с.
ТЕОРИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ МНОГОМЕРНОЙ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СПОРТСМЕНОВ В СИЛОВЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ
Виктор Юрьевич Рыбников, доктор психологических наук, доктор медицинских наук,
профессор,
Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им.А.М.Никифорова МЧС
России,
Алексей Александрович Бобрищев, кандидат педагогических наук, Федерация карате-кекусинкай (ФКК),
Санкт-Петербург
Аннотация
В работе изложены теоретические основы и результаты многомерной оценки вклада пяти основных компонентов психологической готовности спортсменов в силовых единоборствах к соревновательной деятельности. С помощью регрессионного анализа и специальных математических процедур оценен вклад (задействованность) в успешность соревновательной деятельности 115 спортсменов в силовых единоборствах.
Ключевые слова: психологическая готовность, спортсмены, занимающиеся силовыми единоборствами, многомерная оценка, регрессионный анализ, вклад.
THEORY AND RESULTS OF THE MULTIVARIATE ASSESSMENT OF PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS OF ATHLETES IN MARITAL ARTS
Victor Jurevich Rybnikov, the doctor ofpsychological sciences, the doctor of medical sciences, the professor,
The All-Russia center of emergency and radiating medicine named of A.M. Nikiforov of the Ministry of Emergency Measures of Russia,
Alexey Aleksandrovich Bobrishchev, the candidate of pedagogical sciences, Federation of Kyokushin Karate,
St. Petersburg
Abstract
The report describes a theoretical basis and results of multivariate assessment of contribution of five main components of psychological preparedness for competition activities of athletes in marital arts. Using the regression analysis and special mathematical procedures, the contribution (involvement) into successful competition activities was assessed for 115 athletes in marital arts.
Keywords: psychological preparedness, athletes in marital arts, multivariate assessment, re-