Научная статья на тему 'Методика коррекции функциональных нарушений позвоночника у студенток использованием средств пилатеса'

Методика коррекции функциональных нарушений позвоночника у студенток использованием средств пилатеса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
607
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИЛАТЕС / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА / СТУДЕНТКИ / КОРРЕКЦИЯ / МЕТОДИКА / PILATES / FUNCTIONAL DEFECTS OF BACKBONE / STUDENTS / CORRECTION / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рукавишникова Светлана Карповна

В работе представлены результаты проведенного исследования по обоснованию и разработке методики коррекции функциональных нарушений позвоночника у студенток с использованием средств пилатеса. Обоснованы педагогические условия, необходимые для эффективного применения средств пилатеса, с целью профилактики заболеваний позвоночника у студенток вуза государственной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рукавишникова Светлана Карповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of correction of backbone functional defects among the students with application of pilates means

The article presents the results of the conducted research on justification and working out the methodology of correction of backbone functional defects among the students with usage of pilates means. The pedagogical conditions necessary for effective application of pilates with the purpose of prevention of backbone diseases among students of higher school of public service have been proved.

Текст научной работы на тему «Методика коррекции функциональных нарушений позвоночника у студенток использованием средств пилатеса»

УДК 796.07; 796.034.2

МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ

ПОЗВОНОЧНИКА У СТУДЕНТОК ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ

ПИЛАТЕСА

Светлана Карповна Рукавишникова, соискатель,

Северо-Западная академия государственной службы, Санкт-Петербург

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по обоснованию и разработке методики коррекции функциональных нарушений позвоночника у студенток с использованием средств пилатеса. Обоснованы педагогические условия, необходимые для эффективного применения средств пилатеса, с целью профилактики заболеваний позвоночника у студенток вуза государственной службы.

Ключевые слова: пилатес, функциональные нарушения позвоночника, студентки, коррекция, методика.

METHODOLOGY OF CORRECTION OF BACKBONE FUNCTIONAL DEFECTS AMONG THE STUDENTS WITH APPLICATION OF PILATES MEANS

Svetlana Karpovna Rukavishnikova, the competitor,

Northwest Academy of Public Service,

St.-Petersburg

Annotation

The article presents the results of the conducted research on justification and working out the methodology of correction of backbone functional defects among the students with usage of pilates means. The pedagogical conditions necessary for effective application of pilates with the purpose of prevention of backbone diseases among students of higher school of public service have been proved.

Keywords: pilates, functional defects of backbone, students, correction, methodology.

Как показывают исследования, проведенные в последние годы, большое значение для профилактики заболеваний позвоночника имеют упражнения, взятые из системы Пилатеса [1-10].

В программе «Пилатес» большое значение имеет восстановление и сохранение подвижности и гибкости позвоночника. Если у человека улучшается состояние позвоночника, непременно укрепляется физическое состояние и здоровье в целом. Поэтому средства пилатеса могут широко применяться для профилактики заболеваний позвоночника у студенток вузов.

Между тем, как свидетельствует практика занятий физической культурой со студентками вузов, в настоящее время отсутствуют научно разработанные методики применения средств пилатеса в системе физической культуры высших учебных заведений вообще и вузов государственной службы, в частности [10].

Проведенные исследования свидетельствуют высокой заболеваемости и о низком уровне физической подготовленности студенток вуза государственной службы. Особенно часто среди них встречаются заболевания позвоночника (табл.1).

В ходе исследования были также определены типы нарушений функций позвоночника, которые представлены в таблице 2.

Как показали проведенные исследования, занятия пилатесом позволяют в значительной степени укрепить позвоночник. Установлено, что пилатесом могут заниматься студентки с любым уровнем физической подготовки. Возможность травм на таких занятиях сведена к минимуму. Благодаря методу пилатеса укрепляются мышцы пресса, спины улучшается осанка, координация, увеличивается гибкость, подвижность суставов. Кроме того, упражнения затрагивают глубокие мышцы живота и мышцы-стабилизаторы, которые почти не прорабатываются на занятиях классической и сило-

вой аэробикой.

Таблица 1

Данные обследования состояния здоровья студенток, занимающихся физической ___________________________________культурой (%)____________________________________

Морфо-функциональные отклонения Год и количество обследованных (2004-2005 гг.)

2004 (п = 283) 2005 (п = 267)

Практически здорова 35,7 38,7

Сколиотические нарушения I степени 12,1 11,6

Сколиотические нарушения II степени 9,8 9,7

Ожирение 13,1 13,0

Остеохондроз 11,3 11,6

Травмы позвоночника и ног 0,1 -

Нарушение осанки 3,3 2,3

Прочие нарушения 15,1 14,8

Таблица 2

Основные типы нарушения функций позвоночника у студенток Северо-Западной ___________________Академии государственной службы (п=371)_______________________

№ п/п Типы нарушений Количество студенток по курсам обучения (%)

I II III IV V

1. Нарушения опорной функции позвоночника 17,3 17,4 17,8 18,0 18,5

2. Мышечная блокада дисков 25,5 25,3 25,0 25,1 24,6

3. Спинальные сосудистые и двигательные нарушения 14,4 14,2 14,1 14,4 14,0

4. Недостаточность двигательной функции позвоночника 30,5 30,7 31,0 31,3 32,1

5. Дисфункция межостистых связок 12,3 12,4 12,1 11,2 10,8

При разработке методики использования средств пилатеса для профилактики заболеваний позвоночника, мы исходили из того, что уровень физической подготовленности студенток может быть разным. Поэтому разработанная нами методика состоит из трех этапов, рассчитанных на различный уровень физической подготовленности студенток (рис. 1).

В разработанной нами методике особое внимание уделялось концентрации, которая включает в себя комбинирование физических и мыслительных процессов. Зачастую существует разграничение между телом и сознанием. Задача применения средств пилатеса - обеспечить их взаимодействие и совместную работу, то есть установить связь между телом и сознанием.

Качество упражнений пилатеса значительно возрастает, если научиться концентрироваться на определенных зонах тела. Во время выполнения движения необходимо сконцентрировать все внимание на мышцах, которые задействованы в данном упражнении.

В ходе дальнейшего исследования, для эффективной реализации данной методики необходимо было выявить соответствующие педагогические условия. В результате проведенных исследований была установлена ранговая структура педагогических условий, необходимых для эффективного использования средств пилатеса с целью профилактики заболеваний позвоночника у студенток вуза государственной службы (табл.3).

На завершающей стадии исследования проверялась эффективность разработанной методики использования средств пилатеса для профилактики заболеваний позвоночника у студенток Северо-Западной академии государственной службы.

Этапы Цель этапа Содержание Методические приемы

Ф і і Ф

Первый этап (для слабо подготовленных студенток) Укрепление мышц и связок позвоночника В содержание включаются в основном упражнения лежа на спине и животе на полу. Тренировочный комплекс состоит из 10 упражнений Особое внимание уделять контролю над движениями, концентрации и сосредоточенности на выполняемых упражнениях

Продолжительность: 6-8 недель при регулярности тренировок 2-3 раза в неделю

Второй этап (для среднего уровня подготовленности студенток) Улучшение опорной и двигательной функции позвоночника В содержание тренировки добавляются упражнения лежа на боку и на животе. Тренировочный комплекс состоит из 25 упражнений Контролировать точность и плавность выполнения упражнений. Особое внимание уделять правильному нахождению центра тяжести

Продолжительность: 8-12 недель при регулярности тренировок 3-4 раза в неделю

Третий этап (для хорошо подготовленных студенток) Значительное расширение функциональных возможностей позвоночника В содержание тренировки добавляются упражнения в упоре лежа и сидя на руках. Значительно возрастает сложность выполнения упражнений Преимущественное использование визуальных образов. Особое внимание уделять межмышечной координации и правильному дыханию

Продолжительность: 30-36 недель при регулярности тренировок 4-5 раз в неделю

Рис. 1. Методика использования средств пилатеса для профилактики заболеваний позвоночника у студенток вузов государственной службы (при проведении годового педагогического эксперимента)

Таблица 3

Ранговая структура педагогических условий, необходимых для эффективного использования средств пилатеса с целью профилактики заболеваний позвоноч-____________ника у студенток вузов государственной службы (п=72)_____________

Ранговое место Педагогические условия Ранговый показатель, в %

1 Индивидуальный подход при подборе средств пилатеса для каждой студентки 19,7

2 Учет анатомо-физиологических особенностей строения тела студенток 17,8

3 Постепенность в увеличении нагрузки 15,5

4 Применение принципов пилатеса на всех этапах оздоровительной программы 14,1

5 Воздействие на конкретный тип функциональных нарушений позвоночника у студенток 12,0

6 Преимущественное использование упражнений, направленных на глубокие мышцы позвоночника 7,9

7 Концентрация внимания студенток на развитии межмышечной координации 6,5

8 Формирование групп для тренировки с учетом уровня подготовленности студенток 4,2

9 Активное использование самостоятельных занятий, тренировок в оздоровительных секциях наряду с учебными занятиями 2,3

Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной методики использования средств пилатеса для профилактики заболеваний позвоночника у студенток вуза государственной службы (табл. 4, 5).

Таблица 4

Изменение показателей физического развития у студенток за период

педагогического эксперимента 2007 и 2008 гг.

№ п/п Исследуемые показатели Период обследования Сколиотические нарушения I степени (п=41) Сколиотические нарушения II степени (п=25)

х ±5 Р х ±5 Р

1. Вес (кг) до 64±8 >0,05 60±10 >0,05

после 64,6±7,2 60,7±9

2. ЖЕЛ (мл) до 2780±56 <0,05 2800±100 <0,05

после 3040±62 3180±60

3. Сила правой кисти (кг) до 24,6±0,4 >0,05 25,1±0,7 >0,05

после 26,3±0,6 26,8±0,5

4. Жизненный индекс (мл/кг) до 43,4±0,7 <0,05 46,6±0,8 <0,05

после 47±0,5 52,3±0,7

5. Силовой индекс (%) до 38,4±0,6 >0,05 41,8±0,3 <0,05

после 40,7±0,5 44,1±0,4

Таблица 5

Результаты оздоровительных коррекций структурно-функциональных нарушений позвоночника при нарушениях двигательной функции позвоночника

Характер группы по уровню подготовленности Успешность воздействия

Частичное выздоравливание Полное выздоравливание

п % п %

«Высокий» (п=15) 4 30,5 11 69,5

«Средний»(п=30) 4 9,8 26 90,2

«Низкий» (п=11) 5 45,5 6 54,5

Студентки, страдающие сколиотическими нарушениями I степени в своем большинстве (95,5%) через год тренировочных занятий пилатесом избавились от заболевания. Студентки, страдающие сколиотическими нарушениями II степени, достигли значительного улучшения в состоянии здоровья. Около 73% из них достигли полного выздоровления.

Объективным показателем высокой эффективности разработанной методики использования средств пилатеса для профилактики заболеваний позвоночника явились результаты педагогического эксперимента по преодолению нарушений опорной и двигательной функций позвоночника.

Так, в группах с высоким и средним уровнем подготовленности абсолютное большинство студенток достигли полного восстановления данных функций. И, лишь у 18% студенток с низким уровнем подготовленности не были обнаружены положительные сдвиги в улучшении опорной функции позвоночника.

ВЫВОД

Проведенное исследование свидетельствует, что разработанная методика использования средств пилатеса способствует эффективной коррекции функциональных нарушений позвоночника у студенток вуза государственной службы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амельченко, И.А. Проблемы реализации здоровьесберегающих технологий в системе физического воспитания студентов специального учебного отделения / И.А. Амельченко, Е.Г. Олейник // Сб. науч. трудов «Физическое воспитание студентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

творческих специальностей» / Харьков. гос. акад. дизайна и искусств. - Харьков, 2007. - № 2. - С. 70-75.

2. Алперс, Э. Пилатес : совершенное руководство для сильного, стройного и

здорового тела / Э. Алперс. - М. : Изд.-во «АСТ», 2006. - 272 с.

3. Буркова, О. Пилатес - фитнес высшего класса. Секреты стройной фигуры и оздоровления / О. Буркова, Т. Лисицкая. - М. : Изд-во «Радуга», 2005. - 208 с.

4. Вейдер, С. Пилатес в 10 простых уроках : пер. с англ. / С. Вейдер. - Ростов-

на-Дону : Феникс, 2006. - 285 с.

5. Владимирова, А.В. Пилатес и фантазия / А.В.Владимирова // Советский

спорт. - 2003. - 17 апреля.

6. Казанцева, А.Ю. Пилатес : авторская программа физических упражнений для будущих мам / А.Ю. Казанцева. - М. : Изд-во «АСТ», 2008. - 64 с.

7. Крис, Дж. Пилатес / Дж. Крис. - М. : АСТ, 2005. - 235 с.

8. Макарова, Е.А. Пилатес - ваш путь к здоровью : учебное пособие / Е.А. Ма-

карова. - Воронеж : Изд-во Воронежского университета, 2007. - 125 с.

9. Робинсон, Л. Пилатес : путь вперёд / Л. Робинсон, Г. Томсон. - М. : Попурри, 2003. - 192 с.

10. Рукавишникова, С.К. Методика применения пилатеса как средства профилактики структурно-функциональных нарушений позвоночника у студенток // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 10 (44). - С. 82-86.

Контактная информация: sdd@yandex.ru

УДК 378.634:17.02

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Евгений Александрович Рыбаков, соискатель,

Барнаульский юридический институт МВД России (БЮИМВД России)

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы совершенствования профессиональной подготовки курсантов в вузах МВД России на основе реализации в учебно-воспитательном процессе российских национальных ценностей.

Ключевые слова: вузы МВД России, учебно-воспитательный процесс, российские национальные ценности, профессиональная подготовка, профессиональное воспитание.

MODEL OF THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN INTERNATIONAL VALUES AMONG THE UNIVERSITY CADETS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Evgeniy Alexandrovich Rybakov, the competitor,

Barnaul Law Institute of the Ministry of Interior of Russia

Annotation

The article deals with the issues of the cadets' vocational training improving in higher schools of the Russian Interior Ministry on the basis of implementation during the educational process the Russian national values.

Keywords: higher schools of the MIA of Russia, educational process, professional training, Russian national values, professional education.

В настоящее время человечество вступило в эпоху глобальных изменений в экономике, политике, культуре, образовании. В этих условиях формирование гражданского общества в России, выступает одной из приоритетных задач правоохранительных органов, от компетентности которых во многом зависит конечный результат. В связи с этим организация работы органов внутренних дел, организация борьбы с преступностью, требует принципиально новых подходов [3]. Одним из направлений в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.