Научная статья на тему 'Педагогические условия, необходимые для эффективного использования средств пилатеса с целью коррекции структурно-функциональных нарушений позвоночника у студенток вузов'

Педагогические условия, необходимые для эффективного использования средств пилатеса с целью коррекции структурно-функциональных нарушений позвоночника у студенток вузов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
277
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИЛАТЕС / КОРРЕКЦИЯ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СТУДЕНТКИ / PILATES / CORRECTION / STRUCTURALLY FUNCTIONAL INFRINGEMENTS OF A BACKBONE / PEDAGOGICAL CONDITIONS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рукавишникова Светлана Карповна

В работе представлены результаты проведенного исследования по обоснованию педагогических условий, необходимые для эффективного применения средств пилатеса, с целью коррекции структурно-функциональных нарушений позвоночника у студенток вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рукавишникова Светлана Карповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions necessary for the effective utilization of the means of Pilates for the purpose of correction of structurally functional infringements of the backbone among the students of universities

The work presents the results of the conducted research on justification the pedagogical conditions necessary for effective application of means of Pilates, for the purpose of correction of structurally functional infringements of a backbone among the students of higher schools.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия, необходимые для эффективного использования средств пилатеса с целью коррекции структурно-функциональных нарушений позвоночника у студенток вузов»

верситета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 68-73.

4. Полянский, А.В. Педагогический эксперимент в физическом воспитании студентов / А.В. Полянский, Д.А. Романов, Е.Ю. Лукьяненко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4 (38). - С. 55-60.

5. Романов, Д.А. Кластерный анализ данных в структуре дидактических информационных технологий (на примере физического воспитания) / Д.А. Романов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 70-75.

6. Сутокский, В.Г. Формирование физической культуры личности студентов технического колледжа / В.Г. Сутокский, Д.А. Романов, Т.В. Тихомирова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 3. - С. 83-89.

7. Роль учебной дисциплины “Физическая культура” в формировании социально-профессиональной компетентности будущих программистов / В.Г. Сутокский, И.С. Ворошилова, Д.А. Романов, Т.В. Тихомирова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 1 (59). - С. 80-86.

8. Фалалеев, А.Г. Влияние различных объемов тренировочных нагрузок на физиологические показатели организма спортсмена / А.Г. Фалалеев, И.В. Соколова, Г.А. Вайник // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 101-105.

9. Федорова, Н.П. Самоорганизация двигательной деятельности обучающихся / Н.П. Федорова, И.С. Ворошилова, Д.А. Романов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 8 (66). - С. 84-90.

10. Филатов, К.В. Прогнозирование результата игры баскетбольной команды при помощи имитационного моделирования игровой деятельности / К.В. Филатов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 100-103.

11. Математические модели дидактического процесса / Т.П. Хлопова, Т. Л. Шапошникова, М.Л. Романова, А.Р. Ушаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 107-112.

Контактная информация: romanovda1@rambler.ru

УДК 796.07; 796.034.2

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ПИЛАТЕСА С ЦЕЛЬЮ КОРРЕКЦИИ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ПОЗВОНОЧНИКА У

СТУДЕНТОК ВУЗОВ

Светлана Карповна Рукавишникова, соискатель,

Северо-Западная академия государственной службы, Санкт-Петербург

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по обоснованию педагогических условий, необходимые для эффективного применения средств пилатеса, с целью коррекции структурно-функциональных нарушений позвоночника у студенток вузов.

Ключевые слова: пилатес; коррекция; структурно-функциональные нарушения позвоночника; педагогические условия; студентки.

PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR THE EFFECTIVE UTILIZATION OF THE MEANS OF PILATES FOR THE PURPOSE OF CORRECTION OF STRUCTURALLY FUNCTIONAL INFRINGEMENTS OF THE BACKBONE AMONG THE STUDENTS OF UNIVERSITIES Svetlana Karpovna Rukavishnikova, the competitor,

Northwest Academy of Public Service,

St.-Petersburg

Annotation

The work presents the results of the conducted research on justification the pedagogical conditions necessary for effective application of means of Pilates, for the purpose of correction of structurally functional infringements of a backbone among the students of higher schools.

Keywords: Pilates, correction, structurally functional infringements of a backbone, pedagogical conditions, students.

В настоящее время проблема формирования здоровьесберегающего поведения в студенческой среде получила свое новое развитие. Это вызвано теми негативными изменениями в физическом состоянии студенческой молодежи, которые происходят в России в последние годы.

Особенно часто заболевания и различные структурно-функциональные нарушения позвоночника встречаются у студенток вузов. Это вызвано, прежде всего, недостаточной двигательной активностью студенток и отсутствием программ, которые подходили бы совершенно разным, по уровню тренированности, людям.

Как показывают исследования, проведенные в последние годы, большое значение для профилактики заболеваний позвоночника имеют упражнения, взятые из системы Пилатеса [1-7].

В программе «Пилатес» большое значение имеет восстановление и сохранение подвижности и гибкости позвоночника. Если у человека улучшается состояние позвоночника, непременно укрепляется физическое состояние и здоровье в целом. Поэтому средства пилатеса могут широко применяться для профилактики заболеваний позвоночника у студенток вузов.

Между тем, как свидетельствует практика занятий физической культурой со студентками вузов, в настоящее время отсутствуют научно разработанные методики применения средств пилатеса в системе физической культуры высших учебных заведений вообще.

До сих пор не обоснованы педагогические условия, необходимые для повышения эффективности использования средств пилатеса в системе физической культуры студенток вузов.

Использование средств пилатеса для профилактики заболеваний позвоночника у студенток очень тесно связано с уровнем сформированности навыков здорового образа жизни.

Критериями готовности студенток к здоровому образу жизни являются: приоритетное положение ценности «здоровья» в ценностной структуре личности; осознанная цель вести здоровый образ жизни; позиция «взрослого» по отношению к своему здоровью; желание самосовершенствоваться; повышенный интерес к валеологи-ческой информации; выраженность деятельности по самооздоровлению.

В ходе исследования установлено, что наибольшее влияние на развитие готовности к здоровому образу жизни оказывают: общий уровень культуры по применению оздоровительных программ, духовность студенток, а также высокая валеологическая культура педагога.

Общий уровень культуры по использованию на практике оздоровительных программ предполагает не только знание методики применения средств пилатеса, но и педагогических условий, необходимых для эффективного использования этих средств.

С целью определения педагогических условий, необходимых для эффективного

использования средств пилатеса с целью коррекции структурно-функциональных нарушений позвоночника у студенток вузов государственной службы был проведен опрос 72 специалистов, владеющих системой проведения занятий с применением средств пилатеса. Результаты опроса представлены в таблице.

Таблица

Ранговая структура педагогических условий, необходимых для эффективного использования средств пилатеса с целью коррекции структурнофункциональных нарушений позвоночника у студенток вузов государственной

службы (п=72)

Значимость (ранговое место) Педагогические условия Ранговый показатель, в %

1 Индивидуальный подход при подборе средств пилатеса для каждой студентки 19,7

2 Учет анатомо-физиологических особенностей строения тела студенток 17,8

3 Постепенность в увеличении нагрузки 15,5

4 Применение принципов пилатеса на всех этапах оздоровительной программы 14,1

5 Воздействие на конкретный тип функциональных нарушений позвоночника у студенток 12,0

6 Преимущественное использование упражнений, направленных на глубокие мышцы позвоночника 7,9

7 Концентрация внимания студенток на развитии межмышечной координации 6,5

8 Формирование групп для тренировки с учетом уровня подготовленности студенток 4,2

9 Активное использование самостоятельных занятий, тренировок в оздоровительных секциях наряду с учебными занятиями 2,3

Как показали наши исследования, в процессе систематических занятий пилатесом нарастает тренированность организма студенток. Тренированный организм студенток отличается не только и несколько размерами функциональных резервов и адаптации, что само собой разумеется, сколько умением достаточно быстро и экономно включить соответствующие резервы в действие, обеспечивая должную их координацию.

Сдвиги в организме студенток, наступающие под влиянием занятий пилатесом, имеют фазовый характер и сохраняются лишь некоторое время. Для развития тренированности необходимо, чтобы интервал отдыха между занятиями пилатесом не был излишне продолжительным. Важно, чтобы на «следы» предыдущей работы наслаивался эффект последующей.

Целый ряд отклонений в состоянии здоровья студенток, в том числе и «болезнь века» - заболевания позвоночника, во многом объясняется именно недостатком движений. На первое ранговое место специалисты поставили индивидуальный подход при подборе средств пилатеса для каждой студентки. Данный подход подразумевает учет индивидуальных возможностей студенток, что положительно сказывается на состоянии их здоровья.

Результаты проведенных исследований по программе с использованием одних и тех же методов оценки состояния здоровья студенток, занимающихся и не занимающихся пилатесом, показывают, что на протяжении многих лет занятий пилатесом большинство студенток практически не болеют либо болеют очень редко, без осложнений и выраженного снижения работоспособности.

К настоящему времени разработан целый ряд авторских методик использования средств и методов оздоровительной физической культуры. Это, прежде всего, - система К.Купера, основанная на контроле и нормировании физических нагрузок в различных видах физкультурно-спортивной деятельности (ходьба, бег, плавание, прыжки,

езда на велосипеде и т.д.); система Н.М.Амосова (гимнастика для суставов); система Лидьярда (бег ради жизни); система Моргауза (физкультура для ленивых); скрытая изометрическая гимнастика по Томпсону (произвольное поочередное сокращение мышц тела без изменения их длины в течение всей «бодрствующей» части суток) и занятия пилатесом. Однако, ни одна оздоровительная программа не учитывает так тонко анатомо-физиологические особенности строения тела.

Естественно, что выбор того или иного способа, системы соотносится с реальной обстановкой, возможностями, запросами и является делом индивидуального вкуса и интереса студенток. Между тем, система занятий пилатесом обладает целым рядом преимуществ, которые выражаются в соблюдении педагогических условий:

Пилатес - это система упражнений для тела и разума, тренирующая эти обе составляющие. Пилатес требует постоянного осознания происходящего в теле, постоянного сосредоточения на каждом движении. Это развивает кинестетическое чувство, чувство тела, осознание того, какое место в пространстве занимает каждая часть тела. Постоянно напоминая своему телу, как оно должно стоять, сидеть или лежать, можно постепенно выровнять его. Это очень важно для восстановления мышечного баланса. Не уделяя должного внимания правильному расположению суставов, есть риск повредить сам сустав и усилить дисбаланс в окружающих мышцах. Программы упражнений при различных нарушениях осанки помогут постепенно вернуть правильную осанку.

Правильное взаимное положение и выстраивание различных частей тела в ходе упражнений является критически важным фактором безопасности и совершенно необходимо для восстановления мышечного баланса. Кости должны занимать отведенные им природой места, мышцы должны выполнять строго свои функции и поддерживать сустав, а не давить на него.

Пилатес помогает правильному дыханию. Для пилатеса важен не только тип дыхания, но и его темп. Вдыхая и выдыхая в нужное время, можно ускорять или, наоборот, замедлять движение, когда это нужно. Все упражнения пилатеса рассчитаны на то, что правильное дыхание стимулирует мобилизацию нужных мышц.

Суть пилатеса заключается в правильном и управляемом выполнении совершенно естественных движений. Занятия пилатесом не требуют принимать немыслимые положения или чрезмерно напрягаться. Движения, как правило, выполняются медленно, в направлении от сильного центра. Это дает возможность проверять правильность выстраивания частей тела и концентрироваться на том, чтобы необходимую работу выполняли должные мышцы. Это делает пилатес одной из самых безопасных систем упражнений.

Все упражнения пилатеса нацелены на повышение эффективности работы дыхательной, лимфатической и сердечно-сосудистой систем. Пилатес помогает обрести отличную физическую форму и расширить функциональные возможности позвоночника (О. Буркова, Т. Лисицкая, 2005).

Реализация установленных педагогических условий осуществлялась в ходе педагогического эксперимента. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности их практической реализации. Так, в группах с высоким и средним уровнем подготовленности абсолютное большинство студенток достигли полного восстановления данных функций. И лишь у 18% студенток с низким уровнем подготовленности не были обнаружены положительные сдвиги в улучшении опорной функции позвоночника.

ВЫВОД

Соблюдение выделенных нами педагогических условий во время занятий пилатесом обеспечивают повышение гибкости; увеличение силы мышц и повышение их тонуса; улучшение работы дыхательной системы; улучшение работы лимфатической системы, а, следовательно, уменьшение содержания токсинов в организме; укрепление сердечно-сосудистой системы; снятие напряжения; улучшение осанки; укрепление

мышц, ягодиц и бедер; укрепление мышц рук и плеч; избавление от головных болей, вызываемых неправильной осанкой; устранение болей в области спины; укрепление иммунной системы; увеличение плотности костей, а также улучшение подвижности суставов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алперс, Э. Пилатес : совершенное руководство для сильного, стройного и здорового тела / Э. Алперс. - М. : Изд-во «АСТ», 2006. - 272 с.

2. Буркова, О. Пилатес - фитнес высшего класса. Секреты стройной фигуры и оздоровления / О. Буркова, Т. Лисицкая. - М. : Изд-во «Радуга», 2005. - 208 с.

3. Вейдер, С. Пилатес в 10 простых уроках : пер. с англ. / С. Вейдер. - Ростов н/Дону : Феникс, 2006. - 285 с.

4. Казанцева, А.Ю. Пилатес : авторская программа физических упражнений для будущих мам / А.Ю. Казанцева. - М. : Изд-во «АСТ», 2008. - 64 с.

5. Крис, Дж. Пилатес / Дж. Крис. - М. : АСТ, 2005. - 235 с.

6. Рукавишникова, С.К. Методика применения пилатеса как средства профилактики структурно-функциональных нарушений позвоночника у студенток / С.К. Рукавишникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 10 (44). - С. 82-86.

7. Рукавишникова, С.К. Методика коррекции функциональных нарушений позвоночника у студенток с использованием средств пилатеса / С.К. Рукавишникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 11 (69). - С. 79-83.

Контактная информация: sdd@yandex.ru УДК 005.32:331.101.3

МОДЕЛЬ МОТИВАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ирина Геннадьевна Севастьянова, доктор технических наук, профессор,

Василий Николаевич Стегний, доктор социологических наук, профессор, Георгий Аполлонович Руруа, аспирант заочной формы обучения,

Пермский государственный технический университет (ПГТУ)

Аннотация

В статье рассмотрены организационные проблемы поощрения проектных команд и творческих коллективов. Описаны модельные представления мотивации проектной работы в современной бизнес-среде.

Ключевые слова: проектная работа, команда, модель мотивации, организационная культура, стимулы, качество управления.

MODEL OF MOTIVATION OF PROJECT ACTIVITIES

Irina Gennadievna Sewastyanowa, the doctor of technical sciences, professor,

Vasilii Nikolaevich Stegniy, the doctor of social sciences, professor,

Georgii Apollonovich Rurua, the part-time post-graduate student,

Perm State Technical University

Annotation

The article deals with the organizational problems of stimulation of project teams and creative groups. The model representations of motivation of project work in the modern business environment have been described.

Keywords: project work, team, model of motivation, organizational culture, incentives, quality of management.

Одним из эффективных средств управления развивающимися системами, которые характеризуются нестабильностью и неопределенностью внешней среды, является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.