К ПРОБЛЕМЕ РАЗРАБОТКИ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
В МВД РОССИИ
Д.Ф. ПАЛЕЦКИЙ,
Смоленская государственная академия физической культуры,
спорта и туризма
Аннотация
В статье акцентируется внимание на то, что профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников МВД России в практике преподавания циклов дисциплин при получении профессионального юридического образования недостаточно обоснована с точки зрения методологии системного подхода. Особое внимание - на необходимость комплексного обучения тактико-специальной, огневой и физической
подготовке.
Ключевые слова: сотрудники Министерства внутренних дел, профессиональная физическая подготовка, комплексное обучение.
Abstract
The article points out that professionally applied physical training of the Russian Interior Ministry staff in teaching cycles of disciplines in the process of obtaining professional legal education is not sufficiently justified in terms of the methodology of systematic approach. The attempt to draw attention to the necessity of the integrated tactical-special training, shooting and physical training has been done.
Key words: Ministry of Internal Affairs officers, professional physical training, complex education.
В практике преподавания общенаучных, общеюридических и специальных юридических дисциплин достаточно успешно реализуется методология системного подхода, применительно же к тактико-специальной, огневой и профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП) данный подход применяется явно недостаточно.
Согласно многим исследованиям, направленным на решение проблемы совершенствования процесса обучения [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11], построение теории невозможно без перехода от субъективного описания педагогических явлений и процессов к их объективной оценке. Переход к количественным оценкам реализуется при построении формальных моделей исследуемых педагогических систем. Теория и практика обучения и совершенствования в условиях становления новых социально-экономических и политических условий функционирования современного российского государства ставят проблему типизации и классификации средств и методов управления тактико-специальной, огневой и ППФП курсантов-слушателей и сотрудников МВД России на основе более совершенных педагогических технологий, то есть с описанием порядка, критериев, процедур и условий, из которых складывается управление процессом усвоения и совершенствования. Выбор подходов к решению этой проблемы имеет важное методологическое значение, обеспечивая реальный процесс управления усвоением и совершенствованием. В качестве используемых подходов можно выделить как реально существующие следующие: функциональный, структурный и структурно-функциональный.
Функциональный подход характеризуется выделением структурных элементов по степени их влияния на достижение целей обучения и квалифицирует систему
прежде всего с точки зрения ее способности находиться в определенных отношениях с существующими вне ее предметами. Построение функциональных моделей в данном случае идет в основном по кибернетическому пути, когда функции педагогических систем приравниваются к функциям управления [10].
Структурный подход ориентирован на педагогическую систему как множество взаимосвязанных структурных элементов, связанных с целями обучения. При этом функции системы представляются как совокупность функций ее элементов [10]. Обращает на себя внимание то, что при таком подходе нарушается принцип целостности описания, являющийся неотъемлемым первичным понятием системы; трудноразрешимым вопросом становится задача преодоления противоречия между теорией и практикой.
Структурно-функциональный подход, как правило, базируется на идее моделирования процесса обучения и совершенствования [6, 8, 9]. Разработка проблемы структурно-функционального моделирования тактико-специальной, огневой и ППФП должна включать в себя следующие аспекты: реализацию целостности системы подготовки как совокупность системы обучения, совершенствования и профессионального использования с учетом реальных условий служебной деятельности; выбор современной психологической теории обучения, наиболее полно отвечающий специфическим особенностям обучения сотрудника определенной службы; формирование и реализацию требований к управлению процессом усвоения и совершенствования, предъявляемых общей теорией управления. При этом процесс управления и совершенствования деятельности должен описываться как структурно (характеристики решаемых задач тактико-специальной, огневой и ППФП с учетом
целей и условий конкретной служебной деятельности), так и функционально (характеристики самого процесса усвоения и совершенствования (параметры, методы, методические приемы, показатели, критерии и т.п., характеризующие процесс усвоения деятельности, особенности их определения)), что позволяет функционировать системе подготовки. Под педагогической системой понимается определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания эффективного целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами [2, 4, 7]. Таким образом, возможно оптимизировать систему как целостную и понять ее смысл с точки зрения педагогической науки в сопоставлении с педагогической и юридической практикой.
Современные исследования позволяют представить структуру любой педагогической системы следующей взаимосвязанной совокупностью инвариативных элементов: цели обучения; обучаемые; обучающие; содержание обучения; технология обучения, внутри которой можно выделить такие конструктивные элементы, как организационные формы обучения, методы обучения, средства обучения, механизм управления [1, 2, 4, 5, 6, 9, 10].
Постановка проблемы необходимости совершенствования процесса управления тактико-специальной, огневой и ППФП курсантов-слушателей и сотрудников МВД России в условиях по-прежнему достаточно высокого уровня преступности в стране и сопредельных государствах бывшего Союза и ужесточения борьбы с ней говорит о необходимости перестройки его элементов, анализа и оценки всех структурных и функциональных характеристик процесса и отдельных его составляющих. Гибель элитных подразделений МВД РФ и Минобороны в Чеченской Республике, уроки Беслана, усиление в последнее время терактов на Кавказе выдвигают на первый план вопрос о теоретической, экспери-
ментальной и практической проработке нового направления профессиональной подготовки сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск - комплексного обучения тактико-специальной, огневой и физической подготовке (включая боевой раздел и использование достижений в подготовке единоборцев в стране). Актуальнейшая задача государственной важности. Решение вышеуказанных проблем сдерживает ряд причин: отсутствие ведомственного вуза по подготовке специалистов вышеуказанного профиля; недостаточное количество научно-исследовательских лабораторий и полигонов; недостаточное количество научных коллективов, объединенных решением единой концептуальной задачи; недостаточное внедрение и использование современных достижений, как в технической области, так и в области достижений психологии и педагогики обучающей деятельности; недостаточное материально-техническое обеспечение вышеупомянутых дисциплин. Возникло противоречие между объективной необходимостью развития тактико-специальной, огневой и физической подготовки как неотъемлемой и важнейшей составляющей профессиональной подготовленности сотрудника МВД России и субъективной недооценкой ее роли в подготовке специалиста, определенное противопоставление значения подготовленности по данным дисциплинам, хорошего состояния здоровья юридическим знаниям, духовным и интеллектуальным ценностям.
Качественно новый уровень решения задач профессионального образования, воспитания высокопрофессионального, культурного, смело и творчески мыслящего специалиста МВД России, отвечающего запросам большинства населения страны, обеспечит сегодня прежде всего научно обоснованный системный подход к отбору и структурированию процесса обучения и управления им, поиск оптимальных вариантов и рациональное, оперативное решение возникающих проблем.
Литература
1. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. - М.: Знание, 1981. - С. 42-44.
2. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: ВГУ, 1997. - 232 с.
3. Логвинов И.И. Имитационное моделирование учебных программ. - М.: 1980. - 168 с.
4. Палецкий Д.Ф. Технология управления профессионально-прикладной физической подготовкой курсантов-слушателей образовательных учреждений МВД России: монография / Д.Ф. Палецкий. - Смоленск, 1999. - 288 с.
5. Резников Б.А. Системный подход и актуальные проблемы образования. - М.: Наука, 1978. - 224 с.
6. Трапицин С.Ю. Научные основы совершенствования процесса обучения тактике в вузах МВД России: учеб. пособие / М.М. Тарасов, Л.С. Узун, С.Ю. Трапицин. - СПб., 1999. - 121 с.
7. Шаранов Ю.А. Системные проблемы развития деятельности органов внутренних дел / Ю.А. Шаранов //
Материалы Третьей сессии научного совета Петровской академии наук и искусств по проблемам образования. -СПб., 1996. - С. 115-118.
8. Щордо М.В. Системно-структурный подход при исследовании профессионально-прикладной физической подготовки специалистов морского флота // ТиПФК. -1998. - № 11. - С. 3-4.
9. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: монография / Э.Г. Юдин. - М.: Наука, 1978. -274 с.
10. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. -Л.: ЛГУ, 1988. - 124 с.
11. Яншин В.В. Активизация боевой и физической подготовки профессионально-прикладной направленности обучения / В.В. Яншин, Е.И. Свалов // Пути повышения эффективности боевой подготовки слушателей учебных заведений МВД России: тезисы научно-практической конференции. - Орел, 1995. - С. 16-21.
References
1. Babansky Y.K. Rational organization of educational activity. - M.: Znanie, 1981. - P. 42-44.
2. BespalkoV.P. Basics of pedagogical systems theory. -Voronezh: VGU, 1997. - 232 p.
3. Logvinov I.I. Imitation modeling of educational programs. - M., 1980. - 232 p.
4. Paletzky D.F. Technology for professional physical education management in students of Russian Internal Affairs Ministry institutes. - Smolensk, 1999. - 288 p.
5. Reznikov B.A. System approach and actual problems of education. - M.: Nauka, 1978. - 224 p.
6. Trapitzyn S.Y. et al. Scientific basics for modification of tactic learning in Russian Internal Affairs Ministry institutes: learning manual. - SPb., 1999. - 121 p.
7. Sharanov Y A. System problems of development of the Internal Affairs institutions // Materialy 3 sessii nauchnogo
soveta Petrovskoi akademii nauk i iskusstv po problemam obrazovaniya. - SPb., 1996. - P. 115-118.
8. Schordo M.V. System-structural approach to research of professional physical education of marine specialists / Teoriya i praktika fizicheskoi kultury. - 1998. - № 11. -P. 3-4.
9. Yudin E.G. System approach and activity principle. -M.: Nauka, 1978. - 274 p.
10. Yakunin V.A. Learning as management process. - L.: LGU, 1988. - 124 p.
11. Yanshin V. V., Svalov E.I. Activisation of military and physical training in professionally oriented learning // Puty povysheniya effektivnosti boevoi podgotovki slushatelei uchebnych zavedenij MVD Rossii: tezisy nauchno-prakti-cheskoi konferencii. - Orel, 1995. - P. 16-21.