профессионально-ориентированную коммуникативную подготовку.
Список цитируемой литературы:
1. Воног В.В. Инновационные технологии в обучении иностранному языку студентов инженерных направлений / В.В. Воног, Т.В. Жавнер, Е.А. Пономарева, Н.В. Батурина // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2016. - № 3 (37). - С. 54-60.
2. Гулая Т.М. Применение интеллектуальных технологий обучения иностранному языку в открытой информационной образовательной среде / Т.М. Гулая, С.А. Романова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. -№ 3-2 (69). - С. 192-195.
3. Жавнер Т.В. Использование инновационных технологий и методов обучения иностранному языку студентов технических специальностей / Т.В. Жавнер, В.В. Воног, В.А. Адольф // Вестник Брянского государственного университета. - 2016. -№ 2 (28). - С. 245-249.
4. Трубицына М.В. Современные цифровые учебные Интернет-ресурсы в изучении иностранного языка / М.В. Трубицына. - Текст: электронный // Инфоурок: Ведущий образовательный портал России. - Опубликовано 4 сентября 2015 г. - [официальный сайт]: иИХ: https://infourok.ru/ 80Угетепше-с11т0у1е-исЬеЬше-^егпе^ге8ига-у-12исЬепп-inostrannogo-yazika-399847.html (дата обращения: 16.04.2020).
5. Черная Д.В. Использование цифровых технологий для развития навыков иноязычного общения / Д.В. Черная // Молодой ученый. - 2020. - № 12 (302). - С. 301-305.
К.Е. Романюк, Е.А. Каратун DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10010
K.E. Romanyuk, Е.А. Karatun
О новой дисциплине «Архитектурная анимация или анимация для архитектора-исследователя»
About the new course "Architectural video animation" or "Video animation for an architect-researcher"
Ключевые слова: анимация, презентация научных исследований, видеопрезентация. приемы подачи информации, Adobe Photoshop, Adobe After Effects, Adobe Premiere Pro.
Keywords: animation, scientific research presentation, video presentation. presentation techniques, Adobe Photoshop, Adobe After Effects, Adobe Premiere Pro.
Аннотация: В материале обсуждается новая дисциплина для студентов третьего курса, затрагивающая вопросы современных приемов представления архитектуры, научных исследований с помощью анимации. Abstact: The article discusses the video animation presentation tools of the new course for architects and architectural researchers.
Анимация в том или ином виде существует довольно давно. Человек всегда проявлял желание воспроизвести движение в рисунке, наскальной живописи еще в первобытную эпоху. На сегодняшний день анимация прошла большой путь в своем развитии и трансформации (как в технологии создания, так и в выразительных средствах), неизменным осталось одно - демонстрация движения, изменения (трансформации) формы или представленного объекта. Сегодня анимация активно используется при демонстрации разной информации, инфографики, в видеопрезентациях. Архитектурные проекты, представленные с помощью анимации, выглядят всегда более наглядно.
В данном курсе разговор пойдет о способах, приемах и средствах, которые можно применить для презентации (анимации) архитектурного проекта или научного исследования.
Цель нового курса - показать студентам, что все новые приемы компьютерной графики на самом деле основаны на простых принципах и правилах классической анимации, и чтобы получить анимированный фрагмент проекта или исследования необязательно обладать навыками и опытом работы в сложных анима-
ционных программах, например, 3DS MAX или MAYA, требующих также хорошего технического оснащения.
В программе курса основу составляет связка из трех программ: Adobe Photoshop, Adobe After Effects и Adobe Premiere Pro. С помощью данных программ студент сможет получить готовый продукт - видеоролик, включающий в себя: материалы проекта, созданные с помощью визуализации в архитектурных программах; видеофрагменты, снятые с натуры с помощью видеокамеры или телефона, с наложенными на них видеофрагментами проектных решений; кадры анимации архитектурных чертежей или схем; наложение специальных эффектов; звуковое сопровождение.
В этом году данная дисциплина читается для студентов МАРХИ (3 курс) впервые. Ниже мы остановимся на примерах и заданиях, которые были разобраны со студентами.
Прием «Анимация изометрии», или «Взрыв-схема» используется во многих областях, когда сложный узел или механизм, деталь, состоящая из многих элементов, изображена в статичном (схема, рисунок) виде в перспективе или изометрии с расходящимися в разные стороны фрагментами механизма. В презентации архитек-
турных проектов такой вариант подачи выглядит тоже очень убедительным (рис. 1. Схема 1).
Еще более детальной и информативной данная схема становится, если представить ее в анимированном виде. Для отработки данного примера анимации студенту достаточно сделать отдельные визуализации фрагментов своего проекта - это поэтажные планы, элементы конструкций, фрагменты генплана и т.д. Затем, используя программу Adobe Photoshop собрать все в один файл (планшет) и разбить на нужные элементы и слои. Сам процесс создания анимации этих элементов уже проходит в программе Adobe After Effects. Данный способ создания анимации может быть трудоемким на подготовительном этапе, но после использования инструментов программы Adobe After Effects становится очевидным скорость создания анимации в отличие от других программ (рис. 1. Схема 2).
Работая над архитектурным или градостроительным проектом, студент часто проводит градостроительный анализ участка планируемой застройки и близлежащей территории. Итогом такой работы становится огромное количество планов и схем, которые при отдельном рассмотрении не всегда демонстрируют или противопоставляют связь представленного на схеме с материалами других схем этого участка. При наложении всех схем друг на друга происходит обратный эффект - огромное количество информации сливается и мешает комфортному восприятию результатов проведенного анализа. Эту задачу легко можно решить, анимировав элементы генплана или ситуации. Нужные элементы и схемы проявляются или чередуются последовательно определенными группами согласно задумке автора и легко и информативно демонстрируют смысловую нагрузку генплана, показывают связи и направления, оказавшие влияние на формирование проекта. Данный прием послойной анимации генплана в сочетании со звуковыми эффектами продемонстрирован на примере, где студенты, используя реальную ситуацию города и объект реконструкции, выполняют поэтапное проявление элементов генплана в стилистике сканера-радара (после каждого прохода «сканирующего луча» на генплан наносятся новые детали (рис. 1. Схема 3).
Плюсы такой презентации генплана с помощью анимации очевидны, а главное за счет графического языка можно полностью избавиться от классического способа презентации и показать результаты анализа широкой аудитории. Особо стоит отметить, что эффект от представленного способа презентации можно еще усилить, если совместить проекцию данной анимации с градостроительным макетом - сделать видеомэппинг (рис. 1. Схема 4).
Описанные далее примеры курса основаны на работе с хромакеем - технологией совмещения двух или более изображений или кадров в одной композиции при помощи замены исходного фона на более подходящий. На рисунке 1 (схемы 1, 2) показан пример совмещения статичного кадра фасада двух видеофутажей, снятых на зеленом фоне. Эти свойства позволяют любое статичное изображение - план, фасад, перспективу проекта -
сделать динамичным за счет анимирования отдельных деталей, фрагментов или добавления дополнительных элементов (футажей). Вопросы создания простых фу-тажей и их применение также отражены в материалах лекций курса и отработаны на нескольких примерах.
Большое внимание в программе курса «Архитектурная анимация» уделено созданию и редактированию видеороликов. Все эти вопросы продемонстрированы в примерах, выполненных с помощью программы Adobe Premiere Pro.
Процесс создания фильма или фрагмента видеоролика во многом схож с процессом архитектурного проектирования. И в кино, и в архитектуре визуальное восприятие, образ очень важны для передачи задуманного автором. Образность восприятия в архитектуре, смена образов, пространств, динамика аналогичны и при создании видеоконтента (фильма), состоящего также из отдельных фрагментов, сменяющих друг друга в определенной последовательности с определенным ритмом и смыслом. Поэтому большая часть курса посвящена именно видеомонтажу, созданию переходов и титров. Так, например, студенты должны повторить эффект Кулешова, сняв свои видеозарисовки.
Рис. 1 Примеры студенческих работ, использующих различные способы анимации: схема 1 - статичная взрыв-схема архитектурного проекта; схема 2 - стоп-кадры из видеопримера анимации взрыв-схемы; схема 3 - стоп кадры из видеопримера проявления генплана; схема 4 - видеопроекция анимированного генплана на макет
В своих работах по монтажу кинорежиссер доказал, что при сопоставлении двух различных видеофрагментов (кадров) появляется новый смысл, который зритель сам проецирует на увиденные кадры. Кулешов совместил одинаковый кадр смотрящего человека с разными объектами (сюжетами), на которые он смотрит (рис. 2. Схема 3). При просмотре у зрителя создается впечатление, что в первом случае у человека на лице читается чувство голода, во втором скорбь, а в третьем симпатия.
Целый раздел в курсе «Архитектурная анимация» посвящен созданию титров. Титры в видеофильме также необходимы как обозначения на схемах или чертежах. Они могут нести и смысловую нагрузку и эстетическую. В материалах лекции авторы курса подробно рассказывают об истории изменения титров, их трансформации и взаимосвязи с искусством и графическим дизайном. Студенты курса отрабатывают примеры по созданию титров, работают над их стилистикой и переходами.
Композиция кадра, расположение в нем статических и динамических элементов также помогает оптимизировать информацию и материал, который студент хочет представить зрителю. Вопросы компоновки кадра, его формат, стилистика и принцип компоновки также обсуждаются во время лекций и семинаров. Осо-
Рис. 2. Примеры студенческих работ, в которых используются различные способы анимации: схема 1 - примеры футажей; схема 2 - совмещение футажей, снятых с хромакеем; схема 3 - эффект Кулешова, ключевые стоп-кадры
бо стоит отметить систему «совполикад», разработанную в СССР в середине 1970-х годов для демонстрации документальных, научно-популярных и агитационных фильмов (рис. 3. Схема 1).
Основу системы составляли: широкий формат, вариоскопия, полиэкран, многоканальный звук. Видеофрагменты в этой системе часто накладывались по принципу коллажа, за что эту систему называют «киноавангард 1970-х». Доказано, что данный прием позволяет вместить больше полезной информации для зрителя. При просмотре 10-минутного фильма складывается ощущение, что фильм длился 20 минут. В одном из примеров, которые выполняли студенты, были совмещены принципы полиэкранности, свойства титров и их проявления (рис. 3. Схема 2). В задании необходимо было разделить кадр на 9 экранов, расположив в каждом отдельный фрагмент видео, а затем создать несколько заглавных титров и сделать несложные переходы от одного заголовка к другому.
В процессе создания видеопрезентации автор может использовать различный контент, сделанный в разных программах или взятый из различных источников, поэтому часто необходимо применять цветокоррекцию. Необходимость цветокоррекции очевидна и в приведенном выше примере. Последние версии программы
Рис. 3. Примеры студенческих работ, использующих различные способы анимации: схема 1 - система «совполикадр» стоп-кадр; схема 2 - стоп-кадры примера титры с использованием 9 видеофрагментов; схема 3 - пример цветокоррекции; схемы 4-5 - примеры наложения объектов на видео с помощью трехмерного трекинга
Adobe Premiere имеют большое количество инструментов и настроек для решения этих задач. Ниже приведен пример, где с помощью цветокоррекции исправляют цветовой баланс на видеофрагменте, снятом на кинопленку более 30 лет назад (рис. 3. Схема 3).
Результаты исследования или проектные решения при помощи свойства трехмерного трекинга могут быть продемонстрированы путем наложения анимации и ин-фографики на видео существующей ситуации и даже видео, на котором студент просто демонстрирует свой макет.
Эти приемы использованы в задании «Макет», в котором студенту необходимо на видео с облетом реального макета наложить (привязать) градостроительные свойства территории (рис. 3. Схема 4).
В другом примере студент объединяет изображения с фасадами зданий, которые сняты на видео с панорамным движением камеры (рис. 3. Схема 5).
В этой статье мы остановились на некоторых заданиях, которые выполняют студенты, посещающие курс «Архитектурная анимация или анимация для архитектора-исследователя». Приведенные примеры наглядно демонстрируют, какую важную роль может играть анимация, используемая студентом на разных этапах проектной работы, начиная от видеомэпинга аними-рованного генплана на реальный макет или наоборот
наложение анимации на видео снятого с макета и заканчивая сложной анимацией архитектурных схем, планов и чертежей.
В завершение хотелось бы еще раз отметить, что основная задача курса показать студентам доступные приемы работы с анимацией, видеографикой, звуком, которые они могли бы использовать для создания видеопрезентаций своих проектов и научных исследований. Полученный технический и эстетический опыт в применении к архитектуре даст возможность студенту выйти на новый уровень в презентации работ и позволит простым и понятным языком графики и анимации донести суть поднятых проблем широкой аудитории.
Список цитируемой литературы:
1. Кулешов Л.В. Азбука Кинорежиссуры / Л.В. Кулешов. - Москва: ЁЁ Медиа, 2012. - 132 с. - ISBN 9785458350075
2. Романюк К.Е. Методические указания по дисциплине «Меди-атехнологии». Раздел «Презентация материалов научных исследований с помощью программы Adobe Premiere»: Учебное пособие / К.Е. Романюк. - Москва: МАРХИ, 2015.
3. Эйзенштейн С.М. Монтаж /С.М. Эйзенштейн. - Москва: ВГИК, 2000. - 588 с.: ил. - (Музей кино). - ISBN 0235-8212.
4. Adobe After Effects CC: Официальный учебный курс / Перевод с англ. М.А. Райтман. - Москва: Эксмо, 2014 - 432 с. - ISBN 978-3-699-68758-9.
5. Adobe Premiere Pro CC: Официальный учебный курс / Перевод с англ. М.А. Райтман. - Москва: Эксмо, 2014. - 514 с. - ISBN 978-5-699-69658-1.
П.В. Панухин DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10011
P.V. Panuhin
История становления и перспективы развития тематики «Военная архитектура» в составе направления 07.04.01 «Архитектура» The history of formation and development prospects of the subject Military architecture as part of the direction 04/07/01 Architecture
Ключевые слова: кафедра, военная архитектура, возрождение, история, военный комплекс, автономность, адаптация, многофункциональность.
Keywords: department, military architecture, revival, history, military complex, autonomy, adaptation, multifunctionality. Аннотация: МАРХИ возрождает традицию взаимодействия армии и архитектурного профессионального сообщества. Эта традиция имела глубокие корни в русской архитектуре и творчестве крупнейших архитекторов, строивших военные здания: В.И. Баженова, М.Ф. Казакова, А.Д. Захарова, К.И. Росси; архитекторов советского периода - И.А. Фомина, Л.В. Руднева, Б.Г. Бархина, М.В. Посохина.
Abstract: MARCHI revives the tradition of interaction between the army and the architectural professional community. This tradition had deep roots in Russian architecture and the work of the largest architects who built military buildings: V.I. Bazhenova, M.F. Kazakova, A.D. Zakharova, K.I. Rossi; architects of the Soviet period - I.A. Fomin, L.V. Rudnev, B.G. Barkhin, M.V. Posokhin.
Кафедра «Военная архитектура» утверждена Советом МАРХИ в 2018 году. Основанию кафедры предшествовала проектная, научная, методическая и общественная деятельность в сфере архитектуры военных зданий, сооружений, объектов художественной маскировки, а также работа в области пропаганды и возрождения многовековой истории отечественной военной архитектуры.
Побудительные причины к возрождению сферы военной архитектуры связаны, прежде всего, с процессом довольно длительной ее стагнации. В 1990-2000-х годах на фоне общего кризиса традиция военно-архитектурного проектирования, к сожалению, прервалась. Новые военные здания практически не строились, старые морально и физически устарели, военная архитектура