Научная статья на тему 'Электронные образовательные ресурсы в условиях цифровизации
образовательной среды'

Электронные образовательные ресурсы в условиях цифровизации образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-ориентированная коммуникативная подготовка / дистанционное обучение иностранному языку / цифровая образовательная среда / электронные образовательные ресурсы / professionally oriented communicative training / foreign language e-learning / digital learning environment / electronic educational resources

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бухова Нина Владимировна

В статье рассматриваются вопросы разработки электронных образовательных ресурсов для обучения специализированному иностранному языку. Приведены примеры типовых электронных упражнений. Рассмотрена специфика взаимодействия субъектов образовательного процесса в рамках электронного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бухова Нина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic educational resources in the framework of digital learning environment

The article discusses the development of electronic educational resources for teaching a specialized foreign language. Illustrative examples of typical electronic exercises are provided. The specifics of interaction between the subjects of educational process is considered in the framework of e-learning.

Текст научной работы на тему «Электронные образовательные ресурсы в условиях цифровизации образовательной среды»

7. Смоляр И.М. Терминологический словарь по градостроительству / И.М. Смоляр. - Москва: УРСС, 2004 (ООО РОХОС). - 159 с. - (Труды Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН). Серия «Теоретические основы градостроительства»/ Рос. акад. архитектуры и строит. наук, Отд-ние градостроительства). - ISBN 5-9519-0049-2.

8. Тонкой И.В. К вопросу динамики принципов и критериев эволюции концепции нового города / И.В. Тонкой // Наука, образование и экспериментальное проектирование: тезисы докладов международной научно-практической конференции, 4 - 8 апреля 2016 г., Московский архитектурный институт. В 2 томах. Том 1. - Москва: МАРХИ, 2016. - С. 261-263.

9. Тонкой И.В. Пролегомены ко всякой будущей теории градостроительства, могущей возникнуть в качестве науки /

И.В. Тонкой // Наука, образование и экспериментальное проектирование: тезисы докладов международной научно-практической конференции, 3 - 7 апреля 2017 г., Московский архитектурный институт. В 2 томах. Т. 1. - Москва: МАРХИ, 2017. - С. 313-315.

10. Тонкой И.В. Трансформации качественных характеристик пространства в контексте тенденций развития городской среды в условиях глобальных процессов / И.В. Тонкой // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ: материалы Международной научно-практической конференции, 2 - 6 апреля 2018 г. - С. 139-143.

11. Яргина З. Градостроительный анализ / З. Яргина. - Москва: Стройиздат, 1984. - 244 с.: ил.

Н.В. Бухова N.V. Bukhova

DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10009

Электронные образовательные ресурсы в условиях цифровизации образовательной среды

Electronic educational resources in the framework of digital learning environment

Ключевые слова: профессионально-ориентированная коммуникативная подготовка, дистанционное обучение иностранному языку, цифровая образовательная среда, электронные образовательные ресурсы. Keywords: professionally oriented communicative training, foreign language e-learning, digital learning environment, electronic educational resources.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы разработки электронных образовательных ресурсов для обучения специализированному иностранному языку. Приведены примеры типовых электронных упражнений. Рассмотрена специфика взаимодействия субъектов образовательного процесса в рамках электронного обучения. Abstract: The article discusses the development of electronic educational resources for teaching a specialized foreign language. Illustrative examples of typical electronic exercises are provided. The specifics of interaction between the subjects of educational process is considered in the framework of e-learning.

В условиях современных тенденций развития высшего профессионального образования эффективность формирования иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции, основанной на реализации в учебном процессе системы работы с электронными устройствами, определяется использованием функциональных возможностей информационно-коммуникационных технологий, отвечающих требованиям формирования цифровой образовательной среды [1, с. 57; 3].

В качестве средств обеспечения успешной реализации таких технологий выступают системы электронных упражнений, электронные ресурсы конструирования учебно-методических материалов для цифровой образовательной среды, а также электронные автоматизированные системы, трансформирующиеся в интеллектуальные обучающие системы, средства программного обеспечения, включая виртуальные тренировочные модели, которые в рамках обучения профессионально-ориентированному иностранному языку являются действенным фактором формирования языковых коммуникативных навыков профессионального взаимодействия [2, с. 193].

Разработка и применение практических приемов в рамках обучения профессионально-ориентирован-

ному иностранному языку должна основываться на инновационных достижениях в области цифровых технологий и их интеграции во все системы электронного обучения. Тем не менее, обучающая среда, которая представляет собой так называемую техническую базу для цифровых систем упражнений, должна отвечать таким требованиям, как доступность, простота, понятность, а также обеспечивать решение задач оперативной коррекции содержательной методической части и обратной связи со студентами, что позволяет сделать цифровой образовательный процесс непрерывно обновляющимся, вариативным и удобным для всех субъектов образовательных отношений [4; 5].

Таким образом, весь обучающий иноязычный материал в цифровой системе образования должен быть структурирован в виде законченных тематических фрагментов. Каждый такой фрагмент иноязычного материала, необходимого для конкретной области профессионального применения, должен быть снабжен определенным количеством релевантной терминологии, основных понятий и, что немаловажно, иметь перекрестные ссылки на поясняющие объекты, которыми в рамках такого цифрового учебного ресурса могут выступать рисунки, таблицы, графики, сноски и диаграммы.

Пример.

Тема: «Road construction and maintenance»

Road Sings, Warning sings, 1.1, 1.2 and 1.21 at the side of the road (outside cities and towns) are doubled. The second doubling sing is erected at a distance of 50 meters indicating the dangerous section of the road...

Vocabulary:

Road Sings - is.

Road Sings. Traffic signs for Danger Warning.

«Railroad crossing with gates»

«Railway crossing without signals»

1.21 «Road Work Ahead» .etc.

Наличие в электронных образовательных ресурсах web-вложений в виде справочников, словарей и других дополнительных материалов существенно сокращает время поиска тематической информации, обеспечивая студентам эффективное формирование навыков систематизации, классификации профессиональной иноязычной информации, а также ее продуктивное запоминание и дальнейшее использование в процессе обсуждений, дискуссий, полилогов.

В условиях информатизации и цифровизации образовательного процесса аудиторное время, отводимое на дискуссии, презентации и обсуждение самостоятельно выполненных студентами заданий представляет собой достаточно сжатый по времени учебный блок по сравнению с блоком самостоятельной работы, в рамках которого преподавателю необходимо сосредоточить все свое внимание исключительно на характеристиках выполненных заданий, корректности их выполнения, использовании навыков логического рассуждения и критического мышления.

Учитывая современные темпы внедрения в учебный процесс технологии дистанционного обучения блоки аудиторной и самостоятельной работы обучающихся должны быть тщательно продуманы при разработке электронных образовательных ресурсов. В настоящее время одной из основных моделей технологического оснащения в рамках обучения профессионально-ориентированному иностранному языку можно считать образовательную технологию blended learning, ко-

торая включает в себя, как уже было отмечено, два основных блока: аудиторную и самостоятельную работу студентов.

Необходимо отметить, что в условиях цифровизации образования большая часть времени отводится самостоятельной работе обучающихся, в связи с чем разработанные упражнения и приемы продуктивной работы с ними должны быть тщательно продуманы.

Что касается электронных упражнений, то они могут носить типовой, творческий, уровневый, сценарный и даже интегрированный характер.

Пример.

Типовое электронное задание, направленное на развитие креативного мышления, по теме: «Conservation and restoration of cultural sites»:

«Make sentences with the following words and phrases: urban planning, land reclamation, building code, historical heritage, public cultural services, mass development, planning frame».

Задания в электронном виде обязательно должны сопровождаться соответствующей инструкцией по выполнению в виде образца. Не рекомендуется использовать в ответах слова и словосочетания, содержащиеся в задании к упражнениям, так как преподаватель оценивает качество усвоенного ранее материала и объем составленных предложений. При составлении таких заданий следует избегать лексических единиц, указывающих на контекстный материал (рис. 1).

Кнопка «+» (Добавить) «всплывает» каждый раз после того, как студент сформулировал и записал предложение. Наличие нового поля для каждого последующего предложения позволяет преподавателю очень эффективно по времени и результативно проверять выполненные задания, определять количество верно и неверно составленных фраз, отмечая правильный вариант в левом квадратном поле.

Творческие задания должны носить более сложный характер. Для упражнений такого типа необходимо переходить от индивидуального выполнения к групповому, дифференцированному, командному, при котором среди обучающихся уже будут распределены соответ-

ДЛЯ КАЖДОГО НОВОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НОВОЕ ПОЛЕ ВВОДА, ВОСПОЛЬЗОВАВШИСЬ ФУНКЦИЕЙ «+» (ДОБАВИТЬ):

Рис. 1. Пример реализации технологии типового электронного упражнения

ствующие роли и функции. Это означает, что система электронных упражнений должна быть доступна с платформ различных устройств и иметь выход в единую коммуникационную сеть, выступающую как в качестве средства обратной связи и управления учебным процессом преподавателем, так и средством общения студентов между собой при выполнении проекта, ^^еЬ-квеста, совместной презентации для аудиторной части занятий. Вместо коммуникационной сети вуза преподаватель и студенты могут использовать общение в мессендже-рах, создавая группы, каналы, чаты.

Необходимо отметить, что творческая проектная совместная работа студентов направлена на формирование более сложных по структуре иноязычных коммуникативных навыков. В процессе решения совместной творческой задачи, обучающиеся имеют возможность использовать опыт выполнения типовых упражнений при выполнении заданий более сложного характера.

Координация учебной деятельности в процессе постепенного и устойчивого перехода взаимодействия субъектов образовательного процесса осуществляется на основе системы электронного обучения, в рамках которой могут объединены различные образовательные ресурсы:

- сайт-визитка преподавателя, которая обеспечивает краткие тематические экскурсы в изучаемые образовательные модули, а также всевозможные медиатеки, отражающие специфику языка специальности;

- обучающие подкасты, которые могут быть как подобраны и сгруппированы преподавателем для студентов, так и разработаны им самим в рамках изучения различных тем, отраженных в учебной программе по иностранному языку;

- аудио- и видеофайлы, встраиваемые в контекст электронных образовательных ресурсов по дисциплине и др.

Это обеспечивает эффективность реализации корректирующей, регулирующей и сопровождающей функции, а также позволяет преподавателю «встраивать» необходимые электронные материалы, включая подкасты, в виде ссылок на сайт-визитку и затем внутри сайта-визитки на сам подкаст, в конструктор платформы, на которой создается электронный образовательный ресурс для соответствующей дисциплины или образовательного модуля.

Говоря о дистанционных технологиях обучения профессионально-ориентированному иностранному языку, нельзя не отметить высокой значимости подкастинга и его жанровой специфики, которая может варьироваться преподавателем для решения различных учебных иноязычных коммуникативных задач.

Ролевые и деловые игры, а также иная групповая работа обучающихся в системе электронного обучения, несомненно, должна обеспечиваться аудио-, видео-, виртуальной поддержкой, которая может быть использована студентами для различных видов творческих работ. Такую информационную поддержку в виде ■№еЬ-вложений, ссылок, подкастов на сайте-визитке преподавателя или кафедральном учебном сайте необхо-

димо (опять же пользуясь гиперссылками, поскольку эта поддержка может встраиваться в контекст лекции, практикума, контрольного блока и пр.) распределять по темам и жанрам. Выбор нужных «единиц» осуществляется с помощью функции checkbox из списка с возможностью единичного и множественного выбора в зависимости от специфики задания.

Так, например, на начальном этапе освоения какого-либо образовательного модуля и профессиональной иноязычной лексики в контексте заданной темы студенты могут выбирать топики и жанры самостоятельно, так как в рамках учебного сайта и работы образовательной платформы (например, Moodle) преподаватель может предоставлять свободный или ограничивающий доступ.

Пример.

Темы на выбор: Подрядчик и застройщик обсуждают габариты и пропорции исторических застроек. Характер и концепция исторических застроек.

Жанры: Интервью. Деловая беседа. Официальный доклад. Презентация.

При выборе студентами темы «Подрядчик и застройщик обсуждают габариты и пропорции исторических застроек» на основе деловой игры в форме диалога один студент может находиться на связи с преподавателем в Skype и осуществлять конференц-связь со своего стационарного устройства, а другой студент - в соседней комнате и осуществлять связь с помощью приложений WhatsApp, Telegram или мобильного компьютерного устройства.

Простота и удобство электронной конструкторской среды, в которой создаются упражнения и задания, позволяют преподавателю в нужное и удобное для обучающихся и для самого преподавателя время корректировать список тем, их содержание, жанровые функции, комбинируя, дополняя, обновляя и добавляя их.

На этапе контроля преподаватель может путем случайной сортировки выбрать комбинацию «тема-жанр» для студентов сам, тем самым усложняя функцию контроля знаний языка специальности, а также языковых умений и навыков студентов.

Необходимо также отметить и то, что на этапе циф-ровизации процесса обучения языковые дисциплины должны быть снабжены широким спектром лексикографических ресурсов, которые также могут быть загружены преподавателем к определенному образовательному модулю, либо составлены им самостоятельно для занятия, темы, модуля, курса. При этом должен быть обеспечен доступ к электронным ресурсам в процессе самостоятельной и аудиторной деятельности студентов.

Лексикографические ресурсы могут корректироваться преподавателем в зависимости от обновляющейся лексикографической поддержки профессионального поля деятельности будущих специалистов.

Таким образом, вариативность, мобильность, открытость образовательных ресурсов на этапе цифро-визации образовательного процесса обусловливают разработку образовательных ресурсов нового уровня, позволяющих непрерывно осуществлять иноязычную

профессионально-ориентированную коммуникативную подготовку.

Список цитируемой литературы:

1. Воног В.В. Инновационные технологии в обучении иностранному языку студентов инженерных направлений / В.В. Воног, Т.В. Жавнер, Е.А. Пономарева, Н.В. Батурина // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2016. - № 3 (37). - С. 54-60.

2. Гулая Т.М. Применение интеллектуальных технологий обучения иностранному языку в открытой информационной образовательной среде / Т.М. Гулая, С.А. Романова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. -№ 3-2 (69). - С. 192-195.

3. Жавнер Т.В. Использование инновационных технологий и методов обучения иностранному языку студентов технических специальностей / Т.В. Жавнер, В.В. Воног, В.А. Адольф // Вестник Брянского государственного университета. - 2016. -№ 2 (28). - С. 245-249.

4. Трубицына М.В. Современные цифровые учебные Интернет-ресурсы в изучении иностранного языка / М.В. Трубицына. - Текст: электронный // Инфоурок: Ведущий образовательный портал России. - Опубликовано 4 сентября 2015 г. - [официальный сайт]: иИХ: https://infourok.ru/ 80Угетепше-с11г0у1е-исЬеЬше-^егпе^ге8ига-у-1гисЬепп-inostrannogo-yazika-399847.html (дата обращения: 16.04.2020).

5. Черная Д.В. Использование цифровых технологий для развития навыков иноязычного общения / Д.В. Черная // Молодой ученый. - 2020. - № 12 (302). - С. 301-305.

К.Е. Романюк, Е.А. Каратун DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10010

K.E. Romanyuk, Е.А. Karatun

О новой дисциплине «Архитектурная анимация или анимация для архитектора-исследователя»

About the new course "Architectural video animation" or "Video animation for an architect-researcher"

Ключевые слова: анимация, презентация научных исследований, видеопрезентация. приемы подачи информации, Adobe Photoshop, Adobe After Effects, Adobe Premiere Pro.

Keywords: animation, scientific research presentation, video presentation. presentation techniques, Adobe Photoshop, Adobe After Effects, Adobe Premiere Pro.

Аннотация: В материале обсуждается новая дисциплина для студентов третьего курса, затрагивающая вопросы современных приемов представления архитектуры, научных исследований с помощью анимации. Abstact: The article discusses the video animation presentation tools of the new course for architects and architectural researchers.

Анимация в том или ином виде существует довольно давно. Человек всегда проявлял желание воспроизвести движение в рисунке, наскальной живописи еще в первобытную эпоху. На сегодняшний день анимация прошла большой путь в своем развитии и трансформации (как в технологии создания, так и в выразительных средствах), неизменным осталось одно - демонстрация движения, изменения (трансформации) формы или представленного объекта. Сегодня анимация активно используется при демонстрации разной информации, инфографики, в видеопрезентациях. Архитектурные проекты, представленные с помощью анимации, выглядят всегда более наглядно.

В данном курсе разговор пойдет о способах, приемах и средствах, которые можно применить для презентации (анимации) архитектурного проекта или научного исследования.

Цель нового курса - показать студентам, что все новые приемы компьютерной графики на самом деле основаны на простых принципах и правилах классической анимации, и чтобы получить анимированный фрагмент проекта или исследования необязательно обладать навыками и опытом работы в сложных анима-

ционных программах, например, 3DS MAX или MAYA, требующих также хорошего технического оснащения.

В программе курса основу составляет связка из трех программ: Adobe Photoshop, Adobe After Effects и Adobe Premiere Pro. С помощью данных программ студент сможет получить готовый продукт - видеоролик, включающий в себя: материалы проекта, созданные с помощью визуализации в архитектурных программах; видеофрагменты, снятые с натуры с помощью видеокамеры или телефона, с наложенными на них видеофрагментами проектных решений; кадры анимации архитектурных чертежей или схем; наложение специальных эффектов; звуковое сопровождение.

В этом году данная дисциплина читается для студентов МАРХИ (3 курс) впервые. Ниже мы остановимся на примерах и заданиях, которые были разобраны со студентами.

Прием «Анимация изометрии», или «Взрыв-схема» используется во многих областях, когда сложный узел или механизм, деталь, состоящая из многих элементов, изображена в статичном (схема, рисунок) виде в перспективе или изометрии с расходящимися в разные стороны фрагментами механизма. В презентации архитек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.