Научная статья на тему 'История становления и перспективы развития тематики
«Военная архитектура» в составе направления 07.04.01 «Архитектура»'

История становления и перспективы развития тематики «Военная архитектура» в составе направления 07.04.01 «Архитектура» Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
141
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кафедра / военная архитектура / возрождение / история / военный комплекс / автономность / адаптация / многофункциональность / department / military architecture / revival / history / military complex / autonomy / adaptation / multifunctional

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Панухин Петр Владимирович,

МАРХИ возрождает традицию взаимодействия армии и архитектурного профессионального со- общества. Эта традиция имела глубокие корни в русской архитектуре и творчестве крупнейших архитекторов, строивших военные здания: В.И. Баженова, М.Ф. Казакова, А.Д. Захарова, К.И. Росси; архитекторов советского периода – И.А. Фомина, Л.В. Руднева, Б.Г. Бархина, М.В. Посохина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of formation and development prospects of the subject Military architecture as part of the direction 04/07/01 Architecture

MARCHI revives the tradition of interaction between the army and the architectural professional community. This tradition had deep roots in Russian architecture and the work of the largest architects who built military buildings: V.I. Bazhenova, M.F. Kazakova, A.D. Zakharova, K.I. Rossi; architects of the Soviet period – I.A. Fomin, L.V. Rudnev, B.G. Barkhin, M.V. Posokhin.

Текст научной работы на тему «История становления и перспективы развития тематики «Военная архитектура» в составе направления 07.04.01 «Архитектура»»

Образование

95

Adobe Premiere имеют большое количество инструментов и настроек для решения этих задач. Ниже приведен пример, где с помощью цветокоррекции исправляют цветовой баланс на видеофрагменте, снятом на кинопленку более 30 лет назад (рис. 3. Схема 3).

Результаты исследования или проектные решения при помощи свойства трехмерного трекинга могут быть продемонстрированы путем наложения анимации и ин-фографики на видео существующей ситуации и даже видео, на котором студент просто демонстрирует свой макет.

Эти приемы использованы в задании «Макет», в котором студенту необходимо на видео с облетом реального макета наложить (привязать) градостроительные свойства территории (рис. 3. Схема 4).

В другом примере студент объединяет изображения с фасадами зданий, которые сняты на видео с панорамным движением камеры (рис. 3. Схема 5).

В этой статье мы остановились на некоторых заданиях, которые выполняют студенты, посещающие курс «Архитектурная анимация или анимация для архитектора-исследователя». Приведенные примеры наглядно демонстрируют, какую важную роль может играть анимация, используемая студентом на разных этапах проектной работы, начиная от видеомэпинга аними-рованного генплана на реальный макет или наоборот

наложение анимации на видео снятого с макета и заканчивая сложной анимацией архитектурных схем, планов и чертежей.

В завершение хотелось бы еще раз отметить, что основная задача курса показать студентам доступные приемы работы с анимацией, видеографикой, звуком, которые они могли бы использовать для создания видеопрезентаций своих проектов и научных исследований. Полученный технический и эстетический опыт в применении к архитектуре даст возможность студенту выйти на новый уровень в презентации работ и позволит простым и понятным языком графики и анимации донести суть поднятых проблем широкой аудитории.

Список цитируемой литературы:

1. Кулешов Л.В. Азбука Кинорежиссуры / Л.В. Кулешов. - Москва: ЁЁ Медиа, 2012. - 132 с. - ISBN 9785458350075

2. Романюк К.Е. Методические указания по дисциплине «Меди-атехнологии». Раздел «Презентация материалов научных исследований с помощью программы Adobe Premiere»: Учебное пособие / К.Е. Романюк. - Москва: МАРХИ, 2015.

3. Эйзенштейн С.М. Монтаж /С.М. Эйзенштейн. - Москва: ВГИК, 2000. - 588 с.: ил. - (Музей кино). - ISBN 0235-8212.

4. Adobe After Effects CC: Официальный учебный курс / Перевод с англ. М.А. Райтман. - Москва: Эксмо, 2014 - 432 с. - ISBN 978-3-699-68758-9.

5. Adobe Premiere Pro CC: Официальный учебный курс / Перевод с англ. М.А. Райтман. - Москва: Эксмо, 2014. - 514 с. - ISBN 978-5-699-69658-1.

П.В. Панухин DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10011

P.V. Panuhin

История становления и перспективы развития тематики «Военная архитектура» в составе направления 07.04.01 «Архитектура» The history of formation and development prospects of the subject Military architecture as part of the direction 04/07/01 Architecture

Ключевые слова: кафедра, военная архитектура, возрождение, история, военный комплекс, автономность, адаптация, многофункциональность.

Keywords: department, military architecture, revival, history, military complex, autonomy, adaptation, multifunctionality. Аннотация: МАРХИ возрождает традицию взаимодействия армии и архитектурного профессионального сообщества. Эта традиция имела глубокие корни в русской архитектуре и творчестве крупнейших архитекторов, строивших военные здания: В.И. Баженова, М.Ф. Казакова, А.Д. Захарова, К.И. Росси; архитекторов советского периода - И.А. Фомина, Л.В. Руднева, Б.Г. Бархина, М.В. Посохина.

Abstract: MARCHI revives the tradition of interaction between the army and the architectural professional community. This tradition had deep roots in Russian architecture and the work of the largest architects who built military buildings: V.I. Bazhenova, M.F. Kazakova, A.D. Zakharova, K.I. Rossi; architects of the Soviet period - I.A. Fomin, L.V. Rudnev, B.G. Barkhin, M.V. Posokhin.

Кафедра «Военная архитектура» утверждена Советом МАРХИ в 2018 году. Основанию кафедры предшествовала проектная, научная, методическая и общественная деятельность в сфере архитектуры военных зданий, сооружений, объектов художественной маскировки, а также работа в области пропаганды и возрождения многовековой истории отечественной военной архитектуры.

Побудительные причины к возрождению сферы военной архитектуры связаны, прежде всего, с процессом довольно длительной ее стагнации. В 1990-2000-х годах на фоне общего кризиса традиция военно-архитектурного проектирования, к сожалению, прервалась. Новые военные здания практически не строились, старые морально и физически устарели, военная архитектура

96

Образование

была не востребована. Тем не менее, МАРХИ стал возрождать традицию взаимодействия армии и архитектурного профессионального сообщества. Эта традиция нашла свое отражение в творчестве известных архитекторов: В.И. Баженова (Арсенал в Московском Кремле), М.Ф. Казакова (более 50 зданий военного назначения в Москве, Коломне, Твери и Калуге), А.Д. Захарова (Адмиралтейство в Санкт-Петербурге), К.И. Росси (Главный штаб на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге); архитекторов советского периода - И.А. Фомина, Л.В. Руднева, Б.Г. Бархина, М.В. Посохина.

Начало деятельности МАРХИ по возрождению качества военной архитектуры было связано с проведением ряда конкурсов «Казарма XXI века» (2007) при содействии ассоциации объединений офицеров запаса «Ме-гапир», «Военные здания нового типа» (2008, Таманская дивизия) и «Военные поселки нового типа» (2009, при поддержке программы «Армейский магазин» Первого канала ТВ). Специалистами и студентами института были разработаны новые концептуальные типы военного жилища, новые типы инфраструктурных зданий военных поселений. МАРХИ принимал участие в работе Комиссии по делам военнослужащих Общественной палаты РФ, в широкомасштабных акциях «Первый в Армии» в Наро-Фоминске (2007, 2009, 2012 гг.), в Рязани (РВВДКУ 2008 г.), Кубинке (2011 г.). Выставочные материалы МАРХИ с макетами военных зданий нового типа экспонировались на заседаниях Общественного совета Министерства Обороны РФ в Культурном центре Минобороны в Екатерининском дворце, в Общественной Палате РФ, на выставках «Технологии XXI века» вЭкспоцентре на Красной Пресне, на форуме «Россия-вперед!» в ГЦВЗ «Манеж», на ежегодных экономических форумах в «Президент-отеле» в Москве. За проведение конкурса «Казарма XXI века» автор статьи был отмечен Благодарностью Министра Обороны РФ. Также автором были спроектированы и начали строиться Мемориальные военные ансамбли Кремлевских курсантов в селе Ярополец Волоколамского района Московской области и на улице Кожедуба в Москве в районе Люблино. Эксперты МАРХИ неоднократно комментировали в своих выступлениях на ТВ и радио информацию об утратах архитектурных памятников в Сирии, о памятниках русской военной славы в Крыму. Вышеуказанные акции освещались в центральных СМИ: 1 канал

- программы «Время», «Армейский магазин», ВГТРК

- Россия 1, Россия 24, ТРК «Звезда»; Радио-Маяк; в газетах «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Красная звезда», «Московский комсомолец», «Офицерский сплав». Несмотря на то, что разработки МАРХИ получили высокую экспертную оценку, в силу экономических причин периода 1990-2000 годов, они не могли быть осуществлены в полном объеме. Вместе с тем, эти разработки позволили накопить большой научный, методический и проектный потенциал. Также военная тематика в МАРХИ обрела весьма важный воспитательный и патриотический аспект, так как на ее при-

мере к военной архитектуре были приобщены десятки молодых выпускников, ныне высококлассных специалистов, владеющих самыми современными методами, приемами и программами проектирования.

В последние годы отмечен значительный рост мощи наших Вооруженных сил, развитие военного строительства и инженерных войск, возрождение интереса гражданского общества к военно-инженерным специальностям в синергетическом взаимодействии с архитектурой. Попечительский Совет института (председатель С.В. Степашин) совместно с Ученым Советом МАРХИ работает над внедрением архитектурных проектов военно-инженерной тематики в жизнь. В августе 2017 года МАРХИ организовал Научную экспедицию в Керченскую крепость. В общей сложности за три полевых сезона в научно-исследовательских работах в крепости принимало участие 12 дипломированных специалистов и 74 студента, было исследовано более 120 фортификационных сооружений различного назначения, выполнено свыше 460 листов фотофиксации и обмерных чертежей, 3 видеофильма, 4 объемных макета и 16 локальных проектов реставрации и приспособления объектов крепости. Был заключен Договор о сотрудничестве между МАРХИ и Восточно-Крымским музеем-заповедником с целью комплексной реставрации и приспособления Керченской крепости. Также при поддержке Попечительского Совета и Уральской горнометаллургической компании было подготовлено и увидело свет двухтомное издание о выдающемся русском военном инженере Э.И.Тотлебене.

18 октября 2019 года по Указу №504 Президента РФ В.В. Путина была основана Публично-правовая «Военно-Строительная Компания» (ВСК). В связи с этим, накопленный потенциал МАРХИ в сфере военной архитектуры может быть востребован и полезен именно сейчас. Совместно с Управлением Начальника инженерных войск РФ ведутся работы по организации Центра военной маскировки на базе МАРХИ при содействии 45 полка инженерных войск ВС РФ и Института Инженерных Войск Общевойсковой Военной Академии ВС РФ им. М.В. Фрунзе. Также в рамках направления 07.04.01 «Архитектура», компетенция «Магистр», кафедра «Военная архитектура» может обучать методике проектирования и выполнять архитектурные проекты военной тематики многофункционального назначения. В их числе: новейшие типы зданий и сооружений командных структур, штабов, административные и хозяйственные здания военной инфраструктуры, учебные и спортивные военные центры, объекты соцкультбыта, жилые здания (казармы), здания спецназначения, подземные объекты, радиолокационные станции, станции слежения и космической связи, объекты для сложных климатических, радиологических и электромагнитных условий эксплуатации, аэродромы, военные поселки, моногорода, объекты маскирования и ложные объекты, бы-стровозводимые и модульные здания, мобильные здания, воинские храмы, мемориальные военные комплексы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.