Научная статья на тему 'Разработка и применение мультимедиа‐проектов в организации сценических хореографических постановок обучающихся (из опыта работы Алтайского государственного института культуры)'

Разработка и применение мультимедиа‐проектов в организации сценических хореографических постановок обучающихся (из опыта работы Алтайского государственного института культуры) Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
867
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мультимедиа / проектирование / проект мультимедиа / мультимедиа про‐ дукт / виртуальная реальность / интерактивность / режиссер мультимедиа / короткий видеоро‐ лик для монтажа (футаж) / match moving / 3D mapping / виртуальный перформанс. / multimedia / designing / a multimedia project / a multimedia product / virtual reality / interactivity phenomenon / a director of a multimedia project / a footage technology / match moving / 3D mapping / virtual performance.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шаховалов Николай Николаевич

Охарактеризованы особенности, конструктивный эффект, преимущества и перспек‐ тивы применения передовых компьютерных мультимедиа‐технологий в области сценического оформления хореографической постановки. Автор аргументирует тезис о необходимости режиссу‐ ры мультимедиа‐проекта, излагает перечень основных требований, предъявляемых к разработке высококачественного мультимедиа‐продукта, раскрывает содержание ключевых этапов его разра‐ ботки, характеризует инструментарий и элементы технологического оснащения процесса создания мультимедиа‐проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELABORATION AND APPLIENCE OF MULTIMEDIA PROJECTS FOR STUDENTS’ STAGE CHOREOGRAPHIC PERFORMANCES (A CASE OF ALTAI STATE INSTITUTE OF CULTURE)

The paper outlines peculiarities, useful effect, advantages and perspectives for appliances of advanced multimedia technologies in staging of a choreographic performance. The author argues a need in direction of multimedia project, gives a list of the key requirements applicable to elaboration of top‐quality multimedia projects, and discloses the main steps of elaboration of a multimedia project, names tools and techniques for a process of creation of such objects.

Текст научной работы на тему «Разработка и применение мультимедиа‐проектов в организации сценических хореографических постановок обучающихся (из опыта работы Алтайского государственного института культуры)»

Keywords: an amateur choreographic group, management of an amateur choreographic team, head of the amateur choreographic team, management of a choreographic ensemble, control model, a strategy, a model of strategic development.

УДК 004:793.3

Н. Н. Шаховалов, кандидат педагогических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

snn_1979@mail.ru

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИА-ПРОЕКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ СЦЕНИЧЕСКИХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ПОСТАНОВОК ОБУЧАЮЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ)

Аннотация. Охарактеризованы особенности, конструктивный эффект, преимущества и перспективы применения передовых компьютерных мультимедиа-технологий в области сценического оформления хореографической постановки. Автор аргументирует тезис о необходимости режиссуры мультимедиа-проекта, излагает перечень основных требований, предъявляемых к разработке высококачественного мультимедиа-продукта, раскрывает содержание ключевых этапов его разработки, характеризует инструментарий и элементы технологического оснащения процесса создания мультимедиа-проектов.

Ключевые слова: мультимедиа, проектирование, проект мультимедиа, мультимедиа продукт, виртуальная реальность, интерактивность, режиссер мультимедиа, короткий видеоролик для монтажа (футаж), match moving, 3D mapping, виртуальный перформанс.

Стремительное развитие средств информационного проектирования и моделирования на основе компьютерных технологий открывает новые перспективы в использовании мультимедийных средств в различных направлениях художественного творчества.

В современной хореографии компьютерные мультимедиа технологии получили широкое применение. Использование современных технологий дает возможность режиссерам-хореографам создавать постановки, объединенные единой темой, стилем и сюжетом. Высокотехнологичные концерты привлекают публику своей новизной, актуальностью, интерактивностью, виртуальностью.

Зрителю важно увидеть эксклюзивно новые номера, спектакли, шоу-программы, а использование современных компьютерных технологий способствует их заинтересованности.

Для наилучшего восприятия предметов и процессов человек использует все органы чувств, что и создает эффект системного восприятия явлений мира во всем его многообразии. Мультимедийные средства позволяют сочетать текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию, а потому призваны реально воплощать идеи о возможности человека «путешествовать» во времени и пространстве с помощью компьютера, развивать творческие способности, художественное и эстетическое восприятие.

Рассмотрим сущность понятия мультимедиа в современной научной литературе. Определяя термин мультимедиа, О. В. Шлыкова отмечает, что происходит он от соединения английских слов -«multy», «múltiple» (множественный, складной, состоящий из многих частей) и «media» (среда, средство) или, точнее, от латинских слов multum (Много) и media, médium (средоточие, средство, способ). Таким образом, дословно «мультимедиа» означает «многие среды».

Мультимедиа определяется как электронный носитель информации, сочетающий в себе текст, звук, графику, а в последнее время все чаще анимацию и видео [4].

В настоящее время существует широкий арсенал современного программного обеспечения для создания мультимедиа проектов. Это программы для:

- видеомонтажа (Windows Movie Maker, Adobe After Effects, CC Edius Pro, Bolide Movie Creator, ZS4, Adobe Premiere Pro CC и др.);

- редактирования фото GIMP, PhotoScape, Inkscape Corel Draw FotoMorph, Life Photo Maker, Fotor, GIMP, Inkscape, Pixia и др.);

- создания видеороликов (Киностудия Windows Live, VirtualDub, Movavi Video Editor, Corel VideoStudio X10, HitFilm, и др.);

- создания видео из фотографий и слайд-шоу (Pinnacle VideoSpin, VideoPad Video Edito, DVD PixPlay Nero Kwik Media и др.);

- создания коллажей (Photo Collage, Magic Collage, CollageIt и др.);

- рисования - создание цифровых картин (MyPaint, Adobe Photoshop, Autodesk SketchBook, Paint.NET, Flame Painter и др.);

- нарезки видео (MAGIX Movie Edit Pro Power Video Cutter, Video Edit Master, AVI MPEG Splitter Free Video Editor и др.);

- для наложения эффектов (FastStone Image Viewer Студия Эффектов, Perfect Effects, Photo Effects и др.);

- для создания анимаций (Adobe Flash CS5 Professional Easy GIF Animator, Synfig Studio, Blender, 3D Studio Max. iClone и др.);

- для создания 3D видео и изображений (Free 3D Photo Maker Xara 3D Maker 3D Box Maker Professional, 3D Maker и др.).

Для реализации мультимедиа проекта важно использовать современные технические средства проецирования: проекционные натяжные экраны (моторизованные, подпружиненные и мобильные); светодиодные табло (монохромные, полноцветные и многоцветные); плазменные панели разных диагоналей, мультифункциональные световые приборы, интегрирующие в себе световые функции и видеопроекцию; светодиодные матрицы; интерактивный пол и стекло и др.

Успешное становление мультимедиа в сфере аудиовизуального творчества невозможно без художественного управления процессом создания интерактивных произведений. Необходим художник-режиссер мультимедиа, исповедующий принципы интерактивной режиссуры, вооруженный прогрессивным образным мышлением, владеющий современными компьютерными технологиями [3].

Режиссура мультимедиа обладает своей спецификой, обусловленной эстетической природой интерактивных художественных сред, особенностями их восприятия, выразительными возможностями мультимедиа, нелинейной драматургией, а также тесным взаимодействием творчества с передовыми компьютерными и информационно-коммуникационными технологиями [3].

При создании хореографического проекта мультимедиа важно выдержать требования, которые предъявляются к разработке мультимедиа-продукта. Создание мультимедиа-проекта требует предварительно тщательного планирования как содержательной тематики, так и целого ряда организационных моментов. Процесс создания проекта мультимедиа начинается с формулирования идеи проекта или концепции, а затем анализа различных методов отображения необходимой информации, которые наиболее точно могут отразить идею. Идея создания мультимедиа должна полностью соответствовать цели проекта. Целевые функции мультимедийного проекта формулируются на основе располагаемых аппаратно-программных и экономических возможностей.

Сначала создаются план разработки проекта и общая стратегия его реализации. В стратегии необходимо учитывать уровень профессионализма работников, время на разработку, финансовые возможности, техническую, инструментальную базы и ресурсы, которые имеются в распоряжении.

Создание качественного мультимедийного проекта является профессионально-комплексным процессом. Комплексность состоит в том, что в этом процессе участвуют специалисты различных областей информационной деятельности, компьютерной техники и технологий, стилистики текста, художники компьютерной графики, дизайнеры, аудио- и видеорежиссеры. Качество готового мультимедийного проекта во многом зависит от качества подбора команды профессионалов, создающих и реализующих проект. Главным требованием к деятельности каждого члена такой команды и коллектива в целом является профессиональное творчество, умение находить нестандартные решения при реализации основной идеи проекта.

Принято выделять несколько основных этапов разработки проекта мультимедиа:

1) разработка идеи или концепции;

2) проектирование;

3) создание информационных объектов;

4) интеграция информационных объектов мультимедиа с помощью инструментальных средств по сценарию мультимедиа-проекта;

5) формирование пользовательского интерфейса;

6) отладка и тестирование;

7) выпуск и реализация [1, с. 60].

Разработка идеи проекта является главным и самым важным этапом, который определяет всю систему организационно-плановых мероприятий и экономических параметров. Сначала устанавливается целевая функция проекта мультимедиа. Для этого необходимо ответить, по крайней мере, на следующие вопросы: Что является главным в проекте? Какова цель проекта, что хотите создать?

На этапе проектирования работ по созданию проекта мультимедиа необходимо разработать наиболее подробный план последовательности мероприятий. Заканчивается этап планированием создания прототипа проекта на бумаге, то есть пилотного проекта, в котором должны учитываться следующие элементы работы. Важным моментом проектирования является разработка информационной концепции сценария. Прежде чем приступить к проектированию сценария мультимедиа-приложения, необходимо познакомиться с существующими требованиями к содержанию технического обоснования проекта. В основе такого обоснования для проекта мультимедиа должны быть положены основные его параметры. Прежде всего, это описание методов и технологий создания информационных объектов.

Краткое описание основных положений обоснования проекта можно представить в виде таких разделов, как:

1) цель проекта;

2) тематика содержания;

3) стиль изложения материала кадров, сценария;

4) технические параметры проекта (платформа, типы файлов и т. п.);

5) параметры элементов мультимедиа (объем текста, время проигрывания видеоклипов, вид графики и т. п.);

6) технические параметры элементов мультимедиа и т.д.

Этап создания информационных объектов предполагает покадровую разработку сценария мультимедиа-приложения. Кадр может содержать разнообразное сочетание информационных элементов (текста, графики, звука, видеоизображения). Этап характеризуется выбором авторского стиля оформления экранных кадров в зависимости от инструментальных средств, которые формируют набор текстур, графических объектов, цветовой гаммы, звуковое сопровождение и т. д.

После создания основных информационных элементов мультимедиа осуществляется их ввод и обработка в соответствии с выбранными авторскими инструментальными средствами, используя, если есть необходимость, метод анимации текста или графических изображений.

Завершением проекта являются этапы отладка, тестирование, создание диска CD-ROM и его реализация. Этап отладки предусматривает воспроизведение готового приложения и выявления всех неточностей и сбоев при работе с готовым проектом. После записи на диск готового приложения необходимо выявить неисправности и помехи. Этот этап называется тестированием проекта.

В подготовке мультимедиа проекта важно выдержать все этапы, что позволяет создавать достаточно качественный продукт, и внедрить его в общий сценарий проекта хореографической постановки. Проекты носят эстетическую, образовательную функцию, существенно дополняют системное, ассоциативное представление танцевальных постановок.

Мультимедийные проекции не вытесняют традиционные декорации, которые продолжают использоваться, но привносят дополнительную динамику, эмоциональность, интерактивность, виртуальность, мгновенную смену картинок, видеофрагментов и мультимедийных элементов.

Мультимедиа проекция может быть применена на протяжении всей хореографической постановки как элемент сценографии, или в отдельных номерах. Первоначальное использование видеопроекции выражалось в виде статичных заставок на заднем фоне, что уже позволяло зрителю

более эмоционально погрузиться в сюжет и настроение хореографической постановки, при этом артисты чаще всего не взаимодействовали с проецируемой информацией. Статические заставки нашли широкое применение в смешанных концертных постановках, где, например, песенные номера сменялись хореографическими, и где сложно было подобрать декорации к каждому номеру. Кроме статических картинок, вариантом использования видеопроекции было транслирование видео фрагментов в каких-либо тематических концертных постановках.

С развитием информационных технологий на заднем фоне сцены кроме статичных картинок стали использоваться динамичные изображения, которые уже можно было соединить с музыкальным сопровождением сценической постановки. Такие видео композиции, видео файлы, заимствованные из киноиндустрии, получили название футаж (от англ. Footage). К футажу можно отнести: видеоряд, анимированный фон, шаблон с текстом, спецэффект на прозрачном фоне, 3D элементы, анимированные титры, транзакции, частицы.

В современных хореографических постановках мультимедиа проекция является интегрированным продуктом, сочетающим в себе графику, видеофрагменты, трехмерные объекты, анимацию, лазерные спецэффекты, а также дублирование на заднике сцены или специально выделенном экране действий, происходящих на сцене. При этом в реальном режиме времени возможно наложение анимированной трехмерной реальности на действие, происходящее на цене.

Впечатляющей современной мультимедиа технологией является технология 3D video mapping, которая подразумевает проецирование с помощью специального оборудования и программного обеспечения видео изображений на задний фон, кулисы, пол, предметы, декорации находящиеся на сцене, а также на танцоров в процессе хореографической постановки. В зависимости от применения мультимедийной технологии появляются различные виды танцев: танец с тенями, интегрированный танец-футаж, танец с проекцией 2D, танец с 3D-технологией.

В настоящее время в мире искусства происходит активный поиск художественного образа сценических постановок путем соединения двух пространств - виртуального и реального.

Технология, позволяющая совмещать реальный и виртуальный миры, получила название match moving. Задача этой технологии - совмещение движения отснятого материала с объектами, созданными в трех- и двухмерном пространстве. Далее осуществляется соединение визуальных элементов из различных источников в единый образ [2].

Виртуальная реальность открывает новые направления хореографическому искусству. Появившееся новое популярное направление перформанс, объединяющее изобразительное искусство, поэзию, музыку, танец и театр, с привнесением технологии виртуальной реальности, преобразуется в виртуальный хореографический перфоманс.

Все названные достоинства и преимущества мультимедийных технологий предопределили их использование в сценических хореографических постановках на кафедре хореографии Алтайского государственного института культуры. С 2005 года кафедра хореографии совместно с кафедрой информатики (исполнитель мультимедиа проекта - к. п. н., доцент Шаховалов Н. Н.), под руководством к. п. н, доцента Бурцевой Г. В. начали разработку и внедрение мультимедийных проектов в выпускных хореографических постановках студентов 5 курса кафедры хореографии в рамках образовательной программы « Танец и современная пластическая культура» (проекты: «Фрагменты -2005», «Мир движений» - 2007 г.).

Для разработки и реализации мультимедийных проектов в качестве программного обеспечения были использованы: программа MS PowerPoint, Adobe Photoshop, проигрыватель Windows Media. В качестве аппаратной платформы применялись: портативная компьютерная техника -Notebook, мультимедийный проектор, сканер и другие дополнительные периферийные устройства.

В настоящее время в Алтайском государственном институте культуры продолжается разработка и внедрение проектов мультимедиа в сценические хореографические постановки. При успешном овладении необходимыми компьютерными мультимедийными технологиями режиссеры-хореографы смогут сочетать в себе умения режиссера-постановщика хореографии и режиссера мультимедиа.

Благодаря синтетическим свойствам и особенностям изобразительно-выразительного языка, мультимедиа могут передавать неисчерпаемое многообразие звукозрительной картины мира.

Способ отражения действительности зависит от задач, стоящих перед произведением, от вида и жанра мультимедиа. Автор осуществляет свой творческий замысел не в собственных, им самим создаваемых материально-изобразительных средствах, а через творчество художника компьютерной графики и анимации, видеооператора, фотографа, звукорежиссера, актеров, сливая свою художественную инициативу с их волей, воплощая своё намерение — в творчестве коллег-единомышленников. Трехмерные виртуальные сцены и модели, фрагменты анимации и видео, звук, текст, наделенные интерактивными свойствами, порождают принципиально новое художественное явление [3].

Главным достижением систем мультимедиа, по нашему мнению, является то, что они создают предпосылки к восприятию информации на основе метода ассоциаций, что особенно важно для творческих специальностей, в числе которых хореография. Разработка и внедрение мультимедиа проектов в сценические хореографические постановки позволяет развивать у обучающихся интеллектуальные способности к творчеству, которые в дальнейшем они реализуют в своей профессиональной деятельности.

Таким образом, интерактивные мультимедийные технологии становятся более «интеллектуальными», позволяют развивать творческие способности обучающихся в процессе создания и соединения всех видов информации в качестве элементов мультимедиа, а использование мультимедиа проектов существенно обогащают, раскрывают и дополняют сценические хореографические постановки.

Список литературы

1. Алексеева, М. Б. Технология использования систем мультимедиа : учеб. пособие / М. Б. Алексеева, С. Н. Балан. - Санкт-Петербург : Бизнес-пресса, 2002. - 176 с.

2. Бобровская, М. А. Новые информационные технологии в современной сценографии / М. А. Бобровская, Д. В. Галкин, В. С. Самеева // Гуманитарная информатика. - 2013. - №7. -С. 93-105.

3. Дворко, Н. И. Режиссура мультимедиа: генезис, специфика, эстетические принципы : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.03. - Санкт-Петербург, 2004. - 47 с.

4. Шлыкова, О. В. Культура мультимедиа : учеб. пособие. - Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 415 с.

Nikolai N. Shakhovalov, Ph. D. in Pedagogics, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

snn_1979@mail.ru

ELABORATION AND APPLIENCE OF MULTIMEDIA PROJECTS FOR STUDENTS' STAGE CHOREOGRAPHIC PERFORMANCES (A CASE OF ALTAI STATE INSTITUTE OF CULTURE)

Abstract. The paper outlines peculiarities, useful effect, advantages and perspectives for appliances of advanced multimedia technologies in staging of a choreographic performance. The author argues a need in direction of multimedia project, gives a list of the key requirements applicable to elaboration of top-quality multimedia projects, and discloses the main steps of elaboration of a multimedia project, names tools and techniques for a process of creation of such objects.

Keywords: multimedia, designing, a multimedia project, a multimedia product, virtual reality, interactivity phenomenon, a director of a multimedia project, a footage technology, match moving, 3D mapping, virtual performance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.