ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА ЖУРНАЛА
Ю. Н. Старилов
Воронежский государственный университет
О НОВОМ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОМ ИЗДАНИИ «ЖУРНАЛ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА» И ПЕРВОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ -
НОВАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ И СТРУКТУРЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ».
АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО: ОТ ИДЕИ СПЕЦИАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «КОДЕКС АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Содержатся краткое представление нового научно-практического издания «Журнал административного судопроизводства» и анализ публикуемых в первом номере журнала материалов состоявшегося в Воронежском государственном университете научного форума, посвященного отдельным проблемам административного судопроизводства. Ключевые слова: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, «Журнал административного судопроизводства», Первая научно-практическая конференция «Российское законодательство об административном судопроизводстве -новая платформа для развития современной системы и структуры правоотношений».
ABOUT NEW SCIENTIFIC AND PRACTICAL EDITION «JOURNAL OF THE ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS» AND THE FIRST SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE «RUSSIAN LEGISLATION ABOUT ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS -A NEW PLATFORM FOR THE DEVELOPMENT OF MODERN SYSTEM AND STRUCTURE OF LEGAL RELATIONS». ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS: FROM THE IDEA OF THE SPECIAL ADMINISTRATIVE PROCESSUAL REGULATION TO THE FEDERAL LAW «CODE OF ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS OF THE RUSSIAN FEDERATION»
Containing brief introduction of new scientific and practical edition of «Journal of Administrative Proceedings» and the analysis of materials of scientific conference devoted to the some problems of administrative proceedings, published in the first issue of this journal.
K e y w o r d s: Code of administrative proceedings of the Russian Federation, «Journal of Administrative Proceedings», First scientific-practical conference «Russian legislation about administrative proceedings - a new platform for the development of modern system and structure of legal relations».
С вступлением в силу 15 сентября 2015 г. ным делам, так и точного институционального Кодекса административного судопроизводства исследования системы, содержания и структуры Российской Федерации (далее - КАС РФ) появи- административного судопроизводства, являюще-лась необходимость как полноценного научного гося одной из важнейших форм осуществления в анализа судебной практики по административ- стране судебной власти. Новизна законодатель__ства об административном судопроизводстве,
© Старилов Ю. Н., 2016 многочисленные (идущие с конца прошлого
века) дискуссии о назначении, предназначении и отраслевой процессуальной принадлежности административного правосудия, очевидная (а временами чрезвычайно жесткая) критика нормативных положений, содержащихся в КАС РФ, потребность в совершенствовании порядка административного судопроизводства, различные подходы к закреплению местонахождения учебного курса «Административное судопроизводство» за профильными кафедрами университетов и, соответственно, необходимость профессионального обсуждения этих вопросов могут быть положены сегодня в основу идеи учреждения отраслевого юридического журнала. Обсуждение на страницах нового журнала как научных, так и практических вопросов административного судопроизводства, несомненно, будут способствовать привлечению внимания научного сообщества, юристов-практиков, законодателей к разрешению возникших проблем и улучшению административно-процессуального законодательства.
В структурно-содержательном плане «Журнал административного судопроизводства» будет включать следующую рубрикацию:
• Теория административного судопроизводства
• Тенденции развития законодательства об административном судопроизводстве
• Защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций
• Судебный контроль в сфере осуществления публичных полномочий
• Судебная практика по административным делам
• Производство по отдельным категориям административных дел
• Административное судопроизводство и административные процедуры
• Зарубежный опыт организации административных судов и административного правосудия
• Комментарии, обзоры, заключения
• Научная жизнь: конференции, семинары, форумы, «круглые столы»
• Проблемы юридического образования
• Новая проблема и приглашение к дискуссии
• Взгляд судьи
• Трибуна молодого ученого
• Рецензии
Редакционная коллегия журнала надеется на внимание ученых и юристов-практиков к обсуждаемым на его страницах проблемам теории административного правосудия и судебной практики по административным делам. Очевидно, редакция журнала будет принимать к публикации также материалы, которые непосредственно свя-
заны с теорией и практикой административного судопроизводства, например, по следующим темам: административное нормотворчество, судебный нормоконтроль, административные процедуры, судебный контроль в области организации и функционирования публичного управления, деятельности должностных лиц исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих.
Первый номер нового научно-практического издания «Журнал административного судопроизводства» содержит материалы Первой научно-практической конференции «Российское законодательство об административном судопроизводстве - новая платформа для развития современной системы и структуры правоотношений», которая состоялась на юридическом факультете Воронежского государственного университета 27 ноября 2015 г.
Участниками научно-практической конференции были как ученые - известные в стране исследователи проблем административной юстиции и административного процесса, так и судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов из некоторых субъектов Российской Федерации. Во время конференции была создана весьма творческая и дискуссионная атмосфера; высказывались и обосновывались противоположные точки зрения на сложные вопросы регламентации порядка осуществления административного судопроизводства, правопонимания и правоприменения важнейших институтов данной сферы правоотношений.
В завершение краткой информации о проведенной научно-практической конференции уместно показать становление российского законодательства об административном судопроизводстве и этапы реализации идеи подготовки и принятия специального федерального закона, учреждающего административно-правовые режимы в системе правосудия по административным делам.
Административное судопроизводство: от идеи специального административно-процессуального регулирования до Федерального закона «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»
30 мая 1917 г. - Положение о судах по административным делам: утверждено Временным Правительством от 30 мая 1917 г.
«1. Власть судебная по делам административным принадлежит: административным судьям; окружным судам и Правительствующему Сенату.
3. Административный судья есть власть единоличная.
10. Административному суду подсудны: 1) дела по протестам комиссаров на постановления, распоряжения, действия и упущения учреждений и должностных лиц городского, земского (губернского, уездного и волостного) и поселкового управления; 2) дела по жалобам правительственных установлений и должностных лиц на постановления, распоряжения, действия и упущения, указанные в пункте 1; 3) дела по жалобам городских дум, земских и поселковых собраний и частных лиц, обществ и установлений на постановления, распоряжения, действий и упущения, указанных в пункте 1 учреждений и лиц, а также комиссаров, их помощников и подчиненных им лиц; 4) дела, особо предоставленные законом ведению административного суда.
11. Основанием для протестов и жалоб могут быть: 1) неправильности, состоящие либо в нарушении закона или обязательного распоряжения властей, либо в осуществлении полномочий с нарушением той цели, для которой оно предоставлено; 2) уклонение от исполнения, действия, предписанного законом или обязательным распоряжением власти, и 3) медленность. Жалоба может быть принесена теми лицами, обществами и установлениями, интересы или права коих нарушены постановлением, распоряжением, действием или упущением.
30 июня 1987 г. - Закон СССР от 30 июня 1987 г. № 7287-Х1 «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан».
2 ноября 1989 г. - Закон СССР от 2 ноября 1989 г. № 719-1 «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан».
13 ноября 1989 г. - появление в законодательстве термина «судьи по административному производству»: «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве» возлагали рассмотрение дел об административных правонарушениях на судей по административному и исполнительному производству, состоящих при районных (городских) народных судах (ст. 5, 18).
27 апреля 1993 г. - Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. федеральных законов от 14 декабря 1995 г. № 197-ФЗ, от 9 февраля 2009 г. № 4-ФЗ).
12 декабря 1993 г. - ст. 118 (ч. 2) Конституции Российской Федерации (административное судопроизводство как форма реализации судебной власти в стране).
19 сентября 2000 г. - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2000 г. № 29 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных конституционных законов «О федеральных административных судах в Российской Федерации», «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации»1.
27 ноября 2000 г.: «О необходимости создания административных судов говорилось уже много, и здесь, слава Богу, перешли к делу. Недавно Государственная Дума приняла законопроект в первом чтении. Административная юстиция важна и для защиты граждан, и для улучшения работы всех органов власти»2 (из выступления Президента Российской Федерации В. В. Путина на V Всероссийском съезде судей).
1998-2001 гг. - предложение ученых провести кодификацию процессуальных правовых норм в области административной юстиции Российской Федерации в «Административно-процессуальном кодексе»3.
2001 г. - обсуждение идеи разработки и принятия Федерального конституционного закона «Об административном судопроизводстве»4 или Кодекса Российской Федерации об административном судопроизводстве5.
24 июля 2002 г. - принятие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
Статья 29. Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений:
1. Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
1.1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда (в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г.утратил силу); (действующая редакция: 1.1) об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с
настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам);
2) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;
3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
Глава 22. Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Статья 189. Порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Глава 23. Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов (утратила силу); новая редакция: Глава 23. Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов Судом по интеллектуальным правам.
Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (утратила силу); новая редакция: Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
14 ноября 2002 г. - принятие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (п. 3 ст. 22 ГПК РФ относил к подведомственности гражданских дел судам дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК РФ - утратил силу
с 15 сентября 2015 г.; подраздел III ГПК РФ -Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений - утратил силу с 15 сентября 2015 г.).
14 апреля 2003 г. - Председатель Верховного Суда Российской Федерации проинформировал Президента Российской Федерации о ходе работы над созданием административных судов и процедурой рассмотрения административных дел6.
8 июля 2003 г. - разработка рабочей группой, образованной по распоряжению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, проекта федерального закона «Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»7.
16 ноября 2006 г. - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. № 55 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»8.
29 ноября 2007 г. - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (в ред. постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. и от 9 февраля 2012 г. № 3).
Январь 2008 г. - повторное направление Верховным Судом Российской Федерации в Государственную Думу проекта федерального закона «Кодекс Российской Федерации об административном судопроизводстве».
Январь 2008 г. - профильный комитет Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации поддержал инициативу принятия направленного Верховным Судом Российской Федерации в Государственную Думу проекта федерального закона «Кодекс Российской Федерации об административном судопроизводстве».
10 февраля 2009 г. - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (в ред. постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 3).
16 октября 2009 г. - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».
7 февраля 2011 г. - появление в законодательстве термина «административные дела»;
вступление в силу Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», п. 2 ст. 4 которого установил, что суды общей юрисдикции рассматривают все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов. Административные дела требуют специального процессуального оформления порядка их судебного разрешения.
18 декабря 2012 г.: «В первую очередь следует завершить создание административного судопроизводства, в кратчайшие сроки принять соответствующий кодекс и сформировать судебные составы, которые будут разрешать споры граждан с органами государственной власти и местного самоуправления. Смысл, философия административного судопроизводства всем нам хорошо известны. Изначально это ориентировано на защиту граждан, в том числе бремя доказывания здесь возлагается на госорган, а не на самого человека» (из выступления Президента Российской Федерации В. В. Путина на VIII Всероссийском съезде судей).
19 декабря 2012 г. - постановление VIII Всероссийского съезда судей от 19 декабря 2012 г. № 1 «О состоянии судебной системы Российской Федерации и основных направлениях ее развития»: «4. Просить Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации обеспечить приоритетное рассмотрение: проекта федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации» и проекта федерального закона «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»; проекта федерального закона № 124099-6 «О внесении изменений в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» (о подведомственности дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений), направленного на обеспечение гарантий права граждан на разбирательство дела компетентным судом, созданным на основании закона; 4-1. Обратить внимание всех судов и судей на безусловное выполнение требований статьи 47 Конституции Российской Федерации об обеспечении права каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом».
5 февраля 2013 г. - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2013 г. № 1 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судах общей юрис-
дикции в Российской Федерации» и в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации». В соответствии с данным законопроектом было предусмотрено создание Судебной коллегии по административным делам в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа.
Март 2013 г. - обнародование проекта федерального закона «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»9.
21 мая 2013 г. - рассмотрение Государственной Думой проекта федерального закона «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» в первом чтении10.
Июнь 2013 г. - издание книги: Административное судопроизводство в Российской Федерации: развитие теории и формирование административно-процессуального законодательства. - Сер.: Юбилеи, конференции, форумы. - Вып. 7. - Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2013. - 1060 с.
5 февраля 2014 г. - принятие Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации»:
образована Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами;
Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела: 1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций; 2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации; 2.1) об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы; 3) об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом; 4) об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена, об оспаривании ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена; 5) о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; 6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; 7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума; 8) об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, об отмене регистрации федерального списка кандидатов, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список
кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; 9) о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы; 10) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации; 11) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации; 12) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов.
28 ноября 2014 г. - принятие участниками Международной научной-практической конференции «Административное судопроизводство в Российской Федерации» (Омская юридическая академия, г. Омск, 28 ноября 2014 г.) обращения к депутатам Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации о необходимости принятия Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
18 декабря 2014 г. - одобрение профильным комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству внесенных в законопроект поправок; рекомендация депутатам Государственной Думы рассмотреть проект федерального закона «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» во втором чтении11.
Май 2015 г. - издание книги: Актуальные проблемы административного судопроизводства: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 28 ноября 2014 г.) / отв. ред. Ю. П. Соловей. - Омск : Омская юрид. акад., 2015. - 317 с.
17 февраля 2015 г. - принятие Государственной Думой Федерального собрания РФ федерального закона «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» во втором чтении.
20 февраля 2015 г. - принятие Государственной Думой Федерального собрания РФ федерального закона «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» в третьем чтении12.
25 февраля 2015 года - одобрение Советом Федерации ФС РФ федерального закона «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»13.
8 марта 2015 г. - подписание Президентом Российской Федерации Федерального закона «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»14.
15 сентября 2015 г. - вступление Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в силу.
21-23 октября 2015 г. - Научно-практическая конференция по вопросам применения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (Алтайский край, г. Бе-локуриха); организована Алтайским краевым судом, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, Управлением Судебного департамента в Алтайском крае. На конференции впервые в Российской Федерации обсуждались сложные вопросы применения судьями судов общей юрисдикции вступившего 15 сентября 2015 г. в силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
27 ноября 2015 г. - Первая научно-практическая конференция «Российское законодательство об административном судопроизводстве - новая платформа для развития современной системы и структуры правоотношений» (г. Воронеж); организована юридическим факультетом ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет».
Учебники по Административному судопроизводству и комментарии к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации
1. Административно-процессуальное право России : учеб. для бакалавриата и магистратуры / А. Б. Зеленцов, П. И. Кононов, А. И. Стахов. -М. : Юрайт, 2016. - 341 с.
2. Административное судопроизводство : учеб. для студентов высш. учеб. заведений по направлению «Юриспруденция» (специалист, бакалавр, магистр) / под ред. В. В. Яркова. - М. : Статут, 2016. - 560 с.
3. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации
Воронежский государственный университет
Старилов Ю. Н., доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, декан юридического факультета, заведующий кафедрой административного и муниципального права
e-mail: [email protected]
тел.: 8 (473) 255-07-19
(постатейный) / А. П. Рыжаков. - М. : Дело и сервис, 2016. - 624 с.
4. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации / под общ. ред. А. А. Муравьева. - М. : Проспект, 2016. - 408 с.
5. Беспалов Ю. Ф. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (постатейный научно-практический). - М. : Проспект, 2016. - 768 с.
6. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (постатейный, научно-практический) / под ред. В. В. Яркова. - М. : Статут, 2016. - 1295 с.
1 URL: ппвс.рф/2000/postanovlenie-plenuma-vs-rf/ N29-ot-19.09.2000.html ; Проблемы защиты публичных и частных интересов в административных судах : материалы конференции (Москва, 15-16 марта 2001 г.). М., 2001. С. 263-275.
2 Путин В. В. Компетенция суда распространяется на все дела государства // Рос. юстиция. 2001. № 1. С. 4.
3 См., например: Зеленцов А. Б., Радченко В. И. Административная юстиция в России (История и современность). М., 2002. С. 98 ; Старилов Ю. Н. Административная юстиция: Проблемы теории. Воронеж, 1998. С. 182.
4 См.: Салищева Н. Г., Абросимова Е. Б. Федеральный конституционный закон «Об административном судопроизводстве». М., 2001.
5 См.: Проблемы защиты публичных и частных интересов в административных судах: материалы конференции (Москва, Российская академия правосудия, 15-16 марта 2001 г.) / отв. ред. В. И. Радченко. М., 2001. С. 262.
6 См.: Рос. газета. 2003. 15 апр.
7 URL: http://www.aasp.ru/info/articles/12/1112. html
8 Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».
9 URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka New)?0penAgent&RN=246960-6&02
10 Там же.
11 URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/ 2014/12/19
12 URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs;
http://www.consultant.ru/law/doc/adm_sud/
?&utm_campaign=adm_sud&utm_source = google.ad-words&utm_medium=cpc&utm_term=nov09&utm_con-tent=1&gclid=CMa6qouY-sMCFeQMcwodcboAjA
13 URL: http://pravo.ru/news/view/116148/
14 Рос. газета. 2015. 11 марта.
Voronezh State University
Starilov Yu. N., Doctor of Legal Sciences, Professor, Honoured Scientist of the Russian Federation, Dean of the Law Faculty, Head of the Administrative and Municipal Law Department
e-mail: [email protected] tеl.: 8 (473) 255-07-19