Научная статья на тему 'О НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ИЗЫСКАТЕЛЬСКИМ КВАЛИФИКАЦИЯМ И ИХ УЧЕТЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ПЛАНИРОВОЧНЫЙ УРОВЕНЬ'

О НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ИЗЫСКАТЕЛЬСКИМ КВАЛИФИКАЦИЯМ И ИХ УЧЕТЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ПЛАНИРОВОЧНЫЙ УРОВЕНЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
градостроительное проектирование / инженерные изыскания / стандартизация / профессиональные компетенции / образовательный процесс / urban planning / engineering surveys / standardization / professional competencies / educational process

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В.Л. Беляев

Рассматриваются недостатки стандартизации и регламентации в сферах установления профессиональных и образовательных квалификаций, касающиеся выполнения инженерных изысканий на стадиях градостроительного проектирования. Целью работы являлось нахождение направлений совершенствования в рассмотренных сегментах деятельности. Для ее достижения выполнен анализ профессиональных стандартов и их проектов на предмет наличия и характера положений о выполнении таких инженерных изысканий. Выполнен соответствующий сопряженный анализ регламентных документов университетского строительного образования (уровень магистратуры) и отдельных нормативных правовых актов. По результатам отмечена тенденция нивелирования роли «планировочных» изысканий, выявлены предметные пробелы и другие дефекты рассмотренных документов. Установлены основные причины таких недостатков. Это позволило предложить направления и меры по устранению дефектов в исследуемых сферах стандартизации и регламентации для повышения их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT REGULATORY REQUIREMENTS FOR SURVEY QUALIFICATIONS AND THEIR ACCOUNTING IN THE EDUCATIONAL PROCESS: PLANNING LEVEL

The disadvantages of standardization and regulation in the areas of establishing professional and educational competencies related to the performance of engineering surveys at the stages of urban planning design are considered. The purpose of the work was to find areas of improvement in the considered segments of activity. To achieve it, an analysis of professional standards and their projects was carried out for the presence and nature of provisions on the implementation of such engineering surveys. The corresponding conjugate analysis of the regulatory documents of university construction education (master's degree level) and individual regulatory legal acts has been performed. According to the results, the tendency of leveling the role of “planning” surveys was noted, subject gaps and other defects of the considered documents were identified. The main reasons for such shortcomings have been established. This allowed us to propose directions and measures to eliminate defects in the studied areas of standardization and regulation to increase their effectiveness.

Текст научной работы на тему «О НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ИЗЫСКАТЕЛЬСКИМ КВАЛИФИКАЦИЯМ И ИХ УЧЕТЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ПЛАНИРОВОЧНЫЙ УРОВЕНЬ»

О

i-^

X

X с

УДК 201.55,123.351,400.711,351.83 DOI: 10.24412/1816-1863-2022-4-58-64

О НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ИЗЫСКАТЕЛЬСКИМ КВАЛИФИКАЦИЯМ И ИХ УЧЕТЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ:

X

1 ПЛАНИРОВОЧНЫМ УРОВЕНЬ

ш и

^ В. Л. Беляев, к. т. н, доцент кафедры «Градостроительство», Национальный

X исследовательский Московский государственный строительный университет,

^ vbelyaev2011@mail.ru, Москва, Россия

ij Рассматриваются недостатки стандартизации и регламентации в сферах установления профес-q сиональных и образовательных квалификаций, касающиеся выполнения инженерных изыска-^ ний на стадиях градостроительного проектирования. Целью работы являлось нахождение на-О правлений совершенствования в рассмотренных сегментах д еятельности. Для ее достижения вых полнен анализ профессиональных стандартов и их проектов на предмет наличия и характера положений о выполнении таких инженерных изысканий. Выполнен соответствующий сопря-^ женный анализ регламентных документов университетского строительного образования (уро-^ вень магистратуры) и отдельных нормативных правовых актов. По результатам отмечена тенден-О ция нивелирования роли «планировочных» изысканий, выявлены предметные пробелы и другие ¡^ дефекты рассмотренных документов. Установлены основные причины таких недостатков. Это ¡£ позволило предложить направления и меры по устранению дефектов в исследуемых сферах стан-Ф дартизации и регламентации для повышения их эффективности. х

О The disadvantages of standardization and regulation in the areas of establishing professional and educáis tional competencies related to the performance of engineering surveys at the stages of urban planning О design are considered. The purpose of the work was to find areas of improvement in the considered segments of activity. To achieve it, an analysis of professional standards and their projects was carried out ¡X for the presence and nature of provisions on the implementation of such engineering surveys. The cor-_ responding conjugate analysis of the regulatory documents of university construction education (master's degree level) and individual regulatory legal acts has been performed. According to the results, the tendency of leveling the role of "planning" surveys was noted, subject gaps and other defects of the considered documents were identified. The main reasons for such shortcomings have been established. This allowed us to propose directions and measures to eliminate defects in the studied areas of standardization and regulation to increase their effectiveness.

Ключевые слова: градостроительное проектирование, инженерные изыскания, стандартизация, профессиональные компетенции, образовательный процесс.

Keywords: urban planning, engineering surveys, standardization, professional competencies, educational process.

58

Введение

Значимость инженерных изысканий (ИИ) трудно переценить, так как они представляют собой специальный инструмент обеспечения безопасности (в том числе экологической) в сфере территориального развития и обеспечивают принятие рациональных проектно-планировоч-ных решений [1—4]. При этом ощущается дефицит квалифицированных изыскательских кадров и во м ногом вследствие недостатков сферы высшего профессионального образования и разработки профессиональных стандартов (ПС). Актуальность вопроса вытекает из стратегических установок, которые нацеливают на эффектив-

ное кадровое обеспечение отрасли1. Она связана и с значимостью самих планировочных решений, определяющих устойчивость пространственного развития, а также рядом планировочных новелл (акцент на городские агломерации, «мастер-планы», модель комплексного устойчивого развития (КРТ) и др.)2, реализация которых предполагает подготовку документов территориального планирования (ДТП) и документации по планировке территории

1 http://prezident.org/tekst/stenogramma-zase-danija-prezidiuma-gossoveta-21-06-2022.html? ysclid=l9gqslfsn4894663344.

2 http://www. kremlin.ru/acts/assignments/or-

ders/69206?ysclid=l9gqzwojpp72277751.

(ДПТ), а они согласно [1] должны основываться на результатах ИИ.

Качество данной «граддокументации», таким образом, зависит от качества результатов ИИ, которое соответственно определяется профессиональной квалификацией исполнителей и организаторов ИИ. Однако практика и проведенный анализ показывают, что роль самих ИИ и оценка качества их результатов остается недооцененной [3, 4]. Это иллюстрирует также вариант отраслевой стратегии, где эти вопросы не находят должного отражения3. Несмотря на правильные шаги (разработка ст. 42.1 в [1], СП 438 о выполнении ИИ для планировки территории4), сохраняются д ефекты в сфере правового регулирования и стандартизации (отсутствие регулирования экспертизы рассматриваемых ИИ и др.), которые в определенной м ере унаследованы и сферой развития квалификаций [2—4].

В основе реформы сферы трудовых отношений и профессиональных квалификаций лежит внедрение системы ПС, однако реформирование также испытывает правовые, методологические, организационные и иные затруднения [5]. Ведомственный уровень регулирования разработки ПС (макет ПС и методические рекомендации по его разработке [6]) не отвечает национальному статусу реформы5. К тому же оно прописано достаточно жестко (отклонение проекта ПС в случае несоответствия макету и рекомендациям). При этом в этих документах (по определению рекомендательных) не учтен базовый принцип иерархичности построения нормативных правовых актов (НПА), требующий чтобы подобные документы соответствовали НПА более высокого уровня, регулирующим вид профессиональной деятельности (в данном случае — градостроительной). Более того, Методические рекомендации НИИ труда утверждают, что разработчик может отступать от НПА,

3

Распоряжение Правительства РФ

по сути предлагая последующее внесение изменений и дополнений в НПА6. Однако неясно, какую ответственность он несет за созданные им потенциальные правовые риски и должен ли иметь достаточную для таких действий правовую компетенцию?

Современная модель «комплексных ИИ» отличается от большинства западных моделей исследований геотехнического характера7. Она сложна в силу многообразия уровней, природных условий, видов ИИ и работ. В отличие от предшествующей модели советского периода, усилен акцент на выполнении ИИ именно локального уровня, что объясняется задержкой развития НПА и НТД в части ИИ планировочного уровня8, его незавер-

9

шенностью , желанием сэкономить средства на ИИ10. Это отразилось и на сод ер -жании разрабатываемых ПС (табл. 1).

Результаты анализа подтвердили предположение о нивелировании роли рассматриваемых ИИ. Проекты предметных ПС (основные виды ИИ) вначале не включали требований по ИИ уровня ДПТ. Несмотря на это, один из них (ПС по геодезическим ИИ) получил согласование Минстроя России11 и был утвержден (приказ Минтруда от 21 октября 2021 № 746н)12. Позднее Минстрой изменил свою позицию и, указывая на [7], потребовал соответствующей доработки проектов ПС по геологическим, гидрометеорологическим

31.10.2022 № 3268-р «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года».

4 Выполнены при участии автора.

5 В результате, например, само понятие «профессиональная компетенция» законодательно не закреплено.

6 Утверждены приказом Минтруда России от 29.04.2013 № 170н.

7 Проблема гармонизации геологических и геотехнических ИИ сохраняется [2—4], что в институциональном плане доказывает, например, образование ТК 506 «Инженерные изыскания и геотехника», http://igiis.ru/tk-iiig/ ?у8сШ=1Ькг5ор77Ь300206739 и инициирование силами СРО «АИИС» формирования Совета по профессиональным квалификациям (СПК) в сфере ИИ и геотехники.

8 Статья 41.2 внесена [1] в 2016 году.

9 Например, отсутствие закрепления критерия достаточности ИИ.

10 Как показывает практика, такая псевдоэкономия часто приводит к существенным геологическим и экологическим рискам и рискам принятия ошибочных планировочных решений (фактически непоправимых) [2, 3].

11 Обязательное согласование уполномоченного отраслевого ведомства.

12 Что требует отдельной оценки, так как

очевидно, что выполнение геодезических ИИ для обоснования градпроектирования необходимо.

ТЗ

а ш

О г>

-I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

о

п

а л

X

ТЗ

О

03 ^

а

с

а>

О-

Г> ^

X н

а

г> а>

а> т т

у

-I

о

03

59

от

О

IX

X с

X

X

ф

^

ф

и о

X

X ^

и

ф

и

о ^

т

О

СР

X

X

о

о

т

I-

и ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ф

IX

О СР

I-

и о а о

Таблица 1

Учет положений по выполнению инженерных изысканий на планировочном уровне при разработке профессиональных стандартов

Наименование ПС Год разработки, Предметные «плани-

статус ровочные» положения

Предметные ПС

(непосредственно касающееся выполнения инженерных изысканий планировочного уровня)

Специалист по организации инженерных изысканий 2021, Отсутствуют

действующий

Специалист в области инженерных изысканий при 2022, Отсутствуют

сооружении объектов использования атомной энергии действующий

Специалист в области инженерно-геодезических 2021, Отсутствуют

изысканий для градостроительной деятельности действующий

Специалист в области инженерно-геологических 2021, Включены

изысканий для градостроительной деятельности действующий* дополнительно**

Специалист в области инженерно-гидрометеорологи- 2021, Включены

ческих изысканий для градостроительной деятельности действующий* дополните льно**

Специалист в области инженерно-экологических 2021, проект* Включены

изысканий для градостроительной деятельности дополнительно**

Некоторые «смежные» ПС

(косвенно касающиеся выполнения инженерных изысканий планировочного уровня)

Градостроитель 2016, Имеются***

действующий

Градостроитель 2021, Включены

действующий дополнительно**

Архитектор-градостроитель 2022, проект Включены

дополнительно****

Градостроитель — специалист по инженерной подготов- 2022, проект Отсутствуют*****

ке территории (неофициальная

версия)

* Стадия публичного обсуждения, https://spk.nopriz.ru/spk/professiona1nye-standarty-i-kva1iiikatsii/ proekty-professiona1nykh-standartov/

** Автором в рамках работы по устранению замечаний Минстроя России.

*** Несоответствие законодательству в части использования терминов «Изыскания» и «Градостроительная документация» требует устранения.

**** в том числе по замечаниям автора (аналогичное использование нелегитимных терминов).

***** Автором направлены замечания (предложения) разработчикам.

и экологическим ИИ. Доработка была

осуществлена автором, и два ПС уже ут-

13

верждены .

Группа «смежных» ПС содержит рад показательных примеров. Так, проект актуализации проекта ПС «Градостроитель», принятого еще в 2016 году, после д оработ-ки автором статьи был согласован Мин-

60

строем с условием исключения «полномочий госслужащих» при реализации КРТ. Это казалось бы логичным, однако плановая разработка предметного ПС менеджера градостроительства не просматривает-ся14, хотя она целесообразна и желательно в гармонизации с завершением актуализации ПС «Градостроитель»15. По нашему

13 Приказы от Минтруда России от 04.10.2022 № 615н и № 614 н соответственно о ПС по геологическим и гидрометеорологическим ИИ. Проект ПС по экологическим ИИ дорабатывается в связи с введением в действие в 2022 году новой редакции СП по выполнению данных ИИ (https://www.minstroyrf.gov.ru/ docs/131522/). Минимально необходимые требования по выполнению ИИ для планировочного уровня СП 502 содержит.

14 Вариант его проекта разработан инициативно, http://xn—80aajce2a9bkv.xn—p1ai/up-1oadedFi1es/fi1es/Gradostroite1-menedzher_ 2019.07.10_PS.pdf.

15 Решение о целесообразности включения

в план такой разработки Минтруда на 2023

год принято Комитетом по архитектуре и гра-

достроительству НОПРИЗ при участии автора

(как члена Комитета).

предложению на заседании данного Комитета компетенциями по рассматриваемым ИИ был дополнен и проект ПС «Архитектор-градостроитель» (к сожалению, пока не в полной мере).

Несмотря на то, что разработка проекта ПС «Градостроитель-специалист по инженерной подготовке территории» осуществлялась вне линейки ПС раздела «Градостроительство», намеченной в НОПРИЗ (профильный Комитет, СПК), она оказалась включенной в план Минтруда на 2022 год. Формально такой ПС должен касаться именно ДПТ, в составе которой в отдельных случаях разделы инженерной подготовки предусмотрены [1, 8]16. В этом направлении при нашем участии осуществляется доработка проекта данного ПС17.

В проекте ПС специалиста по организации ИИ положения по выполнению ИИ для уровня ДПТ ([7], СП 43818) и обоснования инвестиций19 были проигнорированы. Не отражено и представление результатов ИИ в ГИСОГД и Единый госфонд экологических д анных20. Эти и д ругие наши замечания и предложения не были учтены разработчиками под предлогом необходимости «ускорения перехода к независимой оценке квалификации». Считаем, что данный ПС, принятый Минтру-дом21, необходимо корректировать.

Кадровое обеспечение в сфере ИИ вразрез с многоаспектностью градостроительной деятельности и ИИ как ее части пока осуществляется фрагментарно, как правило, выпускниками вузов по направлению «Науки о Земле». Причем сохра-

18 19

няются проблемы подготовки и переподготовки изыскательских кадров (в том числе руководящих) высокой квалифика-ции22, 23. Отмеченной многоаспектности, сложности и комплексности ИИ в полной мере отвечает университетское образование, причем именно строительной направленности. Необходимыми условиями в частности располагает НИУ МГСУ (специализированная кафедра ИИ, ряд смежных кафедр и лабораторий и др.). В университете открыто направление подготовки по ИИ для магистров-строителей, принято решение о начале обучения по соответствующей д ополнительной профессиональной программе (ДПО) повышения квалификации24.

Как известно, полномочия по обеспечению организации образовательного процесса сейчас перенаправлены на вузы, которые на основе ФГОС25 разрабатывают образовательные программы (ОПОП), а в их составе — рабочие программы дисциплин (РПД)26. При этом ФГОС опираются на соответствующие ПС [9]. В рамках настоящей работы выполнен анализ качества разработки РПД магистров специальности 08.04.01 «Строительство» НИУ МГСУ в части учета положений, касающихся выполнения ИИ на планировочном уровне (табл. 2), анализ соответствующей ОПОП в целом, а также (в методических целях) рассмотрен проект ПООП27, 28. Выборочно также рассмотрены работы по актуализации образовательных программ с цифровой составляющей для профессий

16 В целом вопросы выполнения инженерной подготовки территории регламентированы крайне неполно, несистемно и невнятно ([1] и соответствующие подзаконные акты, СП 238, СП 116, СП 48 и др.).

17 С учетом отмеченной узости спектра (соответственно низкой практической востребованностью) необходимость разработки такого ПС именно сейчас вызывает сомнение.

https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/18473/ По своему планировочному контексту их подготовка близка к логике подготовки ДПТ.

20 http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_215879/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9 cf4994ee5633b/?ysclid=l9l1d5y1zp562246855.

21 Приказ Минтруда России от 09.11.2021 № 785н.

22 Изыскательская деятельность объективно тяготеет к научно-технической сфере.

23 Потребности подготовки кадров изыскателей возрастут в связи с присоединением четырех новых субъектов РФ, территория и инфраструктура которых требует восстановления и развития в соответствии с российскими стандартами.

24 https: //mgsu.ru/universityabout/Struktura/ Instituti/IDPO/programmy-obucheniya/proekti-rovanie/inzhenernye-izyskaniya-v-stroitel-stve.php?ysclid=l9f8udwrps291616747.

25 Федеральные государственные образовательные стандарты.

26 Разработка федеральных примерных основных образовательных программ (ПООП) приостановлена.

27 https://fgosvo.ru/fgosvo/index/22/36

28 Аналогичным образом проанализирована и РПД по отмеченной программе ДПО.

ТЗ О ш

о

Г) -I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

о

п

0

1 X

тз

о

03

О

с

а>

О-

Г> X

X н

О

Г)

а> а>

у

I -I

О оз

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

61

О

i-^

X

X с

X X

CD С CD U D X

X ^

и

CD U

D ^

m

О

CP

X

X

D

О

i-

U

CD iX

О

I-

U О a a

Таблица 2

Текущая ситуация с качеством разработки рабочих программ дисциплин в части учета положений, касающихся выполнения инженерных изысканий

на планировочном уровне

Дисциплина

Инженерно-геодезические изыскания в строительстве Инженерно-геологические изыскания в строительстве Инженерно-экологические изыскания

Инженерно-гидрометеорологические изыскания

Изыскания в гидротехническом и подземном строительстве

Основы научных исследований Инженерная геология Геоэкология

Основы научных исследований

Положения, относящиеся к планировочному уровню

Отсутствуют

Имеются (лекции)

Имеются (практические занятия, текущий контроль)

Отсутствуют

Имеются (лекции, экзамен)

Отсутствуют Отсутствуют Недостаточно полные Отсутствуют

приоритетной отрасли «Строительство» в части, касающейся выполнения ИИ29.

Результаты анализа выявили дефицит положений, конкретно касающихся выполнения ИИ на планировочном уровне (по сути — пробел) в документах отраслевого ФУМО30 (ФГОС, проекты ПООП), а также в ОПОП, разработанных в НИУ МГСУ (включая актуализированные «цифровые» программы). В составе ОПОП отмечены лишь общие положения об ИИ, не учитывающие специфику организации и выполнения ИИ при градпроектирова-нии. Отсутствуют искомые положения и в составе большинства РПД (табл. 2). Лишь в некоторые из них такие требования (причем самого общего характера) включены и то лишь для отдельных видов контактной работы либо текущего контроля.

62

29 Такие работы выполнены силами НИУ МГСУ в 2021 году, который победил в конкурсе на выполнение работ по актуализации рекомендуемых к тиражированию ОПОП высшего образования, организованный Университетом Иннополис, https://mgsu.ru/news/Uni-versitet/

NIUMGSUvypolnitrabotypoaktualizatsiiobrazo-vatelnykhprogrammstsifrovoysostavlyayushchey-dlyaprofessiyprioritetnoyotrasliSt/ ?ysclid=l9g1ri15kp347231392

30 Федеральное учебно-методическое объ-

единение «Техника и технологии строительс-

тва» , https: //fgosvo. ru/ksumo/view/edufieldid/2/

id/5?ysclid=lbmbufxnuk82198944

Таким образом, результаты исследования в целом выявили пробелы и иные дефекты как в составе нормативных требований к изыскательским квалификациям применительно к выполнению ИИ на планировочном уровне (рамки ПС), так и при их последующем учете в образовательном процессе (рамки ФГОС, ПООП, ОПОП, РПД)31. Объективно такие недостатки связаны со структурной сложностью таких ИИ, новизной и несовершенством правового регулирования (включая сферу реформирования трудовых отношений) и стандартизации их выполнения. В то же время очевидна необходимость повышения профессиональных компетенций и ответственности самих разработчиков данных документов. Применительно к разработке ПС речь идет о профильных уполномоченных ведомствах (Минтруд России, Минстрой России), а также о СПК при НОПРИЗ. Их деятельность должна быть направлена на повышение эффективности в ч асти планирования и организации разработки и актуали-

31 Опыт работы автора, в том числе в рамках Научно-методического совета по направлению «Градостроительство» ФУМО «Архитектура», показывает, что дефекты аналогичного характера имеют место и при организации подготовки (переподготовки) градостроителей, а также архитекторов, и этот вопрос также требует дополнительного исследования и обсуждения.

зации ПС в сфере выполнения ИИ планировочного характера, исходя из принципа равной значимости ИИ стадии архитектурно-строительного и стадии градостроительного проектирования. Совершенствование планирования разработки ПС целесообразно осуществлять на основе проведения реального и полного мониторинга потребностей, с выполнением тематической приоретизации (ранжирования значимости) разработок с обеспечением необходимой научной поддержки и пр. Сама технология разработки ПС (как и учета их требований в составе соответствующих РПД) также требует усовершенствования в направлении более полного учета НПА и НТД с акцентом на новые нормативные документы, учета специфических требований планировщика и др.

Представляется необходимой выполнение актуализации ряда предметных и «смежных» ПС в рассматриваемой части, касающееся «планировочных» ИИ с соответствующим учетом в последующих разработках и с адекватным отражением и необходимым развитием в составе ОПОП и РПД высшего образования32. В составе ПС, ОПОП и РПД целесообразно учесть также национальный цифровой тренд. Поворот к цифровой экономике предполагает более полное отражение цифровых профкомпетенций в составе как отмеченных (табл. 1), так и в иных предметных ПС. Важно расширить компетенции, связанные с актуальной повесткой зеленого строительства, включая аспект стандартизации, что, прежде всего, касается инженерно-экологических изысканий. При выполнении разработок в сфере ИИ33 целесообразно более тесное взаимодействие профильного СПК при НОПРИЗ с иными «смежными» СПК. Это, например, СПК

области картографии, геоинформатики и пространственных д анных, безусловно касающейся сферы рассматриваемых ИИ34.

Необходимо устранить и иные отмеченные выше недостатки в части ОПОП и РПД (табл. 2), и в первую очередь привести эти программы в соответствие с теми ПК, которые содержат положения о «планировочных» ИИ. В состав как ФУМО и Учебно-методического совета НИУ МГСУ целесообразно ввести специалистов, имеющих достаточный опыт профессиональной деятельности в сфере ИИ. Аналогичный анализ и «инвентаризацию» в рассматриваемом планировочном контексте целесообразно провести и для ряда групп областей деятельности и специальностей, причем касающихся не только строителей и изыскателей, но и градостроителей, архитекторов, управленцев и пр.

Реализация предложений будет способствовать устранению отмеченных дефектов в стандартизации в сферах трудовых отношений и образовательной деятельности, исходя из сбалансированного подхода к изыскательским компетенциям для планировочного уровня и его отражения в составах ПС, ОПОП и РПД. Для этого целесообразно устранить дефицит подобных исследований35 и расширить спектр соответствующих публикаций и обсуждений на форумах профессионалов36.

32 В силу отмеченной сложности ИИ как предмета обучения и их тяготения к научно-технической деятельности акцент следует делать на ОПОП и РПД магистров.

33 Впрочем, как и по иным межотраслевым видам профессиональной деятельности.

34 В частности, такое взаимодействие необходимо в направлении координации усилий в рамках осуществляемой Росреестром развитием Национальной системы пространственных данных в части градостроительства, недр и пр., https://rosreestr.gov.ru/activity/gosudarstven-nye-programmy/natsionalnaya-sistema-prostran-stvennykh-dannykh/?ysclid=lb3b0keksi784387707

35 Это возможно только при концентрации и координации усилий Минстроя России и иных уполномоченных федеральных, а также региональных органов исполнительной власти, НОПРИЗ, РААСН, НИУ МГСУ и иных ведущих образовательных, а также научных организаций.

36 Тема в частности доложена автором и обсуждена на Российском форуме изыскателей в сентябре 2022 года.

ТЗ О ш

о

Г) -I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

о

п

0

1 X

тз

о

03

О

с

а>

О-

Г> X

X н

О

Г)

а> а>

у

I -I

О оз

Библиографический список

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ. — URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/, дата обращения: 13.12.2022. Беляев В. Л. Стандартизация в градостроительстве: особенности, проблемы, пути совершенствования // Экология урбанизированных территорий. — 2022. — № 2. — С. 67—73.

63

О

i-^

X

X с

X X

CD С CD U О

X

X ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

CD U

О ^

О

с

X X

о

3. Беляев В. Л. Система инженерных изысканий: проблемы и перспективы (институционально-образовательный аспект) // Экология урбанизированных территорий. — 2021. — № 4. — С. 40—46.

4. Беляев В. Л. Инженерные изыскания для обоснования градостроительного проектирования: проблемы и перспективы системы государственного регулирования // Геоэкология. Инженерная геология, гидрогеология, геокриология. — 2020. — № 2. — С. 3—9.

5. Бурковская Ю. В. Анализ методологических подходов к разработке профессиональных стандартов деятельности // Проблемы стандартизации в здравоохранении. — 2015. — № 9—10. — С. 19—23.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 23 «Об утверждении правил разработки, применения и утверждения профессиональных стандартов». — URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_141271/, дата обращения: 13.12.2022.

7. Постановление Правительства РФ от 31.03.2017 № 402 «Об утверждении Правил выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, перечня видов инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 20». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215092/, дата обращения: 13.12.2022.

8. Приказ Минстроя России от 25.04.2017 № 738/пр «Об утверждении видов элементов планировочной структуры». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_217375/, дата обращения: 13.12.2022.

9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

О m

I-

U

CD

IX

О

с

I-

и о а о

.

64

ABOUT REGULATORY REQUIREMENTS FOR SURVEY QUALIFICATIONS AND THEIR ACCOUNTING IN THE EDUCATIONAL PROCESS: PLANNING LEVEL

V. L. Belyaev, Ph. D. (Technical sciences), assoc. professor, Urban planning department, National Research Moscow State University of Civil Engineering, vbelyaev2011@mail.ru, Moscow, Russia

References

1. Gradostroitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.2004 № 190-FZ [Town-planning Code of the Russian Federation of 29.12.2004 N 190-FZ]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/, access data 13.12.2022 [in Russian].

2. Belyaev V. L. Standartizaciya v gradostroitel'stve: osobennosti, problemy, puti sovershenstvovaniya [Standardization in urban planning: features, problems, ways of improvement]. Ekologiya urbanizirovannyh territory. 2022. № 2. P. 67—73 [in Russian].

3. Belyaev V. L. Sistema inzhenernyh izyskanij: problemy i perspektivy (institucional'no-obrazovatel'nyj aspekt) [System of engineering surveys: problems and prospects (institutional and educational aspect)]. Ekologiya urbanizirovannyh territorij. 2021. № 4. P. 40—46 [in Russian].

4. Belyaev V. L. Inzhenernye izyskaniya dlya obosnovaniya gradostroitel'nogo proektirovaniya: problemy i perspektivy sistemy gosudarstvennogo regulirovaniya [Engineering survey for substantiating urban design: problems and prospects of the state regulation system]. Geoekologiya. Inzhenernaya geologiya, gidrogeologiya, geokriologiya. 2020. № 2. P. 3—9 [in Russian].

5. Burkovskaya, Yu. V. Analiz metodologicheskih podhodov k razrabotke professional'nyh standartov deyat-el'nosti [Analysis of methodological approaches to development of professional standards]. Problemy standartizacii v zdravoohranenii. 2015. № 9—10. P. 19—23 [in Russian].

6. Postanovleniye Pravitel'stva Respubliki ot 22.01.2013 № 23. "Ob utverzhdeniipravil razrabotki, primeneniya i utverzhdeniyaprofessional'nyh standartov" [Decree of the Government of the Republic dated 22.01.2013 No. 23 "On approval of the Rules for the development, application and approval of professional standards"]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_141271/, access data 13.12.2022 [in Russian].

7. Postanovleniye Pravitel'stva Respubliki ot 31.03.2017№ 402. "Ob utverzhdenii Pravil vypolneniya inzhen-ernyh izyskanij, neobhodimyh dlya podgotovki dokumentacii po planirovke territorii, perechnya vidov inzhen-ernyh izyskanij, neobhodimyh dlya podgotovki dokumentacii po planirovke territorii, i o vnesenii izmenenij v postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 19yanvarya 2006g. № 20" [Decree of the Government of the Russian Federation of 31.03.2017 N 402 "On approval of the Rules for performing engineering surveys necessary for the preparation of documentation on the planning of the territory, the list of types of engineering surveys necessary for the preparation of documentation on the planning of the territory, and on amendments to the Decree of the Government of the Russian Federation of January 19, 2006 N 20" URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215092/, access data 13.12.2022 [in Russian].

8. Prikaz Minstroya Rossii ot 25.04.2017№ 738/pr " Ob utverzhdenii vidov elementov planirovochnoj struktury" [The order of the Ministry of Construction of the Russian Federation dated 25.04.2017 N 738/pr "On approval of the types of elements of the planning structure"]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_217375/, access data 13.12.2022 [in Russian].

9. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" [Federal Law No. 273-FZ of 29.12.2012 (ed. of 07.10.2022) "On Education in the Russian Federation"], access data 13.12.2022 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.