Научная статья на тему 'СИСТЕМА ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ)'

СИСТЕМА ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
214
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность / градостроительная деятельность / инженерные изыскания / государственное управление / саморегулирование / стандартизация / образование / соглашение о сотрудничестве / safety / urban planning / engineering surveys / public administration / self-regulation / standardization / education / cooperation agreement

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В.Л. Беляев

Выполнен ретроспективный обзор системы инженерных изысканий и анализ проблематики ее текущего состояния. При этом рассмотрен как институциональный (организационно-управленческий), так частично и предметный (правовая регламентация и стандартизация) контекст. Отмечен недостаток политического внимания к изыскательской проблематике и иные дефекты государственного управления, а также саморегулирования в д анной сфере. На основе анализа приведены направления решения основных проблемных вопросов. Акцент сделан на необходимости повышения эффективности образовательной деятельности, прежде всего путем более тесного делового сотрудничества НИУ МГСУ и НОПРИЗ. Статья может быть полезна как специалистам управленческого и образовательного звена, так и практикам-изыскателям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — В.Л. Беляев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF ENGINEERING SURVEYS: PROBLEMS AND PROSPECTS (INSTITUTIONAL AND EDUCATIONAL ASPECT)

A retrospective review of the engineering survey system and an analysis of the problems of its current state were carried out. At the same time, both the institutional (organizational and managerial) and partially the subject (legal regulation and standardization) context are considered. The lack of political attention to the prospecting problems and other defects of public administration, as well as self-regulation in this area, are noted. Based on the analysis, the directions of solving the main problematic issues are given. The emphasis is placed on the need to improve the effectiveness of educational activities, primarily through closer business cooperation between NRU MGSU and NOPRIZ. The article can be useful for both managerial and educational specialists, as well as practitioners-prospectors.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ)»

О

i-^

X

X с

X X

CD С CD U D X

X ^

и

CD U

CD X X D m

О ^

S X D С С

X

о

m i-

U

CD iX

О ^

I-

u о a D

УДК 201.55, 123.351, 400.711 DOI: 10.24412/1816-1863-2021-4-40-46

СИСТЕМА ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ)

В. Л. Беляев, к. т. н., доцент, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), belyaevvl@mgsu.ru, Москва, Россия

Выполнен ретроспективный обзор системы инженерных изысканий и анализ проблематики ее текущего состояния. При этом рассмотрен как институциональный (организационно-управленческий), так частично и предметный (правовая регламентация и стандартизация) контекст. Отмечен недостаток политического внимания к изыскательской проблематике и иные дефекты государственного управления, а также саморегулирования в д анной сфере. На основе анализа приведены направления решения основных проблемных вопросов. Акцент сделан на необходимости повышения эффективности образовательной деятельности, прежде всего путем более тесного делового сотрудничества НИУ МГСУ и НОПРИЗ. Статья может быть полезна как специалистам управленческого и образовательного звена, так и практикам-изыскателям.

A retrospective review of the engineering survey system and an analysis of the problems of its current state were carried out. At the same time, both the institutional (organizational and managerial) and partially the subject (legal regulation and standardization) context are considered. The lack of political attention to the prospecting problems and other defects of public administration, as well as self-regulation in this area, are noted. Based on the analysis, the directions of solving the main problematic issues are given. The emphasis is placed on the need to improve the effectiveness of educational activities, primarily through closer business cooperation between NRU MGSU and NOPRIZ. The article can be useful for both managerial and educational specialists, as well as practitioners-prospectors.

Ключевые слова: безопасность, градостроительная деятельность, инженерные изыскания, государственное управление, саморегулирование, стандартизация, образование, соглашение о сотрудничестве.

Keywords: safety, urban planning, engineering surveys, public administration, self-regulation, standardization, education, cooperation agreement.

Инженерные изыскания (далее — ИИ) де-юре представляют собой особый, «сквозной» вид градостроительной деятельности, нацеленный на принятие и реализацию рациональных и безопасных проектно-планировочных решений путем получения необходимой для этого информации о природно-техногенных условиях развиваемой территории [1, 2].

Необходимость и эффективность выполнения ИИ подтверждается как мировой, так и отечественной практикой. Известны многочисленные случаи, когда вследствие игнорирования проведения изыскательских работ, снижения их объемов либо фальсификации результатов ИИ («нарисованные» изыскания) в погоне за экономией инвестиций происходят аварии и деформации объектов и резко возрастает стоимость строительства.

Значимость самого института ИИ очевидна, как очевидна и перспектива ее роста, причем не только в связи с прогнозным увеличением масштабов капи-

тального строительства, но и в связи с заявленным стратегическим экологоцент-ристским (низкоуглеродным) разворотом экономики страны [3]. Это, безусловно, потребует и соответствующей трансформации градостроительной парадигмы с акцентом на вопросы геоэкологической и иной безопасности, которая во многом обеспечивается выполнением качественных и комплексных ИИ.

В то же время текущая ситуация с эффективностью ИИ продолжает вызывать тревогу специалистов [4], что предполагает осмысление причин негативных тенденций, в том числе факторов организационно -управленческого (институцио -нального), а также образовательного характера, рассмотренных в настоящей статье.

В числе основных игроков в данном случае традиционно выступает государство в лице уполномоченных органов власти, а в новых рыночных условиях также и профессиональное изыскательское сооб-

щество в лице соответствующего объединения саморегулируемых организаций. От их совместных усилий зависит, прежде всего, формирование политики в сфере ИИ и комплекса мер по ее реализации. В качестве участников выступают также иные юридические лица (заказчики, планировщики, проектировщики строители, эксплуатационники, РААСН, НИИ, вузы и пр.), а также граждане как конечные потребители изыскательских услуг. Несмотря на формальные возможности, участие таких стейкхолдеров в установлении «правил игры» ограничивается выполнением ее формальных условий и пока фактически весомым не является [4].

В связи с потенциальным ростом значимости ИИ, широким кругом заинтересованных лиц и участников, структурный анализ причин негативных тенденций в институциональном и образовательном контексте сферы ИИ, попытка которого предпринята в настоящей статье, представляется актуальным. Тем не менее, в научном плане данный вопрос изучен недостаточно, что определяет новизну постановки исследования и его результатов1.

Цель исследования, результаты которого отражены в настоящей статье, состояла в поиске основных направлений совершенствования системы ИИ в институциональном и образовательном аспектах. К главным задачам относилось выявление основной проблематики построения и реализации системы ИИ, а также выработка (в рамках обозначенного контекста) предложений по перспективам устранения выявленных недостатков.

Для решения задач осуществлялся ретроспективный обзор (советский период), сбор и анализ информации по основным современным правовым актам, документам по стандартизации и научным публикациям, выявление негативных тенденций как в сфере выполнения ИИ, так и в сфере повышения квалификации изыскательских кадров.

1 Его отдельные аспекты отражаются, например, в работах В. И. Осипова, В. Т. Трофимова, Л. Г. Кушнира, Г. Л. Коффа, С. В. Козловского, В. Н. Экзарьяна, Т. А. Лариной,

М. И. Богданова, А. В. Антипова, И. В. Дуд-лера, М. А. Солодухина, В. И. Пасканного,

Е. П. Тарелкина, М. С. Захарова.

Система ИИ во многом унаследовала модель советского периода и такие ее черты, как комплексность (состоит из нескольких основных и ряда специальных видов ИИ), иерархичность (стадийность выполнения ИИ, начиная с планировочного этапа градостроительного проектирования2). В целом сохранен и принцип централизма (государственности) управления.

Однако переход на рыночные условия хозяйствования сопровождался стихий -ной трансформацией научно-производственной системы в сфере ИИ, которая доказывала свою эффективность ранее в условиях плановой экономики. Прежде всего, нарушена сеть территориальных трестов ИИ (ТИСИЗ), которые в подавляющем большинстве приватизированы, либо в отдельных случаях (например в городе Москве) реорганизованы по форме в государственные учреждения. Соответственно нарушена система государственных фондов результатов и данных ИИ, ведение которых осуществлялось в основном силами ТИСИЗ. Новелла по порядку их ведения в рамках ГИСОГД полностью проблему не решила [1, 5].

Деформирована и система обеспечения научной поддержки выполнения ИИ. В итоге рыночных преобразований, судебных и иных катаклизмов по сути нивелирована роль головного Производственного и научно-исследовательского института по инженерным изысканиям в строительстве (ПНИИИС) и его территориальных подразделений. Изыскательская тематика как фундаментальных, так и прикладных научных исследований на протяжении последних 20—25 лет в планах РАН и РААСН не просматривается (по прикладным НИР, например, она регулярно включалась в планы работ ПНИИИС, как головного института Госстроя СССР, а позднее — Госстроя России).

Современная структура государствен -ного управления в изыскательской отрасли отличается своеобразием в свете двойственности функционала федеральных органов исполнительной власти в сфере градостроительной деятельности. За верхний уровень подготовки документов территориального планирования (далее —

тз а ш

о г>

-I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

о

а л

X

ТЗ

О

03

а л

а>

с

а>

О-

Г> ^

X н

а

г> а>

а> т т

у

-I

о

03

2

Территориального планирования и пла-

нировки территории.

О

IX

X с

X

X

ф

^

ф

и о

X

X ^

и

ф

и ф

X X

о

о

СР X X

о ^

с

о

т

I-

и

ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IX

о

СР

I-

и о а о

ДТП) отвечает Минэкономразвития России. Причем при такой подготовке согласно [1] должно осуществиться выполнение ИИ (см. также ниже). Однако вся цепочка и инфраструктура реализации ДТП, включая выполнение комплекса ИИ, развитие правового регулирования и стандартизации, отнесена к полномочиям Минстроя России.

К сожалению, в отличие от советского периода ни в том, ни в другом ведомстве не сформированы специальные подразделения, конкретно отвечающие за развитие сферы ИИ, отсутствуют в их штате и профессионалы-изыскатели. Уже одно это свидетельствует, что изыскательская сфера не является пока приоритетом, что подтверждается и попытками создания стратегии развития строительной отрасли. В ее текущем варианте приводятся лишь некоторые вызовы (неэффективность саморегулирования, экспертизы результатов ИИ) и отдельные предложения, касающиеся ИИ, что вряд ли может рассматриваться как установление целостной политики в изыскательской сфере3.

«Второстепенность» направления ИИ заметна и в самой модели структурной трансформации в саморегулировании с ликвидацией профильного Национального объединения изыскателей (далее — НОИЗ). Взамен путем слияния создано Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (далее — НОПРИЗ) с существенно меньшей долей представительства изыскательского цеха.

Первостепенными уставными полно -мочиями НОПРИЗ являются участие в разработке госполитики и системы регулирования, в том числе в сфере выполнения ИИ, что актуально именно в период доработки отраслевой политики. Ключевым вопросом при этом является выбор концептуальной модели ИИ. Обозначенная современная модель ИИ принципиально отличается от систем геологических и иных исследований, осуществляемых для целей строительства в развитых странах, которые имеют более узконаправленный характер, ориентированный в ос-

новном на геотехнические исследования (проектирование). Принятие стандартов либо правовых руководств (адекватных стандартам по направленности) осуществляется при этом, как правило, на региональном или местном уровне, а также на уровне профессиональных ассоциаций4.

У нас их разработку и утверждение в изысканиях и строительстве осуществляет Минстрой России, а их техническую экспертизу — Технический комитет 465 «Строительство» Росстандарта. Примечательно, что в связи с принятием нового организационного стандарта [6] ТК 465 реорганизуется с вычленением нового ТК «Градостроительство и инженерные изыскания»5. Такое решение, несмотря на некоторые субъективные импульсы (Ы^:// %^%г.уои1иЬе.сот^а1еЬ?у=4АиЬ2№п8уА), поднимет значимость систем стандартизации в обеих сферах граддеятельности и позволит, в частности, совершенствовать регулирование выполнения ИИ при подготовке ДТП.

Что касается инженерно-геотехнических изысканий (далее — ИГТИ), то они де-юре включены в состав основных видов ИИ и могут выполняться на локальном (объектном) уровне [7]. Однако де-факто ИГТИ согласно «базовому» СП 47, они выполняются в составе инженерно-геологических изысканий6. Отдельное их выполнение предусмотрено л ишь для случая «с изученными ранее инженерно-геологическими условиями... на втором этапе изысканий при подготовке проектной документации..., а также при строительстве и реконструкции...». Дискуссия представителей цехов инженеров-геологов и геотехников о роли и месте ИГТИ не затухает, в том числе в рамках ежегодного

42

3 Проект стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, ЫИрБ:// www.minstroyrf.gov.ru/docs/18723/

4 Приближенно аналогом можно считать систему стандартизации в строительстве Китая, которая исторически развивалась на базе советской модели, однако позднее впитала в себя нормы и стандарты США и других стран.

5 Совпадает со сферой профессиональных интересов автора настоящей статьи, замещающего в НИУ МГСУ должности доцента, как на кафедре «Градостроительство», так и на кафедре «Инженерные изыскания и геоэкология».

6 СП 47.13330.2016. Свод правил. «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02—96».

Российского форума изыскателей, Ы^:// rusufo.ru/. Ее продолжение целесообразно, так как переход на национальную геотехническую модель ИИ выглядит перспективным, хотя бы в связи с изменившимися экономическими условиями и правовым регулированием, а также с позиций имплементации лучших мировых практик7. Однако он требует выполнения специального системного обоснования научно-концептуального характера [8].

Попытки подготовки концепции (стратегии) развития отрасли ИИ были предприняты еще в НОИЗ, но по ряду причин они не были реализованы. В свою очередь НОПРИЗ как правопреемник НОИЗ системно их пока не предпринимает. Справедливости ради отметим, что в последнее время в его профильном Комитете дебатируется вопрос корректности отнесения ИИ к граддеятельности и предлагается обоснование корректировки ОКВЭД в этой части. Однако фрагментарное решение таких принципиальных вопросов, как и намечаемая комитетом разработка силами НОПРИЗ перспективной дорожной карты по развитию ИИ, малоэффективны при рассмотрении вне контекста единой, общепринятой концепции (стратегии) развития ИИ, увязанной с отраслевой «строительной» стратегией.

В этой связи полагаем, что проект отраслевой стратегии требует в частности:

— дополнительного исследовательского обоснования (аудит потребностей, обобщение мирового опыта регулирования, анализ барьеров и пробелов, проведение отраслевого регулятивно-техноло-гического форсайта и консенсус-прогноза развития отрасли)8;

— структуризации с выделением отдельного блока проблематики ИИ и закрепления в нем ИИ, как равноценного самостоятельного вида граддеятельности в системе государственных классификаторов;

7 В связи с отмеченной «уникальностью» корректность сравнения, например, систем стандартизации России и иных стран по уровню их эффективности объективно мала.

8 Аналогичные направления предлагались

нами в задание на выполнение концептуальных разработок НОИЗ.

— адекватного отражения мер по устранению недостатков правовой регламентации и стандартизации;

— увязки с перспективой развития системы градпроектирования (мастер-планы и др.);

— гармонизации со стратегическими направлениями в области ц ифровой трансформации строительной отрасли [9].

Касаясь информационного аспекта, также необходимо ориентироваться на новый формат национальной системы пространственных данных, которая формируется Росреестром под кураторством вице-премьера М. Ш. Хуснуллина, отвечающего в стране в целом за пространственное развитие территории9.

В части правовой регламентации (в рамках сохранения действующей концепции ИИ) вслед за преодолением коллизии и пробела, касающегося выполнения ИИ для подготовки ДПТ [8], необходимо аналогичным образом ликвидировать дефекты по выполнению ИИ для подготовки ДТП (внесение законодательных дополнений, принятие подзаконного акта и документа по стандартизации). В целом в любом случае следует дать более полную правовую регламентацию выполнения ИГТИ, включения в оборот государственного актива ранее (до 2017 года) выполненных ИИ, а также цифровизации в сфере ИИ. Радикальным вариантом выглядит включение в [1] отдельной главы по выполнению ИИ. Однако такая работа должна быть увязана с необходимым совершенствованием федерального законодательства (например, в части установления критериев и требований планировочной безопасности).

Более полной гармонизации как с действующими, так и вновь принимаемыми нормативными правовыми актами требуют и многие документы по стандартизации, включая СП 47 (в силу законодательства техническое регулирование соподчиненно правовому регулированию). Требуется также учет новых инновационных технологий (включая трехмерное информационное моделирование) и особенностей проведения ИИ для целей развития подземного пространства, дополнительная конкретизация видов изыскатель-

тз а ш

о г>

-I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

о

а л

X

ТЗ

О

03

а л

а>

с

а>

О-

Г> ^

X н

а

г> а>

а> т т

у

-I

о

03

9 https://www.vedomosti.ru/politics/articles/ 2021/07/25/879478-kuratorom-rosreestra.

О

IX

X с

X

X

ф

с

ф

и о

X

X ^

и

ф

и ф

X X

о

о

СР X X

о ^

с

о

т

I-

и

ф

IX

о

СР

I-

и о а о

ских работ (включая специальные) и параметров их объемов с подтверждением соответствующей валидацией. Следует озаботиться и обеспечением системной онтологической гармонизации документов госрегулирования, с принятием как минимум стандарта базовой терминологии в сфере ИИ, увязанным в свою очередь с международными стандартами.

В части модели стандартизации в сфере ИИ, как и в целом в сфере строительства в качестве радикального варианта, рассматривается переход на более гибкую рыночную модель параметрического нормирования, который пока только декларируется уполномоченными федеральными ведомствами.

В свете необходимости получения более качественных результатов ИИ актуально повышение уровня профессиональной компетенции изыскателей и подготовки соответствующих специалистов, потребность в которых будет только возрастать. В силу объективной многоаспектности действующей национальной модели ИИ такую подготовку целесообразно осуществлять университетской среде. Речь, прежде всего, идет о НИУ МГСУ как флагмане строительного образования, имеющем в структуре в частности специализированную изыскательскую кафедру10 и о его более тесном сотрудничестве с НОПРИЗ как крупнейшим объединением работодателей. Наряду с уже отмеченными и иными ключевыми полномочиями НОПРИЗ, важно, что при нем создан Совет по профессиональным квалификациям в области ИИ, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования, ответственный, в том числе за разработку профессиональных стандартов по ИИ.

Практика такого сотрудничества имеется, но носит пока фрагментарный, часто инициативный, субъективный характер. Это, например, касается обеспечения в 2021 году автором настоящей статьи внесения дополнений и изменений в проекты профессиональных стандартов по основным видам ИИ по замечаниям Минстроя России. Со стороны НОПРИЗ также была поддержана инициатива НИУ МГСУ по

10

ЬИр: //^у$ка1еЦлп1Ъ/2019/06/33-потег-уезШка/, ИИрв: //mgsu.ru/resources/izdatelskaya-deyatelnost/izdaniya/izdaniya-otkr-dostupa/2021/ potapovskiye-chteniya/007-011.pdf

запуску магистерской программы обучения по направлению «Инженерные изыскания в строительстве».

Представляется, что такое взаимодействие целесообразно осуществлять далее на базе специального соглашения о сотрудничестве НИУ МГСУ с НОПРИЗ (как вариант — обновления аналогичного соглашения, заключенного с НОИЗ по инициативе и при участии проф. НИУ МГСУ А. Д. Потапова и автора настоящей статьи в 2012 году).

К предмету такого соглашения в сфере ИИ может быть, например, отнесено:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— совместное участие в развитии правового регулирования и стандартизации с возможной имплементацией лучших мировых практик;

— разработка (актуализация) и экспертиза проектов профессиональных стандартов и их внедрение в образовательный процесс;

— разработка (актуализация) паспортов научных специальностей сфер, затрагивающих комплекс видов ИИ (крайне актуально в связи с осуществляемой ревизией номенклатуры таких специальностей и содержания их паспортов);

— разработка и запуск образовательной программы выпуска магистров-изыскателей в НИУ МГСУ по направлению подготовки «Градостроительство» и некоторым иным направлениям (пока это реализуется только для направления «Строительство»), а также для системы ДПО11;

— организация проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ подготовки изыскателей;

— проведение научных, экспериментальных и экспертных работ, а также научно-технического сопровождения в области ИИ;

— расширение и углубление контактов НИИ МГСУ с ведущими изыскательскими организациями;

— целевая подготовка аспирантов и д о-кторантов.

Важно отметить, что совместная работа должна быть сориентирована на получение требуемых сегодня цифровых компетенций [10] и что она может быть расширена в рамках изыскательского на-

11

Вариант такой программы ДПО в НИУ МГСУ уже разработан.

правления деятельности отраслевого кон- — действующая система ИИ требует

сорциума «Строительство и архитектура» развития (структурно-функциональное со- р

(привлечение РААСН и иных членов, а вершенствование государственного управ- д

также стратегических партнеров консор- ления, повышение эффективности пра- Т

циума)12. вового регулирования и стандартизации), р

Анализ рассмотренных вопросов поз- что д олжно быть отражено при подготовке и

воляет сделать ряд выводов о том, что: соответствующих отраслевых документов л

— национальная система комплексных стратегического планирования; £ ИИ во многом копирует модель планово- — повышение качества результатов ИИ О го периода экономики, что не соотносит- в перспективе во многом зависит от уров- х ся с моделями сферы инженерных иссле- ня профессиональной компетенции изыс- л дований большинства развитых стран раз- кателей, то есть от эффективности обра- а витого рынка; зования в данной сфере; 1

— имплементация моделей других — стратегическое и деловое сотрудни- "§

стран затруднительна вследствие масшта- чество НИУ МГСУ с НОПРИЗ в сфере а

н

бов страны и разнообразия ее природных ИИ целесообразно продолжить и укре

и иных условий (в любом случае такая пить путем доработки и перезаключения ш

трансформация невозможна без глубокого прежнего соглашения с НОИЗ с возмож- л

научно-концептуального обоснования); ным расширением в рамках отраслевого £

--консорциума «Строительство и архитек- и

12 https://mgsu.ru/konsortsium/. тура». *

о

Библиографический список н

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ // Электронный ре- * сурс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/, дата доступа: 12.12.2021. у

2. Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и к сооружений» // Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/, дата доступа: ° 12.12.2021. в

3. Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2021 № 3052-р «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года» // Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/, дата доступа: 12.12.2021.

4. Тарелкин Е. П., Петушков А. В. Основные проблемы инженерных изысканий современной России и предложения по их решению // Сборник докладов Всероссийской конференции с международным участием «Российский форум изыскателей». — М.: НОПРИЗ. — 2020. — С. 106—109.

5. Беляев В. Л., Дорофеев М. В. Тенденции развития систем правового, нормативно-технического и информационного обеспечения в области планировки территории, проведения инженерных изысканий и освоения подземного пространства // Великие реки 2017: труды науч. конг. 19-го Междунар. научно-промышленного форума — ННГАСУ, 2017. — С. 430—433.

6. ГОСТ Р 1.1.—2020. «Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации и проектные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности» // Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/, дата доступа: 12.12.2021.

7. Постановление Правительства РФ от 19.01.2006 № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» // Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/, дата доступа: 12.12.2021.

8. Беляев, В. Л. Инженерные изыскания для обоснования градостроительного проектирования: проблемы и перспективы системы государственного регулирования // Геоэкология. Инженерная геология, гидрогеология, геокриология. — 2020. — № 2. — С. 3—9.

9. Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2021 № 3883-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года» // Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/, дата доступа: 12.12.2021.

10. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 N 9) // Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/, дата д оступа: 12.12.2021.

45

m

SYSTEM OF ENGINEERING SURVEYS: PROBLEMS AND PROSPECTS

o (INSTITUTIONAL AND EDUCATIONAL ASPECT)

X

c

X X

CD ^

CD U

a. s

V. L. Belyaev, Ph. D. (Technical sciences), assoc. professor, National Research Moscow State University of Civil Engineering, belyaevvl@mgsu.ru, Moscow, Russia

References

Ö 1. Town-Planning Code of the Russian Federation № 190 — FZ (29.12.2004) [Gradostroitel'nyj kodeks Ros-

^ sijskoj Federacii ot 29.12.2004 № 190-FZ] // Electronic resource. — URL.: http://www.consultant.ru/,

x access data: 12.12.2021 [in Russian].

u 2. Federal Law No. 384-FZ of 30.12.2009 "Technical Regulations on the safety of buildings and structures" [Federal'nyj zakon ot 30.12.2009 № 384-FZ "Tekhnicheskij reglament o bezopasnosti zdanij i sooruzhen-

ij ij"] // Electronic resource. — URL.: http://www.consultant.ru/, access data: 12.12.2021 [in Russian].

cd 3. Order of the Government of the Russian Federation dated 29.10.2021 N 3052-r "On approval of the strategy

^ of socio-economic development of the Russian Federation with low greenhouse gas emissions until 2050"

ö [Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.10.2021 N 3052-r "Ob utverzhdenii strategii social'no-ekonom-

O icheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii s nizkim urovnem vybrosov parnikovyh gazov do 2050 goda"] //

Electronic resource. — URL.: http://www.consultant.ru/, access data: 12.12.2021 [in Russian].

x 4. Tarelkin E. P., Petushkov A. V. The main problems of engineering surveys in modern russia and proposals

§ for their solution [Osnovnye problemy inzhenernyh izyskanij sovremennoj Rossii i predlozheniya po ih

c resheniyu] // Collection of reports of the All-Russian conference with international participation "Rus-

s sian Prospectors Forum". M.: NOPRIZ, 2020. P. 106—109 [in Russian].

§ 5. Belyaev V. L., Dorofeev, M. V. Trends in the development of systems for legal, regulatory, technical and

|j information support in the field of territory planning, engineering surveys and development of underground

¡^ space [Tendencii razvitiya sistem pravovogo, normativno-tekhnicheskogo i informacionnogo

¡^ obespecheniya v oblasti planirovki territorii, provedeniya inzhenernyh izyskanij i osvoeniya podzemnogo

5 prostranstva] // Great river 2017: proceedings of the scientific. Kong. 19th Intern. scientific and industrial fo-

H rum. NNGASU, 2017. P. 430—433 [in Russian].

u 6. GOST R 1.1.—2020. "Standardization in the Russian Federation. Technical committees for standardization

a and project technical committees for standardization. Rules of creation and activity" [GOST R 1.1.—2020.

"Standartizaciya v Rossijskoj Federacii. Tekhnicheskie komitety po standartizacii i proektnye i— tekhnicheskie komitety po standartizacii. Pravila sozdaniya i deyatel'nosti"] // Electronic resource. URL.:

http://www.consultant.ru/, access data: 12.12.2021 [in Russian].

7. Decree of the Government of the Russian Federation No. 20 dated 19.01.2006 "On engineering surveys for the preparation of project documentation, construction, reconstruction of capital construction facilities" [Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 19.01.2006 № 20 "Ob inzhenernyh izyskaniyah dlya podgotovki proektnoj dokumentacii, stroitel'stva, rekonstrukcii ob'ektov kapital'nogo stroitel'stva"] // Electronic resource. — URL.: http://www.consultant.ru/, access data: 12.12.2021 [in Russian].

8. Belyaev, V. L. Engineering surveys to substantiate urban planning design: problems and prospects of the system of state regulation [Inzhenernye izyskaniya dlya obosnovaniya gradostroitel'nogo proektirovaniya: problemy i perspektivy sistemy gosudarstvennogo regulirovaniya] // Geoecology. Engineering geology, hydro-geology, geocryology. 2020. No. 2. P. 3—9 [in Russian].

9. Decree of the Government of the Russian Federation No. 3883-r dated 12/27/2021 "On approval of the strategic direction in the field of digital transformation of the construction industry, urban and housing and communal services of the Russian Federation until 2030" [Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 27.12.2021 № 3883-r "Ob utverzhdenii strategicheskogo napravleniya v oblasti cifrovoj transformacii stroitel'noj otrasli, gorodskogo i zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva Rossijskoj Federacii do 2030 goda"] // Electronic resource. URL.: http://www.consultant.ru/, access data: 12.12.2021 [in Russian].

10. Passport of the federal project "Personnel for the Digital Economy" (approved by the Presidium of the Government Commission on Digital Development, the Use of Information Technologies to improve the quality of life and business conditions, Protocol No. 9 dated 28.05.2019) [Pasport federal'nogo proekta "Kadry dlya cifrovoj ekonomiki" (utv. prezidiumom Pravitel'stvennoj komissii po cifrovomu razvitiyu, ispol'zovaniyu informacionnyh tekhnologij dlya uluchsheniya kachestva zhizni i uslovij vedeniya predprinimatel'skoj deyatel'nosti, protokol ot 28.05.2019 N 9)] // Electronic resource. URL.: http://www.consultant.ru/, access data: 12.12.2021 [in Russian].

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.