Научная статья на тему 'Стратегия инновационного развития строительного комплекса Российской Федерациина период до 2020 г. И проблемы инженерных изысканий'

Стратегия инновационного развития строительного комплекса Российской Федерациина период до 2020 г. И проблемы инженерных изысканий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жилищное строительство
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / ВЫСШЕЕ СТРОИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНЖЕНЕРНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА / ENGINEERING SURVEYS FOR CONSTRUCTION / НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION / ЕВРОКОДЫ / EUROCODES / СТРОИТЕЛЬНЫЕ РИСКИ / CONSTRUCTION RISKS / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА"СТРОИТЕЛЬСТВО" / INFORMATION SYSTEM "CONSTRUCTION" / ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ / GEOLOGICAL FUNDS / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / SELF-REGULATION / ПАСПОРТИЗАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ / CONDITIONING OF BUILDINGS AND STRUCTURES / ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / INFORMATION SIMULATION / 3D-ТЕХНОЛОГИИ / 3D-TECHNOLOGIES / ГЕОПРОСТРАНСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ / GEOSPATIAL INFORMATION / ЭКСПЕРТИЗА МАТЕРИАЛОВ ИЗЫСКАНИЙ / EXPERTISE OF SURVEY MATERIALS / NORMATIVE DOCUMENTS / HIGHERCONSTRUCTIONEDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захаров М.С.

Проведен анализ Стратегии инновационного развития строительной отрасли России до 2020 г. Выделены основные цели Стратегии, касающиеся прежде всего комплекса инженерных изысканий. Показана неразрывная связь всей триады строительного производства: изысканий, проектирования и строительства. Определены основные проблемы изыскательского сообщества в сложившихся социально-экономических условиях. Высказана надежда на позитивное развитие экономики страны и решение основных задач, поставленных в Стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy of Innovative Development of Construction Complex of the Russian Federationfor the Period until 2020 and Problems of Engineering Surveys

An analysis of the Strategy of innovative development of the building industry of Russia until 2020 has been made. Main goals of the Strategy concerning, first ofall, the complex of engineering surveys have been selected. The inseparable connection of the entire triad of construction industry investigations,design andconstruction is shown. Main problems of the survey community under current social-economic conditions are determined. The hope for positivedevelopmentof the country economy and solution of fundamental tasks set in the Strategy is expressed.

Текст научной работы на тему «Стратегия инновационного развития строительного комплекса Российской Федерациина период до 2020 г. И проблемы инженерных изысканий»

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

УДК 624

М.С. ЗАХАРОВ, канд. геол.-мин. наук (zhmike@mail.ru)

Национальный Открытый Институт (197183, Санкт-Петербург, ул. Сестрорецкая, 6)

Стратегия инновационного развития строительного комплекса Российской Федерации на период до 2020 г. и проблемы инженерных изысканий

Проведен анализ Стратегии инновационного развития строительной отрасли России до 2020 г. Выделены основные цели Стратегии, касающиеся прежде всего комплекса инженерных изысканий. Показана неразрывная связь всей триады строительного производства: изысканий, проектирования и строительства. Определены основные проблемы изыскательского сообщества в сложившихся социально-экономических условиях. Высказана надежда на позитивное развитие экономики страны и решение основных задач, поставленных в Стратегии.

Ключевые слова: стратегия, инновационное развитие, инженерные изыскания для строительства, нормативные документы, Таможенный союз, Еврокоды, высшее строительное образование, строительные риски, Информационная система «Строительство», геологические фонды, саморегулирование, паспортизация зданий и сооружений, информационное моделирование, 3D-технологии, геопространственная информация, экспертиза материалов изысканий.

M.S. ZAKHAROV, Candidate of Sciences (Geology and Mineralogy) (zhmike@mai.ru) National Open Institute (6, Sestroretskaya Street, 197183, Saint Petersburg, Russian Federation)

Strategy of Innovative Development of Construction Complex of the Russian Federation for the Period until 2020 and Problems of Engineering Surveys

An analysis of the Strategy of innovative development of the building industry of Russia until 2020 has been made. Main goals of the Strategy concerning, first of all, the complex of engineering surveys have been selected. The inseparable connection of the entire triad of construction industry - investigations, design and construction - is shown. Main problems of the survey community under current social-economic conditions are determined. The hope for positive development of the country economy and solution of fundamental tasks set in the Strategy is expressed.

Keywords: strategy, innovative development, engineering surveys for construction, normative documents, Customs Union, Eurocodes, higher construction education, construction risks, Information system "Construction", geological funds, self-regulation, conditioning of buildings and structures, information simulation, 3D-technologies, geospatial information, expertise of survey materials.

С точки зрения инновационного развития строительная отрасль страны к 2015 г. может рапортовать только о точечных успехах. Общий обвал экономики страны поставил перед строительным комплексом необходимость срочного решения целого ряда проблем, прежде всего в области строительных технологий и материалов. Фрагментарный характер усилий по модернизации производства и внедрению инновационных материалов и технологий в строительство не создает устойчивых условий развития, а без активного развития строительной отрасли невозможно решить главные социально-экономические проблемыстраны:обеспечитьнаселениедоступным,благо-устроенным и безопасным жильем; модернизировать изношенную коммунальную инфраструктуру; повысить качество услуг ЖКХ; ликвидировать негативное воздействие устаревших производств на среду обитания; сбалансировать развитие территорий; обеспечить рост производительности труда.

Причины неудовлетворительного состояния строительной отрасли общеизвестны и носят системный характер. Это и усиление глобальной конкуренции на рынке товаров, услуг и капитала, и низкий уровень подготовки кадров, и исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития, и почти полное отсутствие отечественной базы машиностро-

3'2015 ^^^^^^^^^^^^^

ения, ориентированной на стройиндустрию, и геополитика, прервавшая связи с международным рынком технологий и материалов. На эти факторы накладывается несовершенство законодательства, в том числе в части саморегулирования строительной отрасли, нормативно-технического регулирования, разрешительной деятельности, экспертизы проектной документации, кадрового обеспечения и развития научного потенциала. Кроме того, отсутствие общей стратегии развития ключевых отраслей экономики не позволяет планировать развитие промышленности стройматериалов, изделий и конструкций, промышленное и жилищное строительство.

Указанный комплекс проблем заставил Министерство строительства и ЖКХ выпустить стратегический документ, в котором, с одной стороны, предельно откровенно и глубоко анализируется состояние строительной отрасли, с другой - намечаются пути инновационного и социально ориентированного развития. В этом документе впервые делается попытка связать стратегию развития отрасли с прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. со всеми дополнениями и уточнениями, содержащимися в бюджетных посланиях Президента Федеральному собранию, в различных законодательных и нормативных правовых актах последнего

- 43

Общие вопросы строительства

------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Научно-технический и производственный журнал

Инновационная Россия 2020

«рзтепи нннос тленного раэднти*

пятилетия. В Стратегии учтены положения 22 декларативных документов по различным отраслям народного хозяйства страны, разработанных в период 2008-2014 гг. Остается только удивляться, что при таком обилии стратегических документов экономика страны к 2015 г. оказалась в столь плачевном состоянии.

Следует подчеркнуть, что в целом указанная Стратегия должна определить развитие всей триады строительного комплекса - инженерных изысканий, проектирования и строительной индустрии, но фактически этот документ почти не касается проблем проектирования и полностью игнорирует специфические проблемы инженерных изысканий.

Профессиональное сообщество изыскателей не раз пыталось привлечь внимание к своим специфическим проблемам. В течение 2012 г. в рамках созданного Национального Объединения Изыскателей НОИЗ шло активное общественное обсуждение Концепции развития изыскательской отрасли, открытое статьей «Камо грядеши?» в январе 2012 г. (М.С. Захаров, Е.П. Тарелкин // Вестник строительного комплекса. 2012. № 2). В силу полярных точек зрения на данную проблему и неспособности НОИЗ к конструктивной работе это обсуждение не дало никакого результата, но поставленные в проекте вопросы не потеряли своей актуальности и вполне соотносятся с теми, которые обсуждаются в новоиспеченной Стратегии. В частности, проблемы изыскательской отрасли можно сконцентрировать по четырем основным направлениям.

Первое. Технико-технологические проблемы:

- утрата производственных и интеллектуальных мощностей производства отечественных видов изыскательской техники и технологий;

- отсутствие новых отечественных разработок в области различных видов изыскательских работ и исследований (бурение, геофизика, зондирование, полевые экспресс-методы и т. п.); доминирование зарубежных производителей и сервисных служб;

- отсутствие комплексных геоинформационных систем, позволяющих на основе разнородных материалов изысканий создать единый информационный продукт, оперативно используемый в проектных и строительных работах.

Второе. Проблемы в области управления и формирования единого информационного пространства:

- отсутствие эффективных инструментов управления отраслью изысканий, формально сведенных к принудительному объединению изыскательских организаций на принципах саморегулирования;

- чрезмерная централизация как государственного управления, так и саморегулирования, которое фактически сведено к малоэффективному контролю и бюрократической регламентации объектов предпринимательства;

- полная потеря общечеловеческих качеств мастерства и ответственности исполнительного и управляющего звеньев отрасли;

44| -

- господство коррупции и неэффективность системы государственных закупок в сфере инженерных изысканий. Третье. Проблемы в области кадровой политики:

- существующие программы подготовки, повышения квалификации, переподготовки и аттестации рабочих специальностей, специалистов и руководителей не соответствуют требованиям времени;

- отсутствуют отраслевые системообразующие учебные заведения, реализующие как многоуровневые комплексные программы обучения, так и научную деятельность;

- острая нехватка высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, обладающего педагогическим мастерством и необходимым практическим опытом в сфере инженерных изысканий;

- отсутствие должной учебно-материальной базы и методик преподавания соответствующих дисциплин;

- полное отсутствие системы подготовки управленческих кадров в области изысканий;

- отсутствие системы непрерывного дополнительного образования для специалистов различного уровня и квалификации.

Четвертое. Проблемы научно-методического и нормативного сопровождения изыскательской деятельности:

- отсутствует система научных исследований, нацеленных на запросы различных видов инженерных изысканий и исследований;

- не осознана и не реализуется роль геологических фондов как источников развития отрасли;

- ничтожно малое финансирование научных исследований в отрасли инженерных изысканий;

- отсутствует научно обоснованная система оценки качества материалов изысканий по критериям полноты, достоверности, точности и функциональной эффективности полученной информации;

- отсутствует система профессиональных стандартов, регулирующих деятельность и карьерный рост специалистов, принимающих участие в инженерных изысканиях;

- система нормативных документов в области изысканий устарела и подчинена сугубо строительному направлению; отсутствует понимание геопространственной информации как комплексного продукта изыскательской деятельности, необходимого для управления природными ресурсами на всех ступенях государственного аппарата.

Такие же проблемы фиксируются и в обсуждаемой Стратегии непосредственно по отношению к строительному производству, строительным материалам и конструкциям. Однако в изыскательской деятельности они имеют весьма специфическое звучание. Эта специфика в настоящее время связана с целым рядом внешних и внутренних факторов, определяющих положение инженерных изысканий в хозяйственной жизни страны:

- эволюционный путь развития строительной отрасли в силу выбора определенного вектора политического развития сменился необходимостью действий по мобилизационному сценарию с опорой на внутренние ресурсы;

- все острее становится проблема создания новой системы управления наукой, образованием и информа-

^^^^^^^^^^^^^ 32015

Научно-технический и производственный журнал

ционными потоками, в которых особую роль играют новые информационные технологии, опирающиеся на весь объем накопленных данных о природной среде, сосредоточенных в первую очередь в геологических фондах;

- переход с экстенсивного на инновационный путь развития диктуется не только необходимостью освоения новых территорий и расширения техногенной среды, но и существенным ростом опасности (рисков) для здоровья и жизни всего живого на Земле.

Следует учитывать, что изыскательская деятельность связана со специфическим невозобновляемым природным ресурсом - свободным геопространством, которое имеет свою ценность подобно всем видам полезных ископаемых: металлам, газу, нефти, подземным водам. Вместе с тем именно пространство и его природное разнообразие объективно предопределили отставание строительной индустрии и инженерных изысканий России от мировых стандартов, все время подталкивая страну к экстенсивному пути развития.

Россия, имея возможность снижать риски за счет удаления потенциально опасных объектов от мест проживания, долгое время шла по пути пространственной экспансии. Западная Европа, ограниченная размерами территорий, была вынуждена поставить во главу угла качественные параметры, наращивать объемы геопространственной информации, интенсивно развивать технико-технологические средства исследований.

Вместе с тем энергетика деяний рук человеческих во второй половине XX в. стала сопоставима с природными катаклизмами. По мысли Владимира Ивановича Вернадского, человечество стало одной из главных геологических сил современности. Ликвидация последствий катастроф, особенно в ядерной энергетике, стала приобретать международных характер, а необходимость их. предотвращения и снижения рисков возникновения обусловливает необходимость расширения, постоянного совершенствования и интеграции системы инженерных изысканий в планетарном масштабе. Гзодезические, геологические, экологические, гидрометеорологические данные стали востребованными не только при проектировании и строительстве, но и в ходе эксплуатации и утилизации объектов и сооружений. Объем и жизненный цикл геопространственной информации возросли в десятки раз, а необходимость снижения рисков, связанных с катастрофами, вызвала к жизни проблему оперативной актуализации информации во времени. Расширился и круг потребителей информации - от проектировщиков до эксплуатационников зданий и сооружений. Геопространственная информация стала необходимым элементом управления природно-техногенными системами, а отрасль инженерных изысканий - уникальной общественной и технологической системой, обеспечивающей жизнь и здоровье планеты Земля.

Возрастает роль инженерных изысканий как источника информационного ресурса государственной важности, в котором содержится комплексная геопространственная информация о природной среде.

Сама по себе система инженерных изысканий функционирует и структурируется по содержанию, форме, времени и финансированию в неразрывном единстве с проектированием по принципу обратных связей, при этом создается информационный продукт, облагаемый государством нало-

32015 ^^^^^^^^^^^^^^

гом на добавочную стоимость. Этот продукт требует оценки по информационным критериям полноты, достоверности, точности и функциональной принадлежности. По содержанию и форме информация инженерных изысканий

- это комплексный пакет документов естественнонаучного и технического характера, охватывающий все элементы природно-техногенной обстановки (орогидрографию местности, геологическое строение, подземные воды, геологические процессы и явления, экологическое состояние территории, накопленный опыт строительства и освоения природной среды, полезные ископаемые, в том числе строительные материалы).

Комплексные инженерные изыскания выступают как гарант снижения природных рисков, связанных со строительством, при условии, что рассматриваются системно как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов: объектов управления; органов управления; единого информационного пространства, обеспечивающих получение, анализ, синтез, представление, хранение и актуализацию информации, необходимой и достаточной для проектирования, строительства и эксплуатации различных зданий и сооружений.

Инженерные изыскания могут служить базой инновационного развития, поскольку предрасположены по своей сути к использованию современных достижений науки и техники на базе принципа эргономики - «правильные люди делают правильное дело правильными методами». Перевооружение инженерных изысканий современной техникой и технологиями может дать мощный толчок устойчивому развитию многих отраслей науки и промышленности, прежде всего металлургии, машиностроения, приборостроения и информатики.

Среди целей, заявленных в 160-страничном программном документе, непосредственно на положение дел в области инженерных изысканий должно оказать решение таких задач, как:

- ускорение темпов жилищного строительства для достижения показателя 1 м2 на одного человека в год (в целом до 140 млн м2 в год), что, безусловно, должно расширить фронт изыскательских работ и востребованность геопространственной информации нового формата;

- внедрение практики применения информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства, что будет способствовать быстрейшему переходу изысканий на многоаспектное моделирование геологической среды в формате 3D-технологий.

К 2017 г. планируется переход на обязательное использование технологий информационного моделирования при проектировании, строительстве и эксплуатации особо опасных и уникальных объектов, а также объектов массового пребывания людей.

Совершенствование института экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, что должно в целом снизить издержки инженерных изысканий.

Необходимы полная регламентация порядка проведения экспертизы, включая оптимизацию требований к составу и содержанию проектной документации объектов капитального строительства; оптимизация перечней объектов капитального строительства, проектной документации и результатов инженерных изысканий, которые под- 45

Общие вопросы строительства

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

лежат обязательной экспертизе, в том числе обязательной государственной и негосударственной экспертизе на основе разработанных критериев; разработка механизма определения методик проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий; обеспечение действенного контроля за результатами деятельности государственных и негосударственных экспертных организаций и аттестованных экспертов, организация мониторинга эффективности их. деятельности; переход к предоставлению государственных услуг по государственной экспертизе проектной документации и инженерных изысканий в электронном виде, включая внедрение технологий информационного моделирования при создании и проведении экспертизы проектной документации (3D-технологии).

Создание информационной системы «Строительство», содержащей в себе государственный фонд инженерных изысканий.

Открытая информационная система «Строительство» должна включить в себя информационные ресурсы по вопросам разрешительной деятельности, ценообразования, реестр проектов повторного применения, инновационных технических решений и технологий в приоритетных областях. градостроительной деятельности, информацию об отраслевых. перечнях наилучших доступных технологий, в том числе для инженерных изысканий.

Предполагается, что отраслевая информационно-аналитическая система будет управляться из стратегического информационно-аналитического центра, который будет осуществлять необходимый мониторинг, экспертизу и статистическую обработку данных, что позволит актуализировать стратегию развития отрасли и ее отдельных направлений, в том числе инженерных изысканий.

Создание единого информационно-аналитического центра, в котором будет формироваться сводная экспортная позиция для всех отраслей промышленности, что должно способствовать модернизации инженерных изысканий за счет внедрения новой техники и технологий.

Создание сети контракторов (генеральных подрядчиков), обеспечивающих полный строительный цикл -от изысканий до сдачи строительных объектов в эксплуатацию.

Создание системы паспортизации зданий и сооружений, содержащей в том числе исчерпывающие данные о параметрах природной среды.

Создание условий для применения типовой проектной документации при реализации государственных и муниципальных контрактов, формирование и ведение реестра типовой проектной документации.

Реализация данной цели направлена на обеспечение единства подходов при подготовке документации по планировке территории и проектной документации, включая принятие решения о применении типовой проектной документации, выполнении инженерных изысканий, выборе подрядчиков для строительства, реконструкции федеральных объектов капитального строительства социальной сферы, заключении договоров на выполнение таких работ.

Развитие системы саморегулирования строительной отрасли, обеспечивающей эффективное применение ме-

4б| -

ханизмов саморегулирования и повышения ответственности всех участников инвестиционно-строительного процесса; укрепление профессионального влияния саморегулируемых организаций на развитие добросовестной конкуренции, стимулирования развития малого и среднего бизнеса в инновационной среде.

Развитие и совершенствование саморегулирования требует механизмов и инструментов, направленных на повышение ответственности саморегулируемых организаций за качество и безопасность выполнения работ по изысканиям, проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе при реализации государственных и муниципальных заказов.

Определение объектов государственного регулирования в сфере градостроительной деятельности (видов объектов капитального строительства и строительных материалов, видов градостроительной деятельности и процессов создания зданий и сооружений) с учетом степени риска причинения вреда, присущих данным объектам.

В сферу государственного регулирования должны входить только те объекты, по которым есть недопустимые риски; в сферу государственного регулирования должны входить только те объекты, по отношению к которым установлены государственные требования, направленные на предотвращение этих рисков; контролю (надзору) должны подлежать только те объекты, по которым есть недопустимые риски, и только те требования, которые направлены на предотвращение этих рисков. Необходимо законодательное закрепление характеристик и значений недопустимых рисков, критериев оценки тяжести причиненного вреда, ранжирование рисков по степени причиненного вреда, установление методик оценки рисков, обеспечение стабильности мер государственного регулирования. Политика предотвращения рисков невозможна без поддержания системы инженерных изысканий на должном уровне.

Разработка и внедрение механизмов мониторинга, оценки профессиональным сообществом реальной потребности строительной отрасли в кадровом обеспечении по всем уровням профессиональной подготовки.

Формирование полноценной, единой для всех отраслей хозяйства страны системы взаимно согласованных и гармонизированных с международными, в первую очередь европейскими, нормативно-технических документов в области строительства, в том числе в области инженерных изысканий; должна быть продолжена разработка новых и актуализация существующих унифицированных документов отраслевых национальных объединений, в том числе в инженерных изысканиях.

Формирование системы межгосударственных нормативных документов по проектированию и строительству, обеспечивающих практическое единство требований к зданиям и сооружениям, строительным материалам и изделиям в странах - участницах Таможенного союза, ЕврАзЭС, СНГ.

На межгосударственном строительном рынке необходимо создать условия для реального решения общих задач обеспечения безопасности строительных объектов, со-

^^^^^^^^^^^^^^ 32015

Научно-технический и производственный журнал

кращения технических барьеров на услуги по инженерным изысканиям, проектированию и строительству, по развитию и углублению экономического сотрудничества государств в области строительства. Необходимо создание национальной и межгосударственной законодательной и нормативно-правовой базы системы строительного нормирования, в состав которой войдут Технический регламент Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», а также Соглашение о единых принципах системы межгосударственных нормативных документов в области строительства государств - участников СНГ (МСН-10-01-2012) и другие акты национального и межгосударственного уровня. Должен быть подготовлен нормативный правовой акт, обеспечивающий применение Еврокодов в качестве альтернативы российским нормативным документам в случае экономической целесообразности и при обеспечении безопасности строительных объектов. При этом необходим систематический пересмотр и обновление действующих и разработка новых межгосударственных (национальных) стандартов.

Активизация международного сотрудничества в области подготовки кадров, и в первую очередь в рамках ЕврАзЭС; разработка и внедрение профессиональных стандартов в строительной отрасли, актуализация образовательных стандартов; разработка и внедрение системы прогнозирования, планирования и мониторинга актуальных и перспективных потребностей строительной отрасли в кадрах различной квалификации; создание механизмов, стимулирующих предприятия отрасли на профессиональное развитие ра-

ботников; стимулирование развития отраслевой науки и внедрения практических результатов научной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Решение задач в области образования должно стимулировать развитие кадрового потенциала строительной отрасли, позволяющего обеспечить строительную отрасль трудовыми ресурсами в необходимом объеме и требуемого качества, способными эффективно применять на практике современные инновационные технологии.

Реализация мер по разработке и утверждению профессиональных стандартов для строительного комплекса, обеспечению актуализации федеральных государственных образовательных стандартов на основе утвержденных профессиональных стандартов для образовательных учреждений должна проходить во взаимодействии с отраслевыми профессиональными объединениями.

Развитие кадрового потенциала строительного комплекса, в том числе инженерных изысканий, необходимо осуществлять через национальную систему компетенций и квалификаций.

К анализу рассмотренной стратегии, вероятно, будут обращаться еще не раз, но ясно, что достижение названных целей и решение труднейших задач современности возможно только при устойчивом экономическом развитии страны. Будет ли он наблюдаться в ближайшие годы, большой вопрос, а пока изыскателям остается надеяться на лучшее и готовиться к худшему: сокращению объемов изысканий, сокращению персонала, работе на стремительно устаревающем оборудовании, дефиците инновационных технологий, недостатку высококвалифицированных кадров.

ШШЕЕПШ

Создание условий для людей с ограниченными возможностями станет обязательным требованием при строительстве и проектировании

26 декабря 2014 г. утвержден новый перечень обязательных требований к зданиям и сооружениям, которые должны соблюдаться всеми проектными организациями и контролироваться экспертизой всех уровней. В этот перечень вошел и Свод правил №59 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Об этом рассказала заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Е.О. Сиэрра 25 февраля 2015 г. на заседании рабочих групп центрального штаба Общероссийского народного фронта, посвященном вопросам создания доступной среды для людей с инвалидностью.

С 1 июля 2015 г. Свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» станет обязательным к применению при проектировании и строительстве капитальных объектов. С этого же дня распоряжение

Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р «О перечне национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» признается утратившим силу.

По словам замминистра, работа над перечнем, учитывавшим замечания и предложения общественных организаций инвалидов, длилась около пяти лет, поэтому был такой период, когда своды правил по доступности зданий и сооружений были установлены, но никто не отвечал за обязательность их применения. Однако со вступления нового перечня в силу государственная и негосударственная экспертизы не будут принимать к рассмотрению проекты, в которых не соблюдены требования, содержащиеся в Своде правил № 59.

32015

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.