86
ционных терминов могут быть использованы в латинской транслитерации (ipso facto, пункт 2 bis и т. п.).
2. Иноязычные термины различных областей знания (например, трансплантация от лат. transplantare — пересаживать, бонитировка от лат. bonitas — доброкачественность). В языке закона следует избегать немотивированного употребления подобных заимствований, так как их смысл без специального комментария ясен лишь ограниченному кругу лиц.
3. Полностью освоенные иностранные слова (например, документ от лат. documentum — свидетельство, кредит от лат. creditum — долг, пенсия от лат. pensio — платеж).
Все они общеизвестны, понятны, почти не осознаются как заимствования и потому могут быть использованы без ограничений.
Заимствованные слова отличаются повышенной абстрактностью, поскольку их значение в языке-источнике известно не всем, и непривычный облик существенно затрудняет соотнесенность с реальными предметами. Малопонятную, слишком отвлеченную лингвистическую форму иностранных слов весьма удобно использовать для маскировки сомнительных идей.
Такое употребление заимствований в языке правовых норм недопустимо — беспоря-
дочное внедрение новых иностранных слов в нормативные правовые акты не должно служить прикрытием дефектов правотворчества. Не следует избегать иностранных слов, если они способствуют точности выражения, освобождают язык нормативных правовых предписаний от ненужных ассоциаций. В каждом случае выбор того или иного способа конструирования нормативных понятий — словообразование, переосмысление, словосочетание либо заимствование — должен быть продуман с особой тщательностью, поскольку неудачный термин создает искаженное представление о том объекте, который им обозначается.
Список литературы
1. Наука о морали: Дж. Бентам и Россия // Философский век: альманах. 1999. Вып. 9.
2. Рубанов А.А. Понятие источника права как проявление метафоричности юридического сознания // Судебная практика как источник права. М., 1997.
3. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. 2002.№ 2.
E-mail: natalyaserduk@mail.ru
С.И. УШАКОВ,
кандидат юридических наук, доцент
И.И. БЕЛЯЧКОВ,
адъюнкт* кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами
(Академия управления МВД России)
О нормативном правовом обеспечении формирования резерва кадров в системе МВД России
В статье рассмотрены вопросы нормативного правового обеспечения формирования резерва кадров в системе МВД России, приведены результаты анкетирования слушателей Академии управления МВД России по вопросам формирования резерва кадров, предложен вариант правового оформления взаимоотношений между сотрудником, зачисленным в резерв, и начальником, имеющим право его назначения на должность.
* Ранее — заместитель начальника по работе с личным составом Липецкого филиала Воронежского института МВД России.
Формирование резерва, работа с резервом руководящих кадров, порядок составления индивидуальных программ подготовки сотрудников.
С 2007 г. действует приказ МВД России от 13 июля 2007 г. № 629 «Об утверждении Положения о порядке формирования резерва для назначения на должности руководящего состава органов внутренних дел Российской Федерации и работе с ним» (далее - приказ МВД России № 629-2007) [2], где в п. 4 признан утратившим силу ранее регулировавший данную сферу приказ МВД России от 2 апреля 1996 г. № 191 «Об утверж-
дении Инструкции о формировании резерва руководящих кадров органов внутренних дел Российской Федерации и работе с ним» [4]. Названным приказом также утверждено Положение о порядке формирования резерва для назначения на должности руководящего состава органов внутренних дел Российской Федерации и работе с ним (далее — Положение) вместо утратившей силу Инструкции о формировании резерва руководящих кадров органов внутренних дел Российской Федерации и работе с ним (далее — Инструкция) и особо установлено следующее.
«3.1. Назначение на должности руководящего состава органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется преимущественно из числа сотрудников, состоящих в резерве.
3.2. Назначение выпускников очных отделений I и II факультетов Академии управления МВД России, положительно характеризуемых за период обучения и рекомендуемых Академией управления МВД России к назначению на вышестоящие должности, производится только на вышестоящие должности.
3.3 Руководители, указанные в пункте 2 настоящего приказа, несут персональную ответственность за нарушение подпункта 3.2 настоящего приказа» [2, п. 3].
Установление данных нормативов, полагаем, вызвано необходимостью восполнить существующие пробелы и выделить особый статус выпускников — слушателей Академии управления МВД России — согласно условиям приема и порядка отбора кандидатов на учебу [3; 7, с. 3—4].
Положением установлена цель формирования резерва — своевременное замещение руководящих вакантных должностей наиболее квалифицированными сотрудниками; в ранее действующей Инструкции подобная норма отсутствовала.
К задачам формирования резерва в период действия вышеуказанной Инструкции было отнесено упорядочение механизма планирования продвижения сотрудников по службе (служебной карьеры); повышение эффективности подготовки руководящего состава; укрепление и стабилизация руководящего состава органов внутренних дел, обеспечение его преемственности.
В 2007 г. к этим задачам были добавлены совершенствование организации отбора наиболее подготовленных и перспективных сотрудников органов внутренних дел; стимулирование заинтересованности сотрудников в повышении своего профессионального уровня с учетом специфики деятельности конкретных подразделений органов внутренних дел. При этом задача усиления демократиче-
ских начал в решениях кадровых вопросов в органах внутренних дел была исключена.
Ответственность за формирование резерва и организацию работы с ним с 2007 г. возложена на руководителей органов и подразделений внутренних дел и кадровые подразделения. Считаем, что подобная формулировка не учитывает принцип распределения ответственности, так как сотрудник, зачисленный в резерв, не обязательно проходит службу в данном подразделении, а приказ не конкретизирует персональную ответственность за организацию его подготовки.
Положением установлено, что формирование резерва осуществляется с учетом качественного состава кадров и планируемой потребности в замещении соответствующих должностей, что не учитывалось в Инструкции. Добавлены критерии отбора кандидатов, такие, как наличие организаторских способностей, желание сотрудника быть зачисленным в резерв и назначенным на иную должность, также учитывается состояние здоровья и рекомендации психологов.
Вместе с тем действующим Положением установлено, что кандидатуры сотрудников, представляемых к зачислению в резерв для выдвижения, согласовываются с соответствующими подразделениями собственной безопасности, что позволяет, по нашему мнению, отклонять кандидатуры претендентов, не обладающих достаточным уровнем антикоррупционной устойчивости.
Источник пополнения резерва не претерпел изменений.
Императив «обязанность обсуждения» кандидатур на коллегиях, оперативных совещаниях заменен на «возможность обсуждения», что, на наш взгляд, усиливает принцип единоначалия в системе МВД России.
В Положении расширены правовые возможности исключения сотрудника из резерва.
Изменен порядок составления индивидуальных программ подготовки сотрудников: если согласно Инструкции они готовились начальником подразделения, в которое планировалось перемещение сотрудника, то Положением предписано указанную программу готовить руководителю органа и подразделения внутренних дел по месту прохождения службы сотрудником, в результате чего, на наш взгляд, в ней может быть не в полной мере учтена специфика будущей служебной деятельности выдвигаемого сотрудника.
Ранее, согласно Инструкции по завершении теоретической части подготовки, независимо от форм ее проведения, у сотрудника принимались экзамены или зачеты по соответствующим дисциплинам и ему выдавались свидетельства (дипломы, удостоверения)
IISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22)
88
установленного образца. С 2007 г. обучение сотрудника завершается его ежегодным письменным отчетом и заслушиванием на коллегии (оперативном совещании, заседании аттестационной комиссии) о выполнении сотрудником вышеназванной программы; документ о прохождении дополнительной профессиональной подготовки не предусмотрен.
Анализируемые нормативные правовые акты не содержат норм, предписывающих обязательное назначение на должности лиц, успешно выполнивших индивидуальные программы подготовки сотрудников и зачисленных в резерв, если по объективным причинам было невозможно назначить их в период пребывания в резерве на планируемые должности. Согласно исследованиям М.В. Монаховой и И.Н. Буновой [5] не более 50 % кандидатов на выдвижение назначаются на вышестоящие должности. Полагаем, что это противоречит принципу оплаты труда: за выполнение дополнительных обязанностей необходимо назначать дополнительное материальное стимулирование.
Отметим, что приказ МВД России № 629— 2007, утвердивший Положение о порядке формирования резерва для назначения на должности руководящего состава органов внутренних дел Российской Федерации и работе с ним, не прошел государственную регистрацию, что нарушает установленный порядок принятия нормативных правовых актов [1]. Решение Министерства юстиции России о том, что данный приказ МВД России признан не нуждающимся в государственной регистрации отсутствует.
Проведенное в 2011 г. повторное анкетирование (первое проводилось в 2000 г. среди 165 респондентов [6, с. 28]) 137 респондентов — слушателей Академии управления МВД России — об организации работы с резервом руководящих кадров показало следующие результаты.
В период с 2000 г. по 2011 г. возросло количество слушателей (с 45 % до 62 %), знающих о существовании Положения, порядке формирования резерва для назначения на должности руководящего состава органов внутренних дел Российской Федерации и работе с ним, и снизилась доля тех, кто знает его содержание (с 42 % до 33 %).
Согласно п. 8 Положения зачисление сотрудника в резерв производится по его желанию. Количество респондентов, с которыми обсуждался вопрос зачисления в резерв кадров для выдвижения, увеличилось с 37 % до 56 %, однако осталась велика доля сотрудников, находящихся в резерве (44 %), с которыми даже не обсуждался данный вопрос, что указывает на его игнорирование должностными лицами кадровых аппаратов.
В соответствии с существующими нормами в Академии управления МВД России должны обучаться сотрудники, состоящие в резерве кадров для выдвижения, однако 36 % слушателей считают, что в настоящее время не состоят в резерве, в 2000 г. таковых было 47 %.
В п. 14 Положения предусмотрено объявление кадровым аппаратом приказа о зачислении в резерв с письменным уведомлением об ознакомлении, однако только 47 % (2000 г. — 16 %) респондентов из зачисленных в разные виды резерва кадров органов внутренних дел положительно ответили на данный вопрос.
Две трети респондентов ответили отрицательно на вопрос об индивидуальной программе подготовки (в 2000 г. так ответили почти половина слушателей), и только каждый четвертый согласился с утверждением о том, что эта программ выполняется (2000 г. — 40 %).
Представляется возможным сделать следующий общий вывод о действии приказа МВД России № 629-2007.
1. Необходимо принять меры по подготовке проекта нормативного правового акта МВД России, направленного на формирование резерва и организацию работы с ним, в соответствии с законодательством Российской Федерации (в части о государственной регистрации).
2. Приказ частично и формально выполнятся кадровыми подразделениями органов и учреждений внутренних дел.
3. Руководителями и сотрудниками, зачисленными в резерв кадров, приказ выполняется формально или не в полной мере.
4. Требования данного приказа не известны большей части слушателей Академии управления МВД России, так как не изучались должным образом в комплектующих органах.
5. Необходимы меры по совершенствованию организационной работы с резервом кадров органов внутренних дел.
Представляется целесообразным рассмотреть вопрос об ответственности руководителя территориального органа внутренних дел на региональном уровне и сотрудника, зачисленного в резерв кадров на выдвижение для замещения вышестоящей руководящей должности.
Полагаем необходимым предложить заключение дополнительного соглашения, прилагаемого к контракту о дополнительной профессиональной подготовке сотрудника, о замещении предполагаемой должности, в котором необходимо предусмотреть порядок организации, срок освоения типовой программы дополнительной профессиональной подготовки по предполагаемой должности, а также меры стимулирования. Для определе-
ния степени освоения сотрудником типовой программы дополнительной профессиональной подготовки по предполагаемой должности возможно предусмотреть создание комиссий, которые могут составлять авторитетные руководители, сотрудники и ветераны органов внутренних дел, либо наделить такими полномочиями аттестационную комиссию.
Своевременное решение задачи подготовки сотрудников с соответствующими квалификационными характеристиками к выполнению более сложной и ответственной работы, занятию руководящих должностей снижает риски организации, связанные с ее кадровым составом, является средством повышения эффективности деятельности органа или подразделения, а для состоящего в резерве сотрудника - гарантией продвижения по службе. Таким образом, формирование резерва руководящих кадров позволяет реализовать интересы как конкретного сотрудника, так и органа внутренних дел.
Список литературы
1.
Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (в ред. от 29 июля 2011 г.): постановление Правительства РФ
от 13 августа 1997 г. № 1009 // Рос. газ. 1997. 21 авг.
2. Об утверждении Положения о порядке формирования резерва для назначения на должности руководящего состава органов внутренних дел Российской Федерации и работе с ним: приказ МВД России от 13 июля 2007 г. № 629.
3. О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России: приказ МВД России от 4 декабря 2008 г. № 1064.
4. Об утверждении Инструкции о формировании резерва руководящих кадров органов внутренних дел Российской Федерации и работе с ним: приказ МВД России от 2 апреля 1996 г. № 191 (утратил силу).
5. Бунова И.Н., Монахова М.В. Проблемы формирования резерва кадров для выдвижения на руководящие должности в органах внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2010. № 4 (14).
6. Мякишев Г.М., Ушаков С.И. Организационно правовое совершенствование формирования и подготовки резерва кадров в органах внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. М., 2000.
7. Справочник для поступающих в Академию управления МВД России. М., 2011.
E-mail: igr66bel@mail.ru
Н.П. РАСПИСЕНКО,
адъюнкт* кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами
(Академия управления МВД России)
Психические изменения, происходящие с личностью сотрудников отряда особого назначения в период ожидания служебной командировки в Северо-Кавказский регион
В статье рассматриваются психические изменения личности у сотрудников отрядов особого назначения, ожидающих служебные командировки в зону вооруженного конфликта. Автором статьи вводится понятие «стрессожи-дание служебной командировки».
Фактор стрессожидания, отряд особого назначения (ООН), экстремальная ситуация, дисциплинарные нарушения, различные типы акцентуаций.
* Психолог группы по работе с личным составом отряда особого назначения № 3 ГУ МВД России по Кемеровской области.
Личный состав отряда особого назначения (ООН) постоянно привлекается к выполнению сложных оперативно-служебных (боевых) задач антитеррористической операции в Северо-Кавказском регионе для обеспечения конституционного порядка, пресечения преступных действий бандформирований. Исследования показывают, что в экстремальной ситуации требования к отдельным психическим качествам резко повышаются, при этом многие психологические механизмы личностной компенсаторики не всегда срабатывают. Осознание сотрудниками ООН того обстоятельства, что им через три
89