8.14. СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Лосева Светлана Николаевна. Должность: Старший научный сотрудник. Место работы: НИИ ФСИН России. Подразделение: отдел изучения отечественного и зарубежного опыта, истории УИС, сравнительного анализа пенитенциарного законодательства. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье дается социальный аспект формирования кадрового резерва пенитенциарной системы Республики Беларусь, подробно описывается работа по подготовке резерва руководящих кадров, акцентируется внимание на порядок и условия отбора кандидатов в резерв руководящих кадров, на требования, предъявляемые к кандидатам.
Ключевые слова: формирование резерва, пенитенциарная система, руководящие кадры, учреждения.
SOCIAL ASPECT OF FORMATION OF THE PERSONNEL RESERVE OF THE PENITENTIARY SYSTEM OF THE REPUBLIC OF BELARUS
Loseva Svetlana Nikolaevna. Position: Senior researcher. Place of employment: research Institute of FPS Russia. Department: study of domestic and foreign experience, history of UIS, the comparative analysis of penal law. E-mail: [email protected]
Annotation: The article describes the social aspect of the formation of the personnel reserve of the penitentiary system of the Republic of Belarus, details the work on the preparation of the reserve of leading cadres, focuses on the procedure and conditions for selecting candidates for the reserve of leading cadres, the requirements for candidates.
Keywords: formation of a reserve, penal system, managerial personnel, institutions.
Стремительное развитие современных социально-политических и экономических процессов требует от руководителей разных уровней управления гибкости в принятии нестандартных решений.
Одним из основных направлений государственной кадровой политики является создание действенного резерва руководящих кадров и организация работы с ним. Правовыми основами формирования и подготовки резерва руководящих кадров пенитенциарной службы Республики Беларусь являются:
1) Указ Президента Республики Беларусь от 18 июля 2001 г. № 399 «Об утверждении Концепции государственной кадровой политики»;
2) Приказ Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 31марта 2003 г. «Об утверждении инструкции по подготовке сотрудников органов внутренних дел»;
3) Указ Президента Республики Беларусь от 26 июля 2004 г. № 354 «О работе с руководящими кадрами в системе государственных органов и иных государственных организаций»;
4) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2004 г. № 1304 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 26 июля 2004 г. № 354»;
5) Приказ Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 3 июня 2005 г. «Об утверждении Инструкции по организации работы с резервом руководящих кадров в органах внутренних дел»;
6) Приказ Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 20 июня 2016 г. «Об утверждении Концепции развития организаций уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь».
В настоящее время в Республике Беларусь основным учебным заведением, осуществляющим подготовку квалифицированных кадров для органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, является учреждение образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь» - (далее Академия).
В Академии на факультете повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров по образовательным программам дополнительного образования для взрослых организовано обучение руководящих кадров органов внутренних дел и сотрудников, состоящих в резерве кадров на выдвижение на руководящие должности. Обучение резерва кадров проводится заочно, на основании Типового учебного плана Министерства образования Республики Беларусь от 13.07. 2010 «Типовой учебный план переподготовки. Специальность: 1-26 01 77 Управление органами внутренних дел» (далее - Типовой план), срок обучения 20 месяцев, квалификации «Специалист по управлению». Заканчивается обучение сдачей государственного экзамена и присвоением квалификации «Специалист по управлению»
Типовой план включает следующие виды занятий: аудиторные занятия; самостоятельная работа; текущая аттестация; стажировка; дипломное проектирование; итоговая аттестация.
Слушателями, обучающимися по данной программе изучаются гуманитарные, социально-экономические дисциплины и дисциплины специальности, в которые входят научно-методологические основы управления органами внутренних дел, организация управления в сфере исполнения наказаний, криминологическое обеспечение управления, психология управления, педагогика и организация воспитательной работы с личным составом, культура и этика руководителя, организация хозяйственно-финансовой деятельности и другие [1].
В целях совершенствования уровня профессиональной подготовки сотрудников, включенных в резерв проводятся учебно-методические сборы.
Резерв - это группа перспективных сотрудников органов внутренних дел Республики Беларусь (далее -сотрудники) с соответствующими деловыми и личностными качествами, специально сформированная и утвержденная в установленном порядке органом внутренних дел Республики Беларусь (далее - орган внутренних дел) на основе их индивидуального отбора, комплексной оценки и соответствующей подготовки, сотрудники которой после практической проверки, изучения и подготовки могут рассматриваться в качестве кандидатов для замещения должностей руководящего состава в органах внутренних дел.
Руководящими кадрами в системе Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее - МВД) являются сотрудники, состоящие на должностях от командира отделения и выше, имеющие подчиненных сотрудников и (или) лиц из числа гражданского персонала [2].
К основным принципам работы с кадровым резервом относятся:
подбор кандидатов в резерв по их деловым и личностным качествам, готовности к управленческой деятельности в современных условиях;
коллегиальность рассмотрения вопросов зачисления в резерв;
соблюдение возрастного ценза и профессионального уровня;
гласность работы с резервом.
Резерв создается с целью подготовки включенных в него сотрудников к перемещению на руководящие должности, является источником своевременного и качественного комплектования руководящих должностей.
Формирование резерва, организация планомерной работы с ним в органах внутренних дел являются одним из основных направлений кадровой политики, обязанностью начальников органов внутренних дел.
Данная работа включает в себя: его формирование, обновление, подготовку включенных в резерв сотрудников, контроль за состоянием и перемещением их по службе.
Кадровый резерв формируется в каждом органе внутренних дел с учетом потребности в замещении сотрудниками должностей как номенклатуры непосредственно органа внутренних дел, так и вышестоящих органов внутренних дел.
Резерв утверждается на три года, исчисляется с момента утверждения списка резерва, являющегося основным, и ежегодно обновляется путем внесения в него соответствующих дополнений, списка с новыми кандидатами из числа сотрудников на предполагаемые должности.
Основными критериями включения кандидата в резерв руководящих кадров являются:
уровень квалификации и управленческой подготовки, в том числе наличие высшего профильного образования;
положительные результаты практической деятельности в занимаемой должности;
объективная оценка деловых и личностных качеств сотрудника с требуемыми в соответствии с предполагаемой должностью;
способность к предстоящей службе и потенциальные возможности;
выводы аттестационной комиссии по итогам последней аттестации;
рекомендации, полученные по результатам диагностики личностных качеств, собеседования, анализа документов и отзывов о кандидате непосредственных руководителей и подчиненных; возраст и состояние здоровья кандидата. Для определения необходимой численности резерва начальники органов внутренних дел анализируют качественный состав и эффективность использования сотрудников, учитывая при этом: возможные перемещения сотрудников по службе; необходимость подготовки сотрудников, в том числе в учреждениях образования МВД, иных учреждениях образования Республики Беларусь, а также учреждениях образования других государств;
планируемые изменения штатной численности органа внутренних дел;
откомандирование, прикомандирование сотрудников, а также приостановление их службы; увольнение сотрудников из органов внутренних дел.
При формировании резерва руководящих кадров необходимо, как правило, соблюдать принцип последовательного перемещения по службе.
Если включение в резерв предполагает переезд к новому месту жительства, то необходимо принимать во внимание возможность проживания там кандидата и членов его семьи с учетом их состояния здоровья и иных условий.
В качестве кандидатов для включения в резерв рассматриваются положительно аттестованные сотрудники. Число сотрудников, включаемых в резерв, должно быть, как правило, не менее двух человек на каждую должность, подлежащую замещению. Включение сотрудников в резерв осуществляется с их согласия.
Н ачальники подразделений центрального аппарата и центрального подчинения МВД, учреждений образования МВД, главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета (далее -ГУВД), управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов (далее - УВД), управления внутренних дел на транспорте (далее - УВДТ) ежегодно до 1 января вносят в главное управление кадров МВД отчеты о работе с резервом за прошедший год и список сотрудников (обновление), включаемых в резерв руководящих кадров, а также необходимые документы на должности основной и учетно-контрольной номенклатур МВД. Ежегодно, в срок до 20 января предложения по кандидатам в резерв на указанные должности изучаются и согласовываются с заместителями Министра внутренних дел и управлением собственной безопасности МВД.
После согласования списки сотрудников, включаемых в резерв на должности рассматриваются на центральной аттестационной комиссии МВД (далее -ЦАК).
После рассмотрения на ЦАК списки резерва по основной номенклатуре МВД утверждаются Министром внутренних дел Республики Беларусь, а по учетно-контрольной номенклатуре МВД - заместителем Министра внутренних дел - начальником главного управления кадров (статс секретарем). В органы внутренних дел в пятидневный срок направляются соответствующие выписки.
Сотрудник, включенный в резерв руководящих кадров имеет право:
первоочередного направления на обучение (подготовку, переподготовку, повышение квалификации) в учреждения образования МВД, иные учреждения образования Республики Беларусь, учреждения образования других государств, а также на стажировку;
на исполнение в установленном порядке служебных обязанностей временно отсутствующих вышестоящих должностных лиц, а также руководящих сотрудников, должности которых являются вакантными.
Включение в резерв не является безусловным основанием для назначения кандидата на планируемую к замещению руководящую должность. Однако при прочих равных условиях с другими претендентами на конкретную должность лица, состоящие в резерве, обладают преимущественным правом на занятие этой должности [3].
Непосредственная работа с резервом в органах внутренних дел возлагается на их начальников и начальников кадровых подразделений, которые ежегодно в январе анализируют и оценивают:
выполнение планов мероприятий по работе с резервом за истекший год;
результаты практической деятельности сотрудников, включенных в резерв.
Срок пребывания сотрудника в резерве определяется практической целесообразностью и перспективой перемещения по службе. Откомандирование, прикомандирование сотрудников, находящихся в резерве, а также приостановление их службы в органах внутренних дел осуществляются в порядке, установленном законодательством.
При согласовании назначения сотрудника, находящегося в резерве, на руководящую должность основной и учетно-контрольной номенклатур МВД в главное управление кадров МВД представляются:
представление к назначению на должность; личное дело;
заключение военно-врачебной комиссии; справка -объективка;
другие материалы в порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь и нормативными правовыми актами МВД.
Рассмотрение предложений по кандидатам в резерв на должности основной и учетно-контрольной номенклатур МВД возлагается на ЦАК, а предложений по кандидатам в резерв на должности иных номенклатур - на соответствующие аттестационные комиссии органов внутренних дел.
Заседания аттестационной комиссии по вопросам включения сотрудников в резерв проводятся по мере необходимости.
H еобходимые документы и их подготовка, а также список резерва, который необходимо подать на рассмотрение на заседании аттестационной комиссии осуществляется непосредственным начальником совместно с начальником кадрового подразделения органа внутренних дел. По согласованию с председателем аттестационной комиссии сотрудника может представлять секретарь этой комиссии.
Для зачисления в резерв в аттестационную комиссию на кандидатов должны быть представлены следующие документы: список резерва; справка - объективка;
характеристика с указанием деловых и личностных качеств кандидата, его организаторских способностей, умения работать с людьми и так далее.
H а аттестационной комиссии рассматриваются представленные на кандидатов в резерв материалы и при необходимости проводятся с ними собеседования. После всестороннего изучения кандидатов для включения в резерв аттестационная комиссия делает один из следующих выводов:
рекомендуется для включения в резерв (с указанием предполагаемой руководящей должности) - в случае соответствия кандидата требованиям, предъявляемым к определенной руководящей должности;
не рекомендуется для включения в резерв - в случае несоответствия кандидата требованиям, предъявляемым к определенной руководящей должности.
Вывод аттестационной комиссии с указанием оснований вносится в протокол и записывается в графу «Отметка о назначении на должность или об исключении из резерва и основание» списка резерва. Они принимаются открытым голосованием и оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем аттестационной комиссии. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины членов аттестационной комиссии, присутствовавших на заседании [4].
Выписки из протоколов заседания аттестационной комиссии и представленные документы на сотрудников, включенных в резерв, приобщаются к личным делам этих сотрудников.
Учет резерва в органах внутренних дел должен осуществляться путем ведения кадровыми подразделениями этих органов банка данных (список, электронная база данных), представляющего собой централизованный учет сведений на основании сформированных и утвержденных списков сотрудников, зачисленных в резерв.
Основанием для исключения сотрудника из резерва руководящих кадров являются: назначение на предполагаемую руководящую должность; увольнение из органов внутренних дел; состояние здоровья (заключение военно-врачебной комиссии); неудовлетворительное исполнение служебных обязанностей либо допущенное лично грубое нарушение дисциплины. Решение об исключении из резерва принимает начальник, утвердивший список резерва, на основании решения аттестационной комиссии и ходатайства начальника соответствующего органа внутренних дел.
Исключение сотрудников из резерва в связи с назначением на предполагаемую руководящую должность, состоянием здоровья (заключение военно-врачебной комиссии) или в связи с увольнением производится автоматически.
Вопрос об исключении сотрудника из резерва в связи с неудовлетворительным исполнением служебных обязанностей либо грубым нарушением дисциплины рассматривается на заседании аттестационной комиссии на основании полной и объективной оценки всех обстоятельств, послуживших причиной совершения проступка, о чем сообщается в орган внутренних дел, в номенклатуру которого входит данная должность, а также самому сотруднику.
Государственная кадровая политика является важнейшей составляющей в обеспечении динамичного и устойчивого общественно-политического и социально-экономического развития страны, в достижении более высокого качества жизни белорусского народа.
Список литературы:
1. Организация и управление служебной деятельностью: учебная программа по учебной дисциплине для специальности переподготовки 1-93 01 73
2. Приказ Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 31марта 2003 г. «Об утверждении инструкции по подготовке сотрудников органов внутренних дел» // СПС Консультант-Плюс.
3. Методические рекомендации по работе с резервом руководящих кадров государственных органов и иных государственных организаций / Н .С. Березина, А.А. Бержанин, M.B. Ильин и др.; под общ. ред. С.Н . Князева. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. - 49 с.
4. Управление органами внутренних дел / В.В. Коля-го, Щ.Г. Каразей; Акад. М-ва внутр. дел Республики Беларусь. - Минск: Академия МВД, 2016. - 29 с
Рецензия
на рукопись статьи Лосевой С.Н . «Социальный аспект формирования кадрового резерва пенитенциарной системы Республики Беларусь»
Одним из приоритетных направлений государственной кадровой политики является создание действенного резерва руководящих кадров и организация рабо-
ты с ним. От подготовки кадров зависит деятельность всей уголовно-исполнительной системы.
Представленная на рецензирование рукопись научной статьи, выполненная старшим научным сотрудником ФКУ Н ИИ ФСИ Н России С.Н . Лосевой, посвящена социальному аспекту формирования кадрового резерва пенитенциарной системы Республики Беларусь. В статье подробно описывается работа по подготовке резерва руководящих кадров, акцентируется внимание на порядок и условия отбора кандидатов в резерв руководящих кадров, на требования, предъявляемые к кандидатам.
Концептуальными основами подготовки кадрового резерва является стажировка в исправительных учреждениях, проведение круглых столов с приглашением практических работников. емаловажную роль при подготовке кадрового резерва играет дипломное проектирование и текущая аттестация. Также следует отметить, что в данной работе описан подробный механизм подбора и формирование кадрового резерва пенитенциарной системы Республики Беларусь.
Статья носит научно-практический характер. Материал излагается последовательно, логично, грамотно.
Проверка рукописи по системе «Антиплагиат» показала оригинальность текста 81,21%.
Вывод: рукопись статьи С. . Лосевой «Социальный аспект формирования кадрового резерва пенитенциарной системы Республики Беларусь» может быть рекомендована к опубликованию в журнале, рекомендованном ВАК Минобрнауки.
Главный научный сотрудник ФКУ Н ИИ ФСИ Н России, доктор экономических наук, профессор М.Н . Козин
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 81,21 %.