Научная статья на тему 'Работа с кадровыми резервами в территориальном органе МВД России (по материалам ГУ МВД России по Нижегородской области)'

Работа с кадровыми резервами в территориальном органе МВД России (по материалам ГУ МВД России по Нижегородской области) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
754
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ / ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ / ПОДГОТОВКА КАДРОВОГО РЕЗЕРВА / ПРОДВИЖЕНИЕ ПО СЛУЖБЕ / BACK-UP CADRE POOL / FILLING POSTS / FOSTERING BACK-UP CADRE PERSONNEL / PROMOTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балкаров А. Я.

В статье рассматриваются этапы работы с кадровыми резервами в территориальном органе МВД России на основе эмпирических данных (за 2014-2015 гг.) Главного управления МВД России по Нижегородской области. Дается оценка эффективности применяемых форм и методов работы с кадровыми резервами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Балкаров А. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fostering Back-Up Cadre Personnel in a Territorial Branch of the Ministry of Internal Affairsof Russia (Experience Gained at the Branch of the Ministry of Internal Affairs for the Region of Nizhny Novgorod)

The author presents conclusions drawn from empirical data collected during a service assignment to the Branch of the Ministry of Internal Affairs for the Region of Nizhny Novgorod. The data cover the period of 2014-2015. The author of this article estimates the efficacy of different forms and methods of such fostering.

Текст научной работы на тему «Работа с кадровыми резервами в территориальном органе МВД России (по материалам ГУ МВД России по Нижегородской области)»

ТРИБУНА

молодого ученого

А.Я. БАЛКАРОВ,

адъюнкт* кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами (Академия управления МВД России)

A.Ya. BALKAROV,

Adjunct** of the Department of Psychology, Pedagogics and Personnel Management (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 355.237.084.91

Работа с кадровыми резервами в территориальном органе МВД России (по материалам ГУ МВД России по Нижегородской области)

Fostering Back-Up Cadre Personnel in a Territorial Branch of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Experience Gained at the Branch of the Ministry of Internal Affairs for the Region of Nizhny Novgorod)

В статье рассматриваются этапы работы с кадровыми резервами в территориальном органе МВД России на основе эмпирических данных (за 2014-2015 гг.) Главного управления МВД России по Нижегородской области. Дается оценка эффективности применяемых форм и методов работы с кадровыми резервами.

Кадровый резерв, замещение должностей, подготовка кадрового резерва, продвижение по службе.

The author presents conclusions drawn from empirical data collected during a service assignment to the Branch of the Ministry of Internal Affairs for the Region of Nizhny Novgorod. The data cover the period of 2014-2015. The author of this article estimates the efficacy of different forms and methods of such fostering.

Back-up cadre pool, filling posts, fostering back-up cadre personnel, promotion.

Как известно, эффективность результатов оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в значительной степени зависит от состояния кадрового обеспечения.

Одним из элементов работы с кадрами в органах внутренних дел является формирование и использование кадрового резерва. Порядок формирования кадровых резервов Министерства

* Ранее - начальник Управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления МВД по Карачаево-Черкесской Республике.

** Formerly - Head of the Department of Public Order and Liaison with Executive Authorities and Municipal Governments of the Branch of the Ministry of Internal Affairs for the Republic of Karachayevo-Cherkessia.

О и О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш S а н

102

внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России), его территориальных органов и подразделений утвержден приказом МВД России от 30 августа 2012 г. № 827 (далее — Порядок формирования кадровых резервов). Он устанавливает, что кадровые резервы формируются для замещения должностей руководителей (начальников) из числа должностей среднего и старшего начальствующего состава [3, п. 1]. Распоряжением МВД России от 15 мая 2012 г. № 1/3861 «Об утверждении методики ведомственной оценки деятельности подразделений по работе с личным составом территориального органа МВД России и руководства по изучению эффективности деятельности проверяемого подразделения по работе с личным составом территориального органа МВД России на региональном уровне» (с внесенными в него распоряжением МВД России от 8 октября 2013 г. № 1/9385 изменениями) установлены индикаторы оценки деятельности подразделений по работе с личным составом, в том числе оценке подвергается работа с кадровыми резервами.

Так, индикатор «замещение руководящих должностей из резерва руководящих кадров» оценивается удовлетворительно, если не менее 2/3 (или 66 %) от числа вновь назначенных руководителей назначено из кадрового резерва [4, п. 2.2.1.].

В этом плане интересен опыт ГУ МВД России по Нижегородской области (далее — Главное управление), где в 2014 г. на руководящие должности различных уровней было назначено 247 сотрудников, в том числе из кадрового резерва — 243, что составило 98,4 % от общего числа назначенных на руководящие должности (по итогам за 2014 г. этот показатель был одним из лучших среди территориальных органов МВД России на региональном уровне), в 2015 г. — 85,9 %. Грамотная работа с кадровым резервом позволила добиться успеха в реализации задач, стоящих перед органами внутренних дел. В некоторой степени это подтверждается положительной динамикой по раскрытию преступлений в 2015 г. (+2,4 %) и в 1-м квартале 2016 г. (+8,7 %) [7], снижением количества допущенных нарушений служебной дисциплины в 2015 г. на 12,7 % [6], а также достаточно высоким уровнем удовлетворенности граждан (68 %) работой данного территориального органа [6]. Кроме того, не вызывает сомнений, что результаты оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел напрямую зависят от эффективности организации управления, т. е. от качества руководящего состава, от правильной, научно обоснованной организации работы по отбору, расстановке и обучению кадров.

На наш взгляд, высоких результатов работы с кадровым резервом одними лишь усилиями

подразделений по работе с личным составом добиться затруднительно. Здесь следует отметить принципиальную позицию руководства Главного управления при замещении руководящих должностей, когда к рассмотрению принимаются только кандидатуры сотрудников, состоящих в соответствующих кадровых резервах. Срок назначения сотрудников на вакантные руководящие должности, как правило, не превышает одного месяца.

Норма исключительного действия, предусмотренная ч. 3 ст. 78 Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон о службе) [1] применяется только при реальном отсутствии возможности замещения вакантной должности сотрудником, состоящим в кадровом резерве. В таких исключительных случаях вакантная должность замещается в установленном законом порядке путем назначения на должность.

На наш взгляд, такая позиция руководства Главного управления повысила стремление сотрудников быть зачисленными в кадровые резервы. Так, если в 2014 г. в кадровых резервах различных уровней состояло 682 сотрудника, то в 2015 г. их количество возросло более чем в два раза и составило 1 485 сотрудников [8]. Вместе с тем такая позиция дискуссионна. Некоторые исследователи скептически относятся к зачислению в резерв большого количества сотрудников. Так, О.А. Галанин считает, что «сотрудников зачисленных в резерв не должно быть много, так как в такой ситуации снижается качество подготовки резервистов, но при этом их должно быть достаточно для комплектования руководящих должностей сотрудниками из состава резерва» [5].

При отборе кандидатов для включения в списки кадровых резервов учитываются опыт работы, уровень образования, возраст, готовность к перемещению в интересах службы в другую местность, результаты служебной деятельности, личные и деловые качества, рекомендации подразделения собственной безопасности, состояние здоровья, знание нормативных правовых актов по предполагаемому направлению деятельности, рекомендации аттестационной комиссии, заключения и рекомендации психологов. Претенденты на включение в кадровые резервы проверяются на наличие дисциплинарных взысканий.

Списки отобранных кандидатов, планируемых к включению в кадровые резервы, рассматриваются на аттестационных комиссиях. Хотя данное действие не предусмотрено Поряд-

ком формирования кадровых резервов, на наш взгляд, это способствует повышению качественной составляющей резерва. При рассмотрении материалов отобранных кандидатов решается вопрос о целесообразности включения того или иного сотрудника в резерв, что делает его реальным и действенным. Это подтверждают результаты проведенного социологического опроса, в ходе которого 67,2 % респондентов посчитали целесообразным рассмотрение списков отобранных сотрудников, планируемых к включению в кадровые резервы аттестационной комиссией с целью сведения до минимума элементов случайности и субъективизма. Сформированные списки сотрудников утверждаются приказами руководителей, имеющих право назначения сотрудников на планируемые должности. Сотрудники, включенные в кадровые резервы, уведомляются об этом кадровыми подразделениями под роспись [3, п. 16].

Списки сотрудников, включенных в кадровые резервы, предоставляются в отдел профессиональной подготовки УРЛС, а также в территориальные органы, дислоцированные на территории Нижегородской области для организации их подготовки.

Ежегодно в январе отделом профессиональной подготовки УРЛС разрабатывается план основных мероприятий по подготовке сотрудников, включенных в кадровые резервы на текущий год (далее — план основных мероприятий). Сформированные кадровые резервы разделяют по направлениям оперативно-служебной деятельности. По каждой такой группе разрабатываются примерные (индивидуальные) программы обучения сотрудников, включенных в кадровые резервы. Далее для каждого сотрудника в месячный срок со дня его включения в кадровый резерв составляется индивидуальная программа обучения, которая утверждается непосредственным руководителем и в пятидневный срок со дня ее утверждения доводится до сотрудника под роспись.

Как правило, индивидуальные программы обучения состоят из теоретической и практической подготовки. В рамках теоретической подготовки изучаются нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов внутренних дел в целом и по направлениям оперативно-служебной деятельности. В рамках практической подготовки предусмотрено проведение занятий по огневой и физической подготовке, а также временное возложение обязанностей по предполагаемой должности.

Кроме того, отделом профессиональной подготовки ежегодно разрабатывается программа модульного обучения сотрудников, включенных в кадровые резервы. Применение модульного обучения позволяет успешно решать сле-

дующие задачи: исполнение индивидуальной программы обучения в полном объеме; установление действенного контроля за обучением сотрудников; создание возможности оперативной корректировки индивидуальных программ обучения сотрудников, включенных в кадровые резервы; повышение качества обучения сотрудников, включенных в кадровые резервы.

В соответствии с планом основных мероприятий ежегодно разрабатывается график проведения учебно-методических сборов с сотрудниками, включенными в кадровые резервы. Сборы производятся по группам, ранее разделенным по направлениям оперативно-служебной деятельности. Так, и в 2014 г., и в 2015 г. таких сборов проведено 17 [8]. Целью учебно-методического сбора является выработка у сотрудников необходимых профессиональных знаний, умений и навыков по направлениям оперативно-служебной деятельности, обсуждение актуальных вопросов деятельности органов внутренних дел, определение уровня правовой, огневой и физической подготовки сотрудников, включенных в кадровые резервы.

Ежегодно приказом Главного управления утверждается порядок организации профессиональной служебной и физической подготовки с личным составом на текущий учебный год. Особое внимание уделяется учебной группе заместителей начальников управлений (служб) Главного управления, включенных в кадровые резервы. Занятия с ними проводятся 1 раз в месяц и длятся по 5 часов. Организационно-методическое обеспечение возложено на отдел профессиональной подготовки УРЛС.

В соответствии с приказом МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» [2, п. 74.1.], дополнительное профессиональное образование сотрудников, включенных в кадровый резерв органов, организаций, подразделений МВД России проходит на базе образовательных организаций высшего образования (институтов, академий) или дополнительного профессионального образования системы МВД России по программе профессиональной переподготовки. Так, за 2014—2015 гг., согласно разнарядкам МВД России, 16 сотрудников Главного управления, включенных в кадровые резервы, прошли обучение в образовательных организациях МВД России по программе профессиональной переподготовки [8].

Подводя итоги, можно констатировать, что в ГУ МВД России по Нижегородской области работа с кадровыми резервами организована на достаточно высоком уровне. Для выполнения требований нормативных правовых

о

и

О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

X

^

ш S а н

103

актов, регламентирующих работу с кадровыми резервами, руководством принимаются слаженные и хорошо спланированные управленческие решения в виде приказов, распоряжений, указаний, планов и т. д. Применяемые формы и методы работы позволили сделать кадровый резерв не только реальным источником для замещения вакантных руководящих должностей, но и эффективным механизмом для реализации

права сотрудника на продвижение по службе с учетом результатов служебной деятельности, стажа службы, уровня квалификации и профессионального образования. Накопленный Главным управлением положительный опыт работы с кадровыми резервами можно использовать для дальнейшего совершенствования указанной работы в других территориальных органах МВД России.

Список литературы:

О и О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

X

>>

ш S а н

1. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.

2. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 // СПС КонсультантПлюс.

3. Об утверждении Порядка формирования кадровых резервов Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов и подразделений: приказ МВД России от 30 августа 2012 г. № 827 // Рос. газ. 2012. 10 дек. № 284.

4. Об утверждении методики ведомственной оценки деятельности подразделений по работе с личным составом территориального органа МВД России и руководства по изучению эффективности деятельности проверяемого подразделения по работе с личным составом территориального органа

МВД России на региональном уровне: распоряжение МВД России от 15 мая 2012 г. № 1/3861 (ред. от 08.10.2013) // СПС СТРАС Юрист.

5. Таланин О.А. Организация работы с резервом для назначения на должности руководящего состава органов внутренних дел Российской Федерации в свете требований административной реформы: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2010.

6. Состояние правопорядка и основные результаты служебной деятельности ГУ МВД России по Нижегородской области за январь — декабрь 2015 г. // ЕИТКС ОВД. URL: http://10.174.0.11/ (дата обращения: 09.03.2016).

7. Состояние преступности в Нижегородской области за 2015 г. и 1-й квартал 2016 г. // ЕИТКС ОВД. URL: http://10.174.0.11/ (дата обращения: 25.04.2016).

8. Справка по изучению опыта работы с кадровыми резервами ГУ МВД России по Нижегородской области от 19 февраля 2016 г.

E-mail: [email protected]

104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.