Научная статья на тему 'Кадровый резерв как институт реализации сотрудниками органов внутренних дел права на продвижение по службе'

Кадровый резерв как институт реализации сотрудниками органов внутренних дел права на продвижение по службе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
662
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / LEGAL ACTS / ПРОДВИЖЕНИЕ ПО СЛУЖБЕ / ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ / ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ / LEGAL GUARANTEES / CANDIDATES POOL / ADVANCEMENT IN RANK / FILLING POSITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балкаров А.Я.

В статье приводится анализ взаимосвязи института кадрового резерва и права сотрудников органов внутренних дел на продвижение по службе, а также выявлены некоторые недостатки в действующем законодательстве о работе с кадровыми резервами в органах внутренних дел. Предложены меры, направленные на совершенствование работы с кадровыми резервами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Балкаров А.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Candidates Pool as Possibility to Make Use by Personnel of Internal Affairs Agencies of Their Right to Advance in Rank

The paper analyses the correlation between the candidates pool and the right of the personnel of internal affairs agencies to advance in rank, as well as identifies certain gaps of the current legislation concerned with human recourse development of candidates pool of internal affairs agencies.

Текст научной работы на тему «Кадровый резерв как институт реализации сотрудниками органов внутренних дел права на продвижение по службе»

ТРИБУНА

молодого ученого

А.Я. балкаров,

адъюнкт1 кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами

(Академия управления МВД России)

A.YA. BALKARoV,

Adjunct2, Department of Psychology, Pedagogy and Human Resources Development, (Management Academy, Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 331.108.52

Кадровый резерв как институт реализации сотрудниками органов внутренних дел права на продвижение по службе

candidates pool as possibility to Make use by personnel of internal Affairs Agencies of Their Right to Advance in Rank

В статье приводится анализ взаимосвязи института кадрового резерва и права сотрудников органов внутренних дел на продвижение по службе, а также выявлены некоторые недостатки в действующем законодательстве о работе с кадровыми резервами в органах внутренних дел. Предложены меры, направленные на совершенствование работы с кадровыми резервами.

Кадровый резерв, нормативные правовые акты, продвижение по службе, замещение должностей, правовые гарантии.

The paper analyses the correlation between the candidates pool and the right of the personnel of internal affairs agencies to advance in rank, as well as identifies certain gaps of the current legislation concerned with human recourse development of candidates pool of internal affairs agencies.

Candidates pool, legal acts, advancement in rank, filling position, legal guarantees.

Служба в органах внутренних дел является федеральной государственной службой, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на усло-

виях, которые предусмотрены Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации [5].

1 Ранее - начальник Управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления МВД по КЧР.

2 Early - Chief, Department for Organization of Public Order Maintenance and Interaction with State Executive Agencies and Local Authorities, Office for Internal Affairs of KCHR.

В соответствии с ч. 4 ст. 32 Конституции РФ граждане России имеют равный доступ к государственной службе [2]. Данный конституционный принцип соответствует п. «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., согласно которому каждый гражданин должен без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе [1]. Значение принципа равного доступа к государственной службе выражается в равном праве граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своей профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации.

Как при поступлении на государственную службу, так и при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и федеральным законом, а равно других обстоятельств для граждан, профессиональная подготовленность которых отвечает требованиям по соответствующей должности.

Принцип равного доступа к государственной службе нашел свое отражение и в ряде нормативных правовых актов: федеральных законах от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (пп. 4 п. 1 ст. 3) [4]; от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (п. 3 ст. 4) [3]; от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пп. 2 п. 2 ст. 4) [5].

Как указывалось выше, принцип равного доступа к государственной службе действует как при поступлении на государственную службу, так и при ее прохождении. Данный принцип лежит в основе закрепления права государственного служащего на продвижение по службе. Так, Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено право сотрудника органа внутренних дел на продвижение по службе с учетом результатов служебной деятельности, стажа службы, уровня квалификации и профессионального образования (п. 10 ч. 1 ст. 10) [5].

Этим же Федеральным законом установлено, что формирование кадрового состава государственной службы обеспечивается созданием соответствующего кадрового резерва, т. е. для продвижения по службе сотруднику необходимо иметь хорошие результаты служебной деятельности и постоянно работать над повышением уровня своей квалификации, в результате чего он может быть зачислен в кадровый резерв.

В органах внутренних дел создаются:

1) для замещения должностей высшего начальствующего состава — федеральный кадровый резерв. Он формируется согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 декабря 2012 г. № 1653 «О федеральных кадровых резервах федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации» [7];

2) для замещения должностей руководителей (начальников) из числа должностей среднего и старшего начальствующего состава — кадровые резервы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органов, подразделений. Данные уровни кадрового резерва регламентированы приказом МВД России от 30 августа 2012 г. № 827 «Об утверждении Порядка формирования кадровых резервов Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов и подразделений» [9].

Вакантные должности руководителей (начальников) из числа должностей среднего и старшего начальствующего состава замещаются сотрудниками, состоящими в соответствующем кадровом резерве. В исключительных случаях при отсутствии возможности замещения вакантной должности сотрудником органов внутренних дел, состоящим в кадровом резерве, вакантная должность может быть замещена путем назначения на должность, в том числе по результатам конкурса.

Сотрудники, включенные в кадровые резервы, проходят определенную теоретическую и практическую подготовку. В настоящее время обучение сотрудников, состоящих в кадровых резервах МВД России и территориальных органов, осуществляется на базе 18-ти ведомственных образовательных организаций [10].

Таким образом, институт кадрового резерва является неким инструментом для подготовки сотрудника и его успешного продвижения по службе. Следовательно, включение сотрудника в состав кадрового резерва должно производиться в соответствии с принципом равного доступа к государственной службе.

Однако проведенное пилотное исследование показало, что сотрудники, претендующие на включение в федеральные кадровые резервы, поставлены в неравные условия. Так, например, согласно пп. «з» п. 12 Положения о формировании

О и О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

X

^

ш S а н

87

О и О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш S а н

88

федеральных кадровых резервов федеральных государственных органов, утвержденного Указом Президента РФ от 13 декабря 2012 г. № 1653 «О федеральных кадровых резервах федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации» кадровые подразделения представляют в Администрацию Президента Российской Федерации вместе со списками кандидатов на включение в федеральный кадровый резерв поручительство двух представителей федерального государственного органа из числа лиц, замещающих должности, по которым предусмотрено присвоение воинских званий высших офицеров либо высших специальных званий, и знающих кандидата по совместной службе не менее двух лет [7]. Однако выполнить данное предписание в большинстве территориальных органов МВД России затруднительно, так как другим Указом Президента Российской Федерации [6] более чем в 50 территориальных органах МВД России введено по одной должности, относящейся к категории высшего начальствующего состава. Исходя из этого, можно сделать вывод, что наиболее перспективные сотрудники указанных территориальных органов ущемлены в своем праве на построение служебной карьеры, так как фактически лишены возможности получить поручительство от двух сотрудников из числа высшего начальствующего состава, с которыми они проходили службу в течение двух лет.

Таким образом, налицо введение ограничений, препятствующих включению в федеральный кадровый резерв, в зависимости от места жительства, а точнее — от того или иного субъекта Российской Федерации, где сотрудник проходит службу.

На наш взгляд, данный подзаконный нормативный правовой акт нуждается в доработке и внесении соответствующих изменений: целесообразно осуществлять предоставление поручительства одного представителя федерального государственного органа из числа лиц, замещающих должности, по которым предусмотрено присвоение воинских званий высших офицеров либо высших специальных званий.

Кроме того, реализация права сотрудника на продвижение по службе подразумевает его целенаправленную деятельность по построению служебной карьеры, однако в нормативных правовых актах, регламентирующих работу с кадровыми резервами, не закреплено право сотрудника на самовыдвижение для зачисления в кадровый резерв. Отбор сотрудников, планируемых к включению в кадровые резервы, производится руководителями (начальниками), имеющими право назначения сотрудников на соответствующие должности, совместно с кадровыми подразделениями на основе изучения и оценки их

оперативно-служебной деятельности, личных и деловых качеств [9]. Положение о включении сотрудника в кадровый резерв на основании его письменного согласия не означает, что каждому достойному и перспективному сотруднику предложат зачисление в состав этого резерва. Отбор в кадровые резервы при существующем порядке его формирования и использования носит весьма субъективный характер. Об этом свидетельствует и тот факт, что окончательное решение о включении сотрудника в кадровый резерв принимает руководитель (начальник), имеющий право назначения на должность, для замещения которой сотрудник планируется к включению в кадровый резерв. Представляется целесообразным, чтобы данное решение принимала специально созданная комиссия, которая по результатам конкурса формировала бы списки кандидатов на включение в кадровые резервы.

Существенным преимуществом при продвижении по службе до недавнего времени пользовались сотрудники, окончившие Академию управления МВД России. Так, согласно приказу МВД России от 13 июля 2007 г. № 629 «Об утверждении Положения о порядке формирования резерва для назначения на должности руководящего состава органов внутренних дел Российской Федерации и работе с ним» выпускники Академии управления МВД России, положительно зарекомендовавшие себя за период обучения, должны были назначаться на вышестоящие должности [8]. Данный приказ в настоящее время утратил силу. Нормы, которые содержались в указанном приказе, не нашли своего отражения в его новой редакции (приказ МВД России от 30 августа 2012 г. № 827 «Об утверждении Порядка формирования кадровых резервов Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов и подразделений») [9].

На наш взгляд, отсутствие правовых гарантий назначения на вышестоящие должности для выпускников Академии управления МВД России является прежде всего нарушением требований Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ. В частности, это нарушение права сотрудника на продвижение по службе с учетом результатов служебной деятельности, стажа службы, уровня квалификации и профессионального образования, тем более, что слушатель Академии управления состоит в соответствующем кадровом резерве в своем комплектующем органе.

Дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок поступления, прохождения и продвижения по службе в органах внутренних дел, создаст предпосылки для формирования стабильного и профессионального кадрового состава, что позволит эффективно решать задачи, поставленные перед органами внутренних дел на современном этапе.

Список литературы

1.

2. 3.

4.

5.

6.

О гражданских и политических правах: международный пакт от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12. 7. Конституция Российской Федерации. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // СПС Консуль-тантПлюс.

О системе государственной службы Россий- 8. ской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 9. 2011 г. № 342-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной пре- 10. ступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специ-

альных званий: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 253 // СПС КонсультантПлюс. О федеральных кадровых резервах федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации: Указ Президента РФ от 13 декабря 2012 г. № 1653 // СПС КонсультантПлюс. Об утверждении Положения о порядке формирования резерва для назначения на должности руководящего состава органов внутренних дел Российской Федерации и работе с ним: приказ МВД России от 13 июля 2007 № 629 (утратил силу) // СПС КонсультантПлюс. Об утверждении Порядка формирования кадровых резервов Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов и подразделений: приказ МВД России от 30 августа 2012 г. № 827 // СПС Гарант.

О состоянии кадрового обеспечения в органах внутренних дел Российской Федерации: иллюстр.-справочн. матер. М., 2014.

E-mail: arsen-balkarov@mail.ru

О и О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

X

^

ш S а н

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.