Научная статья на тему 'О Нине Александровне Пасхаловой — дочери профессора Саратовской консерватории Алевтины Михайловны Пасхаловой'

О Нине Александровне Пасхаловой — дочери профессора Саратовской консерватории Алевтины Михайловны Пасхаловой Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Саратовская вокально-педагогическая школа / Саратовская консерватория / Алевтина Михайловна Пасхалова / педагогическая деятельность. / Saratov Vocal and Pedagogical School / Saratov Conservatory / Alevtina Mikhailovna Paskhalova / pedagogical activity.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рудякова Алла Эдуардовна

В статье на основе различных источников, а также неопубликованных материалов РГАЛИ, ГЦММК им. Глинки, архива Саратовской консерватории имени Л. В. Собинова, делается попытка воссоздания жизненного и творческого пути дочери первого профессора Саратовской консерватории Алевтины Михайловны Пасхаловой. Выявляется, что Нина Александровна Пасхалова была дочерью одного из самых богатых купцов Саратова, получила отличное домашнее музыкальное образование, занималась постановкой голоса с А. М. Пасхаловой. Являясь выпускницей Московского музыкального училища по специальности «сольное пение», вела насыщенную концертную жизнь в России. После окончания Саратовской консерватории в классе А. М. Пасхаловой, певица занималась вокально-исполнительской, лекторской (в филармонии), а затем и педагогической деятельностью. Впоследствии она недолгое время являлась педагогом Саратовской консерватории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Nina Alexandrovna Paskhalova — the Daughter of the Saratov Conservatory Professor Alevtina Mikhailovna Paskhalova

The article attempts to recreate the life and creative path of the daughter of the first professor of the Saratov Conservatoire Alevtina Mikhailovna Paskhalova on the basis of various sources, as well as unpublished materials of the RGALI, of the Glinka State Museum of Musical Culture and of the archive of the Saratov L. V. Sobinov Conservatoire. Nina Alexandrovna Paskhalova was the daughter of one of the Saratov richest merchants, received an excellent home musical education, trained her voice with A. M. Paskhalova. Having received a diploma of the Moscow Music School with a degree in solo singing she led an active concert life in Russia. After graduating from the Saratov Conservatoire (class of A. M. Paskhalova), the singer was involved in vocal performances, lecturing (at the Philharmonic) and then teaching. Subsequently, for a short time she was a teacher at the Saratov Conservatoire.

Текст научной работы на тему «О Нине Александровне Пасхаловой — дочери профессора Саратовской консерватории Алевтины Михайловны Пасхаловой»

Рудякова Алла Эдуардовна, кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры истории и теории исполнительского искусства и музыкальной педагогики Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Rudyakova Alla Eduardovna, PhD (Arts), teacher at the History and Theory of Performing Arts and Music Pedagogy Department of the Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov

E-mail: rudjkowa@mail.ru

О НИНЕ АЛЕКСАНДРОВНЕ ПАСХАЛОВОЙ — ДОЧЕРИ ПРОФЕССОРА САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ АЛЕВТИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ПАСХАЛОВОЙ

В статье на основе различных источников, а также неопубликованных материалов РГАЛИ, ГЦММК им. Глинки, архива Саратовской консерватории имени Л. В. Собинова, делается попытка воссоздания жизненного и творческого пути дочери первого профессора Саратовской консерватории Алевтины Михайловны Пасхаловой. Выявляется, что Нина Александровна Пас-халова была дочерью одного из самых богатых купцов Саратова, получила отличное домашнее музыкальное образование, занималась постановкой голоса с А. М. Пасхаловой. Являясь выпускницей Московского музыкального училища по специальности «сольное пение», вела насыщенную концертную жизнь в России. После окончания Саратовской консерватории в классе А. М. Пасхаловой, певица занималась вокально-исполнительской, лекторской (в филармонии), а затем и педагогической деятельностью. Впоследствии она недолгое время являлась педагогом Саратовской консерватории.

Ключевые слова: Саратовская вокально-педагогическая школа, Саратовская консерватория, Алевтина Михайловна Пас-халова, педагогическая деятельность.

ABOUT NINA ALEXANDROVNA PASKHALOVA —

THE DAUGHTER OF THE SARATOV CONSERVATORY PROFESSOR ALEVTINA MIKHAILOVNA PASKHALOVA

The article attempts to recreate the life and creative path of the daughter of the first professor of the Saratov Conservatoire Alevti-na Mikhailovna Paskhalova on the basis of various sources, as well as unpublished materials of the RGALI, of the Glinka State Museum of Musical Culture and of the archive of the Saratov L. V. Sobinov Conservatoire. Nina Alexandrovna Paskhalova was the daughter ofone of the Saratov richest merchants, received an excellent home musical education, trained her voice with A. M. Paskhalova. Having received a diploma of the Moscow Music School with a degree in solo singing she led an active concert life in Russia. After graduating from the Saratov Conservatoire (class of A. M. Paskhalova), the singer was involved in vocal performances, lecturing (at the Philharmonic) and then teaching. Subsequently, for a short time she was a teacher at the Saratov Conservatoire.

Key words: Saratov Vocal and Pedagogical School, Saratov Conservatory, Alevtina Mikhailovna Paskhalova, pedagogical activity.

В своём становлении саратовская вокальная школа прошла длительный исторический путь. Её истоком можно назвать развитую театрально-музыкальную деятельность в губернии. Огромное значение в оформлении певческих педагогических традиций имело образование Саратовского Отделения ИРМО, благодаря которому в городе появляются Музыкальные классы, Музыкальное училище, а затем и консерватория. Открытие консерватории явилось сильным стимулом приглашения в преподавательский состав видных представителей вокального искусства, среди которых М. Е. Медведев, М. А. Эйхенвальд-Дубровская. С 1918 г. состав педагогов-вокалистов пополняется известной певицей, выпускницей Московской консерватории по классу Е. А. Лавровской, первой исполнительницей партии Снегурочки в опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» — Алевтиной Михайловной Пасхаловой. Деятельность А. М. Пасхаловой сыграла значительную роль не только в деле становления основ саратовской вокально-педагогической школы, но и развития музыкальной культуры города. Нельзя сказать, что личность А. М. Пасхаловой, яркой, неординарной вокалистки и педагога, не привлекала внимание музыковедов-исследователей. Так, большой вклад в воссоздание творческого облика певицы внесла профессор кафедры Истории

музыки Саратовской консерватории имени Л. В. Собинова Т. Ф. Малышева. В числе работ Т. Ф. Малышевой можно назвать статьи: «Одинаково прекрасная певица и драматическая актриса А. М. Пасхалова» в сборнике «Мастера Саратовской сцены», «Пасхалова Алевтина Михайловна» в энциклопедии «Сто лет Саратовской консерватории». Также в библиотеке консерватории сохранились рукописи Татьяны Фёдоровны о жизни и деятельности А. М. Пасхаловой, среди которых бережно воссозданная и напечатанная автобиография известной певицы.

В то же время до сих пор осталось много белых пятен в жизненном и творческом пути столь значимого для нашего города профессора Саратовской консерватории. Практически ничего не известно о личной жизни певицы, о судьбе её дочери Н. А. Пасхаловой, а ведь такие сведения, наравне с данными о педагогической и исполнительской деятельности, более полно характеризуют творческий облик любого музыканта.

Алевтина Михайловна Пасхалова родилась 27 мая 1875 г. в селе Сокур Саратовской губернии в имении барона Бенкендорфа фон Гильденбурга. После обучения в Саратовском Мариинском институте благородных девиц, где у неё выявляется неординарное сопрано, будущий профессор уезжает в Москву и поступает в Мо-

сковскую консерваторию. По окончании учебного заведения со званием «Свободный художник» молодая певица начинает сценическую деятельность (1905) в Мариинском театре, с 1909 по 1914 гг. продолжает певческую карьеру в театрах Казани, Харькова, Тифлиса, Саратова. После вокальной стажировки в Италии певица возвращается в Саратов (1915), где будет постоянно проживать вплоть до своей кончины (1953) [3, с. 104]. Таковы вкратце основные вехи творческой биографии артистки. Попытаемся восстановить неизвестные факты личной жизни А. М. Пасхаловой.

На основании анализа различных источников удалось выявить, что певица была замужем два раза. Так, в брошюре Н. И. Теодоровича «История Саратовского Мариинского Института Благородных девиц» приведены сведения, что в 1892 г. (30 выпуск) с Большой серебряной медалью закончила курс А. М. Пасхалова, «вышедшая замуж за сына купца Аносова» [8, с. 218]. Стоит отметить, что семья Аносовых была очень богата и известна в Саратове. Так Семён Исаевич Аносов с середины 1901 до 1905 г. владел особняком в центре Саратова (по адресу улица Волжская, дом 22), где в настоящее время расположено управление ЗАГС [2, с. 10]. А отец С. И. Аносова — купец 1й гильдии Исай Евсее-вич Аносов являлся владельцем роскошного здания, где до революции располагалась гимназия Горенбург-Островской (угол улиц Сакко и Ванцетти и Горького) [2, с. 11]. По причине отсутствия источников в настоящее время невозможно точно определить дату бракосочетания А. М. Пасхаловой с А. С. Аносовым. Но, видимо, это был приблизительно 1904 г., так как в своей Автобиографии певица, говоря, что в этот год решила прослушаться в Мариинский театр, дальше пишет: «В это время я вышла замуж за студента-технолога Аносова, сына потомственного гражданина Саратова» [7, л. 4]. В рукописных «Воспоминаниях» также фиксируется это событие: «В это лето вышла замуж и уехала в труппу М. Е. Медведева <...> записалась на прослушивание в Мариинский театр у Палечека» [1, л.20]. Но, судя по документам, брак продлился недолго — всего лишь три с половиной года. В «Автобиографии» автор констатирует, что впоследствии «он (А. С. Аносов. — А. Р.) был женат на другой. и умер 7 лет назад в Харькове» [7, л. 4]. В 1916 г. певица вновь создаёт семью с «артистом оперы тенором Ахматовым», но отношения не сложились — через два с половиной года пара развелась [7, л. 4]. Личность «тенора Ахматова» до сих пор остаётся загадкой, так как никаких данных о таком артисте и его судьбе нами пока не обнаружено. Интересно, что отношения со своими будущими спутниками жизни завязывались у известной певицы на почве общего увлечения оперным пением. Такой вывод можно сделать на основании «Воспоминаний». Там А. М. Пасхалова пишет, что во время обучения в Италии (приблизительно 1912 г. — А. Р.) «встретилась с (бывшим. — А. Р.) первым мужем, и с будущим. Мой первый муж занимался

у Броджи» [1, л. 98].

В 1905 г. у певицы и А. С. Аносова родилась единственная дочь — Нина Александровна Аносова (Пасхалова)1. Вскоре «после родов в Саратове» [1, л. 106] Алевтина Михайловна вынуждена была уехать в Петербург, так как там её «ждал дебют в Мариинском театре» [1, л. 106]. Впоследствии Н. А. Аносова напишет, что родители, будучи артистами оперы, в Саратове нежили, так как работали в других городах, а воспитывалась она в семье деда — врача и бабушки. Изначально девочку готовили к музыкальной карьере. Уже в 6 лет Нина стала обучаться игре на фортепиано у приходящего педагога. Затем, получив отличную домашнюю музыкальную подготовку, она поступает в Саратовскую консерваторию к известному пианисту Б. К. Радугину, у «которого проучилась три года». Неожиданно в16 лет у Нины обнаруживается хороший голос, что является стимулом начала занятий сольным пением с матерью (А. М. Пасхалова в это время уже является профессором Саратовской консерватории). Вокальные уроки проходят довольно успешно, и в 1922 г., окончив среднюю школу, Нина уезжает в Москву, где поступает в училище (техникум) при Московской консерватории в класс профессора Н. Г. Райского, «у которого занималась до 1924 года» [6, л. 8]. Получив диплом об окончании техникума, молодая певица остаётся в Москве, где начинается её исполнительская деятельность. Однако, согласно документам «Автобиографии», в столице карьера складывается не очень удачно, поэтому через три года вокалистка вынуждена уехать в Харьков. В этом городе (где живёт её отец. — А. Р.) требовалось сопрано в местный театр. Нина блестяще спела конкурсное прослушивание, и была зачислена солисткой оперы. Работа в харьковском театре стала отправной точкой сценической карьеры молодой певицы. Впоследствии она напишет в «Автобиографии»: «С тех пор я пела в опере в городах: Харьков, Саратов, Москва, Красноярск, а с 1931 года в филармониях Саратова и Москвы.. С 1935 по 1937 год я работала в Бакинской опере и на радио» [6, л. 8]. К сожалению, каких-то данных о спетых партиях, о концертных выступлениях певицы в то время нами пока не обнаружено. О типе голоса певицы можно судить только по репертуару немногочисленных сохранившихся афиш саратовских концертов. Так, в «Торжественном концерте в честь 30-летия артистической деятельности А. М. Пасхаловой», проходившем 28 января 1929 г. в здании Саратовского Государственного Музыкального техникума, Н. А. Пасхалова исполнила арию Иоланты из оперы П. И. Чайковского «Иоланта», а также два дуэта из опер В. Моцарта «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» с баритоном Н. И. Поленов-ским [7, л. 28]. На основании этих концертных номеров можно сделать вывод, что Нина Александровна имела достаточно распространённый тип голоса — лирическое сопрано. Отметим, Алевтина Михайловна Пасхалова, начиная свой творческий путь, обладала лирико-коло-ратурным сопрано. На дебюте в Мариинском театре ею

1 Здесь и далее приводится реконструированная автором на основе различных источников биография Нины Александровны Пасхаловой. Вводится в научный оборот впервые.

94

была исполнена партия Лакме из одноимённой оперы Л. Делиба [3, с. 104]. Впоследствии, по мере накопления сценического опыта и прохождения обучения в Италии, певица перешла на роли, традиционно исполнявшиеся лирическим сопрано (Татьяна в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» и др.). В подтверждение вышесказанного приведём высказывание о звучании голоса своей матери Н. А. Пасхаловой: «Голос ее <...> был густого, бархатного тембра, какой-то чарующе ласкающий. Унее были редкие для сопрано низкие грудные ноты» [4, с. 76]. Надо отметить, что сценическая деятельность молодой вокалистки была достаточно длительной. В родной город она вернулась лишь в 1938 г., чтобы поступить в консерваторию в класс своей матери — А. М. Пасхаловой [6, л. 2]2. Одновременно сучёбой Н. А. Пасхалова устраивается концертмейстером Саратовской филармонии (крепкая пианистическая школа профессора Радугина позволяет это)3. Впоследствии певица становится солисткой-вокалисткой (1944), а затем и художественным руководителем лектория филармонии. Причинами такого назначения, видимо, было то, что вокалистка обладала большим исполнительским опытом, а также значительной музыкальной подготовкой, полученной ею у выдающихся педагогов Москвы и Саратова.

Во время Великой Отечественной войны Н. А. Пасхалова проживала и работала в родном городе. После окончания специальных курсов она устраивается медсестрой Саратовского Эвакогоспиталя № 3932 [6, л. 3]4. Но поскольку певица хорошо владела украинским языком [6, л. 3] 5, её приглашают на местное радио, где она участвует в создании передач для трансляции на оккупированную украинскую территорию. Данный факт подтверждает и А. М. Пасхалова, оставившая следующую запись в документах своего архива: «Дочь Нина, здесь работающая в радио ответственным музыкальным редактором» [7, л. 26]. Отметим, что в военное время, кроме Н. А. Пасхаловой, в передачах городского радио принимал участие ещё один преподаватель кафедры академического пения Саратовской консерватории — Михаил Петрович Томашевский.

Несмотря на довольно успешно складывающуюся карьеру, в 1947 г. Н. А. Пасхалова неожиданно уезжает из Саратова, чтобы стать преподавателем Архангельского музыкального училища. Анализируя дальнейшую педагогическую деятельность певицы, можно сделать вывод, что на работе она нигде не задерживалась дольше года. Вот как пишет Н. А. Пасхалова о профессиональной деятельности в этот период своей жизни: «С сентября 1947 года являлась преподавателем Архангельского музыкального училища — с августа 1948 года освобождена

от должности по личному заявлению; с 1949 года работала педагогом в Томском музыкальном училище — через год освобождена от занимаемой должности; в сентябре

1949 г. зачислена в Дагестанское музыкальное училище — в августе 1950 г. освобождена от работы; в августе

1950 г. устроилась педагогом Воронежского музыкального училища — через год уволена по личному заявлению» [6, л. 4]. Что было причинами невозможности построить успешно педагогическую работу в данных заведениях на сегодняшний день не представляется возможным выяснить. Может быть, это связано с изменениями в личной жизни Н. А. Пасхаловой: на основании записи в архиве певицы известно, что она была замужем и имела сына 1941 г. рождения [6, л. 4]6.

За время работы в музыкальных училищах Н. А. Пасхалова приобретает значительный педагогический опыт. Это даёт ей возможность по направлению Комитета по делам искусств СССР вернуться в родной город для преподавания в Саратовской консерватории. С 14 февраля 1951 г. Н. А. Пасхалова зачисляется преподавателем сольного пения у дирижёров-хоровиков «на полную ставку с окладом 1050 рублей» [6, л. 9]7. Как мы видим, устроена была на работу дочь А. М. Пасхаловой уже во втором семестре, что говорит о резкой нехватке в послевоенное время педагогического состава музыкального заведения. Также на основании документов архива можно проследить, что в какой-то момент своей жизни певица сменила фамилию с «Аносова» на «Пасхалову». Причиной, вероятно, было происхождение отца, которое она скрывала. Так в графе о его сословии до революции Н. А. напишет — «потомственный гражданин», больше ничего. Впрочем, в Саратовской консерватории, как и везде, певица проработала совсем недолго (всего полгода). Её личное дело открывается датой — 14 февраля

1951 г., а заканчивается 15 сентября 1951 г.

Дальнейший жизненный и творческий путь дочери

мэтра Саратовской вокально-педагогической школы — А. М. Пасхаловой — из-за отсутствия документов практически невозможно проследить. Впрочем, удалось выяснить некоторые вехи судьбы Нины Александровны, подтверждающие, что она впоследствии обосновалась в Москве. Так в журнале «Музыкальная жизнь» № 1 от 1979 г. в статье В. Тимохина «Династия Пасхаловых» констатируется, что Н. А. Пасхалова «ныне является преподавателем народной певческой школы при Центральном Доме работников искусств в Москве» [9, с. 8]. Также в РГАЛИ, среди документов живущих в Доме ветеранов сцены, нами обнаружено Личное дело Н. А. Пасхаловой, датой начала которого обозначено 9 декабря 1979 г. Вероятно, в это время она и поселилась в данном заведении. Заканчивается Дело 29 декабря 1980 г. — видимо,

2 Певица закончила консерваторию в 1940 г.

3 Также она будет преподавать фортепиано в Энгельсской детской музыкальной школе (1943) и работать аккомпаниатором Дома культуры [6, л. 2].

4 С 27 января 1942 г. по 14 марта 1942 г. [6, л. 3].

5 Н. А. Пасхалова хорошо владела также французским и немецким языками [6, л. 3].

6 В автобиографии певица не приводит подробных сведений о своей семье.

7 Данные, что Н. А. Аносова являлась педагогом Саратовской консерватории, вводятся в научный оборот впервые.

датой её смерти [5]. На настоящий момент Дело, которое педагога закрыто для просмотра на 75 лет. бы могло пролить свет на жизненный путь певицы и

Литература

1. Государственный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки (ГЦММК) M. I. Glinka State Museum of Musical Culture. Ф. 200. Оп. 13. Ед. хр. 5169. 156 л.

2. Коротковская Е. В., Жеребцова А. Е. Золотой век предпринимательства Саратовской Губернии. Саратов: ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского», 2018. 48 с.

3. Малышева Т. Ф. Одинаково прекрасная певица и драматическая актриса А. М. Пасхалова // Мастера Саратовской сцены. Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1994. 280 с.

4. Назаревский П. П., Белецкий И. В. Пасхалова А. М. // Стра-

ницы музыкального прошлого. Л., 1970. С. 68-76.

5. Российский Государственный Архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 970. Оп. 25. Ед. хр. 1091. 56 л.

6. Саратовская Государственная консерватория имени Л. В. Собинова. Архив СГК. Ф. 360. Оп. 2 Л. Ед. хр. 502. 18 л.

7. Саратовская Государственная консерватория имени Л. В. Собинова. Архив СГК. Ф. 2320. Оп. 2 Л/Д. Ед. хр. 501. 180 л.

8. Теодорович Н. И. История Саратовского Мариинского института благородных девиц:1854-1916 г. Саратов, 1916. 256 с.

9. Тимохин В. Династия Пасхаловых // Музыкальная жизнь. 1979. № 1. С. 17-18.

References

1. Gosudarstvennyj muzej muzykal'noj kul'tury imeni M. I. Glinki (GCMMK) [M. I. Glinka State Museum of Musical Culture]. F. 200. Op. 13. Ed. hr. 5169. 156 l.

2. Korotkovskaya E. V., Zherebcova A. E. Zolotoj vek predprini-matel'stva Saratovskoj Gubernii [The Golden Age of Entrepreneur-ship in the Saratov Province]. Saratov: FGBOU VO «Saratovskij Nacional'nyj Issledovatel'skij Gosudarstvennyj Universitet imeni N. G. CHernyshevskogo», 2018. 48 p.

3. Malysheva T. F. Odinakovo prekrasnaya pevitsa i drama-ticheskaya aktrisa A. M. Paskhalova [Equally wonderful singer and dramatic actress A. M. Paskhalova] // Mastera Saratovskoj sceny [Masters of the Saratov stage]. Saratov: Privolzhskoe kn. izd-vo, 1994. 280 p.

4. Nazarevskij P. P., Beletskij I. V. Paskhalova A. M. [Paskhalova A. M.] // Stranitsy muzykal'nogo proshlogo [Pages of the musical

past]. L., 1970. Pp. 68-76.

5. Rossijskij Gosudarstvennyj Arhiv literatury i iskusstva (RGA-LI) [The Russian State Archive of Literature and Art]. F. 970. Op. 25. Ed. hr. 1091. 56 l.

6. Saratovskaya Gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova. Arhiv SGK [Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov. SGK Archive]. F. 360. Op. 2 L. Ed. hr. 502. 18 l.

7. Saratovskaya Gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova. Arhiv SGK [Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov. SGK Archive]. F. 2320. Op. 2 L/D. Ed. hr. 501.180 l.

8. Teodorovich N. I. Istoriya Saratovskogo Mariinskogo instituta blagorodnyh devits: 1854-1916 g. [The history ofthe Saratov Mari-insky Institute of Noble Maidens: 1854-1916]. Saratov, 1916. 256 p.

9. Timohin V. Dinastiya Paskhalovyh [The Paskhalovs' Dynasty] // Muzykal'naya zhizn' [Musical life]. 1979. № 1. Pp. 17-18.

Информация об авторе

Information about the author

Алла Эдуардовна Рудякова E-mail: rudjkowa@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Кирова С. М., дом 1

Alla Eduardovna Rudyakova E-mail: rudjkowa@mail.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Kirov Av.

96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.