Научная статья на тему 'О педагогической деятельности профессора Саратовской консерватории Михаила Ефимовича Медведева'

О педагогической деятельности профессора Саратовской консерватории Михаила Ефимовича Медведева Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Саратовская вокальная школа / Михаил Ефимович Медведев / педагогические методы. / Saratov Vocal School / Mikhail Yefimovich Medvedev / pedagogical methods.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рудякова Алла Эдуардовна

В статье на основе архивных данных реконструируется педагогическая деятельность первого профессора Саратовской консерватории Михаила Ефимовича Медведева, малоизученная до настоящего времени. М. Е. Медведев полностью соответствовал высоким требованиям руководства ИРМО для преподавания в высшем учебном заведении благодаря широкой известности в музыкальных кругах, а также блестящему образованию, полученному им в Московской консерватории. В статье выявляется, что педагогические приоритеты М. Е. Медведева (согласно принципу преемственности) опираются на школу его педагога Дж. Гальвани, как бы пропущенную сквозь призму исполнительской и педагогической деятельности видного певца.Во время работы в Саратовской консерватории М. Е. Медведев показывал высокое педагогическое мастерство, результативность своих методов преподавания. Это подтверждается отзывами авторитетных музыкантов — Б. Л. Яворского и Э. Я. Гаека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Activity of Professor of the Saratov Conservatoire Mikhail Yefimovich Medvedev

On the basis of archival data, the article reconstructs the little studied pedagogical activity of the first professor of the Saratov Conservatoire Mikhail Efimovich Medvedev. M. E. Medvedev fully met the high requirements of the IRMO authorities for teachers at a higher educational institution due to his fame in musical circles, as well as to his brilliant education at the Moscow Conservatory. The article demonstrates that the pedagogical methods of M. E. Medvedev (due to the principle of continuity) are based on his teacher J. Galvani’s methodology that went through the prism of the performing and pedagogical activity of a prominent singer. While working at the Saratov Conservatoire, M. E. Medvedev showed high pedagogical skills. The effectiveness of his teaching methods is confirmed by the reviews of such reputable musicians as B. L. Yavorsky and E. Ya. Gaek.

Текст научной работы на тему «О педагогической деятельности профессора Саратовской консерватории Михаила Ефимовича Медведева»

Рудякова Алла Эдуардовна, кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры истории и теории исполнительского искусства и музыкальной педагогики Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова Rudyakova Alla Eduardovna, PhD (Arts), teacher at the History and Theory of Performing Arts and Music Pedagogy Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: rudjkowa@mail.ru

О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРА САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ МИХАИЛА ЕФИМОВИЧА МЕДВЕДЕВА

В статье на основе архивных данных реконструируется педагогическая деятельность первого профессора Саратовской консерватории Михаила Ефимовича Медведева, малоизученная до настоящего времени. М. Е. Медведев полностью соответствовал высоким требованиям руководства ИРМО для преподавания в высшем учебном заведении благодаря широкой известности в музыкальных кругах, а также блестящему образованию, полученному им в Московской консерватории. В статье выявляется, что педагогические приоритеты М. Е. Медведева (согласно принципу преемственности) опираются на школу его педагога Дж. Гальвани, как бы пропущенную сквозь призму исполнительской и педагогической деятельности видного певца. Во время работы в Саратовской консерватории М. Е. Медведев показывал высокое педагогическое мастерство, результативность своих методов преподавания. Это подтверждается отзывами авторитетных музыкантов — Б. Л. Яворского и Э. Я. Гаека.

Ключевые слова: Саратовская вокальная школа, Михаил Ефимович Медведев, педагогические методы.

PEDAGOGICAL ACTIVITY OF PROFESSOR OF THE SARATOV CONSERVATOIRE MIKHAIL YEFIMOVICH MEDVEDEV

On the basis of archival data, the article reconstructs the little studied pedagogical activity of the first professor of the Saratov Conservatoire Mikhail Efimovich Medvedev. M. E. Medvedev fully met the high requirements of the IRMO authorities for teachers at a higher educational institution due to his fame in musical circles, as well as to his brilliant education at the Moscow Conservatory. The article demonstrates that the pedagogical methods of M. E. Medvedev (due to the principle of continuity) are based on his teacher J. Galvani's methodology that went through the prism of the performing and pedagogical activity of a prominent singer. While working at the Saratov Conservatoire, M. E. Medvedev showed high pedagogical skills. The effectiveness of his teaching methods is confirmed by the reviews of such reputable musicians as B. L. Yavorsky and E. Ya. Gaek.

Key words: Saratov Vocal School, Mikhail Yefimovich Medvedev, pedagogical methods.

Становление саратовской вокальной школы ознаменовано деятельностью многих известных певцов и педагогов. К их числу можно отнести Михаила Ефимовича Медведева1 — одного из наиболее крупных певцов своего времени, первого исполнителя партии Ленского в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Его педагогическая деятельность заложила базу, формирующую основные принципы вокально-педагогических традиций Саратовской консерватории, а также нашла своё яркое отражение в дальнейшей работе преподавателей кафедры академического пения2.

Стоит отметить, что до сегодняшнего времени педагогическая деятельность М. Е. Медведева очень мало изучена в связи с небольшим количеством сохранившихся документов. В статье на основе архивных данных Государственного Мемориального музея-заповедника

П. И. Чайковского, Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга, Государственного Архива Саратовской области, рукописного фонда библиотеки Саратовской консерватории имени Л. В. Собинова, воспоминаний учеников, печатных свидетельств о начальном периоде работы Саратовской консерватории мы постараемся реконструировать преподавательскую деятельность певца, а также определить приоритеты, характеризующие его педагогический стиль.

В 1912 г. Саратовское отделение ИРМО на базе уже имеющегося музыкального училища открывает консерваторию. Становление и деятельность этих учебных заведений проходили под полным контролем Дирекции местного отделения. Укомплектование же педагогическим составом являлось прерогативой Правления ИРМО в Петербурге. Для образованной в

1 Медведев Михаил Ефимович (Бернштейн Меер Хаймович) (1858-1925) — певец, педагог, профессор. Родился в г. Белая Церковь Киевской губернии в семье раввина. После окончания Московской консерватории работал в Киевском оперном театре. Затем в течение несколько лет гастролировал в провинции, в том числе в 1887 и 1889 гг. в Саратове. В 1885-1886 и 1891-1893 гг. пел на сцене Большого театра. В 1898-1901 гг. концертировал в США и Канаде. В 1912 г. был приглашен в качестве профессора сольного пения в открывшуюся в Саратове консерваторию. В 1918 г. по его инициативе в Саратове одним из первых в стране был открыт класс камерного пения.

2 Безусловно, в силу постоянного общения на академических концертах, экзаменах, происходит определённый взаимообмен наработками, находками, приоритетами, что вносит общее в методику постановки голоса педагогов одного образовательного учреждения. И если одновременно с М. Е. Медведевым в Саратовской консерватории не преподавали его ученики, можно говорить о влиянии его индивидуальных педагогических принципов, например, на взгляды А. М. Пасхаловой, работающей на кафедре академического пения вплоть до 1953 г.

городе консерватории Главная Дирекция ИРМО ужесточает требования для педагогического состава. Причиной являлось желание руководства создать крепкую базу профессионального обучения в третьем высшем музыкальном учебном заведении России. Согласно «Устава консерваторий ИРМО» все они «состоят под покровительством Председателя Общества, который <...> утверждает представления местных дирекций об определении и увольнении <...> профессоров, старших преподавателей» [10, с. 4]. С 1911 г. Председателем Правления ИРМО являлась Принцесса Елена Георгиевна Альтенбургская, сыгравшая главную роль в формировании основного состава педагогов Саратовской консерватории начального периода деятельности. В своём письме к В. Э. Направнику (секретарю главной Дирекции) от 4 сентября 1912 г. она перечислила критерии, которыми руководствуется: «Я считаю нужным для назначения профессорства преподавателей либо некоторую музыкальную известность, либо рекомендации консерваторий, или выдающихся музыкальных деятелей» [11, л. 80]. «Устав консерваторий ИРМО» закреплял следующие требования: «Все преподающие избираются из музыкантов-специалистов, имеющих диплом на звание "свободного художника". Исключение может быть допущено для старших преподавателей и профессоров, которые могут быть избираемы из лиц, не имеющих диплома, но пользующихся артистической известностью без различия их подданства» [10, с. 4].

После консультаций с видными представителями музыкальных кругов Председатель ИРМО определилась с кандидатурами преподавателей Саратовской консерватории. Эти кандидатуры фиксируются в депеше от 17 сентября 1912 г.: «Мною утверждены по Саратовской консерватории в звании профессоров II степени <...> М. Е. Медведев, <...> в звании старших преподавателей <...> М. А. Эйхенвальд-Дубровская. Председатель Общества Принцесса Елена Альтенбургская» [11, л. 128-129].

Так, благодаря высоким критериям отбора профессорско-преподавательского состава и личному взвешенному мнению Е. Г. Альтенбургской Саратовская консерватория в начальный период деятельности имела в своём составе двух ярких певцов, обладавших блестящим образованием и исполнительским опытом на наиболее значимых российских и зарубежных сценах: Михаила Ефимовича Медведева (1858-1925) — лирико-драматического тенора — и Марию Александровну Эйхенвальд-Дубровскую (1872-1926) — драматическое сопрано, солистку Большого театра (1898-1902). Впоследствии их деятельность заложила основы вокально-педагогических традиций саратовской консерватории.

Попробуем осветить и в какой-то мере реконструировать педагогические приоритеты М. Е. Медведева,

основываясь на анализе школы, полученной им в классе выдающегося профессора Московской консерватории Дж. Гальвани, а также воспоминаниях С. Ю. Левика.

В Московской консерватории молодой певец с 3 курса обучался у выдающегося педагога Джакомо Гальвани (1825-1889)3. Сохранился методический труд Дж. Гальвани «Практические наблюдения за голосовым аппаратом», выпущенный издательством Юргенсона в 1882 г. Рассматривая содержание работы, можно сделать следующие выводы: Д. Гальвани провозглашал себя последователем классической итальянской (бо-лонской) школы постановки голоса, отметая любые методические новшества. Большое значение он придавал природным данным ученика, позволяющим достигнуть более высокого результата обучения. В отличие от многих современных ему педагогов профессор признавал необходимость дать ученику элементарные сведения о строении голосового аппарата, рекомендовал тип дыхания «нижнерёберно-диафрагматический» [1, с. 4]. В разделе о вокальных упражнениях педагог предлагал «оживлять и разогревать голос хроматическими ходами из четырёх нот, потом из восьми, а затем по всей хроматической гамме», он советовал внимательно относиться к регистровым переходам, «округляя их» [1, с. 4]. К развитию диапазона певца профессор подходил очень осторожно, объясняя, что «начинать петь нужно с самой нижней ноты своего диапазона, а закончить самой высокой, но ещё лёгкой» [1, с. 6] (линеарный принцип постановки голоса). Огромное значение профессор придавал выработке у ученика техники беглости, которая, по его мнению, освобождает гортань, увеличивает силу и объём певческого звука, развивает диапазон, выравнивает звучание тембра. Особенностью методики Д. Гальвани было требование «естественно широко», как бы для улыбки, открывать рот (но «без преувеличения») для формирования органичного, свободного от зажима звука. Идеалом постановки голоса для профессора являлось стабильно выработанное саМаЬПе, определяющееся льющимся характером тембра. Основным недостатком, являющимся причиной несвободы певческого аппарата во время фонации, Д. Гальвани считал высокое положение корня языка. Для преодоления такого недостатка рекомендовалась выработка «зевка» во время фонации, формирующего пониженное положение гортани. Профессор считал залогом успешного воспитания певца следующие условия: «Надо иметь чистую интонацию, верность ритма и метра, хорошее произношение, элегантную манеру фразировки», [1, с. 8]. По методике такой школы обучался молодой певец в стенах Московской консерватории. Согласно принципу преемственности она, безусловно, оказала влияние на последующую преподавательскую деятельность М. Е. Медведева.

Чтобы выявить и рассмотреть педагогические прио-

3 Джакомо Гальвани родился в Венеции, пению учился в музыкальном лицее Болоньи у Гандолини, Гамберини, Л. Цам-бони. В 1849-1860 гг. выступал на оперных сценах Италии, Мадрида, Брюсселя, Антверпена. По рекомендации Ф. Листа и по приглашению Н. Рубинштейна был принят в качестве вокального педагога в Московскую консерваторию, где преподавал в 1869-1887 гг.

ритеты первого профессора Саратовской консерватории, обратимся к книге мемуаров С. Ю. Левика4 «Записки оперного певца», где первая глава посвящена рассказу об обучении в классе на Киевских Высших оперных и драматических курсах М. Е. Медведева.

С. Ю. Левик вспоминал, что М. Е. Медведев в общении с учениками был ровен, дружелюбен, всегда уделял всем одинаковое внимание, полностью выкладывался на уроках. Индивидуальной чертой педагогического почерка профессора было то, что он умел создать определённую эмоционально-психологическую обстановку на занятиях, нацеленную на желание учеников максимально усваивать вокально-технические приёмы. Основой же обучения учеников педагог считал метод показа собственным голосом (эмпирический). С. Ю. Левик констатировал, что педагог всегда умел качественно продемонстрировать голосом любое самое сложное место.

Урок в классе Медведева всегда длился больше пятидесяти минут. Его построение было достаточно традиционно и всегда начиналось с работы над голосом в упражнениях. При пении упражнений (исполнялись с наиболее удобно звучащей средней ноты) педагог применял сольмизацию и сольфеджирование (считалось сложным методом и использовалось профессором на более поздних этапах обучения). Отличительной чертой подбора упражнений М. Е. Медведева было наличие распевок в хроматическом ведении мелодии, что воспитывало, по мнению педагога, ровность, однородность звуковедения, чистоту интонации. М. Е. Медведев занимался с учениками упражнениями на все виды вокальной техники — legato, staccato и т. д. Велась работа над владением динамическими оттенками, выработкой подвижности голоса, умением уверенно строить различные интервалы. Как только ученик усваивал принципы правильного звуковедения, ему предлагалось изучить несложные вокализы, которые всегда соответствовали возможностям начинающего певца. С. Ю. Левик подчёркивал, что М. Е. Медведев не придавал особого значения использованию вокализов в педагогическом процессе, поэтому им уделялось мало внимания. В основном, науроке исполнялось 1-2 вокализа. При этом педагог требовал качества и правильности вокализации. Затем ученику давались несложные произведения с текстом.

Главной задачей обучения вокальному искусству М. Е. Медведев считал постановку певческого дыхания (нижнерёберно-диафрагматический его тип). Над данной проблемой велась большая работа на каждом уроке с целью закрепления правильных дыхательных установок. Перед моментом взятия дыхания требовалось не только следить за осанкой («стойте прямо, не горбитесь»), расслаблением мышц тела и лица («не кривите

рот»), но и несколько «опустить голову, чтобы кадык не задирался» (что говорит о приоритете нейтрального положения гортани — не по ниженного, так как нет указания о «зевке». — А. Р.) [7, с. 101]. Педагог объяснял, что в певческом процессе подавать дыхание нужно плавно, без толчков («не надавливайте на дыхание»).

В своей педагогической работе М. Е. Медведев придерживался мнения, что пение — процесс активный и требующий значительных энергозатрат организма. Профессор говорил: «Нужно одинаково энергично выпевать все ноты без исключения, нигде нельзя расслабляться» [7, с. 103]. С целью выработки активной вокализации М. Е. Медведев давал петь произведения с очень близким расположением интервалов в мелодии. При этом педагогом вёлся тщательный контроль не только за требуемой активностью вокализации, но и сохранением высокой позиции звука при подъёмах и спусках мелодии на полтона или тон.

Профессор очень бережно и осторожно подходил к развитию нот верхнего регистра учеников. Он говорил, что преждевременно «вытянутый наверх» голос теряет красоту и объём тембра не только на среднем, но особенно на нижнем участке диапазона. По воспоминаниям С. Ю. Левика, педагог в совершенстве владел методикой выработки верхнего регистра не только у теноров, но и у сопрано, баритонов, басов. Высокие ноты диапазона учеников М. Е. Медведева были всегда стабильны, хорошо выстроены в высокой позиции, раскрыты по объёму, но «по тембру звучали несколько обеднённо, выхолощено, становились как бы чужими и менее красивыми» [7, с. 107]. Е. В. Милованова5 в своей работе фиксировала особенность такого звучания верхнего регистра у ведущего солиста Бакинского оперного театра имени М. Ф. Ахундова лирико-драматического тенора А. А. Дроздова6 (ученика М. Е. Медведева), которого она часто слышала в партиях Хозе, Радамеса, Вакулы, Германа, Кёр-Оглы и т. д. [8, л. 39].

Левик С. Ю. признавал и в своём голосе неоднородность тембрального озвучивания верхнего участка диапазона. Однако он подчёркивал, что школа М. Е. Медведева давала возможность даже при болезненных состояниях голосовых связок, а также снижении общего тонуса организма, стабильно и свободно формировать высокие ноты в оперных партиях.

По мнению С. Ю. Левика, причиной недостаточной тембральной ровности певческого диапазона у учеников М. Е. Медведева была индивидуальная особенность методики педагога. Профессор предлагал после перехода из среднего в головной регистр «не тяжелить звук», полностью переключаться на головное звучание. С. Ю. Левик считал, что проблема состояла в том,

4 Левик Сергей Юрьевич (1883-1967) — баритон, в 1909 г. закончил Высшие оперные и драматические курсы М. Е. Медведева в Киеве, В 1938-1939 гг. — преподаватель сценического искусства на кафедре оперной режиссуры Ленинградской консерватории.

5 Милованова Евгения Васильевна (род. 1899) — певица, педагог. Работала в СГК в 1951-1963 гг. в должности преподавателя, а затем доцента, в 1952-1953 гг. — и. о. зав. кафедрой сольного пения.

6 Дроздов Александр Александрович (род. 30.05.1892) — азербайджанский советский оперный певец (лирико-драматический тенор). Народный артист Азербайджанской ССР (1940).

что профессор не выстраивал однородную округлость тембра на двух октавах голоса ученика (с примесью грудного резонирования), а только просил «прикрыть», округлить, «несколько сомбрировать» ноты переходного регистра.

Одним из главных недостатков вокализации М. Е. Медведев считал форсированное звуковедение. Однако, как писал С. Ю. Левик, педагог оправдывал использование такого звуковедения, если требовалось исполнять драматически наполненные произведения, требующие «большого эмоционального накала». При этом М. Е. Медведев объяснял, что «люди с тёплой кровью и горячим сердцем не могут не форсировать. Это плохо, но лучше, чем заниматься бухгалтерией» [7, с. 105]. Качеством, отличающим зрелого певца высокого уровня, педагог провозглашал «синтез головы и сердца, логики и тепла», то есть соединение рационального и эмоционального начал [7, с. 103]. Уровень вокалистов своего времени М. Е. Медведев (сам блестящий исполнитель драматических партий) оценивал через артистическую одарённость, дающую возможность создавать яркие, убедительные сценические образы. По воспоминаниям С. Ю. Левика, профессор воспитывал в учениках привычку при изучении, а также исполнении арий, романсов и т. д. идти от драматического содержания, эмоционального состояния героя, музыкальной основы, замысла автора. М. Е. Медведев на уроках всегда говорил, что «переживание обязательно породит и соответствующий тембр, и жест, и мимику», преодолеет технические сложности, придаст правдивость сценическому образу [7, с. 103].

С. Ю. Левик в своей работе фиксировал, что большое значение при обучении певца профессор придавал вокально-педагогическому репертуару. Наиболее полезными для воспитания голоса, а также активизации певческого процесса М. Е. Медведев считал несложные вокальные произведения русских композиторов: А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва, Л. Д. Малашкина и т. д., а также романсы П. И. Чайковского. На таком репертуаре и проводилась постановка голоса. Работая с баритонами, профессор заставлял изучать полностью партию Демона из одноимённой оперы А. Г. Рубинштейна, в которой (по мнению профессора) с постепенной усложнённостью располагаются арии главного героя, вокальная партия написана в удобной тесситуре, нет резких скачков мелодии, высоких нот. М. Е. Медведев объяснял, что пение данной партии помогает вырабатывать legato в звуке, развивает активность певческой опоры и длительность выдоха, способствует правильной постановке голоса.

К излюбленному вокально-педагогическому репертуару профессора относились также вокальные номера

из оперы Д. Чимарозы «Тайный брак». Такой приоритет объяснялся «близостью интервалов, удобством расположения певческого рисунка, отсутствием предельных верхних нот и виртуозной техники подвижности» [7, с. 103]. Практически все ученики профессора изучали арии из ранних опер Г. Доницетти: «Энрико, граф Бургундский», «Анна Болейн», «Любовный напиток», «Лючия ди Ламмермур» и т. д. Впоследствии М. Е. Медведев неоднократно заявлял, что постановки таких опер обязательно должны присутствовать и в репертуаре каждого музыкального театра, поскольку помогают певцам находиться в хорошей вокальной форме, сохранять базу своей школы и не форсировать звук [7, с. 103].

Как мы видим, у М. Е. Медведева были приоритеты в работе с голосом певца, основой которых была итальянская (болонская) школа Дж. Гальвани. Но имелись и индивидуальные особенности, сформированные в силу собственной исполнительской и преподавательской деятельности.

К педагогическим приоритетам М. Е. Медведева можно отнести: предпочтение нижнерёберно-диафраг-матического типа дыхания; применение хроматических гаммообразных упражнений Дж. Гальвани; осторожный подход к воспитанию верхнего участка диапазона голоса; требование «притемнения», округления переходного регистра; выработка умения петь legato как основы правильного звуковедения;использование «концентрического метода» (Дж. Гальвани применял «линеарный» — наиболее распространённый в итальянской школе); отрицание необходимости объяснять ученикам строение голосового аппарата (в отличие от Дж. Гальвани); приоритет нейтрального положения гортани при фонации (Дж. Гальвани — пониженного); недостаточное использование вокализов в педагогическом процессе (Дж. Гальвани считал их необходимой составляющей обучения); вокально-педагогический репертуар М. Е. Медведева на начальном этапе постановки голоса включал в себя произведения русских авторов, несложные арии зарубежных композиторов (Дж. Гальвани давал начинающим ученикам только произведения западных старинных авторов); придавал главное значение в формировании певца исполнительской одарённости (Дж. Гальвани же — музыкальности).

Можно констатировать, что к началу работы в Саратовской консерватории (1912) М. Е. Медведев был уже зрелым педагогом7, обладавшим результативной методикой обучения.

К сожалению, М. Е. Медведев не оставил после себя никаких записей, методических указаний. Сохранились лишь данные, что на основе своей практики он составил сборник вокальных упражнений для работы с начинаю-

7 До начала своей деятельности в Саратовской консерватории (1912-1925) М. Е. Медведев уже имел определённый педагогический опыт: в 1898 г. преподавал в Киевской музыкальной школе Блюменфельда, в 1901-1905 гг. — в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (с 1903 г. профессор), в Московской «Студии около Арбатских ворот»; с 1905 г. в Киевской филармонии; в 1905 г. в Киевской консерватории; позднее открыл «Киевские оперные высшие музыкальные и драматические курсы», где, помимо вокала, преподавались теория музыки, дикция и сценическое мастерство. В 1907 г. в Ростове-на-Дону вел вокальный класс в театральной школе Пресмана. Осенью 1907 г. был приглашен С. Брыкиным в Киевскую оперу в качестве учителя сцены.

щими певцами. Упражнения из этого сборника какое-то время применялись педагогами кафедры академического пения в классной работе, но в настоящее время рукопись считается утерянной [8, с. 34].

Известно, что М. Е. Медведев придерживался эмпирического метода в своей работе с вокалистами, что было достаточно распространено. Профессор Н. М. Архангельский, преподававший в Саратовской консерватории историю театра, в своих записках вспоминал, что «для методических и методологических работ М. Е. Медведев, как профессор, был (в силу большой сценической загруженности) недостаточно подготовлен и плохо верил в такие вещи, как методика. Помню, в вокальной комиссии подняли было вопрос о научном методе преподавания пения. Очередь высказаться дошла до М. Е. Он насмешливо взглянул на нас (членов комиссии) и сказал: "Что? Метод? Наука гения? Всё это шарлатанство! Никакой науки нет! Певец — дурак, ему скажешь — ешь глину и будешь петь хорошо, он и станет есть глину! Никакой науки нет, надо только уметь передать ученику свой опыт!" Мы рассмеялись! Я говорю ему — что вы тут проповедуете! Но он стоял на своём, что никакой науки нет, что надо учить на основе своего сценического опыта)» [4, л. 3]. Затем Н. М. Архангельский констатировал, что, по его мнению, М. Е. Медведеву всё же не хватало методических знаний, и это неизбежно отражалось на педагогических результатах, но «как преподаватель-художник М. Е. Медведев был незаменим, умел показать и раскрыть образ, наставить на верную мысль ученика» [4, л. 3]. При этом Н. М. Архангельский подчёркивал, что все ученики М. Е. Медведева отмечались яркой, запоминающейся игрой на сцене, вживанием в образ персонажей, подчинением вокальных задач исполнительским (Г. С. Пирогов, С. М. Скибицкая, Ф. С. Мухтарова и др.).

В настоящее время почти невозможно выявить особенности преподавательской деятельности М. Е. Медведева в Саратовской консерватории. В то же время, сохранились программы концертов учеников профессора. На основе данных, приведённых в Отчёте ИРМО за 1913-1914 гг. [9, с. 18], попробуем определить черты, характеризующие педагогический стиль М. Е. Медведева.

Анализ показал, что в классной работе с учениками М. Е. Медведев предпочитал применять произведения русских композиторов: М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. П. Бородина, А. Г. Рубинштейна, А. С. Аренского, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова и (особенно много) — П. И. Чайковского. При этом в репертуаре присутствовали и западные авторы различных стилей и направлений: А. Страделла, Ф. Шуберт, Дж. Россини, Дж. Мейербер, Л. Делиб, Ш. Гуно, Дж. Пуччини, Р. Леон-кавалло. Согласно классическим установкам вокальной педагогики использовались произведения старинных итальянских композиторов (А. Страделла «Pieta signo-re»), но в очень малых количествах, поскольку приоритет имела русская вокальная музыка.

На основании материала Отчёта также можно сделать вывод, что в классе педагога обучались колоратурные и драматические сопрано, меццо-сопрано, тенора, баритоны, басы. Всем им удачно подбирались программы, поскольку в силу своих профессиональных компетенций профессор хорошо знал присущие каждому типу голоса характерные особенности тембра и драматической оснащённости. Вокальные произведения соответствовали исполнительским возможностям учеников (младшее отделение8 — песня Ольги из оперы А. С. Даргомыжского «Русалка», старшее отделение9 — ария Сусанина из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя») и были разнообразными по стилю и содержанию материала, показывая различные стороны эмоциональной одарённости ученика (Филькенштейн — «Эпиталама» из оперы «Нерон» А. Г. Рубинштейна, Ф. Шуберт — «Шарманщик»). Основная масса концертных номеров состояла из оперных арий, что говорит о нацеленности М. Е. Медведева на воспитание учеников для работы в оперном театре. Участвовали в концертах и сильные учащиеся младшего отделения. Такая тактика педагога позволяла начинающим вокалистам набираться сценического опыта и развивать певческое мастерство.

Можно уверенно говорить, что исполнительский уровень учеников М. Е. Медведева был достаточно высок, поскольку ими пелись наиболее сложные произведения мирового вокального репертуара. Такие произведения требуют стабильной техники владения голосом, полного диапазона, выработанной виртуозности и подвижности, музыкально-эмоционального наполнения, понимания стилей различных композиторов (ария Фигаро из оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник», каватина и рондо Антониды из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя», ария Лизы из оперы «Пиковая дама»; ария Сусанина из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя», ария Рауля из оперы Дж. Мейербера и т. д.).

На примере приведённых программ можно увидеть и рост учеников: так, если Лаппа в начале года исполняла лишь песню Ольги из «Русалки», то через несколько месяцев она уже поёт более сложное произведение из этой же оперы А. С. Даргомыжского — песню Наташи. Вокальное развитие показывает и одна из наиболее ярких учениц М. Е. Медведева — Фатьма Мухтарова (мл. отд.). Начиная учебный год с песни Цыганки из оперы Рубинштейна «Дети степей» (несложное произведение: короткие фразы, спокойная тесситура, отсутствие высоких нот), заканчивает его она уже арией Любавы из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко», требующей владения legato, свободного верхнего регистра, широкого певческого дыхания. Стоит отметить, что Фатьма Мухтарова очень высоко ценила педагогическое мастерство М. Е. Медведева. Сохранились воспоминания, где певица писала о большой проблеме с переходным регистром своего голоса, которую смог исправить науро-ках профессор [3, л. 3].

О педагогическом мастерстве М. Е. Медведева свиде-

1 Младшее отделение состояло из первых трёх лет обучения.

' Старшее отделение Саратовской консерватории включало в себя четвёртый и пятый год обучения.

78

тельствуют и отзывы известного музыканта и теоретика Б. Л. Яворского, бывшего председателем аттестационной комиссии на первом выпуске вокалистов Саратовской консерватории в 1915 г. Так, студентам М. Е. Медведева Б. Л. Яворским были даны следующие характеристики и оценки: Дмитрий Несмеянов — «хороший бас, произвёл впечатление яркого, одарённого певца-исполнителя с очевидным стремлением к характерно-выразительному исполнению, комиссия поставила ему 5+ и присудила право на диплом»; Маргарита Астрова — «показала хорошее звучное сопрано, комиссия поставила ей 5 и присудила диплом»; Моисей Филькенштейн — «звучный баритон, исполняет вещи с достаточной свободой, комиссия поставила 5 и признала право на диплом»; Елена Стеблицкая-Пахомова — «при хорошем голосе меццо-сопрано с индивидуальным тембром, показала чрезвычайно музыкальное исполнение, прекрасную фразировку, разнообразие динамических оттенков» [11, л. 20-29].

В ГАСО10 сохранились протоколы Государственных экзаменов за 1921 г. Председателем аттестационной комиссии являлся Э. Я. Гаек. Приводим его отзывы на выпускные выступления учеников М. Е. Медведева: «Китаева Анна Фёдоровна имеет голосовые данные — отличные, степень технического развития — очень высокую, музыкальный уровень — значительные исполнительские способности. Оценка — 5+»; «Гаврилов Леонтий Тихонович имеет голосовые данные — очень хорошие, степень технического развития — очень хорошую, исполнительские способности — высокие. Оценка— 5+» [2, л. 13].

Как мы видим, известные деятели искусства, обладающие весом и авторитетом в столичных музыкальных кругах, давали высшие оценки и положительные характеристики степени подготовки учеников М. Е. Медведева. Это говорит о его значительном педагогическом таланте и результативных методах обучения.

За время своей педагогической деятельности М. Е. Медведев воспитал около 80 певцов. Наиболее известны из них: Г. С. Пирогов (1885-1931, бас); А. И. Мозжухин (1878-1952, бас, учился у Медведева в Москве в 1905 г.); заслуженный артист РСФСР А. М. Давыдов (1872-1944, тенор); С. Ю. Левик (1883-1967, баритон), автор книги воспоминаний «Записки оперного певца»; народный артист АзССР А. А. Дроздов (1892-1968,

тенор); А. И. Брагин (1881-1955, баритон); М. М. Ски-бицкая (1884-1943, меццо-сопрано) — в 1930-1941 гг. солистка Саратовского театра оперы и балета. Наиболее известными ученицами М. Е. Медведева были народная артистка АзССР Ф. С. Мухтарова (1893-1972, меццо-сопрано) и заслуженная артистка РСФСР Л. А. Русланова (1900-1973).

Приведем лишь некоторые отзывы об учениках первого профессора Саратовской консерватории, из которых понятно, что обучение в классе педагога формировало крепкую базу профессиональной подготовки, позволяющую демонстрировать высокий уровень исполнительского мастерства в своей сценической деятельности. Про Г. С. Пирогова" — «диапазон голоса был большой и свободный, дыхание отличное, широкая певучесть, безупречная техника, абсолютная точность интонации и прочность звука» (С. Ю. Левик) [7, с. 98]; о М. М. Скибицкой12 — «она обладала ровным, сильным по звучанию голосом красивого тембра и широкого диапазона, хорошей вокальной школой» (М. Г. Квали-ашвили) [5, с. 31-32]; о Е. В. Дроздове" — «звук у Дроздова был очень хорошо поставлен на дыхание. Певец всегда пел идеально чисто, отличался стабильностью звучания верхнего регистра» (Е. В. Милованова) [8, л. 15]. Про Ф. С. Мухтарову — «голос поставлен прекрасно!» (Ф. И. Шаляпин) [6, с. 58], «пела легко, свободно, не теряя качества высокого уровня звуковедения» (Е. В. Милованова) [8, л. 16].

Итак, сделаем вывод: преподавательская деятельность М. Е. Медведева — первого профессора Саратовской консерватории — проходила плодотворно и результативно. Обладающий несомненным педагогическим талантом и эффективно выработанной методикой постановки голоса, М. Е. Медведев воспитал большое количество хорошо подготовленных профессиональных певцов. Результаты обучения в классе профессора были высоко оценены авторитетными музыкантами России на выпускных экзаменах, что подчёркивает значительный уровень преподавательского мастерства профессора.

Впоследствии продолжателями вокально-педагогических традиций своего учителя на кафедре академического пения Саратовской консерватории имени Л. В. Собинова были ученики М. Е. Медведева — Г. Я. Бе-лоцерковский14 и К. А. Алексашин!5.

10 Государственный архив Саратовской области.

11 Обучался в классе Медведева в 1903-1908 гг. в Московском музыкально-драматическом училище.

12 Мария Михайловна Скибицкая (07.03.1884, Казань — 29.01.1943, Саратов) — артистка оперы (меццо-сопрано), педагог.

13 Выпускник Саратовской консерватории.

14 Белоцерковский Григорий Яковлевич (05.01.1882, с. Алексеевка Харьковской губернии — 13.10.1952, Саратов). В течение 4 лет занимался в классе вокала М. Е. Медведева. В 1923-1949 гг. был дирижёром оперного класса Саратовской консерватории, с 1937 г. руководил этим классом, а в 1945-1947 гг. возглавлял вокальную кафедру.

15 Алексашин Козьма Абрамович (22.10.1887, с. Галахово Екатерининского района Саратовской обл. — 1951, Саратов) — певец (баритон), педагог. В 1917 г. окончил Саратовскую консерваторию по классу проф. М. Е. Медведева. Работал в консерватории с 1948 по 1951 гг.

Литература

1. Гальвани Дж. Практические наблюдения за голосовым аппаратом. М.: Изд. Юргенсона, 1882. 16 с.

2. Государственный Архив Саратовской области (ГАСО). Ф. 2330. Оп. 1. Ед. хр. 9. 50 л.

3. Государственный Архив Саратовской области (ГАСО). Ф. Р-3581. Оп. 1. Ед. хр. 1. 18 л.

4. Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П. И. Чайковского (ГМММЗ). Ф. 23. Оп. 1. Ед. хр. 27548. 4 л.

5. Квалиашвили М. Г. По трудному пути: воспоминания. Тбилиси: Мерани, 1969. 323 с.

6. Курочкина С. Повесть об актрисе. Баку: Юрд, 2004. 144 с.

7. ЛевикС. Ю. Записки оперного певца. М.: Искусство, 1962. 712 с.

8. Милованова Е. В. История и развитие театрального искусства в Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова (1872-1918 гг.). Рукопись. Библиотека Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова. Саратов, 1962. 63 л.

9. Отчёт Саратовского отделения Императорского Русского Музыкального Общества и учреждённой при нём Алексеевской консерватории с 1 сентября 1913 по 1 сентября 1914 года. Саратов: Типография А. К. Подземского, 1914. 66 с.

10. Устав консерваторий Императорского Русского Музыкального Общества. Саратов: Типолитография П. С. Фео-критова, 1913. 4 с.

11. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА). Ф. 408. Ед. хр. 573. 186 л.

References

1. Gal'vani Dzh. Prakticheskie nablyudeniya za golosovym apparatom [Practical observations of the voice apparatus]. M.: Izd. YUrgensona, 1882. 16 p.

2. Gosudarstvennyj Arhiv Saratovskoj oblasti [The State Archive of the Saratov region] (GASO). F. 2330. Op. 1. Ed. hr. 9. 50 l.

3. Gosudarstvennyj Arhiv Saratovskoj oblasti [The State Archive of the Saratov region] (GASO). F. R-3581. Op. 1. Ed. hr. 1. 18 l.

4. Gosudarstvennyj memorial'nyj muzykal'nyj muzej-zapoved-nik P. I. Chajkovskogo [The State Memorial Music Museum-Reserve of P. I. Tchaikovsky] (GMMMZ). F. 23. Op. 1. Ed. hr. 27548. 4 l.

5. Kvaliashvili M. G. Po trudnomu puti: vospominaniya [On the hard way: memories]. Tbilisi: Merani, 1969. 323 p.

6. Kurochkina S. Povest' ob aktrise [The story of an actress]. Baku: Yurd, 2004. 144 p.

7. Levik S. Yu. Zapiski opernogo pevtsa [Notes of an opera singer]. M.: Iskusstvo, 1962. 712 p.

8. Milovanova E. V. Istoriya i razvitie teatral'nogo iskusstva v Saratovskoj gosudarstvennoj konservatorii im. L. V. Sobino-

va (1872-1918 gg.) [History and development of theatrical art at the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov (18721918)]. Rukopis'. [Manuscript] Biblioteka Saratovskoj gosudarstvennoj konservatorii im. L. V. Sobinova. Saratov, 1962. 63 l.

9. Otchyot Saratovskogo otdeleniya Imperatorskogo Russkogo Muzykal'nogo Obshchestva i uchrezhdyonnoj pri nyom Alekseevskoj konservatorii s 1 sentyabrya 1913 po 1 sentyabrya 1914 goda [Report of the Saratov Branch of the Imperial Russian Musical Society and the Alekseevsky Conservatoire established under it from September 1, 1913 to September 1, 1914]. Saratov: Tipografiya A. K. Podzemskogo, 1914. 66 p.

10. Ustav konservatorij Imperatorskogo Russkogo Muzykal'nogo Obshchestva [The Charter of the conservatories of the Imperial Russian Musical Society]. Saratov: Tipolitografiya P. S. Feokritova, 1913. 4 p.

11. Central'nyj gosudarstvennyj istoricheskij arhiv Sankt-Pe-terburga [Central State Historical Archive of St. Petersburg] (CGIA). F. 408. Ed. hr. 573. 186 l.

Информация об авторе

Алла Эдуардовна Рудякова E-mail: rudjkowa@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Петра Столыпина, дом 1

Information about the author

Alla Eduardovna Rudyakova E-mail: rudjkowa@mail.ru

Federal state budget educational institution of higher education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Peter Stolypin Ave.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.