Научная статья на тему 'О непрерывной профессиональной подготовке обучающихся в Ступинском филиале МАИ'

О непрерывной профессиональной подготовке обучающихся в Ступинском филиале МАИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА ВУЗ ПРЕДПРИЯТИЕ / АВИАЦИОННЫЙ ВУЗ / ИНТЕГРАЦИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / SCHOOL UNIVERSITY ENTERPRISE / AVIATION UNIVERSITY / INTEGRATION / STUDENT YOUTH / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Юлия Борисовна, Уваров Виктор Николаевич, Старчикова Ирина Юрьевна, Белова Светлана Борисовна

Статья посвящена проблеме интеграции составляющих «школа вуз -предприятие» на примере Ступинского филиала МАИ. Рассмотрены достижения, проблемы и пути их решения на основе взаимодействия образования и производства. Проанализирована ситуация с трудоустройством выпускников филиала за последние пять лет с учетом выпуска и бакалавров, и специалистов. В Ступинском филиале МАИ реализуется система многоуровневого непрерывного профессионального образования от школы до послевузовского образования, которая функционирует более 25 лет, видоизменяясь в зависимости от потребностей рынка труда в регионе; разработана концепция профориентационной работы; создан студенческий клуб Ступинского университетского округа «МАФиН», который можно считать инновационной моделью организации студенческой жизни. Рассмотрена преемственность поколений в научной среде вуза. Научная школа профессора Б. А. Колачева получила свое дальнейшее развитие в ежегодной научно-практической конференции «Колачевские чтения», собрав в свои ряды не только студентов МАИ, но и школьников, молодых ученых и специалистов промышленных предприятий. В подтверждение успешности своей научной и учебной деятельности Ступинский филиал МАИ был дважды удостоен ежегодной премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» в 2016 г. за проект «ЭкоСтупино» и в 2018 г. за проект «Связь времен Колачевские чтения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова Юлия Борисовна, Уваров Виктор Николаевич, Старчикова Ирина Юрьевна, Белова Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CONTINUOUS PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS IN STUPINO BRANCH OF MAI

The article is devoted to the issue of integrating the «school university enterprise» components using the example of Stupino branch of MAI. The achievements, problems and ways of solving them are considered on the basis of interaction of education and production. The situation with the employment of MAI graduates during the period of the last five years has been analyzed taking into account the graduation of both, bachelors and specialists. Stupino branch of MAI implements a system of multilevel continuous professional education from school to postgraduate education, which has been functioning for more than 25 years, changing with the regard of the needs of the labor market in the region; the concept of the professional orientation work is developed; the students' club of Stupino university district “MAFiN” is created which can be considered as an innovative model of the organization of students' life. The continuity of generations was considered in the scientific environment of the university. Professor B. A. Kolachev's scientific school received its further development in the annual scientific-practical conference “Kolachev readings”, having gathered in its ranks not only MAI students, but also schoolchildren, young scientists and experts of industrial enterprises. Stupino branch of Moscow Aviation Institute confirmed the success of its active scientific and educational activities with the twice annual prize of the Governor of Moscow Region “Our Moscow Region” in 2016 for the “EcoStupino” project and in 2018 for the “Link of Times Kolachev Readings” project.

Текст научной работы на тему «О непрерывной профессиональной подготовке обучающихся в Ступинском филиале МАИ»

УДК 378.1 ББК 74.48

о непрерывной профессиональном

подготовке обучающихся в ступинском филиале маи

ON THE CONTINUOUS PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS IN STUPINO BRANCH OF MAI

Егорова Юлия Борисовна

Заместитель директора по учебной работе СФ ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», доктор технических наук, профессор

E-mail: egorova_mati@mail.ru

Уваров Виктор Николаевич

Директор СФ ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», кандидат технических наук, доцент E-mail: sf-mai@mai.ru

Egorova Yulia B.

Deputy Director for studies at Stupino Branch of Moscow Aviation Institute (National Research University), ScD in Engineering, Full Professor E-mail: egorova_mati@mail.ru

Uvarov Victor N.

Director of Stupino Branch of Moscow Aviation Institute (National Research University), PhD in Engineering, Associate Professor E-mail: sf-mai@mai.ru

Старчикова Ирина Юрьевна

Старший преподаватель кафедры «Экономика и управление» СФ ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» E-mail: irina.star4@gmail.com

Белова Светлана Борисовна

Доцент кафедры «Моделирование систем и информационные технологии», СФ ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский

Starchikova Irina Yu.

Senior Lecturer at the "Economics and Management" Department, Stupino Branch of Moscow Aviation Institute (National Research University)

E-mail: irina.star4@gmail.com Belova Svetlana B.

Assistant Professor at the "Modeling of systems and information technologies" Department, Stupino Branch of Moscow Aviation Institute (National Research University),

университет)», кандидат технических наук E-mail: belovamai@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена проблеме интеграции составляющих «школа - вуз -предприятие» на примере Ступинского филиала МАИ. Рассмотрены достижения, проблемы и пути их решения на основе взаимодействия образования и производства. Проанализирована ситуация с трудоустройством выпускников филиала за последние пять лет с учетом выпуска и бакалавров, и специалистов. В Ступинском филиале МАИ реализуется система многоуровневого непрерывного профессионального образования от школы до послевузовского образования, которая функционирует более 25 лет, видоизменяясь в зависимости от потребностей рынка труда в регионе; разработана концепция профориентационной работы; создан студенческий клуб Ступинского университетского округа «МАФиН», который можно считать инновационной моделью организации студенческой жизни. Рассмотрена преемственность поколений в научной среде вуза. Научная школа профессора Б. А. Колачева получила свое дальнейшее развитие в ежегодной научно-практической конференции «Колачевские чтения», собрав в свои ряды не только студентов МАИ, но и школьников, молодых ученых и специалистов промышленных предприятий. В подтверждение успешности своей научной и учебной деятельности Ступинский филиал МАИ был дважды удостоен ежегодной премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» в 2016 г. за проект «ЭкоСтупино» и в 2018 г. за проект «Связь времен - Колачевские чтения».

Ключевые слова: школа - вуз - предприятие, авиационный вуз, интеграция, студенческая молодежь, трудоустройство.

PhD in Engineering E-mail: belovamai@gmail.com

Abstract. The article is devoted to the issue of integrating the «school - university - enterprise» components using the example of Stupino branch of MAI. The achievements, problems and ways of solving them are considered on the basis of interaction of education and production. The situation with the employment of MAI graduates during the period of the last five years has been analyzed taking into account the graduation of both, bachelors and specialists. Stupino branch of MAI implements a system of multilevel continuous professional education from school to postgraduate education, which has been functioning for more than 25 years, changing with the regard of the needs of the labor market in the region; the concept of the professional orientation work is developed; the students' club of Stupino university district "MAFiN" is created which can be considered as an innovative model of the organization of students' life. The continuity of generations was considered in the scientific environment of the university. Professor B. A. Kolachev's scientific school received its further development in the annual scientific-practical conference "Kolachev readings", having gathered in its ranks not only MAI students, but also schoolchildren, young scientists and experts of industrial enterprises. Stupino branch of Moscow Aviation Institute confirmed the success of its active scientific and educational activities with the twice annual prize of the Governor of Moscow Region "Our Moscow Region" in 2016 for the "EcoStupino" project and in 2018 for the "Link of Times - Kolachev Readings" project.

Keywords: school - university - enterprise, Aviation University, integration, student youth, employment.

В Российской Федерации начиная с 2003 г., после подписания Болонской декларации, непрерывно реформируется система высшего образования. Несмотря на определенные успехи, до сих пор не удалось достигнуть кардинального повышения качества подготовки выпускников образовательных организаций. Основная претензия работодателей к вузам состоит в том, что выпускники имеют недостаточные практические знания, в том числе узкий профессиональный кругозор, психологическую неподготовленность к реалиям трудовых будней и к нормам поведения в деловой среде, а также к руководству подчиненными [1-9]. Естественно, что сложившаяся ситуация волнует широкий круг специалистов, и прежде всего преподавателей высшей школы, руководителей вузов, социологов и экономистов, предпринимателей и управляющих компаниями [1-16].

Для решения этой проблемы в РФ в 2012 г. на законодательном уровне была принята государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 годы» [17]. Именно модернизация высшего профессионального образования признана стратегической линией государственной политики. Правительство РФ ясно осознает важность и необходимость решения проблем, связанных с высшим образованием, меняя формат существования российских университетов в рамках концепции «нового государственного менеджмента», с опорой на собственные программы развития российских университетов [16].

Основные направления развития страны в области образования были сформулированы в ежегодном Послании Президента РФ В. В. Путина к Федеральному собранию [18; 19]. Следует отметить, что в современных условиях перед высшей школой поставлена задача «добиться качественных изменений в подготовке студентов, прежде всего по передовым направлениям технологического развития, сформировать ступень „прикладного бакалавриата" по тем рабочим профессиям, которые фактически требуют инженерного образования, а также организовать центры опережающей профессиональной переподготовки и повышения квалификации для уже работающих граждан» [18; 19]. Необходимо «уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде... нужно выстроить современную профориентацию. Здесь партнерами школ должны стать университеты, научные коллективы, успешные компании». В 2018 учебном году намечалось ввести в действие проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее», который «позволит ребятам попробовать себя в деле, в будущей профессии в ведущих компаниях страны» [18; 19]. Кроме того, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение «О популяризации рабочих и инженерных профессий» [19]. Это распоряжение было вызвано назревшей необходимостью увеличения высококвалифицированных кадров не только для предприятий машиностроительной отрасли, но и военно-промышленного комплекса. В свою очередь, правительство утвердило государственный план по подготовке кадров со средним и высшим профессиональным образованием для предприятий ВПК на 2016-2020 гг.

Следует отметить, что на современном этапе «формирование у студентов профессиональных стандартов и правильных представлений о требованиях современного рынка труда - важная задача вузовских коллективов» [9, с. 109]. Развитие в российских вузах системы «школа - вуз - предприятие» должно способствовать образованию единого организма, основанного на привлечении наукоемкого производства в сегодняшние школу и вуз,

что дает прекрасную возможность старшеклассникам и студентам применить свой новый опыт и знания для решения ключевых задач, непосредственно связанных с их будущей профессией.

Основная цель деятельности любого вуза «на современном этапе развития общества - обеспечение высокого качества образования на основе целевых программ обучения, привлечения высококвалифицированных преподавателей, применения инновационных технологий обучения и современного оборудования в соответствии со стандартами образовательной деятельности с учетом индивидуальных потребностей студентов» [5, с. 93]. К этому следует добавить - усиление связи процесса образования с научными исследованиями и более тесная координация учебного процесса с работодателями.

Рассмотрим, как построена система непрерывного профессионального образования «школа - вуз - предприятие» на примере деятельности Ступинского филиала МАИ (до 2015г. - Ступинский филиал МАТИ) [20]. Ступинский филиал ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» располагается в городском округе Ступино, занимающем одно из ведущих мест в Московской области по объему производства, инвестициям и являющемся в течение последних 25 лет территорией устойчивого социально-экономического развития. Здесь действуют более 30 крупных и средних предприятий металлургического и машиностроительного комплекса, непосредственно связанных с авиационной промышленностью, производством стеклопластиков, пластмасс, строительных материалов, предприятий пищевой и перерабатывающей отраслей, стройин-дустрии. Помимо этого в городском округе Ступино создана экспериментальная инновационная площадка по промышленному развитию [20]. В то же время предприятия района имеют мощную исследовательскую и конструкторскую базу, а также опытное и серийное производство.

В городе Ступино функционирует несколько высших учебных заведений, из которых Ступинский филиал МАИ является старейшим образовательным учреждением. Создание филиала более полувека назад, в послевоенные годы, напрямую связано с тем, чтобы дать высшее образование без отрыва от производства сотрудникам авиационных предприятий - «Ступинской металлургической компании» (ранее «Ступинского металлургического комбината»), «Ступинского машиностроительного производственного предприятия», ОКБ (в настоящее время ПАО НПП «Аэросила»). С тех пор эти предприятия и филиал МАИ - неизменные партнеры.

Кроме того, традиционными являются также связи филиала со следующими учреждениями и организациями на территории Ступинского района: ООО «Марс», ООО «Кампина», ОАО «Михневский завод электроизделий», ООО «Долина-сервис» и др. Стоит упомянуть, что в регионе обосновались и благополучно развиваются такие мировые компании, как Марацци (Италия), Конкорд (Италия), Мапеи (Италия), Ла Фортецца (Италия), Замбаити (Италия), ФМ Ложистик (Франция), Капарол (Германия), Кнауф (Германия), Кимберли-Кларк (США), Силган (Австрия) и др.

В Ступинском регионе создан университетский образовательный округ, в составе которого филиал МАИ представлен в цепочке непрерывного профессионального образования, начиная от школы (лицея), техникума до учреждений высшего и

послевузовского образования. Ступинский филиал МАИ является одним из лидеров в формировании кадров для инновационной составляющей экономики и создания успешной социально-культурной среды региона. Его образовательная деятельность направлена на подготовку высококвалифицированных, инновационно-мыслящих инженерных, научных и управленческих кадров для предприятий авиационного, металлургического, машиностроительного и энергетического комплексов Ступинского региона и юга Московской области.

Уникальность филиала состоит еще и в том, что он является одним из немногих вузов в Московской области, который готовит бакалавров по направлениям подготовки 22.03.01 «Материаловедение и технологии материалов» и 24.03.05 «Двигатели летательных аппаратов». Филиал ведет также подготовку по направлениям 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника», 15.03.04 «Автоматизация технологических процессов и производств», 38.03.02 «Менеджмент». Специализация образовательной деятельности направлена на удовлетворение потребностей предприятий. Так, по заказу ПАО НПП «Аэросила» для студентов были организованы два профиля подготовки по направлению 24.03.05 «Двигатели летательных аппаратов»: «Технология производства авиационных ГТД» и «Теория и проектирование воздушно-реактивных двигателей». По направлению 38.03.02 «Менеджмент» для подготовки специалистов-управленцев в области технических и технологических инноваций ведется обучение по профилю «Инновационный менеджмент».

Необходимо подчеркнуть, что с 2015 г. после реорганизации МАТИ путем объединения с национальным исследовательским университетом МАИ обучение студентов ведется не по ФГОС ВО, а по самостоятельно устанавливаемым образовательным стандартам МАИ (СУОС), которые соответственно предусматривают повышенные требования к условиям реализации образовательных программ, «обеспечивающим комплексный подход к подготовке "высококлассных специалистов", способных вести инженерную деятельность на всех этапах жизненного цикла технической и технологической продукции» [14, с. 55]. По итогам всех мониторингов, проводимых Минобрнауки РФ с 2012 г., была подтверждена эффективность работы вуза. Данные портала Рособрнадзора «Карта вузов» отмечают, что Ступинский филиал имеет лучший показатель среди филиалов г. о. Ступино.

С момента своего создания в 1956 г. Ступинский филиал МАИ выпустил 3653 специалиста, обучавшихся по очной форме, большинство из которых трудятся в регионе, из них около 500 трудоустроились в течение последних 5 лет (таблица). Всего выпуск студентов очной и очно-заочной форм обучения с 1962 по 2018 г. составил 7372 человека. Принимая во внимание данные таблицы, можно сделать заключение, что ситуация с трудоустройством выпускников филиала в целом положительная, так как практически все студенты были трудоустроены.

Необходимо отметить, что в настоящее время в Ступинском регионе наблюдается дефицит квалифицированных инженерных кадров. Так, в частности, 16 выпускников 2018 г. по направлениям подготовки 22.03.01 «Материаловедение и технологии материалов» и 24.03.05 «Двигатели летательных аппаратов» получили более 30 предложений трудоустройства от различных предприятий. Налицо дисбаланс между центром (московскими

вузами) и периферией из-за стремления будущих абитуриентов закрепить свои позиции в столице, не возращаясь в родной регион [7, с. 2].

Таблица

Количество выпускников Ступинского филиала МАИ с 2013 по 2018 г.

(очная форма обучения)

Год выпуска Квалификация Количество выпускников

Общее количество, чел. Количество трудоустроенных, чел./% Количество продолживших обучение, чел./% Количество ушедших в армию, чел. Количество ушедших в декрет, чел.

2013-2014 специалисты 105 98/93 1/1 2 1

2014-2015 специалисты 106 104/98 0/0 1 2

2015-2016 специалисты 92 85/92 0/0 5 -

бакалавры 60 44/73 9/6 4 2

2016-2017 бакалавры 70 60/86 6/8 3 1

2017-2018 бакалавры 61 50/82 5/9 3 2

Итого - 494 441/90 21/4 18 8

Образовательная среда вуза развивается вместе с тенденциями современных науч-но-иследовательских и цифровых технологий, в ее основу положен «комплексный подход к совершенствованию инженерной подготовки со сквозным использованием информационных технологий, углубленной экономической и организаторской подготовки в сочетании с наличием практических профессиональных навыков» [8, с. 46]. Для этого в течение более 25 лет в Ступинском филиале МАИ реализуется система многоуровневого непрерывного профессионального образования от школы до послевузовского образования, видоизменяясь в зависимости от потребностей рынка труда в данном регионе.

Для привлечения абитуриентов (выпускников школ, колледжей и техникума) в Ступинском филиале МАИ разработана концепция профориентационной работы, которая включает: проведение дня открытых дверей, мастер-классов, работу специализированных и профессионально-ориентированных классов «школа - вуз», подготовительные курсы, организация и проведение Аэрокосмической олимпиады по предметам «Физика» и «Математика», размещение информации на сайте филиала, рекламная компания в СМИ (визитная карточка - телевизионный ролик, телеинтервью, репортажи, статьи в газетах, сувенирная продукция), создание группы филиала в социальных сетях (в частности, «вКонтакте»), совместные со школами и техникумом научно-исследовательские и культурно-массовые проекты, фестивали, конкурсы, научные кружки и конференции.

С целью создания единого образовательного пространства в городском округе Ступино в октябре 2014 г. в рамках Университетского округа был создан студенческий клуб «МАФиН» [21]. Название образовано от первых букв наименований учебных заведений, входящих в него: Медицинский, Авиационный, Финансовый и Новый (Медицинское училище, Авиационно-металлургический техникум, Ступинские филиалы МАТИ, МФЮА

и РосНОУ). Достоинством работы этого клуба является то, что он стал востребованным общественным объединением творчески активных и талантливых школьников (потенциальных абитуриентов), студентов (настоящих и бывших), аспирантов и преподавателей. Таким образом, возник единый коллектив и творческая среда, которая позволяет учащейся молодежи Ступинского Университетского округа реализовать совместные культурные программы и бизнес проекты.

Будучи инновационной и уникальной моделью организации студенческой жизни, клуб «МАФиН» позволяет выпускникам сохранять связь с университетской средой, а старшеклассникам - активно участвовать в ней. Работа всех участников клуба направлена на то, чтобы вывести г. о. Ступино в лидеры студенческой науки и творческой жизни.

Успешная деятельность клуба и института в области здорового образа жизни и заботы об окружающей среде была отмечена дважды Премией губернатора Московской области «Наше Подмосковье» за 2016 и 2018 гг. В 2016 г. выиграл проект «ЭкоСтупино», поскольку активистами волонтерского движения и общественного экологического движения «ЭкоСтупино» ведется обширная работа в области здорового образа жизни и заботы об окружающей среде. Вторая награда связана с проектом СФ МАИ «Связь времен - Колачев-ские Чтения», выигравшим в 2018 г. в номинации «Наука, образование, инновации, работа с молодежью» в категории «Команда» [21; 22]. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что школа профессора Б.А. Колачева имеет своих «юных генераторов идей» в качестве последователей верных современной науке и технике.

Необходимо отметить, что в Ступинском филиале МАИ более 15 лет функционировали специализированные классы комплекса «школа - вуз», созданные в 1991 г. для более качественной подготовки «своих» абитуриентов. Они действовали в лицеях № 1 и № 2, школах № 5 и № 8, что обеспечивало более 60% всего приема студентов на первый курс. Хочется выделить, что за 15 лет работы спецклассы окончили более 1000 выпускников.

Перспективным направлением привлечения абитуриентов в регоинальный вуз является формирование и развитие научных кружков в школах. В МБОУ «СОШ № 5» по инициативе Ступинского филиала МАИ был создан кружок «Шаг в науку». Любое «открытие делает человек, ставший ученым по призванию. Ученый - это не специальность, ей нельзя обучить в институте» [23, с. 5]. Человек, получивший диплом, не всегда становится ученым, пока в нем «не проснется» любопытство к открытиям, стремление к дерзновенным планам выйти за рамки реальности, мужество перед признанными авторитетами.

В Ступинском филиале в 2015 г. была создана база для претворения в жизнь научных проектов - молодежная межвузовская научно-практическая конференция «Колачевские чтения» [20]. Отметим, что наряду со стратегическими целями и задачами научно-практическая конференция была призвана актуализировать и решить насущные проблемы. Став хорошей традицией, она объединяет интеллектуальную молодежь городского округа Ступино и Москвы: старшеклассников, студентов, аспирантов, ученых и специалистов промышленных предприятий. На конференции работают пять секций, причем одна из них отведена юным исследователям - выпускникам школ и учащимся старших классов. По итогам работы конфереции издается сборник докладов, который объединяет всех участников - от маститых ученых до юных исследователей.

Другим направлением по привлечению будущих студентов в технические вузы является работа в формате научных мастер-классов и экскурсий, во время которых будущие абитуриенты могут познакомиться с работой ученых вузов, НИИ и наукоемких предприятий. Так, в осеннем семестре 2018 г. Ступинский филиал начал претворять в жизнь программу «Университетские субботы в МАИ», в рамках которой проводятся мастер-классы на всех кафедрах филиала.

Кафедра «Моделирование систем и информационные технологии» провела мастер-класс «Разработка сегмента ЛВС и демонстрация возможностей Lego Mindstorms». В процессе развития мастер-класса школьники погрузились в интерактивный мир программирования роботов Lego Mindstorms, решали увлекательные практические задачи, писали алгоритмы управления и проверяли их работоспособность, загрузив ПО в память роботов. На площадке кафедры «Экономика и управление» состоялась деловая игра «Стратегия бизнеса как основа развития компании», где участники с энтузиазмом определяли тактические концепции, которые необходимо учитывать в стратегическом планировании любого предприятия, строили «дерево» целей конкретной компании и намечали стратегические перспективы ее развития. Кафедра «Технология и автоматизация обработки материалов» познакомила школьников с работой нескольких лабораторий: «Металловедение и термическая обработка металлов», «Технологические процессы обработки материалов» и «Сопротивление материалов». Школьники смогли выступить в качестве исследователей структуры металлических сплавов, познакомились с примерами получения полуфабрикатов и со способами определения механических свойств различных материалов.

По инициативе Ступиснкого филиала МАИ в рамках клуба университетского округа для школьников и студентов были реализованы также следующие проекты: мероприятия по пропаганде и профилактике здорового образа жизни (в ходе проектной сессии разработана программа «Здоровый университет», организована ежегодная Студенческая спартакиада на кубок клуба Университетского округа, разработан проект «Лесное озеро»); городские проекты для культурного обогащения и развлечения населения (эко-арт-этно-фестивали, благотворительные ярмарки); создано общественное экологическое движение «ЭкоСтупино» для объединения усилий населения, государственных и частных организаций (разработка и реализация программы по информированию населения о раздельном сборе отходов, кардинальное облагораживания природных территорий и мест отдыха, проведение круглых столов по экологии, Молодежный экологический форум, эко- и арт-фестивали «ЭкоСтупино - мы меняем сознание», «Мусорный шик») [15; 21].

Для повышения качества высшего образования в Ступинском филиале МАИ развивается тесное взаимодействие с промышленными предприятиями по нескольким направлениям: ориентация учебного процесса и научной работы студентов на практическую деятельность, совершенствование организации производственной и преддипломной практик; привлечение работников предприятий к образовательной деятельности, формированию учебных планов и фондов оценочных средств, к целевой подготовке студентов и проведению государственной итоговой аттестации, организация стажировок студентов и преподавателей филиала на предприятиях региона, повышение квалификации работников предприятий.

Широкое распространение получили стажировки на предприятиях, которые прохо -дят не только студенты филиала, но и преподаватели с целью повышения квалификации. С 1990-х гг. была внедрена система стажировок студентов старших курсов по предполагаемому месту работы на АО «Ступинская металлургическая компания», ПАО НПП «Аэросила» и других предприятиях на основе двусторонних (предприятие - вуз) и трехсторонних договоров (предприятие - вуз - студент) [13, с. 72]. В процессе стажировки студент получает практические навыки, определяет для себя будущее место работы. Предприятие со своей стороны знакомится с будущим специалистом на более ранней стадии, определяет его возможности, корректирует подготовку, ускоряет процесс адаптации выпускника на рабочем месте.

В век компьютеризации и цифровых технологий высшая школа получила неограниченные возможности для реализации одного из ключевых направлений: создания возможностей для обучения в стенах вуза и школьников, и будущих работодателей из Ступинского и других районов Московской области. Некоторые специалисты, работающие на профильных предприятиях города Ступино (ПАО НПП «Аэросила», АО СМПП, АО СМК), имеют не только базовые знания, полученные в институте за время обучения, но и дополнительное образование, которое они прошли на базе МАИ без отрыва от работы. В настоящее время ведется работа над расширением перечня возможных программ дополнительного профессионального образования (ДПО): управление проектами и программами в авиастроении, технологическая подготовка машиностроительного производства в системе поддержки жизненного цикла изделия (CALS, PLM), программное и технологическое обеспечение станков с ЧПУ, конструкторское обеспечение машиностроительного производства, программирование промышленных логических контроллеров, AutoCAD, деловой иностранный язык, бухучет и другие. Рассматривается вопрос о разработке курсов по английскому языку в рамках ДПО для преподавателей филиала, что будет способствовать увеличению их научно-исследовательского потенциала и интегрированию в мировое научное сообщество.

Несмотря на достигнутые успехи, Ступинский филиал МАИ, как и любой другой региональный вуз нашей страны, сталкивается со множеством проблем, среди которых на первое место можно отнести уменьшение контрольных цифр приема, снижение количества выпускников школ и, соответственно, абитуриентов, что обусловлено общей демографической ситуацией в РФ [7, с. 8]. Если, например, в 2000 г. количество выпускников школ г. Ступино составляло около 800 человек, то в 2018 г. оно снизилось до ~ 400. Контрольные цифры приема в Ступинский филиал МАИ на бюджетные места по очной форме обучения соответственно составили 100 и 55 человек. Одним из инструментов решения этой проблемы могло бы стать привлечение работников местных предприятий авиационной и машиностроительной промышленности, желающих получить высшее образование. Однако для такой категории абитуриентов осложнилась возможность поступления в вузы в связи с необходомостью сдавать ЕГЭ и достаточно высокой стоимостью обучения.

С момента введения ЕГЭ наблюдается постоянное снижение общеобразовательной подготовки абитуриентов, что приводит к довольно большому отсеву студентов после первой экзаменационной сессии. Единый экзамен имеет право на жизнь, но необходима

специальная подготовка контингента для вузов, например, на основе отбора на профессиональную профпригодность [1]. К сожалению, часть студентов попадает в филиал по «остаточному принципу», не поступив в престижные московские вузы. Нельзя не согласиться с авторами статьи [7, с. 3], что «благодаря росту мобильности населения, возможностям, которые открывают современные цифровые технологии, региональные университеты теперь уже не обладают монополией на абитуриентов своего региона».

Существует еще одна ключевая проблема - это падение престижа инженерных профессий, которое началось еще в 1990-2000-х гг. и до сих пор до конца не преодолено, несмотря на увеличение в последние годы числа бюджетных мест на технические направления подготовки.

Подводя итог, следует отметить, что адаптироваться к изменениям, вызванным глобализацией, сменой социально-общественных приоритетов, ростом конкуренции по отношению к более успешным центральным университетам, можно только за счет модернизации высшей школы на основе взаимодействия образования и производства. Это позволяет, в свою очередь, обеспечить перестройку научного и образовательного процесса, повысить систему оценки качества полученного образования, изменить социальный статус и престиж инженерных профессий, снабдить регион высококвалифицировнны-ми кадрами.

Список литературы

1. Григораш О. В. О перспективах развития системы образования в России // Научный журнал КубГАу. 2016. № 121 (07). DOI: 10.21515/1990-4665-121-014.

2. Кесаева Р. Э., Бязрова Т. Т., Кантемирова-Канукова Г. А. Модернизация системы высшего профессионального образования в России // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-6. С. 1339-1342. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/ view?id=35066 (дата обращения: 06.02.2019).

3. Марков К. К., Николаева О. О., Сидорова Е. Н. Повышение качества профессиональной подготовки студентов вузов с учетом их индивидуальных типологических особенностей // Фундаментальные исследования. 2013. № 11 (ч. 6). С. 1231-1235.

4. Тарлавский В. И. К вопросу профориентации в условиях непрерывного образования // Перспективы науки и образования. 2016. № 6 (24). С. 37-40.

5. Иваненко М. А. К вопросу о качестве образования в высшей школе // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. С. 93-96.

6. Буданов В. Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и образовании. М.: Либроком, 2009. 240 с.

7. Глобальные, национальные и региональные вызовы как условия развития транзитивного университета / М. В. Богуславский, Н. С. Ладыжец, Е. В. Неборский, О. В. Санникова // Интернет-журнал «Мир науки». 2018. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/75PDMN418.pdf (дата обращения: 05.02.2019).

8. Носов В. К., yваpов В. Н., Мамонов С. А. Повышение профессиональной подготовки выпускников вузов и содействие их трудоустройству // Сварочное производство. 2008. № 8. С. 45-46.

9. Мягков А. Ю. Студенты технического вуза: профессиональные компетенции и ожидания на рынке труда // Социологические исследования. 2016. № 6 (386). С. 102-109.

10. Социологическое исследование влияния английской и русской фразеологии на обучение иностранному языку студентов технических вузов / И. Ю. Старчикова, И. С. Кононова, Е. С. Шакурова, Г. Б. Мощенок // Перспективы Науки и Образования. 2018. № 2 (32). C. 80-86.

11. Социологическое исследование влияния английского языка на развитие авиационной промышленности в аспекте проведения Международного авиационно-космического салона (МАКС) / Е. С. Шакурова, Г. Б. Мощенок, И. Ю. Старчикова, И. С. Кононова // Перспективы Науки и Образования. 2018. № 2 (32). C. 200-205.

12. Субочева О. Н. Наставничество как фактор эффективности организации // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 12. С. 25-27.

13. Носов В. К., Уваров В. Н., Мамонов С. А. Повышение профессиональной подготовки выпускников вузов и содействие их трудоустройству // Технология машиностроения. 2008. № 11. С. 71-72.

14. Аржанова И. В., Жураковский В. М., Воров А. Б. Формирование сети национальных университетов как масштабная институциональная инновация в структуре высшей школы России // Перспективы науки и образования. 2014. № 5 (11). C. 53-61.

15. Белова С. Б., Старчикова Е. С., Старчикова И. Ю. Влияния экологической тематики на мировоззрение школьников и студентов технических вузов при обучении иностранному языку // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35). С. 74-81.

16. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Стратегические тенденции развития системы высшего образования в Российской Федерации // Гуманитарные исследования Центральной России. 2017. № 2. С. 7-20.

17. Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы. URL: http://government.ru/docs/1994/ (дата обращения: 15.02.2019)

18. Послание Президента Федеральному Собранию. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/56957 (дата обращения: 15.02.2019).

19. О популяризации рабочих и инженерных профессий. URL: http://government. ru/docs/17129/ (дата обращения: 15.02.2019).

20. Ступинский филиал МАИ. Статьи. URL: http://sfmai.ru/index.php/articles (дата обращения: 15.02.2019).

21. Клуб университетского округа «МАФиН». URL: http:/mafinst.ru (дата обращения: 15.02.2019).

22. Губернатор поздравил лауреатов премии «Наше Подмосковье» // Новости Подмосковья. URL: http://mosreg.ru/opublikovan-spisok-laureatov-premii-gubernatora-nashe-podmoskove-v-2016-godu (дата обращения: 06.02.2019).

23. Азерников В. З. Великие открытия. М.: Олма-Пресс, 2000. 270 с.

References

1. Grigorash O. V. O perspektivakh razvitiya sistemy obrazovaniya v Rossii. Nauchnyy zhurnal KubGAU. 2016, No. 121 (07). DOI: 10.21515/1990-4665-121-014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Kesayeva R. E., Byazrova T. T., Kantemirova-Kanukova G. A. Modernizatsiya sistemy vysshego professionalnogo obrazovaniya v Rossii. Fundamentalnyye issledovaniya. 2014, No. 9 (6), pp. 1339-1342. Available at: http://fundamental-research.ru/ru/article/ view?id=35066 (accessed: 06.02.2019).

3. Markov K. K., Nikolaeva O. O., Sidorova E. N. Povysheniye kachestva profession-alnoy podgotovki studentov vuzov s uchetom ikh individualnykh tipologicheskikh osobennostey. Fundamentalnyye issledovaniya. 2013, No. 11 (6), pp. 1231-1235.

4. Tarlavsky V. I. K voprosu proforiyentatsii v usloviyakh nepreryvnogo obrazovaniya. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2016, No. 6 (24), pp. 37-40.

5. Ivanenko M. A. K voprosu o kachestve obrazovaniya v vysshey shkole. Pedagogiches-koye obrazovaniye v Rossii. 2013, No. 2, pp. 93-96.

6. Budanov V. G. Metodologiya sinergetiki v postneklassicheskoy nauke i obrazovanii. Moscow: Librokom, 2009. 240 p.

7. Boguslavsky M. V., Ladyzhets N. S., Neborsky E. V., Sannikova O. V. Globalnyye, natsionalnyye i regionalnyye vyzovy kak usloviya razvitiya tranzitivnogo univer-siteta. Internet-zhurnal "Mir nauki". 2018, No. 4. Available at: https://mir-nauki.com/ PDF/75PDMN418.pdf (accessed: 5.02.2019).

8. Nosov V. K., Uvarov V. N., Mamonov S. A. Povysheniye professionalnoy podgotovki vypusknikov vuzov i sodeystviye ikh trudoustroystvu. Svarochnoye proizvodstvo. 2008, No. 8, pp. 45-46.

9. Myagkov A. Yu. Studenty tekhnicheskogo vuza: professionalnyye kompetent-sii i ozhidaniya na rynke truda. Sotsiologicheskiye issledovaniya. 2016, No. 6 (386), pp. 102-109.

10. Starchikova I. Yu., Kononova I. S., Shakurova E. S., Moschenok G. B. Sotsiologiches-koye issledovaniye vliyaniya angliyskoy i russkoy frazeologii na obucheniye inostran-nomu yazyku studentov tekhnicheskikh vuzov. Perspektivy Nauki i Obrazovaniya. 2018, No. 2 (32), pp. 80-86.

11. Shakurova E. S., Moschenok G. B., Starchikova I. Yu., Kononova I. S. Sotsiologiches-koye issledovaniye vliyaniya angliyskogo yazyka na razvitiye aviatsionnoy pro-myshlennosti v aspekte provedeniya Mezhdunarodnogo aviatsionno-kosmicheskogo salona (MAKS). Perspektivy Nauki i Obrazovaniya. 2018, No. 2 (32), pp. 200-205.

12. Subocheva O. N. Nastavnichestvo kak faktor effektivnosti organizatsii. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. 2016, No. 12, pp. 25-27.

13. Nosov V. K., Uvarov V. N., Mamonov S. A. Povysheniye professionalnoy podgotovki vypusknikov vuzov i sodeystviye ikh trudoustroystvu. Tekhnologiya mashinostroyeni-ya. 2008, No. 11, pp. 71-72.

14. Arzhanova I. V., Zhurakovsky V. M., Vorov A. B. Formirovaniye seti natsionalnykh universitetov kak masshtabnaya institutsionalnaya innovatsiya v strukture vysshey shkoly Rossii. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2014, No. 5 (11), pp. 54-61.

15. Belova S. B., Starchikova E. S., Starchikova I. Yu. Vliyaniya ekologicheskoy tematiki na mirovozzreniye Shkolnikov i studentov tekhnicheskikh vuzov pri obuchenii in-ostrannomu yazyku. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2018, No. 5 (35), pp. 74-81.

16. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V. Strategicheskiye tendentsii razvitiya sistemy vys-shego obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii. Gumanitarnyye issledovaniya Tsentralnoy Rossii. 2017, No. 2, pp. 7-20.

17. Gosudarstvennaya programma «Razvitiye obrazovaniya» na 2013-2020 gody. Available at: http://government.ru/docs/1994/ (accessed: 15.02.2019)

18. Poslaniye Prezidenta Federalnomu Sobraniyu. Available at: http://kremlin.ru/events/ president/news/56957 (accessed: 15.02.2019).

19. O populyarizatsii rabochikh i inzhenernykh professiy. Available at: http://govern-ment.ru/docs/17129/ (accessed: 15.02.2019).

20. Stupinskiy filial MAI. Statyi. Available at: http://sfmai.ru/index.php/articles (accessed: 15.02.2019).

21. Klub universitetskogo okruga "MAFiN". Available at: http:/mafinst.ru (accessed: 15.02.2019).

22. Gubernator pozdravil laureatov premii "Nashe Podmoskovye". Novosti Podmos-kovya. Available at: http://mosreg.ru/opublikovan-spisok-laureatov-premii-guberna-tora-nashe-podmoskove-v-2016-godu (accessed: 05.02.2019).

23. Azernikov V. Z. Velikiye otkrytiya. M.: Olma-Press, 2000. 270 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 5

Статья поступила в редакцию 29.03.2019 The article was received on 29.03.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.