Научная статья на тему 'О неперерывном образовании в сфере политики: подходы и решения'

О неперерывном образовании в сфере политики: подходы и решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ПОЛИТИКИ / ПАРТИЙНЫЕ НЬЮСМЕЙКЕРЫ / ПАРТИЙНЫЕ ФУНКЦИОНЕРЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / CONTINUOUS EDUCATION IN THE SPHERE OF POLICY / PARTY NEWSMAKERS / PARTY FUNCTIONARIES / POLITICAL PARTIES / THE SYSTEM OF DEVELOPMENT OF VOCATIONAL COMPETENCE AND PERSONNEL TRAINING / DECISION-MAKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Светлана Вениаминовна

В статье анализируется проблема повышения квалификации в сфере политики, которая в силу ее значимости для политических и общественных организаций и, в свою очередь, в силу значимости этих структур для гражданского общества является весьма актуальной, но нерешенной на практике. Ситуация осложняется тем, что роль непрерывного образования недооценена как в политической сфере, так и в системе образования. Автор размышляет о причинах, значении и подходах к решению этой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Светлана Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuous Education in the Sphere of Policy: Approaches and Solutions

The problem of development of vocational competence in the sphere of policy is analyzed in the article. The problem by virtue of its significance for political and social organizations and in its turn by virtue of the significance of these structures for civil society is very urgent, but unresolved in practice. The situation is complicated by the fact that the role of continuous education is undervalued both in the political sphere and in the education system. The author reflects on the causes, significance and approaches to the solution of this problem.

Текст научной работы на тему «О неперерывном образовании в сфере политики: подходы и решения»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ

о непрерывном образовании В сфере политики: подходы и решения

В статье анализируется проблема повышения квалификации в сфере политики, которая в силу ее значимости для политических и общественных организаций и, в свою очередь, в силу значимости этих структур для гражданского общества является весьма актуальной, но нерешенной на практике. Ситуация осложняется тем, что роль непрерывного образования недооценена как в политической сфере, так и в системе образования. Автор размышляет о причинах, значении и подходах к решению этой проблемы.

Прежде чем начать размышления о непрерывном образовании в сфере политики, важно определиться, во-первых, говоря об образовании в сфере политики, мы не рассматриваем в данной статье собственно политологическое образование; во-вторых, в сфере политики требуется обучение как политиков, так и партийных функционеров, имеющих специфическую профессиональную деятельность.

При многообразии представлений о непрерывном образовании предлагается разговор о самой крупной и институиро-ванной составляющей непрерывного образования, которая включает повышение квалификации и переподготовку кадров. Периодическое обращение автора к

С.В. Иванова

Ключевые слова:

непрерывное образование в сфере политики, партийные ньюсмейкеры, партийные функционеры, политические партии, система повышения квалификации и подготовки кадров, принятие решений.

5

теме повышения квалификации и профессиональной переподготовки представителей политических партий позволяет представить картину в некотором ее движении. Отчасти это движение может оцениваться как движение к развитию. Что же мешает полноценному развитию? Как обычно, проблемы лежат в плоскости принятия решений, в первую очередь, с точки зрения их обоснованности, которая связана в каждом конкретном случае с субъективным фактором в значительно большей степени, чем требуется.

Система повышения квалификации в целом и повышение квалификации в политической сфере в частности существует в нашей стране много десятилетий. Основанием послужили рабочие кружки (партийные школы), возникшие первоначально на итальянском острове Капри, и рабочие университеты после революции 1917 года (в дальнейшем - университеты марксизма-ленинизма), созданные по идее и под руководством А.А.Богданова. Формирование этих структур при инструктивном и методическом руководстве государственных органов управления привели к позитивным результатам. В 90-е годы - годы всеобщего развала - отраслевые системы повышения квалификации дали трещину, снизили качество, ощутив болезненно резкое недофинансирование, но продолжили свое существование в различных формах, в том числе и исторически сложившихся, но повышение квалификации в политической сфере исчезло как система и явление почти на два десятка лет.

Если обратиться к системе партийного обучения, которая была выстроена КПСС, то она претерпела практически полное преобразование: частично стала заниматься подготовкой и переподготовкой государственных служащих, частично - высшим образованием. Отметим, что полного исчезновения этих учебных структур в большинстве случаев не произошло.

Отвлекаясь от идеологической составляющей и обращаясь к сугубо организационно-технологической стороне, надо сказать, что эта система была успешной.

Что определяло ее успешность, выраженную в массовости (широком охвате), периодичности и достаточно высоком качестве обучения в соответствии с поставленными задачами? Думается, следующее:

1. Точное формулирование целей и задач с учетом категорий слушателей.

2. Формирование мотивации слушателей, связанной, во-первых, с

эксклюзивностью предлагаемого учебного материала (всегда немного сверх того, что пишут в учебниках, монографиях и газетах), во-вторых, со значимой ролью документа о партийном образовании при продвижении по карьерной лестнице.

3. Тщательный подбор преподавателей, сравнительно высокая оплата их труда, престижность места преподавания в плане различных социальных привилегий и карьерного продвижения по политической или профессиональной линиям.

4. Многоуровневая система обучения, выраженная в последовательном, постепенно расширяющемся контингенте слушателей.

5. Жесткое определение содержания и глубокая методическая подготовка обучения.

6. Контроль за системой обучения со стороны руководящих и контролирующих органов КПСС.

Понятно, что нет условий, которые делают систему однозначно результативной, и факторы, определяющие хороший результат, нередко работают на плохой. При той массовости, которая ставилась одной из целей, были пропуски, формальное отношение к учебе, нежелание посещать партучебу, и, следовательно, приписки в посещаемости. Резонно утверждать, что не все города и веси могли быть обеспечены лучшими преподавательскими кадрами и, кроме того, не всем лучшим доверяли работать в этой системе. С другой стороны, даже там, где не было вузовских и научных центров, существовало преподавание основ марксизма-ленинизма (а это философский контекст) и ряда прикладных дисциплин политологического характера, хотя бы на уровне партшколы, а не партийного университета.

Система политического, идеологического обучения была реально системой сетевого, «каскадного», непрерывного образования, таковой не называясь; она постоянно функционировала, в немалой степени влияла на состояние умов и мнения широкой части общества и, главное - формировала грамотные в политическом, идейном, административно-организационном планах партийные кадры. Эта система действовала в каждой партийной ячейке (первичной парторганизации), для чего использовались различные рычаги влияния: от кадровых преференций через участие в партийной работе и членство в партии до лишения премий и профсоюзных путевок тех, кто не посещает школу марксизма-ленинизма в своем цехе на предприятии. Приведем любопытный пример указаний для деятельности подобной «школы для

взрослых» в 1923 году: «Методы работы в школах для взрослых должны вводить учащегося в общественно-политическую жизнь. Газета должна сделаться букварем этой школы. Экономическое положение страны - ее задачником. С первых же шагов работы в школе должны быть противопоставлены перед учащимися интересы трудящихся пролетарских масс интересам буржуазии. С первых же шагов не преподавание, а разъяснение того, что уже обдумано, волнует, но еще не осознано основательно» [1]. Сказать нечего, все четко: методологически, идеологически и методически продумано. Эта система была обязательной и важной ступенькой при кадровом продвижении партийного функционера, у которого не было в годы Советской власти большого различия между экономической, хозяйственной, политической и общественной деятельностью. Как многие из нас хорошо помнят, секретарь райкома как топ-менеджер муниципального масштаба был един во многих лицах.

Возникает вопрос: к чему этот, хотя и весьма краткий, экскурс в недавнее прошлое? К тому, что сегодня у части чиновников и партийных работников из разных партий наблюдается некая «фобия» - страх тех времен, они не рискуют изучать недавний опыт, как будто боятся найти в нем позитив, а пуще того - боятся обвинений оппонентов в использовании этого опыта. Не надо идеологических заимствований, но технологически получалось достаточно эффективно. Надо принять во внимание, что это опыт великой державы, существовавшей в сложных условиях и сумевшей изменить миропорядок на многие десятилетия, и партии, умевшей добиваться нужных ей результатов на протяжении длительного времени.

Увы! - В постмодернистском мире - мире эклектики и информационного «потопа» не может случиться чего-то совсем небывалого. Практически все уже было в общественной жизни.

Понимание роли обучения было всегда. Если не убеждает недавний опыт Отечества, то вспомним далекие времена великого Аристотеля, который в своих Ликеях учил далеко не простых граждан и не в целях самообразования. Можно заглянуть и в историю христианства: Иисус учил всех? Нет, учил Он сподвижников, учеников, которых Он ставил выше народа и видел их в качестве духовных поводырей, а простых граждан Он лечил, кормил и спасал путем сотворения чуда. В Библии, в любом из четырех Евангелий эта мысль понятна.

Несколько лет назад автором констатировалось, что «системного

непрерывного обучения в организованном и постоянном виде не существует ни в одной российской политической и общественной организации <...> К сожалению, учреждения профессионального образования не нашли здесь пока еще своего достойного места». Проблемы имеются в сфере организации обучения, повышения квалификации в государственных и негосударственных компаниях, в самой системе послевузовского повышения квалификации в нашей стране, но самые глубокие и, можно утверждать, общественно опасные проблемы - это отсутствие непрерывного образования в политических партиях. Отмечалось очевидное: недопонимание роли системного повышения квалификации, непрерывного образования со стороны политических организаций и неверие в готовность существующих образовательных учреждений и организаций заниматься повышением квалификации этих категорий специалистов на современном уровне. Строго говоря, соответствия запросу не было и, следовательно, связи политических структур с образовательными были слабы [2].

Разумеется, что специфика политических и общественных организаций очевидна, однако существовавшее ранее мнение руководства этих структур о том, что традиционная система повышения квалификации не справится с задачей переподготовки политиков и партийных работников было верным лишь отчасти.

В настоящее время в связи с позитивными изменениями, откликом на запрос общества и государства образовательные структуры способны эффективнее решать задачи организации системы непрерывного образования, нежели сами политические структуры.

Заметными стали изменения в решениях по подбору кадров для системы непрерывного образования. Наблюдался отток кадров, но в этом был и положительный момент. Систему покинули преподаватели, чья квалификация подчас была сомнительной, если смотреть с позиций практического знания политики и политической деятельности. Однако ряд успешных теоретиков-преподавателей стали практиками, научились работать, как принято говорить у политтехно-логов, «в поле», в избирательных кампаниях, что резко повысило их квалификацию. Сегодня кафедрами, факультетами, направлениями подготовки в образовательных учреждениях и организациях нередко руководят политики, руководители политических партий. Хорошим решением является привлечение к проведению мастер-классов ярких профессионалов из политических структур и общественных ор-

ганизаций, из средств массовой информации.

Если не принимать во внимание малое число государственных образовательных учреждений, способных что-то предложить в этой сфере, то всерьез говорить больше не о чем. Имелись серьезные попытки в 2005-2007 гг. правящей партии «Единая Россия» организовать обучение. Отдельные мероприятия учебного характера периодически проводятся в некоторых других парламентских партиях (КПРФ, ЛДПР). «Образовательные» услуги оказывают политтехнологи, совершающие «гастроли» в предвыборные периоды по регионам. Некоторый довольно слабый учебный эффект несистемного характера имеют государственные акции для молодежи, например, форумы «Селигер» или «Кавказ» и другие - регионального характера. Рынок образовательных услуг в политической сфере, можно сказать, практически отсутствует, успешные тренеры и консультанты ведут работу самостоятельно, правда, создавая свои образовательные организации.

Решать стратегические задачи, эффективно и рационально отвечать на вызовы времени, сделать свою организацию современной, инновационной, конкурентоспособной не смогут плохо обученные люди, тем более те, которые следуют только своему опыту, руководящим указаниям и посторонним советчикам, называемым в политике технологами.

Недостаточная эффективность и убедительность действий «Единой России» на парламентских выборах 2011 года связана в немалой степени с отсутствием системного обучения кадров. Профессиональная работа на президентских выборах 2012 года уже в малой степени была связана с правящей партией.

На основе практики ясно проявляются задачи: нужны ли и когда нужны учебные мероприятия? Какова ценность непрерывного образования? Создатели корпоративных университетов отмечают, что корпоративная обучающая структура не только обучает, при правильной постановке дела она влияет на создание единой корпоративной идеологии, формирование имиджа компании и ее сотрудников, развивает креативные подходы, создает условия для развития стратегических идей и их аккумулирует. Что может быть более важным для политической или общественной организации?

Вопрос пока еще второго порядка для сферы политического обучения - успешность, эффективность и результативность. Первый вопрос - это сама организация обучения и понимание ее важности. Но второй

вопрос встает сразу же при попытке решить первый. Отчего зависит успешность обучения в сфере политики? Успешность обучения в политической структуре «зависит от ряда факторов: качества обучения на верхних уровнях, качества и наличия учебно-методических материалов, единой подготовки всех преподавателей и тренеров, возможностей учебного взаимодействия обучающихся верхних уровней с последующими уровнями» [2].

При организации политической учебы в «Единой России» главным на практике стал вопрос качества образовательных программ и соответствия технологий (а также и преподавателей!) уровню и требованиям слушателей.

Изучение мнений обучавшихся на специальном постоянно действующем семинаре руководителей партии и Государственной Думы (в 2006-2007 г.) показало, как высоки их требования к преподавателям. Главная проблема в том, что политики приходят во власть (по крайней мере, приходили ранее, сейчас механизмы выборов и формирования политических элит очень изменились), практически будучи знакомы с теми ситуациями, которые преподаватели им представляют теоретически, модельно. Но реальные политики в реальной власти «не живут» теоретическими ситуациями, а чаще всего в меру своих способностей интуитивно нащупывают пути движения.

Высокой оценки политиков заслуживают учебные мероприятия типа деловых, симулирующих игр совместно с другими известными политиками, а еще лучше под руководством известных телеведущих. Активно и позитивно политики откликаются также на тренинги.

При повышении квалификации политиков нужны решения, позволяющие успешно сочетать информацию о новых тенденциях развития теории, анализ практики, не опосредованные упрощенческим подходом образцы действий, предоставленные опытными специалистами, а также тренинговые занятия, ориентированные на практический результат.

Кроме политиков, надо учить управленческий и исполнительский персонал - менеджеров и сотрудников исполнительных органов политических партий, чья работа разнообразна: партстроительство, агитация, PR- и GR-деятельность, контрпропаганда, издание своих СМИ, финансы и т.д.

В настоящее время в массовой партийно-политической практике часто ситуация с обучением персонала такова: статьи расходов на

обучение малы, обучение редко носит системный характер, проводится в случае производственной необходимости в виде инструктивных совещаний-семинаров по конкретной теме, то есть «дается рыба, а не удочка», по известному образному выражению. Руководство общественных и политических организаций редко рассматривает обучение сквозь призму профессионального видения роли и места образования. Назовем два нередких случая: первый — нанимая дорогого тренера на два дня, в организации полагают, что эффект наступит уже завтра; второй случай — организовав системное обучение, руководство потом уже не видит вклада этого обучения в опосредованных и удаленных во времени успешных результатах работы.

При этом политики, руководители политических и общественных структур сами нередко проходят обучение в разнообразных формах, включая МВА, аспирантуру, докторантуру и т.п. Однако для кумулятивного эффекта обучения в целях стратегического развития организации повышение квалификации руководства должно сочетаться пусть и с краткосрочным, но стабильным обучением персонала.

Известно, что двухдневный семинар не может дать быстрых и «долгоиграющих» эффектов (хотя любое обучение полезно!) и что системное обучение напрямую отражается на качестве работы кадров и имеет свою серьезную долю в прочном перспективном успехе.

Краткосрочные учебные мероприятия полезны, когда речь идет о повседневных задачах и деятельности коллектива и при условии их определенной периодичности. Важно и возможно путем коротких тренингов решить на определенный срок проблемы тайм-менеджмента, организации документооборота, внутреннего распорядка дня, делопроизводства, системы текущей отчетности, делового протокола, этикета и внутрикорпоративной этики. Немаловажно решать с помощью обучения актуальные для конкретной политической структуры задачи по наполнению и совершенствованию содержания деятельности, погруженности в каждодневную практическую деятельность (обучение «кейсами»), формированию необходимых персоналу данной организации навыков, командообразованию и получению информации о деятельности всех подразделений каждым обучающимся сотрудником. К этому можно добавить достаточно широкие возможности «сетевого» или «каскадного» подхода в формах организации систематического обучения в партиях и общественных организациях.

Важно знать и учитывать законы и принципы организации обра-

зования как части социума. В силу специфики момента - периода становления, молодости всех наших политических организаций - нужен поиск новых подходов к системе повышения квалификации. И если система профессионального образования сегодня упустит свои шансы и, следовательно, свои будущие выгоды, завтра уже не сумеет конкурировать с теми структурами, которые вырастут в сфере политики.

Развитие, особенно в гуманитарной сфере, коей является политическая жизнь и управленческая деятельность, всегда требует рефлексивных процессов. На чем они должны строиться? На знании, - эффективнее всего - в процессе его получения. Это - первая необходимость обучения.

Политическая организация всегда решает идеологические задачи; в первую очередь, формирует свою идеологию, выполняет функции по формированию идеологической повестки в своей организации и подчас - в стране. Следовательно, без изучения идеологических вопросов, обучения решению идеологических задач нет партии как самостоятельной политической силы. Исторический мировой политический опыт говорит о том, что, если партии - марионетки, а не политические силы, это создает реальные предпосылки не только для спрогнозированных свыше, но и для непредсказуемых политических манипуляций. Если говорить о КПСС, то ее развал случился в том числе и из-за превращения идеологии в слишком жесткую конструкцию, подавлявшую общественную жизнь, что не может длиться вечно. Однако любая партия развалится, если не будет иметь, формировать своего идеологического стержня, предлагать обществу (но не задавать в качестве единственной данности, как делала КПСС) свою идеологию, приучаться видеть в ней свою силу. В этом - вторая необходимость обучения.

Полагаем, что условия борьбы в политике не менее жестки, чем в бизнесе, особенно в силу узости властной площадки относительно количества желающих на ней постоять. Не всегда в политику приходят яркие деятели с Божьим даром ораторов и мыслителей. Переход на выборы по партийным спискам, имеющий свои плюсы, именно эту ситуацию ухудшил, человеку персонально уже не надо быть кем-то, уметь убедить всех или многих проголосовать за себя, как это делали одномандатники. (Заметим, что ситуация с «праймериз» в «Единой России» задачу выдвижения лучших не решила в силу нашего менталитета с привычкой «порадеть родному человечку» и воспользоваться «телефонным правом».) В партиях есть свои политические «тяжеловесы»,

«паровозы», которые «вытягивают» весь список. Поэтому сразу и возникает задача - срочно учить новоявленных политиков, но нет - этого не происходит. Мало-мальски серьезная коммерческая структура учит своих сотрудников, индивидуальный предприниматель с рынка уже ищет для себя курсы и бизнес-тренинги в Интернете, однако, в любой из наших российских партий нет системного обучения премудростям политической работы и политической борьбы. Это - третья необходимость обучения.

Среди эффективных и рациональных путей обучения выделим два: создание образовательной организации или учреждения с четкой структурой и своей сферой ответственности либо обращение к существующим, стабильно работающим учреждениям профессионального образования в качестве постоянных партнеров, единомышленников, осуществляющих научный поиск и апробирующих новые подходы. В таком случае не находится места псевдоновым технологиям и приемам, например, в виде разовых массовых околообразовательных акций или тоталитарных образовательных идей. Конечно, если надо обучить некую массу людей приемам «оранжевых революций», то это тоже обучение толпы опытными «кукловодами» от политики для решения конкретной задачи. Опыт показывает, что такое обучение, особенно молодежи, не должно быть функцией политических структур: оно несет угрозу спокойствию общества. Без фундаментальных подходов, без реального гуманитарного политического знания, без идеологического развития личности фрагментарное технологическое обучение может оказаться опасным, может сформировать значительные массы людей, стремящихся в политику, во власть «без царя в голове», но с навыками революционеров.

Политические события последних полутора лет говорят не о росте самосознания граждан и укреплении гражданского общества, а как раз наоборот - о шаткости общественно-политических убеждений людей, об отсутствии идеологической работы (в стране в целом, и в политических партиях, в частности), о слабости гражданского общества, которое по-прежнему управляется «кукловодами», и неважно для нас в данном вопросе, с какой они стороны. Это положение вещей грозит стагнацией гражданского общества, разрушением пока еще некрепких его конструкций, слабой управляемостью ситуацией со стороны политических сил конструктивного толка. На сами партии распространяется ответственность перед «потребителем», которым в данном случае

выступает избиратель, и за общую стратегию, и за порядок проведения политических и иных нововведений в стране, и за текущую деятельность властей, то есть конкурентоспособность той или иной партии на политическом рынке должна зависеть от нее самой. Иными словами, на политическом пространстве должны быть эффективные субъекты управленческой деятельности, реальные лидеры, а не «трансляторы» указаний свыше. Проверку политическими штормами не выдерживает ни одна из существующих партий.

Для того чтобы стать субъектом политической воли, нужно быть подготовленным. Важно быть подготовленным к восприятию и осуществлению своей деятельности как к личной ценности, к реализации самого себя посредством исполнения значимой социальной роли. Однако ценностно-ориентированное отношение к своей деятельности далеко не всегда задано, оно формируется в процессе познания. Такое формирование важно для политиков, ньюсмейкеров, партийных кадровых работников. Раскрыть смыслы, показать ценность тех или иных действий для личности, обсудить перспективы развития и организации, и самой личности - это возможно сделать в процессе обучения. В обучающей ситуации опыт воспринимается эффективнее, а общение опытных, известных политиков с обучающимися конструктивнее, чем в рабочем режиме, при выдаче заданий и обсуждении конкретных вопросов текущей деятельности.

Для работы в политической структуре нужна высокая мотивация у каждого исполнителя, поэтому нужно не жалеть времени и иных ресурсов на разъяснение смысла целей и задач организации, формирование личностных целей. Высокая эмоциональная окраска деятельности всегда приносит ощутимые плоды, формирует эффективную команду, нацеленную на успех. Равнодушие и непонимание общих задач, незнание всего пространства деятельности влечет отсутствие мотивации к победе, отсутствие единого командного духа, что губительно для любой организации. Это постоянная работа в специально созданной учебной обстановке, и это важная причина для создания постоянно действующей учебной структуры в партии. Сможет ли такой формат предложить действующая система профессионального образования? Быть партийным функционером в нашей стране не учат нигде, хотя во многих европейских государствах успешно функционируют крупные партийные школы. Вне обучения даже у способных менеджеров, пришедших работать в партию из бизнеса, с госслужбы и т.д., много

времени уходит на освоение этой специфики в ходе практической деятельности.

Существенный вопрос: кого учить? В политике ощутим кадровый голод. Нестабильность нашей молодой политической жизни подчас отпугивает высоких профессионалов из различных сфер, но привлекает жаждущих власти ради власти или лоббирования своих интересов. Как известно, кадровая работа имеет две части: подбор и обучение. Сегодня, как мы уже отметили выше, заметен перегиб: идет поиск новых лиц, но никто не говорит об их обучении для решения поставленных задач. Люди с высшим образованием, зарекомендовавшие себя как способные менеджеры в иных, неполитических организациях не являются достаточно подготовленными в сфере политики, и наоборот, поэтому требуется систематическая обучающая работа. Конечно, можно говорить о коучинге руководителя относительно таких людей или о наставничестве, однако, и этому весь контингент также надо учить. Применение актуального ныне в бизнесе обучения на рабочих местах, не будучи системно оформленным, дает слабые результаты. Вторая причина низкой эффективности «домашнего» обучения - это незнание обучающими азов педагогических технологий, неумение донести знания, дать навыки и умения с помощью специальных методов и технологичных приемов. Добавим, что не все люди хотят этим заниматься и тратить свои усилия и время на обучение неподготовленных новых сотрудников. Тьюторство и наставничество должны быть поставлены на системную основу и в плане организации, и в плане финансирования этого вида работы специалистов.

Обратимся вновь к системному характеру непрерывного образования, чтобы еще раз подчеркнуть его значение в условиях быстро изменяющихся политических, социальных реалий, бессчетного умножения технологий в информационном мире. Факт обучения свидетельствует о наличии некоей образовательной среды, то есть любой образовательный процесс происходит в образовательной среде, характеристики которой не просто влияют, но определяют его качество и успешность. Одновременно очень важными оказываются и характеристики всей общественно-политической среды, которую мы здесь назовем мега-средой и которая в политическом пространстве весьма активно и непосредственно влияет на среду образовательную.

Эффективность в системе непрерывного профессионального политического обучения при таком объективно существующем взаимо-

действии определяется:

• идеологическими основами и их отражением в образовательной среде;

• независимостью образовательной среды от официальных установок в конкретных политических структурах;

• мотивацией субъектов образовательной среды, формируемой ме-га-средой и установками;

• уровнем способностей обучающегося и готовностью к обучению в предложенной образовательной среде;

• профессиональной пригодностью представителей образовательной среды (преподавателей) и их соответствием мега-среде;

• наличием традиций в данной образовательной среде и их адекватностью традициям мега-среды;

• открытостью и качеством информации об образовательной среде в мега-среде;

• наличием современной научно-педагогической литературы, учебно-методических материалов и программ.

В новых условиях развития российского общества все большее внимание следует уделять формированию у политических деятелей и политических функционеров гражданской ответственности, самосознания, культуры, толерантности, способности к успешной социализации и адаптации к современной мега-среде.

В плане политического непрерывного образования образовательный процесс окрашен своеобразием целей и задач, особыми методами их решения. Образование здесь, кроме того, что ощущает влияние политико-экономической жизни страны, еще и зависит от периода и этапа политического развития, расклада политических сил, состояния экономики и финансовой сферы, рыночных механизмов, а также от прямого воздействия - в силу специфичности формирования социально-политического пространства в современной России - государственно-административной власти.

По этой причине при организации непрерывного политического образования в условиях значительного влияния мега-среды надо признать приоритетность научного подхода к содержанию обучения, то есть именно научный анализ, экспертные оценки научного сообщества и научное видение процессов, научное обоснование технологий и методик практической деятельности могут повысить эффективность обучения. Не умаляя важности обмена опытом, не подвергая сомнению

полезность инструкций и практик, подчеркнем, что только научное обоснование деятельности, понимание первопричин и предварительная оценка будущих результатов с помощью научного инструментария, понимание законов общественно-политического развития качественно изменяют уровень представлений обучающихся и в итоге

- результативность их работы в дальнейшем.

Современный технологичный подход к целевому практико-ориен-тированному обучению требует применения в комплексе целого ряда образовательных подходов и технологий. Не случайно многие политические партии в зарубежных странах обычно имеют такие образовательные структуры, обеспечивающие новые творческие стратегии непрерывного обучения. Иными словами, речь идет об активно используемом на Западе управлении знаниями [3, 4].

Примерно такой видится модель современного непрерывного образования в сфере политики, которая может быть идентифицирована по различным признакам, может подлежать планируемым изменениям с предсказуемыми (ожидаемыми) результатами, которые при всей их новизне сохраняют системные качества модели. Как можно видеть, это определение выглядит достаточно самостоятельной характеристикой системы непрерывного образования в политике.

—Литература—

1. Марков В.Н. Система Народного Образования в Р.С.Ф.С.Р. Издание Вольского УОНО, 1923г.

2. Иванова C.B. Новые вызовы системе подготовки профессионалов в бизнесе и политике // Вестник Российского философского общества.

- 2009. - №4.

3. Разработка стратегии корпоративного обучения. Электронный ресурс: www.trainings.ru/ со ссылкой на /www.e-xecutive.ru

4. Jenkins J. Open learning for an open society - some dilemmas for distance education / The Seventh Annual Conference of the European Distance Education Network (EDEN) in 1998, "Universities in a digital era -transformation, innovation and tradition: roles and perspectives of open and distance learning" University of Bologna, Italy 1998 EDEN, 1998

18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.