Тулин Е.В., Пашинский В.Н.
О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ, ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПОВЫШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ АССОЦИАЦИИ «ЛЕНПЛОДООВОЩ»
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Агрофизический научно-исследовательский институт, Санкт-Петербург;
Ассоциация «Ленплодоовощ», Санкт-Петербург, [email protected]
"Насколько возрастет наша власть над физическими факторами урожая, когда мы будем точно знать требования растений, и когда агротехника получит возможность опереться на количественную теорию процессов, протекающих в почве, в растении, в окружающем воздухе!"
Иоффе А.Ф.
На общем собрании предприятий Ассоциации «Ленплодоовощ» ( Агрофизический НИИ, 15.10.15) обсуждались вопросы: современного состояния сельского хозяйства и предприятий Ассоциации «Ленплодоовощ»; о необходимости принятия неотложных мер по импортозамещению, обеспечению продовольственной безопасности и повышению экономической эффективности предприятий Ассоциации «Ленплодоовощ»; о необходимости кооперации предприятий по вопросам хранения, переработки и реализации продукции, подготовки кадров, кредитования, юридической защиты интересов сельскохозяйственных предприятий, - и государственной поддержки предприятий, в том числе, за счёт государственно-частного партнёрства, создания на льготных условиях отечественной сети магазинов.
Научно-производственный совет (НПС) Ассоциации «Ленплодоовощ» 14.08.15 (Белоостровская, д.26) и 18.09.15 (ПЗ «Приневское») на своих заседаниях дважды обсуждал данные вопросы, и поручил Тулину Е.В. выступить на внеочередном собрании членов Ассоциации «Ленплодоовощ» Доклад содержит предложения членов НПС, в том числе Ковальчука Ю.К.
Ассоциация «Ленплодоовощ» была создана 23 года тому назад, когда «рыночными» реформами был разорван агропромышленный комплекс страны. Базы хранения продукции и 350 магазинов отобрали у нас без всякой компенсации
нанесённого ущерба.
В результате ставки на импорт продовольствия из США, ЕС категории для развивающихся стран и прекращения Правительством С-Петербурга закупок продовольствия у с/х Ленинградской области, его производство в регионе сокращено в 2-4 раза табл.1.
Таблица 1
Объёмы сокращения производства сельскохозяйственной продукции
Показатели 1990 2001 2005 2010 2012 2013 2014 1990 к 2010г, раз
Молока 952,0. 497,8 494,6 502,5 523,1 514,1 523,7 1,9
Говядины 79,7 20,2 20,7 22,7 23,0 3,5
Свинины 72,2 5,8 3,0 24,7 29,5 2,5
Овощей 239,3 157,9 140,5 139.2 148,2 129,4 129,4 1,7
Картофеля 300,0 165,6 100,9 106,1 110,7 88,7 83,4 2,8
Поголовье 551,2 202,9 171,4 163,9 165, 8 162,5 161,7 3,4
КРС
в т.ч. коров 226,4 93,2 78,2 76,5 73,4 70,0 70,4 2,9
Свиней 585,1 93,1 33,6 167,5 180,1 180,7 183,3 3,5
По урожайности овощей за три последние десятилетки мы имеем: до 1990 года (до создания Ассоциации) - 200 ц/га, за 1990-2000 г.г. -280 ц/га, за 2000-2010 г. г. - 500 ц/га.
В 1993 году мы производили 30% овощей от объёма производства Ленинградской области, сейчас — 90%, по картофелю соответственно «0» и 60%, по молоку сейчас производим 20% от объёмов области. Эти показатели достигнуты при практически нулевой государственной поддержке и суровых природно-кли-магических условиях севера России.
Ассоциация «Ленплодоовощ» на протяжении 11 последних лет лидирует по урожайности овощных культур среди всех регионов России (диаграмма, Рис.1, 2).
Диаграмма средней урожайности овощей по регионам России и Ассоциации «Ленплодоовощ»
у 0,0002х5- 0,0148к4 ( 0,3422х3- 3,3564*' I 14,939* ^ 0,9231
Урожайность, т/га
70
60
1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Рис. 1 Динамика урожайности овощей предприятий Асоциации «Ленплодоовощ» за 1993-2014 г.г.
Из представленных данных даже невооруженным глазом видно, что развитие сельскохозяйственного производства (на примере самой критичной его области овощеводства) поступательно возрастало, вплоть до 2011 г. Причем устойчивость развития овощеводства неуклонно проявлялась вопреки складывающимся с 1991 г неблагоприятным для производства экономическим условиям.
В настоящее время наши хозяйства, вышедшие на максимальную производительность, не уступают, а по урожайности опережают страны, расположенные в более комфортных агроклиматических, агропроизводсвенных и финансовых условиях.
Так средняя урожайность овощей предприятий Ассоциации «Ленплодо-овощ» за период с 2001 по 2010 г.г. составила 275 и 525 ц/га, это при сравнении с данными FAOSTAT, из книги «Российские реформы в цифрах и фактах») в 2,5 раза больше чем в среднем за этот же период по России (145-185), в два раза больше чем в среднем во Франции (230-230), в Китае (190-230), в Польше (235300), в Норвегии (280-250), и в полтора раза больше чем в США (275-320) и Германии (400-330).
Несмотря на наращивание объёмов производства, четырёхкратное повышение урожайности и надоев молока, снижение трудозатрат и ресурсов (в том числе, четырёхкратное сокращение применения дорогостоящих минеральных удобрений) — рентабельность производства за эти годы постоянно снижалась по экспоненте (Рис.2) и достигла минусовых показателей. Предприятия Ассоциации «Ленплодоовощ» использовали все свои внутренние резервы.
Раньше, 75% от выручки продукции шло сельхозтоваропроизводителю, а 25% предприятиям переработки и торговли.
А сейчас всё с точностью до наоборот.
И рентабельность в 2012 году у предприятий Ассоциации упала до «5,7%». В 2013 году рентабельность составила «-0,3%».
Рассмотрим более подробно себестоимость и рентабельность производства молока на примере предприятий Ассоциации «Ленплодоовощ» за пять лет с 2006 по 2010 год.
Таблица 3
Ущерб, который несут ежегодно предприятия Ассоциации «Ленплодоовощ» из-за внутриотраслевой расбалансированности рынка молока
и покупатели продукции
Показатели 2006 2007 2008 2009 2010 2015
Валовое производство молока, т 99541 92565 93895 86818 116341 99574
Себестоимость молока, полная, руб/кг 7,65 9,51 12,85 12,87 13,50 19,80
Средняя цена закупочная, факт, руб/кг 8,36 10,39 14,53 13,93 15,53 21,62
Уровень рентабельности молока факт, % 9,28 9,20 13,40 7,60 15,00 9,20
Розничная цена потребителя факт, руб/кг 18,2 20,1 30,89 31,13 37,0 60,00
Нормативная закупочная цена, руб/кг 12,74 14,07 21,62 21,80 25,90 42,00
Недоплата сельхозпредприятиям , руб/кг 4,38 3,68 7,09 7,87 10,37 20,38
Ущерб сельхозпроизводителям, млн. руб. 436,0 340,6 665,7 683,2 1206,4 2029,3
Нормативная розничная цена, руб/кг 11,44 14,2 19,2 18,83 20,77 ,74
Превышение розничной цены, руб/кг 6,76 5,90 11,69 12,30 16,23 34,26
Ущерб потребителям (покупателям), млн. руб. 672,9 546,1 1096,7 1067,9 1888,2 3411,4
Предприятия Ассоциации «Ленплодоовощ», только на молоке, только за счёт внутриотраслевой разбалансированности рынка теряют 2 мрд. рублей ежегодно. 70% затрат при производстве молока несёт сельхозтоваропроизводитель, молокопереработка — 22%, и 8% торговля. В соответствии с понесёнными затратами и прибыль должна распределяться в такой же пропорции, согласно 53 ФЗ. Нужно, чтобы 53 ФЗ России от 02.12.94 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» - наши чиновники в регионах начали исполнять, сейчас они его саботируют. Вся прибыль остаётся у наших партнёров по молоку. В основном у иностранных транснациональных компаний (ТНК), действующих на нашем рынке.
Вот кому мы, как покупатели, несём в магазины наши деньги, тем самым мы поддерживаем за рубежных фермеров и торговцев, владельцев торговых сетей. Ниже приводим список сетевых магазинов и их владельцев
Список сетевых магазинов и их владельцев
1 .«Ашан» (Франция),
2.«О кей» (Люксембург),
3. «Пятёрочка» (Нидерланды),
4. «Перекресток» (Нидерланды),
5. «Карусель» (Нидерланды),
6. «<MetroCash&Carry»> (Германия),
7_ «Лента» (Британские Виргинские острова) 8. «Глобус» (Кипр), Э. «Билла»* (Австрия), 1 О. «Зелырос» (Германия),
11. «Leroy Гч/lerlin»» (Франция),
12. «Магнит» (Кипрский офшор Lavreno l_tci.),
13. «Копейка» (Нидерланды),
14. «1Ч/1ы» (Нидерланды).
15. «Меркадо суперцентр» (Нидерланды),
16. «Корзинка» (Нидерланды», 1 7". «Патэрсон» (нидерланды), 18. «Народный» (Нидерланды), 1 Э. ««Оимбирка» (Нидерланды), 20. «Провиант»* (Нидерланды), 21 . ««Ярмарка»» (Нидерланды),
22. «Тройка» (Нидерланды),
23. ««Семья»» (Нидерланды),
24. ««Экономная семья» (Нидерланды),
25. <<Гч/1 ир продуктов»» (Нидерланды), 28. «А5» (Нидерланды),
27". ««Spar»» (Нидерланды),
28. ««Универсам»» (Нидерланды),
29. ««Тамерлан» (Нидерланды),
30. ««Покупочка»» (Нидерланды).
Учитывая важность введения в регионах федерального закона №53-ФЗ от 02.12.94 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» приводим шесть пунктов статьи 6, этого
закона «Расчеты за сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, закупаемые и поставляемые для государственных нужд:
1. Правительство Российской Федерации ежегодно по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представителями общественных объединений, выражающих интересы товаропроизводителей (поставщиков) и потребителей (покупателей), устанавливает на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд гарантированный уровень закупочных цен, обеспечивающий возмещение материальных затрат и получение дохода товаропроизводителем (поставщиком), достаточного для расширенного воспроизводства.
2. Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации до начала года определяют квоты для товаропроизводителей (поставщиков) на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд по гарантированным ценам.
Квоты могут быть установлены для товаропроизводителей (поставщиков) на всей территории Российской Федерации или на какой-либо ее части.
3. В целях защиты потребителя (покупателя) Правительство Российской Федерации устанавливает нормативное соотношение между стоимостью закупаемого сырья и стоимостью вырабатываемой из него готовой продукции, а также предельный размер торговых надбавок к ценам на продукцию, поставляемую в федеральный фонд, с учетом безубыточной реализации готовой продукции.
Правом соответствующего регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, поступающие в региональные фонды, наделяются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
4. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации гарантируют товаропроизводителям (поставщикам) продукции растениеводства, поставляющим ее для государственных нужд, авансовую оплату в размере не менее 50 процентов от стоимости объема поставок, определенных государственным контрактом, в том числе 25 процентов после заключения государственного контракта и 25 процентов после завершения сева, а по продукции животноводства - выплату дотаций из соответствующего бюджета, обеспечивающих рентабельность ее производства.
5. Расчеты юридических лиц, являющихся потребителями (покупателями) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, с товаропроизводителями (поставщиками), находящимися на территории
Российской Федерации, производятся посредством инкассовой формы расчетов, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственными контрактами.
Срок оплаты за сельскохозяйственную продукцию и сырье, поставленные перерабатывающим и другим предприятиям и организациям, а также за продовольствие, поставленное торговым и другим предприятиям и организациям, при инкассовой форме расчетов - десять дней, а по скоропортящимся товарам - до пяти дней после поступления расчетных документов в банк плательщика.
При наличии устойчивых хозяйственных связей расчеты за сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд осуществляются посредством обязательных платежей не реже трех раз в месяц.
6. Основным документом, определяющим объемы, ассортимент, качество, порядок закупки и поставки, цены, сроки и порядок расчетов за закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, имущественную ответственность, является государственный контракт, регулирующий экономические, правовые и организационно-технические отношения товаропроизводителя (поставщика) и потребителя (покупателя).
Государственный контракт считается действующим по тем договорным ценам, которые на момент его заключения были определены по соглашению между товаропроизводителем (поставщиком) и потребителем (покупателем), и не может быть в последующем расторгнут одной из сторон на основании несогласия с установленной ценой. Определенные в государственном контракте на момент расчета цены на закупаемую и поставляемую сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд индексируются с учетом уровня инфляции.
Государственный контракт на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд заключается до начала года.»
Но к сожалению, в России с 90 х годов, по оценке экспертов (Верещагин С.Г., 2006, Глазьев, Примаков, Зюганов) работает теневая экономика — до 4050%. Федеральный закон по борьбе с теневой экономикой практически не работает (ФЗ №115 от 07.08.2001). Не работают и другие законы. ФЗ о некоммерческих организациях (НКО), иностранных агентах. Не введены нормы федеральных законов в регионах, в частности: -№53-Ф3 от 02.12.94 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государствен-
ных нужд»; -№100-ФЗ от 14.07.97 «О государственном регулировании агропромышленного производства»; -№63-ФЗ от 14.04.98 «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли».
Не работает в полной мере и Указ Президента РФ №120 от 30.01.10г. «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». Согласно данного Указа поставлена главная задача перед АПК,- обеспечить население России на 80-95 % отечественными качественными продуктами питания.
Одной из главных причин сложившегося положения, является уход государства от хозяйственной деятельности. Это наглядно демонстрируют данные таблицы 4.
Таблица 4
Изменение доли государственной собственности в ведущих странах мира за период 1998-2007 годы (Григорьев И.Л.)
Страны 1998 г 2007 г
Доля государственной соб-
ственности, %
Франция 54,3% 59,9%
Германия 46,9% 55,1%
Италия 49,1% 56,6%
Япония 36,9% 45,2%
Великобритания 47,1%
США 32,8% 39,1%
Россия 45,0% 18,0%
Из приведённых в таблице данных видно, что доля государственной собственности за десять лет в ведущих странах мира возросла: на 5,3% во Франции, на 8,2% в Германии, на 7,5% в Италии, на 8,3% в Японии и на 6,3% в США, достигнув в целом 40-60%, и лишь в России доля государственной собственности за этот же период (1998-2007) снизилась обвально с 45 до 18%. Вера в автоматизм функционирования капиталистического производства, что рынок всё отрегулирует, - основательно подорвана. Государство превратилось в активного участника хозяйственной деятельности.
Кроме того, эти страны в отличии от России, активно помогают крестьянам (рис. 3)
Новая Зейландия Австралия Мексика США Кэнада Турция Япония Корея Швейцария Норвегия Исландия Евросоюз ОЭСР & среднем СССР(Россия)
■ Поддержка сельского хозяйстоа 2004-2006гг. ■ Поддержка сельского хозяйства 198&-1938гг.
Рис. 3. Доля государственной поддержки в доходах сельскохозяйственных товаропроизводителей в России и зарубежных странах
На рис.3 показана доля государственной поддержки в доходах сельскохозяйственных товаропроизводителей в России и зарубежных странах. Так в Канаде, Японии, Корее, Швейцарии, Норвегии, Исландии и Евросоюзе в целом государственная поддержка составляет 40- 75%, а в России она находится на уровне 5%. Это наглядно демонстрирует межстрановую разбалансированность рынка.
На примере представленных материалов можно сделать вывод, что в настоящее время сельскохозяйственное производство России исчерпало запас устойчивости. Рентабельность производства не может находиться в минусовой зоне.
Возникает естественный вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ? От государства трудно в создавшейся ситуации ждать серьёзной финансовой поддержки, но для введения в регионах России федерального закона номер 53 о государственных закупках и государственном заказе — необходима прежде всего политическая воля руководителей и исполнение прокурорами своих прямых обязанностей.
Кроме того, с учётом отечественного и зарубежного опыта необходимо использовать кооперацию. Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-! «О потребитель-
0 20 40 60 80 100
ской кооперации..» «Потребительское общество — это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения... паевых взносов для торговой ... производственной и иной деятельности, в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов».
В кооперативе, согласно закона, нет реализации. А есть обмен товарами и услугами, а следовательно нет и налогообложения. Кооперация это система, в том числе по привлечению денег от населения.
Для решения задач стоящих перед предприятиями Ассоциации нужна постоянно действующая структура с сильной юридической и торговой службой. Для реализации с/х продукции нам необходимо создавать свою торговую сеть и перерабатывающие предприятия. Необходимо создать структуру, которую будут уважать и в Правительстве России и правительствах регионов. Как это сделано у наших соседей в Финляндии. Мы должны создать кооператив с выходом на международный рынок. Должны быть заключены договора между хозяйствами и общий генеральный договор.
И такая работа уже началась. Формируются столы заказов. Создана в Ассоциации «Ленплодоовощ» на базе ПЗ «Приневское», ФГБНУ АФИ, ПЗ «Красноармейский» Ленинградская международная школа растениеводства, овощеводства и молочного животноводства им. Академика В.Н. Пашинского, для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов. Создается на базе Меньковского филиала АФИ и «Белогорки» Селекционно-семеноводческий центр, для обеспечения с/х товаропроизводителей СЗФО России отечественными, адаптированными к местным условиях, высококачественными семенами полевых культур. Осуществляется дальнейшее совершенствование технологий производства. Листовая диагностика. Если в 2014 году было всего одно хозяйство ПЗ «Приневское» со 100% балансом питательных веществ в почве, то в этом году их стало уже 5, в том числе и Меньковский филиал АФИ.
Создание Кооператива Ассоциации «Ленплодоовощ» будет способствовать улучшению экономического состояния предприятий, повышению урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности молочного стада и повышению производительности труда, а также снижению себестоимости продукции и обеспечению стабильности сельскохозяйственного производства. Для обеспечения жителей регионов экологически чистой сельскохозяйственной продукцией
местного производства и по доступным ценам, - взамен изъятых из отрасли овощеводства и животноводства 350 магазинов и переданных в период перестройки иностранным гражданам, - необходимо обратиться к исполнительным органам Санкт-Петербурга и Ленинградской области с просьбой, выделить бесплатно, в порядке компенсации, производственные площади Кооперативу Ассоциации «Ленплодоовощ» для организации переработки и реализации без посредников сельскохозяйственной продукции, которая в настоящее время закупается у предприятий по ничтожно низким ценам, не покрывающим затраты на производство, а продаётся жителям города и области по ценам в несколько раз превышающим закупочные.
В сложившейся на сегодня кризисной экономической ситуации — необходимо активно развивать кооперацию в различных направлениях нашей работы. Общеизвестно, что овощи - родник здоровья и их должно быть 70-80% в рационе питания человека.