Научная статья на тему 'О НЕОБХОДИМОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО КЛИНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

О НЕОБХОДИМОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО КЛИНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ТРУДОУСТРОЙСТВО / EMPLOYMENT / ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / LEGAL CLINIC / ЮРИДИЧЕСКОЕ КЛИНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL CLINICAL EDUCATION / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / AND LEGAL ASSISTANCE / COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Януш Екатерина Вячеславовна

В данной статье рассмотрены основные проблемы становления и развития юридического клинического образования в РФ, обоснована значимость клинического образования как прикладного элемента, позволяющего в дальнейшем разрешить проблему с трудоустройством выпускников юридических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE NECESSITY OF CLINICAL LEGAL EDUCATION

This article describes the main problems of formation and development of legal clinical education in the Russian Federation, the author substantiates importance of the significance given clinical education, as an applied element, allowing to solve the problem of employment of graduates of legal-ski universities.

Текст научной работы на тему «О НЕОБХОДИМОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО КЛИНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ЯНУШ Екатерина Вячеславовна,

аспирант кафедры гражданского права Юридического института Иркутского государственного университета

Научный руководитель: Чебунин Алексей Викторович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Юридического института Иркутского государственного университета

12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право.

УДК - 347 ББК - 67.404

О НЕОБХОДИМОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО КЛИНИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные проблемы становления и развития юридического клинического образования в РФ, обоснована значимость клинического образования как прикладного элемента, позволяющего в дальнейшем разрешить проблему с трудоустройством выпускников юридических вузов.

Ключевые слова: профессиональные качества, трудоустройство, юридическая клиника, юридическое клиническое образование, юридическая помощь.

IANUSH Ekaterina Vyacheslavovna,

graduate student, Department of civil law Law Institute Irkutsk state University

ON THE NECESSITY OF CLINICAL LEGAL EDUCATION

Summary. This article describes the main problems of formation and development of legal clinical education in the Russian Federation, the author substantiates importance of the significance given clinical education, as an applied element, allowing to solve the problem of employment of graduates of legal-ski universities.

Keywords: competencies, employment, legal clinic, legal clinical education, and legal assistance.

Востребованность юридических услуг, ввиду развития экономических отношений и усложнения законодательства, возрастает с каждым днем, однако выпускники юридических вузов зачастую сталкиваются с проблемой трудоустройства. Как же так, спрос на услуги есть, а работы нет?

В связи со сложившейся ситуацией нами были проведены исследования, опрошены студенты и выпускники юридических институтов. Основной вопрос, который задавался студентам: каковы причины в отказе в приеме на работу, какие сложности возникли при поиске работы по специальности?

На основании проведенного исследования было выявлено, что выпускники юридических вузов, обладая прекрасными теоретическими познаниями, теряются на практике, поскольку за период обучения в высших учебных заведениях студенты получают теоретические знания, отсутствует прикладной характер обучения. Семинарские (практические) занятия в группе, где один преподаватель и двадцать студентов сводятся к решению задач, что также имеет не только положительные стороны (развивается навык поиска нормы права, подлежащей применению, навык толкования норм и пр.), но и отрицательные: студенты воспринимают задачу обезличенно, у них нет заинтересованности в удовлетворении интересов гражданина А. или гражданина Б., и они решают задачу с точки зрения общей теории. В то время как юрист должен быть, прежде всего, клиен-тоориентированным, все действия юриста должны сводиться к поиску правовых способов удовлетворения интересов клиента.

Таким образом, у студентов отсутствует опыт общения с людьми в рамках исполнения своих профессиональных обязанностей: они не умеют консультировать граждан (не умеют формулировать наводящие вопросы, держать профессиональную дистанцию и пр.), толковать законы и разъяснять их обывательским языком, теряются при напоре со стороны клиента, зачастую пытаются разрешать проблему с точки зрения правильности, а не через клиенто-ориентированный подход. Отсутствие вышеуказанных навыков приводит к тому,

что студенты-юристы не могут трудоустроиться; на собеседовании в юридических фирмах или государственных органах им чаще всего предлагают разрешить ту или иную ситуацию, явно указывая на желаемый результат, а студент привык к иной формулировке задачи. Помимо этого, у новоиспеченного специалиста отсутствует опыт работы с людьми, опыт составления многих процессуальных документов. Такой специалист не выгоден для работодателя.

На наш взгляд, единственным способом разрешения данной проблемы является введение прикладного элемента образования в качестве обязательного для всех студентов, обучающихся по специальности юриспруденции. Таким элементом может стать параллельная с учебой работа в юридической клинике.

Термин «юридическая клиника» относительно молод, впервые этот термин встречается в работе Дмитрия Ивановича Мейера «О значении практики в системе юридического образования» 1855 г. Именно Мейер назвал подобные сообщества студентов клиниками, подразумевая под клиникой применение знания на практике, к делу. К концу девятнадцатого века термин получил широкое использование и прочно вошел в обиход в связи с обсуждением вопроса о преподавании права в России.

Немного позже, в 1897 г., Иосиф Соломонович Иосилевич весьма наглядно сформулировал задачу юридической клиники: наглядное применение норм права, когда студент из роли зрителя переходит в роль тяжущейся стороны, которая, в силу личной заинтересованности, начинает обращать внимание на поистине важные факты и перестает спорить о фактах, мало влияющих на ход дела.

И.С. Иосилевич опубликовал в «Юридической газете» за 1897-1898 гг. цикл из 30 практических статей под общим названием «Юридическая клиника» [1, с. 1].

Что касается зарубежного опыта, то первое упоминание термина связано с именем профессора Георга Фроммгольда, который в 1900 г. опубликовал в журнале «Deutsche Juristen-Zeitung» статью под названием «Juristische Kliniken» [5, с. 448, 449]. «Указывая на то огромное значение,

какое имеют для врачебной практики клиники, существующие при медицинских факультетах и академиях, Фроммгольд предлагает наподобие их устроить клиники при юридических высших учебных заведениях. В таких клиниках учащиеся разбирали бы под руководством профессора не вымышленные или отжившие юридические казусы, а оказывали бы непосредственную юридическую помощь нуждающимся в том лицам, занимаясь живыми, неразрешенными еще делами», — писал Г. Фроммгольд [5, с. 448, 449].

Не вдаваясь в историю возникновения юридических клиник, перейдем к описанию сути деятельности клиник и проанализируем их способность повысить качество и юридического образования, и конкурентоспособность новоиспеченных специалистов.

Юридическая клиника представляет собой некоммерческое образование, создаваемое при высших учебных заведениях, целью которого является оказание бесплатной юридической помощи населению.

Правовое регулирование деятельности юридических клиник на территории России осуществляется с помощью таких нормативных правовых актов, как:

1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее -ФЗ № 324).

2. Законы субъектов РФ о бесплатной юридической помощи (например, Закон Иркутской области от 06.11.2012 № 105-ОЗ).

3. Локальные акты, издаваемые в учебных заведениях, в которых работают юридические клиники.

4. Локальные акты юридических клиник.

Как правило, юридические клиники

организуются при высших учебных заведениях, чтобы предоставлять возможность желающим студентам приобретать опыт консультирования граждан, а преподавателям - поддерживать свой профессиональный уровень, применяя теоретические знания на практике.

Юридические клиники в той форме, в которой они действуют на сегодняшний день, представляется неким аналогом ин-

тернатуры в медицинских вузах. В обоих случаях студенты учатся применять свои знания, полученные в ходе теоретических занятий, на практике. Причем не в вымышленных условиях устаревших задачников и практикумов, а в реальных условиях, когда помимо фактов есть и эмоции, и интересы.

Чтобы деятельность юридических клиник в России носила унифицированный характер, был создан Центр развития юридических клиник.

Центр развития юридических клиник осуществляет как методологическую работу, связанную с выработкой и распространением основных принципов, идей и методов юридического клинического образования, так и деятельность по их унификации путем разработки общих рекомендаций. Центр юридических клиник регулярно проводит специальные мероприятия: семинары, конференции, различные тренинги, открытые лекции, и т.п. - для преподавателей и для студентов-консультантов, занятых в работе юридических клиник по актуальным вопросам работы юридических клиник в России и за рубежом. Нельзя не отметить и такое важное направление его деятельности, как налаживание взаимовыгодных связей между юридическим сообществом, юридическими вузами и факультетами, юридическими клиниками России, органами государственной власти, общественными организациями и аналогичными институтами зарубежных государств.

Таким образом, юридические клиники в России - это целая система некоммерческих организаций, функционирующих на основании единых принципов и правил.

Юридические клиники, обучая своих консультантов, выполняют очень важную социальную функцию - оказание юридическую помощи малоимущим гражданам, инвалидам, пенсионерам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и т.д. (перечень категорий социально не защищенных граждан, которым может быть оказана бесплатная юридическая помощь, определяется уставом и положением о юридической клинике). Однако это отнюдь не означает, что клиники не могут ока-

зать помощь и другим слоям населения. Поскольку одним из принципов бесплатной юридической помощи является ее доступность, юридические клиники не требуют документарного подтверждения статуса малоимущего или иного, обосновывая это тем, что для получения документарного подтверждения требуется существенное количество времени, тогда как совершение юридически значимых действий зачастую носит неотложный характер.

Помощь в юридических клиниках, как указано выше, оказывается бесплатно, поскольку юридические клиники действуют в рамках системы бесплатной юридической помощи и являются ее неотъемлемой частью.

Организация юридических клиник при вузах, как это было указано выше, преследует цель — получение студентами практических навыков по выбранной профессии через оказание юридической помощи социально не защищенным категориям граждан. Теоретическая проблема соотношения цели и методов ее достижения имеет и практическую сторону.

В абзаце 10 Приказа Министерства образования и науки РФ от 28 ноября 2012 г. № 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» [3] указывается, что к оказанию бесплатной юридической помощи допускаются на добровольных началах студенты (слушатели), проявившие личную заинтересованность в осуществлении указанной деятельности и обладающие необходимым уровнем общекультурных и профессиональных компетенций, сформированных в процессе освоения соответствующих образовательных программ. При этом уровень профессиональных компетенций студентов (слушателей), необходимых для оказания бесплатной юридической помощи, определяется образовательным учреждением самостоятельно. Решением Верховного Суда РФ от 4 марта 2013 г. № АКПИ13-27 [4], оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного

Суда РФ от 4 июня 2013 г. № АПЛ13-212 [2], абзац первый п. 10 названного Порядка признан не противоречащим действующему законодательству в части, допускающей к оказанию бесплатной юридической помощи только студентов (слушателей), обладающих необходимым уровнем общекультурных и профессиональных компетенций, сформированных в процессе освоения соответствующих образовательных программ. При этом в соответствии со ст. 8 ФЗ № 324, все виды бесплатной юридической помощи, предусмотренные этим Законом, могут оказывать лица, имеющие высшее юридическое образование, если иное не предусмотрено федеральными законами. В пункте 4 ст. 23 ФЗ № 324 предусмотрено исключение: такие виды юридической помощи, как устное и письменное консультирование и написание документов правового характера, могут оказываться студентами-консультантами клиник. Таким образом, законодатель фактически запрещает студенческое представительство граждан в суде и органах государственной власти и местного самоуправления, хотя практика показывает, что это не менее востребованная гражданами юридическая услуга, чем вышеперечисленные. Кроме того, налицо противоречие с гражданским процессуальным законодательством (ст. 49 ГПК РФ), согласно которому единственное требование, предъявляемое к представителю, - дееспособность. А, как показывает практика, население не смущает тот факт, что юридическую помощь им оказывают студенты юридических вузов, в связи с чем отграничить самостоятельную юридическую помощь студента в форме представительства клиенту, обращавшемуся в юридическую клинику, от помощи, оказываемой в рамках юридического клинического обучения, на практике оказывается весьма затруднительно. Поэтому снятие запрета на представительство в судах для студентов-консультантов, на наш взгляд, будет разумным, поскольку лучше пусть студент подготовится к разбирательству при поддержке куратора, нежели самостоятельно.

Однако следует отметить, что многие вузы организуют работу своих юридических клиник иначе, создавая обязательную

практику или семинарские занятия путем включения в учебный план новой дисциплины, привлекая, таким образом, всех студентов. Очевидна необходимость в приведении в соответствие деятельности таких юридических клиник вышеупомянутым законодательным новшествам. Впрочем, если основной целью организации юридического клинического обучения является именно образовательный процесс, то эта модель также небезупречна, поскольку не обеспечивает выпуск одинаково подготовленных с практической точки зрения специалистов, если к такой практике будут допускаться не все, а лишь некоторые студенты, проявившие особенно высокий уровень теоретической подготовки.

На наш взгляд, посещение юридической клиники следует ввести в качестве общеобязательного факультатива для студентов всех юридических вузов нашей страны; такая позиция сформирована на основе трехлетнего опыта работы в юридической клинике Юридического института ИГУ в качестве студента-консультанта, а впоследствии в качестве преподавателя юридической клиники.

Для того чтобы получить помощь в юридической клинике, гражданам следует лишь прийти в выбранную юридическую клинику, принести все документы по делу и довести всю необходимую информацию до студента-консультанта.

Однако в каждой клинике имеются свои особенности ведения приема граждан, но можно выделить некоторые основные моменты:

1 прием — интервьюирование. Посетитель приходит впервые в юридическую клинику, в форме свободного рассказа подробно излагает консультанту суть проблемы. На этом этапе у студента должны развиться навыки интервьюирования. Следует вежливо и корректно направлять посетителя на изложение обстоятельств, имеющих значение для дела, запросить от него необходимые документы, касающиеся вопроса, снять копии. После этого консультант оценивает сложность вопроса, советуется с куратором группы и либо дает ответ на вопрос посетителя по окончании первого приема (если вопрос очень простой), либо

назначает повторный прием (что бывает в большинстве случаев).

2 прием — непосредственно консультирование. Как правило, повторный прием назначается через неделю либо две в зависимости от клиники, объема и сложности дела. За это время консультант успевает подготовить ответ на вопрос и посоветоваться с руководителем, а при необходимости связаться с посетителем и поручить ему сбор необходимых документов или совершение иных неотложных действий. На второй консультации студент-консультант дает подготовленный и проверенный преподавателем ответ посетителю, обязательно разъясняя его. Если у посетителя не остается вопросов, то на этом консультация завершается. На этом этапе у студента вырабатываются навыки анализа ситуации, определения круга обстоятельств, имеющих значение для дела, доказательств, подлежащих доказыванию, поиска правовой нормы, подлежащей применению, толкования нормы права, составления процессуальных документов. Одним из важных навыков является умение разъяснять положение закона доступным для обывателей языком.

Если у посетителя сложный вопрос или несколько вопросов, то может потребоваться три, четыре и более приемов.

Качество оказанной юридической помощи зависит от нескольких факторов:

• во-первых, от наличия опытного руководителя (преподавателя, куратора), который в любой момент консультирования либо по требованию консультанта, либо самостоятельно может оказать помощь в решении вопроса;

• во-вторых, от добровольности посещения юридической клиники, что предопределяет высокий уровень заинтересованности консультанта в правильном разрешении дела. Более того, во многих вузах количество мест в юридических клиниках ограничено, и, чтобы туда попасть, студентам приходится пройти вступительные испытания, что также позволяет допустить к работе только самых заинтересованных и способных;

• в-третьих, от того, что помощь в юридических клиниках не является сиюминут-

ной, то есть в основном на первом приеме не дается ответ на вопрос (за исключением очень простых вопросов). Для подготовки качественного ответа у студента есть запас времени, и он может изучить всю правовую базу, касающуюся данного вопроса, проанализировать судебную практику, если таковая имеется, проконсультироваться с куратором и после этого дать посетителю готовый ответ. Если же посетителю нужен срочный ответ на вопрос (например, составить иск к завтрашнему дню), то юридическая клиника не сможет ему помочь так скоро.

Безусловно, имеются и проблемы в работе юридических клиник. Так, на практике очень сложно обеспечить соблюдение принципа конфиденциальности. Например, в большинстве юридических клиник консультирование проводится сразу несколькими консультантами своих клиентов одновременно, поэтому доступ к конфиденциальной информации относительно обстоятельств дела имеется не только у клиницистов, но и у присутствующих клиентов. К сожалению, обеспечить условия, при которых могло бы производиться индивидуальное консультирование за пределами слышимости не имеющих отношение к делу лиц, не всегда возможно.

Уставы или положения о юридических клиниках, как правило, содержат нормы, посвященные соблюдению конфиденциальности в процессе оказания юридической помощи. Так, ими может быть предусмотрена деятельность всех студентов юридической клиники как одного совокупного консультанта с правом передачи дела от одного клинициста к другому, а также признание всей полученной от клиента информации по делу конфиденциальной и не подлежащей разглашению (с допущением использования ее в учебном процессе без указания фамилии, имени, адреса, телефона и иных данных, позволяющих определить личность клиента).

Представляется, что разрешение этих и других проблем в сфере реализации юридического клинического образования поможет усовершенствовать механизм оказания бесплатной юридической помощи в целом, с учетом доказанной практикой

значимости работы юридических клиник в России, а также в случае введения юридического клинического образования в качестве прикладного элемента, способствует разрешению проблемы трудоустройства выпускников, так как отпадет самое распространенное основание отказа в приеме на работу — отсутствие опыта работы.

Список литературы:

[1] Иосилевич И.С. Юридическая клиника (предисловие) // Юридическая газета. 1897. 22 февраля.

[2] Определение Верховного Суда РФ от 04.06.2013 № АПЛ13-212 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 04.03.2013 № АКПИ13-27, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца первого пункта 10 Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи, утв. Приказом Минобрнауки России от 28.11.2012 № 994» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. № 11.

[3] Приказ Минобрнауки России от

28.11.2012 № 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» // Российская газета. 26.12.2012. № 298.

[4] Решение Верховного Суда РФ от

04.03.2013 № АКПИ13-27 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца первого пункта 10 Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи, утв. Приказом Минобрнауки России от 28.11.2012 № 994» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. № 11.

[5] Frommhold Georg. Juristische Kliniken // Deutsche Juristen-Zeitung. Jg. 5, 1900.

Spisok literatury:

[1] Iosilevich I.S. Yuridicheskaya klinika (predislovie) // Yuridicheskaya gazeta. 1897. 22 fevralya.

[2] Opredelenie Verxovnogo Suda RF ot 04.06.2013 № APL13-212 «Ob ostavlenii bez

O6pa30BaHMeunpaBO№ 1(aHBapb) • 2016

izmeneniya resheniya Verxovnogo Suda RF ot 04.03.2013 № AKPI13-27, kotory'm by'lo otkazano v udovletvorenii zayavleniya o priznanii nedejstvuyushhim abzaca pervogo punkta 10 Poryadka sozdaniya obrazovatel'ny'mi uchrezhdeniyami vy'sshego professional'nogo obrazovaniya yuridicheskix klinik i poryadka ix deyatel'nosti v ramkax negosudarstvennoj sistemy' okazaniya besplatnoj yuridicheskoj pomoshhi, utv. Prikazom Minobrnauki Rossii ot 28.11.2012 № 994» // Byulleten' Verxovnogo Suda RF. 2013. № 11.

[3] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 28.11.2012 № 994 «Ob utverzhdenii Poryadka sozdaniya obrazovatel'ny'mi uchrezhdeniyami vy'sshego professional'nogo obrazovaniya yuridicheskix klinik i poryadka ix deyatel'nosti v ramkax

negosudarstvennoj sistemy' okazaniya bes-platnoj yuridicheskoj pomoshhi» // Rossijskaya gazeta. 26.12.2012. № 298.

[4] Reshenie Verxovnogo Suda RF ot 04.03.2013 № AKPI13-27 «Ob otkaze v udovlet-vorenii zayavleniya o priznanii nedejst-vuyushhim abzaca pervogo punkta 10 Poryadka sozdaniya obrazovatel'ny'mi uchrezhdeniyami vy'sshego professional'nogo obrazovaniya yuridicheskix klinik i poryadka ix deyatel'nosti v ramkax negosudarstvennoj sistemy' okazaniya besplatnoj yuridicheskoj pomoshhi, utv. Prikazom Minobrnauki Rossii ot 28.11.2012 № 994» // Byulleten' Verxovnogo Suda RF. 2013. № 11.

[5] Frommhold Georg. Juristische Kliniken // Deutsche Juristen-Zeitung. Jg. 5, 1900.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.