Научная статья на тему 'К вопросу роли юридической клиники в образовательном процессе на юридическом факультете в высшей школе'

К вопросу роли юридической клиники в образовательном процессе на юридическом факультете в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / ПЕДАГОГИКА / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫ НАВЫКОВ / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожевников Д.А.

Статья посвящена изучению роли института юридической клиники в процессе подготовки студентов высших учебных заведений по специальности юриспруденция. Дан краткий экскурс в историю развития данного явления. Показано, какие компетенции позволяет развить юридическая клиника у обучающихся. Как влияет на социальное и культурное развитие будущих юристов практиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу роли юридической клиники в образовательном процессе на юридическом факультете в высшей школе»

родной научно-практической конференции / Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Боб-рышова, Е.Г. Пономарева. - Ставрополь, 2015. - С. 284-287.

9. Юнгман И.В.Трудности адаптации молодого специалиста при вхождении в образовательную среду // Наука и современность. - 2016. - № 42. -С. 48-52.

10. Юзвишин Н.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. - М.: Радио и связь, 1996. - 215 с.

К ВОПРОСУ РОЛИ ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ЮРИДИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

© Кожевников Д.А.1

Вятский государственный университет, г. Киров

Статья посвящена изучению роли института юридической клиники в процессе подготовки студентов высших учебных заведений по специальности юриспруденция. Дан краткий экскурс в историю развития данного явления. Показано, какие компетенции позволяет развить юридическая клиника у обучающихся. Как влияет на социальное и культурное развитие будущих юристов практиков.

Ключевые слова юридическая клиника, педагогика, юридическое образование, развитие профессиональны навыков, юриспруденция.

Юридическая клиника - некоммерческое образование (может быть зарегистрировано как некоммерческая организация), целью которого является оказание бесплатной юридической помощи населению.

Обычно, работа юридической клиники базируется при высших учебных заведениях. Основной целью является - предоставить возможность студентам приобретать опыт консультирования, а преподавателям - поддерживать свой профессиональный уровень, применяя теоретические знания на практике.

Впервые термин «юридическая клиника» употребил в 1855 году Дмитрий Иванович Мейер в статье «О значении практики в системе юридического образования». «Я позволяю себе это выражение, - писал Мейер, - имея в виду, что клиника сама по себе означает только применение знания к делу». Широко использоваться термин начал в конце 19 века в связи с обсуждением вопроса о преподавании права в России.

1 Аспирант кафедры Государственно-правовых дисциплин.

Иначе поставил задачу кишиневский присяжный поверенный Иосиф Соломонович Иосилевич. Он писал: «вместо отвлеченного рассуждения о теоретическом правиле, демонстрируйте пред читателем конкретное дело, откройте ему лабораторию юристов-практиков, разверните пред ним весь процесс борьбы, которая происходила между сторонами или между ними и судом, и это принесет, по моему мнению, двойную пользу. С одной стороны этим путем лучше усвояется самое теоретическое правило, а с другой, что еще важнее, знакомишься со способом применения правовых начал, со способом постановки диагноза дела и лечения его и, таким образом, приобретается знание и искусство вместе. Это будет своего рода юридическая клиника, которой, к сожалению, у нас нет... Вместо осмысленной постановки вопроса, вытекающего из дела, вместо точного установления диагноза дела и разумного, логического, толкового и справедливого разрешения существенных вопросов и правильного применения общих начал права, очень часто спорят о предметах, фактах, вовсе не важных или маловажных.» [3].

Следуя этой программе, Иосилевич опубликовал в той же газете (за 1897-1898 годы) цикл из 30 практических статей под общим названием «Юридическая клиника».

Первое официальное упоминание термина «юридическая клиника» в зарубежной литературе относится к 1900 году, когда в журнале «Deutsche Juristen-Zeitung» была опубликована статья профессора Георга Фроммголь-да под названием «Juristische Kliniken». «Указывая на то огромное значение, какое имеют для врачебной практики клиники, существующие при медицинских факультетах и академиях, Фроммгольд предлагает наподобие их устроить клиники при юридических высших учебных заведениях, где учащиеся разбирали бы под руководством профессора не вымышленные или отжившие юридические казусы, а оказывали бы непосредственную юридическую помощь нуждающимся в том лицам, занимаясь живыми, неразрешенными еще делами».

Первая клиника в России открылась в 1995 году в Петрозаводском государственном университете. Большую помощь начинающим клиницистам России оказали американские коллеги. Становлению российских клиник помогали Американская Ассоциация Юристов, Фонд Форда, Фонд Сороса, Российский Фонд Правовых Реформ, зарубежные партнерские ВУЗы.

На базе Вятского государственного университета создана и успешно, более 5 лет, функционирует Юридическая клиника.

Схема работы любой юридической клиники обычно одинакова: обучение - практическая деятельность - анализ работы. На занятиях используются интерактивные методики обучения: ролевые игры, анализ казусов, мозговой штурм, работа в малых группах. Как правило, обучение в клинике включает серию аудиторных занятий - тренингов, как минимум, по следующим темам:

- интервьюирование (первичный прием и опрос клиента),

- анализ дела и выработка позиции, консультирование, техника юридического письма (составление документов),

- правила профессиональной этики,

- организация клиники (правила работы, делопроизводство и т.д.).

Клиническая программа обучения не заменяет, а лишь дополняет стандартное юридическое образование, давая неоценимый практический опыт студентам, привлекаемым к работе в юридической клинике.

В первую очередь, юридические клиники сегодня - это один из немногих институтов в профессиональном юридическом образовании, который вводит студента в реальности практической деятельности юриста и формирует его профессиональные навыки. Очень важным положительным моментом является формирование у студента осознание роли юриста в обществе, понимание социальных проблем, желание содействовать гражданам в реализации и защите их законных прав и интересов, осознание личной ответственности за выполняемую работу, ее результат.

Организация практики в клинике позволяет обеспечить полноформатную работу студента по реальному делу, причем под таким контролем преподавателя, который обеспечивает фактическую самостоятельность профессиональной деятельности с отчетливыми гарантиями ее качества [2].

Клиническое юридическое образование позволяет усилить мотивацию студента к обучению и избранию будущей сферы деятельности, приобрести реальный практический опыт до получения диплома, углубив и развив теоретические знания, что в итоге и при надлежащем документальном подтверждении позволит иметь преимущества при выборе рабочего места [1].

Во-вторых, положительной особенностью клинической части юридического образования является осмысление студентом социальной роли (миссии) юриста, овладение началами профессиональной этики, накопление ими опыта работы с социально незащищенными людьми. Клиническое юридическое образование способствует воспитанию нового поколения юристов, осознающих право в социальном контексте. Это достаточно сложная и важная задача.

В-третьих, клиническое юридическое образование выполняет социальную функцию, которая заключается в расширении доступа граждан к юридической помощи и, соответственно, реализация принципов правового государства. Для некоторых клиентов юридическая клиника - это единственно возможное средство доступа к правовой помощи.

Тем самым клиники дополняют составные части механизма гарантирования всем гражданам качественной юридической помощи в реализации и защите их прав и законных интересов [4].

Таким образом, можно придти к выводу, что юридическая клиника - занимает неоценимо значимую роль при подготовке студентов высшей школы

по специальности Юриспруденция к будущей профессиональной деятельности. Полученные результаты подтверждаются и другими исследованиями. По данным А.Г. Артемовой, 93,3 % опрошенных преподавателей и 96 % студентов положительно оценили прохождение практики в юридической клинике. Главным результатом подобной практики были положительные профессионально личностные изменения, особенно заметные у студентов, активно участвовавших в ней в течение нескольких курсов: проявились зрелость правосознания и активная гражданская позиция; появилось более глубокое и реалистичное понимание предстоящей профессиональной деятельности; возросло понимание требований профессии юриста к их профессионализму; сложилась более реальная картина состояния правовой сферы; преодолены узкие представления о праве и правоохранительной деятельности как карательных инструментах власти и глубоко понято их гуманное предназначение; повысился уровень профессиональной самооценки, осознание сложности выбранной профессии и стремление к успешному овладению ею.

Список литературы:

1. Балашенко С.А. Обучение в юридической клинике (правовые основы, методики, юридическая техника и практикум) / С.А. Балашенко [и др.]; под общ. ред. С.А. Балашенко. - Минск: ГИУСТ БГУ 2008. - 17 с.

2. Доброхотова Е.Н. Роль юридических клиник в подготовке юристов XXI века: о методах и формах юридического образования в современной России / Е.Н. Доброхотова // Правоведение. - 2000. - № 4. - С. 222-229.

3. Иосилевич И.С. Юридическая клиника (Предисловие) [Электронный ресурс] // Юридическая газета. - 22 февраля 1897 года. - C. 1. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org (дата входа: 17.12.2011).

4. Трофимов М. Юридическая клиника: история и развитие термина / М. Трофимов // Юридическая клиника: история и развитие термина: матер. метод. семин. для препод, 14-18 декабря 2000 г., Санкт-Петербург. 1631.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.