Научная статья на тему 'История возникновения юридических клиник и клинического юридического образования'

История возникновения юридических клиник и клинического юридического образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5901
623
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИНИЧЕСКОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКИЕ КЛИНИКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поляков Михаил Борисович

Рассматриваются основные этапы возникновения и становления клинического юридического образования и института юридических клиник. При подготовке статьи использованы отечественная и зарубежная литература, классическое наследие. Данная работа будет интересна студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов и факультетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История возникновения юридических клиник и клинического юридического образования»

м. Б. поляков*

история возникновения юридических клиник и клинического юридического образования

Рассматриваются основные этапы возникновения и становления клинического юридического образования и института юридических клиник. При подготовке статьи использованы отечественная и зарубежная литература, классическое наследие. Данная работа будет интересна студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов и факультетов.

Ключевые слова: клиническое юридическое образование, юридические клиники

В развитии клинического юридического образования формально можно выделить пять этапов:

1) середина XIX в. — начало XX в. — возникновение идеи клинического юридического образования, первые попытки создания юридических клиник;

2) начало XX в. — первая треть XX в. — активное обсуждение в научной литературе идеи учреждения правовых клиник, первые попытки создания специализированных юридических клиник;

3) первая треть XX в. — 50-е гг. XX в. — развитие клинического юридического образования приостановлено;

4) 50-е г. XX в. — 90-е гг. XX в. — тенденции к возрождению идеи клинического юридического образования, при некоторых учебных заведениях открываются юридические клиники;

5) последнее десятилетие XX в. — настоящее время — включение обучения студентов в правовой клинике в государственные образовательные стандарты некоторых стран, открытие юридических клиник, специализированных юридических клиник по всему миру, проведение международных конференций и форумов по поддержке и развитию клинического юридического образования, создание международных фондов по поддержке и развитию клинического юридического образования.

Первая юридическая клиника в России открылась в середине XIX в. при Казанском императорском университете. Ее основателем был известный цивилист Дмитрий Иванович Мейер. Главная идея Д. И. Мейера — практический характер преподавания юридической науки. «В самом деле, звание юриста, как и звание врача, — практическое, и потому, как практическое приготовление учащихся к врачебной науке происходит в школе, точно так же практическое приготовление юриста должно совершаться там же»1.

В 40-е гг. XIX в. Д. И. Мейер обратился к руководству Санкт-Петербургского университета с предложением о создании юридической консультации для населения, в которой проходили бы практику студенты, обучающиеся праву. Однако его идея не получила поддержки в Санкт-Петербурге. Позже, уже будучи преподавателем Казанского императорского университета, Мейер учредил правовую клинику для обучения студентов. Она просуществовала около 10 лет. После закрытия клиники идея о развитии клинического юридического образования в России была забыта на несколько десятилетий.

Начало XX в. ознаменовало оживленную дискуссию в литературе многих ученых-цивилистов о создании правовых клиник при учебных заведениях. И. С. Иосилевич, А. Люблинский, Г. Фроммгольд, Г. Ф. Шершеневич и многие другие высказывались

* Поляков Михаил Борисович — заместитель руководителя сети юридических клиник МФЮА, помощник юрисконсульта юридического отдела Московской финансово-юридической академии (Москва). E-mail: polyakov-mb@mail.ru.

за открытие такого рода правовых консультаций. «Однако реализовать проект юридической клиники в начале XX века так никому и не удалось, идея осталась невостребованной»2.

Развитие клинического юридического образования в первой половине XX в. было приостановлено в связи с напряженной геополитической обстановкой в мире.

Идея создания правовых клиник получила свое «второе рождение» в 50-е гг. XX в. в США. В то время клиническое юридическое образование поддерживали частные фонды для решения двух основных задач: оказания бесплатной юридической помощи малообеспеченным слоям населения и подготовки студентов для работы по юридическим специальностям. В 1951 г. в своем дневнике декан юридического факультета одного из чикагских вузов Эдвард Леви писал, что «...юридическая клиника станет важным шагом в американском юридическом образовании. Нужно поставить юридические учебные заведения в позиции, где они будут иметь дело с фактами реальных случаев... Нужно провести эксперимент по подготовке юристов с использованием методов, аналогичных тем, которые применяются в медицинских учебных заведениях»3.

К 1960 г. в США было создано более 30 правовых клиник при юридических факультетах, в которых студенты под руководством преподавателей и профессиональных адвокатов оказывали юридическую помощь. Правовые клиники в американской модели образования к этому времени стали неотъемлемой частью подготовки юридических кадров.

Отличительная особенность американской модели обучения — создание специальных юридических клиник по системе «Street Law». Данная система является примером правовой клиники с отсутствием реального клиента... Такие программы были разработаны во многих школах права США и начали процветать в других странах: Южной Африке, Польше и России. Программа «Street Law» — «Живое право» — это клиника на базе университета или негосударственной организации, в которой студентов юридических факультетов обучают, как преподавать основные правовые начала обычным гражданам — не специалистам права, школьникам и их родителям, лицам, отбывающим наказания в исправительных учреждениях различного профиля, а также лицам, нуждающимся в охране своих прав в силу их социальной незащищенности4.

В дальнейшем благодаря практике работы американских правовых клиник были открыты юридические клиники в Бразилии, Польше, Японии и многих других странах.

«Первая юридическая клиника в Польше начала свою работу в октябре 1997 года на юридическом факультете Ягеллонского университета (Краков). Вскоре после этого, в 1998 году, клинические юридические курсы были включены в учебную программу Варшавского университета. Европейская ассоциация студентов-юристов (ESLA) сыграла значительную роль в развитии программ клинического юридического образования в Польше. В мае 1998 года в Шецине ESLA организовала конференцию „Реформа юридического образования. Развитие идеи клинического юридического образования", на которой была устроена хорошая дискуссионная площадка, в особенности потому, что конференция была совмещена с Национальным конгрессом Союза польских юристов и Национальным конгрессом деканов юридических факультетов. Конференция в Шецине в итоге привела к быстрому распространению идеи клинического юридического образования по всей стране.

Резко возрос интерес к получению юридической помощи от клиник, и идея клинического юридического образования приобрела популярность среди студентов и академических сотрудников. Клинических курсы были включены в образовательные программы на юридических факультетах в качестве специализированных курсов, а студентам пришлась по душе эта новая методика обучения»5.

В 2001—2006 гг. совместно с американскими специалистами в области клинического юридического образования была проведена реформа японского высшего юридического

М. Б. Поляков

67

образования. Благодаря ей во многих вузах Японии студенты получили возможность проходить практику в правовых клиниках.

Первая правовая клиника в современной России появилась в 1995 г. на базе Петрозаводского государственного университета. 30 сентября 1999 г. Министерство образования Российской Федерации издало приказ о поддержке создания правовых клиник на правах структурных подразделений вузов. Этот документ во многом способствовал развитию клинического юридического образования в нашей стране. Сегодня в России действуют более 200 юридических клиник. Некоторые вузы создали целую сеть бесплатной юридической помощи, открыв юридические клиники в разных городах нашей страны.

Следует отметить, что развитие клинического юридического образования выходит за рамки одной страны: создаются международные фонды по поддержке и развитию правовых клиник, проводятся семинары и конференции по совершенствованию клинического юридического образования.

IX S

I

<

m о

со <

а

LQ О

> <

I

О *

О ш т

а Я

ш

ц,

LQ О а с

1 Мейер Д. И. О значении практики в системе современного юридического образования. Казань, 1855. С. 42.

2 Юрицин А. Е., Жиляев А. В. Юридические клиники в России: история и современность // Проблемы правового регулирования в современном обществе: материалы междунар. науч.-практ. конф. (25 мая 2005 г.). Омск, 2005. С. 193.

3 Robin I. Mordfin Fifty Years of Clinical Legal Education at Chicago Law // The Record Online (Alumni Magazine). URL: http://www.law.uchicago.edu/alumm7magazine/spnng08/clinic50th.

4 Трофимов М. Юридическая клиника: история и развитие термина // Клиническое юридическое образование: материалы методического семинара для преподавателей. СПб., 2000. С. 8.

5 URL: http://lawclinic.ru/unions.phtml?id=2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.