Научная статья на тему 'Роль юридических клиник вузов в формировании профессиональных навыков будущего юриста'

Роль юридических клиник вузов в формировании профессиональных навыков будущего юриста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2884
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ ВУЗА / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЮРИСТОВ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Докучаева Ирина Михайловна, Швецов Николай Михайлович

В статье раскрывается роль юридических клиник вузов в формировании профессиональных навыков будущего юриста. В ней представлен также опыт работы юридической клиники Межрегионального открытого социального института Республики Марий-Эл, которая формирует у студентов практические навыки, необходимые в их будущей профессиональной деятельности, предоставляет возможность заниматься самостоятельным исследованием и позволяет решать профессиональные юридические задачи самостоятельно. Она взаимодействует с правоохранительными, судебными и иными органами государственной власти и содействует формированию необходимых компетенций у будущих юристов, вырабатывает у них гражданские качества необходимые для работы в российском социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль юридических клиник вузов в формировании профессиональных навыков будущего юриста»

УДК 378.01

Докучаева Ирина Михайловна

Соискатель Межрегионального открытого социального института, Марий-Эл, [email protected]

Швецов Николай Михайлович

Доктор педагогических наук, профессор Межрегионального открытого социального института, Марий-Эл

РОЛЬ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК ВУЗОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩЕГО ЮРИСТА

Dokuchaeva Irina Mihailovna

Applicant of Interregional Open Social Institute, Marii-El, [email protected]

Shvetsov Nikolai Mihailovich

Doctor of education, professor of Inter-Regional Open Social Institute, Marii-El

THE ROLE OF LEGAL UNIVERSITY CLINICS IN SHAPING THE SKILLS OF FUTURE LAWYERS

Задачей юристов является, прежде всего, не создание нового знания, а продуктивное использование полученных знаний на практике, эффективной переподготовке и повышении квалификации. Необходимость эта возникает постоянно с учетом эффективной и личностной самореализации. Поэтому, результаты обучения - это формулировка того, что должен знать, понимать и уметь юрист по завершении обучения. Такое понимание обучения обуславливает необходимую активность будущего юриста и его ответственность за собственное профессиональное и личностное развитие.

В демократическом правовом государстве к юристу предъявляются высокие профессиональные и морально-этические требования. Для того чтобы отвечать этим требованиям, каждый юрист, должен постоянно повышать свой общий культурный и профессиональный уровень, чтобы полностью отвечать современным требованиям и высокому предназначению юридической профессии в жизни общества. Для того чтобы быть квалифицированным юристом, надо обладать обширными знаниями и опытом правовой работы. В силу характера своей профессиональной деятельности юрист должен обладать не только глубокими юридическими знаниями, но и высокой правовой культурой, профессиональной этикой. Специалисту в области права присущи общие черты, которые не зависят от вида выполняемой специалистом этого профиля работы. К таким чертам относятся: гуманизм

и справедливость выполняемых государственных функций, творческий исследовательский характер, самостоятельность и независимость в суждениях и принятии решений, организаторский характер и т. д. [1]

Сейчас актуален вопрос о дополнении известных и ставших традиционными методов правового обучения и воспитания новыми формами. Среди традиционных можно назвать беседы, семинары, лекции, изучение научной литературы, факультативные занятия, в рамках которых студенты юридических вузов овладевают правовыми знаниями. С развитием и внедрением новых методик преподавания в рамках традиционного высшего образования связано развитие юридических клиник. И то и другое предопределяется расширяющимися международными связями Российской Федерации в рамках образовательного процесса, ассимилированием оправдавших себя за рубежом определенных форм обучения, а также деятельностью международных фондов, представляющих финансирование в виде грантов под вышеуказанные проекты [2].

Учебный процесс на юридических факультетах вузов должен иметь практическую направленность на всех его стадиях, во всех его аспектах и формах. Исследователи утверждают, что перед профессорско-преподавательским составом и руководством юридических вузов ставятся задачи сформировать в вузе новые профессионально-образовательные, социально-образовательные, научно-исследовательские и управленческие практики [3; 4]. Е. Н. Доброхотова считает, что практическая юриспруденция является относительно самостоятельным звеном юридической науки и преподавательской деятельности, предметом которой являются профессиональные компетенции юриста, представляющие собой систему общих (необходимых для успешной деятельности юриста, независимо от сферы специализации) практических умений, навыков, приемов, предполагающих в то же время развитое профессиональное правосознание [5].

Как отмечают член квалификационной коллегии судей Республики Марий Эл, д. п. н., профессор Н. М. Швецов и член Ассоциации юристов РФ, д. эк. н. М. Н. Швецов, после окончания учебного заведения и получения определенных практических навыков юридической деятельности специалисты с квалификацией юриста пытаются сдать экзамены и получить возможность работы в качестве мировых и федеральных судей, адвокатов и работников правоохранительных органов. Если последние не нуждаются в значительной теоретической подготовке, то для прохождения на должность судьи или адвоката нужно сдать экзамен и показать свою компетентность. Находясь на посту Президента РФ, В. В. Путин не рекомендовал принимать в судейское сообщество лиц, которые, окончив юридический вуз и имея навыки практической работы, сдали квалификационные экзамены на занятие должности судьи с удовлетворительной оценкой хотя бы по одному из направлений правовой деятельности или не смогли решить практические задачи, которые им предложила квалификационная коллегия [7].

Наиболее слабые знания, как показывает практика, дают представители различных вузов, которые готовили своих выпускников через систему представительств и филиалов по заочной и ускоренной форме обучения. Лучше выглядят те, кто прошел полный курс обучения на очном отделении. Если раньше основную массу юристов в Республике Марий Эл составляли выпускники московских, казанских, саратовских учебных заведений, то в последние 15 лет к ним присоединились выпускники вузов из Йошкар-Олы. Как отмечают Н. М. Швецов и М. Н. Швецов в студенческой среде потоки идут крайне неравномерно с точки зрения их базовой подготовки в школах и техникумах, а также в системе вузовской деятельности будущих юристов. Так, если на первом этапе развития юридического образования в Марий Эл в государственные и негосударственные вузы привлекались авторы учебных пособий и монографий по юридическим специальностям из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Саратова и других центров, имеющих старые школы юридической подготовки, то в дальнейшем из-за ряда причин, в том числе финансовых, государственные и негосударственные учебные заведения перестали приглашать этих маститых специалистов.

Кроме того, изменилась практика приглашения иностранцев из-за новой структуры законодательной базы РФ по приглашению зарубежной рабочей силы. В связи с этим юридические факультеты постарались восполнить возникший вакуум специалистов собственными выпускниками и практиками, работающими в различных сферах. Особые сложности при использовании таких практиков возникли, когда специалист-практик всю свою трудовую деятельность занимался только обвинениями. Это не могло не сказаться на выгорании личности и порой на совершенно невыносимых условиях, которые этот преподаватель создавал студентам, работая с ними так же, как с заключенными, совершившими тяжкие преступления. С одной стороны, это позволяло понять будущим юристам, куда они идут и что с ними может стать в процессе профессиональной деятельности, а с другой, это не способствовало нормальной профессиональной подготовке будущего специалиста, росту его качества.

Замена профессоров-профессионалов на «юных представителей» преподавательского корпуса часто вносила известный романтизм в подготовку юристов, который быстро развеивался при столкновении с реальной практикой уже в ходе преддипломной деятельности в различных правовых структурах и органах власти. Некоторые из будущих юристов столкнувшись с реальной практикой, слишком поздно стали понимать свою некомпетентность и профессиональную непригодность для работы в юридических структурах, низкое качество своей подготовки.

В результате аттестации на должность мировых и федеральных судей лица, сдавшие экзамены по профильным дисциплинам на удовлетворительные оценки, не допускаются коллегией по аттестации судей и председателем Верховного Суда РМЭ к искомой деятельности. Они могут пересдавать эти экзамены и только через два года. То есть, считается, что они могут по-

высить свою компетенцию, занимаясь самостоятельно или на различных курсах при вузах в течение двух лет.

Эта информация обычно не доводится до студентов юридических вузов и факультетов, поэтому многие из них, особенно те, кто прячутся в вузах от армии, учатся спустя рукава, имеют слабые знания и удовлетворительные оценки, то есть они заведомо обрекают себя на дополнительные затраты сил и средств, чтобы повысить свою компетентность после вуза, когда к ним придет осознание необходимости карьерного роста по юридической направленности своей деятельности.

Безусловно, ряд аспектов, связанных с компетентностью специалистов, не доходит до сознания студенческой массы из-за частой смены различных нормативных актов в стране и регионах. Даже практикующие в настоящее время специалисты в различных структурах юридической иерархии РФ допускают нечеткие формулировки в вопросах помилования и по другим юридическим аспектам юридической деятельности. Это говорит низкой компетентности и невысоком качестве армии юристов, которых ныне готовят почти пятьсот вузов и семьсот двенадцать филиалов. Очевидно, такая громадная численность филиалов не может способствовать адекватной времени подготовке юридических кадров. Многие структуры носят громкие названия московских вузов, в то время как преподаватели головных подразделений не ездят туда вовсе или появляются от случая к случаю. Это не только понижение качества юридической подготовки, но и нарушение российского законодательства [6].

Юридическая клиника вуза являются одним из институтов в профессиональном юридическом образовании, который формирует у студентов практические навыки, необходимые в их будущей профессиональной деятельности, предоставляет возможность заниматься самостоятельным исследованием и позволяет решать профессиональные юридические задачи самостоятельно.

Создание и развитие юридических клиник решает вопросы в области профессионального юридического образования и в области повышения правовой культуры российских граждан. Клиники реализуют такие направления деятельности вуза как научное, образовательное и организацию практики студентов. Научное направление включает в себя сбор и обработку правоприменительной практики для подготовки студентами научных сообщений, курсовых и дипломных работ.

Образовательное направление деятельности клиники состоит в том, что она имеет собственную программу в дополнение к общепрофессиональным и специальным дисциплинам вуза. Главное отличие курсов в юридической клинике от других занятий заключается в том, что разбираемые случаи представляются студентам со всеми подробностями, из реальной действительности, а не видоизмененными и теоретизированными по произвольному желанию преподавателя. На данных занятиях юридический казус не будет передан студенту через вторые руки, а будет предстоять непосред-

ственно. Вследствие того, что занятия в юридической клинике требуют теоретической подготовки, ведение их возможно лишь с третьего курса.

Профессор В. П. Малков считает, что работу юридических клиник следует включить в учебный план юридических факультетов вузов, они должны быть учебными подразделениями, через эти клиники должны проходить все студенты, обучающиеся по юридической специальности. Это поможет улучшить практическую подготовку выпускников. Клиники можно развивать и как учебное подразделение, и как общественное объединение студентов для оказания юридической помощи населению [7].

Несомненно, занятия в юридической клинике необходимо сделать обязательными для студентов старших курсов. В Межрегиональном открытом социальном институте прием граждан осуществляют студенты 3-5 курсов под руководством преподавателей-кураторов. Серьезные требования необходимо предъявлять к руководителям юридических клиник преподавате-лям-кураторам, которые должны быть хорошими юристами теоретиками и практиками в наиболее важных областях частного и публичного права.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 мая 2010 года № 464, юридические клиники отождествляет со студенческими правовыми консультациями и рассматривает как одно из возможных мест прохождения учебной и производственной практик [8].

Практика (учебная, производственная) при наличии в вузе юридической клиники проводится вузом самостоятельно, преподавателями имеющими опыт практической деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 № 1763 закрепляет, что в вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки консультационной работы, принятия решений, межличностной коммуникации, лидерские и другие необходимые юристу личностные и профессиональные качества [9]. Одной из таких форм обучения являются юридические консультации населения в студенческих правовых консультациях (юридических клиниках).

В соответствии с п. 7.20 ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) «магистр» высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, которые предусмотрены учебным планом вуза, и соответствующей

действующим санитарным и противопожарным нормам и правилам. В минимально необходимый для реализации магистерской программы перечень материально-технического обеспечения включено и помещение для студенческой правовой консультации (юридической клиники).

До принятия ФГОС ВПО создание юридических клиник в вузах было не обязательным, а рекомендательным. В связи с этим в некоторых вузах студенты юридической специальности имели дело лишь с книгами и лекциями, изучая право исключительно теоретически и оставаясь почти без всякого знакомства с юридической практикой. Последствия такой системы весьма печальны. Юристы, только что окончившие вуз, при первом же желании применить свои знания на практике оказываются совершенно беспомощными, нуждающимися в указаниях посторонних лиц.

Нельзя не отметить, что учреждение юридических клиник в России является важным практическим институтом. Работа студентов в клинике развивает у них навыки практической юридической работы, формирует профессионально значимые черты характера и способствует нравственному формированию будущего юриста как социально активной личности [10].

Первоначальной задачей юридической клиники была профессиональная подготовка будущих юристов, а затем помощь социально незащищенным людям. Поэтому, главным назначением правовой клиники является учебнопрактическая подготовка. Название «клиника» появилось не случайно. Мейер проводил аналогию между медицинской и правовой подготовкой. Он считал, что поскольку будущие медики постигают врачебную науку в клинике, где и получают практическую подготовку, то и у юристов должна быть школа, где на практике постигали бы особенности науки юридической. Десять лет просуществовала клиника Мейера, с тех пор работа юридических клиник возобновлялась несколько раз [11].

Ф. Ф. Дудырев и В. П. Малков считают, что необходимо развивать юридические клиники, в которых студенты практически решают проблемы обратившихся к ним, применяя полученные за годы учебы теоретические знания и навыки, формируя тем самым свои профессиональные качества. При этом не стоит забывать о накопленном историческом опыте юридического клинического образования в России [12]. Юридическая клиника выполняет роль и в качестве дополнительного института оказания бесплатной юридической помощи.

Юридические клиники преследуют, прежде всего, образовательные цели. Основную роль в создании юридических клиник в 90-е гг. XX в. сыграли международные эксперты, прежде всего из США, и целью их было создание систем защиты так называемого права общественного интереса. В последние годы клиники стали поддерживать Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России», ее отделения, адвокатские объединения. В частности, Межрегиональным открытым социальным институтом заключены договоры с Адвокатской палатой Республики Марий Эл, Общероссийской общественной организацией «Ассоциация юристов России»

(Марийское отделение), Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, Центральной избирательной комиссией Республики Марий Эл. Как и многие юридические клиники, юридическая клиника МОСИ работает в тесном контакте с уполномоченным по правам ребенка в Республике Марий Эл, кандидатом юридических наук, доцентом Бурдо Е. П., а также с различными правозащитными организациями. Для встраивания юридических клиник в систему реализации права граждан на квалифицированную юридическую помощь следует решить вопросы, которые позволяли бы сочетать образовательную и правозащитную функции юридических клиник [13].

Итак, главной задачей высших учебных заведений является повышение качества обучения и подготовка квалифицированных специалистов. Юридические клиники - одна из важнейших форм подготовки студентов-юристов к будущей профессиональной деятельности. Это для них огромная практическая школа. В то же время клиники приносят большую пользу людям, у которых отсутствуют средства для обращения в юридические консультации и получения помощи адвоката. Работа в юридической клинике укрепляет и развивает связи теории права и юридической практики в обучении будущих юристов. Клиника обеспечивает участие в решении социальных проблем путем оказания юридической помощи социально незащищенным слоям и группам населения. Она взаимодействует с правоохранительными, судебными и иными органами государственной власти. Юридическая клиника содействует формированию необходимых компетенций у будущих юристов, вырабатывает у них гражданские качества необходимые для работы в российском социуме.

Библиографический список

1. Максимова, Е. В. Специфика формирования жизненных планов будущих сотрудников правоохранительных органов [Текст] /Е. В. Максимова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 11 - С. 213-221.

2. Юридическая клиника и современное юридическое образование в России: Учеб. -практ. пособие / Отв. ред. С. Л. Дегтярев. М.: ВолтерсКлувер, 2004. С. 2.

3. Перевалов, В. Д. О практической части образовательной программы подготовки юристов (выступление на заседании Совета УМО по юридическому образованию вузов Российской Федерации 04 июня 2009 года) // Юридическое образование и наука. - 2009. - № 3. С. 22-25.

4. Панфилов, М. А. Профессиональная подготовка юриста в новых экономических условиях (технологическое видение) [Текст] / М. А. Панфилов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 4. - С. 28-39.

5. Доброхотова, Е. Н. Практическое обучение юристов в России: история становления и перспективы развития (на примере юридической клиники в СПбГУ): [Текст] Автореф. дисс. ... канд. юр. наук. / Е. Н. Доброхотова - Санкт-Петербург, - 2007. - С. 9.

6. Качество подготовки и компетентность юриста. [Текст] / Н. М. Швецов, М. Н. Швецов // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: Материалы VI Международной научной конференции, 19-20 августа 2009., Римини. - М.: МАНПО, 2009.-С. 287-289.

7. И людям помощь, и студентам практика. Редакционный материал [Текст] // Законность. - 2008 - № 10.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 мая 2010 года № 464 // СПС «Консультант плюс».

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 № 1763 // СПС «Консультант плюс».

10. Николаева, Л. А. Формирование коммуникативной толерантности студентов-будущих юристов на основе интерактивного общения [Текст] / Л. А. Николаева // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 7. - С. 182-189.

11. И людям помощь, и студентам практика. Редакционный материал // Законность. - 2008. - № 10.

12. Дудырев, Ф. Ф. Юридические клиники в России: возвращение через 150 лет [Текст] / Ф. Ф. Дудырев, В. П. Малков // Правозащитник Урала. - 2002. -№ 5-6.

13. Ярков, В. В. Конституция Российской Федерации и правосудие [Текст] // Журнал российского права. - 2009. - № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.