Научная статья на тему 'О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СТРЕССОВЫМ СОСТОЯНИЯМ'

О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СТРЕССОВЫМ СОСТОЯНИЯМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ушенин Андрей Иванович, Оруджев Агадаш Мухьеддин, Арсеньев Василий Александрович

Статья посвящена исследованию подверженности курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России стрессу в период прохождения обучения и содействию физических нагрузок как превентивной меры возникновения психосоматических заболеваний, так как стресс является неотъемлемой частью учебного процесса. В работе использовался метод опроса курсантов и слушателей путем анкетирования, в качестве результатов были получены ответы на поставленные вопросы, которые были обработаны и структурированы в таблицы и диаграммы. В качестве выводов предложено увеличить число занятий по физической подготовке для улучшения различных показателей здоровья курсантов и слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ушенин Андрей Иванович, Оруджев Агадаш Мухьеддин, Арсеньев Василий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE NEED TO INTRODUCE ADDITIONAL PHYSICAL ACTIVITY INTO THE EDUCATIONAL PROCESS AS A MEASURE TO COUNTERACT STRESS CONDITIONS

The article is devoted to the study of the susceptibility of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to stress during training and the promotion of physical activity as a preventive measure for the occurrence of psychosomatic diseases, since stress is an integral part of the educational process. The method of interviewing cadets and trainees by means of a questionnaire was used in the work, as the results, answers to the questions were received, which were processed and structured into tables and diagrams. As a conclusion, it is proposed to increase the number of physical training classes to improve various health indicators of cadets and trainees.

Текст научной работы на тему «О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СТРЕССОВЫМ СОСТОЯНИЯМ»

of students and young scientists with international studies, Kirov State Medical Academy, Kirov, pp. 456457.

Контактная информация: atevss.75@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.11.2021

УДК 378.172

О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СТРЕССОВЫМ СОСТОЯНИЯМ

Андрей Иванович Ушенин, кандидат педагогических наук, доцент, Агадаш Мухьеддин Оруджев, доцент, Василий Александрович Арсеньев, доцент, Санкт-Петербургский Университет Министерства внутренних дел Российской Федерации

Аннотация

Статья посвящена исследованию подверженности курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России стрессу в период прохождения обучения и содействию физических нагрузок как превентивной меры возникновения психосоматических заболеваний, так как стресс является неотъемлемой частью учебного процесса. В работе использовался метод опроса курсантов и слушателей путем анкетирования, в качестве результатов были получены ответы на поставленные вопросы, которые были обработаны и структурированы в таблицы и диаграммы. В качестве выводов предложено увеличить число занятий по физической подготовке для улучшения различных показателей здоровья курсантов и слушателей.

Ключевые слова: стресс, психосоматические заболевания, физическая подготовка, здоровье.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p381-385

ON THE NEED TO INTRODUCE ADDITIONAL PHYSICAL ACTIVITY INTO THE EDUCATIONAL PROCESS AS A MEASURE TO COUNTERACT STRESS

CONDITIONS

Andrey Ivanovich Ushenin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Agadash Muhyeddin Orujev, the senior lecturer, Vasily Aleksandrovich Arsenyev, the senior lecturer, St. Petersburg University of the Ministry of the interior of the Russian Federation

Abstract

The article is devoted to the study of the susceptibility of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to stress during training and the promotion of physical activity as a preventive measure for the occurrence of psychosomatic diseases, since stress is an integral part of the educational process. The method of interviewing cadets and trainees by means of a questionnaire was used in the work, as the results, answers to the questions were received, which were processed and structured into tables and diagrams. As a conclusion, it is proposed to increase the number of physical training classes to improve various health indicators of cadets and trainees. Keywords: stress, psychosomatic diseases, physical fitness, health.

ВВЕДЕНИЕ

Влияние стресса на организм человека исследуется с 1938 года и на современном этапе развития биологических и психологических наук выделяется несколько форм и видов стрессовых состояний такие, как эустресс и дистресс [1]. Первый может быть вызван положительными либо негативными эмоциями и характеризуется мобилизацией всех ресурсов организма и повышенной активностью человека для решения возникших проблем. Второй же носит разрушительный характер и может привести к тяжелым заболеваниям.

В повседневной деятельности органов внутренних дел стресс, ставший неотъемлемой частью данной сферы, занимает одно из лидирующих положений среди факторов, отрицательно влияющих на физическое и психическое здоровье [2]. Это объясняет создание в правоохранительных органах отдельных подразделений по морально-психологическому обеспечению деятельности сотрудников, в задачи которых входит постоянный мониторинг их психологического состояния и принятия мер по его улучшению. Более того, за последние десятилетия стресс из биологической формы стал психоэмоциональным, т.е. оказывающим непосредственное влияние на центральную нервную систему истощая её и изнуряя организм в целом [3].Ошибочно полагать, что только непосредственные сотрудники подвержены отрицательному влиянию стресса, влекущему за собой профессиональное выгорание, деформацию личности и физические недуги. Ведь существует категория сотрудников, которые находятся в стадии начальной профессиональной подготовки, к которой относятся курсанты и слушатели, обучающиеся в образовательных организациях системы МВД, где превалирует, так называемый учебный стресс [4], который по силе своего воздействия на организм вполне может быть сопоставим со стрессом профессиональным, уступая последнему только по длительности воздействия.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для подтверждения данных положений был проведен анонимный социальный опрос среди 209 курсантов и слушателей, задачей которого являлось выявление симптомов стресса у обучающихся. Результаты проведенного опроса представлены в таблице 1. Таблица 1 - Результаты опроса_

Курс / вопрос 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс Итого (%)

да нет да нет да нет да нет да нет да нет

Замечали ли вы в последнее время перепады артериального давления? 2 28 9 34 8 45 15 32 27 9 29 71

Замечали ли вы в последнее время нарушение сердечного ритма? 4 26 8 35 13 30 13 34 24 12 30 66

Замечали ли вы в последние время снижение или полное отсутствие аппетита, или его резкое повышение? 6 34 9 34 11 42 41 6 26 10 44 60

Случались ли у вас мышечные спазмы, судороги, боли в спине? 9 21 9 34 14 39 14 33 23 13 33 67

Респондентами отмечались такие симптомы, как скачки артериального давления (29%), нарушение сердечного ритма (30%), резкое повышение или снижение аппетита (44%), не связанное с физической активностью, судороги и спазмы мышц (33%).

Существует [5] прямая связь между последствиями влияния негативного стресса и возникающими в будущем психосоматическими заболеваниями [6], которые проявляются в виде физических недугов, сформированных под влиянием психогенных факторов. К наиболее распространенным заболеваниям среди сотрудников органов внутренних дел [7] относятся неврозы, расстройства центральной нервной системы, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта и гипертония. Их первыми признаками данных являются приведенные выше симптомы, которые при длительном стрессовом состоянии переходят из психоэмоциональной сферы в физиологическую, т.е. непосредственно нарушают работу внутренних органов и систем, что негативно сказывается на будущей профессиональной деятельности и личной жизни. Подтверждение влияния психоэмоционального напряжения на развитие физических недугов представлено в таблице 2.

Таблица 2 - Влияние психоэмоционального напряжения на развитие физических недугов

Как часто вы подвержены простудным заболеваниям?

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс Итого:

Легкая простуда раз в месяц 13 24 27 24 15 49,28%

Как часто вы подвержены простудным заболеваниям?

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс Итого:

Не болел(а) с начала года 10 16 9 8 8 24,40%

Простужаюсь часто 6 9 12 13 10 23,92%

Постоянно чем-то болен/больна 1 0 4 2 3 4,78%

Как часто у вас случаются головные боли?

Раз в несколько месяцев 13 11 21 8 4 27,27%

Несколько раз в неделю 4 4 12 14 23 27,27%

Несколько раз в месяц 5 12 9 16 7 23,44%

Не болел(а) с начала года 7 16 7 11 1 20,10%

Постоянно болит голова 1 0 4 4 1 4,78%

Исходя из представленной таблицы можно сделать вывод о превалирующей подверженности участвовавших в опросе простудным заболеваниям (75,6% в абсолютном соотношении) и головным болям (79,9% в абсолютном соотношении).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Также респондентам было предложено ответить на вопрос: «что могло бы им помочь справиться со стрессом?» - результаты которого приведены на рисунке ниже.

2% 11%

Отдых

11% Смена деятельности, в том чиле

занятия спортом

■ Занятие хобби

■ Встречи с друзьями

■ Психологическая помощь

23% 45%

Рисунок - Результаты опроса: «Что могло бы им помочь справиться со стрессом?»

Согласно опросу, большее число респондентов (45%) считает, что помочь мог бы дополнительный отдых; часть (23%) из них отметила смену деятельности, в том числе физическую активность, как способ избавления от нервного напряжения; 11% обозначили в качестве способа снятия напряжения занятие хобби и внесение изменений в учебный распорядок дня; 2% указали психологическую помощь как инструмент борьбы со стрессом.

В связи с этим, предлагается внедрить в образовательный процесс дополнительной физической нагрузки вне учебного плана, которая могла бы оказать положительное влияние на обучающихся по нескольким направлениям:

1. Активная физическая нагрузка способствует снятию психоэмоционального напряжения. Важно отметить, необходимость обеспечения комфортной среды для занятий, исключающей травматизм и повышение уровня стресса.

2. Регулярное проведение общеукрепляющие занятий по лёгкой атлетике, приводит к улучшению физической формы и увеличению выносливости организма и способствует укреплению иммунитета, что наиболее актуально в условиях противодействия СОУГО-19.

3. Выработка привычки занятия спортом позволит в будущем повысить стрессоустойчивость при выполнении возложенных на полицейского задач и обязанностей, поскольку создаваемое профессиональной деятельностью напряжение будет использоваться в качестве энергетического резерва без вреда для работы организма.

4. Регулярные занятия спортом развивают дисциплинированность личности,

обязательное качество для сотрудников правоохранительных органов.

5. Постоянные физические нагрузки благотворно влияют на сердечно-сосудистую систему, это объясняется выделением в организме во время тренировок в небольшом количестве адреналина, способствующего укреплению стенок кровеносных сосудов и повышению тонуса сердечных мышц.

6. Регулярные нагрузки улучшают мозговую активность, что связано с большим поступлением кислорода к органам и тканям организма.

7. Занятия спортом стимулируют выработку серотонина, гормона «счастья», способствующего хорошему настроению и самочувствию спортсмена.

8. В последнее время большое распространение получило направление «Здорового образа жизни», подразумевающего отказ от вредных привычек, занятия спортом и правильное питание.

ВЫВОДЫ

Исходя из всего выше обозначенного можно сделать вывод: постоянное стрессовое состояние обучающихся негативно сказывается как на их учебной деятельности, что проявляется в плохом усвоении материала, получении неудовлетворительных оценок, потери интереса к обучению, так и в личной жизни. Кроме того, усиленный сменой обстановки после окончания обучения и началом практической карьеры стресс может спровоцировать ускоренное проявление психосоматических заболеваний. В качестве способа противодействия данным негативным тенденциям предлагается организация дополнительной возможности занятия спортом под руководством профессорско-преподавательского состава соответствующей кафедры, посредством проводимых дней физической нагрузки курсанты и слушатели смогут снять психоэмоциональное напряжение, улучшить свою физическую форму и выработать привычку полезной активности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Куралёва О.О. Стресс и депрессия в современном мире / О.О. Куралёва, В.А. Лушников // Проблемы педагогики. - 2020. - № 3 (48). - С. 55-56.

2. Богатырёв С.В. Современные зарубежные и отечественные исследования эмоционального выгоранияи стресса у сотрудников полиции / С.В. Богатырёв // Академическая мысль. - 2020.

- № 4 (13). - С. 106-108.

3. Роль психологического стресса в формировании психосоматической патологии / С.А. Салехов, Е.Г. Гордеева, В.И. Есаулов, М.Н. Гордеев, И.А. Корабельникова // Образовательный вестник «Сознание». - 2016. - №2. - С. 13-18.

4. Чербиева С.В., Бостанова С.Н. Эмпирическое исследование учебного стресса у студентов / С.В. Чербиева, С.Н. Бостанова // Ученые записки университета Лесгафта. - 2019. - №12 (178).

- С. 445-450.

5. Миронова П.А. Стресс у курсантов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия / П.А. Миронова // StudNet. - 2020. - № 2. - С. 213-217.

6. Салехов С.А. Психологический стресс как фактор развития психосоматических заболеваний / С.А. Салехов // Вестник Новгородского государственного университета. - 2016. - № 1 (92).

- С. 94-98.

7. Д.В. Марченко Некоторые вопросы профессионально-обусловленных заболеваний сотрудников органов внутренних дел / Д.В. Марченко // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2011. - № 4. - С. 102-106.

REFERENCES

1. Kuraleva, O.O. and Lushnikov, V.A. (2020), "Stress and depression in the modern world", Problems of pedagogy, No. 3 (48), pp. 55-56.

2. Bogatyrev, S.V. (2020), "Modern foreign and domestic studies of emotional burnout and stress among police officers", Academic thought, No. 4 (13. pp. 106-108.

3. Salekhov, S.A., Gordeeva, E.G., Esaulov, V.I., Gordeev, M.N. and Korabelnikova ,I.A. (2016), "The role of psychological stress in the formation of psychosomatic pathology", Educational bulletin "Consciousness", No. 2, pp. 13-18.

4. Cherbieva, S.V. and Bostanova, S.N. (2019), "Empirical study of educational stress in students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (178), pp. 445-450.

5. Mironova, P. A. (2020), "Stress among cadets in the process of educational and vocational training: causes and consequences", StudNet, No. 2, pp. 213-217.

6. Salekhov, S.A. (2016), "Psychological stress as a factor in the development of psychosomatic diseases", Bulletin of Novgorod State University, No. 1 (92), pp. 94-98.

7. Marchenko D.V. (2011), "Some questions of professionally-caused diseases of empl,oyees of internal affairs bodies", Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 4. pp. 102-106.

Контактная информация: agadash@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 30.11.2021

УДК 796.332

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПЕРВОГО ГОЛА НА РЕЗУЛЬТАТ ФУТБОЛЬНОГО МАТЧА

Ильнур Рафкатович Фаткуллов, кандидат педагогических наук, доцент, Расиль Раи-

сович Вафин, магистр, Марат Ильдарханович Галяутдинов, кандидат физико-математических наук, доцент, Алмаз Муллаянович Ситдиков, старший преподаватель, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Казань

Аннотация

В отличие от многих видов спорта в футболе делается меньше всего попыток, чтобы забить гол. Анализ матчей показывает, что футбольные команды наносят за игру удар по воротам, в среднем, немногим более 12 раз. В хоккее, например, аналогичный показатель достигает 30 раз, а в баскетболе - 123 раз. Но все ли голы в футболе «стоят» одинаково? С целью ответа на данный вопрос, в статье проведен анализ влияния первого гола на результат футбольного матча. Проведено исследование насколько часто команды, забившие первый гол, становятся победителями или завершают матч в ничью. Также проанализировано насколько часто команды, пропустившие первый гол, про-игрываютматч или завершают его вничью. На примере чемпионата Английской Премьер-лиги сезона 2012-2013 годов показано, что это происходит довольно часто, и, как следствие, можно утверждать, что влияние первого гола на результат матча в футболе очень велико.

Ключевые слова: влияние первого гола на результат футбольного матча, Английская Премьер-лига, сезон 2012-2013 гг., команды, забившие гол первыми, команды пропустившие первый гол.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p385-389

ANALYSIS OF THE IMPACT OF THE FIRST GOAL ON THE RESULT OF THE

FOOTBALL MATCH Ilnur Rafkatovich Fatkullov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Rasil Rai-sovich Vafin, the master's degree, Marat Ildarkhanovich Galyautdinov, the candidate of physical and mathematical sciences, senior lecturer, Almaz Mullayanovich Sitdikov, the senior teacher, Volga State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan

Abstract

Unlike many sports, in football the least attempts are made to score a goal. The analysis of matches shows that football teams strike at the goal, on average, a little more than 12 times per game. In hockey, for example, the same indicator reaches 30 times, and in basketball - 123 times. But do all goals in football "cost" the same? In order to answer this question, the article analyzes the impact of the first goal on the result of the football match. The study was conducted on how often the teams that scored the first goal be-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.