Научная статья на тему 'О НЕОБХОДИМОСТИ УЧЕТА, АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ РИСКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА'

О НЕОБХОДИМОСТИ УЧЕТА, АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ РИСКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / RISK / КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ / RISK CLASSIFICATION / ФАКТОРЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РИСКОВ / РИСКИ НА ВНУТРЕННЕМ ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ / FACTORS ORIGIN RISKS RISKS ON INLAND WATER TRANSPORT / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / RISK MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щепетова В.Н., Шамонина К.С.

В статье рассматривается само понятие «риск» на современном предприятии; подробно раскрывается классификация рисков по степени возникновения; характеризуется учёт внешних и внутренних рисков; подразделение на коммерческий и финансовый риск; специфика рисков на водном транспорте и причины их возникновения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE NECESSITY OF ACCOUNTING, ANALYSIS AND EVALUATION OF RISKS IN ACTIVITY OF THE ENTERPRISES OF INLAND WATER TRANSPORT

The article discusses the concept of «risk» in the modern enterprise; elaborates on the risk classification according to the degree of occurrence; characterized consideration of internal and external risks; division on commercial and financial risks; the specific risks on water transport and their cause

Текст научной работы на тему «О НЕОБХОДИМОСТИ УЧЕТА, АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ РИСКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА»

[2] Пожары на флоте-удар по безопасности России // Морские порты. - 2013. - Вып. 4. - с. 26.

[3] Оперативное прогнозирование инженерной обстановки в чрезвычайных ситуациях : учебных для слушателей и курсантов Военно-инженерной академии МО РФ и Академии Гражданской защиты МЧС России / Г.П. Саков [и др.] ; под общ. ред. С.К. Шойгу. - М. ЗАО «Папирус», 1998. - 166 с.

ASSESSMENT OF THE SITUATION IN THE INDUSTRIAL ACCIDENT WITH EXPLOSION

V.I. Savinov

Keywords: Explosive burning, deflagration, detonation, weight and type of explosive substances, technological process, gas-air mixture, dust-air mixture.

Are particularly gas-air mixture burning mixture in the destruction of tanks, pipelines and process equipment with combustible substances, as well as methods for calculating the effects of the explosion of a gas-air mixtures in the open air and gas-and dust-air mixtures in the production facilities.

УДК 65.162

В.Н. Щепетова, к.э.н., доцент ФГБОУВО «ВГАВТ»

К.С. Шамонина, ассистент кафедры учёта, анализа и аудита ФГБОУ ВО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

О НЕОБХОДИМОСТИ УЧЕТА, АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ РИСКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Ключевые слова: риск, классификация рисков, факторы происхождения рисков, риски на внутреннем водном транспорте, управление рисками.

В статье рассматривается само понятие «риск» на современном предприятии; подробно раскрывается классификация рисков по степени возникновения; характеризуется учёт внешних и внутренних рисков; подразделение на коммерческий и финансовый риск; специфика рисков на водном транспорте и причины их возникновения.

Любая коммерческая деятельность сопровождается определёнными рисками. Для того чтобы расти и расширяться, компании постоянно вынуждены меняться. Причины изменений могут быть различны: снизился спрос на продукт, изменились предпочтения потребителей, появились новые технологии и т.д. Чтобы достичь успеха и победить в конкурентной борьбе, приходится внедрять в производство новые продукты, предлагать новые услуги и, как следствие этого, иметь дело с риском.

В процессе своей деятельности компании часто сталкиваются с ситуациями, которые предполагают несколько возможных вариантов решений. Проанализировав их, компания выбирает либо более рискованное (но и более доходное) мероприятие, либо более надежное. Известно, что чем больше прибыль, получаемая предприятием, тем выше вероятность потерь. Это своеобразная закономерность [2, а 11].

В каждом виде бизнеса есть набор параметров, которые характеризуют способность фирмы к развитию и достижению целей. К ним можно отнести прибыль, долю рынка, объем оборотов и другое. Однако для разных предприятий все эти характери-

стики бизнеса имеют разную значимость. Поэтому важно оценить не только величину и вероятность потерь, но и актуальность риска.

Управление рисками, риск-менеджмент (англ. risk management) - процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь, вызванных его реализацией [4, с. 21].

В экономической литературе все более склоняются к представлению следующего определения риска: риск - это следствие событий или группы взаимосвязанных событий, наступление которых не обеспечивает достижения стратегических целей в течение конкретного отрезка времени наблюдения [1, с. 28]. Риск находит свое проявление через ущерб, то есть связан с вероятностью гибели или повреждения объекта. И чем меньше изучены риски, тем больше ущерб. В связи с этим возникает потребность в сборе и анализе информации о различных неблагоприятных явлениях с целью выяснения общих тенденций развития, закономерностей их проявления, возможностей их снижения и предотвращения.

Для учета, анализа и управления рисками необходима их классификация по определенным признакам. Классификация позволяет структурировать систему рисков, осуществлять их выбор и определять последовательность решений на основе классификационных признаков, она позволяет ориентироваться в многообразии объектов и является источником знаний о них. Цель классификации - создание основы для учета, оценки рисков и их анализа. Эффективность управления рисками во многом зависит от их вида и соответствия этому виду способов и приемов управления рисками.

Существует несколько систем классификации рисков. Так, риски можно классифицировать по времени возникновения:

- прошлые;

- текущие;

- будущие.

Анализируя информацию о причинах возникновения и последствиях уже произошедших негативных событий, с определенной вероятностью можно предотвратить повторение данной ситуации в дальнейшем [1, с. 34].

По основным факторам происхождения риски классифицируются следующим образом:

Неожиданные (хотя зачастую легко прогнозируемые). Вызваны неожиданной поломкой оборудования, транспорта, неожиданным уходом партнера из бизнеса.

Политические. Включают изменение налоговых ставок, законов, подзаконных актов, увеличение таможенных тарифов и пошлин на импортные материалы, которые приводят к росту издержек и снижению прибыли.

Экономические, коммерческие. Объясняются ухудшением состояния рынка, финансового положения партнеров.

Природные. Вызваны наводнениями, землетрясениями, ураганами, другими стихийными бедствиями;

Бытовые. Обусловлены длительными заболеваниями, непроизводственными травмами, вынужденными увольнениями отдельных сотрудников, без которых проведение строительных работ на объекте затруднительно, а иногда просто невозможно);

Хозяйственные. Вызваны проигрышами дел в арбитражных судах, высокими штрафами, неустойками, например, за срыв сроков строительных работ.

Производственные. Возникают в ситуациях, при которых несоблюдение требований по охране труда, а также противопожарных, санитарно-гигиенических норм и правил приводит к производственному травматизму или значительным материальным убыткам.

По характеру учета рисков можно выделить:

- внешние (такие риски не зависят от коммерческой деятельности строительной фирмы. На их уровень влияют регион, где находится строительная организация, уро-

В.Н. Щепетова, К. С. Шамонина

О необходимости учета, анализа и оценки рисков в деятельности предприятий внутреннего.

вень образования жителей - потенциальных сотрудников фирмы, а также многие другие демографические, географические, социальные, политические и природные факторы);

- внутренние (эти виды рисков - производная от хозяйственной деятельности строительной организации. На их уровень влияют коммерческая активность самого предприятия, выбор оптимальной маркетинговой и рекламной стратегии развития, а также возможности производственного потенциала, технологического оснащения и производительности труда).

По тяжести последствий градацию рисков можно построить следующим образом:

- минимальные. На любом строительном объекте всегда присутствует вероятность наступления неблагоприятных событий. В данном случае финансовые потери составят от 1 до 10% от прибыли;

- умеренные. Влияние негативных факторов снижает прибыль строительной фирмы от 10 до 50%;

- допустимые. Прибыль фирмы сократится на 50-100%, в крайнем случае предприятие может вообще сработать «в ноль»;

- критические. Негативные последствия приведут к появлению убытков, вложенные средства не только не окупятся, но и резко сократятся, предприятие сможет функционировать только на старых запасах;

- катастрофические. Полная потеря платежеспособности фирмы, ведущая к банкротству, катастрофические последствия, связанные с гибелью людей, или глобальные экологические катаклизмы [10, с. 230].

Наиболее распространена классификация рисков, предложенная И.Т. Балабановым. [6, с. 53]

Рис. 1. Классификация рисков по И.Т. Балабанову

Достоинство этой классификации, во-первых, заключается в том, что все риски приведены в определенную логическую систему; во-вторых, удачно выбраны признаки классификации рисков:

- в зависимости от последствий рисков;

- в зависимости от основной причины возникновения рисков;

В зависимости от последствий рисков они подразделяются на две большие группы: чистые и спекулятивные. Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. Приводят к ущербу для предпринимателя. Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и

отрицательного результата, то есть могут привести как к ущербу, так и к выгоде. Поэтому они могут быть интерпретированы как финансовые.

В зависимости от основной причины возникновения риски делятся на природные, экологические, политические, транспортные и коммерческие.

Основной акцент в современной политике российского правительства делается на инновационную составляющую развития производства. Поэтому большой интерес с этой точки зрения представляет классификация С. Филина. Исследуя место риска в инновационной деятельности предприятия в классификации рисков, С. Филин предлагает следующее их разграничение. Все риски классифицируются им по масштабу своего проявления и влияния на экономические системы. С его точки зрения, общее экономическое равновесие большой системы зависит от следующих основных видов риска: общеэкономического - включающего помимо внешних и внутренних факторов экономической системы также и фискально-монетарный риск (типы и виды рисков, связанных с государственным регулированием экономики, как-то: неустойчивость курса национальной валюты, ограничения на вывоз прибыли и капитала за рубеж и др.), и социально-политический риск, которые взаимодействуют в совокупности и одновременно на всех уровнях экономики с различной степенью и зависимостью. Затем он выделяет уровень и приоритетность рисков. В их числе можно назвать страховые, общеэкономические, фискально-монетарные, социально-политические (риски макроуровня). На мезоуровне выделяются риски, которые имеют отраслевую природу, - промышленный, аграрный и риски сферы обслуживания. [7, с. 31]

На микроуровне проявляются предпринимательские риски, связанные с хозяйственной деятельностью конкретного субъекта экономической (предпринимательской) деятельности, с ошибками в процессе управления предприятием и характерные для фазы эксплуатации реализованной инвестиционной программы (проекта).

Предпринимательский риск на уровне фирмы принято подразделять на два вида: финансовый и коммерческий.

Финансовые риски возникают в связи с движением финансовых потоков в условиях неопределенности, характеризуются большим многообразием и включают следующие основные типы рисков:

- рыночный риск - возможность отрицательного изменения стоимости активов в результате колебаний процентных ставок, курсов валют, цен акций, облигаций и товаров (разновидностями рыночного риска являются, в частности, валютный и процентный риски);

- кредитный риск - вероятность отрицательного изменения стоимости активов (портфеля кредитов) в результате неспособности контрагентов (заемщиков) исполнять свои обязательства, в частности, по выплате процентов и основной суммы займа в соответствии со сроками и условиями кредитного договора. К кредитным рискам относят также риск объявления заемщиком дефолта, риск невозврата кредита, депозитный, лизинговый, факторинговый, форфейтинговый и другие риски;

- процентный риск - это вероятность отрицательного изменения стоимости активов в результате изменения процентных ставок. Примером процентного риска может служить риск реинвестирования средств при неустойчивых процентных ставках. Для коммерческих банков и иных кредитных учреждений одним из проявлений процентного риска выступает сокращение процентной маржи между ставками, выплачиваемыми по привлеченным средствам, и ставками по предоставленным кредитам;

- валютный риск определяется как вероятность отрицательного изменения стоимости активов в связи с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, в том числе национальной валюты, при проведении кредитных и внешнеэкономических операций, а также при инвестировании средств за рубежом. Помимо чисто экономической составляющей понятие валютного риска объединяет также и риски другой природы - трансляционный риск (риск перевода) и операционный валютный риск;

В.Н. Щепетова, К.С. Шамонина

О необходимости учета, анализа и оценки рисков в деятельности предприятий внутреннего...

- налоговый риск - вероятность потерь, которые может понести предпринимательская фирма в результате неблагоприятного изменения налогового законодательства в процессе предпринимательской деятельности или в результате налоговых ошибок, допущенных при исчислении налоговых платежей. Таким образом, налоговый риск относится, с одной стороны, к группе внешних финансовых рисков, а с другой -может являться и внутренним риском;

- инфляционный риск - вероятность потерь, которые может понести предпринимательская фирма в результате возможности обесценивания реальной стоимости капитала (в форме финансовых ее активов), а также ожидаемых доходов и прибыли фирмы от осуществления финансовых сделок или операций в условиях неконтролируемого изменения темпов роста инфляции;

- под инвестиционным риском понимается вероятность (угроза) потери части своих инвестиций, недополучения доходов от них или появления дополнительных инвестиционных расходов и/или обратное - возможность получения значительной выгоды (дохода) в результате осуществления предпринимательской деятельности в условиях неопределенности. В соответствии с возможными видами предпринимательской деятельности выделяют два основных вида инвестиционного риска: риск финансового инвестирования (риски на рынке ценных бумаг) и риск реального инвестирования (риски, связанные с реализацией конкретных проектов).

Второй вид предпринимательского риска - коммерческий риск - представляет собой вероятность неполучения определенного результата в связи с осуществлением мероприятий по использованию всего организационно-технического, производственного и научного (инновационного) потенциала фирмы. Коммерческий риск включает маркетинговый и деловой риски.

Факторами маркетингового риска являются конкурентоспособность продукции и фирмы в целом, ценовая и ассортиментная политика, правовые аспекты и т.д.

Деловой риск определяется такими факторами, как организационно-технический потенциал предприятия, эффективность производственной, научной (инновационной) и инвестиционной деятельности, устойчивость финансового положения, эффективность системы управления, сложность выпускаемой продукции и др.

В соответствии с возможными видами предпринимательской деятельности выделяют два основных вида делового риска - бизнес-риск и инновационный риск.

Бизнес-риск - вероятность (угроза) потери части своих активов (инвестиций) в результате неправильно выбранного направления в бизнес-деятельности - возникает, как правило, при воздействии на производственно-хозяйственную деятельность предпринимательской фирмы определенных факторов, делающих в условиях неопределенности эту деятельность менее успешной (по сравнению с тем, что запланировано).

Следует также учитывать, что многие виды рисков на различных уровнях экономики находятся в сложной взаимосвязи, и изменения одного из них могут вызывать изменения и других. Так, по характеру воздействия риски делятся на простые и сложные (составные). Простые риски определяются полным перечнем непересекающихся событий, т.е. каждый из них рассматривается как не зависящий от других. Составные риски являются композицией простых рисков.

По данной классификации инвестиционные риски - это часть деловых рисков, связанных с предпринимательством, с инвестированием.

Специфика деятельности предприятия предполагает специфический набор рисков, сопутствующих его деятельности, которые в свою очередь могут быть присущи и другим видам бизнеса. [7,8,9]

В работе Соловьёвой В.Г. «К вопросу об управления рисками современного речного порта» была рассмотрена классификация рисков на речном транспорте.

Транспортировка любого груза на любые расстояние может заключать в себе риски. На возникновение рисков влияет множество факторов, таких как погодные условия, правильность погрузки, правильность упаковки и другие.

Наиболее вероятно возникновение рисков при перевозке водным транспортом. Это связано с тем, что транспортировка водными видами транспорта наиболее длительная из всех других видов.

Самым основным и вероятным риском, который невозможно предугадать - это непреодолимая сила природы, которая выражается возникновением цунами, а также подводными извержениями вулканов. Также к рискам относятся опасности и случайности на водной территории, влияние которых можно предотвратить, в случае возникновения, но невозможно предвидеть - это такие явления, как посадка судна на мель.

В данном варианте, мель бывает не обозначена в локационных картах. Также к вероятным рискам стоит отнести пожары, возникающие не по вине перевозчика и военные действия. Отдельным пунктом можно выделить такое массовое мероприятие, как забастовка в портах, когда не представляется возможным выдать и доставить груз адресату.

Не исключена возможность возникновения навигационных ошибок при транспортировке грузов в международном сообщении. Навигационными ошибками считаются непрофессиональные действия или упущения капитана, а также других лиц экипажа, в том числе и лоцмана в судовождении.

Также возможно возникновение рисков, связанных с коммерческими ошибками, которые подразумевают под собой упущения в процессе приема, погрузки, размещения, сохранения, выгрузки или сдачи груза.

К возможным рискам относится утрата или недостача груза по прибытию в пункт назначения. В таких случаях перевозчик не только возмещает общую стоимость всего груза, но и полную стоимость перевозки.

Возможны инциденты, когда перевозчик, в процессе транспортировки, воспользовался грузом для своих производственных нужд, в данном случае речь может идти о горючем топливе, либо пищевых продуктах. Если такое действие было обнаружено и подтверждено, то перевозчик должен возместить стоимость груза в двойном размере

[5].

В целом, возможно, выделить четыре основных источника риска в цепи поставок с участием речного транспорта:

- окружающая среда (природно-естественные, регионально-географические факторы, а также террористические угрозы);

- регулятивная и политическая сфера;

- «сетевая» среда - взаимодействие между организациями в цепи поставок (взаимоотношения с поставщиками и клиентами, влияние их проблем на контрагентов);

- внутренняя (организационная) среда (ненадлежащая подготовка судна и груза к перевозке, неисправности судна и оборудования, забастовки, сокращение или остановки производства у поставщика).

На предприятиях водного транспорта длительные сроки реализации проектов, недостаточный объем инвестиций, низкая оборачиваемость и окупаемость средств препятствуют объективной оценке преимуществ внедрения концепции снижения рисков в деятельность предприятия и создают психологический барьер неверия в отношении рекомендаций экономической науки по минимизации рисков. В свою очередь, это ведет к неэффективному управлению финансовыми потоками, отсутствию прогнозирования результатов финансово-хозяйственной деятельности, заведомо ошибочному стратегическому планированию развития предприятия, в результате чего возникает иллюзия неразрешимости проблемы устойчивого развития и экономической состоятельности предприятия.

Выход из этой ситуации возможен только в случае разработки научно обоснованной концепции управления рисками предприятий водного транспорта, включающей бухгалтерский и управленческий учет и анализ рисков, построенной с учетом присущих этим предприятиям условий хозяйствования и оперирующей привычными отрас-

В.Н. Щепетова, К.С. Шамонина

О необходимости учета, анализа и оценки рисков в деятельности предприятий внутреннего...

левыми понятиями, терминами и гарантирующей положительные результаты в приемлемые сроки, при приемлемых финансовых вложениях.

Список литературы:

[1] ГОСТ РИСО/МЭК 31010-2011. Менеджмент риска. Методы оценки риска.

[2] Мадера А.Г. Риски и шансы: неопределенность, прогнозирование и оценка. - М.: УРСС, 2014. - 448 с.

[3] Львова М.В. Управление рисками на предприятии: учетно-аналитическое обеспечение // Аудиторские ведомости-№5.2011

[4] Лельчук А.Л. Актуарный риск-менеджмент. - Москва: Анкил, 2014. - 424 с.

[5] Риски логистической системы и подходы к их снижению в контексте морских перевозок А.С. Корезин, канд. экон. наук, доцент кафедры банковского дела Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.

[6] Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций. М., 2003.

[7] Соловьёва В.Г. К вопросу об управлении рисками современного речного порта, «Современные наукоёмкие технологии. Региональное приложение»№3(31), 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[9] Филин С. Неопределенность и риск. Место инновационного риска в классификации рисков // Управление риском, 2010.

[9] Щепетова В.Н. Инвестиционный анализ. Учебное пособие: Н.Новгородб Издательство ГОУ ВПО ВГАВТ, 2002.-148 с.

[10] Щепетова В.Н., Лаврик А.А. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия. Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. Выпуск 40. - Н. Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2014. - с. 225-230 с.

ABOUT THE NECESSITY OF ACCOUNTING, ANALYSIS

AND EVALUATION OF RISKS IN ACTIVITY OF THE ENTERPRISES OF INLAND WATER TRANSPORT

V.N. Schepetova, K.S. Shamonina

Key words: risk, risk classification, factors origin risks risks on inland water transport, risk management.

The article discusses the concept of «risk» in the modern enterprise; elaborates on the risk classification according to the degree of occurrence; characterized consideration of internal and external risks; division on commercial and financial risks; the specific risks on water transport and their cause

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.