Научная статья на тему 'Анализ рисков и степень их влияния на деятельность российских судоходных компаний'

Анализ рисков и степень их влияния на деятельность российских судоходных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильющенко И. Г.

В статье проводится классификация видов рисков с точки зрения источника их возникновения и определяется степень их влияния на деятельность российских судоходных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF RISKS AND DEGREE OF THEIR INFLUENCE ON THE WORK OF RUSSIAN NAVIGABLE COMPANIES

The classification of kinds of risks from the point of view of their source is made in the article and degree of their influence on the work of Russian navigable companies is defined.

Текст научной работы на тему «Анализ рисков и степень их влияния на деятельность российских судоходных компаний»

Список литературы

[1] Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ на речном транспорте // учебник для ВУЗов, 3-е издание. - М.: Транспорт, 1984. - 418с.

[2] Маталин В.П., Артамонычев А.Н. Перегрузочные работы в речных портах. - М.: Транспорт, 1987.-256 с.

[3] Сиротский В.Ф., Трифонов В.Н. Эксплуатация портов (организация и управление. -М.: Транспорт, 1984. - 280 с.

[4] Казаков А.П., Фадеев И.П. Организация и планирование работы речных портов // учебник для инженеров водного транспорта. - М.: Транспорт, 1989. - 206с.

[5J Левитин И. В поисках ключевых решений // Морские порты. - № 1. - 2005. - С. 3-4.

[6] Левитин И. Власть и бизнес: взаимодействие неизбежно // сообщение на заседании правительства // Морские порты. - № 3. - 2005. - С. 45.

[7] Рудомёткин В. О совершенствовании организации рынка погрузо-разгрузочных работ в речных портах // Речной транспорт XXI век. - № 4. - 2005. - С. 45-47.

[8] Скомаров М. Узел, который может развязать проблемы. Предложения по реорганизации структуры государственного управления морским и речным транспортом // Морские порты. - № 4. - 2002. - С. 5-8.

[9] Степанов А. Концепция развития портов в новых экономических условиях // Морские порты. - № 4. - 2002. - С. 12.

[10] Баак Р. Европейская интеграция транспорта во внутренний водный транспорт России // Речной транспорт XXI век. - № 1. - 2005. - С. 41-43.

[11] Acht Hafen unter einem Dach. F+H: Fiordern und Heben. 2004. 54. №6. - P. 388-389.

[12] Иванов А. Транспорт вторичен // Морские порты. - № 3. - 2005. - С. 49.

THE ANALYSIS OF NATIVE HOME AND FOREIGN EXPERIENCE OF FUNCTION TRANSPORT COMPANIES IN THE INTEGRATED STRUCTURES OF MANAGEMENT I. P. Urlov

In this work to be analysis of scientific works and practical experience of organization of work transport companies in the system integrated structures of management on basis native home and foreign publications.

УДК 338.24

И. Г. Ильюшенко, к. э. н , старший преподаватель. ВГАВТ. 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

АНАЛИЗ РИСКОВ И СТЕПЕНЬ ИХ ВЛИЯНИЯ

НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЙ

В статье проводится классификация видов рисков с точки зрения источника их возникновения и определяется степень их влияния на деятельность российских судоходных компаний.

Формирование рыночных отношений в России активизировало процесс исследования предпринимательского риска, что нашло отражение в ряде работ, например И. Т.

Балабанов, И. А. Бланк, П. Г. Грабовский, В. М. Павлюченко, Б. А. Райзберг, Е. С. Стоянова, В. Д. Шапиро, А. Д. Шеремет, Э. А. Уткин, и многие другие. Вместе с тем проблема рисков остается малоисследованной, нет достаточно ясных понятий о сущности риска, его разновидностях, областях использования, средствах управления риском.

При рассмотрении понятия «риск» следует учитывать, что любая управленческая деятельность в той или иной степени носит рисковый характер, что обусловлено как многофакторной динамикой объекта управления и его внешнего окружения, так и ролью человеческого фактора в процессе воздействия. Понятие «риск» также имеет разнообразную природу, раскрыть которую довольно сложно. При этом понятие «риск» следует связывать с понятиями «неопределенность», «вероятность», «условия неопределенности», «условия риска».

Происхождение термина «риск» связывают с греческими словами ridsikon, ridsa которые переводятся как утес, скала. В итальянском языке risiko обозначает опасность или угрозу, a risicare - лавировать между скал. В англоязычную литературу слово «risk» пришло в середине XVIII в. из Франции как слово «risque», что обозначает рискованный или сомнительный.

Существуют два основных подхода к определению риска, а именно классическая и неоклассическая теории. Представители классической теории (Дж. Милль, Н. У. Сениор) различали в структуре предпринимательского дохода процент как долю на вложенный капитал, заработную плату предпринимателя и плату за риск [1]. В классической теории риск отожествляется с математическим ожиданием потерь, которые могут произойти в результате выбранного решения. Риск здесь воспринимается как ущерб, который наносится осуществлением данного решения.

Основоположники неоклассической теории предпринимательского риска (А. Маршалл и А. Пигу) придерживались иных взглядов. Сущность разработанной ими теории состояла в следующем: предприниматель, работающий в условиях неопределенности, и прибыль, которая есть случайная переменная, при заключении сделки руководствуется двумя критериями: размерами ожидаемой прибыли и величиной ее возможных колебаний [2]. Согласно неоклассической теории, поведение экономического субъекта обусловлено концепцией предельной полезности, то есть предприниматель выбирает тот вариант, в котором колебания ожидаемой прибыли меньше.

Дальнейшее развитие неоклассическая теория риска получила в работах Т. Бач-каи, Д. Мессена, Й. Шумпетера, И. Т. Балабанова, Б. А. Райзберга, Е. С. Стояновой, П. Г. Грабовского которые рассматривали понятие «риск» с точки зрения вероятности события, или с учетом вероятности.

Во многих определениях выделяется такая характерная его черта как опасность, возможность неудачи. Данной позиции придерживаются В. М. Павлюченко, В. Д. Шапиро, А. Д. Шеремет, Э. А. Уткин, акцентируя возможность возникновения только отрицательных последствий экономической деятельности вследствие существования риска.

Однако такая позиция не характеризует всего содержания риска.

Как экономическая категория, риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае такого события возможны три экономических результата: отрицательный, нулевой, положительный.

Функционированию и развитию многих экономических процессов присущи элементы неопределенности, что проявляется в появление ситуаций, не имеющих однозначного решения. Рискованная ситуация может возникнуть только при наличии следующих условий: наличие неопределенности; необходимость выбора альтернативы; возможность оценить вероятность осуществления выбираемых альтернатив.

Неопределенность проявляется тогда, когда результатом действия является набор возможных альтернатив, вероятность которых неизвестна.

Рис. 1. Экономический результат риска

Риски и неопределенность выступают неотъемлемыми чертами хозяйственной деятельности и процессов управления. Неопределенность рассматривается как условие ситуации, в которой нельзя оценить вероятность потенциального результата. Часто такая ситуация возникает, когда воздействующие на ситуацию факторы новы и о них нельзя получить достоверную информацию. Поэтому последствия принятия управленческого решения трудно предусмотреть, например, в быстроменяющихся условиях. Неопределенность условий, в которых осуществляется хозяйственная деятельность, зависит от множества составляющих, поведение которых не всегда можно предсказать с приемлемой точностью.

И. А. Седов, среди основных причин неопределенности и, следовательно, источниками риска выделяет:

1. Спонтанность природных процессов и явлений, стихийные бедствия.

2. Наличие противоборствующих тенденций, столкновение противоречивых интересов.

3. На процесс воспроизводства неопределенности и риска оказывает воздействие вероятностный характер научно-технического прогресса.

4. Существование неопределенности связано также с неполнотой, недостаточностью и асимметрией информации об объекте, процессе, явлении, по отношению к которому принимается решение, с ограниченностью человека в сборе и переработке информации, с постоянной изменчивостью этой информации.

5. Прочие источники.

Классификация условий неопределенности способствующих возникновению рискованной ситуации приведена на рис. 2.

Систематизация и детальное исследование рисков позволяет провести их ранжирование, создать сценарии вероятного хода событий для конкретной ситуации, разработать карты риска, выявить пороги стабильности системы управления посредством имитационного и других видов моделирования, то есть классификация рисков служит основой организации управления рисками.

ности человека.

Рис 2. Классификация условий неопределенности способствующих возникновению рискованной ситуации

В настоящее время существуют различные подходы к классификации рисков. Существует множество мнений, которые, как правило, определяются целями и задачами классификации. Рассмотрим риски с точки зрения источника возникновения, по которым они подразделяются на внутренние и внешние (рис. 3).

К внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью предприятия или его «контактной аудиторией», то есть риски, не зависящие от субъекта и не регулируемые им.

На уровень внешних рисков влияет очень большое количество факторов - политические, экономические, демографические, социальные, географические и др.

К внутренним относятся риски, обусловленные деятельностью самого хозяйствующего субъекта и его контактной аудитории. На их уровень влияет деловая активность руководства, выбор оптимальной маркетинговой стратегии, политики и тактики и др. факторы: производственный потенциал, техническое оснащение, уровень специализации, уровень производительности труда, техники безопасности и т. д.

Рис. 3. Классификация рисков

Рассмотрим более подробно внешние риски:

Политические риски непосредственно связаны с интернационализацией экономической деятельности. Они актуальны для всех участников внешнеэкономической деятельности и зависят от политико-экономической стабильности стран - импортеров, экспортеров.

Отраслевые риски связаны с изменением экономического положения и роли отрасли, легкости или сложности вхождения в нее.

Правовые риски связаны с изменением существующего законодательства регулирующую ту или иную сферу хозяйственной деятельности предприятия.

Естественные риски - это риски стихийных бедствий (природные катастрофы: наводнения, землетрясения, штормы и др. климатические катаклизмы), экологические катастрофы, войны, революции, путчи, забастовки и т.п., которые мешают осуществлять хозяйственную деятельность.

К внутренним рискам относят:

Организационный риск - это риск, обусловленный недостатками в организации работы. Основными причинами данного риска являются: низкий уровень организации, недостатки в организации маркетинговой деятельности, неустойчивое финансовое положение.

Маркетинговый риск конкурентной стратегии развития фирмы может быть выражен в потере доли рынка, в снижении объема продаж и размера прибыли, а также в величине вероятности проявления негативных изменений во внешней среде.

Инвестиционный риск - риск неопределенности возврата вложенных средств и получения дохода.

Инновационный риск связан с финансированием и применением научно-технических новшеств. Поскольку затраты и результаты научно-технического прогресса растянуты и отдалены во времени, они могут быть предвидены лишь в некоторых, обычно широких пределах.

Производственный риск - это превышение текущих расходов предприятия в сравнении с бизнес-планом из-за непредвиденных ситуаций: простоев оборудования, недопоставки материалов. Вероятность возникновения таких ситуаций непосредственно связана со снижением уровня организации управления на предприятии из-за внешних и внутренних факторов.

Коммерческий риск - это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных хозяйствующим субъектом. Коммерческий риск

включает в себя риск, связанный с производством и реализацией товара, с транспортировкой товара, с приемкой товара, с платежеспособностью покупателя, с форс-мажорными обстоятельствами.

Финансовый риск - риск финансовой стратегии фирмы может быть выражен в величине потерь доходности ценных бумаг вследствие финансового кризиса и падения валютного курса и в вероятности возникновения такой ситуации. Следует отметить, что финансовые риски наиболее подвижны и разнообразны. Среди них выделяют риски: процентный, кредитный, валютный, неплатежеспособности, ликвидности, инфляционный, финансовых злоупотреблений и т. д.

Социальные риски, по мнению Д. П. Тукмаковой, связаны с утратой дохода из-за потери трудоспособности (в связи с болезнью, старостью, несчастным случаем); с отсутствием работы, источника дохода [3].

На результат хозяйственной деятельности российских судоходных компаний, в той или иной степени оказывают влияние практически все виды рисков. Но в связи со спецификой хозяйственной деятельности судоходных компаний наибольшее влияние оказывают политические, отраслевые, правовые, естественные, финансовые и производственные риски (рис. 4).

Рис. 4. Риски, связанные с хозяйственной деятельностью российских судоходных компаний

Следовательно, можно констатировать, что влияние внешнгх рисков является доминирующим для российских судоходных компаний, так как на их деятельность оказывает сильное влияние политическая ситуация в стране (странах) ими ведения хозяйственной деятельности, климатические условия, общее положение в отрасли и устойчивость законодательной базы регулирующей их работу.

Однако нельзя умалять и степень влияния внутренних рисков, так как состав групп финансовых и производственных рисков, также оказывает значительное влияние на конечный результат деятельности судоходных компаний.

На деятельность российских судоходных компаний оказывают влияние различные виды рисков, основные из них приведены в таблице, где они собраны по группам.

Остановимся более подробно на степени влияния названных рисков на деятельность судоходных компаний.

Политические риски

Хозяйственная деятельность всех коммерческих организаций, в том числе судоходных компаний, подвержена основным рискам, связанным с политической, экономической и социальной ситуацией в стране (странах) или регионе, где предприятие осуществляет свою хозяйственную деятельность.

Стабильная политическая ситуация в стране, где судоходная компания осуществляет свою хозяйственную деятельность или зарегистрировано как налогоплательщик, позволяет с высокой долей вероятности предсказать конечный результат работы судоходных компаний. Дестабилизация политической ситуации связана с ростом неопределенностью, вследствие чего повышается уровень риска.

Таблица

Классификация рисков оказывающих наибольшее влияние на деятельность российских судоходных компаний

Группы риска Виды риска

Политические риски, связанные с политической и экономической ситуацией в стране (странах) и в регионе, в которых судоходная компания осуществляет основную деятельность

риски, связанные с возможными военными конфликтами, введением чрезвычайного положения и забастовками в стране или регионе, в которых судоходная компания осуществляет свою основную деятельность

Правовые риски, связанные с изменением валютного законодательства

риски, связанные с изменением налогового законодательства

риски, связанные с изменением правил таможенного контроля и пошлин

риски, связанные с изменением требований по лицензированию основной деятельности судоходной компании либо лицензированию прав пользования объектами, нахождение которых в обороте ограничено (включая природные ресурсы)

риски, связанные с изменением судебной практики по вопросам, связанным с деятельностью судоходной компании

Отраслевые риски, связанные с общим ухудшением ситуации в отрасли

риски, связанные с возможным изменением цен на сырье и услуги, используемые судоходной компанией в своей деятельности (отдельно на внутреннем и внешнем рынках)

риски, связанные с возможным изменением цен на продукцию и/или услуги судоходной компании (отдельно на внутреннем и внешнем рынках), и их влияние на ее деятельность и исполнение обязательств

Естественные риски, связанные с геофафическими и климатическими особенностями страны и региона, в которых судоходная компания осуществляет свою основную деятельность

Финансовые риски, связанные с изменением процентных ставок

риски, связанные с изменением курса иностранных валют

инфляционный риск

Производстве! 1 ные риски, связанные с текущими судебными процессами, в которых участвует судоходная компания

риски, связанные с возможными аварийными ситуациями

риски, связанные с возможной ответственностью судоходной компании по долгам третьих лиц, о том числе своих дочерних обществ

риски, связанные с продлением лицензий на осуществление основного вида деятельности

Осуществление перевозок в зоне военных действий влечет за собой риски невыполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств по перевозке и обеспечению сохранности фузов, риски потери самого судна, а также риски связанные с обеспечением безопасности экипажа судна. Следовательно, речь может идти о риски потери основного капитала судоходных компаний.

Для обеспечения снижения рисков судоходные компании вынуждены:

- увеличивать расходы, связанные со страхованием;

- нести значительные издержки на содержание аппарата управления, способного своевременно реагировать на изменение ситуации;

- сократить или полностью отказаться от заключения договоров на перевозку грузов в зоны военных конфликтов и прилегающие к ним зоны.

Правовые риски

В настоящее время в Российской Федерации только формируется правовая база, регулирующая все стороны хозяйственной деятельности предприятий (судоходных компаний), в том числе связанные с валютным и налоговым законодательством, таможенным контролем, лицензированием деятельности судоходных компаний и судебной практикой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существующие сейчас количество регулирующих документов (законов, указов, постановлений) федеральных и региональных органов власти имеет множество недостатков, в том числе противоречия, которые далеко не всегда поддаются однозначной трактовке.

Такое положение позволяет определить влияние правовых рисков в Российской Федерации значительно выше, чем в странах с более развитой правовой системой. Принятие Налогового и Таможенного кодексов Российской Федерации должно существенно снизить уровень правовых рисков.

Следует отметить, что все указанные в таблице правовые риски характерны для судоходных компаний занимающихся международными перевозками, такими как ОАО "Северо-Западное пароходство", ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство», ОАО "Волго-Донское пароходство".

А вот для судоходных компаний занимающихся перевозкой только по внутренним водным путям (например, ОАО "Московское речное пароходство") риски связанные с изменением валютного законодательства и правил таможенного контроля не оказывают существенного влияния.

Отраслевые риски

Возможное ухудшение ситуации в отрасли напрямую связано с обшей тенденцией старения флота, которая приводит к невостребованности российских судов на внутреннем и внешнем рынках. Так, например, по данным Российского Речного Регистра средний возраст речных судов на 1 января 2006 года составил 28,8 лет, средний возраст транспортных судов превысил 32 года, и это притом, что на конец 2002 года средний возраст речных судов составлял около 22 лет, а средний возраст транспортных судов составлял 26,7 лет.

Еще одним важным фактором риска является жесткая зависимость судоходных компаний от базовых отраслей (добывающая промышленность, сельское хозяйство, перерабатывающий комплекс), что не позволяет им влиять на формирование ставок фрахта. Несмотря на высокую степень прогноза фрахтовых ставок, циклический характер подъема/спада спроса на перевозки (с учетом сезонности речных перевозок), непосредственным образом отражается на уровне доходов судоходных компаний.

Естественные риски

Российские судоходные компании, работающие на внутреннем рынке речных перевозок, ограничены периодом навигации, что накладывает на их работу существенные ограничения. Кроме того, деятельность судоходных компаний осуществляющих свою деятельность на внутренних водных путях (например, Волжский бассейн) связанна с риском падения уровня воды. Еще одной разновидностью естественных рисков являются навигационные риски при плавании в ледовых условиях (например, в районах Белого и Балтийского морей).

Таким образом, мы можем констатировать, что группа естественных рисков также оказывает существенное влияние на работу российских судоходных компаний. Однако необходимо учитывать, что работа в данных условиях является для наших судо-

ходных компаний привычной и ими выработаны соответствующие мероприятия, позволяющие снизить влияние рисков данной группы.

Финансовые риски

В целях продолжения функционирования и развития российским судоходным компаниям необходимо производить существенные капитальные вложения в обновление и модернизацию флота. Для осуществления подобных инвестиций судоходным компаниям требуется привлечение дополнительного финансирования, особенно в межнавигационный период. Поэтому изменение величины процентных ставок оказывает непосредственное влияние на деятельность предприятий водного транспорта.

Деятельность большинства российских судоходных компаний составляют экспортные перевозки грузов (например, экспортные перевозки грузов ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство» составляют около 60 %) в связи, с чем изменение валютного курса оказывает существенное влияние на объем выручки и прибыли.

Уровень инфляции также влияет на конечный результат деятельности судоходных компаний. Умеренная инфляция не окажет существенного влияния на результат хозяйственной деятельности судоходных компаний. Риск отрицательного влияния инфляции возникает, когда получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности денег быстрее, чем растут номинально. Рост инфляции может привести к увеличению расходов судоходных компаний и как следствие падению прибыли и соответственно рентабельности производства.

Уровень инфляции в Российской Федерации, в последние годы, постоянно снижается (в 2005 г. составил 10 %, в 2006 г. - 9 %, а в 2007 г. ожидается около 8 %), что позволяет считать влияние инфляции на деятельность российских судоходных компаний незначительным.

В целом же влияние финансовых рисков на деятельность судоходных компаний играет важную роль. Хотя, судоходные компании, осуществляющие свою деятельность в пределах внутренних водных путей России не подвержены влиянию рисков связанных с изменением курса иностранных валют.

Производственные

По оценкам российских судоходных компаний степень влияния производственных рисков на конечный результат их деятельности незначителен, с чем можно согласиться, так как судоходные компании стараются избежать возникновения рискованной ситуации или, если это не возможно, прибегают к услугам страховых компаний.

Так, например, риски связанные с возможной ответственностью судоходной компании по долгам третьих лиц, приходятся в основном на долю их дочерних обществ. А ответственность предприятия по долгам дочерних обществ может наступить только в том случае, если предприятие своими указаниями, обязательными для исполнения дочерним обществом, приведет такое общество к убыткам или банкротству, что по нашему мнению является маловероятным.

Еше одним примером могут служить риски, связанные с возможными аварийными ситуациями. Это, прежде всего, выражается в увеличении числа транспортных аварийных происшествий, так например, аварийность на внутренних водных путях растет примерно с темпами 10-15 % в год. В связи, с этим растет значение рисков, связанных с возможными аварийными ситуациями.

Однако степень влияния этих рисков на самом деле является незначительной, так как страхование судов и грузов практически позволяет избежать последствий возникновения аварий, а в "некоторых случаях может приносить и существенную прибыль. Примером этого служит ситуация сложившиеся на рынке авиационных перевозок Российской Федерации, где часто страховые выплаты связанные с потерей самолета значительно превышают выплаты авиаперевозчиком связанные с гибелью пассажиров самолета.

Анализ рисков, оказывающих наибольшее влияние на деятельность российских судоходных компаний, позволяет сделать следующие выводы:

1. Для Российской Федерации характерен более высокий уровень риска, по сравнению со странами, имеющими сложившуюся рыночную систему. Особенно большое влияние на российские судоходные компании оказывают политические, правовые, отраслевые, естественные, финансовые, производственные.

2. Управление рисками, для российских судоходных компаний, сводится в основном к следующим мероприятиям: увеличение расходов, связанных со страхованием; увеличение издержек на содержание аппарата управления, способного своевременно реагировать на изменение ситуации; сокращение или отказ от заключения договоров на перевозку грузов в зоны военных конфликтов и прилегающие к ним зоны.

3. Степень влияния рисков на конечный результат деятельности российский судоходных компаний является незначительной, так как она существенно снижается за счет выполняемых мероприятий связанных с управлением рисками.

Список литературы

[1] Багов, В. П. Методика оценки эффективности стратегии корпоративной системы по обобщенным характеристикам / В. П. Багов, В. С. Ступаков, Г. С. Токарснко // Финансы - № 11. — 2000-С. 59-61.

[2] Баканов, М. И. Теория экономического анализа / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 416 с.

[31 Глушенко, В. В. Финансы, финансовая политика, финансовый маркетинг, финансовый менеджмент, ценные бумаги, страхование / В. В. Глушенко, И. И. Глушенко. - Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НПЦ Крылья, 1998. - 425 с.

[4] Жмачинский, В. И. Антикризисное управление: Учебно-методическое пособие / В. И. Жма-чинский, И. Г. Ильюшенко, В. П. Шаронова. - Н. Новгород: Изд-во ВГАВТ, 2006. - 120 с.

THE ANALYSIS OF RISKS AND DEGREE OF THEIR INFLUENCE ON THE WORK OF RUSSIAN NAVIGABLE COMPANIES

I. G. Iljuschenko

The classification of kinds of risks from the point of view of their source is made in the article and degree of their influence on the work of Russian navigable companies is defined.

УДК 651.1.072 (043.3)

И. Г. Ильюшенко, к. э. п., старший преподаватель, ВГАВТ. 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛУГ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА (НА ПРИМЕРЕ НИЖНЕГО НОВГОРОДА)

В статье проводится анализ требований предъявляемых к качеству пассажирских перевозок. Формируются параметры позволяющие провести оценку качества работы пассажирского транспорта. Проводится оценка качества работы городского пассажирского транспорта города Нижнего Новгорода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.