Научная статья на тему 'МАТРИЦА РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА'

МАТРИЦА РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
570
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / RISK / МАТРИЦА РИСКОВ / RISK MATRIX / РАНЖИРОВАНИЕ РИСКОВ / RISK RANKING / ВЕРОЯТНОСТЬ / PROBABILITY / ПОТЕРИ / LOSS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шамонина К.С., Щепетова В.Н.

В статье рассматривается порядок составления матрицы рисков; основные группы рисков Волжского пароходства; проводится составление матрицы рисков для основных групп рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL WATER TRANSPORT ENTERPRISES RISK MATRIX

The article discusses the risk matrix preparation procedure; the Volga shipping company main risk groups. The risk matrix preparation for the main risk groups is carried out.

Текст научной работы на тему «МАТРИЦА РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА»

УДК 657.2

К.С. Шамонина, ассистент ФГБОУВО «ВГУВТ» В.Н. Щепетова, к.э.н., профессор ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

МАТРИЦА РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Ключевые слова: риск, матрица рисков, ранжирование рисков, вероятность, потери.

В статье рассматривается порядок составления матрицы рисков; основные группы

рисков Волжского пароходства; проводится составление матрицы рисков для основных групп рисков.

Оценка рисков занимает важное место в управлении предприятиями внутреннего водного транспорта, особенно значимость этого направления возрастает в условиях экономического кризиса и неопределенности будущего.

Риск представляет собой отрицательное воздействие на ресурсы или иную характеристику ценности. Такое воздействие может появиться как в период текущего процесса бизнеса, так и в перспективе развития. Вероятность потери, как правило, в повседневной жизни означает риск.

В связи с этим, риски измеряются по вероятности возникновения и масштабам влияния. Так как риски напрямую связаны с потерями, то важно их своевременно определять и оперативно нейтрализовать. Утверждение, что игнорирование рисков приводит к упадку любую компанию, является вполне очевидным [1].

Обойтись без оценки и анализа рисков могут некоторые виды деятельности предприятий внутреннего водного транспорта. Многие руководители, которые привыкли в повседневной жизни сталкиваться с рисками, зачастую игнорируют мизерные риски и реагируют только на явные. Кроме того, к большим затратам ведёт эффективное управление рисками, что, в свою очередь, ведёт к решению вопросов с клиентами о путях снижения данных затрат.

Новой наукой является возникшее понятие управления рисками. С каждым днём всё больше предприятий внутреннего водного транспорта осознают важность оценки рисков, в целях контроля и исключения возможности их возникновения. Исключение возможности возникновения рисков помогает исключить крупные потери, которые могу быть связаны с угрозами при достижении поставленных целей. Оценка и контроль возможных рисков предприятий внутреннего водного транспорта позволят:

1) снизить уровень неопределённости их деятельности и возможности их будущего;

2) оптимизировать использование имущества, источников его финансирования и не менее важно, деятельности сотрудников;

3) улучшить взаимоотношения с заинтересованными контрагентами и государственными органами;

4) повысить качество информации для принятия управленческих решений;

5) выявить резервы улучшения производственных и финансовых результатов их деятельности.

В необходимости формирования системы возможных рисков, их последствий и определение наиболее важных рисков заключается задача предприятий внутреннего водного транспорта. Кроме того, важно выяснить, при наличии ограниченных ресурсов компании, какие риски должны иметь высший приоритет и как управлять ими.

Управление рисками - это комплекс разработанных и реализованных для конкретного предприятия внутреннего водного транспорта, мероприятий, которые экономически обоснованы и направлены на снижение первоначального риска до приемлемого уровня. Технико-технологический и экономический анализ экономического потенциала и среды функционирования организации, действующую нормативную базу хозяйствования, качественное информационное обеспечение, экономико-математические методы анализа и другие исследования, опираются на результаты оценки рисков [3].

Отдельно от деятельности предприятия внутреннего водного транспорта невозможно рассматривать управление рисками. Это связано с тем, что управление рисками оказывает помощь и содействие управленческим структурам в их деятельности и достижении поставленных целей.

Управление рисками или риск-менеджмент представляет собой процесс, который осуществляется советом директоров, менеджерами и прочими сотрудниками предприятия. Данный процесс запускается в процессе разработки долгосрочной стратегии, затрагивает все области деятельности предприятия. Он направлен на выявление конкретных событий, которые оказывают влияние на процессы, происходящие во время деятельности предприятия внутреннего водного транспорта и управление рисками, которые связаны с такими процессами.

Риск-менеджмент даёт возможность систематизировать процесс анализа рисков предприятий внутреннего водного транспорта, для того, что бы получить наибольший эффект от каждого этапа и в общем от всей их деятельности.

Для формирования матрицы риска необходимо определить вероятные последствия риска с точки зрения угроз и возможностей и измерить их в определенном масштабе, который устанавливается индивидуально для каждого предприятия внутреннего водного транспорта. Кроме этого, важно проанализировать возможную вероятность появления риска. Например, вероятности возникновения, как и последствия, могут быть низкие, средние и высокие [2].

Рассмотрим составление матрицы на примере Волжского пароходства.

Ключевые показатели деятельности Волжского пароходства, с объяснением причин их изменения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ключевые показатели деятельности Волжского пароходства [5]

Наименование Выручка Производственные затраты на единицу продукции Рентабельность по чистой прибыли Чистая прибыль на акцию

Определение Доходы Компании от реализации продукции и услуг, млн руб. Прямые расходы Компании по перевозке одной тонны груза, руб. Доля чистой прибыли в общем объёме выручки, % Размер чистой прибыли на 1 акцию, руб.

2012 4 798 428 14,7 419

2013 4 080 447 10,2 247

2014 4 423 436 10,8 282

Изменение 2014 к 2013 343 -11 +0,6 п. 35

Причины отклонений Общий объем выручки вырос в связи с изменением конъюнктуры рынка речных перевозок, структурными сдвигами грузопотоков: - снижением грузовой базы Сокращение производственных затрат на 1 тонну груза связано с уменьшением количества рабо- Увеличение размера чистой прибыли За счёт роста чистой прибыли

Наименование Выручка Производственные затраты на единицу продукции Рентабельность по чистой прибыли Чистая прибыль на акцию

по внутренним перевозкам; - ростом объёма перевозок высокотарифицированных экспортных грузов; - рост ставок фрахта. Положительное влияние оказал рост курса доллара США. тающего флота. В 2014 году количество работающего флота на перевозках грузов снизилось на 15 единиц.

В таблице 2 представлены виды рисков и их описание. Источником данной информации является годовой отчёт Волжского пароходства.

Таблица 2

Основные риски Волжского пароходства [5]

Виды рисков Описание рисков Комментарии Меры по минимизации в Волжском пароходстве

Отраслевые Ухудшение ситуации в отрасли Изменение цен на сырье, услуги, используемые Обществом в своей деятельности Изменение цен на услуги Общества Могут привести к сокращению периода навигации или ухудшению судоходных условий, в конечном итоге, к снижению объема перевозок, росту расходов и падению прибыли. Оперативная замена грузовых сухогрузных судов на составы (баржи с буксирами); изменение маршрутов; развитие услуг смежных направлений (хранение грузов); долгосрочное сотрудничество с надежными поставщиками сырья и материалов; повышение профессионального уровня коллектива.

Страно-вые Политические и экономические риски Военные риски и риски, связанные с чрезвычайными ситуациями Климатические риски Могут повлечь невыполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке и обеспечению сохранности грузов, потерю судна. Особенности климата (риск падения уровня воды) могут повлиять на объём выручки и прибыли. Сокращение расходов и инвестиционных планов; увеличение доли перевозок в регионах с благоприятной экономической и политической ситуацией; замена крупнотоннажного флота на мелкотоннажный; проведение реконструкции гидротехнических сооружений.

Финансовые Изменение процентных ставок Инфляционные риски Валютные риски Для развития необходимы существенные капитальные вложения в модернизацию и строительство флота. Рост инфляции может привести к увеличению расходов и, как следствие, падению прибыли. Изменение валютного курса оказывает влияние на объём выручки и прибыли. Привлечение дополнительного финансирования; сокращение дебиторской задолженности; оперативное изменение тарифов; рассмотрение возможности расчетов с нерезидентами в российских рублях; мониторинг курсов валют.

Правовые Изменение валютного законодательства Изменение налогового законодательства Изменение таможенного Часть доходов и расходов, связанных с работой флота, номинирована в иностранной валюте. Несовершенство и неоднозначная интерпретация нало- Мониторинг изменений законодательства Анализ судебной практики.

Виды рисков Описание рисков Комментарии Меры по минимизации в Волжском пароходстве

законодательства Изменение требований по лицензированию основной деятельности Общества гового законодательства. При изменении таможенного законодательства возможно снижение грузооборота. Затруднения при получении лицензий могут препятствовать осуществлению деятельности.

На основании данной информации можно составить матрицу рисков для предприятия - Волжского пароходства.

Матрица рисков представляет собой инструмент анализа рисков, который подразумевает определённую градацию рисков. По осям последствий и вероятностям имеет диапазон данная градация рисков. Матрица рисков демонстрирует руководителю и тому, кто принимает решения, более четкий вид того, в чем заключается риск, что в него вовлечено (относительно затрат, изменений в процедурах и т.д.) и какой объем времени может быть уделен, принимая во внимание суровость и вероятность риска. Она может помочь руководителю представить в более организованном формате риски, которые ему могут повстречаться, подготовиться и принять более верные решения в случае возникновения риска.

Типичная матрица рисков представлена сеткой из 4x4. По вертикальной оси расположены критерии вероятности (редкие, маловероятные, возможные, очень вероятные, определенные), а по горизонтальной оси - критерии последствий (незначительные, минимальные, критичные, катастрофические).

Ранжирование (сравнение) объектов является одной из процедур экспертного оценивания. Однако поскольку в данном случае речь идет об оценке рисков персоналом, целесообразно выделить ранжирование в качестве самостоятельного риско-логического метода. Смысл его применения состоит в том, чтобы выявить различия между субъективным восприятием рисков персоналом и их оценкой экспертами (специалистами), определить причины этих различий, при необходимости скорректировать восприятие рисков, поведение, должностные обязанности, подобрать исполнителей и т.п. [4].

Последствия рисков, используют слова в качестве описания и ранжируются согласно суровости: незначительные, минимальные, критичные, катастрофические. Незначительные риски меньше всего вредят проекту и потому их ранг минимален. Катастрофический риск - это тот, который будет иметь наибольшее значение в ранжировании по суровости. Определите толерантность путем определения материальных значений для каждого параметра суровости, а также по каким-то качественным характеристикам описываемых последствий. К примеру, незначительные риски - это те, которые подразумевают потери в размере от 2 до 10 тыс. долларов и могут незначительно повлиять на работу предприятия, не нарушают каких-либо законов или обладают минимальным влиянием на окружающую среду. Они получат Ранг 1 в матрице. Катастрофические риски - это те, которые подразумевают потери более 1 миллиона долларов, могут привести к невосполнимому вреду окружающей среды или полному разорению предприятия. Такой риск будет иметь значение Ранга 4 в матрице.

В таблице 3 приведено ранжирование основных рисков по последствиям, с целью определить номер ранга, для последующего его внесения в матрицу рисков.

Вероятность возникновения рисков определяется такими значениями, как редкий, маловероятный, возможный, очень вероятный, определенный.

Так же, как и с последствиями, необходимо измерять критерий каким-нибудь количественным способом (к примеру, «Вероятный» означает, что риск может произойти несколько раз на протяжении года, не менее 10 и не более 100 раз) и присвоить логические ранги.

Таблица 3

Ранжирование рисков по последствиям

Ранг Значения Потери в у.е. (USD) Описание потерь

4 Катастрофическое $1 млн < Для развития необходимы существенные капитальные вложения в модернизацию и строительство флота. Рост инфляции может привести к увеличению расходов и, как следствие, падению прибыли. Изменение валютного курса оказывает влияние на объём выручки и прибыли.

3 Критичное $200,000 -$1 млн Могут привести к сокращению периода навигации или ухудшению судоходных условий, в конечном итоге, к снижению объема перевозок, росту расходов и падению прибыли.

2 Минимальное $10,000 -$200,000 Могут повлечь невыполнение/не надлежащее исполнение обязательств по перевозке и обеспечению сохранности грузов, потерю судна. Особенности климата (риск падения уровня воды) могут повлиять на объём выручки и прибыли.

1 Незначительное $2,000 -$10,000 Несовершенство и неоднозначная интерпретация налогового законодательства. При изменении таможенного законодательства возможно снижение грузооборота. Затруднения при получении лицензий могут препятствовать осуществлению деятельности.

В таблице 4 приведём ранжирование рисков по вероятности возникновения.

Таблица 4

Ранжирование рисков по вероятности возникновения

Ранг Значения Вероятности (на протяжении жизненного цикла бизнеса) Описание

1 Определенный Раз в 2 месяца Постоянно испытывается

2 Очень вероятный Раз в 4 месяца Часто происходит

3 Возможный Раз в 6 месяцев Происходит несколько раз

4 Маловероятный Раз в 12 месяцев Скорее всего не произойдет, но стоит ожидать

После определения критериев влияния и вероятности можно перейти к определению конкретных инцидентов, событий или условий, которые представляют опасность для работы пароходства, и назначить им клетки в матрице. Например, для пароходства правовым рискам можно присвоить блок Редкий (Ранг 4 по вероятности) и Незначительный (Ранг 1) по последствиям.

Матрица должна четко показывать, какие блоки можно опустить, а какие нельзя игнорировать. К примеру, пересечение Возможного (Ранг 3 по вероятности) с Катастрофическим (Ранг 4 по последствиям) не может быть проигнорировано, учитывая

те описания, которые были представлены выше. Данный блок четко указывает на то, что этот риск следует избегать, чего не скажешь о блоке, который находится на пересечении Незначительного (Ранг 1 по последствиям) и Определенного (Ранг 1 по вероятности), и который можно решить простым изменением организационной политики.

В таблице 5 представлена обобщённая матрица рисков Волжского пароходства по основным группам рисков.

Таблица 5

Матрица рисков

Уровень вероятности Последствия

4 3 2 1

1 Финансовые риски

2 Отраслевые риски

3 Страновые риски

4 Правовые риски

В матрице рисков красным выделены катастрофические риски, жёлтым - критические, голубым - минимальные, зелёным - незначительные риски.

При составлении матрицы рисков необходимо аккуратно относиться к распределению значений. При разработке матрицы важно принимать более консервативные точки зрения на анализ рисков. Такой инструмент полезен при составлении стратегии развития любого предприятия внутреннего водного транспорта, следовательно, должен быть включён в бюджет, для того, что бы оно было готово не только к потенциальным, но и к катастрофическим рискам и возможности устранения их негативных последствий.

Список литературы:

[1] Методы принятия управленческих решений: учебник для бакалавров / А.В. Тебекин. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 572 с. - Серия: Бакалавр. Валовый курс.

[2] Инновационное предпринимательство: учебник для вузов / под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 523 с. - Серия: Бакалавр. Углубленный курс.

[3] Социология организаций: учебник для бакалавров / С.А. Барков, В.И. Зубков. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 395 с. - Серия: Бакалавр. Углубленный курс.

[4] Иерархия рисков: от редких до определенных, от незначительных до катастрофичных. -Режим доступа: http://www.pmtoday.ru/project-management/risks/ranking-risks.html

[5] Официальный сайт Волжского пароходства. - Режим доступа: http://www.volgaflot.com

INTERNAL WATER TRANSPORT ENTERPRISES RISK MATRIX

K.S. Shamonina, V.N. Shepetova

Key words: risk, risk matrix, risk ranking, probability, loss.

The article discusses the risk matrix preparation procedure; the Volga shipping company main risk groups. The risk matrix preparation for the main risk groups is carried out.

Статья поступила в редакцию 20.04.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.