Научная статья на тему 'О необходимости целостного определения патриотизма'

О необходимости целостного определения патриотизма Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
126
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ / ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / ЧУВСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / ДЕЙСТВЕННО-ВОЛЕВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шамин С. А.

В статье проводится исследование динамики определений, дававшихся понятию патриотизм с XVIII века. Утверждается необходимость целостного понимания патриотизма, включающего чувственный, действенно-волевой и духовный компоненты. Отсутствие одного из которых в официальном определении патриотизма проявляется в виде общего системного кризиса. В качестве вывода утверждается необходимость включения в официальное определение патриотизма необходимой духовной составляющей. Это способствует консолидации общества и повышению общего духовного уровня страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О необходимости целостного определения патриотизма»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_

предпочитает чистый «голый» опыт, эмансипированный от всяких религиозных систем. «Мне хотелось, чтобы опыт вел туда, куда он сам ведет, я не хотел вести его к заранее намеченной цели» [1, с. 18] - пишет в своем сочинении Ж. Батай, и наряду с другими философами интересовавшимися вопросами мистики делает замечание о невозможности поделиться своим внутренним опытом, ибо то, что «видел» человек уклоняется от рассудка при попытки адекватного его эксплицирования. Это положение доказывается текстом его изрядно автобиографического сочинения, в котором мыслитель пытается излагать и анализировать собственный «внутренний опыт», понятный в конечном счете только ему самому: «Нечто необъяснимое, непомерное ломится со всех сторон с катастрофическим шумом; оно являет себя из какой-то нереальной бесконечной пустоты и в ней же с ослепительным треском исчезает» [1, с. 139].

В другой своей работе «Литература и зло» мыслитель говорит о том, что погрузиться в мистический опыт и выйти в ту самую область чистой духовности можно только в одиночку: «только таким образом нам дано познать истину, отличающуюся от той, которая связана с ощущением от объектов...» [2, с. 140]. Причем как утверждает Батай существует только два подхода к высказыванию добытой в результате мистического опыта истине - через поэзию и описание условий достижения подобного состояния. Все это с наибольшей очевидностью свидетельствует о наличии мистической составляющей в творчестве Ж. Батая.

В итоге, рассмотренные в данной статьи позиции философов с разной степенью очевидности свидетельствуют о наличии дискурса мистического в их интеллектуальных системах. Так Витгинштейн приходит к краткому, но, все же четко артикулированному разговору о мистическом через гносеологию. У Хайдеггера мы обнаруживаем имплицитное присутствие дискурса мистического, доступ к которому становится возможным благодаря его онтологической и экзистенциальной установке. В сферологии Слотердайка представлена многоуровневая система, особый интерес в которой представляет возможность интерпретации мистического в качестве социального, интериндивидуального измерения реальности. Эмоциональное описания мистического опыта Ж. Батая является самым репрезентативным свидетельством наличия дискурса мистицизма из рассмотренных нами мыслителей. Отличительной чертой его тексов является акцентирование внимания именно на самом факте, условиях и процессе собственных чувственно-эмоциональных переживаниях мистического. Следовательно, можно сделать вывод о том, что у видных представителей самых разных философских направлениях XX века фиксируется наличие дискурса мистического.

Список использованной литературы

1. Батай Ж. Внутренний опыт. СПб.: Аксиома, Мифрил, 1997.

2. Батай Ж. Теория религии. Литература и зло. Мн., 2000.

3. Витгенштейн Л. Философские работы. Часть I. М., 1994.

4. Коначева С.А. Феноменология и теология в ранних работах Хайдеггера. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://spf.ff-rggu.ru/prepod/konacheva_s_a/fenomenologiya_i_teologiya/

5. Сафрански Р. Хайдеггер: германский мастер и его время. М., 2005.

6. Слотердайк С. Сферы. Микросферология. Т. I. Пузыри. СПб., 2005.

© Хамидулин А.М., 2017

Удк 1: 316

С. А. Шамин

Аспирант НовГУ г. Великий Новгород, РФ [email protected]

О НЕОБХОДИМОСТИ ЦЕЛОСТНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА

Аннотация

В статье проводится исследование динамики определений, дававшихся понятию патриотизм с ХУШ

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_

века. Утверждается необходимость целостного понимания патриотизма, включающего чувственный, действенно-волевой и духовный компоненты. Отсутствие одного из которых в официальном определении патриотизма проявляется в виде общего системного кризиса. В качестве вывода утверждается необходимость включения в официальное определение патриотизма необходимой духовной составляющей. Это способствует консолидации общества и повышению общего духовного уровня страны.

Ключевые слова

Патриотизм, определение понятия, духовная составляющая, чувственная составляющая,

действенно-волевая составляющая.

Стабилизация социально-политического положения в РФ является одним из основных объектов исследования социальных и политических наук. После отказа от советской идеологической модели развития, наша страна погрузилась в состояние длительного системного кризиса. Руководителями постсоветской России предпринимались попытки создания новых форм общественных отношений. В качестве ведущей модели была принята идеология либерализма. Направление развития Росии, согласно либеральной модели вскоре вызвало ответные течения, проявившиеся в виде консервативных вариантов, что нашло отклик в официальной политике нашей страны. В частности, с 2001 года, осуществляется программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В тексте первого Постановления, среди актуальных проблем, указывается, что среди граждан РФ получили «широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам» [4]. В этой связи, необходимо усиление политики патриотического воспитания граждан России.

С XVIII века патриотизм в России считается высочайшей добродетелью. В воинском уставе 1716 года, патриотизм основывается, в основном на чувстве самопожертвования. Революционеры-демократы привнесли в содержание данного понятия сознательный элемент. Чернышевский в этой связи писал о необходимости мысли об общественных делах [2, с. 96] .

Стремительное развитие отечественной мысли начала XX в исследуемом контексте проявилось в трудах философа Ильина. Согласно его утверждению, основание патриотизма - это любовь к духовному своеобразию своего народа [3, с. 399]. Кризис духовности в России явился, по мнению автора статьи, одной из причин падения самодержавия и последовавших за этим событий.

Духовный элемент патриотизма не входил в содержание определений, выдвигаемых исследователями советского периода развития нашей страны. Основание патриотического воспитание должно было полагаться на чувстве долга и моральной ответственности. Целью его было «сформировать в человеке чувство гордости своей державой и превосходства перед другими странами и идеологиями [1, с. 33].

Программа патриотического воспитания гражден РФ дает следующее определения патриотизма: «Любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите»[4]. Упоминания о духовном наследии по-прежнему нет. Здесь чувственный компонент патриотизма соединен с деятельностно-волевым. Мы полагаем, что именно отсутствие деятельностно-волевой составляющей понимания патриотизма явилось причиной равнодушия большинства граждан в связи с крушением СССР.

Как показывает данное краткое исследование патриотизма в России, для консолидации общества необходимо наполнение содержания патриотизма и патриотического выспитания в нашей стране духовной составляющей. Это необходимо для целостного определения патриотизма, включающего переживание чувства любви к своей Родине, память о ее духовном наследии и готовность выступить на ее защиту.

Список использованной литературы:

1. Бурлакова И. И. Патриотическое увоспитание: от теории к практике. / И. И. Бурлакова. - М.: Центр «Перспектива», 2015. - 174 с.

2. Иванова С. Ю. Патриотизм в культуре современной России / С. Ю. Иванова. - Ставрополь, 2004. - 403 с.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_

3. Ильин И. А. О национальном воспитании. Собр. соч.: В 10 т. / И. А. Ильин. - М.: Русская книга, 1993.-Т. 1 - 496 с.

4. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 гг."».

© Шамин С. А., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК8

Р. А. Арчхоева

студентка 3 курса ИнгГУ г. Магас, РИ.

E-mail: [email protected]

РАЗЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Аннотация

В данной статье дается определение различительным признакам слова и словосочетания в русском языке. Слово большинство лексикологов определяется как основная структурно-семантическая единица языка, служащая для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для каждого языка.

Ключевые слова

слово, словосочетание, морфология, признаки слова, лексическая единица

Чтобы высказать самое простое суждение о чем-либо, нужны слова. Однако их употребление в речи должно быть подчинено требованиям правильности, точности, логичности и стилистической совместимости. Именно по этим требованиям слова соединяются в предложение, минимальной синтаксической единицей которого выступает словосочетание.

Слово определяется как «строительный материал» более крупных грамматических единиц языка. «Слово, как единица языка выступает объектом разных лингвистических дисциплин: в фонетике изучается его звуковая сторона, в словообразовании - строение и способы образования, в морфологии - его грамматические формы и значения, в синтаксисе - способы соединения слов и форм слов в словосочетания и предложения.» [1]

Слово - лексическая единица, обладающая грамматическими признаками и соответствующая определенной части речи. Слово обладает информационной функцией и является смысловой основой любого суждения.

Словосочетание - минимальная синтаксическая единица речи, входящая в состав предложения. Словосочетание состоит из двух или нескольких слов, грамматически и по смыслу связанных между собой.

Слово в лексикологии является словарным составом языка, которое имеет лексическое значение. Слово ручка, например, в данном случае обозначает пишущее средство: гелиевая (шариковая) ручка, название предмета мебели: дверная (железная) ручка, орган организма человека: мягкая (белоснежная) ручка. Слово является как предметом изучения грамматики, так и изучения сходства и различия смысловых вариантов одного и того же слова во всех различных формах (ручка, ручки, ручке, ручку и так далее). [1]

Слово большинством лексикологов определяется как «основная структурно-семантическая единица языка, служащая для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для каждого языка» [2].

Слово характеризуется такими признаками, как цельность, выделимость и воспроизводимость. Выделяются следующие структуры слова: фонетическая (звуковая оболочка слова), морфологическая (морфемы), семантическая (значения слова). Значение слова делится на: лексическое и грамматическое. Грамматические значения, которые выражены определенными языковыми средствами, образуют грамматическую форму слова. Планом выражения слова является лексема, а планом содержания -семантема. В определенном грамматическом форме слово составляет словоформу.

Однако, с точки зрения устной и письменной речи, этих характеристик недостаточно, чтобы слово вне предложения могло выполнять важнейшие информационные и коммуникативные функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.