Научная статья на тему 'Использование информационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья'

Использование информационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелюханова Е.Е.

В статье описаны компьютерные игры по развитию речи, которые используются логопедом для повышения эффективности занятий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелюханова Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №09/2017 ISSN 2410-6070_

УДК37

Е.Е.Мелюханова

Учитель-логопед

МОУ «Пушкарская СОШ Белгородского района Белгородской области»

с.Пушкарное, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

В статье описаны компьютерные игры по развитию речи, которые используются логопедом для повышения эффективности занятий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова

Информационные технологии, дети с ограниченными возможностями здоровья, игры.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В группу школьников с ограниченными возможностями здоровья входят дети с различными нарушениями: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, интеллекта, расстройствами аутистического спектра и множественными нарушениями развития [1].

Для повышения эффективности логопедических занятий в начальной школе используются информационные технологии, которые вызывают большой интерес у детей.

В данной статье рассматриваются две компьютерные игры «Баба-Яга учится читать» и «Игры для Тигры», которые подходят не только в работе с дошкольниками, но и учениками начальных классов.

Творческая студия COM.MEDIA разработала программу «Баба-яга учится читать». В игровой форме дети обучаются буквам и чтению. В программе содержится 10 сказочных развивающих игр, которые сопровождаются красочной анимацией, музыкальными фрагментами.

Благодаря предложенной программе дети знакомятся с буквами алфавита, учатся узнавать буквы, делить слова на слоги, составлять из слов предложения. Предложенные игры не только обучают чтению, но также развивают внимание, память, наблюдательность, расширяют кругозор.

Детям необходимо отыскать 10 букв, которые Баба-яга спрятала в лесу и выполнить 10 заданий: «Муравей», «Ворон-трубач», «Лягушки-хохотушки», «Кот в избушке», «Белка», «Липа», «Мышиная переправа», «Заяц-поет», «Гуси сторожа», «Грибная охота».

Задания способствуют развитию памяти (игра «Кот в избушке», «Липа»), внимания, сообразительности, мышления (игра «Лягушки-хохотушки»), навыка правильного написания букв (игра «Ворон-трубач»), навыка чтения («Белка»), фонематического анализа и синтеза, представлений (игра «Муравей», «Гуси-сторожа», «Грибная охота»).

При помощи дополнительных учебных пособий «Букварика» и «Слогарика» ребенок может повторить выученные буквы, потренироваться составлять слоги из букв. Игры расположены по степени возрастания сложности и стимулируют ребенка сделать умственное усилие [2].

Р.Л.Лизунова и З.А.Репина для развития речи создали компьютерную логопедическую программу «Игры для Тигры», которая включает более 50 упражнений с различным уровнем сложности. Предлагаемые упражнения постепенно усложняются и способствуют развитию речевых и неречевых функций, с опорой на зрительный и слуховой контроль. Благодаря объемному и красочному изображению, использованию звукового сопровождения программа имеет очень большой интерес у детей. В заданиях используются игровые приемы. Все упражнения объясняет Тигренок, которому дети с удовольствием помогают достичь необходимого результата. Похвала Тигренка создает положительную мотивацию у детей в работе.

Игра состоит из четырех блоков: фонематики, просодики, звукопроизношения и лексики.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №09/2017 ISSN 2410-6070_

Блок «Фонематика» включает разделы: «Звуки», «Слова», «Анализ», «Синтез». В разделе «Звуки» представлены упражнения «Музыка», «Звук А», «Звук О», «Цирк». В упражнении «Музыка» ребенку необходимо прослушать, как звучат музыкальные инструменты, и определить какой только что инструмент прозвучал. В упражнениях «Звук А» и «Звук О» дошкольник должен узнать кто из людей произнес звуки [А] и [О]. И в упражнении «Цирк» нужно определить голоса животных.

Раздел «Слова» представлен упражнениями «Звуковые часы», «Четвертый лишний», «Животные», «Одежда», которые можно использовать при дифференциации изучаемых звуков. В упражнении «Звуковые часы» детям нужно подобрать картинки близкие по звучанию. В упражнении «Четвертый лишний» нужно убрать картинку, которая не содержит изучаемый звук. А в упражнении «Животные» ребенок должен расселить животных по домикам, в зависимости от звука, которых содержится в их названии. В упражнении «Одежда» нужно разложить вещи, изображенные на картинках по шкафам с определенными звуками.

В разделе «Анализ» включены упражнения «Поезд», «Составь слово». В упражнении «Поезд» нужно назвать картинку, и определить в какой части слова находится указанный звук. В упражнении «Составь слово» ребенку необходимо назвать предметы, изображенные на картинках, определить первые буквы в названиях и составить из них слово.

Раздел «Синтез» состоит из заданий «Слова из трех букв», «Слова из четырех букв», «Слова из пяти букв», «Слова из шести букв», в которых по кляксой изображен предмет, его нужно отгадать и составить из предложенных букв слово, тогда клякса исчезнет.

Блок «Просодика» состоит из разделов «Дыхание», «Слитность», «Ритм», «Тембр».

В разделе «Дыхание» включены упражнения «Ветерок», «Кораблики», «Одуванчики», «Воздушный змей», которые направлены на развитие длительного ротового выдоха.

Раздел «Слитность» представлен упражнениями «Рыбка», «Облако», «Пузырьки», «Часы», благодаря которым развивается плавное и слитное произношение звуков.

Для развития ритма в разделе «Ритм» используются упражнения «Машина», «Пирамидка», «Мозаика», «Дом».

При работе над тембром речи из раздела «Тембр» применяются упражнения «Муравей», «Самолетик», «Клоун».

Блок «Звукопроизношение» включает работу над нарушенными свистящими, шипящими звуками, при нарушении произношения звуков [Л] и [Р]. Ребенку предлагаются картинки, с изображением правильного и неправильного положения язычка при произношении определенного звука.

Блок «Лексика» состоит из разделов «Слова», «Валентность» и «Словосочетания».

Раздел «Слова» включает упражнения «Разложи предметы», «Четвертый лишний», «Найди четвертого», «Что из чего?». При выполнении упражнения «Разложи предметы» дошкольнику нужно определить к каким группам относятся картинки и расставить их по полочкам. В упражнении «Четвертый лишний» необходимо определить какой из предложенных предметов лишний, а в упражнении «Найди четвертого» определить подходящий предмет. Задание «Что из чего?» направлено на определение качества предмета, изображенного на картинке.

В разделе «Валентность» предлагаются упражнения «Чей домик?», «Профессии», «Действия», «Признаки», в которых детям нужно определить какое животное живет в домике, изображенном на картинке; подобрать предметы, которые соответствуют профессии человека на рисунке; какой картинке подходит предлагаемое действие; выбрать предметы, объединенные одним признаком (горький, съедобный) [3].

В процессе коррекционной работы с использованием описанных компьютерных логопедических игр у дошкольников и школьников развивается внимание, память, грамматический строй речи, коммуникативные навыки, накапливается словарь. Дети с большим интересом учатся делить слова на слоги, составлять предложения и читать.

Список использованной литературы:

1. Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» Ш73-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

2. Творческая группа COM.MEDIA «Баба-Яга учится читать».

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №09/2017 ISSN 2410-6070

3. Лизунова Л.Р, Репина З.А. Компьютерная игра «Игры для Тигры» / Л.Р. Лизунова, З.А. Репина.

© Мелюханова Е.Е., 2017

УДК 373.24

Н.А. Нетребина

Воспитатель I кв. категории МАДОУ детский сад №3 г. Армавир, Российская Федерация А.А. Кузина Воспитатель МАДОУ детский сад №3 г. Армавир, Российская Федерация

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Статья посвящена воспитанию нравственно - патриотических чувств у дошкольников. Отмечены основные подходы взаимодействия детского сада и семьи. Предлагаются новые формы взаимодействия с родителями в данном направлении.

Ключевые слова

Патриотизм, нравственность, дети, воспитание, взаимодействие, семья

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей это является одной из главных целей в воспитании нравственно - патриотических чувств у дошкольников.[3, стр3-5]

Главной целью во взаимодействии детского сада и семьи по вопросу нравственно - патриотического воспитания является создание оптимальных условий для всестороннего развития нравственно -патриотического потенциала дошкольников через грамотное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта и общения, систематизации, интеграции достоверных, научно - исторических материалов.

Особенное место в нравственно - патриотическом развитии является воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. .[4, стр3]

Начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников следует с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Ведь именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений.

Поэтому важным направлением в работе по нравственно - патриотическому воспитанию является сотрудничество с родителями. Чувства Родины начинается у ребенка с отношения к семье к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Различные формы сотрудничества с родителями помогают в решении духовно - нравственных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.