ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
Особенности регулирования трудовых отношений в странах БРИКС
О необходимости трансформации профсоюзного форума БРИКС
Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам совершенствования деятельности Профсоюзного форума БРИКС, что особенно важно с точки зрения расширения данной международной организации и необходимости оптимизации наднационального социального партнерства в аспекте углубления тенденции международной регионализации. Существующие проблемы профсоюзного движения на уровне БРИКС порождаются наличием различных моделей представительства работников в трудовых отношениях в странах БРИКС и отсутствием международного правового акта о принципах организации и функционирования профсоюзов стран БРИКС. Решение проблем видится в трансформации формата Профсоюзного форума БРИКС, его названия, а также в выработке единых подходов к профсоюзному движению, что, естественно, будет способствовать оптимизации правового регулирования защиты трудовых прав работников в странах БРИКС.
Ключевые слова: БРИКС, Профсоюзный форум БРИКС, профессиональные союзы, правовые модели, трудовые права, представители работников, декларация, работодатели.
DOI: 10.17803/2311-5998.2024.114.2.023-031
Павел Евгеньевич МОРОЗОВ,
профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, доцент
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Pavel E. MOROZOV,
Professor of the Department of Labor Law and Social Security Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Dr. Sci. (Law), Associate professor [email protected] 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993
On the Necessity to Transform the BRICS Trade Union Forum
Abstract. The article is devoted to topical issues of improving the activities of the BRICS Trade Union Forum, which is especially important from the point of view of expanding this international organization and the need to optimize supranational social partnership in terms of deepening the trend of international
© Морозов П. е., 2024
в М УНИВЕРСИТЕТА
™ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
regionalization. The existing problems of the trade union movement at the BRICS level are generated by the presence of various models of employee representation in labor relations in the BRICS countries and the absence of an international legal act on the principles of organization and functioning of trade unions in the BRICS countries. The solution to the problems is seen in the need to transform the format of the BRICS Trade Union Forum, its name, as well as to develop common approaches to the trade union movement, which, of course, will contribute to optimizing the legal regulation of the protection of workers' labor rights in the BRICS countries. Keywords: BRICS, BRICS Trade Union Forum, trade unions, legal models, labor rights, employee representatives, declaration, employers.
Расширение БРИКС1 и углубление интеграционных связей в этой международной организации обусловливают необходимость решения ряда актуальных проблем в сфере реализации права работников на объединение, связанных:
— с наличием двух моделей представительства работников в странах БРИКС;
— отсутствием международного правового акта БРИКС, определяющего правовой статус профессиональных союзов.
Проанализируем каждую проблему конкретно и предложим рекомендации по ее решению.
1. Наличие двух моделей представительства работников в странах БРИКС
В 2012 г. профессиональные союзы стран БРИКС приняли решение о ежегодном проведении встреч в формате особого международного объединения — Профсоюзного форума БРИКС2 для развития наднационального социального партнерства.
Мы согласны с тем, что профсоюзы стран БРИКС решают общие проблемы3, а также с тем, что на Профсоюзном форуме БРИКС профсоюзные организации стран входящих в это объединение стран выражают единое мнение4.
1 БРИКС — межгосударственное объединение. В 2010 г в него входили Бразилия, Россия, Индия, КНР и ЮАР С 01.01.2024 членами БРИКС стали Египет, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия и Эфиопия.
2 Декларация I Профсоюзного форума БРИКС. Москва (Россия), 11.12.2012 // URL: https:// tufbrics.org/ru/docs/11/.
3 Симонов А. А. Профсоюзы стран БРИКС решают общие проблемы // Мой профсоюз. № 29. 16.07.2015.
4 Blackburn D. What do unions want from BRICS? // International Union Rights. 2017. Vol. 24. № 4. Р. 3—28.
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Вместе с тем вступление в 2024 г. в БРИКС новых государств потребовало переосмысления роли и значения данного форума в связи с наличием двух моделей представительства работников в странах БРИКС.
Сущность первой модели состоит в том, что в конституциях, законах, трудовых кодексах ряда стран БРИКС закрепляется право на объединение в профессиональные союзы, определяются их правовой статус, гарантии реализации прав (Российская Федерация5, Бразилия6, Китайская Народная Республика7, Южно-Африканская Республика8, Египет9, Эфиопия10, Индия11).
Страны второй модели не имеют профсоюзного законодательства, интересы работников в них представляют не профсоюзы, а профессиональные ассоциации (гильдии), рабочие советы (комитеты) (Иран12, Саудовская Аравия13 , Объединенные Арабские Эмираты14).
Наличие двух моделей объясняется приверженностью стран одной и другой группы к разным идеям представительства работников:
1) теории профсоюзов;
2) теории гильдий (гильдейскому социализму).
Страны первой группы реализовали в своем законодательстве теорию профсоюзов; государства второй группы — теорию гильдий.
Гильдейский социализм — это движение, которое призывает к контролю работников над промышленностью через систему национальных гильдий, состоящих в договорных отношениях с общественностью.
5 Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.
6 Consolidagao das Leis do Trabalho (CLT/1943) // URL: https://modeloinicial.com.br/lei/9/x/@ (дата обращения: 14.09.2023).
7 ( 2001 ^ШШШ ) // URL: https://www.waizi.org.cn/law/3907.html (дата обращения: 04.09.2023). Т
8 Labour Relations act 66 of 1995 // URL: https://www.gov.za/sites/default/files/gcis_ document/201409/act66-1995labour relations.pdf (дата обращения: 14.09.2023). О С
9 ¿'OJO JJf 213 2017 J'OJO IJfO^f'^ IJ^flJi^ OJ 'J^O^f IJoJ'v^ // URL: https://www.ilo.org/dyn/natlex/docs/electronic/107361/132117/f1934495720/213.pdf
(дата обращения: 14.09.2023). °=j=
10 New Labour Law of Ethiopia // URL: https://www.mtalawoffice.com/images/upload/Labour-
Proclamation-No-1156-2019.pdf (дата обращения: 14.09.2023). ОТ
The Industrial relations Code no. 35 of 2020 // URL: https://labour.gov.in/sites/default/files/
ES m~o
ir_gazette_of_india.pdf (дата обращения: 04.09.2023).
Islamic Republic of Iran Labour Code. Dated 20 November 1990 // Rouznameh Rasmi, 5 Л 17 February 1991, No. 13387. URL: https://labourlaw.ir/iran-labour-law/.
Saudi Labor Law | Migration Documents & Requirements // URL: https://www.eduployment. Т° com/ksa-labor-laws/#:~:text=Trade%20unions%20are%20not%20permitted,more%20than%20
100%20(Saudi%20workers). А И
Employment & Labour Laws and Regulations Report 2023 United Arab Emirates // URL: https:// Х 5
iclg.com/practice-areas/employment-and-labour-laws-and-regulations/united-arab-emirates. БРИКС
>
11
12
13
14
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
В 1914 г. в Великобритании вышла книга «Национальные гильдии: исследование системы оплаты труда»15. В этой работе гильдии были представлены как альтернатива профсоюзам. Гильдии, в отличие от существующих профсоюзов, не ограничивают свои требования вопросами заработной платы и условий труда, а стремятся получить контроль над промышленностью для рабочих, которых они представляют.
Наиболее отчетливо специфика второй модели отражается в законодательстве Ирана. Рассмотрим эти признаки более детально.
Трудовой кодекс Ирана16 устанавливает, что в целях реализации статьи 26 Конституции Исламской Республики Иран17 работники производственных и сельскохозяйственных предприятий, организаций сферы обслуживания могут создавать исламские общества и ассоциации. Работники определенной профессии или отрасли могут организовывать гильдии (профессиональные ассоциации). Ряд ученых-трудовиков Ирана подчеркивают значимую роль этих ассоциаций в вопросах представительства работников в сфере труда18.
Для координации выполнения своих обязанностей и методов пропаганды указанные исламские общества имеют право формировать координационные центры на уровне провинций и Высший координационный центр на национальном уровне. Положения, касающиеся создания, сферы обязанностей, полномочий и функций исламских обществ, разрабатываются Министерством внутренних дел, Министерством труда и социальных дел, Исламской информационной организацией и утверждаются Советом министров.
В целях координации выполнения возложенных на них уставных функций профессиональные ассоциации (гильдии) могут создавать центры этих ассоциаций в провинциях, а также Высший совет профессиональных ассоциаций на национальном уровне.
Все ассоциации и их центры после создания должны составить свои уставные положения с учетом применимых законодательных положений и представить их своим общим собраниям для утверждения и в Министерство труда и социальных дел для регистрации.
15 Hobson S. G., Orage A. R. (Alfred Richard). National guilds; an inquiry into the wage system and the way out. London : G. Bell and Sons, ltd.
16 Islamic Republic of Iran Labour Code. Dated 20 November 1990 // Rouznameh Rasmi.
17 February 1991. No. 13387. URL: https://labourlaw.ir/iran-labour-law/.
17 Статья 26 Конституции Иранской Исламской Республики гласит: «Создание политических партий и ассоциаций, профессиональных ассоциаций, исламских религиозных объединений или других признанных религиозных меньшинств является бесплатным при условии, что такие партии и ассоциации не нарушают или не оскорбляют независимость, свободу, суверенитет и национальное единство страны, исламские нормы, основы Исламской Республики. Никому нельзя запретить в них участвовать и никого нельзя принудить к членству в таких организациях» // URL: https://ru.irancultura.it/iran/ costituzione-iran/costituzione-parte3/ (дата обращения: 14.09.2023).
18 Mostafa Seraji. Status and roles of Iranian workers associations // International Business Management. 2013. 7 (3).
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
В целях надзора и содействия осуществлению ст. 31 Конституции Исламской Республики Иран19, в соответствии с положениями ст. 43 Конституции, работники производственных, цеховых, промышленных, сервисных и сельскохозяйственных предприятий могут создавать жилищные кооперативы.
Жилищные кооперативы в каждой провинции могут формировать координационный центр на провинциальном уровне; координационные центры в провинциях имеют право создать Высший координационный центр для жилищных кооперативных обществ страны (Центральный союз рабочих жилищных кооперативов, или «Эскан»). Министерство труда и социальных дел, Министерство жилищного строительства и городского развития, а также Министерство экономики и финансов должны сотрудничать с «Эскан»; уставы указанных обществ должны быть зарегистрированы Министерством труда и социальных дел.
В целях надзора и содействия осуществлению положений по делам потребителей и распределению, изложенных в ст. 43 и 44 Конституции Исламской Республики Иран20, работники производственных, цеховых, промышленных, сервисных и сельскохозяйственных предприятий могут создавать кооперативные потребительские или распределительные общества.
Кооперативные потребительские или распределительные общества работников могут формировать координационные центры в соответствующих провинциях. Провинциальные координационные центры кооперативных потребительских или распределительных обществ работников могут создать Высший координационный центр для кооперативных потребительских или распределительных обществ работников (Центральный союз потребительских или распределительных обществ работников, или «Эмкан»). Министерство труда и социальных дел, Министерство торговли и Министерство промышленности должно сотрудничать с «Эмкан» по мере необходимости. Устав указанных кооперативных обществ необходимо зарегистрировать в Министерстве труда и социальных дел.
Для принятия последующих мер в связи с профсоюзными, профессиональными и социальными проблемами и трудностями, а также для целей положений ст. 29 Конституции, гарантирующих защиту прав, защиту интересов и право на медицинское обслуживание, вышедшие на пенсию работники могут организовывать отдельные центры для вышедших на пенсию работников и директоров на До районном и провинциальном уровнях. 0°
Провинциальные центры для вышедших на пенсию работников и директоров могут формировать центры более высокого уровня для вышедших на пенсию
работников на национальном уровне. н О
1П
он Е 5
т"0
19
Статья 31 Конституции Исламской Республики Иран устанавливает: «Каждый иранец и
каждая иранская семья имеют право на жилье, соразмерное с их потребностями. Правительство обязано обеспечить конкретное применение этого принципа, отдавая приори- 5 Л тет самым нуждающимся, особенно крестьянам и рабочим» // URL: https://ru.irancultura. it/iran/costituzione-iran/costituzione-parte3/. Т 0
20 Статья 44 Конституции Исламской Республики Иран закрепляет: «Экономика Ислам- ^ А ской Республики Иран основана на трех секторах: государственном, кооперативном и частном» // URL: https://ru.irancultura.it/iran/costituzione-iran/costituzione-parte3/ (дата об- Х Я ращения: 14.09.2023). БРИКС
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кутафи на (МПОА)
Министерство труда и социальных дел, Министерство здравоохранения, терапевтического ухода и медицинской подготовки и Организация социального обеспечения должны сотрудничать с высшими центрами для вышедших на пенсию работников.
В целях содействия единству методов и координации, а также для обмена мнениями о выполнении своих обязанностей и осуществлении полномочий Исламские советы по труду имеют право организовывать провинциальные советы по координации исламских советов по труду и национальный Высший координационный совет исламских советов по труду.
Положения, касающиеся процедур создания, функций, объема полномочий и функционирования центров исламских советов по труду разрабатываются Министерством труда и социальных дел, Министерством внутренних дел и Исламской информационной организацией и утверждаются Советом министров.
Все официальные представители трудящихся Исламской Республики Иран при Международной организации труда, комиссиях по спорам, Высшем совете социального обеспечения, Высшем совете по охране труда и т.п, в зависимости от обстоятельств избираются Высшим центром исламских советов труда, Высшим центром обществ рабочих гильдий или ассамблеей представителей трудящихся.
До создания организаций работников министр труда и социальных дел отбирает и назначает указанных представителей в ассамблеи, советы и высшие центры. В целях обеспечения координации и надлежащего выполнения своих обязанностей организации работников могут создавать отдельные центральные организации.
Положения о выборах в Центральный совет и о создании центральных организаций работодателей и работников разрабатываются отдельно комитетом, состоящим из представителей Высшего совета труда, Министерства внутренних дел и Министерства труда и социальных дел утверждаются Советом министров.
Полагаем в этой связи, что с 2024 г. следует изменить название Профессионального форума БРИКС на Форум представителей работников. Подобная реформа необходима для более четкого учета особенностей представительства работников в разных странах БРИКС.
2. Отсутствие международного правового акта БРИКС, определяющего правовой статус профессиональных союзов
Следует отметить, что в настоящее время решения Профсоюзного форума БРИКС, принимаемые в форме деклараций, несмотря на их большую значимость, посвящены в основном общим проблемам правового регулирования труда: защите трудовых прав, гибкости рынка труда и т.д.
Вместе с тем полагаем, что в условиях углубления тенденции регионализации требуется разработать декларацию БРИКС о принципах организации и деятельности профессиональных союзов стран — членов БРИКС. По нашему мнению, для этого необходимо провести анализ правового регулирования организации и деятельности профсоюзов в каждой стране БРИКС в целях конструирования наиболее оптимальной модели декларации профсоюзов стран БРИКС.
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
Несмотря на наличие общих подходов в профсоюзном законодательстве в странах БРИКС, в правовой регламентации деятельности профсоюзов имеются и существенные различия, которые мы рассматриваем в качестве особенностей. Они могут быть использованы, естественно, с учетом специфики правовой системы той или иной страны БРИКС для разработки предлагаемой декларации.
В целом целесообразно выделить два характерных для всех стран основных подхода:
1) внутрипрофсоюзные отношения (касающиеся, например, избрания руководящих органов профсоюзов, их функционирования и т.д.) регулируются трудовым законодательством (например, нормативными правовыми актами Бразилии, Индии, Китая);
2) внутрипрофоюзные отношения — это не предмет регламентации трудового законодательства, подобные вопросы решаются на уровне уставов профсоюзов (как, например, в законодательстве Российской Федерации). Большое значение имеет также вопрос о том, кто может стать членом профсоюза: только работник по трудовому договору (например, в Эфиопии, Бразилии) или также учащийся высшего учебного заведения или индивидуальный предприниматель (например, в Российской Федерации).
Отдельно выделим и проблему регистрации профсоюзов. В ряде стран эта процедура прямо прописана в профсоюзном законодательстве, в других — в гражданском законодательстве.
Трудовой кодекс Бразилии 1943 г.21 четко устанавливает организационную структуру профессионального союза22. Данное обстоятельство прежде всего касается руководящего выборного органа профсоюза. Так, руководство профсоюза состоит из совета директоров (от трех до семи членов), наблюдательного совета (три члена), президента. Эти органы избираются генеральной ассамблеей (общим собранием) профсоюза. В свою очередь, Президент профсоюза избирается на заседании совета директоров. Компетенция наблюдательного совета ограничена контролем за финансовым управлением профсоюза.
Трудовой кодекс Бразилии устанавливает следующие правила избрания совета директоров и наблюдательного совета. Для осуществления данной проце- р дуры организуется генеральная ассамблея (общее собрание). Оно будет право- До мочно при наличии кворума — более половины членов генеральной ассамблеи. О 0 Законодательством устанавливается тайное голосование. Кандидат считается избранным на должность, если он набрал две трети голосов.
Спецификой профсоюзного законодательства Индии является четкая законо- н О
дательная регламентация процедуры регистрации профессионального союза23. °н
E S
mu
21 Consolidaçao das Leis do Trabalho (CLT/1943) // URL: https://modeloinicial.com.br/lei/9/x/@ ИГ (дата обращения: 14.09.2023). S Л
22 André Gambier Campos. Sindicatos no brasil: o que esperar no futuro próximo? Rio de Janeiro.
Dezembro de 2016. H°
23 Soumya Jha and Ulka Bhattacharyya. With New 'Industrial Relations' Code, What Does the А А Future Look Like for India's Trade Unions? // URL: https://thewire.in/labour/with-new-industrial- А И relations-code-what-does-the-future-look-like-for-indias-trade-unions (дата обращения:
14.09.2023). БРИКС
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кутафи на (МПОА)
Так, Кодекс промышленных отношений 2020 г. № 3524 устанавливает, что Правительство штата25 назначает особое должностное лицо, которое занимается вопросами регистрации профсоюзов (регистратора профсоюзов).
Для этого существует определенная процедура. Ни один профсоюз работников не может быть зарегистрирован, если в нем насчитывается менее 10 % от числа работающих. Регистратору подается заявление с просьбой о регистрации профсоюза. Заявление подписывается как минимум семью членами профсоюза.
В заявлении указывается следующая информация: название профсоюза; цели, ради которых был создан профсоюз; цели, для которых должны быть использованы общие фонды профсоюза; список членов профсоюза; процедура приема новых членов; процедура проведения ежегодного общего собрания членов профсоюза, вопросы, которые будут решаться на таком собрании, включая выборы должностных лиц.
Для профсоюзного законодательства ЮАР характерно установление прав члена профсоюза в сфере межпрофсоюзных отношений. Закон о трудовых отношениях26 определяет, что каждый член профсоюза имеет право в соответствии с уставом профсоюза участвовать в его законной деятельности и в выборах должностных лиц или представителей профсоюзов; выставлять свою кандидатуру на выборах и избираться на должность.
Особенностью профсоюзного законодательства Российской Федерации27 является закрепление широкого понятия «работник», которое отличается от дефиниции работника по Трудовому кодексу РФ. Так, под работником понимается не только лицо, работающее по трудовому договору, но и учащийся и индивидуальный предприниматель. Подобный подход приводит, например, к тому, что в ряде образовательных организаций высшего образования студенты рассматриваются в качестве стороны коллективных договоров.
В Законе о профсоюзах Китайской Народной Республики28 детально определяется содержание защитной функции профсоюза29: если предприятие или учреждение нарушает трудовое законодательство, профсоюз должен провести переговоры с предприятием или учреждением от имени работников и потребовать от работодателя принять меры по исправлению положения; предприятие или учреждение должно изучить представленные требования, а также дать ответ профсоюзу.
24 The Industrial relations Code no. 35 of 2020 // URL: https://labour.gov.in/sites/default/files/ ir_gazette_of_india.pdf (дата обращения: 04.09.2023).
25 Индия — федеративное государство, состоящее из 28 штатов.
26 Labour Relations act 66 of 1995 // URL: https://www.gov.za/sites/default/files/gcis_ document/201409/act66-1995labour relations.pdf (дата обращения: 04.09.2023).
27 Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.
28 ( 2001 ^ШШШ ) // URL: https://www.waizi.org.cn/law/3907.html (дата обращения: 04.09.2023).
29 Kirton D. Explainer: How unions work in China // URL: https://www.reuters.com/world/china/ how-unions-work-china-2021-09-02/ (дата обращения: 14.09.2023).
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Закон четко устанавливает, что является нарушением трудового законодательства:
1) незаконные вычеты из заработной платы работников;
2) несоблюдение требований безопасности труда и санитарных условий;
3) произвольное продление рабочего времени;
4) ущемление особых прав и интересов женщин и несовершеннолетних работников;
5) другие серьезные нарушения трудовых прав и интересов работников. Таким образом, анализ деятельности Профсоюзного форума БРИКС, его деклараций, профсоюзного законодательства стран — членов БРИКС в условиях
углубления регионализации позволяет заключить следующее:
— требуется, во-первых, пересмотр формата проведения международных собраний профсоюзов в рамках БРИКС ввиду наличия двух моделей представительства работников;
— во-вторых, целесообразно разработать декларацию БРИКС о принципах организации и деятельности профсоюзов в целях дальнейшей унификации национального профсоюзного законодательства, оптимизации защиты трудовых прав работников и развития наднационального социального диалога.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Симонов А. А. Профсоюзы стран БРИКС решают общие проблемы // Мой профсоюз. — 16.07.2015. — № 29.
2. André Gambier Campos. Sindicatos no Brasil: o que esperar no futuro próximo? // Rio de Janeiro. — Dezembro de 2016.
3. Blackburn Daniel. What do unions want from BRICS? // International Union Rights. — 2017. — Vol. 24. — No. 4. — Р. 3—28.
4. Gandara, Gustavo, Geneiro, Argentino, Cudós, Fransisco Sladogna, Mónica. Sindicatos y formación profesional en Argentina: antecedentes y desafíos / Equipo
Aulas y Andamios editor. — OIT/Cinterfor. — 2018. p
5. Hobson S. G., Orage A. R. (Alfred Richard). National guilds; an inquiry into the До
□
wage system and the way out. — London : G. Bell and Sons, ltd.
6. Kirton D. Explainer: How unions work in China // URL: https://www.reuters.com/ world/china/how-unions-work-china-2021-09-02/ (дата обращения: 04.09.2023).
7. Mostafa Seraji. Status and roles of Iranian workers associations // International
Business Management. — 2013. — 7 (3). □ Т
8. Soumya Jha and Ulka Bhattacharyya. With New 'Industrial Relations' Code, What
Does the Future Look Like for India's Trade Unions? // URL: https://thewire.in/ jm
labour/with-new-industrial-relations-code-what-does-the-future-look-like-for-indias- 5.<
trade-unions (дата обращения: 14.09.2023). - И
DP тО
РШ >>
jj >И
ХЯ
БРИКС
>