направления развития интеграционных процессов
directions of development of integration processes
УДК 327(100)
DOI 10.54048/20727240_2022_03_9
интеграционные процессы и сотрудничество россии со странами брикс
в. Б. Мантусов1
1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация
Аннотация. В статье представлен анализ современного состояния интеграционных процессов в рамках объединения БРИКС. Рассмотрены факторы, способствующие объединению стран в организацию БРИКС и их развитию, среди которых высокие темпы экономического роста стран БРИКС, «критическая масса» ресурсного потенциала, большой объем внутреннего рынка товаров и услуг, совпадение экономических и политических интересов на международной арене. Основными механизмами интеграционного развития и сотрудничества в рамках объединения являются ежегодные саммиты БРИКС, встречи руководителей стран БРИКС различного уровня и их представителей, проведение форумов, семинаров, научных конференций и других мероприятий. Показано, что в ходе саммитов выявляются общие политические и экономические интересы стран БРИКС, вырабатываются совместные решения. По итогам саммитов достигнут ряд договоренностей, подписаны важные соглашения, что свидетельствует о том, что партнерство между странами БРИКС имеет перспективы и будет развиваться. Рассмотрено сотрудничество России со странами БРИКС в экономической и торговой сферах деятельности. Определены цели и нормативная правовая база такого сотрудничества, проведен анализ сложившихся торгово-экономических отношений России с каждым из государств БРИКС, сформированы перспективные направления взаимодействия со странами БРИКС и возможности коллективного участия БРИКС в международных организациях и региональных интеграционных объединениях, в том числе с Евразийским экономическим союзом, подчеркнута важность и актуальность задачи углубленного изучения экономики, внутренней и внешней политики государств - партнеров России по БРИКС.
Ключевые слова: международная деятельность, интеграционные процессы, БРИКС, взаимодействие и сотрудничество, экономическая и торговая сфера деятельности.
integration processes and cooperation of russia with the brics countries
v. B. Mantusov
1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation
Abstract. The article presents an analysis of the current state of integration processes within the framework of the BRICS association. The factors contributing to the unification of countries into the BRICS organization and their
© Мантусов В. Б., 2022
development are considered, including: high rates of economic growth of the BRICS countries, a "critical mass" of resource potential, a large volume of the domestic market of goods and services, the coincidence of economic and political interests in the international arena. The main mechanisms of integration development and cooperation within the framework of the association are annual BRICS summits, meetings of heads of BRICS countries at various levels and their representatives, holding forums, seminars, scientific conferences and other events. It is shown that during the summits the common political and economic interests of the BRICS countries are revealed, joint solutions are developed. As a result of the summits, a number of agreements were reached, important agreements were signed, which indicates that the partnership between the BRICS countries has prospects and will develop. The cooperation of Russia with the BRICS countries in the economic and trade spheres of activity is considered. The objectives and regulatory legal framework of such cooperation are defined, the analysis of the existing trade and economic relations of Russia with each of the BRICS states is carried out, promising areas of interaction with the BRICS countries and the possibility of collective participation of BRICS in international organizations and regional integration associations, including the Eurasian Economic Union, are formed, emphasized the importance and relevance of the task of in-depth study of the economy, domestic and foreign policy of Russia's BRICS partner states.
Keywords: international activity, integration processes, BRICS, interaction and cooperation, economic and trade sphere of activity.
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность Федеральной таможенной службы (ФТС России) в силу специфики непосредственно сопряжена с осуществлением международного сотрудничества, география которого охватывает государства Азии, Европы, Африки и Латинской Америки. Взаимодействие по различным аспектам таможенной сферы осуществляется более чем со 100 странами [1].
Целью осуществления и развития ФТС России международной деятельности в рамках своей компетенции является содействие продвижению экономических интересов Российской Федерации (РФ), закреплению за ней лидирующих позиций в таможенной сфере на международном уровне, а также создание благоприятных условий для ведения бизнеса. Среди основных задач в этой области выделим [2]:
- содействие развитию интеграционных процессов на пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Содружества Независимых Государств (СНГ);
- продвижение инициатив ФТС России и закрепление за ней лидирующих позиций в рамках работы Всемирной таможенной организации (ВТамО), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), организации БРИКС, Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), иных международных организаций и объединений.
В условиях роста значимости организации БРИКС на международной экономической арене представляется чрезвычайно важной и актуальной задачей исследование интеграционных процессов и сотрудничества России со странами БРИКС в экономической и торговой сферах деятельности.
БРИКС - это созданное в июне 2006 г. по инициативе России межгосударственное объединение Федеративной Республики Бразилии, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики и (официально
с апреля 2011 г.) Южно-Африканской Республики (ЮАР). Цель его создания -«содействовать безопасности, процветанию и развитию в условиях многополярного, взаимосвязанного и глобализованного мира» [3]. Страны БРИКС представляют Азию, Африку, Европу и Латинскую Америку, что обусловливает трансконтинентальное измерение их сотрудничества и придает ему особую ценность и значимость.
Россия высоко оценивает значение участия в организации БРИКС и считает, что данное объединение может стать одним из ключевых элементов системы глобального управления мирохозяйственными связями.
факторы, способствующие объединению и развитию интеграционных процессов в брикс
Несмотря на огромные национальные различия, страны БРИКС обладают большим потенциалом к объединению и развитию интеграционных процессов. Основу развития и влияния БРИКС на международной арене составляет растущая экономическая мощь государств - участников БРИКС как одной из главных движущих сил глобальной экономики. Четыре из пяти стран БРИКС входят в десятку экономик мира с самыми высокими показателями внутреннего валового продукта (ВВП), а именно Китай - вторая позиция (после США), Индия - третья, Бразилия - седьмая, Россия - девятая. ЮАР не входит в состав развитых мировых экономик, однако является ключевой, поскольку это единственная африканская страна - участница в организации БРИКС.
Общий валовой продукт стран БРИКС составляет 15,44 трлн долл. Вместе они создают порядка 30% мирового валового продукта (по паритету покупательной способности национальных валют). По прогнозам, к 2050 г. страны БРИКС могут стать ведущими экономиками мира [4].
Страны БРИКС не прекратили своего развития в последние годы, несмотря на то, что они пострадали от финансового кризиса, а Россия еще и от международных санкций, хотя экономический рост в 2020 г. несколько замедлился практически у всех стран объединения. Темпы роста ВВП в странах БРИКС в 20182020 гг. приведены в табл. 1.
Таблица 1
Темпы роста ВВП в странах БРИКС, в постоянных ценах* (2010 г. = 100)
Страны БРИКС Всего На душу населения
2018 г. 2019 г. 2020 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Россия (2011 г. = 100) 109,6 111,9 108,6 106,7 109,0 106,0
Бразилия 106 107 103 99 99,5 95
Индия 171 178 165 155 159 146
Окончание таблицы 1
Страны БРИКС Всего На душу населения
2018 г. 2019 г. 2020 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Китай 179 189 194 171 181
ЮАР 115 115 108 102 100,5 93
* Составлено по материалам источника [5, разд. 26 «Международные сравнения», п. 26.20 «Темпы роста валового внутреннего продукта»].
Каждый член объединения БРИКС обладает колоссальными запасами важных для мировой экономики ресурсов. Для Бразилии это сельское хозяйство, данная отрасль здесь составляет около трети от ВВП. Россия владеет природными ресурсами и занимает 1/5 от общей статистики по природопользованию и энерготорговле. Индия занимает серьезную долю сельскохозяйственного рынка, а также рынка чая и специй. Китай обладает масштабными трудовыми ресурсами, в ЮАР огромные запасы полезных ископаемых - более 90% мирового запаса марганца, около 60% запаса хрома, более 52% запаса золота и до 1/5 общего мирового запаса алмазов [4].
Высокая численность населения стран БРИКС (по состоянию на 2020 г.: Бразилия - 212,0 млн человек, Россия - 146,2 млн человек, Индия - 1 326,0 млн человек, Китай (2019 г.) - 1 398,0 млн человек, ЮАР - 59,6 млн человек) обусловливает дешевизну труда в них и соответственно высокие темпы экономического роста. Совокупное население стран БРИКС составляет 3,14 млрд человек (и 43% населения мира), площадь территории стран БРИКС - 38,5 млн км2 (26% земной суши) [4].
Точки соприкосновения стран в объединении БРИКС можно найти и в энергетической сфере. В первую очередь они лежат в сфере использования альтернативных источников энергии, которые представляют интерес для стран с дефицитом углеводородных источников (Индия, Китай). В ближайшем будущем страны БРИКС станут главным конкурентом США в борьбе за энергоресурсы.
Перечисленные выше ресурсы стран БРИКС являются главными ресурсами, на которые опираются экономики этих стран. Доля ресурсов стран БРИКС в ресурсах мира приведена на рисунке.
Важным объединяющим фактором группы БРИКС является совпадение интересов на международной арене в обеспечении международной безопасности, антикризисного регулирования, решении глобальных экономических, экологических, продовольственных и других проблем.
Страны БРИКС готовы и на политической арене мира играть более значительную роль. Политическое влияние БРИКС определяется тем, что входящие в объединение государства являются авторитетными участниками ведущих международных организаций и структур (ООН, «Группа двадцати», «Группа восьми», Движение неприсоединения, «Группа 77»), а также региональных объединений (Россия - СНГ, Организации Договора о коллективной безопасности, ЕАЭС,
Таможенного союза; Россия и Китай - ШОС, АТЭС; Бразилия - Союза южноамериканских государств, Южноамериканского общего рынка, Сообщества латиноамериканских и Карибских государств; ЮАР - Африканского союза, Сообщества развития Юга Африки; Индия - Ассоциации регионального развития стран Южной Азии).
120,0% -100,0% 80,0% -60,0% -40,0% -20,0% 0,0%
Рис. Доля стран БРИКС в мировых ресурсах [6]
Страны БРИКС привержены делу построения гармоничного мироустройства, опирающегося на прочный мир и общее процветание, и исходят из того, что XXI в. должен стать веком мира, безопасности, развития и сотрудничества. Именно это общее твердое стремление к миру, безопасности, развитию и сотрудничеству сблизило страны БРИКС. Страны БРИКС готовы сотрудничать с другими как развитыми, так и развивающимися странами на основе норм международного права и многостороннего подхода к принятию решений в мировых экономических и политических делах [3].
механизмы сотрудничества и интеграционного развития брикс
Межгосударственное межрегиональное интеграционное объединение государств БРИКС - это яркий пример укрепления коллективных начал в мировых делах. Разные в культурно-цивилизационном отношении государства выстраивают свои отношения на принципах равноправия, строгого учета интересов друг друга, взаимоуважения и открытости внешнему миру.
Основными механизмами сотрудничества и взаимодействия в рамках БРИКС являются: ежегодные саммиты и встречи лидеров «Группы двадцати»; встречи представителей, курирующих вопросы национальной безопасности, управляющих Новым Банком развития, министров иностранных дел и руководителей других отраслевых министерств и ведомств (экономики и внешней торговли, финансов и управляющих центральными банками, сельского хозяйства, окружающей среды, образования, здравоохранения, науки, технологий и инноваций, труда
и занятости, телекоммуникаций, промышленности, руководителей ведомств по интеллектуальной собственности, налоговых, таможенных, статистических, антимонопольных ведомств, прокуратур, глав агентств экспортного кредитования), доверенных лиц (шерпов) - представителей министерств иностранных дел стран БРИКС, породненных городов и муниципальных образований.
На регулярной основе проводятся заседания рабочих групп и экспертов по вопросам интеллектуальной собственности, занятости, окружающей среды, борьбы с коррупцией, таможенным вопросам, сельского хозяйства, здравоохранения, противодействия терроризму, информационной безопасности, сотрудничества в сфере ИКТ, борьбы с наркотиками и др.
Кроме того, в рамках БРИКС действуют форумы (банковский, гражданский, молодежный, профсоюзный, академический, бизнес-форум и др.), Деловой совет, Биржевой альянс, проводятся научные конференции и семинары, а также осуществляют свою деятельность консорциумы научных центров. Как правило, указанные мероприятия проводятся в преддверии ежегодных саммитов БРИКС.
Анализ основных вопросов, которые поднимаются в ходе ежегодных саммитов, и обзор принимаемых при этом документов позволяют четко представить направления сотрудничества стран БРИКС, а также механизмы и возможности их развития.
саммиты брикс как основной механизм сотрудничества и интеграционного развития объединения
Фундаментом формирования и развития межгосударственного межрегионального интеграционного объединения БРИКС являются саммиты лидеров государств БРИК (в дальнейшем - БРИКС).
I саммит БРИК состоялся в России 16 июня 2009 г. в Екатеринбурге в составе глав государств БРИК - Бразилии, России, Индии, Китая. Главы государств объединения обсудили сложившуюся ситуацию в глобальной экономике и другие актуальные проблемы мирового развития, а также перспективы укрепления взаимодействия в рамках БРИК. По итогам саммита принято два заявления: «Совместное заявление лидеров стран БРИК» и «Совместное заявление стран БРИК по глобальной продовольственной безопасности» [7].
II саммит БРИК проходил 15-16 апреля 2010 г. в Бразилиа (Бразилия). По итогам саммита было подписано «Совместное заявление руководителей стран БРИК», в котором изложено общее видение глобального управления в международной экономической и финансовой сферах, торговле, сельском хозяйстве, энергетике, борьбе с бедностью, терроризмом, изменении климата, развитии культур, религий и народов [8].
III саммит БРИКС прошел 13-14 апреля 2011 г. в Китае в Санье уже в составе пяти президентов стран БРИКС. На данном саммите состоялось официальное включение в группу пятого ее члена - ЮАР. По итогам саммита была подписана совместная декларация, в которой сформированы основные направления мировой
политики, обсуждены вопросы по экономическому взаимодействию с использованием национальных валют стран БРИКС.
IV саммит БРИКС проходил 28-29 марта 2012 г. в столице Индии - Нью-Де-ли под девизом: «Партнерство БРИКС в интересах глобальной стабильности, безопасности и процветания». В ходе саммита обсуждались возможности создания совместного банка развития и механизмы сближения своих фондовых площадок. Создание совместного банка развития БРИКС предполагает постепенный отказ от евро и доллара в расчетах между странами и преследует цель укрепления национальных валют. По итогам саммита подписаны Делийская декларация и план совместных действий по ее реализации.
Vсаммит БРИКС состоялся 26-27 марта 2013 г. в Дурбане (ЮАР). Тема саммита: «БРИКС и Африка: партнерство в целях развития, интеграции и индустриализации». По итогам саммита принята Этеквинская декларация, в которой дана оценка сложившейся мировой политической и экономической ситуации, отражены общие подходы стран БРИКС по актуальным вопросам многостороннего сотрудничества. Также были подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере «зеленой экономики», финансирования инфраструктурных проектов в Африке, принята Декларация о создании Делового совета БРИКС.
VI саммит БРИКС проходил 15-16 июля 2014 г. в Форталезе (Бразилия), под девизом: «Инклюзивный рост: устойчивые решения». По итогам саммита были подписаны Форталезская декларация, «Соглашение об учреждении Нового Банка развития» и Договор о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС, который предполагает оказание финансовой помощи тем странам БРИКС, которые испытывают проблемы с платежными балансами.
VII саммит БРИКС прошел 8-9 июля 2015 г. в Уфе (Россия), его тема: «Партнерство БРИКС - мощный фактор глобального развития». Важнейшим итогом саммита БРИКС стало создание Нового Банка развития БРИКС с капиталом 100 млрд долл. По инициативе России была принята «Стратегия экономического партнерства стран БРИКС до 2020 года» и Уфимская декларация, согласно которым взят курс на торговлю в национальных валютах.
VIII саммит БРИКС проходил 15-16 октября 2016 г. в Гоа (Индия), его тема: «Создание ответных, инклюзивных и коллективных решений». В ходе саммита обсуждались задачи укрепления стратегического партнерства в БРИКС, развития многопрофильного сотрудничества в этом формате, а также вопросы борьбы с международным терроризмом и урегулирования ситуации в Сирии, повышения стабильности мировой экономики и финансов, совершенствования архитектуры глобального управления. По итогам саммита принят ряд документов, в частности, Декларация Гоа, «Положение о Комитете по таможенному сотрудничеству стран БРИКС» [9], которое разработано во исполнение решений, принятых по итогам первой встречи глав таможенных служб стран БРИКС, состоявшейся в ЮАР в 2013 г. Комитет является постоянно действующим органом сотрудничества стран БРИКС и предназначен для обеспечения координации взаимодействия таможенных служб стран БРИКС в области таможенной политики.
IX саммит БРИКС был организован 4-5 сентября 2017 г. в Сямэне (Китай) в формате «БРИКС плюс» под девизом «БРИКС: укрепление партнерства ради безоблачного будущего». На саммит приглашены Египет, Мексика, Гвинея, Таиланд и Таджикистан. Была одобрена Сямэньская декларация, подписан «Меморандум о сотрудничестве между Деловым советом и Новым Банком развития БРИКС», приняты важные межведомственные документы: планы действий БРИКС по торгово-экономическому сотрудничеству, по инновационному сотрудничеству, а также «Стратегическая программа по таможенному сотрудничеству БРИКС», в которой закреплены стратегические основы взаимодействия таможенных ведомств стран БРИКС [10]. Таможенное сотрудничество направлено на упрощение таможенных процедур во взаимной торговле, сближение правил и процедур таможенного администрирования, использование единых подходов в информационном обмене и применении информационных технологий в таможенном деле. Руководящим принципом такого стратегического сотрудничества является концепция «3В» - взаимный обмен информацией, взаимное признание результатов таможенного контроля и взаимопомощь в правоохранительной сфере.
X саммит БРИКС состоялся 25-27 июля 2018 г. в Йоханнесбурге (ЮАР), тема которого «БРИКС в Африке: сотрудничество с развивающимися странами для достижения инклюзивного роста в эпоху Четвертой промышленной революции». На повестке дня саммита - Ближний Восток, ядерная безопасность, глобальная экономика, возможности и вызовы цифровой эпохи, а также вопросы стратегического партнерства. В принятой на саммите йоханнесбургской декларации зафиксирована твердая поддержка принципов многосторонности, незыблемости международного права и центральной роли ООН. Принято решение о создании Партнерства по вопросам четвертой промышленной революции. Одобрено учреждение Сети научных парков и технологических бизнес-инкубаторов, Платформы энергетических исследований, Центра по исследованию и разработке вакцин. Подписаны меморандумы о сотрудничестве в области региональной авиации, продвижении передовых направлений межбанковского взаимодействия. Решено активизировать сотрудничество в сфере культуры, спорта и кинематографии.
XI саммит БРИКС прошел 13-14 ноября 2019 г. в Бразилиа (Бразилия), его тема: «БРИКС: экономический рост для инновационного будущего». По итогам саммита подписана Декларация Бразилиа, в которой выражено желание продолжать углублять сотрудничество в рамках БРИКС для обеспечения благополучия и процветания народов, а также укрепления традиционных дружеских связей между странами БРИКС. В качестве основных приоритетов обозначены: научно-техническое и инновационное сотрудничество, цифровая экономика, борьба с организованной преступностью и отмыванием денег, укрепление взаимодействия по линии институтов БРИКС, в частности Делового совета и Нового Банка развития БРИКС.
ХП саммит БРИКС состоялся 17 ноября 2020 г. в Москве (Россия). Это первый в истории БРИКС саммит, который проходил в режиме видеоконференции. Тема
саммита: «Партнерство БРИКС в интересах глобальной стабильности, общей безопасности и инновационного роста». Россия поставила во главу угла три приоритета - стабильность, безопасность и инновации. Они стали основой для развития стратегического партнерства БРИКС по трем ключевым направлениям - политика и безопасность, экономика и финансы, культурный и гуманитарный обмен. По итогам саммита принята Московская декларация, получила одобрение «Антитеррористическая стратегия БРИКС», а также принята новая «Стратегия экономического партнерства БРИКС до 2025 года» [11].
XIII саммит БРИКС прошел 9 сентября 2021 г. в Нью-Дели (Индия) в режиме видеоконференции под девизом: «15-летие БРИКС: пятистороннее сотрудничество стран в интересах обеспечения преемственности, укрепления взаимодействия и принципа консенсуса». Во всех выступлениях подчеркивалась необходимость дальнейшего укрепления рабочих механизмов БРИКС, основанных на принципах преемственности, консолидации и консенсуса, ставших отличительной чертой объединения. Отмечались многочисленные достижения, в том числе: создание Нового Банка развития и Пула условных валютных резервов БРИКС, Платформы энергетических исследований БРИКС, Партнерства стран БРИКС по вопросам новой Четвертой промышленной революции, Рамочной программы в сфере науки, технологий и инноваций стран БРИКС и др. По итогам саммита принята Делийская декларация.
XIV саммит БРИКС будет проходить в 2022 г. в Китае в год его председательства в объединении БРИКС.
деятельность россии в рамках объединения брикс
Одним из стержневых направлений внешней политики России является всемерное укрепление объединения БРИКС путем постепенной трансформации БРИКС из диалогового формата и инструмента координации позиций по ограниченному кругу проблем в полноформатный механизм стратегического и текущего взаимодействия по ключевым политическим и экономическим вопросам. Руководствуясь утвержденной Президентом РФ 09.02.2013 «Концепцией участия Российской Федерации в объединении БРИКС» [12], Россия намерена укреплять свои позиции в БРИКС и всемерно содействовать повышению авторитета и развитию самой организации на международной арене. Стратегическими целями России в БРИКС являются:
а) придание международной валютно-финансовой системе более справедливого, стабильного и эффективного характера, что улучшит внешние условия для развития экономики и финансовой системы России и других государств - участников БРИКС;
б) расширение внешнеполитического сотрудничества с участниками объединения в интересах укрепления мира и безопасности на основе уважения суверенитета и территориальной целостности других государств и невмешательства в их внутренние дела;
в) укрепление многовекторного характера внешней политики России и устойчивости своего международного положения;
г) развитие привилегированных двусторонних отношений с партнерами России по объединению, что позволит полнее задействовать возможности сотрудничества с государствами БРИКС в различных сферах;
д) расширение российского языкового, культурного и информационного присутствия в крупнейших странах мира - партнерах России по объединению.
Следует подчеркнуть, что «базой для развития взаимодействия России с партнерами по БРИКС в многостороннем формате являются дружественные двусторонние отношения, существующие у России с каждым из государств - участников объединения» [12]. Сложившиеся торгово-экономические отношения России с каждым из государств БРИКС характеризуются представленной в табл. 2 и 3 динамикой основных показателей внешней торговли России со странами БРИКС.
Таблица 2
Внешняя торговля России со странами БРИКС - экспорт, млн долл. США *
Страны БРИКС 2000 г. 2010 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Россия (всего), 89 269 337 467 395 161 370 241 288513
в том числе в страны:
Бразилия 259 1 798 2 582 2 455 1 994
Индия 1 082 6 392 7 750 7 308 5 798
Китай 5 248 20 326 56 017 57315 49 146
* Составлено по материалам источника [5, разд. 25 «Внешняя торговля», п. 25.7 «Внешняя торговля Российской Федерации со странами дальнего зарубежья»].
Таблица 3
Внешняя торговля России со странами БРИКС - импорт, млн долл. США *
Страны БРИКС 2000 г. 2010 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Россия (всего), 22 276 197184 212 054 217032 206 676
в том числе из стран:
Бразилия 388 4 067 2 451 2 154 2 010
Индия 557 2 143 3 227 3 923 3 458
Китай 949 38 964 52 231 54 173 54 913
* Составлено по материалам источника [5, разд. 25 «Внешняя торговля», п. 25.7 «Внешняя торговля Российской Федерации со странами дальнего зарубежья»].
Сотрудничество России со странами БРИКС в торгово-экономической сфере выглядит следующим образом.
Россия - Бразилия. Экономическое сотрудничество и торговые отношения двух стран в последнее время активно развиваются и достигли в 2018 г. максимальных
значений по обороту товаров на сумму 5 033 млн долл. (см. табл. 2, 3). В структуре российского экспорта в Бразилию основная доля поставок приходится на продукцию химической промышленности (80,6%) и минеральные продукты (10,4%). Удельный вес металлов и изделий из них составляет 6,1%, машин, оборудования и транспортных средств - 1,7% [13]. Основными экспортными товарами являются минеральные удобрения (азотные, комплексные и калийные), нефтепродукты, прокат плоский из легированных и нелегированных сталей, сера, каучук синтетический. В структуре импорта в Россию основная доля приходится на продовольственные товары и сельскохозяйственные продукты - 84,1%. Удельный вес машин, оборудования и транспортных средств составляет 6,9%, металлов и изделий из них - 5,0%, продукции химической промышленности - 1,6%, текстиля, изделий из него, обуви - 1,2% [13]. Основными импортными товарами являются мясо (крупный рогатый скот, свинина, птица), табачное сырье, сахар тростниковый, жмых, кофе и его концентраты, ферросплавы, летательные аппараты, бульдозеры, соки (фруктовые и овощные), штейн никелевый, двигатели внутреннего сгорания, обувь.
Перспективы развития двустороннего сотрудничества России и Бразилии видятся в инвестиционной сфере: проекты по строительству трансконтинентального газопровода Венесуэла - Бразилия - Аргентина, строительству и модернизации бразильских гидроэлектростанций; разработка российскими компаниями углеводородных месторождений; создание совместных предприятий по производству газотурбинного оборудования и сборке самолетов и вертолетов (в том числе военного назначения); создание сервисно-технических центров обслуживания самолетов и вертолетов; сотрудничество в ракетно-космической отрасли, разработка и производство ракетоносителей и спутников, совместное использование космодрома Алкантара (Бразилия) и др.
Россия - Индия. Российско-индийские внешнеторговые связи успешно развиваются с середины 2000-х гг., при этом наблюдается достаточно быстрый рост взаимного товарооборота (20-30% ежегодно). В 2019 г. взаимный товарооборот между Россией и Индией составил 11 231 млрд долл. (см. табл. 2, 3).
При этом потенциал взаимной торговли на рынках Индии и России достаточно широк: сотрудничество в области телекоммуникационных систем, обмен в инновационной сфере, сотрудничество в стратегических областях. Примерно 25% индийского экспорта в Россию приходится на лекарства, которые по ценовому диапазону и качеству превосходят многие зарубежные аналоги. В этой области есть планы и по расширению экспорта фармакологической продукции, и по созданию совместных российско-индийских производств. Перспективными направлениями взаимодействия стран считается область космических исследований.
Наиболее крупные проекты Россия ведет в сфере строительства и обслуживания АЭС. Между Россией и Индией подписаны межправительственное «Соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях» и «дорожная карта» серийного сооружения в Индии АЭС по российским проектам (например, строительство АЭС «Куданкулам»). «Индия - это
перспективнейший и крупнейший партнер в Азии с колоссальным экономическим ростом, наверное, с самым высоким в мире, который покупает у нас и нефть, и нефтепродукты, и продукцию военного назначения, и сельхозпродукцию, и удобрения» [14].
Россия - Китай. Россия продолжает наращивать всеобъемлющее доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие с Китаем. В 2019 г. товарооборот России с Китаем достиг рекордного показателя в 111,5 млрд долл. По итогам 2020 г. товарооборот немного снизился и составил 104,1 млрд долл. Лидерами двух государств поставлена задача нарастить товарооборот к 2024 г. до 200 млрд долл. Следует выделить тенденцию опережающего роста российского экспорта по сравнению с другими показателями российско-китайской торговли. В целом за период 2010-2020 гг. экспорт России в Китай увеличился почти в 2,5 раза: с 20,3 до 49,1 млрд долл. В динамике импорта также прослеживается тенденция к увеличению объема, однако в более умеренном и менее устойчивом темпе. В целом за период 2010-2020 гг. объем импорта России из Китая увеличился почти в 1,5 раза: с 39,0 до 54,9 млрд долл. [15].
По итогам 2021 г. торговый оборот между Россией и КНР достиг 140 млрд долл. Согласно данным (на июль 2022 г.) Главного таможенного управления Китая за первое полугодие 2022 г. товарооборот между Россией и Китаем вырос на 27,2% и составил 80,675 млрд долл. Китай за отчетный период ввез в Россию товаров на 29,55 млрд долл., увеличение по сравнению с первым полугодием 2021 г. оказалось на 2,1%. Поставки из России в КНР выросли на 48,2% и достигли 51,125 млрд долл. [14]. Основными составляющими российского импорта из Китая являются товары промышленного производства (автомобили, компьютеры, товары текстильной промышленности и др.). Основным видом экспорта России в Китай являются нефть и нефтепродукты, черные и цветные металлы, электроэнергия, транспортные средства, древесина, продукция химической промышленности. В рамках двусторонних инвестиционных соглашений между Россией и Китаем осуществляется ряд проектов в сферах производства, строительства и транспортных перевозок, освоения месторождений полезных ископаемых, заготовки и переработки древесины, строительства объектов недвижимости, освоения сельскохозяйственных угодий, переработки сельскохозяйственной продукции.
Россия - ЮАР. Работа по выявлению практических возможностей развития торгово-экономических связей между Россией и ЮАР началась после установления в феврале 1992 г. дипломатических отношений между странами, при этом определялись конкретные области сотрудничества, создавалась соответствующая договорно-правовая база. Начиная с 1993 г. был подписан ряд межправительственных соглашений: о торгово-экономическом сотрудничестве между Россией и ЮАР, о научно-техническом сотрудничестве, о военно-техническом сотрудничестве, о сотрудничестве в области горнодобычи и минеральных ресурсов, о культурном сотрудничестве и др. В 2006 г. при поддержке ряда министерств России и ЮАР создан Деловой совет Россия - ЮАР.
Режим преференциальных импортных пошлин, предоставленный ЮАР в рамках «Национальной схемы тарифных преференций Российской Федерации», в 2003 г. дал импульс росту объема южноафриканского экспорта. Эта тенденция сохраняется и в настоящее время. Объем товарооборота в 2008 г. составил 484,0 млн долл. Основными статьями российского экспорта (в 2008 г. - 40,3 млн долл.) в ЮАР являются химическая продукция - 43,4%, металлы и изделия из них - 40,8%, машины и оборудование - 3,9%. Российский импорт (в 2008 г. - 443,8 млн долл.) представлен преимущественно продукцией растительного происхождения - 46,3%, 27,7% приходится на машины и оборудование, 10,2% - на металлы основной группы и изделия из них, 7,6% - на продукцию пищевой промышленности [16]. Российские компании участвуют в проектах по добыче полезных ископаемых. В России также действуют южноафриканские компании (ИТ-сектор, добыча алмазов и др.). Развивается взаимодействие между странами в финансовой сфере на базе представительств банков России и ЮАР. Сотрудничество с Россией в энергетической сфере также является актуальной задачей в условиях энергетического кризиса в ЮАР.
заключение
Исследование интеграционных процессов и сотрудничества стран в рамках объединения БРИКС позволило выявить ряд факторов, способствующих развитию и успешному функционированию стран в данной организации. В первую очередь, это высокие темпы экономического роста стран БРИКС, «критическая масса» ресурсного потенциала, большой объем внутреннего рынка товаров и услуг. Важным объединяющим фактором стран БРИКС явилось совпадение их интересов на международной арене в сфере экономики и политики.
Фундаментом интеграционного развития и сотрудничества в рамках объединения стали саммиты БРИКС. Встречи руководителей и министров БРИКС составляют главное звено организационно-структурного формирования объединения. По результатам саммитов достигнут ряд договоренностей, подписаны важные соглашения, что свидетельствует о том, что партнерство между странами будет развиваться. Саммиты на высшем уровне дали возможность странам БРИКС, опираясь на растущую экономическую мощь, заявить о себе как о реальной силе на международной арене. В ходе саммитов выявляются общие политические и экономические интересы стран БРИКС, вырабатываются совместные решения, которые страны БРИКС выносят на форумы «Большой двадцатки». В целом договоренности, достигнутые в рамках саммитов, позволили приблизиться к созданию многополярного мира. Основным недостатком организационной структуры БРИКС является отсутствие четкого механизма реализации принятых на саммитах решений. Эта проблема постепенно решается в ходе саммитов, а также двусторонних встреч представителей стран БРИКС различных уровней.
Перспективы интеграционного развития БРИКС определяются наличием ряда базовых факторов долгосрочного характера, способствующих сближению и развитию участников объединения. К ним следует отнести:
а) общее стремление стран БРИКС реформировать устаревшую международную финансово-экономическую структуру;
б) уверенную поддержку стран БРИКС общепризнанных принципов и норм международного права, неприятие политики силового давления и ущемления суверенитета других государств;
в) наличие у участников БРИКС схожих проблем, связанных с потребностями масштабной модернизации экономики и социальной жизни;
г) взаимодополняемость многих секторов экономики стран БРИКС. Объединение БРИКС предполагает также расширение взаимодействия и сотрудничества с различными международными организациями и межгосударственными объединениями глобального и регионального уровней, в том числе с ЕАЭС. Сфера такого сотрудничества достаточно широка - это здравоохранение, торговля, финансы, наука, образование и др.
С учетом важности и комплексного характера вопросов, связанных с участием России в БРИКС, актуальной задачей становится углубленное изучение экономики, внутренней и внешней политики государств - партнеров России по БРИКС, а также формирование самостоятельного направления исследований этого межгосударственного объединения. Немаловажной задачей для вузов России, в том числе для Российской таможенной академии, является подготовка специалистов в области международного таможенного сотрудничества, расширение страноведческой и языковой подготовки специалистов для кадрового обеспечения участия России в БРИКС по всем направлениям его деятельности.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Международное таможенное сотрудничество: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» / В. Б. Мантусов, Е. В. Лобас, Н. Г. Липатова, Ю. И. Сомов, М. В. Бойкова, О. Г. Боброва, А. Р. Гладков, Б. И. Кецба, С. В. Мозер / под ред. В. Б. Мантусова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 431 с.
2. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р).
3. The Strategy for BRICS Economic Partnership. Released at the Ufa Summit, July 9, 2015 = Стратегия экономического партнерства стран БРИКС до 2020 года (неофициальный перевод) [Электронный ресурс]. URL: http://www.brics.utoronto.ca/docs/150709-partnership-strategy-en.html.
4. Экономика стран БРИКС 2020. Статистика и факты о группе БРИКС 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://brics-russia2020.ru/images/114/81/1148133.pdf.
5. Российский статистический ежегодник. 2021: стат. сборник / Росстат. М., 2021. 692 с. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2021.pdf.
6. Мантусов В. Б., Растянникова Е. В. Место и роль БРИКС в мировой экономике в условиях финансово-экономического кризиса: монография. М.: Восток - Запад, 2013. 149 с.
7. Совместное заявление лидеров стран БРИК (г. Екатеринбург, Россия, 16 июня 2009 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.nkibrics.ru/pages/summit-docs.
8. Совместное заявление глав государств и правительств стран - участниц II саммита БРИК (г. Бразилиа, 15 апреля 2010 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.nkibrics.ru/ pages/summit-docs.
9. Положение о Комитете таможенного сотрудничества стран БРИКС [Электронный ресурс]. URL: https://ww.alta.ru/tamdoc/16bn0147/Pysclid45hyanraoj216832575.
10. Стратегическая программа по таможенному сотрудничеству стран БРИКС [Электронный ресурс] // Официальный сайт председательства Китая в БРИКС в 2017 году. URL: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/09/2017-09-05_BRICS_Declaration. pdf?ysclid=l5i19n97or829659907.
11. Стратегия экономического партнерства БРИКС на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт председательства Российской Федерации в объединении БРИКС. URL: https://brics-russia2020.ru/images/114/81/1148133.pdf.
12. Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС (утверждена Президентом РФ 09.09.2013).
13. Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Бразилией [Электронный ресурс]. URL: https://pandia.ru/text/77/408/17647.php.
14. В России заявили о колоссальных успехах в торговле с Китаем [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2022/08/17/koloss/.
15. Таможенное сотрудничество России и Китая в сфере содействия торговле и совершенствования таможенного контроля: монография / Н. Г. Липатова, А. Р. Гладков, Е. В. Жеребен, Н. А. Тарасов, А. Э. Петросян, А. В. Ефимов; под общ. ред. канд. техн. наук, ст. науч. сотр. Н. Г. Липатовой. М.: РИО Российской таможенной академии, 2022. 337 с.
16. О торгово-экономическом сотрудничестве между Россией и ЮАР: справочный материал [Электронный ресурс]. URL: https://e.120-bal.ru/ekonomika/29379/index.html.
информация об авторе
Мантусов Владимир Бадьминович - доктор экономических наук, профессор, генерал-майор таможенной службы, начальник Российской таможенной академии, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, тел.: 8 (495) 503-76-55, e-mail: [email protected].
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. для цитирования
Мантусов В. Б. Интеграционные процессы и сотрудничество России со странами БРИКС // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 3. С. 9-23.