Научная статья на тему 'О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
140
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПОЖАРЫ / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПРОПАГАНДА / ОБУЧЕНИЕ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / НАСЕЛЕНИЕ / НЕРАБОТАЮЩИЕ ГРАЖДАНЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Березин Александр Сергеевич, Пушина Лада Юрьевна

В статье поднимается социально значимая и актуальная проблема формирования у граждан Российской Федерации пожаробезопасного поведения, и обсуждается обусловленная ей необходимость совершенствования законодательства в области обучения населения мерам пожарной безопасности. Констатируется, что инструментом формирования пожаробезопасного поведения у граждан Российской Федерации служит их подготовка в вопросах пожарной безопасности. Рассматривается законодательство, регламентирующее организацию подготовки населения Российской Федерации в вопросах пожарной безопасности; акцентируется внимание на том, что эта подготовка реализуется в двух различных формах - противопожарной пропаганды и обучения населения Российской Федерации мерам пожарной безопасности. На основе анализа статистических данных о пожарах, их причинах и последствиях и с опорой на данные собственного эмпирического исследования делается вывод о недолжной организации обучения мерам пожарной безопасности неработающих граждан. В этой связи выдвигается и аргументируется тезис о несовершенстве законодательства, регламентирующего организацию обучения граждан Российской Федерации мерам пожарной безопасности в повседневной жизни; обосновывается, что следствием существующего несовершенства законодательства может являться несоблюдение конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации. Обосновывается идея о необходимости конкретизировать требования законодательства к организации обучения населения мерам пожарной безопасности в повседневной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Березин Александр Сергеевич, Пушина Лада Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED TO IMPROVE LEGISLATION OF FIRE SAFETY EDUCATION OF THE POPULATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article raises a socially significant and urgent problem of the formation of fire-safe behavior among citizens of the Russian Federation and discusses the need to improve legislation in the field of fire safety training for the population due to it. It is stated that the tool for the formation of fire-safe behavior among citizens of the Russian Federation is their training in fire safety issues. The legislation regulating the organization of training of the population of the Russian Federation in fire safety issues is considered; attention is focused on the fact that this training is implemented in two different forms - fire prevention propaganda and training of the population of the Russian Federation in fire safety measures. Based on the analysis of statistical data on fires, their causes and consequences and based on the data of their own empirical research, a conclusion is made about the improper organization of fire safety training for unemployed citizens. In this regard, the thesis is put forward and argued about the imperfection of legislation regulating the organization of training of citizens of the Russian Federation in fire safety measures in everyday life; it is substantiated that the consequence of the existing imperfection of legislation may be non-compliance with the constitutional rights and freedoms of citizens of the Russian Federation. The idea of the need to specify the requirements of legislation for the organization of training of the population in fire safety measures in everyday life is substantiated.

Текст научной работы на тему «О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

info@agequal.ru

Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http: //www. agequal. ru 2022, №2 http://www.agequal.ru/pdf/2022/AGE QUALITY 2 2022.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Березин А.С., Пушина Л.Ю. О необходимости совершенствования законодательства в области обучения населения Российской Федерации мерам пожарной безопасности // Электронный научный журнал «Век качества». 2022. №2. С. 182-198. Режим доступа: http://www.agequalru/pdf/2022/222012.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 614.8.067

О необходимости совершенствования законодательства в области обучениянаселения Российской Федерации мерам пожарной безопасности

Березин Александр Сергеевич,

заведующий сектором пожарной безопасности Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации 603008, Российская Федерация, г. Н. Новгород, ул. Большая Покровская, д. 26

ЬегеппЫехапЛг НбШпси!.. ги

Пушина Лада Юрьевна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры основ экономики функционирования РСЧС Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России 153040, Российская Федерация, г. Иваново, пр-т Строителей, д. 33

Ьал2808@, уапЛвх. ги

В статье поднимается социально значимая и актуальная проблема формирования у граждан Российской Федерации пожаробезопасного поведения, и обсуждается обусловленная ей необходимость совершенствования законодательства в области обучения населения мерам пожарной безопасности.

Констатируется, что инструментом формирования пожаробезопасного поведения у граждан Российской Федерации служит их подготовка в вопросах пожарной безопасности. Рассматривается законодательство, регламентирующее организацию подготовки населения Российской Федерации в вопросах пожарной безопасности; акцентируется внимание на том, что эта подготовка реализуется в двух различных формах - противопожарной пропаганды и обучения населения Российской Федерации мерам пожарной безопасности. На основе анализа статистических данных о пожарах, их причинах и последствиях и с опорой на данные собственного эмпирического исследования делается вывод о недолжной организации обучения мерам пожарной безопасности неработающих граждан. В этой связи выдвигается и аргументируется тезис о несовершенстве законодательства, регламентирующего организацию обучения граждан

info@agequal.ru

Российской Федерации мерам пожарной безопасности в повседневной жизни; обосновывается, что следствием существующего несовершенства законодательства может являться несоблюдение конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации. Обосновывается идея о необходимости конкретизировать требования законодательства к организации обучения населения мерам пожарной безопасности в повседневной жизни.

Ключевые слова: законодательство; пожары; пожарная безопасность; противопожарная пропаганда; обучение мерам пожарной безопасности; население; неработающие граждане.

Проблема профилактики пожаров и обучения населения России мерам пожарной безопасности (ПБ), вне всякого сомнения, является актуальной и социально значимой. На важность и злободневность этой проблемы в своем выступлении на расширенном заседании коллегии МЧС России 16 февраля 2022 г. указал Президент Российской Федерации В.В. Путин [1].

Пожары оказывают существенное воздействие на социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации и страны в целом, становятся причиной утраты материальных и культурных ценностей, оказывают негативное влияние на уровень и качество жизни населения [2, 3], а главное -приводят к невосполнимым человеческим потерям. При этом, согласно статистическим данным, в России отмечаются более высокие показатели гибели людей при пожарах, чем в большинстве стран мира [4].

Наибольшее число пожаров, сопровождающихся гибелью людей, происходит в жилом секторе; главными причинами этих пожаров являются неосторожное обращение с огнем и нарушение требований нормативных документов по пожарной безопасности; жертвами и виновниками пожаров чаще всего становятся неработающие граждане [4, 5, 6].

В последние годы показатели экономического ущерба от пожаров, в том числе, произошедших по вине неработающих граждан, имеют тенденцию к росту (табл. 1).

Таблица 1

Показатели экономического ущерба от пожаров, произошедших

на территории Российской Федерации в 2016-2020 гг. _(рассчитано авторами на основе [7])_

Год Величина прямого ущерба от пожаров, тыс. руб. Величина прямого ущерба от пожаров, виновниками которых явились неработающие граждане, тыс. руб.

2016 14 323 829 2 736 336,0

2017 14 217 273 2 651 215,8

2018 15 913 505 2 929 577,1

2019 18 170 365 1 117 765,5

2020 20 876 301 1 371 564,1

Как видно из представленных в табл. 1 данных, в целом за период с 2016 по 2020 гг. величина среднегодового прямого ущерба от пожаров составила 16 700 254,6 тыс. руб.; величина прямого ущерба от пожаров, виновниками которых стали неработающие граждане, в среднем за год составила 2 161 291,7 тыс. руб. (13% от суммы общего ущерба).

Статистика свидетельствует, что в последние годы в нашей стране не снижаются показатели гибели и травмирования людей при пожарах (в том числе, при пожарах, произошедших по вине неработающих граждан - пенсионеров, инвалидов, людей с ограниченными возможностями, домохозяек, лиц без определенного рода занятий и лиц без определенного места жительства). В частности, при пожарах, произошедших на территории Российской Федерации в период с 2016 по 2020 гг., погибло 41 377 человек (в том числе 19 295 неработающих граждан, что составляет 46,6% от общего числа погибших), травмировано 46 831 человек (в том числе 15 423 неработающих гражданина, т.е. 32,9% от общего числа травмированных) [7].

Таким образом, в среднем в год в Российской Федерации при пожарах:

- погибают 8275 человек, 3859 из которых - неработающие граждане;

- получают травмы 9366 человек, 3083 из которых - неработающие граждане.

Значительная доля пожаров и гибель людей на протяжении рассматриваемого нами периода (2016-2020 гг.) произошла в жилом секторе по причине неосторожного обращения с огнем (табл. 2).

Таблица 2

Статистические данные о пожарах в жилом секторе, сопровождавшихся гибелью людей (2016-2020 гг.) [7]

Год Количество пожаров в жилом секторе Количество людей, погибших при пожарах в жилом секторе

общее возникших по причине неосторожного обращения с огнем (ед.) общее по причине неосторожного обращения с огнем (чел.)

ед. % от всех пожаров чел. % от общего числа погибших при пожарах

2016 96 813 69,41 30 157 7982 91,23 4663

2017 93 001 70,01 28 945 7211 92,26 4258

2018 93 383 70,83 27 244 7278 92,02 4189

2019 115 370 24,47 42 181 7704 90,01 4380

2020 114 315 26,02 39015 7358 88,54 4247

Итак, практика показывает, что чаще всего виновниками возникновения пожаров и их жертвами становятся неработающие граждане. Это свидетельствует об их недостаточной подготовленности в вопросах пожарной безопасности. Тогда как, несомненно, одним из основных факторов обеспечения пожарной безопасности является формирование у всех без исключения категорий населения пожаробезопасного поведения, под которым понимается поведение человека, основанное на знании и выполнении требований пожарной безопасности, что снижает вероятность возникновения пожара и угрозы жизни, здоровью и имуществу людей в условиях воздействия опасных факторов пожара [8].

Основным инструментом формирования пожаробезопасного поведения служит подготовка населения Российской Федерации в вопросах пожарной безопасности. Нормативную правовую основу организации подготовки

населения Российской Федерации в вопросах пожарной безопасности составляют следующие документы:

- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.);

- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ФЗ № 69-ФЗ);

- Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. № 385 «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима Российской Федерации»;

- Приказ МЧС России от 18 ноября 2021 г. № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности»;

- нормативные правовые акты (НПА) в области обучения мерам пожарной безопасности, принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- нормативные правовые акты в области обучения мерам пожарной безопасности, принятые органами местного самоуправления.

Итак, первичными мерами пожарной безопасности являются противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности.

«Противопожарная пропаганда» и «обучение населения мерам пожарной безопасности» - не тождественные понятия. Так, в соответствии с Законом1, противопожарной пропагандой называется информирование общества о путях обеспечения пожарной безопасности; а обучение мерам пожарной безопасности есть организованный процесс по формированию знаний, умений, навыков граждан в области обеспечения пожарной безопасности в системе общего, профессионального и дополнительного образования, в процессе трудовой и служебной деятельности, а также в повседневной жизни; формы и методы их проведения определены статьей 25 ФЗ № 69-ФЗ (рис. 1).

Система подготовки населения Российской Федерации в вопросах пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»)

Противопожарная пропаганда

Информирование общества о путях обеспечения пожарной безопасности

Регламентируется статьей 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

Обучение мерам пожарной безопасности

Организованный процесс по

формированию знаний, умений, навыков граждан в области обеспечения пожарной безопасности в:

1) системе общего, профессионального и дополнительного образования;

2) процессе трудовой и служебной деятельности;

3) повседневной жизни

Рис. 1. Система подготовки населения Российской Федерации в вопросах пожарной безопасности (в соответствии с ФЗ № 69-ФЗ)

(составлено авторами)

Информирование общества о путях обеспечения пожарной безопасности, т. е. противопожарная пропаганда, осуществляется через средства массовой информации, каналы общероссийской комплексной системы информирования и

1О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 16.04.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5438/ (дата обращения: 20.04.2022).

оповещения населения (ОКСИОН), а также каналы единой сети электросвязи Российской Федерации.

Противопожарная пропаганда осуществляется в следующих формах:

- издание и распространение специальной литературы и рекламной продукции;

- проведение тематических выставок, смотров, конференций;

- распространение среди населения официальных заявлений и сообщений, сведений о вступлении в силу нормативных правовых актов в области пожарной безопасности; предоставление информации о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций в области пожарной безопасности (доведение до населения сведений о готовящихся и проводимых мероприятиях в области обеспечения пожарной безопасности, предоставление сведений об имеющихся средствах и системах профилактики и тушения пожаров);

- доведение информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, пожарах и принимаемых в соответствии с возникшей обстановкой мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты.

Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, органы местного самоуправления и организации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны информировать население о мерах пожарной безопасности, а органы местного самоуправления оказывать содействие органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения. В рамках реализации полномочия по оказанию содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в

информировании населения о мерах пожарной безопасности органами местного

2

самоуправления принимаются соответствующие правовые акты .

Деятельность по обучению мерам ПБ имеет своей целью получение гражданами соответствующих знаний и одновременно формирование у них пожаробезопасного поведения.

Обучение мерам пожарной безопасности, согласно определению3, проходят следующие группы населения:

- лица, обучающиеся в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях и образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования;

- лица, осуществляющие трудовую или служебную деятельность в организациях, включая руководителей организаций, а также индивидуальные предприниматели;

- граждане в повседневной жизни (рис. 2).

2О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 16.04.2021) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5438/(дата обращения: 20.04.2022).

3Там же.

Рис. 2.Организация подготовки различных категорий населения Российской Федерации в вопросах пожарной безопасности (в соответствии с ФЗ № 69-ФЗ) (составлено авторами)

Что касается лиц, относящихся к первой из перечисленных групп, то, согласно ФЗ № 69-ФЗ, их обязательное обучение мерам пожарной безопасности проводится в образовательных организациях (рис. 1 и 2). Кроме того, руководитель образовательной организации перед началом каждого учебного года (семестра) организует проведение с обучающимися занятия по изучению требований ПБ, в том числе по умению пользоваться первичными средствами пожаротушения и средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения от опасных факторов пожара.

Обучение мерам пожарной безопасности лиц, относящихся ко второй группе, определено соответствующим порядком и проводится непосредственно по месту работы и (или) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ст. 25 ФЗ № 69-ФЗ).

Неработающее население (к которому относятся пожилые граждане, граждане, имеющие ограничения по состоянию здоровья, и др.), по-видимому, должно проходить обучение мерам ПБ «в повседневной жизни».

В Российской Федерации за организацию и проведение обучения мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, и за обязательное обучение обучающихся в образовательных организациях несут ответственность руководители соответствующих организаций и образовательных организаций (ст. 38, 39 ФЗ № 69-ФЗ), и проведение такого обучения контролируется государством в лице Федерального государственного пожарного надзора МЧС России (рис. 3).

Рис. 3. Организация обучения населения Российской Федерации мерам пожарной безопасности (составлено авторами)

Как следует из сказанного выше, порядок обучения мерам пожарной безопасности работников организаций и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, регламентирован законодательством на федеральном уровне. При этом, как видно на рис. 3, порядок обучения граждан мерам ПБ в повседневной жизни законодательно не определен, за его проведение никто конкретно ответственности не несет, и, следовательно, оно никем не контролируется.

Таким образом, имеет место неопределенность содержания правовой нормы.

По мнению специалистов, важнейшим элементом всей государственной деятельности сегодня, наряду с законотворчеством, является правоприменительный процесс; воплощая закон в жизнь, правоприменитель тем самым обеспечивает правопорядок и стабильность в обществе [9, с. 149-150]. Согласно разъяснениям Конституционного суда Российской Федерации, «неопределенность содержания правовой нормы, не будучи в состоянии обеспечить ее единообразное понимание, а значит, и применение, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод, может привести к нарушению принципов равенства и верховенства закона; поэтому самого по себе нарушения требования определенности правовой нормы, влекущего ее произвольное толкование правоприменителем, достаточно для признания такой нормы не соответствующей Конституции» [10].

В случае с рассматриваемой нами проблемой это выражается в следующем.

В соответствии с требованиями Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. При этом, согласно ст. 2 названного документа, законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации.

Согласно Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Как гласит ст. 7 Конституции РФ, «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В Российской Федерации охраняется здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются гарантии социальной защиты (Конституция РФ, ст. 7).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, при этом запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности (Конституция РФ, ст. 19).

В соответствии со ст. 55 Конституции, «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» 4.

Однако, ввиду того, что, как было показано выше, порядок обучения граждан мерам пожарной безопасности в повседневной жизни не регламентирован законодательством РФ, подготовка неработающих граждан в области пожарной безопасности ограничивается лишь проведением противопожарной пропаганды, тогда как обучение мерам ПБ фактически не осуществляется.

Это подтверждается данными проведенного нами в июне-сентябре 2021 г. на территории г. Нижнего Новгорода по репрезентативной выборке массового опроса населения, в котором приняли участие в общей сложности 200 респондентов, 37,0% из которых составили мужчины, 63,0% - женщины, представляющие различные возрастные когорты. В числе прочего опрос показал, что обучение мерам ПБ проходили:

- в школе или средне-специальном учебном заведении - 55,0% респондентов;

- в вузе - 25,0% опрошенных;

4Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 05.02.2022 г.)

info@agequal.ru

- в рамках прохождения противопожарного инструктажа на рабочем месте - 47,5% участников исследования;

- в ходе переподготовки и повышения квалификации в образовательных учреждениях МЧС России, в учебно-методических центрах или на курсах пожарной безопасности - 18,0% респондентов;

- такого обучения не проходили - 8,0% опрошенных.

Причем, обучение мерам пожарной безопасности, согласно их ответам, не проходили около трети респондентов (31,2%) в возрасте старше 60 лет, преимущественно неработающие пенсионеры.

Итак, поскольку порядок обучения граждан мерам пожарной безопасности в повседневной жизни не регламентирован законодательством РФ, обучение неработающего населения в этой сфере фактически не осуществляется. Тем самым не соблюдаются предусмотренные Конституцией Российской Федерации их права на защиту здоровья (в том числе от пожаров), не реализуется государственная гарантия равенства прав человека и гражданина, а право на получение обучения мерам пожарной безопасности ограничено по признакам социальной принадлежности (возраст, статус пенсионера или безработного и пр.).

В целях решения указанной проблемы, по нашему мнению, необходимо законодательно (на уровне федерального законодательства) закрепить порядок обучения граждан мерам пожарной безопасности в повседневной жизни, определить круг ответственных за его разработку и реализацию исполнителей, а также контролирующий орган власти.

Одним из основных факторов обеспечения пожарной безопасности является формирование у всех без исключения категорий населения пожаробезопасного поведения и, следовательно, подготовка населения Российской Федерации в области ПБ.

Выводы

info@agequal.ru

Система подготовки населения Российской Федерации в вопросах пожарной безопасности включает в себя противопожарную пропаганду и обучение мерам ПБ. И если порядок обучения мерам пожарной безопасности работников организаций и лиц, обучающихся в образовательных организациях, регламентирован Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», то обучение неработающего населения, которое, в соответствии с данным нормативным правовым актом, должно проходить обучение мерам ПБ «в повседневной жизни», федеральным законодательством не регламентируется. Законом не определены порядок, виды и сроки обучения граждан мерам пожарной безопасности в повседневной жизни, не определены ответственные за его организацию и проведение, в силу чего подготовка в области ПБ неработающих граждан фактически ограничивается проведением противопожарной пропаганды. Следствием данной ситуации является то, что не соблюдаются конституционные права граждан, и не реализуется государственная гарантия равенства прав человека и гражданина.

Ввиду всего изложенного, мы считаем необходимым внести изменения в законодательство о пожарной безопасности и закрепить федеральным законодательным актом Российской Федерации необходимость разработки порядка, видов и сроков обучения граждан мерам ПБ в повседневной жизни, определить круг ответственных за его реализацию исполнителей и назначить контролирующий орган власти.

В случае, если обучение граждан мерам пожарной безопасности в повседневной жизни будет регламентировано законом, можно прогнозировать уменьшение риска возникновения пожаров, связанных с действиями человека, и, как следствие, снижение риска гибели людей при пожарах, а также прямого материального ущерба от пожаров и их последствий.

info@agequal.ru

Список литературы

1. Стенограмма выступления Президента РФ В. В. Путина на расширенном заседании коллегии МЧС России 16 февраля 2022 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru (дата обращения 20.02.2022).

2. Елизарова, А.А. Влияние уровня защищенности населения от пожаров на уровень социального благополучия населения / А.А. Елизарова, А.И. Закинчак // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение / ФГБОУ ВО «Ивановский государственный химико-технологический университет. 2020. Т. 63. № 3. С. 60-70.

3. Пушина, Л.Ю. Социально-экономическое развитие: смысл понятия и его применение в контексте исследования проблем обеспечения безопасности / Л.Ю. Пушина, А.И. Закинчак // Современные проблемы гражданской защиты (Вестник Воронежского института ГПС МЧС России). 2020. № 4 (37). С. 33-42.

4. Сибирко, В.И. Причины высокой гибели людей на пожарах в Российской Федерации в сравнении с другими странами мира / В.И. Сибирко, Т.А. Чечетина, В.С. Гончаренко [и др.] // Актуальные проблемы пожарной безопасности: Материалы XXХII Международной научно-практической конференции. - М.: ВНИИПО, 2020. - С. 176-180.

5. Сибирко, В.И. Влияние уровня занятости в экономике и возраста населения на обстановку с пожарами в жилом секторе / В.И. Сибирко, Н.Г. Чабан, М.В. Загуменнова [и др.] // Пожарная безопасность. 2017. № 1. С. 149-153.

6. Ледяйкина, И.И. О поведении социально уязвимых групп населения с точки зрения пожарной безопасности / И.И. Ледяйкина, А.А. Поспелов // Актуальные вопросы организации управления в РСЧС: сборник научных трудов. Вып. 5 / сост. С.В. Горинова. - Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2020. - С. 38-43.

info@agequal.ru

7. Пожары и пожарная безопасность в 2020 году: Статистический сборник / П.В. Полехин, М.А. Чебуханов, А.А. Козлов [и др.] / под общ. ред. Д.М. Гордиенко. - М.: ВНИИПО, 2021. - 112 с.

8. Синякова, М.Г. Организация обучения пожаробезопасному поведению работающего населения на муниципальном уровне управления / М.Г. Синякова, Л.А. Захарова, Б.В. Буданов // Фундаментальные исследования. 2021. № 5. С. 87-92 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=43043 (дата обращения: 10.04.2022).

9. Ибрагимова, З.Н. Правовая культура правоприменителя / З.Н. Ибрагимова, А.С. Борисов // Век качества. 2020. № 3. С. 148-156. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2020/320010.pdf (дата обращения: 20.04.2022).

10. Принцип правовой определенности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: www.consultant.ru/document/cons_doc_law_374913/ (дата обращения: 05.02.2022).

info@agequal.ru

The need to improve legislation of fire safety education of the population of the Russian Federation

Berezin Aleksandr Sergeevich,

head of the fire safety sector of the Volga-Vyatka main directorate of the Central

Bank of the Russian Federation 26 Bolshaya Pokrovskaya str., Nizhny Novgorod, 603008, Russian Federation

berezinalexandr 86@mail. ru

Pushina Lada Yuryevna,

candidate of social sciences, associate professor of the Department of Fundamentals of Economics of the functioning of the Emergency Prevention and Response unified state system, Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation

for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters» 33 Stroiteley Ave, Ivanovo, 153040, Russian Federation

bas2808@yandex. ru

The article raises a socially significant and urgent problem of the formation of fire-safe behavior among citizens of the Russian Federation and discusses the need to improve legislation in the field of fire safety training for the population due to it. It is stated that the tool for the formation of fire-safe behavior among citizens of the Russian Federation is their training in fire safety issues. The legislation regulating the organization of training of the population of the Russian Federation in fire safety issues is considered; attention is focused on the fact that this training is implemented in two different forms - fire prevention propaganda and training of the population of the Russian Federation in fire safety measures. Based on the analysis of statistical data on fires, their causes and consequences and based on the data of their own empirical research, a conclusion is made about the improper organization of fire safety training for unemployed citizens. In this regard, the thesis is put forward and argued about the imperfection of legislation regulating the organization of training of citizens of the Russian Federation in fire safety measures in everyday life; it is substantiated that the consequence of the existing imperfection of legislation may be non-compliance with the constitutional rights and freedoms of citizens of the Russian Federation. The idea of the need to specify the requirements of legislation for the organization of training of the population in fire safety measures in everyday life is substantiated.

Keywords: legislation, fires, fire safety, fire prevention propaganda, fire safety training, population, unemployed citizens.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.