Научная статья на тему 'О необходимости совершенствования законодательства Российской Федерации для повышения эффективности природопользования в нефтедобывающей отрасли'

О необходимости совершенствования законодательства Российской Федерации для повышения эффективности природопользования в нефтедобывающей отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ / НЕФТЕДОБЫЧА / ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / NATURAL RESOURCES / SUBSURFACE / OIL / MINING / LEGISLATION AND TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорова Людмила Александровна

В статье рассмотрены актуальные вопросы совершенствования деятельности нефтедобывающих предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED TO IMPROVE THE RUSSIAN FEDERATION LEGISLATION TO INCREASE EFFECTIVE OF NATURAL RESOURCES IN THE OIL INDUSTRY

The article describes the current business improvement oil companies.

Текст научной работы на тему «О необходимости совершенствования законодательства Российской Федерации для повышения эффективности природопользования в нефтедобывающей отрасли»

УДК 338.23:336.226

О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ

Людмила Александровна Сидорова

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, аспирант института геодезии и менеджмента, e-mail: ludsid@bk.ru

В статье рассмотрены актуальные вопросы совершенствования деятельности нефтедобывающих предприятий.

Ключевые слова: природопользование, недропользование, нефтедобыча, добыча полезных ископаемых, законодательство, налогообложение.

THE NEED TO IMPROVE THE RUSSIAN FEDERATION LEGISLATION TO INCREASE EFFECTIVE OF NATURAL RESOURCES IN THE OIL INDUSTRY

Ludmila A. Sidorova

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plahotnogo, a graduate student of the Institute of Geodesy and management, e-mail: ludsid@bk.ru

The article describes the current business improvement oil companies.

Key words: natural resources, subsurface, oil, mining, legislation and taxation.

Природно-ресурсная база Российской Федерации является основой экономики России, рациональное использование которой способно на ближайшие десятилетия обеспечить развитие других видов производства и непроизводственной сферы. Занимая седьмое место в мировом рейтинге стран по разведанным запасам нефти и первое место по запасам газа, нефтегазовый сектор экономики будет оказывать решающее влияние на темпы роста экспорта и валового внутреннего продукта, в том числе через развитие сопряженных отраслей.

Российская нефтедобыча продолжает повышаться и приближаться к советскому уровню, несмотря на значительно уменьшившиеся с тех пор размеры территории. Однако прогнозы предсказывают, что российское производство скоро достигнет максимума, и затем будет снижаться, создавая проблемы, как для мировых импортеров, так и для российского бюджета. Чтобы предотвратить это снижение, необходимо использовать более передовые производственные методы при эксплуатации действующих месторождений, и вести разработку новых нефтяных залежей, создать более привлекательный инвестиционный климат, путем юридических, финансовых, и регулирующих реформ, которые установят более конкурентоспособный и прозрачный внутренний рынок.

Исходя из объективных потребностей развития мирового хозяйства, обеспечения поступательного развития экономики России на основе высокотехнологичных отраслей, одним из главных направлений экономической политики государства является стимулирование увеличения извлечения объемов углеводородного сырья и привлечение инвестиций, в том числе иностранного капитала.

На сегодняшний день, одним из важных проблем инвестирования нефтедобывающих предприятий, является повышение гарантий иностранным инвесторам, вкладывающим средства в геологоразведочные работы. Так как в случае открытия иностранным недропользвателем месторождения федерального назначения (с запасами более 50 млн. тонн нефти) ему предусмотрена лишь компенсация за геологоразведочные работы и инвестор не получит ожидаемого дохода от разработки месторождения. А дальнейшие геологоразведочные работы и разработка возможны только с разрешения правительства, и неизвестно будет ли дано такое разрешение компании, работающей с иностранным инвестором.

Такие ограничения настораживают иностранные компании и снижают их интерес. Поэтому существует необходимость в предварительном согласовании возможности разработки такого месторождения, если геологоразведочные работы, профинансированные иностранными инвесторами, увенчаются успехом [1].

Несмотря на заявленные планы и предпринимательные меры недропользователей по разработке мер по эффективному использованию нефтяного газа, динамика доли утилизации ПНГ последние годы имеет значительную тенденцию в сторону уменьшения. За последние 3 года этот показатель сократился на 8,7 п.п. с 84,1% до 75,4%.[2]

Однако технологии утилизации труднодоступны для мелких отдаленных нефтяных месторождений. Строить инфраструктуру по закачке газа убыточно, а покупателей в тех регионах в ближайшие годы не предвидятся [1].

В новых районах нефтедобычи (Восточная Сибирь, Дальний Восток) при отсутствии инфраструктуры утилизации и транспорта ПНГ происходит увеличение выбросов продуктов его сжигания в атмосферу, что резко ухудшает экологическую обстановку и снижает технологическую, а в конечном итоге и экономическую эффективность реализации нефтегазовых проектов [5-14].

Решение проблемы возможно за счет резкого усиления государственного контроля над деятельностью нефтегазовых компаний, поддержки налоговыми льготами и финансирование разработки утилизационных систем [3]. Однако существует необходимость и в разработке дифференцированного подхода к уровню утилизации попутного нефтяного газа. Для месторождений Восточной Сибири необходимо создать особые условия, в ближайшие 2-3 года снизить планку утилизации до 50%, особенно это касается мелких отдаленных месторождений нефти. Нужны не «удушающие меры», а совместные действия государства и недропользователей по созданию инфраструктуры транспорта и переработки газа, результатом которых станет экономическая, энергетическая и экологическая эффективность .[1]

В последнее время в России серьезное внимание уделяется проблеме рационального недропользования и, в частности, повышения нефтеотдачи пластов. Несмотря на это, значительная часть разведанных запасов по -прежнему остается не вовлеченной в разработку, по многим разрабатываемым залежам производится выборочный отбор запасов, а малобюджетные скважины выводятся из эксплуатации. Все это приводит к тому, что миллиарды тонн нефти навсегда остаются в недрах.

Причиной этого далеко не всегда является отсутствие технологических возможностей. В условиях рыночной экономики помимо технологических факторов на конечную нефтеотдачу в неменьшей степени влияют ценовая конъюнктура и налоговая нагрузка.

В США, где добываются сопоставимые с Россией объемы нефти (275 млн т/год), средний дебит скважин находится на уровне 2 т/сут. В России скважины с таким дебитом являются равными кандидатами на вывод из эксплуатации. И это нельзя объяснить ценовой конъюнктурой или технологической отсталостью. Россия за последние 20 лет полностью интегрировалась в мировую экономику. Если бы в США действовала российская налоговая система, добыча нефти там практически прекратилась бы.

В действующей налоговой системе полноценное освоение низкорентабельных (в частности, трудноизвлекаемых) экономически нецелесообразно.

Для низкорентабельных запасов необходимо поменять сам принцип налогообложения. Налог должен взиматься не с выручки от реализации нефти, как сейчас, а с прибыли. Это позволит инвесторам гарантированно вернуть свои затраты. Государство же помимо косвенных доходов (за счет увеличения занятости населения, развития смежных отраслей и т.п.) получит свою долю прибыли от освоения запасов, которые при других условиях просто остались бы в недрах. Риски от внедрения подобного подхода очевидны - продажи контролировать всегда легче, чем прибыль. Нефтяные компании неизбежно будут пытаться «оптимизировать» свои налоги, «раздувая» затраты по проектам, а квалификации и мотивации налоговых инспекторов будет недостаточно для контроля над этим процессом.

Эта проблема во всем мире, включая страны СНГ, эффективно решается через механизм соглашений о разделе продукции (СРП).

В рамках данных соглашений государственной компании предоставляется право решающего голоса. Дополнительными инструментами контроля должны стать обязательная публикация годовых программ развития и ежеквартальных отчетов в СМИ, а также публичное размещение заказов на оборудование и услуги.

Кроме того, под режим СРП предлагается выводить только те залежи, полноценное освоение которых в действующей системе налогообложения нерентабельно. Остальные объекты будут осваиваться при стандартном налоговом режиме [4].

Таким образом, осмысление новых концепций развития системы платежей за пользование природными ресурсами и выработка соответствующей системы приоритетов является необходимым условием для дальнейшего вовлечения природных ресурсов в хозяйственную деятельность, упорядочения правового регулирования финансово-экономических отношений в области природопользования и достижения экологически сбалансированного развития экономики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Седых М.В. Предложения по корректировке законодательства РФ в сфере природных ресурсов на примере опыта работы Иркутской нефтяной компании // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. - 2012. - № 4. - С. 51-52.

2. Коржубаев А.Г., Ламерт Д.А., Эдер Л.В. Проблемы и перспективы эффективного использования попутного нефтяного газа в России // Бурение и нефть. - 2012. - № 4. - С. 4-7.

3. Коржубаев А.Г., Филимонова И.В., Ламерт Д.А. Утилизация попутного нефтяного газа - основа повышения технологической эффективности природопользования // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2012. - № 3. - С. 42-47.

4. Джафаров И.С., Иванов К.В., Боксерман А.А. О совершенствовании налогообложения и нефтедобывающей отрасли // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2012. - № 3. - С. 36-38.

5. Вдовин С.А., Золотарева Н.И. О некоторых элементах новых механизмов управления в природопользовании // ГЕО-Сибирь-2010. VI Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19-29 апреля 2010 г.). - Новосибирск: СГГА, 2010. Т. 3, ч. 1. - С. 121-127.

6. Золотарев И.И. Современные концепции устойчивого развития социо-эколого-экономических систем // ГЕО-Сибирь-2010. VI Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19-29 апреля 2010 г.). - Новосибирск: СГГА, 2010. Т. 3, ч. 1. - С. 99-102.

7. Жердева А.А. Повышение эффективности использования ресурсов региона // ГЕО-Сибирь-2010. VI Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19-29 апреля 2010 г.). - Новосибирск: СГГА, 2010. Т. 3, ч. 1. - С. 59-65.

8. Экологические аспекты социально-экономического развития добывающих регионов / И.И. Золотарев, Б.В. Робинсон, Л.Ю. Петухов, С.Э. Партум // ГЕО-Сибирь-2010. VI Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19-29 апреля 2010 г.). - Новосибирск: СГГА, 2010. Т. 3, ч. 1. - С. 18-19.

9. Золотарев И.И. Роль ресурсного потенциала в инновационном развитии экономики России // ГЕО-Сибирь-2011. VII Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19-29 апреля 2011 г.). - Новосибирск: СГГА, 2011. Т. 3, ч. 1. - С. 42-44.

10. Золотарева Н.И. Эффективное управление природными ресурсами с учетом экологических рисков // ГЕО-Сибирь-2011. VII Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19-29 апреля 2011 г.). - Новосибирск: СГГА, 2011. Т. 3, ч. 1. - С. 45-48.

11. Тишкова Л.В. Некоторые проблемы управления предприятиями природопользования в современных условиях // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. научн. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 1. - С. 14-18.

12. Робинсон Б.В., Золотарев И.И. К созданию газотранспортных систем XXI века // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. научн. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 1. - С. 197-201.

13. Робинсон Б.В., Татаренко В.И. О месте России в современном экономическом пространстве // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. научн. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 1. - С. 209-213.

14. Робинсон Б.В. Нефтегазовый фактор в мировой геополитической системе // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. научн. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 1. - С. 228-230.

© Л.А. Сидорова, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.