Научная статья на тему 'О необходимости совершенствования учета преступлений'

О необходимости совершенствования учета преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
455
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФИЦИАЛЬНЫЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ УЧЕТ / OFFICIAL STATISTICS / УГОЛОВНАЯ СТАТИСТИКА / CRIME STATISTICS / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / IMPROVEMENT OF CRIME REPORTING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмадуллин Азат Саяфович

Совершенствование учета преступлений является задачей, решение которой направлено на достижение целей уголовного судопроизводства. Помимо борьбы с фактами искажения статистических сведений, необходимо совершенствовать учет преступлений. Совершенствование учета преступлений является не менее важной задачей, решение которой также способствует достижению целей уголовного судопроизводства. Предложены пути оптимизации собираемой и анализируемой информации о преступлении, минимизации нагрузки на субъектов учета преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE NEED FOR IMPROVEMENT OF CRIME REPORTING

The improvement of reporting of the crimes is a task, which is aimed at achieving the objectives of criminal court proceedings. In addition to combating distortion of statistical information, it is necessary to improve the reporting of crimes.The improvement of crime reporting is no less important task, which also contributes to the achievement of the objectives of criminal court proceedings. The optimisation methods of collecting and analysing information about crime, minimising the load on the subjects of accounting crimes are proposed.

Текст научной работы на тему «О необходимости совершенствования учета преступлений»

8. Информационный центр при ГУВД по Тюменской области. Анализ оперативно-служебной деятельности по предупреждению, распространению алкоголизма, наркомании, токсикомании среди несовершеннолетних в Тюменской области по итогам 09 месяцев 2013 г. // Архив ГУВД по Тюменской области.

9. Уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка> http:// www.rfdeti.ru. (дата обращения: 25.01.2014).

10. Информационное письмо начальнику отделения по взаимодействию с органами исполнительной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления УОООП УМВД России по Тюменской области. // Архив ГУВД по Тюменской области.

11. Васильев Ф.П., Анисимов Р.Ю. Роль подразделений полиции по делам несовершеннолетних в пресечении экстремизма // Административное право и процесс. 2013. № 3.

References

1. <The Federal State Statistics Service> http://www.gks.ru. (The date of circulation: 01.25.2014).

2. Information Center at the police department of the Tyumen region. Summary Administrative protocols ATC city of Tyumen (information without STSI) from 01.01.2013 on 31.07.2013 // Archive of Internal Affairs Directorate in Tyumen region.

3. Durkheim E. Sociology: its subject, method, purpose. M .: Canon 1995.

4. Merton R. Social structure and anomaly // Sociology of Crime. M .: Progress, 1966.

5. Refugees A.A. Administrative activities of internal affairs bodies for the prevention of offenses made perfect-Delinquency: monograph. M .: UNITY DINA: Law and Law 2011.

6. The Russian Federation Code of Administrative Offences of 30.12.2001 № 195-FZ (ed. By 31.12.2014) // Co-Bran legislation of the Russian Federation. 07.01.2002. N 1 (ch. 1). Art. 1.

7. Information Center at the Central Internal Affairs Directorate in Kurgan region. Administrative practice GRUOVD Kurgan region through the minors for November 2013 // Archives of Internal Affairs Directorate in Kurgan region.

8. Information Center at the police department of the Tyumen region. An analysis of operational activity to prevent, the spread of alcoholism, drug addiction, substance abuse among teenagers in the Tyumen region on the basis of 09 months in 2013 // Archive of Internal Affairs Directorate in Tyumen region.

9. <Commissioner under President of the Russian Federation for the Rights of the Child> http: // www.rfdeti.ru. (The date of circulation: 01.25.2014).

10. Information letter head of the department for cooperation with the executive authorities of the Russian Federation and the op-Ganas local government UOOOP AMIA Russia's Tyumen region. // Archives of Internal Affairs Directorate in Tyumen region.

11. Vasilyev F.P., Anisimov R.Y. The role of the police juvenile for curbing extremism // Administrative Law and Procedure. 2013. № 3.

Информация об авторе

Винниченко Евгений Олегович, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры Административного и финансового права Института государства и права Тюменского государственного университета, г. Тюменьб Россия. E-mail: z-vinnichenko@ yandex. ru

Information about the author

Vinnichenko Yevgeniy Olegovich, mndidate of scienses (law), senior instructor of the chair of the administrative and financial law of the Institute of State and Law of the Tyumen State Uni-versity,Tyumen, Russia. E-mail:z-vinnichenko@ yandex. ru

Received: 08.04.2015

Получена: 08.04.2015

УДК 343

АХМАДУЛЛИН Азат Саяфович,

кандидат юридических наук

О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Совершенствование учета преступлений является задачей, решение которой направлено на достижение целей уголовного судопроизводства. Помимо борьбы с фактами искажения статистических сведений, необходимо совершенствовать учет преступлений. Совершенствование учета преступлений является не менее важной задачей, решение которой также способствует достижению целей уголовного судопроизводства. Предложены пути оптимизации собираемой и анализируемой информации о преступлении, минимизации нагрузки на субъектов учета преступлений.

Ключевые слова: официальный статистический учет, уголовная статистика, совершенствование учета преступлений.

AKHMADULLIN Azat Sayafovich,

candidate of sciences (law)

ON THE NEED FOR IMPROVEMENT OF CRIME

REPORTING

The improvement of reporting of the crimes is a task, which is aimed at achieving the objectives of criminal court proceedings. In addition to combating distortion of statistical information, it is necessary to improve the reporting of crimes.The improvement of crime reporting is no less important task, which also contributes to the achievement of the objectives of criminal court proceedings. The optimisation methods of collecting and analysing information about crime, minimising the load on the subjects of accounting crimes are proposed.

Key words: official statistics, crime statistics, improvement of crime reporting.

Обеспечение законности в сфере учета преступлений и системы уголовной статистики - одна из основных задач прокуратуры Российской Федерации. Кроме того, с февраля 2011 года прокуратура еще ведет и государственный единый статистический учет состояния преступности и раскрываемости преступлений, а приказы Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам уголовной статистики обязательны для всех органов государственной власти. Система уголовной статистики формируется в несколько этапов. На первом дознавателями,

следователями, прокурорами и судьями в статистических карточках заполняются реквизиты об объектах учета: преступлении, лице, его совершившем, уголовном деле и принятом по нему решении, материальном ущербе, причиненном преступлением, и обеспечении его возмещения, потерпевшем, судебном решении по уголовному делу. При этом реквизиты заполняются соответствующими числовыми кодами. Далее заполненные карточки передаются регистрационно-учетным работникам органов внутренних дел. Там они регистрируются в Едином журнале учета преступлений, лиц, их совершивших, и движения уголовных дел. Затем карточки пересылаются в информационные центры органов внутренних дел субъектов Российской Федерации, где данные сводят и группируют в формы федерального статистического наблюдения №№ 1-ЕГС, 2-ЕГС, 3-ЕГС, 4-ЕГС, образуемые в соответствии с нормативно-правовыми актами Генерального прокурора РФ и органов исполнительной власти [1, 2]. Вся эта деятельность называется учетом преступлений [3].

Таким образом, можно определить систему уголовной статистики как государственную информационную статистическую систему, представляющую собой формы федерального статистического наблюдения установленного образца, содержащие количественную информацию о преступности.

В настоящее время практически все объекты уголовной статистики охвачены статистическими карточками (на выявленное преступление, о результатах расследования преступления, на лицо, совершившее преступление, о движении уголовного дела, о причиненном ущербе и т.д.). Сведения из статистических карточек дают разностороннюю характеристику каждому учтенному преступлению, а при дальнейшем обобщении и всей преступности. В карточках содержится информация о событии - преступлении, в чем оно конкретно выражалось, где было совершено, кто потерпевший, каков ущерб и т.д. Отдельная карточка заполняется на лицо, совершившее преступление. Оно характеризуется рядом демографических и юридических признаков: пол, возраст, образование, занятие, рецидив, привлечение к уголовной ответственности и т.д. От того, насколько информация статистической карточки была достоверна, своевременно получена и проанализирована, зависит оценка эффективности выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, привлечения виновных к уголовной ответственности и их наказания.

Данные, получаемые в результате обобщения информации статистических карточек, являются одним из важнейших источников для анализа преступности, причин и условий, способствующих совершению преступлений и разработке мер по борьбе с преступностью, а также выявления и устранения недостатков в работе правоохранительных органов и дальнейшего укрепления законности. Кроме того, анализ информации, содержащейся в системе уголовной статистики, позволяет выявлять и устранять нарушения уголовно-процессуального законодательства.

Директор муниципального унитарного предприятия М. в период с 01.01.2014 по 30.08.2014 велела кассиру выдать ей денежные средства для закупки товарно-материальных ценностей и на командировочные расходы. С разными промежутками времени М. получила, таким образом, деньги 12 раз. Ими она распорядилась по собственному усмотрению. Следователем территориального подразделения СУСК РФ по Республике Башкортостан в отношении директора по каждому эпизоду преступной деятельности возбуждено 12 уголовных дел по ч. 3 ст. 160 УК РФ, заполнены статистические карточки формы № 1, на основании которых преступления учтены в системе уголовной статистики ИЦ МВД по РБ. Вместе с тем, преступление, предусмотренное ст. 160 УК РФ, учитывается как одно, даже если присвоение имущества, находящегося в правомерном владении виновного, который в силу служебных обязанностей осуществлял в отношении него правомочия по распоряжению, управлению, доставке или хранению совершено путем неоднократных действий. Таким образом, в данном случае совершено одно продолжаемое преступление, состоящее из ряда юридически тождественных действий, направленных к общей цели, объединенных единым умыслом и единым объектом посягательства [4, с. 9]. На учет неправомерно поставлено 11 раскрытых преступлений коррупционной направленности, чем искусственно улучшены показатели работы. Данные факты нарушений уголовно-процессуального законодательства выявлены путем изучения информации системы уголовной статистики. Постановления о возбуждении одиннадцати уголовных дел необходимо отменить.

В соответствии с ч. 2 ст. 140 УПК РФ основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Поскольку никто не может быть дважды привлечен к уголовной ответственности за одно и то же деяние, по одному и тому же преступлению в отношении одного лица не может быть возбуждено несколько уголовных дел. Данное суждение необходимо закрепить в уголовно -процессуальном законе. В случае если уголовные дела по одному и тому же факту преступной деятельности одного лица возбуждены разными органами или должностными лицами, то они должны подлежать соединению в одно производство, что также должно найти отражение в виде дополнения в ст. 153 УПК РФ. Контроль изменеий в динамике и структуре преступности позволяет выявить незаконные постановления о возбуждении уголовных дел, отказе в возбуждении уголовных дел и прекращении уголовных дел по нереабилитирующим основаниям по преступлениям коррупционной и экономической направленности, по фактам мошенничества, присвоения или растраты, изготовления или сбыта поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов, преступлений в сфере незаконного оборота оружия и наркотических средств. Изучение информации системы уголовной статистики способствует установить факты незаконных решений о приостановлении уголовных дел, в частности, по п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ.

Несмотря на принимаемые прокурорами меры проблема искусственного формирования показателей преступности и результатов борьбы с ней остается острой. Так, реализуя соответствующие полномочия в 2013 г. прокурорами в Российской Федерации выявлено более 470 тыс. нарушений при отражении сведений о состоянии преступности. В результате их пресечения последние стали более объективными. Обнажились просчеты системы профилактики правонарушений: возросли показатели рецидивной преступности (+5%), количество преступлений совершенных в состоянии наркотического (+10%) и алкогольного опьянения (+8%), зафиксирован рост на 5% под-

ростковой преступности. Поэтому крайне важно развивать новое для прокуроров направление в области обеспечения достоверной уголовно-правовой статистики [5].

Помимо борьбы с фактами искажения статистических сведений, необходимо совершенствовать учет преступлений. Сбор (фиксирование) статистических данных должен быть простым, а состав показателей статистических карточек- оптимальным. Их дублирование должно быть исключено [6, с. 125]. Поэтому совершенствование учета преступлений является другой не менее важной задачей, решение которой также способствует достижению целей уголовного судопроизводства. При этом под совершенствованием учета понимаем, в том числе, необходимость оптимизации собираемой и анализируемой информации о преступлении, минимизации нагрузки на субъектов учета преступлений. Среди прочих принципов учета преступлений законодателем определен принцип рационального выбора источников в целях формирования официальной статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности и своевременности предоставления, а также в целях снижения нагрузки на респондентов [7]. Принципы, являясь руководящими идеями для законодателя и работников правоохранительных органов, определяют пути совершенствования как норм права, так и практики их применения.

Проведенный анализ статистических карточек выявил необходимость совершенствования учета преступлений. Так, в статистической карточке о движении уголовного дела формы №3 представляется необходимым исключить реквизиты, которые дублируют реквизиты статистической карточки о результатах расследования преступления формы № 1.1 и в формировании системы уголовной статистики не участвуют, а именно, 12 (дело приостановлено), 12.1 (дата принятия решения), 13 (решение по делу), 13.1 (дата принятия решения). Кроме того, в целях обеспечения контроля движения уголовных дел представляется целесообразным ввести в статистическую карточку формы №3 дополнительные реквизиты - «дело направлено прокурору в порядке ст.ст.220, 225, 226.7, 439» и «дата направления дела прокурору». Некоторыми учеными обращается внимание на то, что своевременному выявлению нарушений закона способствовало бы согласование с прокурором информации, вносимой не только в статистические карточки формы N 1 и 1.1, но и другие учетные документы. Для этого необходимо внести дополнения в Инструкцию о порядке заполнения и представления учетных документов и реквизиты статистических карточек форм №№ 3, 4 [8, с. 16].

Наличие искажений показателей борьбы с преступностью, искусственное завышение показателей раскрываемости привело к необходимости решения данного вопроса в Республике Башкортостан следующим образом. Прокурором республики и министром внутренних дел по Республике Башкортостан 20.06.2013 подписано совместное указание «О введении подписи прокурора в статистических карточках формы № 3 и формы № 4». Начиная с 01.07.2013 введена подпись прокурора в статистических карточках о движении уголовного дела формы № 3, о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности формы № 4. МВД республики с тех пор учитывает содержание статистических карточек форм №№ 3, 4 только при наличии подтверждающей подписи прокурора. Данное указание направлено также в ГУ ФСИН России по РБ, ГУ МЧС России по РБ, УФССП России по РБ, УФСБ России по РБ, УФСКН России по РБ, СУ СК России по РБ для организации исполнения.

Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации установлен определенный перечень документов, приобщаемых к надзорному производству по уголовному делу [9]. По мнению О.А. Тетериной целесообразно включить в него в качестве обязательного элемента формируемого надзорного производства не только копии процессуальных решений, но и копии статистических карточек, составляемых на основе этих решений в процессе расследования уголовного дела. Наличие в надзорном производстве копий статистических карточек будет иметь важное практическое значение, позволит сэкономить время на проведение проверки, поскольку при наличии необходимой информации непосредственно в прокуратуре прокурору не придется истребовать ее из ИЦ МВД субъекта [8]. Поскольку названный в Инструкции перечень является открытым, прокурором Республики Башкортостан издано указание от 17.02.2014 №14/11, согласно которому, в частности, к надзорным производствам надлежит приобщать также копии подписанных прокурором статистических карточек форм №№ 1, 1.1, 3 и 4.

В статистической карточке формы № 1.1 реквизит 25 (решение по преступлению) предлагаем разделить на два отдельных реквизита. В первом из них, который должен заполняться только прокурором, должны быть отражены решения по преступлению, которые принимает только прокурор (о направлении в суд с обвинительным заключением (актом), для применения принудительных мер медицинского характера, о прекращении дела), во втором - решения, принимаемые органами расследования самостоятельно.

В статистической карточке на лицо, совершившее преступление, формы № 2 представляется возможным исключить реквизиты, аналогичные реквизитам, содержащимся в карточке формы № 1, а именно 28 (место совершения преступления), 28.1 (преступление совершено в общественном месте (на улице), 30 (вид экономической деятельности, в которой совершено преступление), 31 (предмет преступного посягательства), 31.1 (оружие, боеприпасы и взрывчатые материалы), 32 (форма собственности, в отношении которой совершено преступление), поскольку данные реквизиты не имеют отношения к криминологической характеристике преступника, а характеризуют преступление.

Также полагаем необходимым ввести в статистическую карточку формы № 2 дату совершения преступления и дату возбуждения уголовного дела, которые необходимы для выяснения вопросов о наличии рецидива, погашении судимости и др. Представляется целесообразным рассмотреть вопрос об отмене статистической карточки о потерпевшем формы № 5, поскольку необходимая информация о нем имеется в статистической карточке формы № 1. Упомянутые предложения направлены на совершенствование учета преступлений в целях надлежащего соблюдения принципов официального статистического учета и системы государственной статистики, достижения целей уголовного судопроизводства.

Библиографические ссылки

1. Приказ Генерального прокурора РФ, ФСБ, МВД, ФСКН, МЧС, Минюста, Минэкономразвития N39/780/1070/399/1021/253/ 353/ от 29.12.2005 «О едином учете преступлений»// Российская газета. 2006. 25 января.

2. Указание Генерального прокурора РФ и МВД РФ от 31.12.2014 № 744/11/3 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности». Система Консультант-Плюс: Российское законодательство (Версия Проф) (дата обращения: 02.02.2015).

3. Пункт 2.2 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29.12.2005 N39/1070/1021/253/780/353/399.

4. Особенности учета некоторых составов преступлений: методические рекомендации. М., 2005.

5. Доклад Генерального прокурора РФ на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29.04.2014. http://genproc.gov.ru/smi/interview_and_appearences/appearences/145875/ (дата обращения 02.02.2015).

6. Энциклопедия статистических терминов. Методологические основы статистики. Том 1. М., 2011.

7. Федеральный закон от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации». Система КонсультантПлюс: Российское законодательство (Версия Проф) (дата обращения: 02.02.2015).

8. Тетерина О.А. Основы методики проверки исполнения законов при учете преступлений // Законность. 2014. № 7.

9. Пункт 9.2.3.3 Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 29.12.2011 № 450.

References

1. Order of the Prosecutor General of the Russian Federation, the Federal Security Service, Interior Ministry, Federal Drug Control Service, Ministry of Emergency Situations, Ministry of Justice, Ministry of Economic Development N39 / 780/1070/399/1021/253/353 / 29.12.2005 of the "On the single registered crimes" // the Russian newspaper. 2006. January 25. Number 13.

2. Note the Prosecutor General and the Interior Ministry of 31.12.2014 № 744/11/3 «On introduction of the lists of articles angle-Code of the Russian Federation that are used in the formation of statistical reports." System Consultant: Russian legislation (Professional version) (the date of circulation: 02.02.2015).

3. Paragraph 2.2 of the Regulation on the single procedure for registration of criminal cases and crime reporting, confirmed by the order by the General Prosecutor of the Russian Federation, the Russian Ministry of Internal Affairs, Ministry of Emergency Situations of Russia, Russian Ministry of Justice, the Federal Security Service of Russia, Ministry of Economic Development of Russia, Federal Drug Control Service of Russia from 29.12.2005 N39 / 1070/1021 / 253/780/353/399.

4. Features of accounting for certain offenses: guidelines. M., 2005.

5. Report of the Prosecutor General of the Russian Federation at a meeting of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation of 04.29.2014. http://genproc.gov.ru/smi/interview_and_appearences/appearences/145875/ (date of treatment 02.02.2015).

6. Encyclopedia of statistical terms. Methodological basis of statistics. Volume 1. M., 2011.

7. Federal Law of 29.11.2007 №282-FZ "On Official Statistical Accounting and State statistics system in the Russian Federation." System Consultant: Russian legislation (Professional version) (the date of circulation: 02.02.2015).

8. Teterina O.A. Basic methods of inspection of law enforcement, taking into account crimes // law. 2014. № 7.

9. Paragraph 9.2.3.3 Instructions in proceedings before the organs and institutions of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, approved by order of the Prosecutor General of the Russian Federation of 29.12.2011 № 450.

Информация об авторе

Ахмадуллин Азат Саяфович, кандидат юридических наук, старший прокурор отдела управления правовой статистики прокуратуры Республики Башкортостан, г. Уфа, Россия. E-mail: ahelza@yandex.ru

Information about the author

Akhmadullin Azat Sayafovich, candidate of sciences (law) (Law), Senior Public Prosecutor, Department of legal statistics of the Prosecutor's office of the Republic of Bashkortostan, Ufa, Russia. E-mail:ahelza@yandex.ru

Received: 02.04.2015

Получена: 02.04.2015

КРИМИНАЛИСТИКА. СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 343.98

ЯБЛОКОВ Николай Павлович,

доктор юридических наук, профессор

ЗАДАЧИ КРИМИНАЛИСТИКИ В СВЕТЕ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ

Происходящие в настоящее время глобальные перемены во многих сферах жизни общества любого государства, в том числе России затронули и области многих отраслей права, науку вообще и юридические науки, и юридическое образование, учётных высших юридических заведений в частности. Эти перемены потребовали от учёных-криминалистов учитывать происходящие изменения и, особенно в плане более четкого и целенаправ-

YABLOKOV Nikolai Pavlovich,

doctor of sciences (law), professor

THE TASKS OF FORENSICS IN THE LIGHT OF THE PRESENT DAY

The ongoing global changes in many spheres of social life of any country, including Russia, have affected many areas of law, science in general and jurisprudence and legal education, legal institutions of higher education in particular. These changes demanded from forensic scientists to take into account these changes and, especially in terms of better targeting and definition of areas of research, the results of which would have

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.