Научная статья на тему 'О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ'

О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛИАЛЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ / ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ОСУЖДЕННЫЕ К НАКАЗАНИЯМ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА / ОПЕРАТИВНЫЙ РОЗЫСК / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бобешко Артем Владимирович, Денисов Алексей Дмитриевич

В статье рассматриваются актуальные вопросы розыска осужденных, скрывшихся от контроля уголовно-исполнительных инспекций в целях уклонения от отбывания наказания. На основе анализа нормативно-правовых актов, статистических данных, а также результатов практической деятельности автором были выработаны предложения, направленные на совершенствование системы методического обеспечения деятельности уголовно-исполнительных инспекций, в частности автором обоснованы предложения позволяющие совершенствовать порядок проведения первоначальных розыскных мероприятий в отношении осужденных уклоняющихся от исполнения наказания в виде исправительных работ (обязательных работ). Автор приходит к выводу о необходимости дополнения пункта 9 методических рекомендаций ФСИН России от 21.07.2008 № 10/19-149 «О порядке определения уровня привлечения осужденных к обязательным и исправительным работам к отбыванию наказания» категорией «Оперативный розыск».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бобешко Артем Владимирович, Денисов Алексей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE NEED TO IMPROVE THE METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE ACTIVITIES OF CRIMINAL ENFORCEMENT INSPECTIONS

The article deals with the current issues of searching for convicts who have escaped from the control of the penal enforcement inspections in order to evade serving their sentences. Based on the analysis of normative legal acts, statistical data, as well as the results of practical activities of the author, proposals were developed aimed at improving the system of methodological support for the activities of penal enforcement inspections, in particular, the author justified proposals that allow improving the procedure for conducting initial search activities in relation to convicted persons evading punishment in the form of correctional labor (mandatory work). The author comes to the conclusion that it is necessary to supplement paragraph 9 of the methodological recommendations of the Federal Penitentiary Service of Russia dated 21.07.2008 № 10/19-149 «On the procedure for determining the level of involvement of convicts in compulsory and correctional labor to serve their sentences» with the category «Operational Search».

Текст научной работы на тему «О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ»

Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

DOI 10.47643/1815-1337_2021_6_129 УДК 343.825

О НЕОБХОДИМСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ON THE NEED TO IMPROVE THE METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE ACTIVITIES OF PENAL ENFORCEMENT INSPECTIONS

БОБЕШКО Артем Владимирович,

преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин ФКОУ ВО «Пермский институт ФСИН». 614012, Россия, г. Пермь ул. Карпинского 125. Е-mail: denisovalexey@ya.ru;

ДЕНИСОВ Алексей Дмитриевич,

научный сотрудник НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15 «а», стр. 1. Е-mail: denisovalexey@ya.ru;

BOBESHKO Artem Vladimirovich,

Teacher of the Department of State and Legal Disciplines of the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service, 125 Karpinsky str., Perm, 614012, Russia. E-mail: denisovalexey@ya.ru;

DENISOV Alexey Dmitrievich,

Research Associate of SIC-1 of the FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15 "a", p. 1. E-mail: denisovalexey@ya.ru

Краткая аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы розыска осужденных, скрывшихся от контроля уголовно-исполнительных инспекций в целях уклонения от отбывания наказания. На основе анализа нормативно-правовых актов, статистических данных, а также результатов практической деятельности автором были выработаны предложения, направленные на совершенствование системы методического обеспечения деятельности уголовно-исполнительных инспекций, в частности автором обоснованы предложения позволяющие совершенствовать порядок проведения первоначальных розыскных мероприятий в отношении осужденных уклоняющихся от исполнения наказания в виде исправительных работ (обязательных работ). Автор приходит к выводу о необходимости дополнения пункта 9 методических рекомендаций ФСИН России от 21.07.2008 № 10/19-149 «О порядке определения уровня привлечения осужденных к обязательным и исправительным работам к отбыванию наказания» категорией «Оперативный розыск».

Abstract. the article deals with the current issues of searching for convicts who have escaped from the control of the penal enforcement inspections in order to evade serving their sentences. Based on the analysis of normative legal acts, statistical data, as well as the results of practical activities of the author, proposals were developed aimed at improving the system of methodological support for the activities of penal enforcement inspections, in particular, the author justified proposals that allow improving the procedure for conducting initial search activities in relation to convicted persons evading punishment in the form of correctional labor (mandatory work). The author comes to the conclusion that it is necessary to supplement paragraph 9 of the methodological recommendations of the Federal Penitentiary Service of Russia dated 21.07.2008 № 10/19-149 «On the procedure for determining the level of involvement of convicts in compulsory and correctional labor to serve their sentences» with the category «Operational Search».

Ключевые слова: филиалы уголовно-исполнительных инспекций, первоначальные розыскные мероприятия, осужденные к наказаниям без изоляции от общества, оперативный розыск, исправительные работы.

Keywords: branches of the criminal-executive inspections, initial search activities, those sentenced to punishments without isolation from society, operational search, correctional work.

Дата направления статьи в редакцию: 12.05.2021

Дата публикации: 30.06.2021

Всего в 2020 году по учетам уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) прошли 941961 человек [1], осужденных к наказаниям без изоляции от общества, из них в отношении 25402 проводились первоначальные розыскные мероприятия (далее - ПРМ) [2].

Лица, уклоняющиеся от контроля УИИ, нередко вновь совершают повторные преступления, более того, подобные явления оказывают негативное влияние на деятельность филиалов УИИ. Разберем, в чем оно может выражаться, для примера возьмем филиал УИИ с небольшой численностью подучетных лиц.

И так, в филиале УИИ по N-му району N-ской области со штатной численностью 1 единица состоит на учете 8 осужденных к исправительным работам. 1 октября 2020 годаиз организации, где трудоустроены осужденные, сообщили, что трое из них, без объяснения причин, не вышли на работу. 1 октября 2020 года при посещении их по месту жительства было установлено, что по указанному адресудан-ные лица больше не проживают, их точное местонахождение неизвестно (такое количество человек, одновременно скрывшихся от контроля УИИ, автором указано умышленно, исключительно для удобства проведения расчетов). В соответствии с п. 142 Приказа Минюста РФ от 20 мая 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» указанное обстоятельство позволяет начальнику филиала УИИ инициировать проведение ПРМ.

Как правило, такие мероприятия включают в себя:

1) информирование подразделений территориального органа ФСИН России об осужденных, в отношении которых проводятся ПРМ;

2) опрос лиц, которым могут быть известны сведения о вероятном местонахождении разыскиваемых осужденных;

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 6(198)

3) запрос и получение информации по учетам подведомственных территориальному органу ФСИН России учреждений;

4) запрос и получение информации из других доступных источников [2].

На практике это выглядит следующим образом, начальник филиала УИИ:

1) докладывает о начале проведения ПРМ начальнику УИИ УФСИН по Ы-ской области;

2) информирует о начале проведения ПРМ оперативный отдел УИИ УФСИН по Ы-ской области;

3) запрашивает информацию в отделе специального учета УФСИН по Ы-ской области о нахождении (отсутствии) разыскиваемых лиц, в учреждениях подведомственных территориальному органу;

4) с целью установления мест возможного нахождения, а также связей разыскиваемых лиц, проводит опрос родственников, знакомых, соседей;

5) в целях исключения изменения персональных данных (фамилии, имени, отчества), а также получения информации об отсутствии в книге регистрации актов гражданского состояния записей о смерти разыскиваемых лиц, информирует о начале проведения ПРМ отдел ЗАГС по последнему месту жительства (месту рождения);

5) с целью воспрепятствования снятия с воинского учета, а также направления разыскиваемых лиц, на медкомиссию, военные сборы, службу по контракту извещает военный комиссариат (по месту воинского учета разыскиваемых подучетных);

6) с целью выявления разыскиваемых среди задержанных лиц, а также информирования сотрудников территориального отдела полиции направляет информацию (запрос) в органы внутренних дел по последнему месту жительства, скрывшихся от контроля УИИ подучетных;

7) направляет запросы по месту последнего жительства разыскиваемых лиц, в медицинские учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, с целью получения информации об обращении данных гражданин за медицинской помощью, их нахождении на стационарном либо амбулаторном лечении, оказании им иных медицинских услуг;

8) делает иные запросы, которые могут быть направленны на получение информации о разыскиваемых лицах.

Законодателем были определены временные границы проведения таких мероприятий. Так, если в течение 30 дней в результате проведения ПРМ местонахождение осужденных не будет установлено, то сотрудник УИИ, инициировавший их проведение, направляет в оперативное подразделение территориального органа ФСИН России копии материалов ПРМ для принятия решения об объявлении осужденного в розыск [3] (на основании ч. 2 и 3 ст. 18.1 УИК РФ объявление в розыск осужденных к наказанию в виде исправительных работ, осуществляется оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы) [4] с обязательным приложением, собранных в ходе проведения ПРМ материалов. При этом, очень важна полнота и качество данных материалов, поскольку их не полное или не качественное оформленные может привести к тому, что они будут отправлены на доработку в филиал УИИ, что неизбежно повлечет за собой увеличение сроков объявления в розыск лиц, скрывшихся от контроля УИИ.

В соответствии с методическими рекомендациями ФСИН России от 21.07.2008 № 10/19-149 «О порядке определения уровня

привлечения осужденных к обязательным и исправительным работам к отбыванию наказания» (далее - Рекомендации) с момента их начала и до объявления их в розыск (заведение розыскного дела) данные осужденные будут считаться как лица, «подлежавшие к отбыванию наказания» [5]. При составлении месячной статистической отчетности это будет выглядеть следующим образом (см. табл. 1,2):

Дни месяца Поставлено на учет Снято с учета Всего состоит на учете Не подлежат привлечению к отбыванию наказания Подлежат привлечению к отбыванию наказания Привлечены к отбыванию наказания из числа подлежащих привлечению

1 2 3 4 5 6 7

1 8 0 8 6

2 8 0 8 6

3 8 0 8 6

4 8 0 8 6

5 8 0 8 6

6 8 0 8 6

7 8 0 8 6

8 8 0 8 6

9 8 0 8 6

10 8 0 8 6

11 8 0 8 6

12 8 0 8 6

13 8 0 8 6

14 8 0 8 6

15 8 0 8 6

16 8 0 8 6

17 8 0 8 6

18 8 0 8 6

19 8 0 8 6

20 8 0 8 6

21 8 0 8 6

22 8 0 8 6

23 8 0 8 6

24 8 0 8 6

25 8 0 8 6

26 8 0 8 6

27 8 0 8 6

28 8 0 8 6

29 8 0 8 6

30 8 0 8 6

31 8 0 8 6

Итого 248 0 248 186

Среднесписочная численность Х Х 8 0 8 6

Уровень привлечения к отбыванию наказания Х Х 100% Х Х 75 %

Таблица 1. Сведения о ежедневном учете лиц, отбывающих исправительные работы за октябрь 2020 года

Дни месяца Поставлено на учет Снято с учета Всего состоит на учете Не подлежат привлечению к отбыванию наказания Подлежат привлечению к отбыванию наказания Привлечены к отбыванию наказания из числа подлежащих привлечению

1 2 3 4 5 6 7

1 8 0 8 6

2 8 0 8 6

3 8 0 8 6

4 8 0 8 6

5 8 0 8 6

6 8 0 8 6

7 8 0 8 6

8 8 0 8 6

9 8 0 8 6

10 8 2 6 6

11 8 0 6 6

12 8 0 6 6

13 8 0 6 6

14 8 0 6 6

15 8 0 6 6

16 8 0 6 6

17 8 0 6 6

18 8 0 6 6

19 8 0 6 6

20 8 0 6 6

21 8 0 6 6

22 8 0 6 6

23 8 0 6 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 8 0 6 6

25 8 0 6 6

26 8 0 6 6

27 8 0 6 6

28 8 0 6 6

29 8 0 6 6

30 8 0 6 6

30 8 0 6 6

Итого 248 2 204 186

Среднесписочная численность Х Х 8 Х 6,58 6

Уровень привлечения к отбыванию наказания Х Х 100 % Х Х 82,25%

Таблица 2. Сведения о ежедневном учете лиц, отбывающих исправительные работы за ноябрь 2020 года

Предположим, что местоположение разыскиваемых лиц установить не удалось, ПРМ были проведены в срок, ответы из государственных учреждений своевременно поступили в филиал УИИ и 30 октября 2020 года материалы ПРМ были направлены начальником филиала УИИ в оперативный отдел территориального органа ФСИН России (далее - оперативный отдел).

Как правило, на объявление в федеральный розыск подучетных лиц, в отношении которых проводились ПРМ, сотруднику оперативного отдела может потребоваться до 10 дней. Таким образом, 10 ноября 2020 года в отношении данных лиц, будет вынесено постановление об объявлении их в розыск и, в соответствии в Рекомендациями, данные осужденные будут считаться как «не подлежащие к привлечению к отбыванию наказания» (см. табл. 1).

Получается, что с момента начала ПРМ и до объявления в розыск, скрывшихся с места жительства лиц, состоящим на учете в филиале УИИ, сотрудникам территориального органа ФСИН России в сумме потребовалось 40 дней.

Каким образом отразилось отсутствие разыскиваемых лиц, на деятельности филиала УИИ? В первую очередь страдает показатель «уровень привлечения осужденных к исправительным работам», поскольку в октябре, ноябре 2020 года он составил 75 % и 82,25 % соответственно. Более того, проведение ПРМ мобилизует личный состав филиалов УИИ, а в филиалах, где штатным расписанием предусмотрена 1 единица, вынуждает их начальников на некоторое время полностью фокусировать силы и средства (большинство информационных писем и запросов приходится доставлять (забирать ответы на запросы) самостоятельно) на их проведении.

А теперь предположим, что до конца 2020 года уровень привлечения осужденных к исправительным работам останется ста-

бильным положительным и будет составлять не менее 100 %, (как в начале 2020 года) сможет ли руководство филиала УИИ выполнить данный показатель? Полагаем, что нет! (см. табл. 3).

Месяц Привлечены к отбыванию наказания из числа подлежащих привлечению

1 2

Январь 100 %

Февраль 100%

Март 100%

Апрель 100%

Май 100%

Июнь 100%

Июль 100%

Август 100%

Сентябрь 100%

Октябрь 62,5%

Ноябрь 87,57%

Декабрь 100%

Уровень привлечения осужденных к исправительным работам 95,83%

Среднероссийский уровень привлечения осужденных к исправительным работам в 2020 году 98,87 %

Таблица 3. Уровень привлечения осужденных к исправительным работам в филиале УИИ в 2020 году

Из приведенного примера видно, что как бы не старался руководитель филиала УИИ в начале и в конце года, всего лишь трое подучетных (в более крупных филиалах количество разыскиваемых в год может составлять 14 и более лиц), уклонившихся от отбывания наказания (в течение года), способны сместить филиал УИИ в общем рейтинге на позиции аутсайдера, при этом отметим, что на данное обстоятельство начальник филиала УИИ повлиять не в силах, поскольку факт уклонения от отбывания наказания является объективным по своей сути.

Иными словами, проделав колоссальную работу по проведению ПРМ, руководитель филиала УИИ автоматически оказывается в числе «отстающих», соответственно, со всеми возможными вытекающими для него дисциплинарными последствиями.

Парадоксально, но решение данной проблемы не требует каких-либо грандиозных реформ или дополнительных сверх затрат. Выход из ситуации видится в совершенствовании методического обеспечения деятельности УИИ. Такое совершенствование подразумевает под собой, дополнение пункта 9 Рекомендаций «Объявление в розыск» категорией «Оперативный розыск». Принимая во внимание тот факт, что указанный пункт ранее претерпевал изменения (письмо ФСИН России 19-19676-05 от 18.10.2011) его окончательная формулировка представляется нам в следующей редакции: «Объявление в розыск (в том числе «Оперативный розыск», по постановлению начальника инспекции в соответствии с пунктом 144 приказа Минюста России от 20.05.2009 № 142) с момента их внесения в соответствующую информационную базу данных МВД)».

Под категорией «Оперативный розыск» мы понимаем вид оперативно-розыскной деятельности, осуществляемый оперативными подразделениями органов внутренних дел. На практике это выглядит следующим образом:

В день, когда стало известно, что осужденный, скрылся в целях уклонения от отбывания наказания, начальник филиала УИИ одновременно с рапортом начальнику УИИ о начале ПРМ направляет запрос в подразделение внутренних дел (по последнему месту жительства осужденного) (далее - ОВД) орассмотрении вопроса внесения разыскиваемого лица в информационную базу данных МВД «Оперативный розыск». В день получения ответа из ОВД о внесении разыскиваемого лица в соответствующую информационную базу данных руководитель филиала УИИ переносит данное лицо в категорию «не подлежат привлечению к отбыванию наказания», при этом проведением ПРМ продолжается в обычном режиме, в соответствии с требованиями руководящих документов.

Однако, в данном случае, начальник филиала УИИ будет точно знать, что уровень привлечения осужденных исправительным работам не пострадает, поскольку процедура внесения в указанную базу данных не займет много времени (необходимо не более суток).

На основании результатов проведенного исследования полагаем, что дополнение методических рекомендаций ФСИН России от 21.07.2008 № 10/19-149 «О порядке определения уровня привлечения осужденных к обязательным и исправительным работам к отбыванию наказания» категорий «Оперативный розыск» может стать существенными компонентом позитивных изменений в методическом обеспечении деятельности УИИ. Предложенные изменения, безусловно, позволят совершенствовать порядок проведения ПРМ в отношении осужденных уклоняющихся от отбывания наказания в виде исправительных (обязательных) работ.

Библиография:

1. Федеральная служба исполнения наказаний России. Официальный сайт. URL: https://www.fsin.gov.ru (дата обращения: 10.05.2021).

2. Форма статистической отчетности ФСИН 1. Раздел 15. Сведения о деятельности уголовно-исполнительных инспекций за 2020 год. Доступ из АИС «Статистика УИС» (дата обращения: 10.05.2021).

3. Приказ Минюста РФ от 20 мая 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества». URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12067922/ (дата обращения: 10.05.2021).

4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 05.04.2021). URL: http://www. consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_12940/ (дата обращения: 10.03.2021).

5. Методические рекомендации ФСИН России от 21.07.2008 № 10/19-149 «О порядке определения уровня привлечения осужденных к обязательным и исправительным работам к отбыванию наказания». ФКОУ ВО «Кузбасский институт ФСИН России. URL: http://serv-in.kifsin.ru:8081/ (дата обращения: 10.05.2021).

References (transliterated):

1. Federal'naya sluzhba ispolneniya nakazanij Rossii. Oficial'nyj sajt. URL: https://www.fsin.gov.ru (data obrashcheniya: 10.05.2021).

2. Forma statisticheskoj otchetnosti FSIN 1. Razdel 15. Svedeniya o deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'nyh inspekcij za 2020 god. Dostup iz AIS «Stati-stika UIS» (data obrashcheniya: 10.05.2021).

3. Prikaz Minyusta RF ot 20 maya 2009 g. № 142 «Ob utverzhdenii Instrukcii po organizacii ispolneniya nakazanij i mer ugolovno-pravovogo haraktera bez izolyacii ot obshchestva». URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12067922/ (data obrashcheniya: 10.05.2021).

4. Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 08.01.1997 № 1-FZ (red. ot 05.04.2021). URL: http://www. consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_12940/ (data obrashcheniya: 10.03.2021).

5. Metodicheskie rekomendacii FSIN Rossii ot 21.07.2008 № 10/19-149 «O poryadke opredeleniya urovnya privlecheniya osuzhdennyh k obyazatel'nym i ispra-vitel'nym rabotam k otbyvaniyu nakazaniya». FKOU VO «Kuzbasskij institut FSIN Rossii. URL: http://serv-in.kifsin.ru:8081/ (data obrashcheniya: 10.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.