Научная статья на тему 'К вопросу об оказании содействия государственных органов работе уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России'

К вопросу об оказании содействия государственных органов работе уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
194
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / LAW-ENFORCEMENT BODIES / СУДЫ / COURTS / СУДЕБНЫЕ ПРИСТАВЫ / BAILIFFS / ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / INITIAL SEARCH ACTIONS / НАКАЗАНИЯ / НЕ СВЯЗАННЫЕ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННЫХ ОТ ОБЩЕСТВА / PUNISHMENTS WHICH AREN''T CONNECTED WITH ISOLATION OF CONVICTS FROM SOCIETY / CRIMINAL AND EXECUTIVE INSPECTORATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорьян И.Г.

Рассматриваются актуальные проблемы оказания содействия государственных органов работе уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией осужденных от общества. Анализируются проблемы правового регулирования проведения первоначальных розыскных мероприятий в отношении осужденных, уклоняющихся от контроля уголовно-исполнительных инспекций. Предлагаются изменения в ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты, регулирующие направление судом приговора для исполнения в соответствующие учреждения уголовно-исполнительной системы, а также участие службы судебных приставов в проведении первоначальных розыскных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the assistance of public authorities to work of criminal and executive inspections of FPS of Russia

The article is devoted to the current problems of rendering assistance of public authorities to work of criminal and executive inspectorates for execution of the punishments and measures of criminal and legal character which aren't connected with isolation of convicts from the society. The author analyses issues of legal regulation of holding initial search actions concerning the convicts evading control of criminal and executive inspections. Improvements in the departmental and interdepartmental regulations of the direction court of a sentence for execution in the relevant institutions of a penal correction system and also participation of service of bailiffs in holding initial search actions are offered.

Текст научной работы на тему «К вопросу об оказании содействия государственных органов работе уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России»

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

И. Г. ГРИГОРЬЯН I. G. GRIGORYAN

заместитель начальника Минераловодского межмуниципального филиала ФКУ УИИ УФСИН России по Ставропольскому краю, майор внутренней службы

К вопросу об оказании содействия государственных органов работе уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России

On the assistance of public authorities to work of criminal and executive inspections of FPS of Russia

Аннотация. Рассматриваются актуальные проблемы оказания содействия государственных органов работе уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией осужденных от общества. Анализируются проблемы правового регулирования проведения первоначальных розыскных мероприятий в отношении осужденных, уклоняющихся от контроля уголовно-исполнительных инспекций. Предлагаются изменения в ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты, регулирующие направление судом приговора для исполнения в соответствующие учреждения уголовно-исполнительной системы, а также участие службы судебных приставов в проведении первоначальных розыскных мероприятий.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная инспекция, органы внутренних дел, суды, судебные приставы, первоначальные розыскные мероприятия, наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества.

Annotation. The article is devoted to the current problems of rendering assistance of public authorities to work of criminal and executive inspectorates for execution of the punishments and measures of criminal and legal character which aren't connected with isolation of convicts from the society. The author analyses issues of legal regulation of holding initial search actions concerning the convicts evading control of criminal and executive inspections. Improvements in the departmental and interdepartmental regulations of the direction court of a sentence for execution in the relevant institutions of a penal correction system and also participation of service of bailiffs in holding initial search actions are offered.

Key words: criminal and executive inspectorate, law-enforcement bodies, courts, bailiffs, the initial search actions, punishments which aren't connected with isolation of convicts from society.

С

овременная уголовная и уголовно-исполнительная политика направлена на расширение

применения наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией осужденных от общества.

14

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

За последние 10 лет число осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, сократилось на 32 %. Это было достигнуто не путем снижения уровня преступности, а вследствие увеличения количества назначенных судами наказаний, не связанных с лишением свободы. При этом рост числа лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, подразумевает увеличение служебной нагрузки на личный состав уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России (УИИ).

УИИ являются специализированными учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний, исполняющими наказания в отношении лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. В своей работе УИИ взаимодействуют с подразделениями органов внутренних дел, администрацией предприятий, учреждений и организаций, в которых работают осужденные, органами местного самоуправления, прокуратуры, судами и общественными объединениями [1].

Отбывая наказание без изоляции от общества, осужденный сохраняет социально полезные связи и не подвергается воздействию традиций и обычаев криминальной и тюремной субкультуры.

В соответствии со ст. 181 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) УИИ установлены как субъекты первоначальных розыскных мероприятий (ПРМ), проводимых в отношении граждан, осужденных к наказаниям в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, условно осужденных и осужденных с отсрочкой отбывания наказания, уклоняющихся от контроля УИИ. В ходе проведения ПРМ сотрудники УИИ опрашивают лиц, которым может быть известно местонахождение осужденного, направляют запросы в исправительные учреждения, террито-

риальный орган ФСИН России, в органы ЗАГС, военный комиссариат, Федеральную службу судебных приставов, медицинские учреждения и т. д. [2]. При этом опрос является оперативно-розыскным мероприятием (ОРМ), а одним из оснований его проведения являются ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания [3]. В связи с этим представляется целесообразным дополнить ч. 1 ст. 181 УИК РФ словами «с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел», а также п. 26 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» [4] словами «в том числе оказывать содействие уголовно-исполнительным инспекциям ФСИН России при проведении первоначальных розыскных мероприятий».

Одним из органов, которые могут оказать содействие УИИ при проведении ПРМ, являются органы ФССП России. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» одной из обязанностей судебного пристава является оказание содействия органам внутренних дел (ОВД) в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда [5]. Таким образом, осужденные, скрывающиеся от контроля УИИ, не относятся к данной категории лиц. В связи с этим целесообразно п. 17 ч. 1 ст. 11 указанного закона дополнить словами «а также лиц, скрывшихся от контроля уголовно-исполнительных инспекций».

Безусловно, основным органом, оказывающим содействие УИИ при проведении ПРМ, являются органы внутренних дел. В соответствии с Регламентом взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уго-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 8/2018

15

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

ловно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 04.10.2012 № 190/912, при уклонении осужденного от контроля и принятии решения о проведении ПРМ УИИ незамедлительно направляет информацию в ОВД [6].

На практике нередко возникает вопрос, связанный с законностью задержания осужденного, уклоняющегося от контроля УИИ. При задержании некоторые осужденные заявляют, что «ни от кого не скрывались и находились по месту проживания в свободное от основной работы время...». Очевидно, что эту проблему можно решить, закрепив в указанном регламенте норму, регулирующую оперативный розыск уклоняющихся от контроля осужденных и формы содействия ОВД УИИ при проведении ПРМ и задержании указанных лиц.

В связи с этим стоит согласиться с Н. В. Ольховиком, что УИИ, осуществляя ПРМ и преследуя основную цель -найти осужденных, забывают о том, что впоследствии необходимо будет доказывать в суде факт уклонения их от контроля или отбывания обязательных или исправительных работ [7]. В случае отказа суда в удовлетворении представления о замене наказания в виде обязательных и исправительных работ более строгим видом наказания у УИИ возникают проблемы со сроками привлечения осужденных к труду. Дело в том, что осужденные, зная о назначенном им наказании, могут не предпринимать никаких мер для трудоустройства и получения необходимых документов. Данный факт позволяет уклоняться от отбывания наказания, что, к сожалению, не учитывается судом при рассмотрении представлений УИИ о замене наказания без изоляции от общества более строгим видом наказания.

Еще одной проблемой является осуществление контроля за осужденными, состоящими на учете в УИИ, местонахождение которых установлено в ходе проведения ПРМ. Основания для их задержания отсутствуют, ПРМ прекращаются, и осужденный может вновь скрыться. Даже если в день, когда местонахождение осужденного установлено до объявления его в федеральный розыск, состоится судебное заседание по вопросу замены наказания более строгим видом наказания, адвокат может сослаться на то, что осужденный не был должным образом уведомлен о дате судебного заседания (за 14 суток). Судья будет вынужден перенести судебное заседание, что может повлечь за собой повторное уклонение от контроля и, соответственно, проведение ПРМ. При этом не исключено совершение повторного преступления осужденным в указанный период.

В целях предупреждения фактов уклонения осужденных от отбывания наказания и контроля УИИ стоит обратить внимание на подготовку судом материалов, приобщаемых к приговорам, в первую очередь - на установление достоверности предоставляемой осужденными информации о фактическом месте жительства (регистрация на территории Российской Федерации, временная регистрация по месту пребывания, наличие документов, необходимых для трудоустройства), на контактные данные осужденного и его близких родственников (мобильный, стационарный телефон, наличие страницы в социальной сети и т. п.).

К примеру, в филиал по городу Кисловодску ФКУ УИИ УФСИН России по Ставропольскому краю поступили распоряжение и приговор Железно-водского городского суда Ставропольского края в отношении осужденного М. В ходе выезда по адресу, указанному в приговоре, было установлено, что

16

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

по этому адресу данный осужденный никогда не проживал. Каким образом проводить ПРМ сотрудникам УИИ в данной ситуации? В случае установления места нахождения осужденного суд откажет в удовлетворении представления об отмене условного осуждения и в исполнении наказания в виде лишения свободы, мотивируя тем, что осужденный не был соответствующим образом ознакомлен с порядком и условиями отбывания наказания, а также что к нему не применялись соответствующие меры взыскания и др.

В этой связи актуализируется необходимость оказания всемерного содействия со стороны государственных органов работе УИИ. В первую очередь это касается информационного содействия со стороны судебной власти. Представляется, что материалы, поступающие в УИИ из суда, должны содержать исчерпывающий объем информации об осужденном. Например, было бы целесообразным получать от осужденного после заключительного судебного заседания, помимо подписки с обязательством о явке в УИИ по месту жительства, информацию о контактных данных осужденного, его близких родственников и др. Необходимо внести изменения в п. 9.2.8 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29.04.2003 № 36 [8], в виде указания о необходимости приобщения к направляемым материалам (распоряжение, приговор, подписка осужденного о его явке в уголовно-исполнительную инспекцию) сведений информационного центра МВД России о прежних судимостях и светокопии паспорта осужденного. Это позволит сотруднику УИИ, исполняющему приговор, иметь определенное представление об осужденном, сформировать пример-

ный алгоритм первоначальных действий в связи с исполнением наказания, а также формы и методы воспитательно-профилактической работы с ним.

Таким образом, изложенные предложения позволят повысить качество и эффективность исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией осужденных от общества, а также снизить уровень повторной и рецидивной преступности. ф

1. Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности : пост. Правительства Рос. Федерации от 16.06.1997 № 729 (ред. от 23.04.2012) // СЗ РФ. 1997. № 25, ст. 2947.

2. Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества : приказ Минюста России от 20.05.2009 № 142 (ред. от 22.08.2014) // Российская газета. 2009. 14 августа.

3. Об оперативно-розыскной деятельности : федер. закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33, ст. 3349.

4. О полиции : федер. закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7, ст. 900.

5. О судебных приставах : федер. закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ // Российская газета. 1997. № 149.

6. Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений : приказ Минюста России и МВД России от 04.10.2012 № 190 /912 // Российская газета. 2012. Федер. выпуск. № 5921.

7. Ольховик Н. В. Проблемы применения альтернатив лишения свободы в Российской Федерации : учебно-методический комплекс для магистратуры. Томск : Издательство НТЛ, 2017.

8. Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде : приказ Судебного департамента при Верховном Суде Рос. Федерации от 29.04.2003 № 36 // Российская газета. 2004. № 246.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 8/2018

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.