Научная статья на тему 'О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ МЕТОДОЛОГИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОБОСНОВАНИЯ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ'

О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ МЕТОДОЛОГИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОБОСНОВАНИЯ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.П. Щербо, А.В. Киселев, А.П. Россоловский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ МЕТОДОЛОГИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОБОСНОВАНИЯ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ»

8. Применение факторов канцерогенного потенциала при оценке риска воздействия химических веществ: Метод, рекомендации. — М., 2003.

9. Расчет доз при оценке риска многосредового воздействие химических веществ: Метод, рекомендации. - М., 2003.

Поступила 15.03.07

Summary. As of 2006, the city's motor transport fleet amounted to as many as 3 million units that annually consume about 5 million tons of petrol. The use rate of all kinds of vehicles has increased, resulting in the growth of the proportion of ambient air pollutants discharged by motor transport, which surpasses the increase of the absolute size of the fleet. The contribution of traveling sources to ambient air pollution is growing steadily and it has been recently

about 90% (1 million tons). Implementation of measures and developed managerial decisions, and ecological programs, improvement of Moscow town-planning measures, and environment-improving measures against motor vehicles have contributed to a reduction in chemical and physical burdens on the population. The characteristics of the capital's ambient air pollution have been recently observed to become stable and improve. There is stabilization in morbidity due to respiratory diseases in all population groups. The prevalence of chronic respiratory diseases in children is on the decrease, the increase rate was 1.4% versus 33.5% in the preceding period. Assessment of carcinogenic risk showed that ambient air pollution and drinking water contamination had a negative impact on the Moscow population.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2007 УДК 614.78

А. П. Щербо, А. В. Киселев, А. П. Россоловский

О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ МЕТОДОЛОГИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОБОСНОВАНИЯ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ

ГОУ ДПО Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования; ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области

Одной из важнейших гигиенических проблем современного градостроительства является рациональное функциональное зонирование урбанизированных территорий. Важным элементом такого зонирования является выделение и обоснование санитарно-защитных зон (СЗЗ) вокруг предприятий и иных стационарных объектов, являющихся источниками загрязнения окружающей среды [8].

Организация территории населенного места реализуется в его генеральном плане. Традиционно ширина СЗЗ устанавливается на основе санитарной классификации предприятий, расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха [3] и уровней физических воздействий, а для действующих предприятий учитываются и натурные исследования. В соответствии с действующим санитарным законодательством границей СЗЗ является условная пространственная линия, в каждом из узлов которой загрязнение атмосферного воздуха и уровни физических воздействий не превышают гигиенические нормативы.

Вместе с тем определение границы достижения нормативного качества окружающей среды вокруг источника загрязнения часто носит весьма приблизительный, ориентировочный характер [2]. Так, предложенная в рамках действующего санитарного законодательства санитарная классификация промышленных предприятий хотя и оказала положительную роль в создании единых принципов оценки влияния этих предприятий на формирование медико-экологической ситуации в целом, все же опирается на типовые технологические решения, свойственные середине прошлого столетия.

В условиях современной экономической ситуации, когда возможности вложения средств в решение природоохранных задач во многом зависят от успешности и прибыльности каждого из предприятий, уровень привносимого загрязнения в окружающую среду для разных объектов, входящих в один класс санитарной классификации, весьма различен. Так, в одних случаях, когда предприятие продолжает реализовывать устаревшие технологии и эксплуатировать изношенное оборудование, в том числе и газоочистное, объем и дальность распространения неблагоприятного воздействия могут увеличиваться и превосходить требования санитарной классификации. В то же время использование наиболее современных технологий в рамках даже одной отрасли позволяет

многократно сократить расстояние воздействия, а значит, и размер требуемой СЗЗ [5, 6].

Несмотря на то что для большей части загрязнителей атмосферного воздуха гигиенические нормативы представлены не только максимально разовой ПДК (ПДКМ р), но и среднесуточной (ПДКСС), значительная часть экологических проектных материалов и расчетов по обоснованию размера СЗЗ ориентирована только на максимальные уровни загрязнения. Это является явно недостаточным для определения нормативного класса опасности и размера СЗЗ. Кроме того, при возникновении ситуации, требующей изменения размера СЗЗ по сравнению с нормативным значением, расчеты максимальных и усредненных уровней загрязнения приземного слоя атмосферы вокруг объекта, являющегося источником загрязнения окружающей среды, должны быть обязательно дополнены методами, предусмотренными методологией оценки риска здоровью, и методами медико-статистиче-ского и эпидемиологического анализа, используемыми в системе социально-гигиенического мониторинга (СГМ) [1,6,7].

Последнее особенно актуально в отношении веществ, для которых характерны существенные различия в величинах гигиенических нормативов (ПДК и ОБУВ) и референтных доз и концентраций (например, медь, марганец), а также для канцерогенов (например, формальдегид) и других веществ, оказывающих специфическое или отдаленное воздействие. В наших исследованиях было неоднократно выявлено, что величина зоны повышенного риска, обусловленная загрязнением воздуха такими веществами, часто превышает размер территории загрязнения, оцениваемого только по критериям указанных выше нормативов. Очевидно, что решение о сокращении размера СЗЗ в таких случаях, основанное только на критериях ПДК и ОБУВ, может привести к созданию неприемлемой медико-экологической ситуации, предполагающей проживание людей в зоне повышенного риска для их здоровья.

При таком большом наборе критериев, которым должно отвечать обоснование границы СЗЗ, ее форма становится настолько сложной, что не может быть описана не только одной, но и несколькими величинами. Эта проблема становится особенно актуальной в современных условиях, определяемых интенсификацией строительства, рациональным использованием земли и

Граница нормативной СЗЗ

Граница достижения

других объектов окружающей среды в виде географических координат. Таким образом, результат описания СЗЗ как географического объекта может быть адекватно интегрирован в качестве официального документа в деятельность проектных и контролирующих организаций.

Развитию предлагаемого подхода в значительной степени способствует наметившаяся в последнее время в нашей стране очевидная тенденция к облегчению доступа и использования пространственных данных. Постепенно снимаются ограничения на допустимую точность определения координат, улучшается качество доступных для широкого применения данных космического дистанционного зондирования, топографической съемки, системы спутниковой навигации, баз данных земельных кадастров и др.

Однако на фоне предоставляемых информационных возможностей выявляются и очевидные пробелы в специализированных знаниях, характерные как для разработчиков природоохранной документации, так и для контролирующих организаций. Так, выбор локальной системы координат для расчета рассеивания и застройка обоснования размера СЗЗ для отдельных предприятий часто основывается на принципе доступности, а не целесообразности, что затрудняет формирование комплексного представления о медико-экологической ситуации (например, в случае формирования сводных томов ПДВ и СЗЗ). У специалистов (прежде всего медицинских специальностей) отсутствуют четкие представления о географических проекциях и их взаимосвязях. На наш взгляд, эти тенденции должны учитываться в системе подготовки кадров как в высших учебных заведениях, так и при последипломном образовании.

Как показывает наш опыт работы в Санкт-Петербурге и Новгородской области, в самом простом случае граница СЗЗ может быть представлена в виде официального документа в форме трехпольной таблицы, содержащей следующие поля: Ш —порядковой номер точки; X — координата оси абсцисс в принятой системе координат; У — координата оси ординат в принятой системе координат.

В более сложном варианте целесообразно введение дополнительных полей, содержащих информацию об уровнях загрязнения воздуха в каждом узле полигона (полилинии), описывающую СЗЗ, о приоритетных веществах и уровнях физических факторов, а также критериях оценки риска здоровью. Кроме того, такой документ должен сопровождаться его электронным вариантом, выполненным в виде отдельного географического слоя или иного стандартного ГИС-файла.

Развитие такого подхода будет способствовать оптимизации пространственного обоснования СЗЗ предприятий.

Литература

1. Авалиани С. Л., Андрианова М. М., Печенникова Е. В., Пономарева О. В. Окружающая среда — оценка риска для здоровья (мировой опыт). — М., 1996. — С. 159.

2. Киселев А. В., Куценко Г. И., Щербо А. П. Научное обоснование системы оценки риска здоровью в гигиеническом мониторинге промышленного города. - М., 2001.

100 т

коммуникацией с новыми социально-экономическими факторами.

Так, с одной стороны, как уже было показано выше, неприемлемо создание медико-экологической ситуации, предполагающей проживание людей в зоне повышенного риска для их здоровья даже в случае соблюдения нормативного качества приземного слоя атмосферы. С другой стороны, также неприемлемым было бы создание зон функционального градостроительного ограничения, размер которых определялся преимущественно не столько гигиеническими критериями, сколько влиянием методологических неточностей и допущений. Отметим, что существующая тенденция "привязывать" размер (точнее, ширину) СЗЗ к границе промышленной площадки может быть допустимой только лишь в ряде случаев, когда, например, приоритетными источниками выброса являются неорганизованные площадные и они занимают большую часть территории предприятия. В том случае, если приоритетными являются, например, организованные точечные источники, положение и конфигурация зоны загрязнения в значительной степени зависят от их местоположения и в меньшей — от сложившейся границы промышленной площадки (см. рисунок).

Одним из выходов из сложившейся ситуации, а другими словами, вариантом развития методологии обоснования СЗЗ может быть применение технологий современных географических информационных систем (ГИС) для описания СЗЗ как географического объекта. ГИС-технологии широко используются при создании генеральных планов городов и иных поселений, проектировании отдельных территорий и объектов, а в настоящее время внедряются и в систему СГМ [9]. Так, новые нормативно-методические документы по ведению СГМ [4] предусматривают предоставление информации о расположении постов отбора проб воздуха и исследовании

3. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. ОНД-86. - Л., 1987.

4. О порядке проведения социально-гигиенического мониторинга, представления данных и обмена ими. Приказ № 367 от 17.11.2006 по Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. — М., 2006.

5. Окружающая среда и здоровье — оценка риска / Под ред. А. П. Щербо. — СПб., 2001.

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации и Главного государственного инспектора Российской Федерации по охране природы "Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружаю-

щей среды и здоровья населения в Российской Федерации" от 10.11.97 № 25 и № 03-19/24-3486. - М., 1997.

7. Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду: Руководство Р 2.1.10.1920-04, утв. МЗ РФ 5 марта 2004 г. — М., 2004.

8. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Санитарно-эпиде-миологические правила и нормативы. — М., 2003.

9. Щербо А. П., Киселев А. В. Оценка риска воздействия факторов окружающей среды на здоровье. Практикум. - СПб., 2005.

Поступила 13.04.07

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2007 УДК 616-02:614.7(1-21)

Ю. П. Тихомиров, М. П. Грачева, Т. В. Бадеева, А. В. Литовская

ОЦЕНКА РИСКА ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КРУПНОГО ЦЕНТРА ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ФГУН Нижегородский НИИ гигиены и профессиональной патологии, ГОУ ВПО Нижегородская государственная медицинская академия

Современные большие города, особенно крупные территориально-промышленные центры, требуют эффективной стратегии регулирующих мер по снижению риска для здоровья населения факторов окружающей среды, которая должна быть осуществлена в системе со-циально-гигиенического мониторинга на стадии прогнозирования и управления риском в интересах здоровья населения [1—4].

Многолетний комплексный мониторинг качества окружающей среды и здоровья населения в условиях крупного химического комплекса позволил определить региональные особенности риска и провести ранжирование воздействия его по степени опасности для здоровья населения. Дзержинск является крупным территориально-промышленным комплексом с развитой химической промышленностью, на территории города расположено около 50 промышленных предприятий. Насыщенность химическими предприятиями с моральноустаревшими технологией и оборудованием, с производственными процессами, использующими химические вещества высокой степени опасности для здоровья как работающих в этих производствах, так и населения города обусловливает высокую степень техногенного и эколого-гигиени-ческого риска.

Промышленная зона Дзержинска разделена на 2 части: северо-западную и восточную. Вклад промышленных предприятий в общее загрязнение атмосферного воздуха города составляет 88%. Суммарные валовые выбросы восточной группы предприятий составляют 86,4% от общего количества выбрасываемых в воздушный бассейн города вредных веществ. Предприятиями восточной группы выбрасываются в атмосферу 9 веществ I класса опасности, 17 веществ II класса, 15 веществ III класса, 13 веществ IV класса опасности и 20 веществ, имеющих гигиенический норматив в виде ориентировочного безопасного уровня воздействия с неустановленным классом опасности.

Объектом исследований явилось качество окружающей среды (в обработку включено более 65 тыс. анализов атмосферного воздуха, 12 600 проб питьевой воды, в том числе 9600 речного и 3000 фунтового водозабора), а также здоровье населения (дети и взрослые) в зависимости от места проживания и уровня загрязнения окружающей среды. Изучены показатели состояния здоровья, заболеваемости и смертности населения города по материалам официальной статистики, а также состояния здоровья школьников разных возрастных групп.

В соответствии с рекомендациями, изложенными в Руководстве по оценке риска [5], проведен расчет аэрогенных, водных и суммарных неканцерогенных рисков для здоровья населения, проживающего на территориях с разными степенью загрязнения атмосферного воздуха и условиями питьевого водоснабжения. Определены доли риска по объектам окружающей среды и приоритетным химическим веществам, а также риски острого и хронического воздействия на критические группы органов и систем для разных групп населения.

Основными источниками информации о выбросах в атмосферу являлись ежегодные формы государственной статистической отчетности (2тп-воздух, том "Атмосфера. Предельно-допустимые выбросы вредных веществ") населенных пунктов (том, где обоснованы предельно допустимые выбросы) и отдельных предприятий. Тщательно проанализированы технологические регламенты и материальные балансы производств. Учитывая, что по всему перечню веществ, поступающих с газсвоздушны-ми выбросами от промышленных предприятий, организовать лабораторный контроль практически невозможно, мы сочли целесообразным выделить и обосновать перечень химических веществ, приоритетных по степени воздействия на человека и окружающую среду. Предварительный расчетный перечень приоритетности химических веществ определялся с учетом класса опасности вещества, гигиенических критериев, степени канцероген-ности и мутагенности, биологического эквивалента выброса, а также ранга вещества по экономическим потерям. Определение приоритетности веществ по фактическому содержанию их в атмосферном воздухе проводилось с учетом кратности превышения ПДК, фактической повторяемости процента проб превышения, а также по величине процентной доли каждого вещества в показателе суммарного загрязнения атмосферного воздуха. Проведенные исследования показали, что основная нагрузка химических веществ на население города по разным временным уровням концентраций представлена 20 веществами, на которые приходится 84,2—97,5% всей химической нагрузки. По этим веществам в дальнейшем и проводили мониторинг качества атмосферного воздуха. При этом значительную часть аэрогенной атмосферной нагрузки (от 58,3 до 65,5%) составляют вещества, оказывающие специфическое действие на репродуктивную функцию женщин.

Для оценки риска, обусловленного хроническим воздействием химических веществ, были использованы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.