Научная статья на тему 'ВЫБРОСЫ АВТОТРАНСПОРТА, КАЧЕСТВО АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ'

ВЫБРОСЫ АВТОТРАНСПОРТА, КАЧЕСТВО АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.В. Иваненко, И.Ф. Волкова, А.П. Корниенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

As of 2006, the city’s motor transport fleet amounted to as many as 3 million units that annually consume about 5 million tons of petrol. The use rate of all kinds of vehicles has increased, resulting in the growth of the proportion of ambient air pollutants discharged by motor transport, which surpasses the increase of the absolute size of the fleet. The contribution of traveling sources to ambient air pollution is growing steadily and it has been recently about 90% (1 million tons). Implementation of measures and developed managerial decisions, and ecological programs, improvement of Moscow town-planning measures, and environment-improving measures against motor vehicles have contributed to a reduction in chemical and physical burdens on the population. The characteristics of the capital’s ambient air pollution have been recently observed to become stable and improve. There is stabilization in morbidity due to respiratory diseases in all population groups. The prevalence of chronic respiratory diseases in children is on the decrease, the increase rate was 1.4% versus 33.5% in the preceding period. Assessment of carcinogenic risk showed that ambient air pollution and drinking water contamination had a negative impact on the Moscow population.

Текст научной работы на тему «ВЫБРОСЫ АВТОТРАНСПОРТА, КАЧЕСТВО АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ»

identification of the maximally complete spectra of substances contained in the environmental objects and coming from the sources of pollution, by using the appropriate algorithm; identification, quantifying a spectrum of pollutants as completely as possible; selection of the leading indices, by evaluating the detected composition of pollutions from the degree of their hygi-

enic significance, by taking into account a set of criteria (detection rate, concentrations, group affiliation, specificity for a nearby source of pollution in the check of drinking water, a capacity for transformation, possible formation of more toxic transformation products); and monitoring through target tests by the chosen leading indices.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2007 УДК 614.72:656.13]:616.2(470-25)

А. В. Иваненко, И. Ф. Волкова, А. П. Корниенко

ВЫБРОСЫ АВТОТРАНСПОРТА, КАЧЕСТВО АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ

ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Москве

Стремительное увеличение автопарка Москвы приводит к значительному возрастанию объемов выбросов загрязняющих веществ в воздушную среду города. В виде отработавших газов в атмосферный воздух ежегодно выбрасывается около 1 млн т загрязняющих веществ. Тенденция устойчивого роста автомобильного парка сохраняется последние 15 лет: по состоянию на 2006 г. он приблизился к 3 млн единиц, потребляющих в год около 5 млн т моторного топлива.

Возрастает интенсивность использования всех видов транспортных средств. В результате прирост массы выделяемых в атмосферу загрязняющих веществ опережает прирост абсолютной численности автопарка. Вклад автотранспорта в загрязнение атмосферы неуклонно возрастает и составляет в последние годы около 90% (1 млн т), выбросы объектов промышленности и топливно-энерге-тического комплекса составляют 17% суммарного выброса (184 тыс. т). Специфика подвижных источников загрязнения (автомобилей) проявляется в том, что выброс осуществляется непосредственно на территориях жилых районов в зоне дыхания человека.

Основную массу выбросов вредных веществ автотранспортом составляют оксиды азота, оксид углерода, углеводороды. Однако для здоровья населения опасность также представляют канцерогенные вещества (бензол, свинец, 1,3-бутадиен) и опасные органические вещества (формальдегид, акролеин, толуол, ксилолы) [3, 5—7].

Высокие уровни загрязнения особенно характерны для примагистральных территорий и центральной части города, занимающих 35—40% площади Москвы.

По результатам социально-гигиенического мониторинга высокая химическая нагрузка, связанная с загрязнением атмосферного воздуха, основным источником которого является автотранспорт, оказывает негативное влияние на здоровье населения.

В эпидемиологических исследованиях отечественных и зарубежных авторов установлена связь распространенности болезней системы кровообращения, в том числе ишемической болезни сердца, с загрязнением среды обитания, особенно атмосферного воздуха [1,2, 6].

В структуре обшей заболеваемости взрослого населения Москвы болезни системы кровообращения занимают 1-е ранговое место (23,3%). В последние 5 лет заболеваемость стабилизировалась, показатели в противоположность предшествующим годам наблюдения не имеют существенных различий. Первичная заболеваемость взрослых болезнями системы кровообращения зарегистрирована в 2005 г. на уровне 17,3, в 2001 г. — на уровне 20 на 1000 взрослого населения.

Реализация мероприятий и разработанных управленческих решений, экологических программ, ориентированных на совершенствование планировочных градостроительных мероприятий Москвы, улучшение экологических показателей автотранспорта способствовали уменьшению химической и физической нагрузки на население: последние годы (2001—2005) наблюдаются ста-

билизация и улучшение ряда важнейших показателей, характеризующих среду обитания.

В атмосферном воздухе Москвы в 2005 г. содержание химических веществ основных компонентов выбросов автотранспорта (оксида углерода, формальдегида, бензола, фенола) имело тенденцию к снижению; содержание диоксида азота по отношению к 2004 г. осталось неизменным, но значительно снизилось по отношению к предшествующим годам.

В последние годы наблюдается стабилизация показателей заболеваемости болезнями органов дыхания у всех групп населения, в том числе у детей. Как и в предшествующие годы, в 2005 г. уровни заболеваемости детей в целом по классу болезней органов дыхания в 4,5 раза выше, чем у взрослых, и в 1,5 раза выше, чем у подростков.

Распространенность хронических заболеваний органов дыхания у детского населения в 2002—2005 гг. осталась на уровне 1998—2001 гг., темп прироста составил 1,4% против 33,5% в предшествующий период. Снижение и стабилизацию уровней заболеваемости можно связать со снижением загрязнения атмосферного воздуха, наблюдаемым в последние годы в Москве (рис. 1).

В определенной мере с воздействием загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах автотранспорта, связано увеличение заболеваемости населения Москвы болезнями органов дыхания аллергической природы: бронхиальной астмой и аллергическим ринитом, поскольку большинство из химических соединений обладает раздражающим действием на слизистые оболочки респираторной системы и провоцируют возникновение этих заболеваний.

Показатели первичной заболеваемости и распространенности заболеваемости детей астмой и наличия у них астматического статуса не изменились, в то время как распространенность астмы и астматического статуса у подростков сохраняет тенденцию увеличения показате-

%

901 80-70-60-50-40-30-20-10-0-

81,24 ■ -

82,1

60,84,

33,27

22,25

1994-1997 1998-2001 2002-2005 гг. —ф— первичная заболеваемость -в- распространенность

Рис. 1. Динамика показателей заболеваемости хроническими болезнями органов дыхания на 1000 детского населения Москвы.

50 45 40-35-30-25-20 15-10-5-0

20,5

1994-1997 199В-2001 2002-2005 гг.

Рис. 2. Изменение заболеваемости астмой подростков Москвы за период 1994—2005 гг.

лей. Положительным моментом является снижение темпа прироста заболеваемости подростков бронхиальной астмой: в период 2002—2005 гг. до 20,5% против 42,4% в предшествующие годы (рис. 2).

У детей, проживающих на территориях, прилегающих к крупным автомагистралям, в 1,5—2 раза чаще, чем в среднем по Москве, регистрируются заболевания глубоких отделов органов дыхания: бронхит, пневмония, а также хронические болезни миндалин и аденоидов, хронический фарингит, назофарингит и синусит.

Интересны данные, характеризующие общую заболеваемость детей первого года жизни: в период 2002— 2005 гг. заболеваемость значительно снизилась. Аналогичную динамику имеют показатели заболеваемости болезнями с высоким риском летальности: перинатальной патологией и врожденными пороками развития.

Снижение общей заболеваемости отдельными классами болезней детей первого года жизни обусловлено улучшением социальных условий, совершенствованием системы неотложной помощи новорожденным: создан реанимационный консультативный центр новорожденных, реализуются широкие мероприятия по охране здоровья матери и ребенка и-другие меры профилактики.

Влияние факторов окружающей среды остается приоритетным, что выявлено при оценке риска здоровью населения [4, 6, 8]. Скрининговая оценка канцерогенного риска здоровью населения, которая базировалась на показателях загрязнения атмосферного воздуха в 2003— 2005 гг. бензолом и формальдегидом, контролируемых в атмосферном воздухе всех административных округов, показала, что канцерогенный риск от ингаляционного воздействия бензола только на территории четырех административных округов (АО) находился на приемлемом уровне (от 2,2 • 10"5 до 8,0 • 10~5), на остальных территориях канцерогенный риск находился на сигнальном уровне (от 1,5 • Ю-4 до 6,4 • 10~4). Индивидуальный канцерогенный риск от ингаляционного воздействия формальдегида для населения всех АО находился на сигнальном уровне (от 1,1 • 10"4 до 2,4 • 10"4). На основе среднегодовых концентраций бензола и формальдегида и численности населения АО был рассчитан популяционный пожизненный канцерогенный риск в случае воздействия на человека данных вредных веществ в концентрациях 2003—2005 гг. в течение всей жизни (70 лет). Для населения Северного АО от воздействия формальдегида число дополнительных случаев злокачественных новообразований составит 290 случаев за 70 лет (4,1 случая в год); для жителей Северо-Восточного АО — 258 дополнительных случаев к фоновому уровню заболеваемости за 70 лет (3,7 случая в год).

В "Городской целевой программе использования альтернативных видов моторного топлива на автомобильном транспорте на 2002—2005 гг." приведены данные о том, что на территории Москвы, где запрещено использование этилированных бензинов, ущерб здоровью населения связан с автотранспортом, использующим бензиновое топливо, выбросы которого содержат акролеин,

бензол, оксиды азота, формальдегид, толуол и другие органические вещества.

Одним из основных путей снижения негативного влияния автотранспорта на экологию города является создание и внедрение новых технологий производства моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками. В определенной мере решению проблемы чистоты атмосферного воздуха могут способствовать производство и использование альтернативного бензину моторного топлива — диметилового эфира, пропан-бу-тана, метана, что позволит уменьшить выбросы в атмосферу оксида углерода, углеводородов, диоксида азота и других загрязняющих веществ.

В настоящее время в городе выполняется программа оснащения муниципального автотранспорта каталитическими нейтрализаторами, которыми снабжены большое число автобусов и грузовых автомобилей.

Помимо ингаляционного пути поступления в организм человека канцерогенных веществ, население города потребляет с питьевой водой химические вещества (винилхлорид) и продукты трансформации при хлорировании воды (три- и тетрахлорамины). Индивидуальный канцерогенный риск от воздействия винилхлорида, обнаруженного в питьевой воде водопроводной сети в АО Москвы, находится в диапазоне от 2,9 • 10~4 до 6,4 • 10"4. Максимальные уровни сигнального риска определены в Северном, Северо-Восточном, Южном, Юго-Восточном и Юго-Западном АО.

Индивидуальный канцерогенный риск от воздействия трихлорметана (хлороформа), обнаруженного в питьевой воде водопроводной сети в АО Москвы, находится в диапазоне от 3,4 • 10"6 до 1,8 • 10"5, что соответствует приемлемому уровню канцерогенного риска [4, 8,

9].

Рассчитанный от ингаляционной и пероральной экспозиции суммарный канцерогенный риск в Восточном, Северо-Восточном и Южном АО находится в диапазоне, неприемлемом для здоровья населения, — 1,2 • 10~3.

Таким образом, факторы окружающей среды вносят значительный вклад в формирование ущерба здоровью москвичей.

Литература

1. Информационное письмо с кратким обзором эпидемиологических исследований по изучению влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения, выполненных в России в 1985—1995 годах. Утв. Деп. ГСЭН МЗ РФ № 1100/121-98-01 от 22.01.98. - М., 1998.

2. Критерии установления минимального риска здоровью населения от загрязнения окружающей среды: Метод, рекомендации. — М., 2001.

3. Методические подходы к сбору и анализу данных для идентификации опасности загрязнений окружающей среды здоровью населения на территориях административных округов г. Москвы: Информац.-метод. письмо. — М., 2000.

4. Новиков С. М. Алгоритм расчета доз при оценке риска, обусловленного многосредовыми воздействиями химических веществ. — М., 1999.

5. О списке приоритетных веществ, содержащихся в окружающей среде, и их влиянии на здоровье населения: Информационное письмо. Утв. Деп. Госсанэпиднадзора МЗ РФ № и/109-111, 07.08.1997. - М., 1997.

6. Основы оценки риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду / Под ред. Ю. А. Рахманина, Г. Г. Онищенко. - М., 2002.

7. Применение результатов мониторинга химических веществ в атмосферном воздухе с целью сравнительной оценки риска для здоровья населения, проживающего на территориях административных округов г. Москвы: Информац.-метод, письмо. — М., 2002.

8. Применение факторов канцерогенного потенциала при оценке риска воздействия химических веществ: Метод, рекомендации. — М., 2003.

9. Расчет доз при оценке риска многосредового воздействие химических веществ: Метод, рекомендации. - М., 2003.

Поступила 15.03.07

Summary. As of 2006, the city's motor transport fleet amounted to as many as 3 million units that annually consume about 5 million tons of petrol. The use rate of all kinds of vehicles has increased, resulting in the growth of the proportion of ambient air pollutants discharged by motor transport, which surpasses the increase of the absolute size of the fleet. The contribution of traveling sources to ambient air pollution is growing steadily and it has been recently

about 90% (1 million tons). Implementation of measures and developed managerial decisions, and ecological programs, improvement of Moscow town-planning measures, and environment-improving measures against motor vehicles have contributed to a reduction in chemical and physical burdens on the population. The characteristics of the capital's ambient air pollution have been recently observed to become stable and improve. There is stabilization in morbidity due to respiratory diseases in all population groups. The prevalence of chronic respiratory diseases in children is on the decrease, the increase rate was 1.4% versus 33.5% in the preceding period. Assessment of carcinogenic risk showed that ambient air pollution and drinking water contamination had a negative impact on the Moscow population.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2007 УДК 614.78

А. П. Щербо, А. В. Киселев, А. П. Россоловсклш

О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ МЕТОДОЛОГИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОБОСНОВАНИЯ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ

ГОУ ДПО Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования; ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области

Одной из важнейших гигиенических проблем современного градостроительства является рациональное функциональное зонирование урбанизированных территорий. Важным элементом такого зонирования является выделение и обоснование санитарно-защитных зон (СЗЗ) вокруг предприятий и иных стационарных объектов, являющихся источниками загрязнения окружающей среды [8].

Организация территории населенного места реализуется в его генеральном плане. Традиционно ширина СЗЗ устанавливается на основе санитарной классификации предприятий, расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха [3] и уровней физических воздействий, а для действующих предприятий учитываются и натурные исследования. В соответствии с действующим санитарным законодательством границей СЗЗ является условная пространственная линия, в каждом из узлов которой загрязнение атмосферного воздуха и уровни физических воздействий не превышают гигиенические нормативы.

Вместе с тем определение границы достижения нормативного качества окружающей среды вокруг источника загрязнения часто носит весьма приблизительный, ориентировочный характер [2]. Так, предложенная в рамках действующего санитарного законодательства санитарная классификация промышленных предприятий хотя и оказала положительную роль в создании единых принципов оценки влияния этих предприятий на формирование медико-экологической ситуации в целом, все же опирается на типовые технологические решения, свойственные середине прошлого столетия.

В условиях современной экономической ситуации, когда возможности вложения средств в решение природоохранных задач во многом зависят от успешности и прибыльности каждого из предприятий, уровень привносимого загрязнения в окружающую среду для разных объектов, входящих в один класс санитарной классификации, весьма различен. Так, в одних случаях, когда предприятие продолжает реализовывать устаревшие технологии и эксплуатировать изношенное оборудование, в том числе и газоочистное, объем и дальность распространения неблагоприятного воздействия могут увеличиваться и превосходить требования санитарной классификации. В то же время использование наиболее современных технологий в рамках даже одной отрасли позволяет

многократно сократить расстояние воздействия, а значит, и размер требуемой СЗЗ [5, 6].

Несмотря на то что для большей части загрязнителей атмосферного воздуха гигиенические нормативы представлены не только максимально разовой ПДК (ПДКМ р), но и среднесуточной (ПДКСС), значительная часть экологических проектных материалов и расчетов по обоснованию размера СЗЗ ориентирована только на максимальные уровни загрязнения. Это является явно недостаточным для определения нормативного класса опасности и размера СЗЗ. Кроме того, при возникновении ситуации, требующей изменения размера СЗЗ по сравнению с нормативным значением, расчеты максимальных и усредненных уровней загрязнения приземного слоя атмосферы вокруг объекта, являющегося источником загрязнения окружающей среды, должны быть обязательно дополнены методами, предусмотренными методологией оценки риска здоровью, и методами медико-статистиче-ского и эпидемиологического анализа, используемыми в системе социально-гигиенического мониторинга (СГМ) [1,6,7].

Последнее особенно актуально в отношении веществ, для которых характерны существенные различия в величинах гигиенических нормативов (ПДК и ОБУВ) и референтных доз и концентраций (например, медь, марганец), а также для канцерогенов (например, формальдегид) и других веществ, оказывающих специфическое или отдаленное воздействие. В наших исследованиях было неоднократно выявлено, что величина зоны повышенного риска, обусловленная загрязнением воздуха такими веществами, часто превышает размер территории загрязнения, оцениваемого только по критериям указанных выше нормативов. Очевидно, что решение о сокращении размера СЗЗ в таких случаях, основанное только на критериях ПДК и ОБУВ, может привести к созданию неприемлемой медико-экологической ситуации, предполагающей проживание людей в зоне повышенного риска для их здоровья.

При таком большом наборе критериев, которым должно отвечать обоснование границы СЗЗ, ее форма становится настолько сложной, что не может быть описана не только одной, но и несколькими величинами. Эта проблема становится особенно актуальной в современных условиях, определяемых интенсификацией строительства, рациональным использованием земли и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.