Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НАСЕЛЕНИЕ МОСКВЫ ЗАГРЯЗНЕНИЙ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА КАНЦЕРОГЕННЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ'

ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НАСЕЛЕНИЕ МОСКВЫ ЗАГРЯЗНЕНИЙ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА КАНЦЕРОГЕННЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
32
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
канцерогенные вещества / загрязнение атмосферного воздуха / канцерогенные риски / carcinogenic substances / ambient air pollution / carcinogenic risks

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — С.Г. Фокин

Стремительный рост автомобильного транспорта в Москве привел к значительному увеличению объемов выбросов загрязняющих веществ в воздушную среду города. Автотранспортный парк города по состоянию на 2007 г. приблизился к 3 млн единиц, потребляющих в год около 5 млн т моторного топлива. В атмосферном воздухе Москвы контролируются канцерогенные вещества формальдегид и бензол. Для оценки их неблагоприятного влияния на здоровье населения рассчитаны канцерогенные риски по среднегодовым концентрациям. Уровни суммарных канцерогенных рисков от воздействия средних концентраций формальдегида и бензола за период 2005—2007 гг. на всех территориях соответствуют предельно допустимому (сигнальному) риску, требующему осуществления мер по оздоровлению атмосферного воздуха. По результатам работы Правительству Москвы рекомендованы оздоровительные мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — С.Г. Фокин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF EXPOSURE OF THE MOSCOW POPULATION TO AMBIENT AIR POLLUTION BY CARCINOGENIC SUBSTANCES

The rapid growth of motor transport in Moscow has led to a substantial increase in the volumes of pollutant emissions into the city’s air. As of 2007, the motor transport fleet of the city approximated 3 million units annually consuming about 5 million tons of motor fuel. Carcinogenic substances, such as formaldehyde and benzene, are supervised in the ambient air of Moscow. To evaluate their adverse effect on human health, carcinogenic risks are calculated from their annual average concentrations. The levels of total carcinogenic risks from the impact of the average concentrations of formaldehyde and benzene in the period 2005 to 2007 in all areas correspond to the maximum permissible (alarm) risk that requires measures to improve ambient air. According to the results of the investigation, health promotion measures are recommended to the Government of Moscow.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НАСЕЛЕНИЕ МОСКВЫ ЗАГРЯЗНЕНИЙ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА КАНЦЕРОГЕННЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ»

[ена и санитария 3/2010

13. Методические указания по определению тяжелых металлов в почвах сельхозугодий и продукции растениеводства. — 2-е изд. — М., 1992.

14. Методические указания по экспериментальной оценке суммарной мутагенной активности загрязнений воздуха и воды / Соколовский В. В., Журков В. С. и др. - М., 1990.

15. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99). — М., 1999.

16. О состоянии контроля за радиационной безопасностью населения от природных источников ионизирующего излучения // Здоровье населения и среда обитания. — 2008. — № 4. — С. 9—11.

17. Радиационный контроль и гигиеническая оценка источников питьевого водоснабжения и питьевой воды по показателям радиационной безопасности: Метод, указания. — М., 2005.

18. Радиационный контроль и санитарно-эпидемиологическая оценка земельных участков под строительство жилых домов, зданий и сооружений общественного и производственного назначения в части обес-

печения радиационной безопасности: Метод, указания. - М., 2009.

19. Ревазова Ю. А., Ингель Ф. И., Цуцман Т. Е. и др. // Вестн. РАМН. - 1997. - № 7. - С. 18-24.

20. Сорокина Н. В. Изучение регионально-фоновой радиационной ситуации с применением дозиметрии и исследований содержания природных и техногенных радионуклидов в материалах и продуктах Кузбасса: Автореф. дис.... канд. мед. наук. — Кемерово, 2006.

21. Фонштейн Л. М., Абилев С. К. и др. Методы первичного выявления генетической активности загрязнителей среды с помощью бактериальных тест-систем: Метод, указание. — М., 1985.

22. Шорский национальный парк: природа, люди, перспективы / Ин-т угля и углехимии СО РАН. — Кемерово, 2003.

23. Kiss S. A., Kiss /. // Magnesium Res. - 1995. - Vol. 8, N 3. - P. 243-247.

Поступила 21.04.09

С С. Г. ФОКИН. 2010 УДК 614.72:615.277.41-07

С. Г. Фокин

ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НАСЕЛЕНИЕ МОСКВЫ ЗАГРЯЗНЕНИЙ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА КАНЦЕРОГЕННЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ

Управление Роспотребнадзора по городу Москве

Стремительный рост автомобильного транспорта в Москве привел к значительному увеличению объемов выбросов загрязняющих веществ в воздушную среду города. Автотранспортный парк города по состоянию на 2007 г. приблизился к 3 млн единиц, потребляющих в год около 5 млн т моторного топлива. В атмосферном воздухе Москвы контролируются канцерогенные вещества формальдегид и бензол. Для оценки их неблагоприятного влияния на здоровье населения рассчитаны канцерогенные риски по среднегодовым концентрациям. Уровни суммарных канцерогенных рисков от воздействия средних концентраций формальдегида и бензола за период 2005—2007 гг. на всех территориях соответствуют предельно допустимому (сигнальному) риску, требующему осуществления мер по оздоровлению атмосферного воздуха. По результатам работы Правительству Москвы рекомендованы оздоровительные мероприятия.

Ключевые слова: канцерогенные вещества, загрязнение атмосферного воздуха, канцерогенные риски

S. G. Fokin. - EVALUATION OF EXPOSURE OF THE MOSCOW POPULATION ТО AMBIENT AIR POLLUTION BY CARCINOGENIC SUBSTANCES

The rapid growth of motor transport in Moscow has led to a substantial increase in the volumes of pollutant emissions into the city's air. As of 2007, the motor transport fleet of the city approximated 3 million units annually consuming about 5 million tons of motor fuel.

Carcinogenic substances, such as formaldehyde and benzene, are supervised in the ambient air of Moscow. To evaluate their adverse effect on human health, carcinogenic risks are calculated from their annual average concentrations. The levels of total carcinogenic risks from the impact of the average concentrations of formaldehyde and benzene in the period 2005 to 2007 in all areas correspond to the maximum permissible (alarm) risk that requires measures to improve ambient air. According to the results of the investigation, health promotion measures are recommended to the Government of Moscow.

Key words: carcinogenic substances, ambient air pollution, carcinogenic risks

Методология оценки риска в настоящее время представляет собой наилучший аналитический инструмент для характеристики влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья населения [3]. Оценка риска позволяет получить соотношение определенной концентрации вещества, загрязняющего окружающую среду, и вероятности негативного воздействия на здоровье человека (вероятность развития канцерогенных и неканцерогенных эффектов, смертельного исхода заболева-

Фокин С. Г. — канд. мед. наук, зам. рук. (uprav@mos-sanepid.ru)

ния и др.), выявить приоритетные загрязняющие вещества и источники их поступления в различные среды (атмосферный воздух, вода, почва).

Результаты проведенных работ по оценке риска в Москве показали, что атмосферный воздух является ведущей средой, обусловливающей канцерогенный и неканцерогенный риски для здоровья населения. Основным источником загрязнения атмосферного воздуха является автомобильный транспорт. Его вклад в загрязнение воздуха неуклонно возрастает и на сегодняшний день составляет 83%. За ним следуют выбросы от стационарных источников (промышленные предприятия) — 11%. Объ-

ектам теплоэнергетики принадлежит примерно 6% от суммарного объема выбросов загрязняющих веществ.

Стремительный рост автомобильного транспорта в Москве привел к значительному увеличению объемов выбросов загрязняющих веществ в воздушную среду города. В виде отработавших газов в атмосферу ежегодно выбрасывается более 1 млн т загрязняющих веществ. Тенденция устойчивого роста автомобильного парка сохраняется все последнее десятилетие. Автотранспортный парк города по состоянию на 2007 г. приблизился к 3 млн единиц, потребляющим в год около 5 млн т моторного топлива.

Возрастает также интенсивность использования всех видов транспортных средств, в результате чего прирост массы выделяемых транспортом в атмосферу загрязняющих веществ опережает прирост абсолютной численности автопарка. Специфика подвижных источников загрязнения (автомобили) проявляется в том, что выброс осуществляется непосредственно на территориях жилых районов в зону дыхания человека.

Основную массу выбросов вредных веществ от автотранспорта составляют оксиды азота, оксид углерода, углеводороды. Однако для здоровья населения опасность также представляют канцерогенные вещества (сажа, бензол, формальдегид, свинец, 1,3-бутадиен) и опасные органические вещества (акролеин, толуол, ксилолы) [1). Высокие уровни загрязнения особенно характерны для при-магистральных территорий, занимающих 35—40% площади Москвы.

По данным "Городской целевой программы использования альтернативных видов моторного топлива на автомобильном транспорте" на территории Москвы, где запрещено использование этилированных бензинов, до 70% ущерба здоровью населения связано с выбросами акролеина, оксидов азота и формальдегида, значительный риск для здоровья населения связан с воздействием сажевых частиц, бензола, толуола и других органических веществ [2].

Величина предельно допустимого уровня риска развития канцерогенных эффектов находится в диапазоне от Ю-4 до Ю-6. В некоторых случаях при таких уровнях риска проводятся дополнительные мероприятия по их снижению. Уровень канцерогенного риска в диапазоне от Ю-4 до Ю-3 приемлем для профессиональных групп и неприемлем для населения в целом. Появление такого риска требует разработки и проведения плановых оздоровительных мероприятий. Канцерогенный риск менее Ю-6 характеризуется как пренебрежимо малый, не отличающийся от обычных повседневных рисков. Подобные риски не требуют никаких дополнительных мероприятий по их снижению, их уровни подлежат только периодическому контролю [5, 7].

В атмосферном воздухе Москвы на маршрутных постах филиалов ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве в административных округах контролируются такие канцерогенные вещества, как формальдегид и бензол. Для оценки их возможного неблагоприятного влияния на здоро-

вье населения были определены уровни индивидуального и популяционного канцерогенного риска по каждому административному округу (АО) города в целом и по районам округов, в которых размещены посты наблюдения.

Индивидуальный канцерогенный риск от воздействия бензола в концентрациях, рассчитанных как средние за 3 года наблюдения (2005—2007 гг.), на территориях четырех АО определен на приемлемом уровне. В Зеленограде риск оказался самым низким и составил 7,3 • Ю-6, в Центральном, Юго-Восточном, Северо-Западном и Северном АО риск также определен на приемлемом уровне — от 8,6 • 10~6 до 9,7 • 10"5; на территории остальных округов канцерогенный риск находится на предельно допустимом уровне (от 2,5 • 10~4 до 5,9 • 10"4).

Индивидуальный канцерогенный риск от ингаляционного воздействия формальдегида для населения всех округов определен на предельно допустимом уровне (1,4 • 10~4 до 2,2 • 10~4), кроме территории Зеленограда, где он определяется на приемлемом уровне (6,2 • 10"5).

Уровни суммарных канцерогенных рисков от воздействия средних концентраций формальдегида и бензола за период 2005—2007 г. во всех округах соответствуют предельно допустимому (сигнальному) риску, т. е. верхней границе приемлемого риска, требующей осуществления мер по оздоровлению атмосферного воздуха.

По данным каждого маршрутного поста, размещенного в районах АО, рассчитали средние концентрации для формальдегида и бензола, определяемые в течение последних 3 лет наблюдения, а также индивидуальные и популяционные канцерогенные риски.

Величины индивидуального канцерогенного риска от воздействия формальдегида находятся практически во всех районах на предельно допустимом (сигнальном) уровне. В районе 1 Зеленограда риск наименьший (от 6,1 • 10~5).

Значения индивидуального канцерогенного риска от воздействия бензола на территориях Москвы находятся в диапазоне от 9,2 • 10~6 в четырех районах Центрального АО (Хамовники, Таганский, Тверской, Арбат), 1,5 • Ю-5 (район 1 Зеленограда и в районах Митино, Покровское-Стрешне-во, Хорошево-Мневники Северо-Западного АО) до 3,9 • Ю-4 во всех других районах, вошедших в расчет, т. е. величина индивидуального канцерогенного риска от воздействия бензола находится на предельно допустимом уровне.

Суммарные уровни индивидуальных канцерогенных рисков от воздействия средних концентраций формальдегида и бензола по районам города соответствуют предельно допустимому риску, кроме территории районов Зеленограда (районы 1 и 2), где суммарный канцерогенный риск определяется на приемлемом уровне: 7,6- Ю-5 и 6,4-10"5 соответственно.

Таким образом, атмосферный воздух Москвы довольно интенсивно загрязнен опасными химическими соединениями, обладающими канцерогенным действием: суммарные уровни индивидуальных канцерогенных рисков от воздействия средних

:ена и санитария 3/2010

концентраций формальдегида и бензола во всех районах Москвы определяются на сигнальном уровне, характерном для большинства крупных городов (от 1,3 • 10"4 до 2,5 • 10~4 для формальдегида; до 5,72 • 10"4 для бензола), свидетельствующем о потенциальной канцерогенной опасности для населения загрязнения атмосферного воздуха указанными веществами [6].

Наибольшие величины популяционных канцерогенных рисков, свидетельствующие о числе жителей, у которых (дополнительно к фоновому уровню) возможно возникновение злокачественных новообразований, если в течение всей жизни они будут подвергаться воздействию формальдегида и бензола в тех же концентрациях, полученных по результатам контроля загрязнения атмосферного воздуха за период 2005—2007 гг., отмечены у населения, проживающего в районах Ясенево, Ярославский, Теплый Стан, Лианозово, Лосиноостровский, Бутырский.

Следует подчеркнуть, что рассчитанные уровни канцерогенного риска и число дополнительных случаев онкологических заболеваний для здоровья населения Москвы отражают возможное увеличение онкологической заболеваемости при сохранении данных уровней загрязнения атмосферного воздуха бензолом и формальдегидом. Проведенная оценка канцерогенного риска является ориентиром для дальнейших исследований причинных факторов развития заболеваний, а также позволяет разрабатывать профилактические мероприятия, направленные на улучшение качества окружающей среды.

Многочисленные исследования показывают, что бензол и формальдегид присутствуют в выбросах автотранспорта и вносят значительный вклад в канцерогенные риски [4]. Высокая интенсивность движения автотранспорта наблюдается на таких крупных магистралях, как Алтуфьевское, Каширское, Дмитровское, Ярославское шоссе и другие.

По результатам работы Правительству Москвы было рекомендовано для предупреждения и ограничения вредного влияния загрязнения атмосферного воздуха на среду обитания и здоровье населения разработать комплексную схему организации дорожного движения в Москве, формирования сети эстакадных мостовых переходов для развития системы магистральных улиц округа, планирования и организации строительства транспортных развязок и подземных переходов; проводить своевременный ремонт дорожных покрытий, усилить контроль качества реализуемого моторного топлива с использованием топлива с улучшенными экологическими характеристиками, оснастить муниципальный автотранспорт каталитическими нейтрализаторами.

Одним из основных путей снижения негативного влияния автотранспорта на экологию города является создание и внедрение новых технологий производства моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками. Качество моторного топлива, используемого в настоящее время, относится к числу факторов, ограничивающих повышение экологической безопасности автотранспорта в России, в том числе в Москве. В определенной мере решению проблемы качества атмосферного воздуха, вызванной выбросами автотранспорта, могут способствовать производство и использование альтернативного бензину моторного топлива (диметиловый эфир, пропан-бутан, метан), что позволит уменьшить выбросы в атмосферу оксида углерода, углеводородов, диоксида азота и других загрязняющих веществ.

В настоящее время в городе выполняется программа оснащения муниципального автотранспорта каталитическими нейтрализаторами. В ходе работ установлены более 30 тыс. нейтрализаторов на автобусы и грузовые автомобили. Для значительного снижения содержания в воздухе города загрязняющих веществ необходимо также преодолеть низкий технический уровень выпускаемых отечественной автомобильной промышленностью двигателей внутреннего сгорания.

Л итература

1. Авалиани С. Л., Буштуева К. А., Андрианова М. М., Безпалько Л. Е. // Гиг. и сан. — 2002. — № 6. — С. 21-25.

2. Критерии оценки риска для здоровья населения приоритетных химических веществ, загрязняющих окружающую среду / Новиков С. М., Рахманин Ю. А., Филатов Н. Н. и др. МосМР 2.1.9.004-03. — М., 2003.

3. Основы оценки риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду / Под ред. Ю. А. Рахманина, Г. Г. Онищенко. — М., 2002.

4. Применение результатов мониторинга химических веществ в атмосферном воздухе с целью сравнительной оценки риска для здоровья населения, проживающего на территориях административных округов г. Москвы: Информац.-метод. письмо № 14-31/60 от 29.03.2002. - М., 2002.

5. Применение факторов канцерогенного потенциала при оценке риска воздействия химических веществ / Новиков С. М., Курляндский Б. А., Рахманин Ю. А. и др. МосМР 2.1.9.005-03. - М., 2003.

6. Рекомендации по качеству воздуха для Европы. — 2-е изд. Копенгаген, 2000; Региональные публ. ВОЗ, сер. 91. — М., 2004.

7. Руководство по оценке риска здоровья населения при воздействии химических веществ загрязняющих окружающую среду. Р 2.1.10.1920-04, утв. 05.03.04. - М., 2004.

Поступила 26.12.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.